Валяные игрушки и изделия из шерсти. Техника мокрого валяния из шерсти для начинающих

  1. Валяние займет много времени

Примите это и не требуйте от себя быстрого результата. Вместо этого медитируйте, получая удовольствие от процесса. Игрушка, особенно первая, не получится у вас за час или два. Если вы только начинаете валять, выбирайте простую игрушку небольшого размера.

  1. В центре игрушки ее сила

Чтобы игрушка не развалилась, у нее должна быть плотная середина.

Поэтому важно заложить основу - тщательно работать иголкой и сжимать пальцами шерсть, тем самым помогая ей уплотниться. Когда в центре образуется уплотнение (с сохранением мягкой поверхности), вы добились своего.

Как проверить: с силой сожмите игрушку. Она не должна деформироваться.

  1. Сухое и мокрое - совместить нельзя разъединить

Бывают случаи, когда в игрушке совмещают два вида валяния - сухое и мокрое. Главное правило, если вы используете мокрую технику: дайте игрушке полностью высохнуть и уже потом валяйте ее иглой. Нетерпение в данном случае приведет к тому, что шерсть порвется и придется начинать сначала.

  1. Синтепомощь

Если вы решились на крупную игрушку, облегчите себе жизнь, сделав основу из синтепона. Сделать из него плотную основу подходящей формы и крепко обмотайте ее нитью. Убедитесь, что основа достаточно плотная, и начните приваливать к ней шерсть. Так вы сэкономите и затраченные усилия, и шерсть.

  1. Шерсть - жизнь проще

Из более толстой шерсти легче валять (толщина измеряется в микронах - чем больше цифра, тем лучше). Более тонкую шерсть лучше приваливать к основе из толстой шерсти - игрушка быстро наберет нужный объем и не займет у вас много сил и времени.

На заметку: целая игрушка из очень тонкой шерсти - плохая идея. Если хотите использовать шерсть, делайте из нее верхний слой.

  1. Оживите ее!

Чтобы сделать игрушке глаза, сначала продавите пальцами глазницы. Затем зафиксируйте получившиеся углубления иглой. Теперь можно вклеивать глазки! Выдавите небольшое количество клея на бумагу. Проколите бусинку-глаз зубочисткой или любой палочкой и обмокните в клей. Готово!

Или, скажем, вы захотели сделать игрушке открытый рот. Для этого идеально подойдет шило. Со временем проделанное отверстие может уменьшиться, поэтому, проткнув игрушку шилом, зафиксируйте углубление, приваляв к нему комочек шерсти.

  1. Финальный этап (подходит только для плотных игрушек)

Когда остальные шаги позади, остается только обработать поверхности тонкой иголкой. Зачем это нужно? Таким образом вы сделаете поверхность гладкой и шелковистой. Вернемся к первому пункту: шлифовать игрушку - небыстрый процесс. В отличие от первого этапа, здесь уже не нужно глубоко обрабатывать всю поверхность игрушки, сконцентрируйтесь на том, чтобы «делать уколы» максимально близко друг к другу.

По валянию из шерсти.

Валяние или фелтинг -интересная техника рукоделия, набирающая обороты. Используя технику сухого валяния можно создавать необычные фигурки, сувениры, украшения, предметы декора и аксессуары. Валяние - это оригинальный смесь скульптуры и рукоделия, позволяющая максимально раскрыться творческой фантазии мастера.

(Мастер Кристина Майорова)

Инструменты для сухого валяния

Давайте разберем что нам необходимо для сухого валяния для начинающих.

  • Иглы


Для сухого валяния вам будут необходимы специальные иглы с засечками. Так как при втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон шерсти зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для различных видов сваливания и этапов работы есть несколько разных игл:

По форме сечения иглы бывают треугольные, трёхлучевые и четырёхлучевые (звёздочки)

Если вы заметили, то на каждой грани лезвия иглы для валяния есть специальные засечки, и тем самым, чем больше граней, тем больше засечек, и тем быстрее происходит процесс сваливания. Стоит дополнить, что от сечения иглы зависит аккуратность отверстий, оставляемых ею.

