Правила благочестия. Правила поведения в храме Как рассказать детям о поведении в храме

Как научить малыша правильному поведению в церкви и дома, не проявляя родительской авторитарности, но и не роняя детского достоинства? Уважение – это прекрасно, но оно не подразумевает, что мы позволим своему чаду делать всё, что оно захочет, а мы не посмеем сказать слова поперёк.

Принцип одной овечки

По словам протоиерея Александра Авдюгина, «Православие – вера добрая, удивительная по своей многогранности. В каждом человеке она видит эксклюзив, уникальность. Почему Господь идет за одной овечкой? Потому что каждая овечка – это чудо, это эксклюзив».

Любимые Богом овцы – это не только мы, но и наши дети. Правда, иногда эти уникальные овечки превращаются в упрямых, чересчур резвых, бестолковых барашков – например, на литургии в храме. Но пасти маленькую овечку мы можем, не загоняя в клетку, а применяя по отношению к ней разумные меры, ограничения и правила – причем с мягкостью и завидным постоянством.

По учению Церкви, каждый из нас «удобоизменчив» , причем как в лучшую, так и в худшую сторону, так что лепить свое чадо лучше начинать как можно раньше.

Показать маленькому ребенку церковную жизнь во всей ее полноте и многообразии, сделать его частью Церкви можно, как и приучить к правильному и разумному поведению, – считает педагог-психолог Светлана Назина. По опыту работы с детьми, приобщать ребенка к церковной жизни можно и нужно с самого рождения. Грудные дети появляются в храме с родителями, и уже тогда начинают чувствовать благоприятную обстановку, слышать благозвучную музыку, любоваться огоньками свечей.

Когда ребенок подрастает и осмысленно переступает порог храма за ручку с мамой или папой, многое меняется. И если у взрослого человека восприятие веры идет от внутреннего к внешнему, то у ребенка, наоборот – от вешнего к внутреннему. Многие вещи формируем мы сами, многое приходит извне. В храме его собственный внешний вид, облик родителей и молящихся, окружающая его особая благообразная красота помогает четко понимать, где он находится, осознавать, что это место – Божий дом, где нужно склонить голову со смирением и вести себя со всей серьезностью.

«Маленькому прихожанину очень важен настрой на то, что завтра он пойдет в церковь. Помню, моя бабушка перед тем, как идти в храм, с вечера мылась, собирала одежду и вещи – это был обязательный ритуал, в котором и я участвовала – помогала. Собираясь в храм, можно открыть вместе церковный календарь, посмотреть, память каких святых празднуется, обязательно вместе помолиться. Такая подготовка всегда дисциплинирует, а дисциплина маленькому ребенку важна – она выстраивает его жизнь, помогает чувствовать себя в безопасности» – говорит психолог и мама.

На добром примере

Что касается поддержания у малышей дисциплины поведения, но не палочной, а воспитания у них благоговейного отношения к богослужению и посильного внимания к основным его элементам, то протоиерей Николай Чернышев считает, что это возможно при условии доброго примера взрослых и, самое главное, их искренности: «По словам Достоевского, впечатления, пусть неосознанные, полученные в раннем детском возрасте, не заменимы ничем, они не пропадают и оказывают сильнейшее влияние на дальнейшую жизнь. Как важно, чтобы это были впечатления, полученные от пребывания малыша на литургии. И как много здесь зависит от того, какими людьми он окружен, чувствует ли вокруг себя настоящую церковную семью или толпу людей посторонних, холодных и безучастных!»

Нужно почувствовать, когда ребенку становится мало внешней стороны храмового благочестия – целования икон, крестика, пребывания в храме на руках у мамы. Не упустить момент, когда пора перейти на другой уровень восприятия – прочесть первые детские книжки о Церкви, детское Евангелие, вместе обсудить прочитанное.

Что бывает, если этого вовремя не сделать? То, что и дети из церковных семей, и воспитанники воскресных школ утрачивают детское восприятие и больше не испытывают надлежащего почтения к православным святыням, неблагоговейно ведут себя во время службы – и порой это касается даже маленьких алтарников. Дети не всегда осознают, где в жизни грань игры и реальности, и где в храме грань видимого и невидимого мира, к которым они прикасаются. Это говорит о том, что внутренняя сторона веры – Евангелие, личность и пример Христа не близки или малоизвестны им – не привиты с раннего возраста либо насаждаются формально.

