Поведенческие симптомы стресса. Симптомы стресса: в каких ситуациях стоит задуматься? Что определяет вашу способность справляться со стрессом

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Основные симптомы:

Со стрессом в своей жизни сталкивается каждый человек, ведь это такое состояние организма, которое возникает при воздействии на человека определённых негативных, или даже позитивных факторов, ведущих к различного рода переменам в их жизни. Во время данного нарушения организм вырабатывает адреналин, необходимый для того, чтобы преодолеть возникшую проблему, поэтому небольшое количество стрессов требуется нашему телу - они позволяют нам двигаться вперёд и самосовершенствоваться. Однако длительное негативное воздействие становится причиной развития различных нарушений в организме и даже может вызвать хронический стресс, который опасен своими побочными явлениями.

Как уже было сказано выше, такое расстройство может возникнуть как от чрезмерного воздействия негативных факторов, и в этом случае оно носит название дистресс, так и от воздействия позитивных факторов - в таком случае развивается эустресс. По своей сути любые события в жизни, могут являться стрессовым фактором. Однако реакция каждого человека индивидуальна и зависит от его нервной системы. Для одних людей психоэмоциональный стресс может стать причиной развития серьёзных психосоматических нарушений в организме, а для других он пройдёт бесследно, став лишь стимулом к усовершенствованию себя и своей жизни.

Классификация

Существуют разные виды стресса. Как уже было сказано выше, по характеру различают дистресс и эустресс. Позитивная форма обычно не оказывает негативного влияния на состояние здоровья и психическую сферу человека, тогда как негативная способна надолго выбить человека из седла и оставить после себя незаживающие раны.

Также виды стресса различаются по характеру воздействия определённых факторов, и могут быть:

  • температурными;
  • нервно-психическими (наиболее распространённый вид);
  • пищевыми;
  • световыми, а также вызванными другим раздражителями.

Кроме того, выделяют такие виды стрессов, как возникшие из-за экстремальных социальных условий или же развившиеся вследствие критических психологических событий. К первому виду относятся расстройства, которые возникают вследствие военных действий, стихийных бедствий, нападений бандитов и т. д. Ко второму виду можно отнести те расстройства, которые возникают как следствие различных социальных проблем, например, сдачи экзамена, развода, смерти родственника и т. д.

Также отдельно стоит выделить следующие виды стресса — психологические и биологические. Психологическое расстройство или психоэмоциональный стресс возникает вследствие реакции нервной системы человека на реальный или вымышленный негативный фактор. Биологическое нарушение возникает на фоне реально существующей угрозы. Поэтому главным критерием, позволяющим определить вид расстройства, является вопрос: «Наносит ли то или иное воздействие реальный вред организму?». Если ответ «да», значит, это биологическое расстройство, если «нет» — психоэмоциональное. Знание этих разновидностей позволяет понять, как снять стресс и не допустить его неблагоприятного влияния на здоровье человека.

Также различают посттравматический стресс, то есть нарушение, развивающееся после перенесённых травм или пережитых критических событий. Стрессовое недержание мочи - один из распространённых симптомов такого патологического расстройства. Особенно часто стрессовое недержание мочи встречается у детей после тяжёлых событий.

Основные стадии стресса

Существует три стадии стресса, которые характеризуются периодами возбуждения и торможения. У каждого человека они выражены в той или иной степени, что зависит, во-первых, от источника расстройства, а, во-вторых, от состояния нервной системы человека.

Три стадии стресса связаны между собой, то есть при развитии первой, обязательно последует вторая и третья. Во время возникновения воздействия, возникает ответная реакция организма на него. Это может произойти в течение нескольких секунд или через несколько недель после случившегося - все зависит от состояния нервной системы каждого конкретного индивида.

На первой стадии стресса индивид теряет способность контролировать свои действия и мысли, снижается сопротивляемость организма и поведение меняется на прямо противоположное тому, которое ему характерно. Так, если человек был добр, он становится вспыльчивым и раздражительным, а если был вспыльчив - замыкается в себе.

Вторая стадия — стадия сопротивления и адаптации. На этой стадии повышается сопротивляемость организма раздражителю и человек принимает решения, позволяющие ему справиться с возникшей ситуацией.

