Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание

На уроке мы узнаем о роли кожи в теплорегуляции. Рассмотрим, как человеческий организм справляется с изменением температуры окружающей среды, при этом не меняя температуру внутри организма. Ознакомимся с первой помощью при тепловом ударе.

Она за-ви-сит от тем-пе-ра-ту-ры, влаж-но-сти и дви-же-ния воз-ду-ха. По-сто-ян-ство тем-пе-ра-ту-ры обес-пе-чи-ва-ет-ся за счет ре-гу-ля-ции теп-ло-от-да-чи.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция - это спо-соб-ность ор-га-низ-ма под-дер-жи-вать по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру тела в усло-ви-ях из-ме-ня-ю-щей-ся внеш-ней среды. Она обес-пе-чи-ва-ет по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру от 36,5 до 36,9 гра-ду-сов, это важно для функ-ци-о-ни-ро-ва-ния бел-ков и дру-гих ор-га-ни-че-ских ве-ществ.

Че-ло-век может пе-ре-но-сить небольшие ко-ле-ба-ния тем-пе-ра-ту-ры внут-ри сво-е-го тела. По-вы-ше-ние до 43 и па-де-ние до 25 гра-ду-сов могут оказаться смер-тель-ны.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция осу-ществ-ля-ет-ся за счет из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния.

Когда температура окружающей среды высокая, про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние кро-ве-нос-ных со-су-дов, через них про-хо-дит боль-ше крови, кожа на-гре-ва-ет-ся, теп-ло-от-да-ча в окру-жа-ю-щую среду уве-ли-чи-ва-ет-ся (рис. 2).

Рис. 2. Процесс теплоотдачи при высокой температуре ()

При по-хо-ло-да-нии со-су-ды кожи ре-флек-тор-но сужа-ют-ся, кро-во-ток в коже умень-ша-ет-ся, и по-те-ря тепла сни-жа-ет-ся (рис. 3).


Рис. 3. Процесс теплоотдачи при низкой температуре ()

Из-ме-не-ние кро-во-то-ка в коже изменяет ее цвет. При силь-ных эмо-ци-ях, например испуге, мел-кие со-су-ды кожи пе-ре-кры-ва-ют-ся и кожа блед-не-ет. Когда че-ло-век сер-дит-ся, при-ток крови к коже уве-ли-чи-ва-ет-ся, и че-ло-век крас-не-ет (рис. 4).

Рис. 4. Изменение цвета кожи ()

Когда тем-пе-ра-ту-ра тела ниже тем-пе-ра-ту-ры окру-жа-ю-щей среды, в жару, рас-ши-ре-ние со-су-дов не усиливает от-да-чу тепла. По-то-от-де-ле-ни-е помогает избежать перегрева. Пот испаряется, при этом по-гло-ща-ет с по-верх-но-сти кожи боль-шое ко-ли-че-ство тепла и температура тела не по-вы-ша-ет-ся даже в самую жар-кую по-го-ду.

Процессы из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния происходят под управлением центральной нервной системы (рис. 5).

Рис. 5. Схема повышения температуры тела ()

Тем-пе-ра-ту-ра тела по-вы-ша-ет-ся тогда, когда человек заболевает. При попадании в ор-га-низм ин-фек-ции с за-щит-ны-ми ве-ще-ства-ми об-ра-зу-ют-ся и пи-ро-ген-ные ве-ще-ства (теп-ло-рож-да-ю-щие) . Нерв-ная си-сте-ма реагирует на них, что при-во-дит к по-вы-ше-нию температуры. Повышение температуры при болезни - нормальная реакция организма.

Повышенная температура уско-ря-ет хи-ми-че-ские про-цес-сы, уве-ли-чи-ва-ет обмен ве-ществ в тка-нях, по-вы-ша-ет ак-тив-ность лей-ко-ци-тов, пе-че-ни, ги-по-фи-за (рис. 6).

Рис. 6. Повышение активности лейкоцитов ()

Очень вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру врачи со-ве-ту-ют сни-жать жа-ро-по-ни-жа-ю-щими сред-ствами, потому что ее длительное воздействие дает на-груз-ку на серд-це (уча-ща-ет-ся пульс, сла-бе-ет весь ор-га-низм, ухудшается ра-бо-та неко-то-рых фер-мен-тов).

При пе-ре-гре-ва-нии на солн-це (осо-бен-но в ат-мо-сфе-ре, на-сы-щен-ной па-ра-ми воды), при фи-зи-че-ской ра-бо-те в душ-ных, плохо про-вет-ри-ва-е-мых по-ме-ще-ни-ях или в плохо про-пус-ка-ю-щей воз-дух одеж-де от-да-ча ор-га-низ-мом тепла за-труд-ня-ет-ся. Нарушение рав-но-ве-сия между об-ра-зо-ва-ни-ем и от-да-чей тепла может вызвать теп-ло-во-й удар . Признаки теплового удара: го-лов-ная боль, одыш-ка, го-ло-во-кру-же-ние, шум в ушах, сла-бость, уча-щение пульса, «мушки» перед гла-за-ми, возможна потеря сознания.

