Белый месяц сагаалган. Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) – буддийский Новый год

Визуально вся центральная трибуна главной крытой спортивной арены Бурятии была заполнена зрителями. Это жители столицы республики, представители самой многочисленной этнической группы бурятского народа - хори-бурят, члены землячеств Хоринского, Кижингинского, Еравнинского, Баунтовского, Заиграевского, Мухоршибирского, Бичурского районов Бурятии, гости из Агинского Бурятского округа Забайкальского края, восточных аймаков Монголии, шэнэхэнские буряты из Китая.

на фото: оркестр бурятских народных инструментов Государственного театра песни и танца “Байкал”

на фото: организаторы хори-бурятского Сагаалгана заявляют о 1200-1300 гостях, присутствовавших на этом празднике

Среди гостей множество известных в Бурятии и за ее пределами людей, политиков, деятелей культуры и искусства.

Замечен выходец из Хоринского района, бывший министр образования и науки Бурятии, а ныне депутат Государственной думы России Алдар Дамдинов. Он пришел на мероприятие в стилизованном восточном френче черного цвета, отказался от статуса почетного гостя, вместе с обычными гостями приобрел билет на праздник и участвовал в нем, находясь в самой гуще народа на трибуне и дружески общаясь со всеми - знакомыми и незнакомыми.

Другой известный политик и бизнесмен, депутат Народного Хурала Бато Семенов, выходец из Мухоршибирского район, в своем выступлении сказал, что совершившееся уже объединение хори-бурят, которые с прошлого года отмечают бурятский Новый год вместе (а не по районным землячествам, как прежде), является основой для будущего объединения всех этнических групп бурят.

на фото: выступление депутата Народного Хурала Бато Семенова

Присутствовавший на празднике председатель Народного Хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиев (представитель Еравнинского района) на этот раз был одет в костюм с галстуком. В отличие от прошлого года он вел себя подчеркнуто официально, в народной забаве "разбивание бараньей кости" не участвовал и на получение призов от торговой сети “Абсолют” и ОАО “Молоко” не претендовал.

на фото: председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев и другие почетные гости

Среди почетных гостей праздника оказалась целая делегация хонгодоров (другой этнической группы бурят) из Тунки во главе с председателем районного Совета депутатов Аламжи Сыреновым. Последний, как известно, в прошлом году выступил инициатором возведения на территории России (в Тункинском районе Бурятии) грандиозного памятника прародительнице монголов, хори-туматской царице Алан-гоа, являющейся символом единения всех монгольских народов.

на фото: делегация из Тункинского района и Аламжи Сыренов, инициатор строительства памятника царице Алан-Гоа

Праздничное представление, режиссером которого, как и в прошлом году, выступил директор Бурятского государственного театра песни и танца "Байкал" Дандар Бадлуев, включало в себя выступление артистов театра и других мастеров бурятского искусства, народные игры, юроолы - благопожелания гостей.

на фото: генеральный директор ИД “Информполис” Соелма Дагаева продемонстрировала свои возможности выступать на бурятском языке и новое платье в восточном стиле

на фото: праздничная концерная программа хори-бурятского Сагаалгана

Особенно тепло зрители приняли танцевальный номер "Танец лебедей" театра "Байкал", посвященный Хун-Шубуун (царевне-лебеди, прародительнице хори-бурят и хонгодоров). Этот номер недавно с успехом демонстрировался в благотворительном балу в знаменитом Дрезденской оперном театре, где в очередной раз театр “Байкал” прославил бурятское искусство в Европе.

на видео: “Танец лебедей” в Дрезденской опере

Завершила концертную праздничную программу звезда бурятской эстрады Мэдэгма Доржиева.

Спонсорами проведения праздника “Хори-бурятский Сагаалган-2017” выступили депутат Госдумы России Алдар Дамдинов, руководитель Шэнэхэнского землячества Дашицырен, предприниматель Баатаржаб Бальжинимаев, депутат Народного Хурала Бурятии Аркадий Дамдинов, а также телеведущий и главный редактор газеты “Улан-Удэ - город добрых традиций” Батодалай Багдаев.

Праздник Белого месяца (Сагаалган или Цагаан-Сар) –буддийский Новый год, символизирующий начало весны у народов Бурятии, Калмыкии, республике Тыва, а также жителей отдельных регионов Индии, Монголии, Китая и Тибета.

Какого числа будет Сагаалган 2018 и сколько дней он продлится? Как отмечается данный праздник у буддистов? Какова обрядовая составляющая праздника Белого месяца?

Дата празднования Сагаалган плавающая, сообщает сайт. Это связано с тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Поэтому отмечают буддийский Новый год каждый год в разное время. И если у православных всё предельно ясно –Новый год у них всегда наступает 1-го января, то у бурятов он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния.