Третья стадия характеризуется истощением нервной системы. Если воздействие длительное, например, когда у человека развивается хронический стресс, его организм становится не в состоянии противостоять факторам, вызвавшим расстройство. У человека развивается чувство вины, может повторно возникнуть тревога, но, кроме этого, хронический стресс часто становится причиной развития соматических патологий, вплоть до тяжёлых патологических состояний.

Таким образом, все фазы стресса взаимосвязаны между собой и когда возникает вопрос, как снять стресс, необходимо понимать, на какой стадии находится человек в определённый момент времени. Важно помнить, что последствия стресса могут быть как незначительными, так и очень тяжёлыми, поэтому, чем раньше пациент начинает пить таблетки от стресса, тем меньше последствий данного расстройства.

Причины стресса

Каждый человек в своей жизни сталкивается со множеством негативных факторов. Причины стресса настолько многочисленны, что перечислить их все не представляется возможным. Тем не менее учёным удалось установить главные причины стресса, а точнее, факторы, которые оказывают влияние практически на любого индивида.

Итак, к основным негативным факторам, способным вызвать психоэмоциональное расстройство и даже хронический стресс, относятся:

  • тяжёлая болезнь;
  • болезнь или смерть близких родственников;
  • расставание с любимыми людьми, в том числе развод;
  • нападение или чрезвычайные происшествия;
  • ухудшение материального положения;
  • рождение ребёнка;
  • переезд в другую страну (или даже просто изменение места жительства);
  • сексуальные проблемы;
  • смена работы;
  • уход на пенсию;
  • появление проблем с законом и т. д.

Очень часто у женщин развивается стресс во время беременности, так как её тело и психика подвергаются существенным изменениям.

Необходимо сказать о том, что такое расстройство имеет свойство накапливаться, то есть при длительном воздействии оно усугубляется. Например, стресс во время беременности может усиливаться с течением времени и в момент рождения ребёнка обычное расстройство превращается в тяжёлую или . При возникновении стресса при беременности женщине необходимо рассказать о своих симптомах наблюдающему её гинекологу, чтобы он назначил ей лекарства, которые можно принимать без риска для плода.

Симптомы

Если говорить про симптомы стресса, то у каждого человека они могут быть различными - все зависит от состояния психики индивида, стадии процесса, а также силы негативного воздействия.

Физические симптомы стресса немногочисленны - они могут проявляться снижением веса вследствие нарушения питания, постоянной усталостью из-за возникновения бессонницы, раздражительностью или, наоборот, .

Более выраженными являются психологические симптомы стресса, к которым можно отнести:

  • чувство внутреннего напряжения;
  • беспричинную тревогу;
  • стрессовое недержание мочи;
  • чувство постоянного неудовлетворения;
  • подавленное состояние и плохое настроение;
  • ощущение призрачности окружающего мира;
  • снижение интереса к обычной деятельности и т. д.

О том, как снять стресс в случае появления симптомов, следует разговаривать с врачом психотерапевтом на начальной стадии заболевания и с врачом психиатром - при прогрессировании нарушения. Последствия стресса могут быть крайне тяжёлыми, поэтому лечение необходимо начинать в тот период, когда появились первые признаки стресса.

Иногда люди пытаются самостоятельно заглушить симптомы стресса, употребляя алкоголь, наркотики или становясь азартным игроком. Все эти воздействия извне способны существенно усугубить расстройство и испортить жизнь пациенту.

Признаки, как уже было сказано выше, могут быть явно выраженными и неявными, поэтому близким следует внимательно следить за поведением и реакциями больного, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалисту.

Отдельно следует сказать о таком симптоме, как стрессовое недержание мочи. Он может встречаться у молодых и взрослых женщин и характеризуется при физической активности, чихании и т. д. Чаще всего стрессовое недержание мочи встречается у женщин во время беременности и после родов. Во время беременности стрессовое недержание мочи развивается тогда, когда плод давит на мочевой пузырь, а после родов оно возникает вследствие ослабления мускулатуры тазового дна. Поэтому в тех случаях, когда женщина испытывает стресс во время беременности, данное нарушение усугубляется, и стрессовое недержание мочи становится частым симптомом патологического расстройства. Вообще, сам по себе стресс во время беременности может стать причиной преждевременных родов и выкидышей.

Также важно помнить, что стрессовое недержание мочи возникает у детей на фоне воздействия неблагоприятных факторов и является важным признаком того, что ребёнок переживает психоэмоциональные перегрузки.

