Светлана Николаевна

DSC_4359
  • Светлана Николаевна
    Дефектолог, логопед

Образование:

Окончила Киевский Государственный Педагогический Институт

Опыт работы: 37 лет

Учитель-дефектолог Светлана Николаевна работала в группе с детьми ЗПР различного генеза с 2006-2015г.

Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса явилось знание Светланой Николаевной закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах (в средней группе) ею ставились задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагало:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;

- развитие общей и мелкой моторики;

- обогащение сенсорного опыта ребёнка и развитие всех видов восприятия;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

- развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как:

* выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность),

* способность к концентрации и к распределению внимания;

- готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребёнка.

На следующих этапах Светлана Николаевна осуществляла работу в нескольких направлениях:

- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие речи и коммуникативной деятельности;

- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).

Работа по развитию и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы была направлена на:

- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребёнка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффектных, негативистких, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности  и формирующего характера.

Работа по развитию познавательной деятельности и целенаправленному формированию высших психических функций была направлена Светланой Николаевной на:

-развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие зрительно- моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Работа по развитию речи, коммуникативной деятельности  была направлена учителем-дефектологом на:

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей и планирующей);

- создание условий для овладения ребёнком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развёрнутого речевого высказывания;

- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Работа по формированию ведущих видов деятельности была направлена на:

- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению:

физиологический, психологический (мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой), социальный.