Традиционный костюм нанайцев. Шитье и украшение одежды, обуви, головных уборов Что едят нанайцы и их одежда

Хабаровск являлся прифронтовым городом. Праздничные мероприятия. Проект памятной стелы. Памятник партизанам. Праздничный салют. Ленинград. Родина моя. Хабаровчане. Воинское захоронение. Волоколамск. Города воинской славы. Мемориальный барельеф. Все это достойно великого уважения и вечной памяти. Хабаровск – город воинской славы. Статус. Суровый экзамен. Монумент воинам-хабаровчанам. Чёрный тюльпан.

«Животные и растения Хабаровского края» - Орел-беркут. Соболь. Дальневосточная черепаха. Дальневосточный лесной кот. Бурый медведь. Черный аист. Горал. Женьшень. Пегий лунь. Неповторимый край земли Российской. Калуга. Гималайский медведь. Природный мир Хабаровского края. Роза даурская. Лотос Комарова. Рыбный филин. Элеутерококк колючий. Японский журавль. Тис остроконечный. Тигр амурский. Изюбр. Бархат амурский. Красный волк. Рододендрон даурский.

«Викторина о Хабаровском крае» - Кто в настоящее время является губернатором. Эту птицу в народе часто называют нетленной. Карта края. Леса края. Какое растение по дорогам растет. Какую протяженность имеет главная река. Рыбы Амура. Зоосад Дальневосточный. Комсомольская площадь. Кто основал столицу Хабаровского края. Край родной. Старинная нанайская легенда. Река Амур. Города и поселки. Дешифровщик. Какую рыбу называют «царицей Амура».

«Красная книга Хабаровска» - Дальневосточная черепаха. Гипоптеригиум японский. Эпикопея. Ловит рыб и лягушек. Скопа. Рыбный филин. Солонгой. Рябчик Максимовича. Женьшень настоящий. Родиола розовая. Лотос Комарова. Плоды ореха. Действия, которые могут привести к гибели. Бессистемный сбор. Название. Водяной орех плавающий. Способность исцелять от всех болезней. Яйца. Аполлон Фельдера. Венерин башмачок настоящий. Убивает мастерски.

«Район имени Лазо» - Тигрёнок. Площади, покрытые знаменитой уссурийской тайгой. Учёные предполагают. Богатства земли Лазовской. Восхождение на высоту. Забайкальские казаки. Цели краеведческого экскурса. Закат солнца в кедровнике. Заготовка древесины. Гора. Хоровод деревьев. Пиломатериалы-кедровые. Золотодобыча. Мира не узнаешь. Природа. Пещера «прощальная». Район Лазо. Дурминское золото. Сихотэ. Недра района. Хозяин тайги.

«Район имени Лазо Хабаровского края» - Герб района Лазо. Флаг муниципального района. Мухенские источники. Амурский тигр. Душа тигра. Удэгейское село. Пещера «Прощальная». Роскошь и разнообразие. Семь чудес района Лазо. Петроглифы. Достопримечательности района. Таёжный тигр. Туристский потенциал. Организованный туризм. Житель поселка. Люблю и знаю. Чудесный край. Сельское хозяйство. Экзотически окрашенная кошка. Герб. Алексей Павлович Окладников.

Национальная одежда - богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.



Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.


В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда


Нательная рубаха - ишки коьйлек [ işki kөylek ] . Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск.

Штаны - ыстан [ ıstan ] были с широким шагом, характерным для многих народов.

На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон . Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.

Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета . Мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [ şepken ] .

Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [ bürke ]) . Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары.

А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк ), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан ) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен ), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар ) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал ) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком» .





Пояса


Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [ қusaқ ] ). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.





Мурза Измаил Алиев,

князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки


У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора:


ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».

аьдетли боьрк – обрядовая шапка

кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».


Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын ).


Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк , а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк .

Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак и малакай .

Летом носили так же войлочную шляпу - кийиз боьрк с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.

В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык .

Разнообразной была и мужская обувь


Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].

Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш .

Носили бапиш с кожаными чулками мес . Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.

Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык и шорап [şorap].

Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик ) на каблуке различной высоты

В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик , которые носили с калошами - кауш [қauş].


Оружие


Мужскую одежду дополняло оружие - савыт и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.