Лечение

Самый важный вопрос, который люди задают врачам - как снять стресс? Их интересует профилактика стресса и способы борьбы со стрессом. Если у человека посттравматический стресс, очень важно обратиться за помощью к хорошему специалисту, в других случаях можно попытаться самостоятельно пропить таблетки от стресса, которые сегодня можно приобрести без рецепта (в случае невыраженных клинических проявлений).

Методы борьбы со стрессом бывают медицинские или немедицинские. Самостоятельно человек может практиковать техники релаксации и проводить аутотренинг. Собственно в способности расслабляться заключается и профилактика стрессов.

В то же время в медицинской практике существует множество техник борьбы с данным нарушением, благодаря которым последствия стресса становятся неощутимыми для человека. Без соответствующей терапии (психологического консультирования и приёма назначенных врачом медикаментов) последствия стресса могут быть крайне тяжёлыми для организма, вплоть до развития таких соматических заболеваний, как , онкология и т. д.

Профилактика стресса заключается в ведении здорового образа жизни, правильном питании, правильном чередовании режима отдыха и бодрствования. Отказ от алкоголя, наркотиков, табака и других вредных привычек также повышает сопротивляемость организма внешним воздействиям. А позитивный настрой даёт возможность «обезоружить» стресс на начальной стадии.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Стресс — это эмоциональная, психическая, физическая и химическая реакция нашего организма на внешние раздражающие и пугающие факторы. Как отличить стресс от любого другого нервного заболевания? Учёные симптомы стресса делят на несколько групп.

Физиологические симптомы

Физиологические симптомы нервного стресса — одни из самых труднопереносимых, так как связаны со сбоем работы сразу нескольких систем нашего организма. К физическим реакциям при стрессе относя следующие симптомы.

    1. Снижение аппетита и как следствие — потеря веса при стрессе, что является достаточно распространённым симптомом и одним из верных признаков стрессового состояния. В редких случаях наблюдается обратная реакция организма: человек начинает поглощать всё без разбора и быстрыми темпами в короткие сроки набирает вес.
    2. Бессонница или постоянные пробуждения среди ночи, ночные кошмары и как следствие — быстрая утомляемость днём и снижение работоспособности.
    3. Непонятные, ничем не объяснимые боли в области спины или желудка. Однако чаще всего в стрессовой ситуации начинаются сильнейшие головные боли.
    4. Иногда температура при стрессе может быть чересчур заниженной (упадок сил), может держаться долгое время на отметке в 37 С, а иногда резко поднимается. Повышение температуры при стрессе не сопровождается никакими воспалительными процессами в организме.
    5. Усиливается потоотделение.
    6. Наблюдаются скачки артериального давления у тех людей, которые раньше этим не страдали.
    7. У людей, которые в жизни не знали, что такое аллергия, начинаются различные кожные высыпания аллергического характера.
    8. Начинаются проблемы с пищеварением: изжога, тошнота при стрессе бывает вплоть до рвоты, диарея или запор, отрыжка.
    9. Мышцы находятся в сильнейшем напряжении, иногда их сводит судорога. Конечности часто могут непроизвольно дрожать.
    10. Дыхание при стрессе чаще всего сбивается: человеку не хватает воздуха и у него может начаться приступ удушья.
    11. Сексуальное влечение резко падает.
    12. Непроизвольное сжимание челюстей и скрипение зубами.

Если в наличии больше половины из перечисленных симптомов, а никаких серьёзных заболеваний нет, это наверняка признаки самой настоящей стрессовой ситуации.

Эмоциональные симптомы

Эмоциональные симптомы стресса самые управляемые и могут зависеть от волевых действий человека. К этой группе признаков относятся следующие симптомы.

    1. Равнодушие ко всему, отсутствие всяких стимулов для работы и жизни.
    2. Чувство полнейшего одиночества и невыразимой тоски.
    3. Чрезмерная раздражительность и беспричинные приступы гнева, враждебность к окружающему миру.
    4. Состояние постоянной тревожности, беспокойство по поводу того, что обязательно должно произойти что-то очень плохое. Могут иметь место внезапные приступы сильнейшей паники по самым незначительным причинам.
    5. Человека постоянно мучает чувство вины, хотя он и не может даже себе чётко объяснить, в чём и перед кем он виноват.
    6. Чувство предвзятости к себе, заниженная самооценка, постоянное недовольство собственными словами и действиями.
    7. Капризное настроение, которое портит жизнь не только окружающим, но и самому человеку.
    8. Человек не может расслабиться даже в самой спокойной и приятной обстановке.
    9. Резкие перепады настроения.
    10. Человек часто плачет.
    11. Регулярно начинают посещать мысли о самоубийстве.