Первая помощь при тепловом ударе:

По-стра-дав-ше-го пе-ре-не-сти (если потерял сознание) или увести в про-хлад-ное место (рис. 7).

Рис. 7. Прохлада ()

Раз-деть его или рас-стег-нуть одеж-ду (рис. 8).

Рис. 8. Расстегнуть одежду ()

На го-ло-ву по-ло-жить смо-чен-ное хо-лод-ной водой по-ло-тен-це или лед, ноги при-под-нять с по-мо-щью ва-ли-ка из одеж-ды. Если боль-ной не по-те-рял со-зна-ние, дать вы-пить про-хлад-ной воды (рис. 9).

Рис. 9. Помощь при тепловом ударе ()

По-стра-дав-ше-го об-ернуть мок-рой про-сты-ней и обмахивать его, со-здать дви-же-ние воз-ду-ха и уси-лить ис-па-ре-ние (рис. 10).

Рис. 10. Помощь при тепловом ударе ()

Вы-звать ско-рую по-мощь (рис. 11).

Рис. 11. Скорая помощь ()

Список литературы

  1. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
  2. Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). - М.: 2009. - 304 с.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Учебник Биология. 8 класс. - 3-е изд., перераб. - М.: 2008. - 272 с.
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: 2012. - 288 с.
  5. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - 2-е изд., стер. - М.: 2007. - 287 с.
  6. Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. - М.: 2010. - 255 с.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - М.: 2012. - 255 с.
  1. Animals-world.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Medchitalka.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое терморегуляция?
  2. За счет чего осуществляется терморегуляция?
  3. Опишите признаки теплового удара.
  4. Какова первая помощь при тепловом ударе?
  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 27.05.2011 13:50 Просмотров: 5508

    Тема урока: Роль кожи в терморегуляции.

    Цель: сформировать понятие "терморегуляция".

    Задачи: 1. Раскрыть роль кожи в регуляции температуры тела.

    2. Усвоить правила оказания первой помощи при нарушении терморегуляции.

    3. Уметь использовать личный опыт при установлении зависимости теплоотдачи от условий окружающей среды.

    4. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника для получения необходимой информации.

    План урока: 1. Организационный момент.

    2. Постановка проблемной ситуации.

    3. "Открытие" темы урока, постановка цели изадач урока.

    4. Эксперимент.

    5. Тестовый опрос.

    6. Изучение нового материала.

    7. Закрепление.

    Ход урока.

    Слайд № 1. Вопросы: 1) По какому принципу разделены на две группы эти животные?

    2) К какой из этих групп относится человек?

    Слайд №2. А теперь представьте, что мы оказались в Италии XV века. В роскошном замке миланского герцога Моро идет великолепный праздник, идею которого придумал великий Леонардо да Винчи. "Золотой век" Возрождения олицетворяет маленький мальчик, чье тело было сплошь покрыто золотой краской. После праздника о нем все забыли. И только на следующий день Леонардо да Винчи обнаружил малыша в темном углу холодного зала. Он плакал и дрожал от холода. Через несколько дней мальчик умер.

    Вопрос: В чем причина гибели "золотого мальчика"?

    Версии, которые предлагают ребята, можно записать на доске.

    Учитель: Вы видите, что пока у вас не хватает знаний, чтобы дать правильный ответ на вопрос.

    Совместно с учащимися формулируется тема урока, цель, задачи.

    Слайд № 3.

    Эксперимент. Ребятам предлагается измерить температуру разных участков тела (ладонь, кисть руки, лицо, подмышечная впадина), данные записываются на доску. Пока 3-4 человека выполняют эксперимент, остальные выполняют тест по теме "Строение и функции кожи".

    Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов. 1) Различные участки тела имеют разную температуру. 2) 36,6°С - средняя температура тела человека. 3) 25°С>смертельна>43°С.

    Изучение нового материала.

    В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Почему? (Обсуждение проблемы учащимися).

    Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, т. к. этот орган непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменение ее температуры.

    Слайд № 4. Работа со схемой.

    Сообщение о способах отдачи тепла организмом можно дать заранее или предложить сильным учащимся работу со статьей, пока остальные выполняют тест и эксперимент. Снова обсуждается гибель "золотого мальчика", устанавливается причина. Более 200 лет назад английский доктор Ч.Блэгден провел опыт: вместе с несколькими друзьями он провел 35 минут в сухой камере при температуре +126°С без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода под слоем масла закипела.

