Почему каждый четвертый выпускник вуза в россии не может найти работу. Успешный переход Сколько выпускников работают по специальности

Несмотря на рост числа работников с дипломом (с 23,8% в 2001 году до 32,2% в 2014 году), каждый четвертый россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. При этом около 30% работников считают, что работают не по специальности. К таким выводам пришли авторы исследования Высшей школы экономики "Где и кем работают высокообразованные россияне". ТАСС изучил работу, чтобы узнать, какие специалисты чаще работают по полученной профессии, кто занимает руководящие должности, а чей потенциал используется не до конца.

Согласно исследованию, среди работающих россиян больше всего обладателей дипломов экономистов и инженеров, меньше всего - аграриев, искусствоведов и специалистов естественных наук и математики. При этом среди мужчин - специалистов технического профиля, а среди женщин - экономистов и педагогов.

Авторы работы отмечают, что образование молодых и пожилых работников различается. Среди молодежи преобладают дипломы экономистов, а среди работников от 40 лет и старше на первом месте инженерная подготовка. Из этого эксперты делают вывод, что обе группы не конкурируют напрямую на рынке труда, так как предъявляют спрос на разные рабочие места.

Более половины дипломированных работников (55,8%) занимают позиции специалистов высшего уровня квалификации. Больше всего таких сотрудников среди выпускников медицинских вузов, меньше всего среди инженеров и аграриев.

Почти каждый шестой выпускник вуза занимает руководящую должность. Чаще всего в кресло руководителя садятся инженеры, специалисты в области сельского хозяйства, а также экономисты и управленцы.

Четверть обладателей высшего образования (26,6%) работают на позиции, для которой оно избыточно. Тут явным лидером выступают выпускники сельскохозяйственных вузов. Реже других выполняют работу ниже своей квалификации медики.

Что касается субъективной оценки соответствия выполняемой работы и специализации, указанной в дипломе, то 71,4% работающих россиян отмечают, что работают по профессии. В основном такого мнения придерживаются медики, а вот среди специалистов в области сельского хозяйства гораздо больше тех, чье образование никак не связано с нынешней работой.

Таким образом, авторы исследования констатируют, что выпускники медицинских вузов могут считаться самой благополучной группой: они не зря тратят время в университете, так как в дальнейшем работают по специальности и занимают позиции, требующие высокой квалификации. Хуже всего дела обстоят у аграриев, профессия которых чаще, чем у других, оказывается не связана с дипломом, к тому же зачастую вообще не требует высшего образования. Правда, среди них достаточно высок процент руководителей.

А это значит, что большин-ство детей, как и в прошлые годы, планируют поступать на юристов, экономистов и управленцев - на эти факультеты требуют именно этот предмет. Но в итоге по специальности работают меньше половины отучившихся. Куда идут остальные? В продавцы! Потому что работодатели ищут прежде всего менеджеров по продажам, потом - квалифицированных рабочих и инженеров. Последние на рынке в большом дефиците. Особенно инженеры-конструкторы и технологи. Неслучайно многие предприятия подбирают себе инженерные кадры уже из студентов старших курсов вузов и колледжей. Чтобы мечты не разошлись с реальностью, стоит приглядеться к рейтингу самых востребованных специальностей (см. инфографику).

«По данным нашего исследования, при подборе молодых специалистов менеджеры по персоналу обращают внимание прежде всего на личные и деловые качества претендента, - говорит Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru , - а также на наличие хотя бы минимального опыта (45%). Уровень и каче-ство образования - на третьем месте (34%). Однако вуз всё же имеет значение, так как при прочих равных предпочтение отдадут кандидату с дипломом престижного вуза. А при первом трудоустройстве диплом зачастую играет определяющую роль».

Инфографика: АиФ

Культ успеха и денег

Игорь Белобородов, с-оциолог, научный директор Независимого института с-емьи и демографии:

Современным подросткам придётся труднее, чем их сверстникам даже несколько лет назад, поскольку мир за это время стал гораздо более сложным, нестабильным. Они попали в эру массовой миграции, а это значит, что многие их однокурсники окажутся людьми совершенно иной ментальности и культуры. Им труднее будет находить общий язык с окружающими, дружить, любить, создавать семьи. Ведь во время этнических пограничных войн даже взрослые состоявшиеся люди не могут порой понять, где правда, а где ложь. Что же говорить о неокрепших юных умах...

Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ - везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь слабым и беззащитным.

Но есть и плюсы. Благодаря развитию информационных технологий образование становится доступнее. Это повышает шансы детей в том числе из малообеспеченных семей и даёт им хороший старт для успешной жизни.

Жизнь как эксперимент

Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ:

Главное умение, которое надо прививать нынешним детям, - умение адаптироваться. Потому что спрогнозировать, какая профессия будет актуальна через 5 лет, невозможно! Самый ценный жизненный навык - осваиваться в неопределённой ситуации. Именно этому важно научить вступающего во взрослую жизнь школьника. Для этого нужно вооружить подростка тремя орудиями: надеждой, умением контактировать и смелостью пробовать. Рассказывайте о своих ситуациях замешательства, о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше вероятность, что, столкнувшись с неожиданностью, недавний школьник не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Надо развивать навыки общения. В непонятных и неприятных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию, а уметь организовать себе поддерж-ку. Наконец, надо научить относиться к жизни как к эксперименту. Если выпускник (а также его родитель) не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в ситуации неопределённости продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход.

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70-90 процентов.

В июле прошлого года сотрудники независимой общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» вместе с Департаментом экономики УрГЭУ-СИНХа опросили новоиспечённых выпускников екатеринбургских вузов. К этому времени на работу успели устроиться 60 процентов опрошенных. Из них лишь 18 процентов нашли себе профессию по специальности. Остальные отложили свои дипломы «до лучших времён» и пошли трудиться туда, где этот документ необязателен.

По результатам того же исследования оказалось, что найти себе заработок по специальности проще всего удаётся программистам, строителям, международникам, пиарщикам и энергетикам. А вот молодым педагогам, социологам, политологам, управленцам, филологам и психологам везёт в меньшей степени.

Вопросом, почему полученная в вузе специальность не определяет дальнейшего места работы, задаются уже не первый год. Изначальная причина — у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что отсутствует система профориентации.

Например, в Китае, как только ребёнок идёт в школу, он начинает пробовать различные профессии: его ведут на завод и показывают, как работают станки и так далее. За всё время в школе ему демонстрируют около 50-ти различных профессий

Обычная ситуация для большинства российских школ: заканчивается учебный год, а ученики выпускных классов только начинают задумываться о том, кем же они хотят быть. Изучают сайты учебных заведений, смотрят на проходные баллы, сравнивают со своими, делают выводы. Нередко многие поступают учиться туда, куда идут их лучшие друзья, с которыми они большую часть жизни просидели за одной партой и никуда друг без друга. Или ещё вариант — выбирают специальность по совету родственников. Другими словами, выпускники школ определяют своё будущее неосознанно. С другой стороны, как тут можно что-то осознать, если им никто не объяснил, какие профессии существуют в мире (кроме 10-15, что на слуху у всех), и какие из них самые востребованные на рынке труда.

— Такого предмета как ориентация, нет ни в одном школьном расписании, а зря, — объясняет председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин. — Разве можно решить, кем ты хочешь стать, не зная, чем занимается представитель той или иной профессии? Поэтому, после окончания школы многие, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомлённостью о том, кем они станут в будущем, выбрав тот или иной факультет вуза. Я думаю, что отдельный обязательный предмет по профориентации и какое-нибудь специальное учебное пособие нашим старшеклассникам бы не помешали.

Яркий пример непонимания сути профессии — журналистика. Ежегодно на факультеты журналистики один из самых больших конкурсов среди абитуриентов. Однако уже после первой производственной практики многие студенты журфаков разочаровываются в профессии. Что ж, это неизбежно, ведь они судили о профессии по гламурным журналам и таким же ток-шоу. А на деле, вместо богемных вечеринок пришлось ехать в командировку в какой-нибудь богом забытый посёлок и писать или снимать репортаж о проблемах местных жителей.

Чаще всего занятия по профориентации — это частная инициатива отдельных школ.

— Мы регулярно, раз в неделю, проводим с нашими учениками классные часы на тему профориентации, — рассказывает педагог по воспитательной работе екатеринбургской средней школы №36 Гульнара Галиева. — Обычно приглашаем представителей различных профессий, которых подыскиваем среди наших выпускников. Кроме того, иногда для ребят мы организуем экскурсии на различные городские предприятия. Также все наши ученики проходят профориентационные тесты.