Есть специально разработанные методики, как управлять стрессом. Они направлены прежде всего на управление нежелательными эмоциями, которые захлёстывают человека в стрессовой ситуации. После преодоления эмоционального барьера уже начинается работа и с остальными проявлениями данного заболевания.

Поведенческие симптомы

Физиологические и эмоциональные признаки стресса сказываются и на поведении человека. По его реакции на окружающие события можно чётко определить, находится он в стрессовом состоянии или нет.

    1. Он начинает допускать большое количество ошибок даже в той работе, которая для него всегда была привычной и хорошо отработанной.
    2. Постоянно занятый своим внутренним миром и проблемами, там происходящими, человек очень небрежно начинает относиться к своей внешности: носит старую, грязную, неглаженую одежду, не посещает парикмахера.
    3. Человек, подверженный стрессу, обычно очень суетлив без всяких на то причин, у него постоянно ни на что не хватает времени.
    4. Начинает курить, если не страдал этой привычкой раньше. Если же был курильщиком, то число выкуриваемых за день сигарет возрастает в несколько раз.
    5. Пытается залить тоску и одиночество алкоголем.
    6. Некоторые люди в стрессовом состоянии с головой уходят в работу, чтобы убежать от самих себя. Им свойственен трудоголизм в ущерб личному и семейному времени.
    7. Конфликтные ситуации как дома, так и на работе, учащаются.

Интеллектуальные симтомы

Данная группа признаков стресса чаще всего наблюдается у школьников, так как стресс у подростков связан как раз с интеллектуальными и эмоциональными перегрузками в школе.

    1. Невозможность сосредоточиться на чём-то, постоянная рассеянность и разброд мыслей в разных направлениях, концентрация внимания падает в несколько раз.
    2. Значительное ухудшение памяти.
    3. Негативные мысли не дают покоя и постоянно держат человека в напряжении.
    4. Бесполезное проигрывание в мыслях одной и той же ситуации, возвращение к одной и той же проблеме, которую мозг никак не может решить.
    5. Трудность в принятии самых простых решений.
    6. Неорганизованность, постоянные опоздания, беспорядок на рабочем месте, забывчивость.

Если большинство из перечисленных симптомов имеет место быть, человек находится в серьёзной опасности, так как стресс очень вреден для здоровья человека в целом — как физического, так и психического. Чем раньше будут обнаружены данные симптомы, поставлен диагноз и начато комплексное лечение, тем легче будет проходить восстановление после стресса.

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:
+ настроение (например, волнение);
+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);
+ поведенческие реакции @@@@@21#####.
В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:
+ в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);
+ дрожании рук;
+ изменении ритма дыхания;
+ дрожании голоса;
+ уменьшении скорости сенсомоторной реакции;
+ нарушении речевых функций и т. д.


Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.
Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.
Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.
Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.
Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.
Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».
При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (r = 0,44; р< 0,001), а также между едой и телевизором (r = 0,31; р < 0,01). Таким образом, выявляются «парные» привычки адаптационного плана, одна из которых может приводить к алкоголизации и болезням легких, а другая – к появлению избыточного веса. В то же время была отмечена отрицательная корреляция между применением сигарет и телевизора, выступающих в качестве альтернативных способах уменьшения стресса (r= -0,32; р < 0,01). В наших исследованиях также было отмечено, что неадекватные методы купирования стрессов чаще применяли люди, которые жаловались на постоянную нехватку времени и невозможность поддержания привычного режима дня. При этом нарушение режима жизнедеятельности при стрессе часто проявлялось в возрастании уровня агрессивности по отношению к окружающим (r = 0,33; р < 0,01).


Рис. 6. Неадекватные методы подавления стрессов. Частота применения оценивалась испытуемыми по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, 10 – применяю всегда.