По направлению засечек бывают иглы для валяния прямые и обратные


Иглы для валяния прямого хода вталкивают волокно внутрь изделия, а иглы обратного хода выдёргивают волокно шерсти из изделия, это служит для изготовления изделия из валяния и коррекции его.

Также иглы для валяния различаются по номерам. Например, чем выше номер иглы, тем она тоньше. Так иглы для валяния под номерами 30,32,36 - грубые, эти иглы используют на начальном этапе валяния. Толстые иглы для валяния имеют более толстое лезвие, благодаря чему охватывают чуть большую площадь, и быстрее протаскивают волокна шерсти в глубь изделия, тем самым быстрее сваливают плотную основу валяния, однако они оставляют за собой отчётливые, крупные следы проколов, которые на готовом изделии недопустимы. Поэтому чтобы избежать следов проколов при валянии используют тонкие иглы под номерами 38 - 42. Также для финишной шлифовки изделия нужно использовать иглы сечения звёздочка, потому что проколы после них смотрятся аккуратнее и менее заметны.

  • Подложка для валяния

Иглы для сухого валяния очень острые и довольно длинные, во время валяния ими можно легко проткнуть войлочное изделие насквозь, соответственно поцарапается рабочая поверхность, например, стол. Поэтому для того, чтобы не травмировать себя и не сломать иглу об твердую поверхность мебели, применяется специальная подложка для валяния или мат для валяния.

Чаще всего в качестве мата для валяния используется обычная толстая поролоновая мочалка. Минус использования мочалки: в процессе валяния зазубрины на конце иглы для фильцевания выдергивают из мочалки куски поролона, которые в дальнейшем застревают между свалянными волокнами шерсти. Это, как вы понимаете, наносит существенный ущерб изделию из шерсти.

Часто в работе можно встретить подложки для валяния, или так называемые «коврики для валяния», которые сделаны из вспененного полиэтилена. Такие коврики-маты для валяния намного более долговечны и качественнее вышеописанных мочалок. Большой плюс: каждая из сторон такого коврика для валяния имеет поверхность, предназначенную для шерсти для валяния разного вида.

Для начинающих рукодельниц в технике фильцевания мы советуем использовать пленку из вспененного полиэтилена, в которую упаковывают обычную бытовую технику. Если ваше увлечение техникой сухого валяния перерастет нечто большее, поменяйте подложку для валяния на более профессиональную.


Еще вариант подложки для сухого валяния – щетка-мат. Она достаточно дорога, однако щетка-мат для валяния является наиболее удобной для использования в качестве подложки при сухом валянии., потому что специальные щетинки из синтетического волокна не препятствуют движениям иглы и в то же время не дают игле для валяния соприкаснуться с твердой поверхностью рабочего стола, тем самым предупреждая порчу иглы.


Недорогой альтернативой профессиональной щетке-мату является обычная щетка с щетиной. Такой вариант щетки вполне подойдет для опыта сухого валяния начинающим.

Правило: перед повторным использованием щетки-мата тщательно удалите волокна шерсти, которые остались между щетинками, иначе в следующем изделии будет смешение шерсти.

  • Наперстки для валяния

Для предостережения пальчиков от проколов во время валяния из шерсти используйте кожаные или резиновые напёрстки

  • Шерсть для валяния

Для сухого валяния используется натуральная шерсть для валяния. Шерсть для валяния отличается по толщине - чем меньше количество микрон, тем тоньше шерсть. Шерсть бываеттонкая, полутонкая и грубая. Лучше всего для валяния сухим способом подойдет полутонкая окрашенная шерсть, брать слишком тонкую шерсть мериноса не стоит, она будет быстро разрушаться иголкой, приводя к перекосу изделия, который практически невозможно исправить.

Для основы игрушек чтобы сэкономить часто используют более дешёвую неокрашенную шерсть низкого качества, такая шерсть называется Сливер. Затем её обваливают основной шерстью.