По сути, эти тесты помогают определить, какая специальность лучше всего подходит ребёнку — техническая, гуманитарная или творческая. Некоторые даже берут на себя ответственность конкретно указать школьнику, куда ему нужно поступать. Нахожу в Интернете один из таких тестов, отвечаю на восемь вопросов, и компьютерная программа отправляет меня учиться на инженера-технолога. Думаю, не самый подходящий вариант для меня после трёх лет обучения в гуманитарном вузе.

— На самом деле есть авторитетные тесты по профориентации, которые успели зарекомендовать себя. Они подразделяются на возрастные категории, и ребёнку нужно проходить их ежегодно и уже из общего результата делать какие-то выводы, — объясняет Георгий Амусин. — Это полезная практика для школьников, учителя могут её использовать, но под чутким руководством психолога. А непроверенным источникам, например, из Интернета доверять нежелательно.

Общероссийский тренд многих лет: без высшего образования никуда. Руководствуясь этим убеждением, родители готовы запихнуть своего ребёнка в любой вуз, на любой факультет.

Вот и получается, что многие студенты, осознав всю трагедию неверного выбора на втором-третьем курсе учебного заведения, куда они поступили, начинают искать ту сферу деятельности, которая им по-настоящему интересна или просто будет приносить стабильный доход.

Редакция «НЭ» решила узнать у тех ребят, кто решил не искать работу по специальности, с чем связан их выбор?

Камилла ИЛЬЯСОВА, 23 года. Окончила Департамент экономики УрГЭУ-СИНХ:

— По образованию я экономист. Уже в конце первого курса поняла, что это не моё, но чтобы не расстраивать своих родителей, решила не бросать университет и доучиться. Во время учёбы устроилась на должность продавца-консультанта в один из магазинов модной одежды, который принадлежит крупной европейской сети. Мне сразу сказали, если буду хорошо работать, то будет возможность карьерного роста. Старалась. Через полтора года я прошла тренинг на должность визуального декоратора — это человек, который занимается оформлением магазина и витрины. Начала ездить по другим городам, помогать открывать магазины этого бренда. Спустя ещё полтора года меня назначили мерчендайзером — представителем торговой сети. Теперь я, можно сказать, одновременно живу в восьми городах: еженедельно летаю из одного в другой и смотрю, как идут дела в филиалах. Я не сижу на одном месте, мне не бывает скучно. Высшее образование мне, конечно, пригодилось (в мерчендайзеры без него не берут), а вот конкретно экономфак остался приятным воспоминанием о студенческой жизни.

Максим Максимов, 22 года. Не окончил факультет журналистики УрФУ:

— Я честно пытался учиться. Один раз был отчислен, потом снова восстанавливался, сдавал зачёты, но затем всё-таки признался себе, что это не моё и оставил учёбу окончательно. Когда я ещё поступал, то искал какую-нибудь творческую профессию, подумал, что журналистика — то, что надо. Но не так я себе всё представлял. Ещё во время учёбы я купил себе фотоаппарат, стал читать книги по фотографии, практиковаться на знакомых, устраивая им фотосессии. Вскоре понял, что хочу заниматься этим профессионально. Наработал себе клиентскую базу и открыл свою фотостудию. Теперь зарабатываю тем, что мне действительно по душе. Но высшее образование всё-таки получаю. Учусь дистанционно.

Важнейшим направлением социальной политики является населения. Для полного представления о качестве обучения и выработки рекомендаций по улучшению образовательной системы создается статистика выпускников . На ее основе принимаются решения по социальной, и экономической политике государства.

О «Демографической яме»

В России разрабатывается комплекс мер по стабилизации численности . Достижение поставленных задач возможно только при учете всех неблагоприятных факторов. Чтобы процессы, связанные с игнорированием данных статистики не привели к социальным потрясениям, необходимо составлять грамотные прогнозы по изменению численности населения и длительности влияния на нее «Демографической ямы».

Трактовка такого влияния неоднозначна. Специалисты расходятся во мнениях о ее природе. Основной причиной возникновения «Демографической ямы» стала и послевоенный период. Число жителей РФ достигло довоенного уровня (1940 год – 110,1 млн. чел.).


Первое влияние «ямы» сказалось в 1966–1971 годы. Прирост населения снизился, но без критических показателей, благодаря проводимой тогда социальной политике. В период 1989–1993 показатель опять снизился, а вот дальше наступил провал. Дополнительную роль сыграл экономический фактор. До конца 2000 года показатель превышал количество рожденных почти на 1 млн. человек ежегодно.