Некоторые авторы четко не разделяют понятие «эмоциональный стресс» и «эмоциональная напряженность», отмечая, что для обоих явлений характерны изменения в мимике, проявления скованности движений, изменения в фонации и артикуляции речи, тремор мышц лица, рук и ног, такие поведенческие реакции, как суетливость или, наоборот, ступор @@@@@3#####.
Следует отметить, что анализ приведенных этими авторами ситуаций (пожар, парашютный прыжок, полет на самолете) показывает, что речь скорее идет о кратковременной эмоциональной напряженности, чем о «классическом» стрессе, обладающем достаточно длительной динамикой развертывания и проявления. Тем не менее результаты и выводы, полученные данными авторами, представляют несомненную ценность и для изучения психологического стресса. Например, они дают интересную классификацию поведенческих проявлений эмоциональной напряженности, которые имеют место и при стрессе:
+ импульсивная (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;
+ тормозная («торпидная») форма обусловливается общей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;
+ генерализованная («гипобулическая») форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия («действия наоборот») – поступки вопреки здравому смыслу @@@@@3#####.

2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны когнитивной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.
В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:

«Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через “кривое зеркало”). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).
Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам – она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены.
На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что, когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы “прозреваем” от “отравления эмоциями” и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям» @@@@@3; с. 89-90#####.


Рис. 7. Интеллектуальные признаки стресса.

Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на рис. 7.

2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной @@@@@4, 5, 7#####. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:
+ повышение частоты пульса или изменение его регулярности;
+ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
+ снижение электрического сопротивления кожи и т. д.
Упомянутые выше авторы – В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д. @@@@@3#####.
Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
+ боли в сердце и других органах;
+ затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
+ неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.
Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рис. 8).


Рис. 8. Физиологические признаки стресса.
Согласно самоотчетам студентов, описывающих проявления экзаменационного стресса, сильнее всего он проявляется в виде головной боли (5,7 + 0,4 балла), учащенного сердцебиения или неприятных ощущений в сердце (4,2 + 0,4 балла), в виде избыточного мышечного напряжения или тремора (3,9 + 0,4 балла). Чуть меньше стрессы проявляются в виде проблем с желудочно-кишечным трактом (3,5 + 0,3 балла) и в форме затрудненного дыхания (2,8 + 0,3 балла) (рис. 9).
Выраженность физиологических проявлений стресса весьма прочно коррелировала с внутренними предпосылками психологических стрессов (r = 0,45; р < 0,001). Психосоматические проявления стресса были больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и людей со слабым типом высшей нервной деятельности.


Рис. 9. Физиологическое проявление экзаменационного стресса. Интенсивность субъективных проявлений оценивалась испытуемыми по 10-балльной системе.

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию @@@@@7#####.
На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего – негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.
Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.
При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).
Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности @@@@@18#####. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рис. 10.


Рис. 10. Эмоциональные признаки стресса.

2.2. Оценка уровня стресса

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса

Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:
+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);
+ определение показателей артериального давления (АД);
+ электрокардиография (ЭКГ);
+ определение параметров функционирования дыхательной системы (частота и глубина дыхания, газовый состав выдыхаемого воздуха и т. д.).
В последнее время все большую популярность завоевывают комплексные методы исследования стресса. Это связано с тем, что ответная реакция организма на воздействие стрессора сама по себе является комплексной и системной, охватывая все иерархические уровни организма. Поэтому особый интерес представляет взаимодействие различных систем: нервной, гуморальной, сердечно-сосудистой, мышечной и др.