В 2018 году Сагаалган начнёт праздноваться в пятницу 16 февраля с восходом солнца. Этот день станет не рабочим (выходным) в следующих регионах:

  • Калмыкия,
  • Бурятия,
  • Тыва,
  • Алтай,
  • Забайкальский край.

В этих республиках Сагаалган празднуется почти целый месяц. Ввиду того, что родственные связи у бурятов достаточно прочны и велики, для того, чтобы обойти всю родню и погостевать в каждом доме и месяца может не хватить.

До 13 века Сагаалган отмечался осенью 22 сентября, в день осеннего равноденствия. Но, начиная с 1267 года, по указу монгольского хана Хубилая, буддийский Новый год был перенесён на февраль – первый месяц весны согласно лунному календарь.

В последний день старого года, который именуется как «бүтүүүдэр», буддисты соблюдают однодневный пост. Принимать пищу в этот день не рекомендуется вообще. Это необходимо для того, чтобы очистить тело, сердце и душу от зла, зависти, скверны, злословия и негативных эмоций.

Также в ночь перед праздником не рекомендуется спать. Занять себя в тёмную половину суток можно чтением мантр. При этом необходимо дождаться раннего утра (часов 4-5-ти), когда в дом заходит Балдан-Лхамо, божество, дарящее счастье и удачу всем жильцам на последующий год.

У бурятов существует один интересный обычай, который именуется как «правило меры и достаточности». И это единственное правило из этики повседневной жизни представителей буддийской веры, которое в Сагаалган можно игнорировать. Смысл его в том, что нельзя брать больше чем нужно и кушать больше чем хочется. В буддийский Новый год разрешено нарушить это правило: можно покупать всё то, что нравится и сполна объедаться за праздничным столом.

На богатом праздничном столе в Сагаалган появляются достаточно редкие для повседневной жизни блюда. При этом в яствах обязательно должен доминировать белый цвет. Даже водка обязана быть белой, то есть приготовленной на молоке.

Мясо, в частности баранину, также подают на стол в различных вариациях блюд и технологиях их приготовления.

Помимо угощений, Сагаалган имеет ещё некоторые традиции и обряды, характерны только для этого праздника.

Приветствия в этот день отличаются от традиционного ежедневного этикета. Первым руки протягивает младший по возрасту человек, при этом делает это ладонями вверх. В ответ ему старший возлагает свои руки ладонями вниз на его. Подобная форма приветствия говорит об уважении, помощи и поддержке старшего поколения младшему.

Традиция обмена подарками в буддийский Новый год также имеет свои особенности. Стоимость, форма и престижность подарка в данном случае не являются доминирующими. Главное уважение и внимание. Подарки подносятся на длинном ритуальном полотне, которое называется хадаг. Принимающий дары, обязан быть в головном уборе и находиться лицом к лицу к тому, кто дарит подарок.

Точно так же как и праздничная еда, подарки должны быть белого цвета, ну или хотя бы упакованы в белые коробки.

Хождение в гости начинается только на второй день празднеств. Дети посещают родителей, племянники и племянницы - своих тёть и дядь, а внуки – бабушек и дедушек. Первый день традиционно посвящён семье.

В канун праздника Белого месяца важно прислушаться к некоторым буддийским истинам, которые в чём-то напоминают православные библейские заповеди.

  1. Воздержаться от зависти и сквернословия.
  2. Держать своё слово и исполнять обещанное.
  3. Обдумать хорошо всё то, что хочется сказать.
  4. Оказывать почтение и внимание старшим по возрасту.
  5. Заботится о своих близких и друзьях.
  6. Не думать о плохом, ведь оно может материализоваться.
  7. Делать работу так, чтобы потом не раскаиваться.
  8. Помогать тем, кто слабее и беднее.

Праздник Белого месяца празднуется не только в регионах, поддерживающих буддизм. И даже столица не обошла своим вниманием столь важный для буддистов день. В частности, в Москве в прошлом году бурятская диаспора отмечала Сагаалган в Большом Московском цирке.

Торжественные речи, песни и пляски, а также самые интересные театральные представления – всё это присутствовало на праздновании буддийского Нового года в столице в 2017-ом году.

Сагаалган (Белый месяц, Цааган Сар) – культовый праздник у монголоязычных народов, который знаменует собой наступление буддийского Нового года по лунному календарю. С этим праздником связано множество ритуалов, обычаев и обрядов, которые возникли в древности, но соблюдаются до сих пор. Когда наступает Сагаалган в 2019 году? Какие народности в России его отмечают? Особенности празднования буддийского Нового года в Москве: где, когда и как?