    Залание: проанализируйте данные и определите зависимость теплоотдачи от условий окружающей среды. Заполните таблицу.

    Слайд № 5. Проверяется првильность выполнения задания.

    Самостоятельная работа с учебником. Задание: заполнить таблицу "Оказание первой помощи при нарущении терморегуляции".

    Закрепление.

    Вопросы для проверки знаний на обязательном уровне:

    Какова роль кожи в терморегуляции?

    Как предупредть тепловой и солнечный удар?

    Чем опасен значительный ожог тела?

    Вопросы для проверки знаний на повышенном уровне:

    Почему жару легче переносить в сухой пустыне, чем во влажном тропическом лесу?

    Какой должна быть летняя и зимняя одежда?

    Почему недопустимо употреблять спиртные напитки для "согревания" при переохлаждении?

    Домашнее задание.

    Тест по теме "Строение и функции кожи"

    1. Кожа предохраняет глубже лежащие органы и ткани от повреждений, так как она...

    А) прочная и упругая

    Б) поддерживает постоянство внутренней среды организма

    В) водонепроницаема

    Г) содержит много рецепторов

    2. Кожа защищает организм от ультрафиолетовых лучей, так как в ней...

    А) много волокон

    Б) есть подкожная жировая клетчатка

    В) есть рецепторы

    Г) вырабатывается витамин Д

    3. Эпидермис располагается...

    А) на поверхности кожи

    Б) под собственно кожей

    В) на поверхности подкожной жировой клетчатки

    Г) под подкожной жировой клетчаткой

    4. Собственно кожа...

    А) образует ороговевшие клетки

    Б) придает коже эластичность

    В) задерживает ультрафиолетовые лучи

    Г) не пропускает жидкости и газы

    5. Жир выделяют...

    А) потовые железы

    Б) сальные железы

    В) рецепторы

    Г) лимфатические сосуды

    Задачи: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.

    Оборудование: Презентация к уроку на Microsoft PowerPoint “Терморегуляция организма человека” , мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактическая таблица “Теплообразование и потеря”

    Ход урока

    1. Актуализация знаний о строении и функциях кожи.

    Биологический диктант по вариантам.

    Вариант 1.

    1. Самый глубокий слой кожи подкожная клетчатка.
    2. 95% микробов, находящихся на руке, находятся под ногтями .
    3. Потовые железы выполняют выделительную функцию.
    4. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
    5. Волос находится в волосяной сумке.

    Вариант 2.

    1. Наружный слой кожи – эпидермис.
    2. В коже образуется витамин Д.
    3. Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
    4. Железы кожи: потовые и сальные.
    5. Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.

    2. Изучение нового материала

    2.1. Знакомство с темой, задачами и планом урока. Запись темы в тетради. (Презентация.) (Слайд 1)

    Учитель: Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С. Средняя температура тела колеблется в течении суток.

    2.2.

    Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)

    Зависимость температуры тела от вида деятельности.

    Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование тепла усиливается при мышечной работе.

    2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической таблицы “Теплообразование и потеря”.)

    Ученик: Мышцы и печень.

    Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?

    Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.

    Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)

    Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт

    Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?

    Ученик: Нет, физический.

    Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:

    Варианты ответов:

    1. Сухой воздух.
    2. Загрязнение кожи.
    3. Влажный воздух (выше температуры тела)
    4. Высокая температура воздуха.
    5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
    6. Чистая кожа.

    Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение . Попробуйте решить задачи посложнее.

    Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

    Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой энергии.

    Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?

    Ученик: Для усиления теплопроведения.

    Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?

    Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и излучение.

    Учитель: Почему в финской бане-сауне, где 100 градусный сухой воздух, человек переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?

    Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.

    2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи пострадавшим. (Слайды 7–13).

    Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)

    Работа идет группах, с обсуждением материала и заполнением таблицы.

    3. Закрепление пройденного материала. Беседа по вопросам:

    • Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
    • В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?

    4. Домашнее задание.

    Стр. 178–179 учебника изучить, ответить на вопросы на стр. 180.

    Учитель биологии и экономики

    МСОШ №1

    Имени М.А.Погодина

    Город Полярный

    Котельникова Я.А.

    Тема: « Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»

    Слова Лебедев-Кумач В.

    Закаляйся,

    Если хочешь быть здоров

    Постарайся,

    Позабыть про докторов,

    Водой холодной обливайся

    Если хочешь быть здоров!

    Нам полезней

    Солнце, воздух и вода

    От болезней

    Помогают нам всегда

    От всех болезней нам полезней

    Солнце воздух и вода!

    Закаляйся,

    Если хочешь быть здоров

    Постарайся

    Позабыть про докторов,

    Водой холодной обливайся

    Если хочешь быть здоров!