В этом плане интересно заключение болгарских ученых из Института гигиены в Софии, которые пришли к выводу, что независимое исследование отдельных реакций организма на стресс (изменений сердечного ритма, артериального давления и дыхания) менее информативно, чем анализ их взаимодействия. В своих исследованиях они показали, что у испытуемых с низкой стрессорной реакцией организма волнообразная активность жизненно важных функций организма высокосинхронизирована. Высокая информативность корреляций между дыханием и ритмом сердечной деятельности при изучении индивидуальной предрасположенности к стрессу была показана и отечественными авторами @@@@@15#####.
Наиболее простым и оперативным методом оценки функционального состояния человека при стрессе является измерение его частоты сердечных сокращений (пульса).
Например, согласно результатам одного из исследований психоэмоционального стресса, средняя частота пульса у студентов-первокурсников перед экзаменами возрастала с 79 до 98 ударов в минуту (как при работе средней тяжести), что лишний раз подчеркивает влияние психологических факторов на физиологическое состояние организма @@@@@5#####. Результаты, полученные в ходе этой работы, согласуются с данными других авторов @@@@@9, 13, 14, 16#####, отмечавших значительную тахикардию у студентов во время экзаменов.
Частотное распределение пульсовых значений у студентов, полученное в наших исследованиях, отражено на рис. 11. На нем видно, что распределение частот показателей пульса отличается в норме и в условиях экзаменационного стресса. Во-первых, средний показатель пульса студенческой популяции в условиях стресса сдвигается в область больших величин, что отражает общую активацию симпатической системы, а во-вторых, увеличивается дисперсия распределения (кривая становится более пологой и вытянутой). Это означает, что в популяции выявляются лица, чьи показатели пульса в условиях стресса значительно отличаются от средних величин. В состоянии экзаменационного стресса 3,8% студентов имели значения пульса в пределах 120-150 ударов, что свидетельствует о резко выраженной реакции симпатической системы на процедуру экзамена. С другой стороны, 1,3% студентов имели показатели ЧСС, сдвинутые в область брадикардии, что свидетельствует об активации парасимпатической системы, которая таким образом реагирует на истощение ресурсов нервной системы и развивающиеся процессы запредельного торможения. При этом в условиях психологического стресса пульс наиболее сильно увеличивался у студентов с исходным парасимпатическим типом регуляции @@@@@5, 16#####, т. Е. лиц со слабым типом высшей нервной деятельности, у которых психологический стресс протекает наиболее тяжело.


Рис. 11. Частотная диаграмма распределений показателей частоты сердечных сокращений у студентов в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

Психологический стресс, связанный с тревожным ожиданием важного для субъекта события, как правило, приводит к возрастанию артериального давления. При этом в ряде исследований отмечается увеличение разброса показателей артериального давления по сравнению с нормой в обследованной популяции. Это может быть связано, с одной стороны, с потенциальной склонностью к резким перепадам давления части лиц, изначально имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы в скрытой форме, которые проявляются при эмоциональной нагрузке, а с другой – возможным разнонаправленным характером реагирования системного артериального давления на стресс у отдельных индивидуумов. Кроме того, направленность сосудистых изменений зависит от характера эмоций, сопровождающих стресс, что было показано в классической работе А. Экса, который установил, что наиболее характерной реакцией для стенических негативных реакций (гнева, ярости, обиды и пр.) является повышение диастолического давления, а для астенических (депрессии, страха) – его снижение @@@@@19#####. Характер возникающей при стрессе эмоции зависит от многих факторов: от личностных особенностей человека, типа его ВНД, наличия или отсутствия нужной информации, взаимоотношений с окружающими людьми и т. п., поэтому «сложение» или «вычитание» этих факторов приводит к увеличению или уменьшению показателей артериального давления.
Пути повышения артериального давления при стрессе помимо увеличения частоты сердечных сокращений могут быть различными. Это может быть увеличение нагнетательной функции сердца за счет возрастания систолического объема или же повышение периферического сопротивления крови вследствие усиления тонуса сосудистых стенок. Кроме того, отсутствие выраженной корреляции между частотой пульса и артериальным давлением в экстремальных ситуациях может быть объяснено индивидуальными различиями в исходной физической подготовленности студентов. Есть данные, что у лиц, занимающихся спортом или ведущих активный образ жизни, увеличение давления происходит за счет повышения систолического объема, а у физически неподготовленных людей – за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

Анализ активности вегетативной нервной системы

Традиционно для оценки состояния вегетативной нервной системы использовали определение вегетативного индекса Кердо @@@@@12, 13, 15#####, который вычисляется по формуле


где ВИК – вегетативный индекс Кердо; АДД – артериальное диастолическое давление; ЧСС – частота сердечных сокращений.
Состояние экзаменационного стресса, как правило, приводит к увеличению ВИК при стрессе @@@@@5, 13, 15#####. При этом следует отметить, что существуют различные количественные показатели «нормы» по этому показателю для лиц женского и мужского пола.
Усредненный показатель ВИК в норме у мужчин располагается в области отрицательных величин и составляет -2,3 + 1,8 балла, а у женщин +7,5 + 1,3 балла. В условиях эмоционального стресса у мужчин (перед экзаменами) этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов, а у женщин 21,4 балла.
Наглядное соотношение ВИК у мужчин и женщин, полученное в исследованиях в покое и перед экзаменом, показано на рис. 12.
В последнее время особый интерес исследователей вызывает метод изучения вариабельности сердечного ритма как инструмент исследования механизмов и путей реализации эмоционального стресса @@@@@6, 12, 20#####. Привлекательность данного метода обусловлена доступностью его применения и его большой информационностью, позволяющей регистрировать не только показатели работы сердца как отдельного органа, но и состояние систем регуляции вегетативного гомеостаза в целом.


