Мозаика из натурального камня. Увидеть красоту в обычных булыжниках или как я делал каменную мозаику Мозаика из нарезанного речного камня

Как сделать мозаику из камня своими руками

Если вы ищете проект, отличающийся кардинально от того, что когда-либо видели, выберите эту уникальную мозаику из гальки. Материалы для постройки мозаики довольно просты: плоские камешки, щебень, бетонная смесь.
Вот простой способ создать мозаику на собственном дворе. Вы можете создавать собственные проекты.

1. Подготовка и сортировка камней

Выложите камни рядом с проектной территорией. Промойте грязь и песок, а затем отсортируйте камни аналогичного цвета и размера в кучи или ведра.

2. Выложите мозаику

Положите песок глубиной 9 см в песочнице из фанеры или пластикового брезента или пленки. Положите камни вертикально друг с другом так, как они должны будут стоять. Камни должны быть плотно друг с другом параллельно, соприкасаясь в центре. Не собирайте все камни параллельно, иногда меняйте их направление. (На фото спираль из двух рядов камней, перпендикулярных друг к другу.) Когда мозаикой вы будете довольны, сфотографируйте ее, запишите размеры, чтобы воспроизвести снова.

3. Подготовка строительной площадки

Мозаика должна быть установлена на уровне или чуть выше, чем окружающая земля, так, чтобы вода не собиралась на ней; примите это во внимание при выборе места. Выкопайте область под мозаику от 18 до 25 см в глубину. (Это позволит обеспечить надлежащее осушение основы и создать достаточное пространство вокруг мозаики, добавить к ней кайму.) На дно я мы необходимо рассыпать каменную крошку. Затем рассыпать несколько сантиметров песка, а затем 5 см бетонной смеси.

4. Смочите бетонную смесь

Смочите бетонную смесь из лейки или шланга так, чтобы она была не сыпучая, а рыхлая.

5. Отметьте формы мозаики на песке

Для круговой мозаики используйте 2 гвоздя и веревочку. Установите один гвоздь в центр, натяните веревочку и нарисуйте круг в смеси с помощью второго гвоздя. Нарисуйте второй круг на половину радиуса для дополнительного ориентира.
Подсказка: Одного мешка бетонной смеси будет достаточно, чтобы создать мозаику на примерно 10 квадратных метров.

6. Расположение центрального камня

Для того, чтобы сделать мозаику крепче, необходимо закопать первые камни в смеси на треть. (Позже, когда все камни будут на своих местах, вы можете добавить еще смеси) Установите первый камень на краю в отверстие и пакет конкретных вокруг него, держа его вертикально пальцами. Установите первый камень в бетонной смеси, придерживая его строго вертикально.

7. Кладем камни вокруг центрального камня

Используя лопатку, вырывайте маленькие отверстия рядом с первым камнем от центра продолжайте работу. Опять же используйте пальцы для того, чтобы все камни стояли вертикально.

8. Заполняем шаблон

И так от центра кладем камни наружу. Стыки между камнями должны быть прочными, а камни должны касаться друг друга в своей середине. (Это позволяет разместить камней одинакового размера рядом друг с другом и представить больше или меньше камней постепенно, так как диктует ваш шаблон.) Постарайтесь держать высоту камней.

9. Набираем остальные камни

Когда несколько камней будут уложены, ударьте по ним резиновым молотком для регулировки высоты.
Когда мозаика будет завершена, используя камни, кирпичи или другие материалы закончите остальную часть дорожки. Заполните пробелы между камнями бетонной смесью, смочите, накройте брезентом или пластиковым мешком на несколько дней, чтобы бетон насытился и не высох. Пусть пролежит так один день.

10. Закрываем камни остаточной смесью

Раскройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Используя кисть забейте бетонную смесь между камнями так, чтобы осталось не больше трети камней на поверхности.
Совет: Чем больше вы добавите смеси на камни, тем сложнее мозаика будет изнашиваться. В местах с высокой проходимостью, заполняйте швы почти на уровне с верхом камней.

11. Увлажнение смеси

Слегка увлажняйте смесь, пока она не насытится. (Можно добавить еще смеси, если она сильно усела.) Оставьте ее на 30-60 минут полностью впитаться, не накрывайте и не поливайте, пусть подсохнет. Используя жесткую щетку «постукивайте» по швам, придавая им форму.

12. Пусть мозаика высохнет

Обложите мозаику пластиковым брезентом, чтобы она держала влагу, которую вы ей дали. Оставьте ее на 1-2 дня. Посмотрите готово ли. Полное высыхание будет через 1-2 недели. После завершения вытрите камни тряпкой, чтобы были чистые от бетона.

Все готово!

Есть множество вариантов мозаики различных цветов и размеров, не говоря уже о различных вариациях дизайна гаечной мозаики. Все ограничивается только вашей фантазией. Если вы решили сделать мозаику в собственном дворе, вот несколько проектов для вдохновения.


В качестве материала лучше всего подходит галька. Окантовку садовой дорожки можно сделать из кирпича.

Для садовых дорожек из мозаичной кладкой из камня нужна гравийная подушка и цементная стяжка.

В странах, где зимой сильные морозы лучше делать садовые дорожки из маленьких секций плит.

Мозаика может стать не только основной частью садовой дорожки, но и ее красивым дополнением.

Необычные садовые дорожки могут быть сделаны с использованием не только камней различной фактуры, но и кусочков плитки.

Для начала начните с изготовления небольших мозаичных плит. Очень важно тщательно отсортировать камни по цвету и размеру для задуманного узора.

Используйте для укрепления мозаичной плитки два прута арматуры, которые утоплены в цементом растворе. Не используйте бетон - он слишком быстро высыхает.

Красивые садовые дорожки среди цветников

Садовые дорожки среди цветов сродни полотну художника. Когда цветы с их запахом, цветом и высотой являются теми красками, которыми садовод-художник рисует картину. И наиболее эффектный вид на такую живую картину открывается с садовой дорожки.

Любая садовая дорожка должна быть защищена от стоковых вод, поэтому ее высота должна быть чуть выше уровня клумбы. Кроме того, дорожки с твердым основанием должны быть уложены на песчаную или гравийную подушку.

Цветы могут быть не только по краям садовой дорожки, но и на самой дорожке. В этом случае дорожка делается не сплошной, а с шаговыми плитами. При оформлении садовой дрожки подумайте о том, чтобы цветы сочетались между собой по цветовой гамме и поддерживали цветение круглое лето.

Садовые дорожки отделяют одну функциональную зону сада от другой. Поэтому важно не только стилистическое оформление дорожки цветами, но и обеспечение разумной ширины дорожки, там где это необходимо. Не стоит увлекаться замысловатыми дизайнерскими решениями для дорожки в ущерб ее функциональности.

Садовые дорожки хорошо смотрятся не только среди ярких цветов, но и среди растений, которые красивы своей формой или необычным цветом листьев.
Если вы сторонник более сдержанных ландшафтных решений, то свои садовые дорожки вы можете оформить растениями одного вида, но разных оттенков.

Рядом с садовой дорожкой могут расти не только садовые цветы. На ней можно выставить комнатные цветы в горшках или цветы в садовых контейнерах.

Там, где садовые дорожки не несут большого практического функционала, а нужны только для приятных прогулок по саду, можно использовать необычный дизайн

Садовые дорожки на сложных участках, например на узком длинном проходе, могут, при грамотном дизайне, превратить унылый узкий туннель в очаровательную тропинку с неприхотливыми, но красивыми цветами

Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня .

Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в ту или иную эпоху.

Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.

Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов, мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру каменных пород.

В средние века искусство мозаики высоко расцвело в Византии и в странах, связанных с.ней своей культурой, - в России и Грузии. Итальянское Возрождение внесло в это искусство новую живую струю, благодаря чему во Флоренции возникла особая школа мозаики. Впоследствии работы, выполненные принятой здесь техникой, стали называть флорентийской мозаикой. Для нее характерны небольшие картины, столешницы, вставки к мебели с композициями, изображающими цветы, плоды, порхающих бабочек и тому подобное.

