Роль учителя в формировании личности учащегося. "роль педагога в формировании личности ребенка" Роль учителя в воспитании учеников начальной школы

«Когда планируем на год, сеем зерно.
Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья.
Когда планируем на всю жизнь - обучаем и воспитываем людей».
Китайская пословица

Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.

Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.
Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.

Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.
Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив». Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в
которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.

И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!
Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.
По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.

«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах».

Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.
Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах».

Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно». В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.
Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». И так будет, потому что все начинается с детства.

Современный учитель - это, прежде всего, человек, наделённый рядом достоинств. Обладающий: системным мышлением, организаторскими умениями, интуицией, инициативой, фантазией, самостоятельностью, аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, ответственностью, наблюдательностью, отзывчивостью, настойчивостью, мобильностью, гибкостью в профессиональной деятельности, выразительностью речи, жестов, мимики, чувством такта, совести, трудолюбием, восприимчивостью к новому и нетрадиционному, хорошим вкусом.

Способный: к творчеству; к сопереживанию; к проявлению импровизации; своими действиями воспитывать интерес к обучению и потребностью в знаниях у учащихся; достигать намеченных целей; обеспечивать единые требования к воспитанникам; учитывать интересы общества, коллектива и свои личные; создавать оптимальные условия для выражения потенциальных возможностей каждого школьника; для творческой самореализации личности ученика; сформулировать цель и перевести её в конкретные практические задачи; использовать полученную информацию; распределять и делегировать обязанности и поручения; к оптимальному взаимодействию с окружающими; работать по разным методическим системам; учиться.

Умеющий: активно использовать многообразные формы, методы и приёмы в работе; избирать адекватную форму организации урочной и внеурочной деятельности; подбирать необходимый учебный материал; строить гуманное отношение с детьми; владеть собой; импровизировать; проектировать; общаться с детьми; понимать людей и разбираться в них; мечтать; не опускать руки при неудачах; видеть перспективы в работе; создавать пространство для свободы личности школьника; проявлять повышенное требование к себе и к окружающим; делать выводы; владеть собой в конкретных ситуациях; устанавливать со школьниками психологический контакт; правильно ставить и формулировать воспитательные задачи; создавать условия для успеха в деятельности и психолого-педагогический механизм влияния или развития тех или иных качеств личности школьника; формировать морально-психологический климат в детском коллективе.

Никогда нельзя останавливаться на достигнутом - эта старая истина приобретает особое значение, когда размышляешь о роли учителя в учреждении образования.
Постоянно учиться не только на курсах повышения квалификации учителей, учиться можно прямо на работе, наблюдая за тем, как работают коллеги. Стараться обращать внимание на положительное, на то, что можно перенять и использовать в своей работе. Не нужно бояться задавать коллегам вопросы: как вам это удалось? Как бы вы поступили на моём месте? Что можно ещё улучшить? Где можно познакомиться с этим опытом? и т.д.

Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы сделать так, чтобы ученику было всегда интересно, чтобы хотелось учиться дальше. Для того, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, лучше использовать такие приёмы работы, которые помогут учащемуся оставаться самим собой, чувствовать себя личностью, позволят ему быть активным и интересным окружающим.

Тема образования актуальна всегд а, особенное значение она принимает сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.

В настоящее время много говорится на тему компетенции, профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была представлена анкета:

    Какой учитель хороший и почему?

    Какой учитель плохой и почему?

    Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что именно в процессе общения с учителем как с личностью идет процесс обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются для него отрицательными.

Качества учителя, успешно решающего свои задачи :

Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

Тактичен.

Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1

Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.

Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.

Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

Не творчески работает. Педантичен, формалист.

Американский социолог У.Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932г.) писал: Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

В связи с преобразованием классической системы «передатчик знаний - приемник знаний» в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником как наиболее продуктивной формы обучения, особенно значимыми становятся такие качества педагога, как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания. Современная образовательная система, требует нового типа учителя, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В педагогическом руководстве выделяют два противоположных стиля работы учителей – авторитарный и демократический. Педагогам необходимо стремиться к постоянному совершенствованию своих методов, знаний и профессионализма, так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе. Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.

Развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - учебы. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый - учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Система педагогической подготовки в АГПУ решает задачу воспитания современного учителя. Она выстроена в соответствии с Государственным образовательным стандартом, соответствует принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в университете. Факультативный курс "Основы педагогического мастерства" гармонично дополняет дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о профессиональной деятельности педагога, его личности; способствует формированию гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень готовности и учебно-воспитательному процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию, саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы. Цели и задачи работы – приобщить к профессии, помочь правильно понять идеи реформы школы, включить в процесс становления себя как педагога.

Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит гордо". И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук, которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

Тема актерского мастерства в работе педагога, на мой взгляд, очень актуальна. Именно от его умения привлечь внимание детей, заинтересовать их своим предметов во многом зависит будущий выбор профессии ребенка. Умение разбираться в том, что хорошо, что плохо, умение жить правильно.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля. Вот почему лучшим наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д. Ушинский считал любовь к труду. Воспитание любви к труду, таким образом, ещё один важный аспект в становлении личности.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Это не позволяет ему сделать шаг извне направляемой деятельности к самостоятельности, а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребенок вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.

Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда, но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Каковы же основные условия, выполнения которых позволяет учителю решать указанную задачу.

Ребенок должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость, доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребенок должен воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых необходимо для его нормальной жизнедеятельности. То есть, всякое нарушение правил учитель не должен оценивать как нарушение требований только учителя, необходимо показать значение выполнения этих правил для других учащихся.

Все мы, конечно, понимаем, что воспитание неразрывно связано с обучением, оно идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, воспитывающий эффект которой зависит не только от ее содержания, но и от характера ее организации, проведения и оценки ее результатов.

Прежде всего следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во – первых, у «примерного» ученика с эгоистической направленностью учитель своим отношениям закрепляет эту направленность. Во – вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В – третьих, это нередко приводит к конфликтным отношениям «примерного» ученика с классом.

При организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика, учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильное организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека.

Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Нельзя забывать и о том, что игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Цель: повторить изученное о прилагательном в начальной школе; расширить сведения о синтаксической роли прилагательного в предложении; научить видеть динамику преобразования слов в тексте; видеть прекрасное, высказывать свое мнение о красоте природы; научить находить прилагательные в тексте.

Ход урока

I. Учет выполненного дома задания.

– Вчера на уроке у нас была работа над ошибками, а дома вы еще раз должны были повторить орфограммы и применить их к словам, в которых вы допустили ошибки. Давайте вспомним их. Поставьте три восклицательных знака. Начнем словарную работу.

II. Словарная работа.

А еще я хочу предложить вам новые слова. (Слайды №2,3)

Озимь

  1. всходы, посевы озимых культур;
  2. поле , занятое посевами озимых культур.

Жернов – парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа , и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.

– Определите, к какой части речи они относятся.

– Определите род, число, падеж, склонение.

– Составьте словосочетания, запишите их.

– Еще одно слово я хочу вам предложить, ребята. Это слово «динамика». Сначала я познакомлю вас с его лексическим значением. (Слайд №4)

Динамика

  1. раздел механики, изучающий движение тел. С данным словом в этом значении вы еще встретитесь на уроках физики.
  2. состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления по влиянием действующих на него факторов.
  3. обилие движения, действия.

– Сколько значений у этого слова?

– Значит, какое это слово?

– Если бы у него было одно значение, какое бы оно было?

– А теперь попробуйте объяснить, как вы поняли его значение?

III. Ребята, предлагаю решить кроссворд. Заодно повторим орфограммы, которые встретятся в словах, и теоретический материал.

  1. Какое слово мы говорим за оказанную услугу? (Спасибо)
  2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
  3. Значимая часть слова, которая стоит после корня и тоже служит для образования новых слов. (Суффикс)
  4. Всходы, посевы озимых культур. (Озимь)
  5. Мельничный каменный круг для размола зерна. (Жернов)
  6. Помещение со специальным оборудованием в школе, поликлинике. (Кабинет)
  7. Площадка с перилами у наружной стены здания. (Балкон)

– Ребята, какие орфограммы мы встретили в этих словах?

– Какое слово спрятано в кроссворде?