Следующая стадия «Демографической ямы» пришлась на 2013–2017 гг. Однако уже наблюдался процесс затухания влияния военных потерь. На первое место вышли экономические причины. К ним относится:

  • рост трудовой конкуренции;
  • непостоянство ;
  • повышение жизни;
  • увеличение времени на получение образования.

Росстат опубликовал данные за первый квартал 2017 года. Из него видно, что рождаемость по стране упала на 10,1%. Самым вероятным прогнозом на период следующего пика «Демографической ямы» в 2036–2040 гг. становится вывод о практическом прекращении действия «Эха войны».

На основе вышеизложенного составляются среднесрочные прогнозы с погрешностью ±4% численности выпускников школ, что влияет на необходимость создания новых средне-специальных учебных заведений, и рабочих мест.

Статистика выпускники школ


Отметила снижение показателей за 12 последних лет практически вдвое. Детальнее с татистика выпускников школ по годам представлена на рисунке:

На графике хорошо видна «Демографическая яма». Система достигла дна в 2017 году. Статистика выпускников прогнозирует постепенный рост с 2018 года. К 2023 году показатель должен достичь того уровня, что был в 2010.

Постоянное уменьшение учеников сопровождалось закрытием школ. Особенно это заметно в сельской местности. В 1990 году в селах было 48,6 тыс. школ, а в городах 21,1 тыс. В 2016 год у показатели упали до 24,5 тыс. и 17,28 тыс. соответственно

Причина такого количества закрытий – снижение численности учащихся. Школы в селах стали укрупнять, обеспечивая транспортом для перевозки , что позволило повысить уровень образования. Еще одна причина – социально-экономические факторы обусловили отток самого трудоспособного населения в города.

В городах количество школ закрылось меньше. Отчасти благодаря притоку учеников из сельской местности. Но «Демографическая яма» сказалась и тут. При составлении рейтингов самых конкурентоспособных выпускников школ (Топ-50), оказалось, что это ученики регионов, где отсутствуют . На 1 месте оказался Югорский физико-математический лицей-интернат (ХМАО ).

Статистика по выпускникам удручает. По данным Генпрокуратуры 40% выпускников интернатов для сирот становятся алкоголиками и , еще 40% становятся . Статистика выпускников сиротских учреждений показывает, что только 10% удается адаптироваться и начать нормальную жизнь.

Статистика выпускников ВУЗов

С 1990 года наблюдался активный рост числа высших профессиональных образовательных заведений. До 2012 года их стало больше в два раза (1990 – 514, 2012 – 1046). Основной прирост был за счет негосударственных . Их стало больше на 437 шт. На 95 стало больше государственных.

Однако «Демографическая яма» развернула процесс в обратную сторону. Статистика выпускников школ сказалась на количестве лиц, окончивших высшие учебные заведения. Численность выпускников ВУЗов сократилась практически на 30%. За период с 2010 по 2015 год закрылось 184 ВУЗа.

Ориентируясь на количество выпускников, статистика предсказывала снижение численности профессорско-преподавательского состава и не ошиблась. Если в 2005 году преподавателей было 358,8 тыс. То в 2016 году их осталось всего 303,6 тыс.

Трудоустройство выпускников ВУЗов

Статистика выпускников показывает, что наличие диплома престижного ВУЗа не гарантирует молодому специалисту последующее трудоустройство. По данным Минобрнауки только 75% выпускников 2015 года нашли работу.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности отмечает 11 заведений, окончание которых позволяет легче найти работу. Все они вошли в список международного рейтинга QS 500 ВУЗов:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. МГИМО.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  5. Томский политехнический университет.
  6. МФТИ .
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
  10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Статистика трудоустройства выпускников вузов отмечает, что работодатели стараются занизить молодым специалистам при первичном трудоустройстве. Такой подход провоцирует текучку молодых кадров. В условиях кризиса частный бизнес привлекает молодых специалистов без официального трудоустройства.

Очень сильное влияние на трудоустройство выпускников оказывают связи. Статистика считает их основным фактором. Гораздо легче получить место по рекомендации, чем без нее. представлена в таблице.