Хвалим за поступки

Светлана Назина подчеркивает еще один важный момент: да, в восприятии малыша должны различаться храм и дом, улица и детский сад – абсолютно разные для него места и сообщества. Но нужно добиваться того, чтобы поведенческие стороны его личности одинаково адекватно проявлялись везде. Проще говоря, чтобы и в воскресной школе, и за церковной оградой ребенок оставался добрым, послушным, искренним и внимательным к другим людям.

«Для этого на практических занятиях в воскресной школе мы моделируем ситуации из обычной жизни. Выводы бывают самыми неожиданными. Все стараются быть хорошими, успешными – во многом этому способствует современная программа дошкольных и младших школьных учебных учреждений, где пропагандируется установка на успех. Но в таком вот «успехе во что бы то ни стало» для ребенка кроется большой духовный подвох. Получается, что детский эгоизм ставится нами во главе угла, а на самом деле малыш не представляет собой то, о чем заявляет. Поэтому нам нужно первым делом «включать» не современную педагогику, а верный христианский принцип: хвалить ребенка за поступки, оценивать не его самого, а его дела . Но хвалить нужно обязательно!

Вот, например, реальный случай: на занятиях в воскресной школе мальчик хорошо отвечал и заработал больше всех звездочек, но никто за него не порадовался. Это очень его расстроило. Оказывается, друзья, вполне воцерковленные малыши, просто позавидовали ему и… по-взрослому смолчали».

Вася рядом!

Для полноценной христианской – церковной и повседневной бытовой жизни – малышу важно учиться как можно раньше понимать других людей и их проблемы. Психолог привела пример, как в летнем православном лагере одному парнишке в нужный момент не помогли сверстники – не со зла, а просто не поняли, не разобрались, что он нуждается в помощи.

«Точно также в сознании ребенка существует разрыв между реальной жизнью и тем, что он узнает о Боге . Нищие и прокаженные из Евангелия вызывают сочувствие, но они где-то далеко, а стоящий рядом Вася не просит о помощи – так зачем ему помогать?

Чтобы объяснить это, то есть для более живого восприятия христианских истин детьми, нам нужны очень мудрые и тонкие, вдумчивые методы духовного воспитания и религиозного образования. А дома, для начала, просите ребенка помогать – польза от его маленьких действий велика, поскольку доставляет ему много радости».

Продолжить наше краткое размышление на эту непростую тему хотелось бы словами игумена Арсения (Соколова): «Взрослея, ребенок не может долго оставаться с детской верой. Если же он будет пытаться ее удержать, есть риск, что он станет или инфантильным, или лицемером. Детская вера основана на подражании родителям, на воспитании; взрослая – на личном выборе. Воспитанный в церковной семье ребенок однажды становится перед этим выбором. Если он его сделает правильно, то его вера станет зрелой, ответственной.

Выбор – это, конечно, всегда риск. Но так уж Создатель уважает свободу личности, что этот выбор предоставляет каждому. На этом пути родители и мы, служители Церкви, не имеем права быть неискренними и скучными. Но есть простое и безопасное правило: обращайся с ребёнком, как со своим самым дорогим и любимым другом».

Валентина Киденко

Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие , принятые в Церкви.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам и все смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к .

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала , а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону . Нельзя проходить между и центральным , когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель : «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.

В одну из литургий вышел на проповедь и сказал:
«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм ». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

«Привести в храм маленьких детей - это полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самому молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает... Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю Литургию. Я решительно проходил с детьми к амвону, и там мы всегда стояли... Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом»

Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

На Рождество и на другие церковные праздники верующие посещают церкви, храмы. И если взрослые уже знают, как себя вести, то поведение ребенка в церкви часто вызывает недоумение. Каковы же главные правила поведения деток в православных церквях и храмах?