Особенность флорентийской мозаики заключается в том, что каждый ее отдельный элемент, изготовленный из целого куска камня, служит не просто цветовым пятнышком, но вырезается точно по форме и подбирается так, чтобы своим рисунком, текстурой выполнять в картине функцию целой детали или ее части - белого облака, дерева, окна в доме, крыши. Сумма таких элементов, безукоризненно подогнанных друг к другу независимо от сложности и конфигурации, и образует картину. Техника флорентийской мозаики требует высокого мастерства не только художественного, но и ремесленного.

Несколько проще в исполнении так называемая римская мозаика , здесь отдельный элементик выполняет роль лишь цветовую. Композиции римской мозаики несколько напоминают картины, написанные маслом. В этой технике могут быть использованы довольно разнообразные материалы: камни, специально изготовленные цветные керамические элементики, плавленое стекло - смальта.

В камнерезном деле мозаичные работы составляют целую специальность, однако многие приемы вполне доступны любителям с их несложным домашним оборудованием. Своими руками можно сделать красивую шкатулку, поднос, столешницу, создать декоративное панно, каменную картину. Начинающим художникам вполне посильны приемы римской мозаики , на ней мы и остановимся, коснувшись той ее части, где в качестве материала по традиции выступает камень.

В практике мозаичных работ существует два классических способа их выполнения. Первый, так называемый прямой, при котором лицевая сторона картины обращена к художнику, а мозаичные элементы вдавливаются в связующую массу или приклеиваются к подложке. Второй способ - обратный. В этом случае элементы наклеиваются лицевой стороной вниз и заливаются связующим составом, после чего картину переворачивают и зачищают лицевую сторону.

В качестве первого опыта можно попробовать выполнить рельефную мозаичную картинку из обрезков камней или обкатанной морской гальки . Прежде всего надо подобрать цветной рисунок будущей мозаики (желательно в масштабе 1:1), причем постараться учесть цветовую гамму камешков, имеющихся в вашем распоряжении. Затем делается рамка - деревянная или металлическая (латунная, медная) - с продольной выемкой по внутреннему периметру (рис. 1). Эта выемка нужна для того, чтобы связующая масса заполнила углубление и прочно удерживала картину в раме. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. Внутрь укладывают фанерный или картонный прямоугольник толщиной 4-6 мм, обернутый предварительно двумя слоями бумаги. На нее можно нанести сетку, облегчающую копирование рисунка, либо сам рисунок. Рамка слегка скрепляется с фанеркой гвоздями и укладывается горизонтально на стол. Для работы потребуются еще пинцет, которым укладывают камешки, и быстросохнущий клей для их фиксации.

Прежде чем приступить к набору, нужно, изучив рисунок, разобрать камни на отдельные группы, которые составят главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные элементы, а для мелких деталей и для заднего плана - мельче.

Цвета природных камней редко бывают абсолютно одинаковы с цветами картины. Пусть это обстоятельство не смущает: вовсе не следует добиваться буквального копирования, и если цветовые пропорции соблюдаются, а фактура поверхности камней походит на фактуру изображаемых предметов, то произведение должно быть удачным.

Выкладку набора начинают с основных и наиболее крупных деталей композиции. Элементы кладут лицевой стороной вверх, вначале без клея, чтобы их можно было менять и переставлять. Когда набор закончен, каждый камешек закрепляют на подложке каплей клея. Затем готовят эпоксидную смолу и через бумажный фунтик аккуратно заливают ее между всеми элементами и рамкой.

Слой должен составлять 2-3 миллиметра (рис. 2).

После затвердевания смолы раму с мозаикой переворачивают, вынимают фанерный вкладыш и укладывают лицевой поверхностью на мягкую подкладку. С обратной стороны очищают и удаляют насколько это возможно бумажную подложку. Очищенную поверхность обильно покрывают эпоксидной смолой, слоем прочной ткани (лучше стеклоткани) и снова смолой. На этом работу можно в основном считать законченной. Если поверхность камней недостаточно гладкая, то картина получается блеклой, лишенной цветовой сочности. Чтобы оживить цвет, достаточно покрыть камни бесцветным живописным или нитролаком. Отделка рамки зависит от характера композиции и от общей цветовой гаммы произведения.

Следующая ступень мастерства - мозаика с гладкой полированной поверхностью . Исполнить ее уже несколько сложнее. Камни здесь берутся нарезанные на пластинки (толщина их не имеет существенного значения), и пластинки эти должны быть хотя бы слегка пришлифованы.

Мозаику с гладкой поверхностью можно набирать несколькими способами. Мы рассмотрим один из них, наиболее приемлемый в любительских условиях. Начинается работа опять-таки с выбора рисунка. Затем следует нарезать требующиеся по цвету камни, и дело это лучше закончить сразу, чтобы в вашем распоряжении имелось достаточное количество разнообразного материала. Затем по размеру рисунка заготавливаются две одинаковые рамки. Высота их выбирается примерно в 1/10-1/15 от длины большей стороны и должна минимум вдвое превышать толщину каменных пластинок. К одной из рамок прибивается плоское дно, в получившийся ящичек на половину высоты ровным слоем насыпается песок. На поверхности песка и выкладывается мозаика. Для простоты копирования рисунка можно воспользоваться координатной сеткой. Координаты наносятся на рамку, нужное место отыскивается с помощью двух линеек или по натянутым нитям (рис. 3).

Приемы выкладки не отличаются от тех, что были описаны выше. Различия появляются лишь на заключительных стадиях. Чтобы получить ровную поверхность, все каменные пластинки приглаживаются трамбовкой (см. рис. 4). После этого следует операция, требующая большой аккуратности: узкой насадкой пылесоса, не касаясь поверхности, надо собрать все песчинки, оказавшиеся наверху, и отсосать песок в промежутках между пластинками так, чтобы его слой нигде не выступал вровень с ними. Затем на мозаику накладывают лист кальки, смазанный клеем, и трамбовочкой приглаживают его к пластинкам. Высохший лист с мозаикой укладывают лицом вниз, удаляют остатки песка, заключают во вторую рамку и заливают тонким (1 - 2 мм) слоем эпоксидной смолы.

После того, как первый слой затвердеет, наносится еще один, обеспечивающий мозаике жесткость и монолитность. Толщину этого слоя нужно довести до уровня края рамки. Лучше всего использовать для этой цели ту же смолу с добавлением наполнителя - 50% мелкой каменной крошки. Массу желательно укладывать в два приема с армирующей прокладкой из стеклоткани или тонкой проволочной сетки. По окончании работы лицевую сторону мозаики шлифуют и полируют.

В мастерских по обработке камня для этой цели используется специальный станок со шпинделем, свободно перемещающимся в горизонтальной плоскости. В любительских условиях, если мозаика велика для домашнего станка, ее обрабатывают вручную абразивными порошками. В качестве шлифующего инструмента можно использовать кусок камня с ровной плоской поверхностью, по твердости соответствующей материалу самой мозаики, или донышко стеклянной пробки диаметром 40-60 мм. В конце шлифовки каменный или стеклянный брусок можно заменить на деревянный.

Окончательно, до блеска полируют мозаику, как и другие изделия из камня, окисью хрома и водой. Делать это можно вручную куском фетра или с помощью низкооборотной дрели, оснащенной фетровым кругом.

Шлифовка и полировка камня - работа трудоемкая, требующая большой аккуратности и терпения. Однако зеркальной поверхности мозаики можно достичь минуя операции доводки и полировки. Достаточно лишь выровнять порошками средней зернистости, обезжирить и, обильно смазав эпоксидной смолой, прижать к чистой, без царапин поверхности оргстекла, просмотреть поверхность контакта и поглаживающими движениями выгнать воздушные пузырьки. После затвердевания смолы стекло удаляется, а на мозаике остается гладкий, зеркально блестящий слой. Остается лишь отделать рамку или, если она не нужна, разрезать и удалить ее. Правда, надо заметить, что такая «полировка» хороша только в тех случаях, когда мозаика не предназначена для обиходного употребления - для шкатулок, столешниц или других изделий - слой смолы непрочен и легко царапается. Чтобы изделия стойко, на века сохраняли свой блеск и сочность красок, нужно полировать сам камень.