Когда наступает Сагаалган 2019?

Новый год у представителей буддизма исчисляется по лунному календарю, поэтому он всегда отмечается в разное время. Европейский календарь в данном случае не играет никакой роли. Определить какого числа будет Сагаалган, можно, зная дату первого весеннего новолуния. В 2019 году оно наступает 5 февраля. Именно этот день и даёт старт торжествам, которые продлятся целый месяц.

Но почему столько времени отводиться на празднование буддийского Нового года? Это связно с тем, что раньше юрты кочующих бурятских народов находились на большом расстоянии друг от друга. И для того, чтобы добраться к своей родне и стать участником праздничных застолий, тратился не один день.

В Бурятии, согласно республиканскому законодательству, это официальный нерабочий день. Также выходной в первый день празднования будет в следующих регионах страны:

  1. Калмыкия
  2. Забайкалье
  3. Бурятия
  4. Алтай

Кроме этого Сагаалган на государственном уровне отмечают в Китае, Индии, Монголии и Тибете. Примечательно то, что в странах Азии буддийский Новый год начинается раньше, чем в России.

Традиции празднования

Подготовка к Белому месяцу начиналась задолго до начала празднования. Хозяйки убирались в доме и заготавливали белую пищу: молоко, творог, сметану и кефир. Мужчины готовили баранину. Её коптили, жарили на открытом огне, запекали в печи или варили.

Особое внимание уделялось подаркам, экономить на которых было нельзя. Ведь если пожалеть чего-то другим в этот период, но весь предстоящий год можно прожить в бедности. Подарки покупались белого цвета, который символизирует счастье и благополучие. Как вариант, их можно завернуть в белую бумагу.

Угощения на столах также должны быть белого цвета, как минимум девять блюд так уж точно.

Хождение по гостям традиционно начиналось со второго дня, но, тем не менее, особое значение придаётся тому, кто первым войдёт в дом в первый день торжеств. Желательно, чтобы это был мужчина, который по легенде должен принести в дом счастье. Этот обычай есть и у православных на рождественские праздники, когда переступить порог дома у колядующей компании первым должен мальчик.

Начинается Сагаалган накануне ночью молебном (хурал) в дацане, который длиться до шести утра первого дня празднования. В это время нельзя спать, так как можно проспать удачу, которое приносит в дом божество Балдан-Лхамо. А дальше с восходом солнца начинается длительный период торжеств.

Обряды праздника Белого месяца

С празднованием Сагаалгана связаны определённые традиции и обряды, которые ревностно чтятся в семьях монголоязычных народностей России и других стран. Вот главные из них:

Таблица : основные обряды Сагаалган и их описание:

Гутор Начинается за три дня и символизирует очищение человека и его жилица от старого и отжившего под ритуальные молитвы приглашенного в дом ламы
Дугжууба Начинается за два дня перед Новым годом. Представляет собой обрядовый костёр для очищения тела и души от всего, что скопилось за год
Бурха дэлгэхэ Поклонение хранителям домашнего очага
Соджонг Однодневный пост в честь наступления праздника
Далга Подношение угощений хозяину дома перед началом трапезы
Золгох Форма приветствия людей разных по возрасту. Младший протягивает старшему руки ладонями вверх, а тот, в свою очередь, кладёт свои протянутые руки ладонями вниз
Хадак Подношение шарфов из шелка в знак почтения
Гороо Ритуальный обход святых мест

Священным обрядом на второй день торжеств является «запуск коня ветра удачи». Цветное полотно формата А4, с изображением коня вывешивают возле дома на дереве или на крыше здания так, чтобы оно развивалось на ветру.

Считается, что это полотно служит надёжной защитой семьи от несчастий и сглаза.

Празднование Сагаалган в Москве

Ежегодно, выходцы из Бурятии, которые проживают в столице, отмечают Сагаалган с особым размахом. В 2017 году торжества происходили в Большом Московском цирке. Для трёх тысяч приглашённых:

  • выступали звёзды российской эстрады,
  • проводились конкурсы,
  • организовывалась дегустация блюд бурятской кухни.

Концертная программа не обошлась без цирковых представлений, изюминкой которых стало выступление дрессированных белых медведей и шоу «Снежная королева» от братьев Запашных. Также был организован самый большой ёхор (хоровод) в условиях закрытого помещения.

В 2019 году в Москве планируется не менее масштабные торжественные мероприятия по поводу празднования бурятского Нового года. Где его будут отмечать в столице на этот раз, пока не известно.