Ногайский кочевник был вооружён

Луком (яй ) со стрелами (ок ),

Мечом (кылыш ),

Боевым топором (балта )

И копьём (суьнъги , найза ).

Имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел,

Шлем (тувлыга ),

Украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.




Женская одежда


Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.


Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.



Верхняя одежда


Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались.

Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек ). Нательная рубаха (ишки коьйлек ) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.

На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын ). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов.

Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).

Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal ). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.




Головные уборы


« Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой» , – писал Г. Ананьев.


Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:


oтакыя - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.

oкундыз борк [қundız bөrk]

oока борк - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки.

oБлизка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.




Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.

Традиционная нанайская одежда имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного покроя с правосторонним запахом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. Нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы. Использовались и ткани: шелк и парча для нарядной, праздничной одежды, более простая материя – для повседневного платья.

Нанайский мужской костюм.
Мастерица Р.Г. Баранова

Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья (штаны пэру, рубашка энгэрэгдэ, ноговицы гаро), обуви и головного убора. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды:матерчатый халат без подкладки покто, с подкладкой капчима, зимний халат на ватной подкладке хукту, одинарный халат из рыбьей кожи амири. Мужской повседневный халат был выше колен и не мешал при ходьбе. Летом мужчины иногда вместо халата надевали короткую безрукавку кандял.

Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа талома апу. Изготавливали ее из куска пропаренной бересты. Шляпа на голове крепилась с помощью двух тесемок. Этот головной убор был характерен для всей тихоокеанской культуры. В хорошую погоду мужчины предпочитали ходить с непокрытой головой. Зимой носили меховые шапки элдумэпсэ.

Обувь, сшитая из рыбьей кожи, называется согбома ота, из обработанных шкур животных – нантама ота. Обувь из рыбьей кожи отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из травы наокта. По покрою обувь нанайцев разделялась на два типа – амурскую и тунгусскую. Для амурского типа характерно наличие высокой головки, которая выкраивалась вместе с подошвой и пришивалась к основе обуви. Голенище имело разрез, сдвинутый вправо, что позволяло обернуть его вокруг ноги и сверху обмотать лентой. На Куре, Урми, Горине большее распространение имел тунгусский покрой: голенища шились из трех полос камуса – прямой передней и трапециевидных боковых. Верхняя часть голенища оторачивалась мехом рыси.

Женская повседневная одежда имеет некоторые особенности. Женские халаты длиннее мужских, а штаны были двух типов: для замужних и незамужних женщин. Штаны для незамужних женщин выкраивались вместе с нагрудником, который на поясе стягивался шнурком. Нагрудник закрывал грудь. У замужних женщин нагрудник закрывал только нижнюю часть груди для удобства при кормлении грудных детей.

Праздничная одежда отличается от повседневной качеством выделки и украшениями. Халаты из шелка называются сэурэм тэтуэ, гоксим тэтуэ. Распашной халат ачато с прямым разрезом спереди посередине надевался женихом в день свадьбы и во время больших праздников. Обязательным дополнением праздничной мужской одежды является пояс омол шириной 10-15 сантиметров и длиной 3-4 метра. Им обертывались 2-3 раза и оставляли свободно свешивающиеся орнаментированные концы.

Во время праздников женщины надевали орнаментированные ноговицы и запашные халаты. Их особенностью было наличие пришивного или съемного воротника монгосоко. Пришивные воротнички были стоячими, часто на них имелась опушка из меха колонка или белки. Особый интерес представляет женский свадебный халат сикэ. Он шился из кожи сазана, богато орнаментировался.Верхняя часть спинки халата была покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи. Каждая чешуйка, в свою очередь, орнаментировалась изображениями животных, птиц, земноводных, рыб. Нижняя часть халата отделялась от верхней полосами. На каждой из ее половинок имелось изображение родового дерева. Нанайские женщины украшали себя браслетами сидэри, кольцами хонякан и серьгами хойпо из серебра и меди.

Погребальная одежда почти не отличалась от повседневной. Ее лишь шили специальным швом, «на живую руку», чтобы покойник не мог вернуться в мир живых. Иногда умерших обряжали в свадебную одежду, но халат подпоясывали лентой белого цвета. Обязательной принадлежностью погребального костюма был нагрудник, у женщин в виде трапеции, у мужчин – многоугольника. В центре нагрудника пришивалась бусина, через которую покойник якобы дышал, принимал пищу.