  • Гребенная лента

Гребенная лента - это аккуратно уложенные в длинную ленту в одном направлении прямые вытянутые волокна шерсти для валяния.


Перед сваливанием шерсть нужно сильно перепутывать. Чем лучше волокна будут перепутаны, тем более эффективным и аккуратным будет процесс валяния, можно это делать с помощью щётки для расчесывания животных или же путём многократного вытягивания и перекладывания волокон «крест на крест».


  • Кардочёс (шерстяная вата)

Кардочес - это готоваямасса шерсти для валяния, состоящая из спутанных волокон, благодаря чему кардочес быстро сваливается и экономит время мастера из-за отсутствия необходимости предварительной подготовки шерсти для валяния. Отлично подходит для начинающих рукодельниц.


Приведем несколько полезных советов и правил от мастера по валянию Кристины Майоровой.

  • Использовать качественные иглы.
  • Вводим иглу перпендикулярно к валяемой поверхности
  • Не спешите при работе
  • Помним, что игла проходит гораздо глубже, чем вы думаете
  • Быстрые и резкие удары иглой не способствуют ускорению процесса. Это приводит к поломке иглы и повреждению шерстяных волокон.
  • Вводите иглу глубоко к центру, старайтесь протянуть шерстяные волокна внутрь, тогда сначала будет создавать плотность внутри поделки из шерсти, и постепенно станут уплотняться внешние слои изделия.
  • При вхождении иглы в изделие из шерсти, вы должны слышать звук, похожий на хруст
  • Достаточно уваляным изделие считается тогда, когда оно совершенно не меняет форму при нажатии. Для этого постучите об стол пальцами, а потом изделием, если звук стука одинаковый, то увалка удалась.
  • При шлифовке изделия используйте тонкую иглу сечения звёздочка, проколы должны быть близко друг к другу
  • Убирайте все неровности в местах, где не можете выронить пряди, приложите маленькие кусочки перепутанной шерсти и зашлифуйте изделие.
  • При обработке обратной иглой следует так же старательно делать проколы близко друг к другу
  • Соединение деталей изделия из шерсти происходит путём приваливания друг к другу, для этого необходимо оставлять место соединения распушенным, затем свободные волокна одной детали заправляем в другую деталь при помощи иглы. После этого место соединения деталей укрепляем - закладываем пучком шерсти, заваливаем и шлифуем
  • При работе учитываем,что шерсть уваливается примерно на треть
  • Для парных деталей сразу готовим одинаковое количество шерсти для валяния

Мастер-класс по валянию из шерсти для начинающих видео

Текст подготовила: Вероника


Валяние - очень модное и увлекательное занятие. Сделать таким способом игрушку из шерсти удается довольно быстро. Не нужно много материала и инструментов, особенных умений и большой усидчивости - прервать и продолжить занятие можно в любую минуту.

Шерсть - натуральный, очень мягкий и податливый материал, подобный пластилину. Благодаря ее валко — способности можно придумать и легко сделать очень красивые игрушки различных размеров и конфигурации.

Сложна техника валяния только для начинающих. А вскоре после освоения приемов и создания первой простой куклы или милого, забавного зверька многим уже удается делать почти скульптурные вещи.

Для изготовления игрушек, как и всевозможных других изделий, применяются две совершенно разные техники валяния - сухая и мокрая.

Материалы для валяния игрушек

При обоих способах валяния шерсти нужны:

  • Напряденная шерсть разных оттенков.

Сегодня она есть на прилавках всех художественных магазинов. Мастера выбирают нежную и тонкую, ее шерстинки должны легко сцепляться между собой. Как проверяют качество волокна? Нужно положить клочок в ладонь и потереть его пальцами по кругу. Шерсть годится для валяния, если быстро становится единой массой.

Для начинающих валяльщиц войлока вполне подойдет шерсть российских фабрик, выпускаемая в форме гребенной ленты. Хороши и шерстяные мотки немецкого производства, имеющие богатую цветовую палитру.

  • Проволока для каркаса.