    Тип урока : изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

    Цель урока:

    образовательная – конкретизировать знания о строение кожи;

    — сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

    Теплорегуляция при повышение и понижении температуры

    развивающая — продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

    — развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;

    Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;

    — развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;

    Развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

    Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

    Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

    Задачи урока:

      Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.

      Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.

      Раскрыть секреты теплорегуляции.

      Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.

      Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

      Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

    Предварительная подготовка учителя:

    разработать презентацию по теме «Строение кожи».

    Разработать презентацию по теме “Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов”;

    Составить карточки с заданиями для работы по группам

    Подобрать биологические задачи по данной теме.

    Предварительная подготовка учащихся:

    Подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.

    Ход урока

    1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.

    Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утёсова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.

    НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ

    2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока:

    И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? (Строение кожи) Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.

    Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи. Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа. В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем (более способный) ученик рассказывает о строении и функциях кожи. Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ (тест), и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.

    Вопросы для письменной работы на первой парте — выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается- пока идёт устная проверка не более.

    Вопрос первому ученику:

    Расскажите, из каких слоёв состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.

    Вопрос второму ученику:

    Расскажите о функциях потовых и сальных желёз и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.

      После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.

    НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    Актуализация знаний Учитель « На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».

    3 этап – Постановка проблемы – В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.

    4 этап – Изучение нового материала – изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.

    Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определённые задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.

    Вопросы первой группе:

      Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

      Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку СООБЩЕНИЕ .

      Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Вопросы второй группы:

      Как достигается постоянная температура тела?

    ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл.ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска8кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

      Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку— СООБЩЕНИЕ.

      Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны

    Вопросы третьей группы:

      Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем её необходимо понижать?

      В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать СООБЩЕНИЕ.

    3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание, обморожение…, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

    Темы сообщений детей (темы выдавались на предыдущем уроке):

      Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.

      Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.

      Перегревание тела и оказание первой помощи (Степени перегревания тела . Лёгкое перегревание тела Оказание первой помощи при лёгком перегревании тела. Тепловой и солнечный удары Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах).

      Закаливание .

    Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.

    НА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    5 этап – Закрепление и первичная проверка знаний – тест по теме.

    И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.

    Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его. Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берётся с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет ещё раз обратить внимание детей на изучаемый материал.

    НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    6 этап – Подведение итогов.

    Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.

    И так сегодня на уроке мы изучали тему: «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов».

    И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: «Какую роль играет кожа в терморегуляции организма (в здоровье организма)?»…

    Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.

    8 этап – Домашнее задание.

      К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.

      Устно ответить на вопросы стр.180.

      На следующем уроке мы будем говорить: «О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи». Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.

    Итог урока :
    Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.

    Слои кожи Строение

    2) внутренний слой ткани;

      Роговой слой кожи наименее развит на

      Корни волос окружены:

    IV . Напиши нужное слово.

    V .Дерма кожи имеет происхождение:

    VI . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

    VII . Дерма состоит из клеток:

    Г) способных к делению;

    Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»

    I . Роговой слой кожи наименее развит на

    А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.

      Корни волос окружены:

    А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

    Б) капиллярами; Г) особой сумкой.

      Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.

    Слои кожи Строение

    1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-

    (надкожица) тканных волокон и жировыми

    клетками рыхлой соединительной

    2) внутренний слой ткани;

    Собственно кожа (дерма) Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

    3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;

    Г) представлена клетками однослойного эпителия;

    IV . Напиши нужное слово.

    Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

    V . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

    А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;

    VI . Дерма состоит из клеток:

    А) орговевших и постоянно слущивающихся;

    Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

    Г) способных к делению;

    VII .Дерма кожи имеет происхождение:

    А)эктодермальное; В) энтодермальное;

    Б) мезодермальное; Г) смешанное;

     
    Статьи по теме:
    Мастер класс съемной одежды шампанского
    Добрый день! В этом мастер-классе, я расскажу, как можно украсить шампанское на Новый год. Это будет съемная одежда на шампанское, стилизованное под деда Мороза и Снегурочку. Раньше, что бы украсить шампанское лентами, я делала одежду для шампанского не
    Коричневый цвет в одежде: надежность и благородство
    Трудно не согласиться с тем, что с помощью цвета, в который мы одеваемся, можно управлять настроением – причем не только своим, но и окружающих. Выбирая те или иные цвета для своего гардероба, ты посылаешь в пространство информацию, которая может действов
    Позитивный настрой на день
    Всем, наверное, известна фраза о том, что мысли человека - материальны. Чем человека, тем легче его жизнь, тем лучше удается разбираться с делами и справляться проблемами. Сегодня существуют техники, как настроить себя на позитив и впоследствии улучшить с
    Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
    «Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………