Те несколько приемов, о которых здесь рассказано, наиболее просты и доступны. Они относятся к прямому методу, когда будущее произведение все время находится перед глазами и в процессе работы его легко совершенствовать. Освоив азы, увлекшись этим интересным видом прикладного искусства, художник, безусловно, выработает собственные приемы технологии. А добившись успеха, постигнув первые ступени мастерства, он сделает и следующие шаги - освоит приемы «обратной мозаики», обогащающие художественную палитру, и в дальнейшем, возможно, попробует свои силы и в трудном искусстве флорентийской мозаики .

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

" ~- ~- ~- ~" ~&~" ~- ~- ~- ~"

Искусство мозаики
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. История мозаики восходит к временам 2 половины 4 тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Расцветом мозаического искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался М.В. Ломоносов, однако, по его смерти, мозаичное дело не получило продолжения. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления церквей и дворцов, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро. В настоящее время мозаичные панно используют для украшения храмов, интерьеров жилых помещений и общественных зданий.

Мозаика из камня
Материалом для создания мозаичной композиции служат плоские кусочки камня, подогнанные плотно друг к другу, которые создают узоры и картины. Толщина пластин из камня составляет от 3 мм (для мозаики размером 50-100 мм) до 6 мм. Для мозаик большего размера используют более толстые пластины, способные выдержать механизированное шлифование и полирование. Флорентийцы использовали для мозаики мрамор, серпентин, агат, лазурит, яшму и другие камни, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Материалы для набора должны иметь одинаковую твердость, иначе шлифовка и финальная полировка мозаики будут затруднены. После распиловки на кусочки их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов, обращая особое внимание на то, чтобы прямые стороны были действительно прямыми, изгибы - плавными, а боковые грани - перпендикулярными поверхности пластин. Все это необходимо для точной подгонки деталей набора. При этом необходимо помнить, что даже незначительный скол на лицевой стороне пластинки - это всегда брак, который будет непросто исправить. Сперва набор мозаики выполняют всухую: на рисунок раскладывают готовые детали. Все детали должны подгоняться плотно. При необходимости некоторые детали дорабатывают вручную.
Привлекательность мозаичного панно зависит не только от умения мастера выбрать композицию, но и от набора камней (их цвета, текстуры, размеров). Работа начинается с выбора композиции и переноса рисунка. Рисунок композиции не должен иметь сложных контуров. Рисунок переводят через копирку на чистый лист плотной бумаги, копию разрезают на отдельные детали с таким расчетом, чтобы каждая из них могла быть изготовлена из одного кусочка (пластинки). Поэтому контуры деталей должны быть как можно более простыми, без резких поворотов и волнистости. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, наклеивают на подходящие по цвету и текстуре пластинки камней водостойким клеем. В качестве подложки, или основы, для мозаичных наборов больших и средних размеров служат обычно асбестоцемент и камень. Небольшие наборы монтируют на стекле, дереве, пластмассах. Поверхность подложки должна быть ровной, но шероховатой. Материалом для основания монументальной мозаичной композиции обычно служит фанера толщиной 12 мм и более, пропитанная водонепроницаемым составом (например, горячей олифой). Для закрепления набора самоцветных пластинок на подложке используют разнообразные водостойкие клеевые составы. Поскольку большинство из них после отвердевания дают усадку, в них добавляют наполнитель - толченое стекло, кирпичный порошок. Клей с наполнителем наносят слоем на подложку. Затем тыльную сторону детали смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают ее в клеевой слой подложки. Для лучшего сцепления на тыльной поверхности деталей
Лучшим во всех отношениях клеевым составом является эпоксидная смола, обеспечивающая высокую прочность склеивания. Детали наклеивают последовательно одну за другой, начав, например, с центра композиции или одного из ее углов. При этом их лицевые поверхности должны располагаться в одной плоскости, выступы и впадины не допускаются, иначе шлифовка набора будет невозможна.
Флорентийская мозаика
Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.
В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.
Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу XIX века этот вид искусства вышел из моды.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.
Мозаика-арт - авторская модификация флорентийской мозаики, в которой из тонких пластин камня набирается только сам рисунок. Фон - специальный состав, а тонкую шлифовку и полировку заменяет стекло, на которое и набирается рисунок.
В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. В Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана экспонируется один из лучших примеров флорентийской мозаики - картина-панно, вставленная в шкафчик из дерева "амбоин", выложенная из 20 тыс. кусочков самоцветов; использованы лазурит, яшма, мрамор, амазонит и другие минералы. На Петергофской гранильной фабрике в 80–90-е годы XIX века было сделано несколько таких шкафчиков, два из которых выставлены в Эрмитаже, а этот экземпляр делался для императрицы Марии Федоровны и работа над ним шести художников заняла более пяти лет. Флорентийская мозаика высокого уровня всегда будет пользоваться большим спросом у коллекционеров и ценителей искусства. Являясь произведением искусства, флорентийская мозаика имеет яркую индивидуальность и идеально подходит для украшения интерьеров, и в этом плане может достойно соперничать с хорошим антиквариатом.
Русская мозаика
Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений. А.Е. Ферсман так описывает технику русской мозаики в книге "Очерки по истории камня": "Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе - все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня".

Большим достижением в искусстве русской мозаики являются "Агатовые комнаты" в Царском Селе. Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного и камнерезного искусства России - карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов и помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых - для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит - оазисы в пустынях, лазурит - моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Литература:
Банк Г. -В мире самоцветов. М: «Мир», 1979.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973, 512 с.
Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Недра, 1985.- 224 с.
Смит Г. -Драгоценные камни. М: «Мир», 1980
Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) //М, изд. АН СССР

Если Вы находитесь в поиске неординарного проекта для своей придомовой территории, мозаика из гальки придаст , саду, дорожкам уникальный и неожиданный акцент. Хотя материалы, из которых она изготовлена достаточно простые – плоская галька или булыжник от камнеобрабатывающих предприятий; смесь бетона, гравия и бутовой муки – Вы можете сделать галечную мозаику из всего, что угодно.

Главный технический редактор журнала «СтарыйДом» (OldHouse) Марк Пауэрс использовал 5 см и 7см отполированные камни для создания этой спиральной галечной мозаики , которая может постепенно увеличиваться или уменьшаться в зависимости от размера площадки и камней, которые вы выбираете. «Просто убедитесь в том, что Вы кладете гальку на ребро для придания дополнительной силы и стабильности, » говорит он.

График реализации проекта

Пятница: Рассортировать гальку и спланировать мозаику на участке
Суббота: Выложить основу, установить камни, дать бетону выдержаться
Воскресенье: Зацементировать камни на месте

Подготовка и сортировка камней для мозаики из гальки.

Разложите камни возле участка, где будет находиться мозаичное панно. Очистите их от грязи и песка, затем рассортируйте гальку по однородности цвета и размера в отдельные кучи или ведра.

Выкладывание мозаики из гальки.

Распределите песок на глубине 7 см в специально сделанной из кусков фанеры форме или на пластиковой подложке. Выложите камни прямо в песок в порядке и форме, которая Вам нравится; песок будет держать их на месте во время работы. Галька должна плотно прилегать друг к другу так, чтобы параллельные камни соприкасались своими серединами. Не кладите все камни параллельно, перемена направления не даст им сдвинуться со своего места (Мы выкладываем в форме двойной спирали, выкладывая одну часть камней перпендикулярно другой.) Когда Вы довольны своей мозаикой, сделайте ее снимок и запомните ее размер и форму для последующего использования.

Подготовка места для мозаики из гальки.

Должна расположиться на одном уровне или чуть выше, чем окружающая ее поверхность, так чтобы вода не скапливалась на ней; имейте это ввиду, когда будете выбирать участок.