Промысловая одежда отличалась от повседневной. Халат из рыбьей кожи или хорошо выделанной шкуры лося был распашной, правопольный, со скошенным срезом запашной полы, которая застегивалась на боку на три пуговицы. Во время преследования зверя вместо халата надевали короткую куртку из шкуры изюбра. Поверх одежды охотник надевал передник с закругленной нижней стороной. Охотничий головной убор состоял из наушников сиаптун, шлема из белой материи гармасун, концы которого спадают на плечи и спину, прикрывая шею от попадания снега, и шапочки корбочи (порогдан), украшенной хвостом белки, соболя или колонка.

Традиционная одежда нанайцев подразделялась на мужскую, женскую и детскую. Незначительные различия были связаны с ее длиной, наличием и отсутствием боковых разрезов, количеством и характером отделки. Полностью комплексы нанайской традиционной одежды включали плечевую верхнюю и нижнюю (халаты, куртки, рубахи, жилеты, шубы), поясную верхнюю и нижнюю (штаны, ноговицы, передники, юбки), дополнительные элементы (воротники, шарфы, нагрудники, пояса, наушники, нарукавники, рукавицы) головные уборы, обувь. Общее название одежды разнилось, в зависимости от места проживания нанайцев. Так, у среднеамурских нанайцев тэтуэ, у сикачи-алянских - тэту, бикинских - тупу, урмийских -тэдьгэл. Женщина-мать разработала специальный покрой детской одежды, удобной и комфортной. Несмотря на суровые зимы, дети одевались легко, т.к. имели холодовую выносливость.

Традиционную одежду шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Еще до XVII в. у китайцев и маньчжуров, позже у русских в обмен на пушнину приобретали ткани. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние шили одинарными или на подкладке, зимние (тканевые) подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола.

Материал халата - кожа кеты - подчеркивает роль рыболовства в экономике нанайцев. Одежда подобного типа всегда богато украшалась растительным, геометрическим и зооморфным орнаментами. Последний располагался чаще всего на спинной части халата и, согласно представлениям нанайцев, защищал от злых духов, способствовал благополучию и плодородию женщины. Халаты из рыбьей кожи являлись обязательной частью приданого невесты. Зимняя - из ценных мехов - была доступна только женщинам из зажиточных семей. Мужчины, отправляясь в дорогу зимой на нартах, надевали шубы из оленьего меха, а сверху - юбку из нерпичьих шкур. Нижняя одежда мужчин и женщин состояла из коротких штанов (пэру) и ноговиц (горон) из ткани на вате. Мужские длинные ноговицы из камусов лосей и оленей подвязывали ремнями к поясу на талии. Под халат женщины надевали длинные, до колен, нагрудники из ткани или ровдуги с вышивкой в верхней части и металлическими подвесками внизу.

Промысловая одежда охотника: куртка из шкур молодняка крупных животных, летом - халат, безрукавка, передник-фартук и маленькая шапочка с султаном из беличьего хвоста или фигурного узла. Ее надевали на белую тканевую накидку-шлем, закрывавшую голову, шею и плечи. Летнюю промысловую одежду рыбака изготовляли из рыбьей кожи. До середины XIX в. поверх халата надевали юбки из того же материала. Головные уборы мужчин и женщин зимой - тканевые на вате или меховые, капорообразной формы, летом - берестяные плоскоконические шляпы.

Обувь амурского типа - поршневидную и тунгусского типа - башмаковидную для лета делали из рыбьей кожи, лосиной ровдуги, а для зимы - из нерпичьих шкур, лосиных камусов. В поршни из рыбьей кожи, которые надевали, отправляясь на подледный лов, вкладывали многослойные стельки из травы. Для обуви из лосиных камусов и шкур изготавливали меховые чулки. Мужские и женские украшения обычно покупали. Среди них браслеты, в том числе ножные (их надевали маленьким детям в качестве оберегов), кольца и серьги в крыльях носа либо носовой перегородке носили только женщины.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

2 слайд

Описание слайда:

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

3 слайд

Описание слайда:

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества Одежда коренных жителей Приморского края Обувь Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Нанайцы Большим разнообразием отличались головные уборы Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Одежда нанайских женщин Традиционная женская одежда нанайцев Одежда из рыбьей кожи Мужской костюм Нанайский костюм на выставке в музеях Современная женская одежда в национальном стиле Народный костюм в живописи и графике Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Нанайская обувь В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы 21. Декоративное искусство нанайцев 22. Нанайцы. Работы орнаментального искусства 23.Прикладничество в предметах быта 24. В современном нанайском декоративном искусстве 25.Удэгейцы 26. Удэгейцы. Повседневная одежда 27. Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно 28. Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» 29. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский (в национальной одежде) 30. У всех удэгейцев также была отличительная кожаная шапочка 31. Этнической особенностью является причёска удэгейцев 32. Узоры наши много что значат 33. Национальные особенности костюма в живописи и графике 34. Орочи. Декоративное искусство 35. Тазы 36. Традиционная одежда тазов 37. Прическа и головной убор тазов 38. Рефлексия. 39. Информационные ресурсы

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качестве регионального компонента. Цель работы: ознакомление с одеждой и декоративно – прикладным творчеством коренных малочисленных народов Приморья. Информационно - иллюстративный материал может демонстрироваться для формирования эстетической компетентности и расширения кругозора и познавательной активности учащихся 5-8 классов, их мотивированности к самостоятельной учебной работе при выполнении творческих работ на внеклассных мероприятиях и уроках технологии разделов «Рукоделие» (виды швов, аппликация, вышивка), «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий». Включены: рефлексия, информационные ресурсы. Рекомендуется просмотр «Показ слайдов».

5 слайд

Описание слайда:

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами (204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

6 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов; полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой.

7 слайд

Описание слайда:

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

8 слайд

Описание слайда:

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи

9 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.

10 слайд

Описание слайда:

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты.

11 слайд

Описание слайда:

Нанайцы (самоназвание: нани-«местный», «здешний человек»), гольды -устаревшее название В Приморском крае РФ живут на восточном берегу реки Уссури (в Пожарском районе). Причёски Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины - в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Украшения Женщины носили 1 или несколько серебреных серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин - серебреные или железные браслеты и серебреные или костяные кольца.

12 слайд

Описание слайда:

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка

13 слайд

Описание слайда:

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения. Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата.

14 слайд

Описание слайда:

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов. Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные Женские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом

15 слайд

Описание слайда:

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

16 слайд

Описание слайда:

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов

17 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Одним из необходимых предметов одежды у нанайцев были рукавицы Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи (носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов). Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей. Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой: вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски. Рукавицы. Х/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг. Рукавицы. X/б ткань, мех. Вышивка, аппликация. 1960-е гг.

22 слайд

Описание слайда:

Нанайская обувь Обувь из рыбьей кожи собгома ота отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Обувь из рыбьей кожи нанайцы рисовали красками узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь носили с коротким меховым чулком. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Обувь состояла из своего рода сапог - «ута», из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи). Обувь женская. Камус, х/б нитки. Мозаика. 1960-е гг.

23 слайд

Описание слайда:

В своих вышивках и аппликациях нанайские рукодельницы использовали декоративные швы Важное место занимали тамбурный и гладьевой шов, петельчатый шов и различные обметочные швы, «елочка», «козлик», шов лапками, позднее заимствованный от русских крестик. В скреплении отдельных деталей между собой или при нашивании отдельных фигур на фон -употребляли простую и парную строчку, выполнявшуюся в древности вручную, позднее на машинке. Нагрудник нанайский. Вышивка Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация Нанайцы. Нач. XX в. Вышивка, аппликация. Нанайцы. Нач. XX в

24 слайд

Описание слайда:

Декоративное искусство нанайцев отличается особенным пристрастием к яркой одежде. На их одежде и других предметах продолжает встречаться 4 типа орнамента: облаковидный, зооморфный, растительный и геометрический. 3 основных способа нанесения орнамента: тиснение, резьба и аппликация У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Фрагмент халата – мотив «Древо жизни» Фрагмент халата. По подолу – вышивка «хэрэ бэгдини» (лапки лягушки) Л.У. Пассар. Родовое дерево. Нанайский орнамент А.А. Самар. Олень. Нанайский орнамент