Внутренний каркас используют, когда хотят сделать гибкую поделку. Он также повышает прочность изделия, помогает экономить шерсть при создании крупной игрушки.

  • Синтепон.

Его вставляют внутрь изделия для экономии шерсти при изготовлении объемных поделок.

Сухое валяние игрушки (фальцевание)

Сухое валяние - метод уплотнения шерсти иголками с насечкой. Техника эта применяется для «лепки» небольших замысловатых форм и фигурок, только вместо глины и пластилина берут шерсть.

Для работы нужны:

  • Набор из стальных игл с зазубринами.

Длинными, утолщенными иглами пользуются в начале работы, затем переходят к средним, а при разглаживании поверхности - к тонким и коротким. На практике встречаются номера от 19 до 42. Универсальной считают иглу со звездчатым сечением №38. Она проникает глубоко, но подходит и для обработки поверхностей при нанесении деталей. Нужно бы иметь запасной набор игл и аппликатор с несколькими иглами, ускоряющий обработку игрушки.

  • Поролоновая губка толщиной не менее 3 сантиметров или щетка для войлока.
  • Калька, картон для трафаретов, булавки с головками, копировальная бумага, карандаш, акриловые краски, прозрачный клей, бусинки, пуговички и другое для декорирования.

Сухое валяние - занятие «рассудочное», требующее точности и контроля над движениями. Для начинающих есть опасность серьезно повредить палец острой иголкой с насечками или сломать ее саму по неосторожности.

На фото мастер-каласс Елены Смирновой (http://utichka.livejournal.com/116035.html)

Существуют общие принципы и этапы сухого валяния всех игрушек:

  • Из скрученного пучка шерсти формируют основную фигуру предмета.
  • Затем, если, к примеру, решили сделать зверька, «лепится» мордочка.
  • Потом многократным прокалыванием нужно сделать углубления-глазницы и ротик.
  • Ушки формируют на губке в виде тонкого войлока из одинаковых пучков шерсти.
  • Соединяя детали, швы закрывают с помощью шерсти, распушенной по их краям в месте крепления.
  • Так же нужно сделать заготовки остальных частей игрушки (хвостика, лапок, рожек).
  • Аккуратно вклеивают в глазницы бусинки, где одна сторона с дырочкой прячется, а другая видна как зрачок.
  • Затем иглой «звездочка» №38 нужно сделать шлифовку поверхности игрушки, заполняя изъяны добавлением шерсти.
  • Для завершения образа вещицу декорируют согласно задумке.

Первым изделием начинающих часто становится примитивная гусеница. На ней отрабатывают навыки, набивают руку, учатся подбирать объем клочков, делать детали одинакового диаметра. Декорировав голову гусеницы, части соединяют, продев толстой ниткой или крепким тонким шнурком.

Мокрое валяние игрушек (фелтинг)

Мастерицы игрушек из войлока довольно редко используют для своих работ другую технику валяния - мокрую. Метод этот требует интуиции и творческой фантазии.

У начинающих изделие может получиться отчасти не таким, какое задумали. Появляются сложности с пропорцией, игрушки могут неожиданно завалиться или могут не угодить автору своей красотой. Но мокрая техника просто неоценима в создании детских игрушек - они необычайно красивые и мягкие, и их можно смело стирать любым способом.

Для мокрого валяния можно пользоваться не только тонкой шерстью, но и довольно грубой (остевой, верблюжьей, короткой, неокрашенным сливером, очесом, ангорой и мохером и другими).

Подготовка к мокрому валянию

Подготовить, кроме шерсти, проволоки и декора, нужно немного вещей:

  • Горячую воду. Многие используют кипяченую.
  • Мыло для валяния, а можно и детское.
  • Специальный коврик из рифленой резины или бамбука. Кусок из ковролина или полиэтиленовая пузырчатая пленка для упаковок тоже удобны для валяния.
  • Стол с водостойкой рабочей поверхностью.

Место для работы подбирают, учитывая, что постоянно будет нужна вода. Для начинающих лучше будет принести столик на кухню или использовать существующий.