Выройте площадку, по крайней мере, на 30 см больше со всех сторон, чем Ваша галечная мозаика и глубиной 15-20см. (Это обеспечит правильный дренаж основы и оставит достаточно места вокруг мозаики для создания контура.) Утрамбуйте 15 см бетонной основы и слой в 2,5 см бутовой муки в вырытом участке. Высыпьте сухую бетонную смесь в центр участка, и используйте правило или деревянный брусок, чтобы разровнять смесь до слоя, который со всех сторон выходит за пределы размера мозаики на 5 см.

4. Смачивание бетонной смеси.

Используя садовый опрыскиватель или шланг с мелким распылителем, слегка побрызгайте на смесь, чтобы ее текстура из порошкообразной превратилась в рыхлую, грязеподобную.

Нанесение разметку мозаики из галки на бетоне.

Для мозаики из гальки круглой формы, с двух сторон веревки длиной в радиус круга привяжите по крупному гвоздю. Воткните один гвоздь в центр предполагаемой мозаики, натяните веревку и начертите в бетонной смеси круг с помощью второго гвоздя. Начертите второй круг в половину радиуса первого для большей наглядности.

Подсказка: Будет достаточно одного пакета бетонной смеси для создания мозаики размером около 3 м².

6. Размещение центрального камня.

Чтобы мозаика из гальки была прочной, сначала уложите в цементную смесь нижнюю треть камней. (Позже, когда все камни будут на своих местах, затрите швы более легкой покрывающей смесью, см. Шаг №10.) Начав из центра, используйте садовую лопату, чтобы выкопать не большое углубление в сырой цементной смеси. Положите первый камень на край углубления и утрамбуйте вокруг цементной смесью, вертикально придерживая пальцами.

Укладка гальки вокруг центрального камня.

Используя лопату, выкопайте углубления в цементной смеси рядом с плоскими сторонами центрального камня мозаики. Уложите второй и третий камни рядом с первым. Снова пальцами плотно утрамбуйте цемент вокруг них.

Набор узора галечной мозаики.

Работая из центра к краю, продолжайте укладывать гальку, как описано в Шаге № 6. Швы между камнями должны быть плотными, и галечник должен соприкасаться серединами. (Это помогает расположить камни одинакового размера друг с другом и постепенно добавлять более крупные или мелкие камни, в зависимости от узора мозаики из гальки ). Старайтесь сохранять высоту камней, даже если вы их кладете.

9. Укладка оставшихся камней.

Когда вы закончите укладку маленькой секции, положите широкий брусок поперек и подбейте резиновым молотком, чтобы установить и выровнять камни. Когда мозаика полностью набрана, проложите контур или обложите брусчаткой, кирпичом или отделочным камнем, чтобы мозаика из гальки лучше держалась. Заполните любые большие щели между галечником мозаики не большим количеством цементной смеси, затем обрызгайте, чтобы полностью пропитать бетон под камнями, и накройте пластиком. Дайте ей выдержаться в течение ночи.

10. Распыление покрывающей смеси.

Откройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Распылите на камни, работая каждый раз на небольшом участке, и используйте кисточку для краски, чтобы распределить смесь во все . Если Вам нравится, то оставьте откосы, но они не должны превышать трети высоты камней.

Подсказка: Чем больше состава Вы добавляете, тем прочнее будет мозаика. В местах с сильным трафиком, затрите швы близко или в один уровень с верхушками камней.

11. Пропитайте и придайте четкую форму.

Легко наносите покрывающий состав до того, как он полностью впитается. (Вы можете добавить больше смеси на данном этапе, если первый слой утрамбовался очень сильно после нанесения.) Дайте смеси впитать воду, затем оставьте выдержаться 30-60 минут. Используйте щетку с жесткой щетиной для украшения и придания формы швам по вашему вкусу.

Дайте мозаике из гальки выдержаться.

Накройте мозаику из гальки пластиком, чтобы удержать в ней влагу пока она выдерживается. Для более прочного выдерживания, откройте мозаику и обрызгайте ее несколько раз в течение одного – двух дней, когда она начнет схватываться. Полная выдержка может занять пару недель, в зависимости от погоды. Когда мозаика из гальки будет полностью готова, отполируйте камни влажной тряпкой, чтобы убрать остатки бетона.

А Вы бы сделали такую мозаику из гальки?

Кстати, скоро я опубликую очень интересный материал по мозаике из гальки.
Рекомендую

Мозаика из камней своими руками (мастер-класс, пошагово, фото)

Мастер-класс «Мозаика из камней»:

1. Подготовка и сортировка камней.

Выложите камни рядом с проектной территорией. Промойте грязь и песок, а затем отсортируйте камни аналогичного цвета и размера в кучи или ведра.

2. Выложите мозаику.

Положите песок глубиной 9 см в песочнице из фанерыили пластикового брезента или пленки. Положите камни вертикально друг с другом так, как они должны будут стоять. Камни должны быть плотно друг с другом параллельно, соприкасаясь в центре. Не собирайте все камни параллельно, иногда меняйте их направление. (На фото спираль из двух рядов камней, перпендикулярных друг к другу.) Когда мозаикой вы будете довольны, сфотографируйте ее, запишите размеры, чтобы воспроизвести снова.

3. Подготовка строительной площадки.

Мозаика должна быть установлена на уровне или чуть выше, чем окружающая земля, так, чтобы вода не собиралась на ней; примите это во внимание при выборе места. Выкопайте область под мозаику от 18 до 25 см в глубину. (Это позволит обеспечить надлежащее осушение основы и создать достаточное пространство вокруг мозаики, добавить к ней кайму.) На дно я мы необходимо рассыпать каменную крошку. Затем рассыпать несколько сантиметров песка, а затем 5 см бетонной смеси.

4. Смочите бетонную смесь.

Смочите бетонную смесь из лейки или шланга так, чтобы она была не сыпучая, а рыхлая.

5. Отметьте формы мозаики на песке.

Для круговой мозаики используйте 2 гвоздя и веревочку. Установите один гвоздь в центр, натяните веревочку и нарисуйте круг в смеси с помощью второго гвоздя. Нарисуйте второй круг на половину радиуса для дополнительного ориентира.

Подсказка: Одного мешка бетонной смеси будет достаточно, чтобы создать мозаику на примерно 10 квадратных метров.

6. Расположение центрального камня.

Для того, чтобы сделать мозаику крепче, необходимо закопать первые камни в смеси на треть. (Позже, когда все камни будут на своих местах, вы можете добавить еще смеси) Установите первый камень на краю в отверстие и пакет конкретных вокруг него, держа его вертикально пальцами. Установите первый камень в бетонной смеси, придерживая его строго вертикально.

7. Кладем камни вокруг центрального камня.

Используя лопатку, вырывайте маленькие отверстия рядом с первым камнем от центра продолжайте работу. Опять же используйте пальцы для того, чтобы все камни стояли вертикально.

8. Заполняем шаблон.

И так от центра кладем камни наружу. Стыки между камнями должны быть прочными, а камни должны касаться друг друга в своей середине. (Это позволяет разместить камней одинакового размера рядом друг с другом и представить больше или меньше камней постепенно, так как диктует ваш шаблон.) Постарайтесь держать высоту камней.

9. Набираем остальные камни.

Когда несколько камней будут уложены, ударьте по ним резиновым молотком для регулировки высоты.Когда мозаика будет завершена, используя камни, кирпичи или другие материалы закончите остальную часть дорожки. Заполните пробелы между камнями бетонной смесью, смочите, накройте брезентом или пластиковым мешком на несколько дней, чтобы бетон насытился и не высох. Пусть пролежит так один день.

10. Закрываем камни остаточной смесью.

Раскройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Используя кисть забейте бетонную смесь между камнями так, чтобы осталось не больше трети камней на поверхности.

Совет: Чем больше вы добавите смеси на камни, тем сложнее мозаика будет изнашиваться. В местах с высокой проходимостью, заполняйте швы почти на уровне с верхом камней.

11. Увлажнение смеси.

Слегка увлажняйте смесь, пока она не насытится. (Можно добавить еще смеси, если она сильно усела.) Оставьте ее на 30-60 минут полностью впитаться, не накрывайте и не поливайте, пусть подсохнет. Используя жесткую щетку «постукивайте» по швам, придавая им форму.