25 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Работы орнаментального искусства 1, 2, 3. Ходжер Л.Н. Фрагмент панно. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Ходжер Л.Н. Фрагмент детского коврика. Ткань, аппликация, вышивка с. Верхний Нерген 1. Ходжер Л. Н. Выкройка детского халата Ткань, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 2. Киле Л.Г. Праздничная обувь для девочки. Ткань, мех, кожа Аппликация, вышивка с. Верхний Нерген Нанайского района 3. Ходжер С.С. Детский праздничный халат. Спинка Ткань, аппликация, вышивка. с. Верхний Нерген Нанайского района 4. Бельды Л. Д Заготовка для женского халата. Горловина. Ткань, вышивка с. Троицкое Нанайского района 5. Кимонко М.Г. Рамка для фото Ткань, аппликация, вышивка с. Дада Нанайского района

26 слайд

Описание слайда:

Нанайцы. Прикладничество в предметах быта Среди традиционных ремёсел была развита выделка женщинами шкур животных, шитьё одежды и обуви (из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб, шкур, волокон конопли или крапивы), вышивка, плетение корзин и циновок и другое. Основным поделочным материалом для изготовления домашней утвари были дерево (резные ложки) и береста. Работы нанайских мастериц

27 слайд

Описание слайда:

В современном нанайском декоративном искусстве появилось много новаций: настенные коврики, узорные занавеси, дамские сумочки Нанайский ковёр

28 слайд

Описание слайда:

УДЭГЕЙЦЫ (Самоназвание: удэхэ, в прошлом назывались «лесными людьми») Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края, село Красный Яр. В 2010 году долина реки Бикин. Семья удэгейцев в повседневной одежде в промысловый костюме

29 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы. Традиционной одеждой мужчин был халат из рыбьей кожи «аму тэгэ», часто оформленный цветными узорами или орнаментом. К концу XIX века рыбья кожа почти полностью была вытеснена суконной, шерстяной, шёлковой и хлопчатобумажной тканями фабричного производства. Удэгейские халаты по покрою сходны с монгольской и чжурчженьской одеждой и относятся к запашному типу кимоно. Зимой бедные удэгейцы носили ватные халаты или шубы из шкур диких животных, а зажиточные имели шубы из бараньего меха, которые приобретали у купцов. Повседневная одежда

30 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы (Приморье) носили халаты-кимоно, праздничный вариант шили их шелка и декорировали вышивкой и аппликациями

31 слайд

Описание слайда:

Удэгейцы, «люди, одевающиеся в одежду из рыбьей кожи» Удыгейцев всегда привлекала красивая одежда и украшения, этому уделялось особенно много внимания. В прошлом одежда «лесных людей» с её традиционными вышивками (гладьевый шов) служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить род и национальность человека. Одежду обычно дополняли прямоугольные или полукруглые карманы. Обильно украшенная одежда дополнительно украшалась разнообразными металлическими подвесками и раковинами каури. Все мужчины и женщины очень любили украшать себя серьгами, браслетами и кольцами. Некоторые женщины украшали серьгами уши (по 4 в каждое ухо) и нос, продевая их в правую ноздрю, реже в носовую перегородку. Одежда мужская. Х/б ткань, шелк. Вышивка, аппликация. Удэгейцы. 1950-е гг.

 
Статьи по теме:
Мастер класс съемной одежды шампанского
Добрый день! В этом мастер-классе, я расскажу, как можно украсить шампанское на Новый год. Это будет съемная одежда на шампанское, стилизованное под деда Мороза и Снегурочку. Раньше, что бы украсить шампанское лентами, я делала одежду для шампанского не
Коричневый цвет в одежде: надежность и благородство
Трудно не согласиться с тем, что с помощью цвета, в который мы одеваемся, можно управлять настроением – причем не только своим, но и окружающих. Выбирая те или иные цвета для своего гардероба, ты посылаешь в пространство информацию, которая может действов
Позитивный настрой на день
Всем, наверное, известна фраза о том, что мысли человека - материальны. Чем человека, тем легче его жизнь, тем лучше удается разбираться с делами и справляться проблемами. Сегодня существуют техники, как настроить себя на позитив и впоследствии улучшить с
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………