– Какая часть речи обозначает признак?

Ну вот и определили мы с вами тему урока. Давайте запишем ее.

А теперь послушайте стихотворение. (Слайд №5)

Ты куда поб.жал
Ручеек ____________
Омывая тр.ву
________ _________ в.дой?
Отдохнул бы д.нек
На ________________ лугу.
Ручеек пр.журчал
(Не) могу (не) могу
Я к р.ке тороплюсь.
Мне не нужен покой.
Я сроднит(?)ся хочу
С __________________ р.кой.

– Нам нужно восстановить пропущенные буквы и знаки препинания. Объявляется игра «До первой ошибки». Условия помним? Вот и хорошо.

– Ребята, в какой форме написан этот текст? О чем он?

– Давайте еще раз вспомним значение слова «динамика».

– Какие слова придают тексту динамику, то есть движение, действие?

Верно, глаголы могут создавать калейдоскоп сменяющихся событий действительности при описании быстро мелькающих перед нашим мысленным взором деталей событий, явлений, действий, перечисление которых позволяет передать динамику.

– Чего-то в стихотворении не хватает. Чего? Давайте попробуем найти утерянные слова.

(Слайд № 5)

– Поставьте к ним вопросы.

– Что придают тексту эти слова?

И снова верно. Прилагательные выразительны в описании. Текст становится ярче и динамичнее

– К каким существительным они относятся? Что обозначают?

В паре с существительными прилагательные служат для усиления существительных.

– Есть ли однородные члены предложения в тексте? Как вы определили?

Да, ребята, этот динамический однородный ряд хоть и небольшой, он тоже придает усиление, динамику действия или состояния природы. Давайте теперь сравним оба варианта стихотворения.

А вот еще одно стихотворение. Называется «Родник». А написал его Иван Бунин.

(Слайд №6)

В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

– Какие слова придают динамику этому стихотворению?

– А теперь сделаем вывод. Что такое прилагательное?

– А теперь заглянем в учебники. На странице 213 упражнение «Дятел». Здесь мы снова убедились, что без прилагательных никак нам нельзя.

– Самое время разгадать загадки. (Слайды №7-12)

– Что помогает быстро отгадать загадки? Верно. А теперь попробуйте самостоятельно придумать подобные загадки. А помогут вам вот эти картинки. (Слайды №13-16). Молодцы!

IV. –Ребята, вспомним все, что мы узнали на уроке.

А теперь подтвердим это теорией из учебника.

V. Задание домой.

выучить правила, упражнение 566 письменно. И попробуйте сочинить самостоятельно стихотворение (можно текст) о ручейке обязательно употребив слова, придающие динамику тексту.

Некоторые родители уверены, что воспитание детей напрямую зависит от их собственного поведения и взглядов на жизнь. На самом деле, роль учителя в воспитании детей также огромна, неоценима, и именно этому вопросу посвящена данная статья.

Задачи педагога в воспитании весьма разнообразны. Так, например, именно учитель закладывает в детей основы патриотизма. Современная классно-урочная система обучения помогает детям привыкнуть к определенному поведению в классе, воспитывает в них сдержанность и уважение к старшим.

Однако главное, на что влияет преподаватель - это воспитание уважительного отношения к науке и к процессу познания. Именно данную цель должен преследовать педагог на каждом своем уроке. Записывая что-то в тетрадь, получая хорошую или плохую оценку, педагог с первого класса приучает детей уважительно относиться к научным знаниям.

И тут очень важно, чтобы слова и действия родителей не противоречили тому, что говорит педагог. Так, например, некоторые мамы проявляют непредусмотрительность, заявляя детям, что знания по тому или иному предмету вряд ли им пригодятся. Поскольку в первые 10-12 лет жизни родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка, перебудить малыша в дальнейшем не получится. В результате, все воспитательные усилия педагога окажутся напрасными.

Роль педагога в воспитании ребенка базируется на беспрекословном уважении каждого ученика по отношению к учителю. Именно поэтому родителям никогда не стоит высказывать свое негативное мнение о педагоге вслух при ребенке, поскольку это напрямую влияет на отношение к школе и к учебным предметам.