12. Пусть мозаика высохнет

Обложите мозаику пластиковым брезентом, чтобы она держала влагу, которую вы ей дали. Оставьте ее на 1-2 дня. Посмотрите готово ли. Полное высыхание будет через 1-2 недели. После завершения вытрите камни тряпкой, чтобы были чистые от бетона.

Все готово!

Мозаика – это, пожалуй, самый эффектный способ отделки. Множество мелких цветных фрагментов, переливающихся на солнце и образующих различные узоры, издалека привлекают взгляд и могут украсить собой абсолютно любую поверхность. Для наружной облицовки самой востребованной является мозаика из натурального камня, отличающаяся не только прочностью, но и большим разнообразием расцветок и текстур.

Мозаика из натурального камня

Каменная мозаика на фасаде

Мозаика крупным планом

Мозаика – это мелкие кусочки обработанного камня, имеющие квадратную, прямоугольную или неправильную форму. Самыми востребованными являются квадратные элементы (чипы) размерами от 1х1 см до 5х5 см, и в виде кирпичиков, размерами 1х3, 2х4, 2х6 см. Стандартная толщина мозаики равняется 10 и 15 мм, хотя у каждого производителя и толщина, и размеры чипов могут существенно отличаться.

Вариант отделки фасада мозаикой

Отделка фасада загородного дома - облицовка природным камнем

Для изготовления мозаики используются как твердые, так и мягкие каменные породы: все виды мрамора и гранита, базальт, кварцит, травертин, известняк, песчаник, доломит и другие. Как правило, мозаика из твердых пород применяется для наружной отделки, а из мягких – для внутренней. Поверхность каменных чипов бывает гладкой и шероховатой, в зависимости от способа обработки. Гладкость и глянцевый блеск мозаика обретает в процессе полировки, а вот для получения шероховатой фактуры камни обрабатывают галтовочным либо пескоструйным аппаратом.

Облицовка фасада камнем

Как известно, укладка мозаики требует очень много времени и терпения, особенно, если нужно выложить сложный узор. Поэтому для удобства монтажа производители выпускают каменные чипы на сетке-матрице. Размеры сеток бывают разные, как и рисунок на них, но принцип укладки один и тот же. Швы, как и в обычной плитке обрабатываются затирочными пастами.

Есть еще одна разновидность каменной мозаики – это мозаичная штукатурка. Она состоит из натуральной каменной крошки различных пород, смешанной с акриловым связующим.

Мозаичная штукатурка

В зависимости от размера зерна, каменная крошка делится на несколько групп:

  • тонкозернистая – диаметр гранул меньше 0,5 мм;
  • мелкозернистая – от 0,5 до 1 мм;
  • среднезернистая – от 1 до 2,5 мм;
  • крупнозернистая – от 2,5 до 3,5 мм.

Все гранулы проходят предварительную обработку, в результате которой они приобретают сферическую форму. Это необходимо для того, чтобы в процессе нанесения острые грани не царапали поверхность. Каменная крошка имеет множество цветов и оттенков, поэтому варианты покрытия тоже очень разнообразны.

Декоративная мозаичная штукатурка

Плюсы и минусы мозаики из камня

Почему каменная мозаика так ценится? Ведь есть масса других материалов, более доступных по стоимости, ярких и привлекательных на вид, легких в обработке. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поближе ознакомиться с ее достоинствами, перечень которых не так уж мал.

Экологичность. Поскольку камень является природным материалом, он не содержит химически агрессивных веществ, опасных для здоровья. По этой причине он отлично подходит не только для наружной отделки, но и для жилых помещений.

Фасад, украшенный мозаикой

Долговечность. Натуральный камень не боится перепада температур, длительного промерзания, влаги, воздействия ультрафиолета. Теми же свойствами обладает и мозаика – даже в неблагоприятных условиях она годами сохраняет великолепный вид, не разрушается и не выцветает.

Прочность. Каменная мозаика в разы прочнее керамической и стеклянной, поэтому она лучше переносит механическое воздействие, не покрывается царапинами и трещинами. Разумеется, сильный удар может расколоть камень, но ведь специально бить по облицовке ни один домовладелец не будет. Поверхность такой мозаики устойчива к истиранию, ее можно многократно мыть и чистить.

Привлекательность. Каждый камень имеет свой природный оттенок и неповторимый рисунок, которые сохраняются в каждом маленьком фрагменте. Правильный выбор и комбинирование таких фрагментов позволяют создавать настоящие мозаичные шедевры. Но даже покрытие из одинаковых камешков отличается очень высокой декоративностью, благодаря интересной текстуре и игре света на камнях.

Декоративная отделка фасада: мозаика

Простота отделки. Несмотря на то, что укладка мозаики – занятие довольно длительное, сам процесс нельзя назвать сложным. Работая по шаблону, выложить узор или небольшое панно сможет любой, а уж справиться с мозаикой на сетке тем более.

Отделка фасада дома мозаикой

Недостатки мозаики из камня:

  • высокая стоимость;
  • большой вес покрытия.

Совет. Даже мозаичная штукатурка, содержащая лишь каменную крошку, оказывает высокую нагрузку на несущую основу, а у каменных чипов она еще выше. По этой причине такая мозаика подходит лишь для крепких надежных оснований, не склонных к осыпанию и усадке.

Разновидности мозаики

Существует три основные техники каменной мозаики – флорентийская, римская и русская. Флорентийская используется для создания художественных изображений, и по праву считается наиболее сложной в исполнении. Здесь применяются плоские камни самых разных цветов и форм.

Флорентийская мозаика

Для римской мозаики применяют гальку светлых оттенков и полированные однородные камни небольших размеров. Из них выкладывают геометрические узоры, цветочные орнаменты на стенах, делают узорчатые каменные дорожки.

Римская моза́ика - тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения

Техника русской мозаики появилась позднее, и зародилась она на Урале, славящемся огромными залежами ценных горных пород. Эта техника отличается тем, что для укладки используются камни с фактурной поверхностью, нешлифованные. Такая мозаика широко применяется для отделки интерьеров и экстерьеров, а также в ландшафтном дизайне.

Русская мозаика

Что касается самого материала, то здесь разновидностей мозаики намного больше. Производители предлагают чипы из мрамора, гранита, оникса, яшмы, базальта, известняка и множества других каменных пород. У каждого вида свои характеристики и отличительные особенности, которые являются определяющими в выборе материала для отделки.

Популярные виды мозаики

Мозаика из оникса

Относится к эксклюзивным видам отделки. Камни имеют свойство частично пропускать свет, благодаря чему кажутся полупрозрачными под определенным углом. Палитра оттенков очень широкая – от снежно-белого до бордового и почти черного, но самыми востребованными являются камни песочного, бежевого и золотистого цветов. Форма чипов чаще всего квадратная, прямоугольная и треугольная, с матовой и полированной поверхностью. Подходит как для внутренней, так и для наружной отделки

Мраморная

Дорогой вид отделки, отличается самым большим разнообразием цветов и форм. Есть мозаика однотонная и с выраженным рисунком, фактурная и полированная. Производители выпускают множество вариантов мозаики на сетке, с чипами правильной и природной формы, что позволяет создать уникальный дизайн декоративной облицовки. Мраморная крошка применяется в производстве мозаичной штукатурки

Гранитная

Один из лучших видов для наружной отделки. Ценится за высокую прочность, стойкость к стиранию и агрессивному воздействию химических веществ. Цветовая палитра включает различные оттенки красного, серого, зеленого цветов, а также белый и черный. Рисунок камня может быть однотонным или с разноцветными вкраплениями. Гранитная крошка применяется для производства мозаичной штукатурки. Материал подходит и для наружного, и для внутреннего применения

Мозаика из травертина

Сравнительно недорогой вид отделки. Окрас камня варьируется от светло-желтого до красного, встречаются коричневые оттенки. Самым редким и дорогим является травертин белого окраса. Попадаются камни с выраженным рисунком на срезе, что еще больше увеличивает декоративность мозаики. Травертин легко поддается шлифовке и полировке, но больше востребована мозаика с шероховатой поверхностью в стиле «антик». Материал подходит для внутренних и наружных работ