  • Не жесткая сетка.
  • Полотенца для рук, для сбора стекающей под столик воды.
  • Пульверизатор, скотч, ножницы, деревянная скалка, линейка, маркер, тонкие перчатки.

Шерсть при этом методе валяния раскладывают слоями, в основном крест-накрест, на поверхности, соответствующей форме изделия, смачивают насквозь мыльным раствором, накрывают не жесткой сеткой и протирают руками. Периодически сетку поднимают, чтобы шерсть не смогла к ней проваляться. Материал поглаживают слегка, потом давление увеличивают. Щелочная среда и движения рук приводят к тому, что шерстяные волокна плотно сплетаются и сваливаются в войлок.

Для проверки готовности войлока достаточно потянуть пальцами несколько волокон. Если другие шерстинки не поднимутся вслед, то войлок готов.

Последовательность операций в данной технике валяния та же, что при сухой. Сначала надо сделать основную деталь игрушки, затем к ней крепятся более мелкие.

Но с мылом и водой можно валять, кроме мелких, гораздо более крупные предметы. Ими валяльщицы пользуются чаще для создания предметов быта, одежды, украшений, головных уборов, обуви, панно, картин - дорогих и значимых вещей. Очень популярными становятся сегодня сувениры из войлока, тематически декорированные.

Для начинающих валяльщиц подойдет создание мокрой техникой игрушек на руку, например, лисенка. Такие куклы и животные удобны и практичны для домашнего кукольного театра. Изделие создается с использованием лекала, вставленного между слоями. По готовности войлока игрушка разрезается по нижнему краю и надевается на руку.

Мастер класс по мокрому валянию Санта Клауса:

Большие куски войлока прокатывают в виде рулона с помощью скалки. При изготовлении крупных изделий используют каркас, вшивают синтепон. Для ускорения войлокообразования применяют роликовый массажер и даже виброшлифовальную машинку - нет предела человеческой изобретательности. Главное, что такая работа разнообразит жизнь и всегда приносит радость.

Самое же приятное, что дом или детский уголок украшают эксклюзивные игрушки и другие вещи ручной работы, отражая внутренний мир, а также характер хозяйки и ее семьи.

И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Рукоделие - мир чудес и полета фантазии. Техник и способов создать шедевр - множество. У каждого мастера есть свой любимый вид деятельности в этой сфере, но вряд ли существуют те, кто равнодушен к валянию из шерсти. Милые зверушки, свалянные из мягкого материала, мгновенно пленяют сердца. Они же и вдохновляют пробовать свои силы в работе с шерстью и дальше.

Для сухого валяния используется натуральная непряденая шерсть альпака, верблюда или ламы. Благодаря особой структуре волос животного спутывается, образуя так называемые колтуны. Именно это свойство и позволяет придавать клочкам определенную форму.

Фелтинг, как часто называют валяние , представляет собой переплетение волокон шерсти для создания плотной структуры полотна. Существует несколько техник фильцевания: сухое валяние, мокрый способ, нуновойлочный метод и валяние вязаных тканей.

Самым популярным сегодня можно назвать сухой метод. Он довольно прост и позволяет даже начинающим хенд-мейдерам создавать настоящие шедевры. Для работы не понадобятся сложные инструменты. Арсенал мастера прост и лаконичен.

Инвентарь для работы

Для сухого валяния из шерсти новичку понадобится всего несколько инструментов. Важно учитывать, что приспособление для работы очень острое, поэтому детям до 12 лет лучше заниматься рукоделием под присмотром взрослых.

Что понадобится:

Ножницы и прочие режущие предметы для работы не нужны. Шерсть податлива, поэтому ее можно отрывать руками. К тому же разрезанный пучок теряет свою структуру, а оторванный сохраняет шерстинки целыми.

Поскольку игла для валяния довольно опасна, в качестве фонового шума при работе лучше выбирать радио. Отвлекаясь на телевизор, можно порезать руки. Раны, нанесенные металлическими зазубринами, заживают очень долго.