Воспитательные моменты учителем осуществляются не только непосредственно на уроках, но и на классных часах. На таких мероприятиях педагог может воспитывать в своих учениках уважение к старшим, заботливое отношение к окружающей среде, рассказывать им о правилах этикета. Поскольку современные работники школы владеют разнообразными методиками подачи информации, обычно такие воспитательные беседы получаются очень насыщенными и интересными.

Разнообразить рабочую деятельность с детьми можно при помощи разнообразных мероприятий, организованных педагогом. Так, учитель в воспитательных целях может организовать тур по Золотому кольцу или же отправиться в местный театр. Любое мероприятие подобного характера не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает в нем любовь к культуре, к искусству. Посещение важнейших и самых знаменитых памятников архитектуры помогает воспитать в детях стремление сохранить наследие предков на долгие годы.

Все эти воспитательные моменты ложатся на плечи ответственных преподавателей. Современная школьная программа довольно строга по отношению к недобросовестным преподавателям, и поэтому учителям приходится периодически составлять планы воспитательной работы. В таких планах учитель отмечает все, что он хочет внушить своим детям, все, о чем хочет им рассказать. Зачастую от качества составленного плана зависит итог профессиональной деятельности педагога. Чем больше усилий учитель будет вкладывать в воспитательные процессы на уроках, тем выше будет общая успеваемость в классе.

Задача родителей в данном случае - не препятствовать деятельности педагога, а всячески ее поощрять.

Деятельность современного учителя не ограничивается поурочными планами, ведь иногда гораздо важнее вложить в головы детей элементарные воспитательные нормы. Лучшее, что в такой ситуации могут сделать родители - это организовать правильное общение с педагогом, всячески способствуя его воспитательной деятельности.

Разделы: Общепедагогические технологии

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и усиливаемо, если с большим вниманием отнестись к психологическим основам каждого явления.

И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых интересных вещей, но, если указанный элемент внушения отсутствует, ученики следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда же души коснется вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным.

Однако, к сожалению, в работе учителей по воспитанию школьников немало промахов, а нередко она ведется весьма слабо и нуждается в существенном совершенствовании.

Одна из причин недостатков в воспитании заключается, по-моему, в том, что,учителя воспитательные задачи, рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется как-то отдельно, без органической связи с обучением.

Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения существуют между учителями и учениками.

Воспитательное влияние нередко связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности..

У нас в школе были учителя, которые строгими мерами заставляли подчиняться дисциплине на уроках, работать над выполнением заданий всех учеников. Таких педагогов можно считали авторитетными.

По мнению А.С. Макаренко, это один из видов ложного авторитета. Он его называл авторитетом подавления. При этом на первый план выступают всякие дисциплинарные меры, вызывающие у детей страх перед возмездием за нарушение требований.

Ложный авторитет учителя может способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. На первый взгляд кажется, что все благополучно. В действительности глубокое воспитательное влияние на школьников отсутствует.

Работая в школе, я уделяла много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это давалось не сразу, но я не торопилась. Мой опыт показывал, что ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Мои детки уже в первом классе выражали свое мнение и желание. Узнав о моей поддержке их начинания, дети радовались и приступали к работе. По моему мнению предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Если учитель постоянно водит школьников на поводу, он тем самым допускает непонимание тех условий и источников, которые служат формированию силы воли. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного.

Увлеченность учителя в процессе классных занятий со школьниками определяется прежде всего любовью учителя, к своей профессии

Подъем, который возникает у учителя в процессе занятий, во многом зависит от душного контакта с учащимися.

Учитель может увлечь ребят интересным материалом. Но бывает так, что это становится возможным только на отдельных уроках. Нет той атмосферы творческого горения, которая является постоянной тогда, когда ученики стремятся познать неизвестное, а учитель воодушевлен тем, что, обогащая ребят знаниями, растит их духовно. Возникает та атмосфера взаимного расположения, уважения, дружбы, которая благоприятствует обучению, и в то же время способствует выполнению воспитательных задач.

Побывав у меня на уроках коллеги задавали мне вопросы такого рода:

Не будет ли такие отношения расшатывать дисциплину в классе? Утверждая что, учитель должен стоять «над» учениками, и только при этом условии обеспечивается порядок в классе, а порядок, как известно, необходим для успешного обучения.