  1. На службу важно приходить заранее – за 5-10 мин. Заранее уходить лучше только по самой серьезной необходимости или усталости ребенка.
  2. Желательно, чтобы девочки (особенно, старше 3-х лет) входили в храм не в брюках или шортах. Не везде уже придерживаются таких правил, но вполне обоснованно могут не пустить в таком виде. Не стоит забывать и о покрытой голове девочки (платок или косыночка)
  3. На входе нужно перекреститься (помочь ребенку) и поклониться в пояс, духовно настроиться и оставить все мирское.
  4. Предупредите ребенка, что громко разговаривать в церкви нельзя. А лучше беседы отложить на потом. Поздороваться со знакомыми можно кивком.
  5. Попросите ребенка выбросить жевательную резинку до церкви, также мелкие светские игрушки и развлечения.
  6. Держать руки в карманах также не полагается.
  7. Не нужно разрешать ребенку ходить по храму без нужды, а тем более бегать.
  8. Совсем запрещено ходить, разговаривать во время чтения Евангелия, пения Евхаристического канона на литургии и «Херувимской» . Прикладываться к иконам и ставить свечи тоже нельзя в этот период.
  9. Смеху и праздным разговорам также не место в храме.
  10. Не разрешайте ребенку ничего есть в храме, если это только не благословенный хлеб от священника (исключение трапеза в Воскресной Школе по благословению).
  11. Если вы учите с ребенком церковные песни, не позволяйте подпевать громко – это можно делать только тихо (исключение пение на клиросе по благословению).
  12. Если ребенок устал, его можно посадить на скамью. Хотя их обычно и не так много в православных церквях. Закидывать ногу на ногу не позволяется.
  13. Если не получается успокоить ребенка (плач или баловство), то лучше выйти с ним из церкви . Также можно позволить ребенку выйти, если он сам попросится от усталости. Но предупредите, что нужно перекреститься и только потом тихо выйти .
  14. Научите ребенка ставить свечи – аккуратно поджечь верх и низ, чтобы свеча хорошо стояла.
  15. Девочек постарше приучайте приходить в храм без косметики или хотя бы прикладываться к иконам без губной помады .

Не всех детей можно сразу приучить к благоговейному поведению в храме. Пока ребенок сам не поймет важности поведения, организовывать его достойное поведение придется родителям . Возможно, сначала это будут очень краткие посещения. Важно и не доводить до баловства или конфликта , и не создавать для ребенка неприятных ощущений от церкви .

Дети очень любят ритуалы, вводите ребенка в них постепенно, объясняйте, позволяйте участвовать. Спрашивайте, за кого он хочет поставить свечу, заказать молитву и т.п.

Нередко «знающие» бабушки начинают поучать молодых мам об их поведении и поведении детей. Не спорьте, скажите: «Простите», и отойдите в другое место, но не берите близко к сердцу. Никого одергивать в церкви не позволительно, если это не хулиганство .

А просвещать – это дело священника или преподавателей Воскресной Школы храма.

Для православного человека весь этот мир является священным, ведь он суть творение Господа, а поэтому полон радости и блага. Тем не менее, мир сложен и многогранен, и не всегда есть возможность такого ясного и однозначного понимания, поэтому для того чтобы иметь возможность отойти от мирского и приблизиться к небесному, существует храм. Нужно знать правила поведения в церкви и соблюдать установленные традиции.

Роль храма в культуре

Создание священного пространства – достижение далеко не христианства и, конечно, не сугубо православная традиция. Люди всегда стремились к сооружению различных святилищ, которые позволяют почитать божественное в этом мире. В современной православной церкви верующие могут:

  • посещать службу;
  • молиться перед иконами;
  • исповедаться и причаститься;
  • общаться со священниками;
  • совершать обряд крещения и другие обряды;
  • оставлять требы (к примеру, молебен о ком-то).

Как заведено в православной вере, последователю этой традиции нужно периодически посещать храм. Даже отшельники и святые, которые по большей части оставались в затворе и пребывали вдали от мира, периодически приходили на праздники, чтобы присутствовать на службе, и более-менее регулярно посещали церкви. Поэтому верующему нужно уметь, так сказать, пользоваться храмом, знать, как священное пространство помогает укреплять веру и какое положение занимает в религиозном бытии.