Базальтовая

Недорогой и практичный вид отделки, хотя и самый тяжелый. Материал очень прочный и устойчивый к различного рода воздействиям. Цветовая гамма серо-черная, иногда встречаются камни с зеленоватым отливом. Базальтовая мозаика широко применяется в отделке фасадов и цоколей, дорожек, напольных поверхностей. Базальтовая крошка часто входит в состав мозаичной штукатурки. Ограниченная палитра компенсируется формой мозаичных чипов: они бывают круглые, квадратные, треугольные, в виде сот и овальных гранул, с шероховатой и полированной поверхностью

Мозаика из гальки

Очень популярный и недорогой вид отделки из речной и морской гальки. Камни подбираются по цвету, калибруются и проходят финишную полировку для придания мягкого блеска. Цветовая палитра очень широкая и включает разнообразные оттенки серого, красного, коричневого и желтого цветов. Большинство камней имеют выраженный рисунок. Галька отлично подходит для облицовки наружных стен, фундаментов, дорожек, отделки интерьеров

Укладка каменной мозаики своими руками

Укладка мозаики выполняется по-разному, в зависимости от вида материала. Но требования к качеству поверхности одни и те же: основание должно быть прочным, надежным, максимально гладким и ровным. Элементы мозаики мелкие, а это значит, что даже небольшие изъяны будут хорошо видны на готовом покрытии.

Подготовка основания

Участок, предназначенный под отделку мозаикой, следует очистить от загрязнений и пыли и внимательно осмотреть на наличие дефектов. Краску и старую штукатурку нужно снимать до твердого основания, ведь нагрузка от мозаики весьма значительная, и старое покрытие не сможет ее удержать. Все трещины, даже небольшие, необходимо расшить и заново заделать раствором.

Очистка стен фасада

Совет по подготовке поверхности стен

Следующий шаг – выравнивание. Стены грунтуют, замешивают цементно-песчаный раствор или покупную штукатурную смесь, и наносят ее равномерным слоем по поверхности. Если неровности превышают 10-15 мм, штукатурный слой рекомендуется армировать сеткой. В процессе работы обязательно контролируйте плоскость основания уровнем. После схватывания штукатурки требуется выполнить затирку полиуретановой или металлической гладилкой, что позволит добиться идеальной гладкости поверхности. Приступать к отделке можно только после высыхания раствора.

Механизированное нанесение штукатурки ускорит процесс выравнивания стен

Использование штукатурной сетки на участке с большими неровностями

Затирка штукатурки

Фасад подготовлен к отделке

Укладка мозаики из камня на сетке

Мозаика из камня на сетке

Мозаика на сетке, материал - мрамор

Помимо самой мозаики для работы понадобятся:

  • шпатели, обычный, зубчатый и резиновый;
  • грунтовка;
  • водо- и морозоустойчивый клей для плитки (LITOPLUS K55, CERESIT СМ 115, ИВСИЛ);

    Клей для камня

  • морозостойкая затирка для камня;

    Затирки для камня

  • ножницы или острый нож;
  • строительный миксер;
  • емкость для раствора.

Технология укладки и затирки мозаики

Шаг 1. Подготовленное основание обязательно грунтуют. Если поверхность сильно впитывает грунт, после высыхания первого слоя наносят еще один.

Нанесите валиком грунт

Шаг 2 . Выполняют замеры мозаичных секций и делают разметку на основании, чтобы избежать подрезки на видных местах. Можно сразу приложить секцию к стене и наметить ее границы маркером.

Шаг 3. Замешивают клей: в воду комнатной температуры всыпают сухой порошок в указанных на упаковке пропорциях. При помощи дрели с насадкой перемешивают состав на низких оборотах в течение пары минут, затем оставляют минут на 5 для созревания и опять перемешивают.

Шаг 4. Гладким шпателем наносят клей на стену и распределяют так, чтобы слой получился около 4 мм толщиной и был равномерным по всей площади.

Накладывайте смесь на шпатель и формируйте бороздки на стене

Шаг 5. Зубчатым шпателем формируют бороздки на растворе и прикладывают сетку с каменными чипами. Ровняют мозаику руками, прижимают к поверхности, а затем приглаживают теркой с эластичной накладкой. При облицовке криволинейных оснований разглаживание выполняют плотным валиком.

Прижмите полотно с мозаикой к клеевому раствору, нанесенному на стену

Совет от профессионалов

Шаг 6. Укладывают следующую сетку так, чтобы ширина шва между секциями равнялась ширине швов между чипами мозаики. Если швы отличаются по ширине, это сразу же бросается в глаза, и такая мозаика выглядит неаккуратно. Выровняв и разгладив сетку, нужно осторожно вытереть излишки клея по шву влажной губкой.

Укладка мозаики своими руками

Шаг 7. Закрепив первый ряд, приступают ко второму. Пока клей не застыл, сетка под весом камней может немного сползать вниз, из-за чего ширина горизонтальных швов уменьшается. Избежать этого помогут пластиковые крестики для плитки, которые нужно вставить между секциями сразу после крепления.

Использование крестиков

Шаг 8 . Завершив облицовку, дают раствору полностью высохнуть и приступают к затирке. Затирочную смесь набирают шпателем и, удерживая его под углом к поверхности, наносят состав тонким слоем. Массу нужно с усилием растирать по мозаике, чтобы плотно забить каждый шов. Затирка должна полностью покрывать отделку тонким слоем.

Затирка мозаики

Шаг 9. Примерно через 15-20 минут после нанесения затирки берут чистую воду, плотную поролоновую губку и промывают мозаику. Воду нужно менять как можно чаще, чтобы после высыхания на камнях не оставалось разводов.

Когда швы высохнут, останется только протереть мозаику сухой тряпкой. На этом процесс отделки считается завершенным. Дальнейший уход заключается в периодической очистке облицовки от пыли и загрязнений. Для этого достаточно промыть ее чистой водой.

Укладка рисунка из мозаики на стене

Этот способ немного отличается от описанного выше, такая укладка требует больше времени и мастерства. В этом случае мозаику нужно приобретать россыпью (она продается на вес), подобрав несколько видов камня, сочетающихся между собой. Сначала необходимо хорошенько продумать узор, нарисовать эскиз, выложить камни на ровной поверхности без клея и посмотреть, как мозаика будет выглядеть.

Если камешки мелкие, а основанием служит монолитный бетон или кирпичная кладка, можно обойтись без армирующей сетки. Для крупной мозаики, особенно из гальки, гранита и базальта, наличие сетки обязательно. Оцинкованная металлическая сетка крепится к стене при помощи тарельчатых дюбелей, а сверху наносится толстый слой клеевого раствора. Далее начинается творческий процесс: камни подбирают по цвету и размеру и по одному вдавливают в раствор минимум на треть толщины. Работать следует как можно аккуратнее, чтобы все элементы были заглублены одинаково, на одном расстоянии друг от друга, а узор четко просматривался.

Отделка стены галькой, поставленной на ребро

После укладки всех камней нужно подождать не менее суток, чтобы клей успел высохнуть, а затем приступать к затирке, как описано выше.

Пример выполненных работ. Мозаика из камня

Панно из натурального камня на стене. Фото

Панно из камня и гальки

Мозаика из гальки с изображением птицы

Симметричный орнамент

Отделка мозаичной штукатуркой

Мозаичная штукатурка поступает в продажу уже готовой к нанесению, и перед началом работ ее нужно всего лишь перемешать, чтобы осевшая на дно крошка равномерно распределилась в массе. Основание следует предварительно покрыть грунтовкой с кварцевым наполнителем, что обеспечит надежное сцепление штукатурки с поверхностью.