Рис. 12. Соотношение вегетативного индекса Кердо в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

Основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной.

Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Тревожность - состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности, состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства.

Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.

Причины стресса

Внешние источники стресса и беспокойства: переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.

Внутренние источники стресса и беспокойства: жизненные ценности и убеждения, верность данному слову, самооценка.

Симптомы стресса

Симптомы могут постепенно нарастать или появляться внезапно, в течение нескольких минут. Приступы паники обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение.

Генерализованное тревожное состояние обычно развивается постепенно и обычно не является прямым следствием какого-либо определенного беспричинного страха (фобии).

Два главных признака стресса и тревожного состояния - это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания.

Стрессы и тревожности могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха, удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, онемение или чувство покалывания в конечностях.

Осложнения

Бессонница, головные боли, боли в спине, запор и диарея, употребление алкоголя, наркотиков, курение, повышение АД, сердечно-сосудистые заболевания, тревожные расстройства, .

Что можете сделать вы

Научитесь справляться со стрессовыми ситуациями, использовать технику релаксации, например, глубокое ровное дыхание. Дайте себе достаточно времени, чтобы прийти в себя после стресса. Регулярно делайте зарядку. Таким образом, вы улучшите свое здоровье и самочувствие и повысите способность организма реагировать на стресс. Не употребляйте алкоголь и разрешенные наркотические препараты. Ограничьте употребление кофеина, поскольку он может усилить проявления тревожности. Научитесь противостоять своим страхам.

После посещения врача: расскажите своим близким о том, как вы собираетесь лечиться. Обсудите это с вашими друзьями и родственниками, объясните, какой момент в вашей жизни вы переживаете сейчас. Если врач прописал вам лекарства, строго следуйте его указаниям по их приему. Когда вы почувствуете себя лучше, возможно, у вас появится соблазн прекратить прием препаратов. Тем не менее, без указаний врача не прекращайте прием лекарств.

Сообщите врачу, если вы заметите любые побочные эффекты от препарата. Для оценки вашего состояния в динамике продолжайте посещать врача в процессе лечения. Имейте в виду, что вероятнее всего потребуется время, чтобы наступил эффект от лечения. Прежде чем принимать натуральные препараты для лечения депрессии, бессонницы, тревожных состояний и стресса, обязательно посоветуйтесь с врачом, так как некоторые лекарства, продаваемые без рецепта, могут вступать во взаимодействие с другими препаратами и вызывать серьезные побочные эффекты. Обратитесь за профессиональной консультацией

Что может сделать врач

Врач может дать вам устную консультацию, назначить седативные препараты и транквилизаторы, при необходимости направить вас к или в центр психического здоровья.

 
Статьи по теме:
Примирение после расставания — как вернуть девушку
Любые отношения не проходят без ссор, и от этого никуда не деться. Причины разногласий могут быть разные, от банальной забывчивости перезвонить и до случая измены. Если вы хотите сохранить отношения, и девушка вам действительно дорога, ищите всевозможны
Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни Дети от 1 месяца
В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц — это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мам
Победить целлюлит: как убрать апельсиновую корку при помощи антицеллюлитных кремов и мазей
Каждая женщина мечтает о гладкой и нежной коже. И целлюлит, с его бугристыми проявлениями на бедрах и ягодицах, вовсе не приходится красавицам ко двору. Борьбу с «апельсиновой коркой» неустанно ведут миллионы женщин по всему миру. И ученые не смогли оста
Детское вязание для мальчиков схемы с описанием
Для мальчиков спицами - это настоящее удовольствие для мастерицы. Особенно если мальчику всего два года и размер его одежды совсем маленький. Такие изделия вяжутся на одном дыхании, от них невозможно устать, а результат виден уже через несколько часов.Нес