Сборы и вход в церковь

Касательно того, как одеваться в церковь женщине, действуют немного консервативные правила, но они вполне объяснимы, даже не из религиозных, но из сугубо культурных нормативов. Так же как на концерт классической музыки не ходят в шортах и с попкорном, пребывание в церкви для людей, одетых экстравагантно и вызывающе, – не лучший вариант.

Итак, для женщин:

  • не следует использовать косметику, особенно помаду;
  • не следует надевать брюки, открытую одежду;
  • лучшим вариантом станет юбка в пол, простой и неброский верх, а также платок для головы, без узлов, крепится булавкой или обертывается специальным образом.

В свою очередь для мужчин:

  • недопустимы шорты и открытая обувь;
  • требуется отсутствие головного убора;
  • следует надевать простую и не яркую одежду.

Похожим образом складываются и правила поведения в храме для детей, которых хотя и привычнее одевать в нечто яркое, перед походом в храм нужно приготовить в более сдержанных предметах гардероба. Лучше, чтобы они брали пример с вас. Кстати, в период посещения маленьких детей лучше просто водить с собой, чтобы они повторяли действия и со временем всему обучились и могли ходить и ставить свечи, а также молиться сами.

Обратите внимание! Нужно изначально учитывать, как бы не помешать другим людям и не нанести какого-то вреда. К примеру, если отсутствует пространство для поклонов и в церкви много людей, то следует обойтись без поклонов. Господь и так услышит искреннего человека и даже лучше, если вы подумаете об удобстве ближнего, чем станете слепо выполнять какие-то ритуалы без нужной доли разумения.

Идти в церковь лучше всего чистыми, хотя, конечно, основным требованием является чистота намерений и веры, с которыми приходят в церковь. Перед дверьми храма осеняют себя крестным знамением. Далее в притворе (самое начало храма) настраиваются умственно, отрешаются от мирских настроений и вступают в храм.

Многим людям даже не требуется как-то отдельно разъяснять п равила поведения в церкви, ведь когда они оказываются там, атмосфера действует умиротворяюще и настраивает на нужный лад. Поэтому никому и в голову не придет:

  • громко говорить;
  • бегать или быстро перемещаться;
  • заходить в алтарь, мешать службе.

Элементарные правила посещения заключаются, по сути, в том, чтобы вести себя пристойно и почтительно относиться к дому Господа. Даже если вы в чем-то неопытны, на службе всегда есть возможность посмотреть на других, а вне периода службы – спросить совета у священника. Только полагаться следует именно на рекомендации священников и других духовных лиц, примерная последовательность действий излагается далее.

Полезное видео: о поведении в храме

Последовательность действий в храме

В действительности правила поведения в церкви не регламентируют какого-то четкого распорядка, которому нужно следовать всем прихожанам. Последовательность установки свечей и молитв может немного различаться. Тут, скорее, речь идет о традиционном укладе, который заведен издревле и соблюдается верующими и для начинающих лучше ориентироваться именно на этот распорядок.

Когда в процессе посещения церкви вы прикладываетесь к различным образам и иконам, нужно соблюдать особый порядок почитания. К примеру, к распятию Спасителя прикладываются только к ногам Христа, к иконе Богородицы прикладываются только к руке. Такие действия выражают смирение и благочестивое почитание, подобным образам следует относиться и к изображениям святых.

Интересно узнать! Сильная молитва на успешную торговлю

В дальнейшем, когда смысл действий будет более ощутим и вера укрепится, следование этому порядку наполнится новым содержанием. Итак, после входа в храм, как правило, действуют следующим распорядком:

  • берут свечи у свечного шкафа или покупают в лавке при входе;
  • отправляются к центральному аналою – столику, который стоит по центру перед алтарем в восточной части храма, там располагается праздничная икона, рядом ставят свечу, дважды крестятся перед образом, прикладываются к иконе, крестятся еще раз;
  • переходят к образу Спасителя или распятию, перед которым нужно трижды перекреститься и сделать земные поклоны, ставят свечу;
  • далее молятся перед образом Богородицы или отправляются сразу к образам святых, с которыми есть личная связь, которых вы почитаете, перед ними тоже ставят свечи, молятся о здоровье близких, о собственных различных нуждах;
  • идут к кануну – небольшому золотистому столику, который легко отличить по распятию на нем, перед распятием располагаются подсвечники, и туда верующие ставят свечи по усопшим, также нужно помолиться перед кануном, о том, чтобы Господь помиловал всех усопших близких.