Нанесение мозаичной штукатурки

Нанесение штукатурки на стену

Затирка мозаичной штукатурки

Далее на шпатель набирают немного штукатурной смеси и наносят снизу вверх, с усилием прижимая инструмент к стене. Эту штукатурку нельзя долго размазывать и ровнять, поскольку крошка начинает осыпаться от таких действий. Поэтому одним движением состав наносят, вторым стараются все разровнять, и переходят дальше. Обработав около метра площади, берут терку из пенопласта и легкими круговыми движениями затирают штукатурку. Таким образом выполняют отделку всего участка.

Мозаичная штукатурка

Примерно через две недели, когда покрытие наберет прочность, поверхность обрабатывают гидрофобизатором или прозрачным лаком для камня. Такая обработка создаст дополнительную защиту от влаги и усилит блеск каменной крошки.

Видео - Мозаика из натурального камня

Видео – Укладка мозаики из гальки

Видео – Нанесение мозаичной штукатурки

Слово “мозаика” произошло от латинского выражения – произведение, посвященное музам. Этим удивительным картинам более 3 тысяч лет, но они до сих пользуются большой популярностью, которая с каждым днем растет. Это объясняется тем, что мозаика не только удивительно преображает интерьер, но и обладает массой преимуществ в эксплуатации. У нее высокая износостойкость, большая водоотталкивающая способность, ее можно использовать при широком спектре температур, к тому же мозаикой можно облицовывать даже неровную поверхность. Поэтому это прекрасное украшение как ванной комнаты, так и гостиной, кухни, сада и бассейна. И сейчас использование различного рода мозаик для оформления интерьеров – это не только излюбленный прием декораторов, но и все большее количество людей стремится попробовать себя в этом удивительном виде декоративно-прикладного искусства.

Итак, вы решили украсить свой дом с помощью мозаики. Для этого вам следует определиться с узором, материалом, способом укладки, местом размещения вашего будущего шедевра.

Золотая мозаика в ванной фото

Узоры для мозаик: основные разновидности сеток

Узоры из мозаики, как правило, представляют собой простые мозаичные панно с несложным рисунком. Но если они будут оригинальны и продуманы, то смогут стать не только дополнительной частью интерьера, но и основой его дизайна

Существует множество разнообразных мозаичных узоров. Однако чаще используется лоскутная техника, при которой детали складываются в единое полотно без видимых соединительных швов. Данные узоры собираются в единое полотно на основе элементарных графических чертежей – сеток.

Узоры для мозаики

Прямоугольные сетки получаются за счет разделения композиции на равные квадраты. Основные прямоугольные сетки: 3×3, 4×4, 5×5 и 7×7.

Сетка для шестиконечных звезд и шестиугольников состоит из трех линий, пересекающихся в центре.

Радиальная сетка образуется пересечением диагоналей композиции и линий, соединяющих середины ее противолежащих сторон.

Сетка восьмиконечной звезды состоит из лучей, расходящихся из центра панно под углом в 45°.

Сетка для четверти круга делит композицию дугой на две части.

Сетка для «Веера» получается проведением из одного угла квадрата двух дуг разного радиуса и лучей, делящих квадрат на сегменты.

Сетка для «Розетки» получается проведением из центра лучей и окружностей различных радиусов.

Естественно, существует множество мозаичных узоров, основанных на других принципах построения. Но если вы начинающий мозаичник, эту технику вам будет проще освоить.

Фото интересного узора мозаики

Мозаика из битой плитки своими руками – экономия и красота в одном флаконе

Панно из битой плитки обходится гораздо дешевле, чем из целой. Во многих магазинах битую плитку можно забрать бесплатно или по цене боя, что позволит сэкономить на создании интерьера.

Экономность – это не плохо, ведь сэкономив на такой мелочи, вы не только получите оригинальные и интересный декор, но впоследствии у вас появится возможность приобрести еще что-нибудь интересное для вашего интерьера.

А укладывать такую плитку можно совершенно произвольно, не по рисунку, доверившись только своему вкусу.

Мозаика своими руками на стуле

Особенности кладки битой плитки заключаются в следующем:

Во-первых, нужно выровнять и загрунтовать поверхность, ведь любая неровность может помешать при укладки мозаики, так как по уровню все кусочки должны быть одинаковыми и не должны соприкасаться между собой. Такие зазоры, оставленные между осколками плитки, в дальнейшем затираются.

Во-вторых, приклеивать мозаику необходимо плиточным клеем. Толщина его слоя может зависеть от самой стены, то есть посредством клея можно также выровнять стену, просто нанеся его в большем количестве.

В-третьих, затирать такую плитку нужно крайне аккуратно, ведь если кусочки мозаики расположены на различной высоте, то можно повредить рисунок, скрыв глубоко расположенные узоры.

Если же что-то пошло не так или по окончании работы вам кажется, что какой-то из кусочков оказался не на своем месте, то его можно изъять, воспользовавшись небольшим ломом.

Мозаика из плитки своими руками – это современный способ оригинально украсить дом

Если вы задумали сделать мозаику из плитки своими руками самостоятельно, то не можете не столкнуться с самым главным этапом – с эскизом будущего панно. Почерпнуть идеи можно из журналов, Интерната или книг. Главное – чтобы картина вам нравилась. Ну а дальше предстоит перенести контур рисунка на потолок, стены, пол или другую поверхность.

Материал для мозаики подойдет практический любой, а использование плитки облегчит работу. Необходимо лишь разрезать или разбить ее на мелкие кусочки средней величины, желательно прямоугольной или квадратной формы, таким образом укладывать их будет гораздо удобнее.

Мозаика из плитки в ванной фото

Для того чтобы разрезать плитку, необходимы пружинные клещи. К тому же лучше всего заранее подготовить все детали мозаики и разложить их по цветам еще до того, как нанесете клей на поверхность, ведь он не станет вас ждать и засохнет. Лучше всего использовать плитки одинаковые по толщине, иначе получившаяся мозаика будет неровной.

Если вы все-таки выбрали плитку разную по толщине, то во время приклеивания боле толстые фрагменты необходимо сильнее утапливать в клей, а тонкие, наоборот, не очень глубоко. Таким образом, можно поддержать один уровень фрагментов мозаики.

Хорошо и то, что мозаика не требует особого ухода, но все же ее не стоит протирать воском или иными веществами, содержащими масла и фосфорные кислоты. Если загрязнения слишком сильны, то лучше воспользоваться нейтральными чистящими средствами.

Мозаика в ванной фото

Мозаика из камней своими руками: шаг за шагом идем к садовому шедевру

Выложенная мозаика украсит любой сад, ведь над каждым камешком потрудилась сама природа, придав ему уникальную форму, цвет и размер. К тому ж камень имеет ряд преимуществ: он вынослив и долговечен в эксплуатации. Гравий бывает различного цвета, что позволит воплотить в жизнь любой узор или самую настоящую картинку. Ведь даже если просто уложить одинаковые по цвету камушки разнообразными линиями, то получившийся узор будет выглядеть как произведение искусства.

Но для того чтобы получившееся панно простояло многие годы, очень важно позаботиться об основе:

Перед началом работы желательно выложить панно на песке, чтобы потом уже переносить детали на раствор. Так можно будет добиться большей точности и быть уверенным, что мозаика «не расползется».

Мозаика из камней своими руками фото

Кроме того необходим брусчатый бордюр для устойчивости. Его можно сделать из цемента для еще большей надежности.

Далее необходимо снять плодородный слой почвы – это примерно 25 см. После чего на 15 см засыпать щебнем и утрамбовать. Вторым слоем в 10 см кладется смесь песка и цемента. В него и вдавливаются камни будущей мозаики.

Когда вы выложите всю мозаику, то сверху положите доску и, надавив, выровняйте настил. Помните, что камни должны выступать из смеси на 5 см.

Затем вся картинка хорошенько поливается водой. Для этого можно использовать лейку или распылитель.

Наступать на шедевр можно только после того, как цемент высохнет, но даже при этом в следующие две недели мозаику нужно накрывать полиэтиленом, чтобы защитить ее от дождя и солнца.

Выбор рисунка
Самый подходящий рисунок для мозаики из камня – морские звезды, дельфины, рыбы, осьминоги и геометрические узоры. Такие картинки имеют незамысловатые линии, которые легче всего изобразить посредством камня.