До 1990 года Сагаалган был запрещён и только с распадом Союза он был возрождён. Сегодня буддийский Новый год отмечается повсеместно во всех регионах, которые населяют представители этнических групп. Празднуется он с размахом, с обилием вкусностей на столах, с хождением в гости и соблюдением всех остальных традиций, которые сохранились с древности.

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА САГААЛГАН - 2017

27 февраля 2017 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красноватой огненной Курицы.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

23 февраля, четверг, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.

24 февраля, пятница, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

25 февраля, суббота, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

ВНИМАНИЕ! В 2017 году ритуал Дугжууба будет проводиться на приво́дной территории дацана (Приморский пр., участок 40-44) - слева от касс ЦПКиО им. С.М.Кирова, от дацана к участку с заготовками для костра нужно будет пройти через подземный переход под Приморским проспектом.

Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

26 февраля, воскресенье - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 27 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

27 февраля, понедельник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 27 февраля по 14 марта.

При этом принято на второй день Сагаалгана , 28 февраля, вторник, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо , 14 марта, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 15 марта, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 16 марта, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Пресс-служба Санкт-Петербургского дацана

Расписание хуралов на дни празднования Сагаалгана:

18:00 - обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану

10:00-18:00 - Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)

10:00-12:00 - Сахюусан хурал

На смену года Деревянной Козы по восточному календарю приходит год красной Огненной Обезьяны , который начнётся 9 февраля 2016 года - после завершения первого полного цикла Луны, считая от дня зимнего солнцестояния. Встречать очередной восточный Новый год будут на рассвете 9 числа (начало первых суток лунного месяца).

Обыкновенный цикл лунного календаря — 12 лет. Полный, или Большой, цикл — 60 лет. Он состоит из пяти обыкновенных циклов по 12 лет. Каждый 12-летний цикл основывается на легенде. В ней говорится, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крысе, Быку, Тигру, Зайцу, Дракону, Змее, Лошади, Овце, Обезьяне, Петуху, Собаке, Свинье.

Приближается большой праздник - Сагаалган. Вашему вниманию наиболее подробная инструкция как нужно встречать этот светлый день.

Как правило, подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника. Впрок заготавливают молочную пищу - сметану, аарсу, масло - мясо и другие продукты. Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят. Идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.

Сагаалган - день рождения каждого монгола. Вспомните, как к нему готовимся. Монгольские народы утверждают: как встретишь новый год, так его и проведешь.

ДУГЖУУБА - сжигание грехов

В 29-й день по лунному календарю - в этом году он выпадает на 7 февраля - проводится обряд "Дугжууба" , символизирующий уничтожение в огне врагов веры, и который стараются посетить все буддисты.

В ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают свое тело, после чего бросают их в месте, где будут сжигаться весь Сор.

Обряд "Дугжууба" проводится в дацанах обычно за два дня до Сагаалгана. Для этого обряда изготавливается Сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы.

Под ритуальные молитвы в Сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают ее на костре.

Борьбу с врагами веры, символизирует и обряд линга : для него тоже лепится фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва приносимая владыке смерти Яме.

На следующий день после «Дугжуубы» - тридцатый день по лунному календарю - в дацанах проводится хурал "Мандал Шива". Последний день нового года по лунному календарю (8 февраля ) является «закрытым днем» (бутуу удэр) .

Бутуу удэр

В этот день нужно по новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда , а также "табаг " - ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир и др.), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок сливочного масла. В этот день необходимо обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш дальнейший путь в этой и в следующих жизнях.

Праздничное убранство юрты.

В "бутуу удэр" категорически запрещается поднимать пыль в доме - проводить уборку дома необходимо заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирание, делать добрые поступки.

Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса.

Встречать Сагаалган нужно, как следует подготовившись к нему - с чистыми помыслами, в чистом месте.

Не проспите рассвет!

В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано - в 4-5 часов утра . По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо , которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот - приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.

После утреннего умывания необходимо зажечь зула , воскурить санзай или хужэ (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (подношение в виде чая, молока, или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами «Ом А Хум» .

После этого буддисты отправляются в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.

Навестить родных и вывесить Хий Морин

Первый день Сагаалгана принято начинать с обхода округи с поздравлениями родителям , преподносить им хадак, подарки . Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетыми, застегнутыми на все пуговицы.

Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращенные кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти - уважение к старости и мудрости.

Если встречаются родственники, то одна рука остается наверху, а второй рукой поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины - по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.

В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.

В дни Сагаалгана, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров" - с использованием изображения "коня ветров" (Хий морин ), освященного у ламы.

"Хий морин" привязывают к дереву или помещает на крыше дома таким образом, чтобы оно развевалось на ветру.

Считается что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

 
Статьи по теме:
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в