Мастер-класс для начинающих

Техника валяния из шерсти позволяет создавать настоящие шедевры. Это игрушки, броши, и даже аппликации на одежде. Но чтобы научиться творить красивые вещички, нужно усвоить основные моменты работы с иглой.

Перед началом работы стоит найти удобное место с ровной поверхностью. Идеально подойдет письменный или кухонный стол.

Учиться валять из шерсти советуют с простых фигур. Например, с шарика :

Чтобы опередить готовность фигуры, на нее надавливают пальцами. Если ком от этого не меняет свою форму, значит, он свалян достаточно.

Чтобы свалять плоскую деталь, комочек шерсти расплющивают на поролоне и приваливают к губке, периодически переворачивая на другую сторону. Фелтинг плоских элементов можно сравнить с рисованием на листе бумаги: можно наносить рисунок лишь на передней и задней его части.

Для придания плоскому элементу определенной формы можно использовать бумажные лекала, к которым периодически примеряют заготовку во время работы.

Шерстяной добрый монстр

Ознакомившись с техникой сухого фелтинга, хенд-мейдеры обязательно попытаются сделать игрушки из войлока своими руками. Для начинающих пошаговые мастер-классы могут показаться простыми, но работа с иглой требует опыта и сноровки, поэтому следует понимать, что первые творения новоиспеченного мастера будут далеки от шедевров, но опускать руки не стоит. Лучше попробовать свалять героя, которому несуразность будет только к лицу. Например, милого монстра.

Любая творческая задача начинается с создания эскиза. На листе бумаги рисуют будущего героя, соблюдая примерные пропорции, но не вдаваясь в мелкие детали.

Когда зарисовка будет готова, ее условно делят на основные части. В случае с монстром процесс разбивают на создание туловища, конечностей и декора.

В предложенном примере голова и туловище монстра плавно перетекают друг в друга, поэтому валять их отдельно нет смысла. Если же эскиз требует четкой и изящной шеи, разбивать схему можно по-другому.

Туловище и голова

Работу над монстром начинают с самой большой детали. Для этого отщипывают большой ком шерсти и скатывают его в шарик. Не стоит делать дебютную работу слишком миниатюрной. С маленькими деталями работать сложно.

Итак, ком-туловище скатан. Теперь начинают формировать его очертания. Втыкая иглу, валяют небольшую грушу. Для этого по мере сужения шара делают все больше уколов.

На этапе формирования туловища ровная поверхность не так важна, как плотность элемента. Важно сбить тугой грушевидный ком , в котором не будет полостей.

Чтобы сформировать монстру небольшое брюшко, из маленького клока шерсти того же цвета делают шарик с распушенными краями. При помощи иглы его приваливают к груше, уделяя внимание краям. Контур пузика не должен выделяться.

Чтобы выровнять поверхность будущего туловища, используют самые тонкие иглы.

Заготовка симметричных конечностей

Конечности будущего героя должны быть одинаковыми, поэтому валяют их одновременно из равных комков материала. Если полностью сформировать одну ногу, то подобрать нужное количество шерсти для второй будет сложно.

Валяют два одинаковых клочка шерсти. Периодически заготовки переворачивают и сравнивают в размерах.

Крепиться к туловищу руки будут верхними частями, поэтому шерсть в этих местах сбивать не нужно. Она должна быть пушистой и ворсистой. Форма рук может быть любой. Мастер-класс предлагает сделать длинные лапы с большими ладонями. Конечности делают из больших локонов шерсти, чтобы они получились упругими, а не «вялеными».

После формирования контура прорисовывают пальцы. Для этого по краям заготовки проваливают продольные желобки.

Все мелкие детали прорабатываются на этапе заготовок. Формировать пальцы и другие углубления на прикрепленных к туловищу руках будет очень сложно. Поэтому перед приваливанием конечностей их максимально детализируют.

Готовые руки и ноги должны быть пушистыми сверху и плотными на концах. Затем их начинают приваливать к туловищу. Для этого распушенную шерсть руки монстра прикладывают на положенное место и начинают вставлять иглу, протыкая ее примерно до середины тела.