Повторяющийся рисунок отлично успокаивает глаз, а разнообразия добавит различный цвет камня. Впрочем, жестких правил и законов в выборе рисунка нет, все зависит только от вашей фантазии и мастерства.

Мозаика из гальки своими руками – это море возможностей

Галька, как и камень, – уникальный материал, ведь она прочна, долговечна и устойчива к воздействию окружающей среды. Мозаиками из гальки увлекались еще в Древней Греции и Китае, а ведь эти шедевры искусства не только сохранились до наших дней, но и не утратили своей красоты!

Использовать можно обыкновенную природную гальку, так как каждый камушек уже откатан и отшлифован водой.

Да и по цвету она весьма разнообразна: в природе встречаются серые, белые, черные, коричневые, желтые, голубоватые, розовые и даже красные камни различных оттенков и насыщенности.

Цвет гальки также зависит и от ее происхождения: она бывает морская, речная и озерная. А по форме – угловатая, круглая или плоская. В этом плане при создании мозаики лучше остановить свой выбор на плоских камешках, ведь если их ставить на ребро, то можно глубоко утопить в бетоне, что повысит прочность картины.

Еще один плюс в использовании гальки при создании панно – это то, что купить ее можно в любом строительном магазине, при чем практически в любом количестве. Поэтому нет необходимости покупать одноцветные камушки сорока килограммовыми мешками, а можно взять несколько цветов пакетами по 2-3 кг.

  • В жаркую погоду раствор высыхает очень быстро, и это необходимо учитывать при кладке. Но зато в пасмурный и прохладный день у вас будет как минимум минут 45 для спокойной работы.
  • Гальку необходимо рассортировать по цвету еще до начала работы, чтобы было удобнее выбирать подходящие камушки в процессе кладки.
  • Форму нельзя заполнять раствором доверху, ведь когда вы будете утапливать гальку, часть раствора вылезет наверх.
  • Если камушек оказался не на своем месте, то его можно вытащить при помощи ломика или отвертки.
  • Во время кладки под рукой всегда должна быть вода, чтобы смочить камушки и смыть с их лицевой части лишний раствор, а заодно отмыть и перчатки.

Мечтаете создать уникальный сад? Выложите на участке мозаику! Над каждым камешком потрудилась искусница природа, тщательно подбирая форму, цвет и размер. Теперь настала ваша очередь фантазировать - принимайте эстафету!

Однотонные, полосатые или в крапинку, длинные и тонкие, толстые и круглые или плоские, как монета, - природа расстаралась, придавая неповторимую форму каждому камешку. И она же проверила их на прочность: бушующие морские волны или бурные потоки рек когда-то оторвали угловатые валуны и долго терли их друг о друга, шлифуя, как лучший в мире ювелир. Только после длительной и тщательной огранки водной стихией галька с идеально гладкой поверхностью появляется на берегу реки или моря. Лишь самые стойкие каменные «бойцы» достойно выдерживают испытание!

Выносливость, долговечность и разнообразие делают гравий идеальным материалом для создания потрясающих мозаичных композиций. Камешки разных оттенков, размеров и форм - отличная основа для креативных узоров или целых картин. Даже просто укладка одинаковых по цвету и габаритам камней вдоль или поперек узора выглядит как произведение искусства. Сам процесс создания мозаики очень увлекателен, но требует терпения, фантазии и времени. Вам этого не занимать? Тогда за дело!

Как сделать мозаику

Для того чтобы мозаика сохранилась на долгие годы, важно позаботиться о надежной основе. Снимите верхний плодородный слой почвы. Минимальная глубина - 25 см (соответственно, для проезжей части она должна быть больше).

  1. Для устойчивости настилу нужен бордюр (например, из брусчатки или валунов). Если узорчатое покрытие будет подвергаться повышенной нагрузке, окантовку устанавливают на цементный раствор.
  2. Насыпьте в траншею несущий слой из щебня (толщиной около 15 см) и хорошенько утрамбуйте.
  3. Засыпьте щебень 10-сантиметровым слоем сухой смеси песка и цемента и аккуратно вдавите в него камешки. И не забудьте обильно полить!

Рекомендуем сначала выложить узор на песке , воспользовавшись разными шаблонами, и только затем перенести мотив на «подушку» из раствора. Уверены, что у вас глаз-алмаз? Делайте чудо-мозаику без прикидок! Для «пробы пера» лучше выбрать небольшую площадку и простой мотив. Выложите камешки на сухую смесь песка с цементом . Поверх готовой мозаики положите доску и надавите - чтобы настил получился ровным. Если нужно - подсыпьте песчано-цементную смесь: камешки должны выступать из основы приблизительно на 5 см . Затем аккуратно полейте свой шедевр водой из распылителя. На поверхность изделия можно ступать уже после застывания смеси, однако на ближайшие две недели желательно прикрыть мозаику тентом для защиты от солнца и дождя. Дерзайте!

Рядом с каменными белыми цветками струятся ленты красного, коричневого, бежевого, серого и черного гравия. Такой причудливый рисунок придает садовому пейзажу изящество и изысканность.

Необычность этой площадке, вымощенной брусчаткой, придают интересные вставки из белого гравия. Такие вкрапления можно использовать также для эффектного оформления настила террасы из плит.

Шаг за шагом идем к цели

Для начала сделайте отдельные шаговые плиты (как на картинке ниже). Формой для «выпекания» таких гравийных «блинчиков» послужит большой поддон для горшков.

1. Для изготовления шаговых плит вам понадобится цементный раствор. Песчано-цементную смесь разведите водой и заполните ею гнущуюся форму слоем толщиной около 5 см. Разровняйте поверхность.

2. Узор можно придумать спонтанно или заранее потренироваться в его «сочинении». Чтобы камни хорошо держались, вдавливайте их на ребро, а не плоскими сторонами.

3. Пока конструкция сохнет, защитите ее от прямых солнечных лучей. Подождите как минимум 24 часа, прежде чем извлекать плиту из формы. Остатки раствора на камнях можно стереть щеткой или смыть.

Учтите, что полностью раствор застывает только через 14 дней, и не подвергайте плиту лишним нагрузкам.

Камешки уже ждут своего часа. Лучше всего для творчества подходят продолговатые широкие экземпляры, в идеале - разнообразной расцветки и формы.

Для сложного узора необходим большой запас камней всевозможных цветов и оттенков. Мозаику на фото внизу дополняют самоцветы из стекла - из них выложены блестящие крылышки каменных насекомых.

Пустоты между плитами или незамощенная территория - идеальный «полигон» для гравийной мозаики, которая может принимать любую форму. «Оправа» из брусчатки не позволит камням сдвигаться.

Два прекрасно сочетающихся материала - черепки и элементы из морозостойкой керамики - составят эффектный контраст небольшим округлым булыжникам землистого и сероватого цветов.

Желаем вам ярких «мозаичных» идей и приятного творчества!

 
Статьи по теме:
Как сделать идеальный макияж для блондинки
Белокурые локоны дарят коже лица свежесть, поэтому правильно подобранный макияж создает образ нежной невинной девушки. Именно женственный светлый образ предпочитает большее количество мужчин. Следуя законам модных тенденций, многие белокурые красавицы заб
Как сделать из бумаги животных оригами?
Создание поделок своими руками развивает в детях усидчивость, раскрывает творческие таланты и развивает мелкую моторику пальчиков. Результат старания ваших чад можно сохранить на память или задекорировать помещение детской. Если вы думаете о том, чем бы
Маска обезьяны своими руками
Карнавальная маска – это один из самых главных аксессуаров любого карнавального костюма. Наступающий Новый 2016 год, как известно уже многим, год огненной Обезьяны, а это означает, что многие захотят в новогоднюю ночь или на детском новогоднем утреннике о
Идеи оформление группы детский сад новый год
Ранние сумерки и холод нипочем детворе, которая с нетерпением ждет самого главного праздника. Ведь все знают, что волшебные превращения бывают именно ночью! Все родители могут ощутить себя чародеями, если закажут оригинальное оформление детского сада к Н