Следует разъяснить, как нужно понимать слово «над». Если это слово означает начальственный тон, требование беспрекословного подчинения без какой бы то ни было мотивировки, такое положение не создает той благоприятной атмосферы, о которой мы говорили. Если слово «над» означает, что учитель пользуется глубоким уважением своих учеников, что школьники видят в нем человека, который не только много знает, но и всей душой стремится обогатить знаниями учеников, в таком случае слово «над» приемлемо.

Быть для ребят старшим товарищем, а в то же время оставаться их наставником, не выпускать из своих рук нитей руководства коллективом и каждым школьником в отдельности – это как раз и нужно, хотя трудно. Легко впасть в одну из крайностей: либо подавлять детей так, чтобы чуть ли не каждый их шаг определялся указанием учителя, либо предоставить ребятам все на их усмотрение.

В педагогической печати часто пишут о том, что необходимое и даже чуть ли не главное качество учителя – это любовь к детям. Но как, какими способами, какими средствами вызвать любовь к детям ответить не легко.

Сложность состоит в том, что вопрос о любви учителя многосторонен.

Возьмем хотя бы своеобразие самого чувства, когда речь идет о любви учителя к детям. Слово «любовь» обозначает чувство самоотверженной привязанности.

Слово «любовь» имеет и другое значение: оно обозначает склонность, пристрастие к чему-нибудь. Примерами могут служить любовь к чтению, к музыке, к живописи. Такое чувство, как любовь к детям, очень своеобразно: в нем есть что-то от самоотверженной привязанности, но оно может быть понято и как пристрастие.

Нельзя представить себе любовь учителя к детям только как ласковый и внимательный подход к ним. Такой подход, конечно, нужен. Однако любовь выражается прежде всего в том, что учитель безраздельно отдает, свои силы, способности, знания, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении и воспитании своих учеников, в их духовном росте. Ради этого любовь учителя к детям должна сочетаться с разумной требовательностью к ним.

Любовь к детям, которая вообще свойственна людям, живет и в сердце учителя. Но поскольку он учит и воспитывает одних и тех же школьников в течение ряда лет, чувство любви к детям принимает особые формы. Учитель, который внимательно наблюдает за своими учениками, видит их духовный рост, в этом росте узнает плоды своего труда, – ведь в каждом из школьников он как бы оставляет частицу своего сердца. Знание детей, их склонностей, способностей, их духовного мира, радостей и огорчений вряд ли можно переоценить. Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда; в который надо уложить определенные знания и навык; это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а, наоборот, заглушит те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их. У Л.В. Занкова есть замечательные слова,которые он повторял,как крылатую фразу: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит!» Предположим, что в классе ученик, который на уроках невнимателен, часто нарушает дисциплину, нерегулярно и небрежно выполняет домашние задания, дерзит. Все это, разумеется, не радует учителя и не может само по себе расположить его к этому школьнику. Я подчеркиваю слова «само по себе», поскольку речь идет о внешних проявлениях. Однако за этими внешними проявлениями могут скрываться положительные качества, порой немалые. Такой «черненький» школьник, если узнать его по-настоящему, предстанет, быть может, перед учителем как обладатель пытливого ума, чуткого и отзывчивого сердца, незаурядной активности. Для уяснения сути дела обратимся, к примеру, далекому от обучения и воспитания. Перед нами земля, плохая, каменистая. Она не радует глаз и не обещает даже хотя бы сносного урожая. Но вот пришли геологи, разведали недра, и в них оказались огромные богатства.

Действительно, бывает так что, учитель порой имеет совершенно неправильное представление об ученике, когда он не присматривается внимательно к своему питомцу.

Во II класс, который я вела, был переведен ученик из другой школы Эльдар А.. Он не блистал способностями, мало высказывался на уроках, а ко всему прочему заикался, вскоре я подметила его склонность к математике.