Больше всего выпускники востребованы в строительстве, медицине и нефтяном секторе. Хуже всего обстоят дела у обладателей дипломов педагогов, социологов и истории. Подавляющее большинство из них работает в других сферах. Выпускники по специальности агрономия также не спешат уезжать в деревню.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности показывает, что 60% из них в течение пяти лет идут на переподготовку или на курсы повышения квалификации. Чтобы молодым специалистам было легче находить работу, необходимо привлекать к преподаванию руководящий состав профильных компаний. Это позволит подготавливать студентов к решению конкретных производственных задач.

Размер у выпускников вузов по статистике составляет в среднем по стране 22,7 тыс. руб. В Москве показатель не превышает 40 тыс. Исключением являются IT-специалисты.

Как дела у соседей

В Республике Казахстан действует программа развития образования и науки на 2016–2019 гг. Согласно ей 71% выпускников могут найти применение своим силам.

В 2017 году в Казахстане 136 тыс. детей окончили школу. Из них 20% получили образование на русском языке. В республике наблюдается отток выпускников школ в Россию для дальнейшего обучения. За 2015–2016 гг. четверть всех иностранных студентов в российских ВУЗах составляли выпускники из Казахстана (67727 чел.).

Республику Беларусь также не обошла стороной «Демографическая яма». Общая цифра окончивших лицеи, гимназии и школы в 2010 году составила 92,6 тыс. человек. В 2015 году показатель снизился до 56,6 тыс. В РБ наблюдается перекос с выпуском по специальностям . В 2016 году 42% выпускников (75 тыс.) получили диплом экономиста. Медиков всего 4,5 тыс., т. е. 6% от общего числа получивших диплом.

Еще один пример «Демографической ямы» образовался в Украине . В 2001 году там был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости. Соответственно 2018 год покажет антирекорд количества лиц, поступающих в ВУЗы. По предварительным расчетам их должно быть около 200 тыс.

Для украинских выпускников в российских ВУЗах на 2017–2018 гг. было зарезервировано 474 квоты. В дальнейшем планируется увеличение числа квот. Как видно, «Демографическая яма» коснулась всех бывших союзных республик. Перед выпускниками стоят одинаковые проблемы, как с поиском работы, так и с размером заработной платы.

Cистема образования не соответствует запросам рынка труда ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки, отмечают авторы обзора на портале Eurasianet. В материале приводятся данные разных аналитических центров страны и нескольких исследований ИСИЭЗ. В частности, представлены результаты Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ и выводы доклада «Российская молодежь: образование и наука».

Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой - их навыками недовольны 91% работодателей.

Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда - ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.

Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период - 1,4 миллиона.

Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23% выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.

Отсутствие профессиональных навыков

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 - 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле - с 53% до 38%, в промышленности - с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.

О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.

Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.

«Большая часть станочного парка в России - аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», - считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.

Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений () работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.

Трудности преподавания

Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов - учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.

Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.

«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей... Жалованье провинциального профессора составляет... менее 500 евро... Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» - говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.

Несоответствие ожиданиям работодателя

По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информации ЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.

Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.

Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.

«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», - считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.

«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7-10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», - подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. - Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации", если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.

 
Статьи по теме:
Став безграничное доверие для улучшения коммуникации Радость общения и безграничное доверие
БЕЗГРАНИЧНОЕ ДОВЕРИЕ Очень часто нам мешает чьё-то недовериев!формула на Безграничное Доверие облегчила бы многие труды : Ансуз - Лагуз -Винья Руны второго планаКеназ - Гебо - Соул (зеркальная) Смысл примерно следующий - беспричинное некритичное дов
Как наказать обидчика без вреда для себя: молитвы и заговоры Как заставить человека просить прощения
Как заставить обидчика или того, кто наводит порчи, прийти с покаянием Обряд проводится в полночь. Цель обряда - заставить прийти того, кто перед вами виноват.На дно стакана закрепить тонкую церковную свечу, для этого подпалить ее снизу, чтобы воск распла
Пошаговый букет из игрушек
В этом мастер-классе по созданию букета из игрушек, мы попробуем сделать вот такой букет с зайчатами: Вопросы, которые возникают у желающих освоить изготовление букетов из игрушек в домашних условиях , в основном, связаны с незнанием: способа крепления мя
Выкройки детских платьев бесплатно
Привет. Выкладываю размерный ряд от 80 до 152 см выкроек платья для девочки. Платье свободного кроя, с рукавом.Выкройка вот такая.Платье простого кроя. Выкройка рукава со сгибом, одинаковая линия оката для переда и спинки.Горловина высокая, такая к которо