На этом молитвы и установка свечей завершаются, отметим необходимость выбора оптимального периода для такого действа, нужно приходить, когда не ведется служба и предоставить себе нужное количество времени.

Правила безопасности в храме

В завершение следует кратко рассмотреть правила поведения в церкви, которые касаются, скажем так, духовной безопасности. Христианство всегда отрицало колдунов и всяческих подобных личностей, которые при помощи бесов получают какие-то способности и по большей части занимаются вредом остальным людям. Как правило, такие люди не могут усидеть спокойно и, будучи подвластны Сатане, они ищут, какой бы сотворить вред другим.

Конечно, православному, который живет по вере, не стоит опасаться этих воздействий, в конечном итоге Господь ото всего убережет и защитит. Однако, как гласит известная народная пословица, и самим «плошать» не стоит. Поэтому вот что нужно учитывать, дабы не подвергнуться каким-то воздействиям:

  • лучше всего выбрать какой-то определенный храм для посещения, где духовенство и паства по большей части будут вам известны, а само пространство храма станет для вас духовным домом и прибежищем;
  • не следует завязывать в церкви сомнительные знакомства, «развешивать уши», когда кто-то не обладающий духовным саном активно хочет наставлять вас по духовной тематике, навязывается своим общением и «помощью», ни с того ни с сего начинает говорить о чем-то: церкви порой притягивают различных сомнительных личностей;
  • нужно ориентироваться только на авторитет служителей церкви и общаться на духовные темы только со священниками;
  • если кто-то из прихожан хочет как-то загасить вашу свечу, переставить, этому следует препятствовать, не нужно устраивать скандал, но вполне допустимо не позволять другим допускать неблагочестивых действий;
  • когда-то кто-то мешает вам молиться и ставить свечи и действует так, будто наводит порчу (прикасается к вам, трогает ваши свечи и подобное) и занимается колдовством, об этом следует сообщить священнику;
  • милостыню подают только перед входом в храм, но не после того как уходят оттуда;
  • булавки и вообще любые брошенные на пол предметы не следует трогать;
  • если есть какие-то сомнения и неприятные чувства, дополнительно полезно поставить свечи и помолиться святым Киприану и Иустине, которым есть специальные молитвы от колдовства.

Если вы идете по дороге, то смотрите под ноги, чтобы никуда не наступить, но при этом двигаетесь к определенной цели и стремитесь именно ради этого. Не останавливаетесь, чтобы изучить трещинки асфальта, не тратите кучу времени на оценку, куда бы лучше наступить. Вы просто идете, разумно оценивая ситуацию и проявляя здравую осторожность. Подобно этому примеру нужно относиться и к негативным воздействиям в храме, тем более что колдовство является самой примитивной религиозной формой.

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

 
Статьи по теме:
Снежинки и колокольчики связаные крючком
Вязаными колокольчиками можно украсить шапочку, сумочку маленькой принцессы, платьице или панамку. Поверьте, после этого, несомненно, Ваша принцесса будет привлекать внимание. Для вязания колокольчиков необходимо подготовить пряжу Пряжа голубая; Для серед
Как связать сумку крючком схемы: шесть моделек сразу
Вязание крючком – хобби не только для бабушек на пенсии, это мастерство и даже искусство, которое становится все более популярным. Вязание крючком – не только практичное, но еще и творческое занятие, а еще это отличный способ заняться чем-то полезным в хо
Вязание крючком в стиле пэчворк
Пальто ТА ЕЩЁ ЗМЕЯ мастер-класс - вязание чешуи По этой теме ещё: 1-я часть Осенние листья (вязаный пэчворк)... мастер-класс.. 2-я часть МК Волны из остатков пряжи... о многоцветном вязании без путаницы в клубках... с использованием маркеров Масте
Вязание мужских носков спицами для начинающих
Вязаные носки – это очень классная вещь. Они пригодятся каждому: деткам, мужу, себе. А если вы научитесь вязать их самостоятельно, то сможете делать отличные подарки своим родным и близким.Расчет петель для вязаных носков спицами Первое, что необходимо сд