На уроках предлагала ему сложные задания. Впоследствии посоветовала прочитать некоторые научно-популярные брошюры. Эльдар ознакомился с системами счисления, существовавшими в древнем мире, получил некоторые сведения по истории мер. Сравнение с десятичной системой счисления и с метрической системой мер расширило его горизонт, углубило его понимание числа и меры. Было сделано и многое другое, чтобы дать простор склонности Эльдара. Данный успех мальчика чувствуется благодаря моим направляющим действиям.

Я понимала, что следует избежать однобокости в развитии мальчика, что надо формировать у него интерес к разным сферам жизни, науки, искусства, поэтому использовала именно богатую и содержательную жизнь класса. Хотя урокам русского языка и математики, естественно, уделялось много внимания, это не отодвигало на задний план познание действительности, приобщение к ценностям литературы и искусства. В моем классе проводилось много экскурсий в природу, мы завели живой уголок. Большое место уделялось экскурсиям в экологический центр, где дети посещали различные кружки.

На уроках, и во внеклассных занятиях дети не только удовлетворяли свои запросы, но у них возникали развитие новые интересы. Эта бьющая ключом жизнь захватила Эльдара. Он охотно участвовал в различных занятиях.

Мальчик ожил, по словам мамы поверил в себя.

Взаимоотношения учителя и детей должны быть деловыми. Учитель руководит приобретением знаний, прививает нормы и правила поведения, а ученик овладевает этими знаниями, нормами и правилами.

Деловые взаимоотношения могут быть разными. Представим себе учителя, у которого все строго и точно запрограммировано, урок ведется сухо и официально. И представим себе другого учителя, который работает над тем же учебным материалом с теми же школьниками. В отличие от первого этот учитель сам захвачен процессом познания, он чутко реагирует на ответы учеников, внимательно выслушивает их вопросы и недоумения, побуждает к доказательству высказываемых ими суждений, сам с большим подъемом делится своими знаниями. Этот учитель зорко наблюдает за классом, выбирает момент, когда возбудить активность слабого ученика, когда дать простор сильному. И не только словом, но и взглядом ободряет, поощряет стремление ученика доискаться истины. Он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища.

Здесь можно провести некоторую аналогию между общением учителя с учениками на уроке и беседой, которую ведут между собой люди, передавая свои знания друг другу, выясняя занимающие их вопросы, споря и доказывая. Ведь то, что говорит человек, возбуждает мысль и чувства не только своим содержанием. Одухотворенное лицо собеседника, глаза, то горящие блеском восхищения перед величием науки, то прищуренные, как будто сомневающиеся в истинности сделанных выводов, мимика, жесты…

Речь идет о характере работы учителя на уроке, учителя, как и все люди, отличаются друг от друга по темпераменту, по складу ума, по силе чувств. У разных учителей увлеченность общением с учениками принимает неодинаковые формы. Но самое главное – увлеченность независимо от формы, в которой она проявляется. Это как бы один полюс. И другой полюс – учитель, у которого есть нечто общее с обучающей машиной. Между этими двумя полюсами – множество своеобразных разновидностей общения учителя с учениками.

Есть разные критические мерки: одна идет от разума, другая – от сердца. Школьники уже в начальных классах подмечают и определенным образом оценивают стиль работы учителя, его манеры. Вместе с тем школьники чувствуют, как учитель настроен, как относится к ним. Душевность, с одной стороны, и сухость, формализм, с другой, чутко воспринимаются школьниками.

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

 
Статьи по теме:
Как завить ресницы в домашних условиях?
Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на
Лимон для осветления волос – альтернатива салонным процедурам Обесцвечивание волос лимоном
Представительницы прекрасного пола, стремясь к красоте и совершенству, прибегают к экспериментам в своей внешности, в том числе, и с цветом волос. Блондинки всегда имели репутацию очень нежных и милых созданий, особо нравящихся мужчинам. Именно поэтому мн
Что нужно взять с собой в роддом
К концу 8 месяца беременности роды могут начаться в любой момент. Чтобы не испытывать дискомфорт, не собирать вещи в роддом в последний момент, рискуя забыть нужные предметы, ответственные будущие мамочки собирают сумки заранее.Что включает в себя список
Педагогическое эссе
Зоя Сергеева Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка» Цель : 1. Выяснение понятия «родительская любовь » . 2. Анализ поведенческих норм в семье. 3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку. План : 1. Ана