Постепенно края конечностей начнут сливаться с основной деталью. Резких переходов и стыков быть не должно.

Оформление мордочки персонажа

Чтобы завершить поделку, необходимо выбрать для нее выражение лица. Мордочка монстра в инструкции добрая и озорная. Ее выполнили, приваляв к голове героя шерстяные глаза, а также вышив нитками рот. Использовать можно и другие техники, а также совмещать их.

Пошаговое оформление мордочки игрушки:

В руки монстру можно дать любые аксессуары. Их делают из той же шерсти или других материалов. Как будет осуществляться декор поделки - зависит лишь от фантазии рукодельницы.

Если при работе были допущены неточности, скрыть их можно нарядом для игрушки. Создать гардероб для персонажа поможет все то же валяние из шерсти. Одежда формируется из тонких пластинок свалянной шерсти. Прикалывая ее по всей поверхности, можно нарядить игрушку в штаны или свитер. В качестве одежды подойдет и вязанный крючком костюм.

Игрушка с секретной начинкой

Из войлока можно создать не только милых зверей, но и другие интересные поделки. Но некоторые игрушки слишком объемные, поэтому из одной шерсти сделать их будет сложно. Даже если рукодельница приобретет достаточное количество материала, не исключено, что игла попросту не проткнет большие детали до нужной глубины.

Поэтому для создания объемных поделок применяют метод начинки. В качестве наполнителя можно использовать синтепон или пенопластовые заготовки. Из мягкой набивки можно сформировать любые изгибы, а вот пенопластовые элементы можно лишь обернуть в шерстяную оболочку.

Работа с наполнителями так же проста, как и обычное сухое валяние. При помощи иглы ворс спутывается, проникая внутрь заготовки. Готовое валяное изделие напоминает цельную шерстяную поделку и никак не выдает свою секретную начинку. При этом вес игрушки будет небольшим.

Шерсть в сочетании с пенопластом часто используют при изготовлении елочных украшений и других круглых вещей. Приобрести заготовку можно в магазине для творчества. Украсить готовую поделку мастерица сможет по любой технологии - бусинами, узорами, стразами или искусственным снегом.

Фильцевание по шерсти поможет смастерить к празднику неповторимые пасхальные яйца и войлочную курочку. Гнездо для композиции можно сделать из настоящей соломы.

Войлоковаляние - занятие, которое покоряет сердца. Поэтому нужно быть предельно внимательным, ведь первая игрушка на полке очень коварна, т. к. она обязательно «позовет» с собой товарищей, и хенд-мейдер очнется, создав уже целый зоопарк милых шерстяных зверушек. А помогут ему в этом идеи сухого валяния для начинающих.

 
Статьи по теме:
«Синяя болезнь»: зачем люди делают татуировки Человек делает тату
Психологи и психиатры научились считывать информацию о человеке по его татуировкам, даже самым причудливым. Нательная "живопись" расскажет специалисту о страхах человека, чертах его характера, душевном состоянии, заболеваниях и пристрастии к алкоголю и на
Наращивание волос длина см длина
Пряди для наращивания волос бывают двух типов: искусственные и натуральные . Первые более недолговечны, для них подходит не каждая технология наращивания. Вторые от года до нескольких лет, за ними ухаживают так же, как за натуральными волосами. Искусствен
Как делать папье-маше из газеты - пошаговая инструкция Декор посуды в технике папье-маше
Изделия из папье-маше многим знакомы с детства. Как часто малыши оказываются жертвами «фальшивых» фруктов, изготовленных из этого материала и заботливо разложенных в вазочки в столовых, гостиницах, пансионатах. Родителям бывает весьма непросто объяснить с
Хьюго босс - биография, фотографии
Логотип бренда Нugo Bоss (Хуго Босс) – немецкий бренд, специализирующийся на выпуске элитной одежды, аксессуаров и парфюмерии. Основателем является Хуго Фердинанд Босс (Hugо Fеrdinand Bоss). История Основатель бренда - Хуго Босс Хуго Фердинанд Босс ро