Детское закаливание детей раннего возраста. Как правильно закаливать ребенка со слабым иммунитетом: методы, правила и принципы закаливания в домашних условиях

Правильное развитие органов дыхания, кровообращения, кроветворения зависит от соблюдения правильного режима и образа жизни ребенка. Важно приучить ребенка к прогулке в любое время года.

Детей первых 2-3 месяцев зимой надо выносить на улицу при температуре -10?С. В более теплые дни прогулка должна продолжаться 40 мин - 1 час; в более холодные - 20-30 мин, но 2 раза в день.

С детьми в возрасте 3-6 мес. Можно гулять при температуре воздуха до -12-15 ?С, если нет сильного ветра. Общая продолжительность пребывания на улице зимой должна составлятьот 1 до 2-3 часов в течение двух прогулок. Лицо ребенка должно быть открыто. Для прогулок следует выбирать тихие места, озелененные, по возможности, безлюдные. Этим ребенок предохраняется от инфекций.

Уже с 2-3 мес. Детей нужно приучать к воздушным ваанам, оставляя его обнаженным несколько раз в день. Во время воздушной ванны необходимо менять положение ребенка: класть его то на спину, то на живот. Проводится она в комнате при температуре воздуха не ниже 21-22 ?С, затем можно постепенно снижать ее до 18-20?С, а для детей старше года даже до 15-16?С.

Летом воздушные ванны проводят на открытом воздухе, в тени деревьев (чтоб солнечный свет был рассеян). Начинают при температуре не ниже 22?С, а затем и при более низкой температуре, но не ниже 17?С в тени.

Продолжительность воздушной ванны увеличивают постепенно и для первого полугодия жизни, доводят с 1-2 до 10-15 мин., а после 6 месяцев - до 20-30 мин.

Солнечные ванны детям с большой осторожностью можно проводить только после 1 года. Продолжительность солнечной ванны вначале - не более 2-3 мин., затем, постепенно прибавляя, доходят до 10-20 мин. При температуре воздуха 20-21?С. Половину времени ребенок лежит на животе, половину - на спине. Голова должна быть защищена от прямых лучей солнца. После солнечной ванны хорошо сделать обливание.

Закаливанию организма способствуют водные процедуры: обтирание, обливание, душ, ванна.

При проведении водных процедур следует всегда начинать от более легких (обтирания) и переходить к более сильнодействующим (ванна). Необходимо соблюдать постепенный переход от теплых процедур к более прохладным.

Обтирание можно проводить с 2-3 месячного возраста ребенка. Первые 2 недели проводят сухое обтирание. Для этого куском чистой фланели растирают по частям тело ребенка до появления легкой красноты. Затем переходят к влажным обтираниям. Последние делают смоченной в воде мягкой фланелью или мохнатой рукавичкой. Для обтирания употребляют воду, прибавляя к ней соль (1-2 чайные ложки на стакан воды) или водку (1-2 чайные ложки на стакан воды).

В холодной время (для детей до 1 года) температура воды вначале должна быть 35-36?С, летом 33-35?С. Постепенно (через каждые 5-7 дней) температуру воды снижают до 30-32?. Детям от 1 до 3 лет температуру воды следует снижать до 26-28?.

Продолжительность влажных обтираний не должна превышать 5 минут. Порядок влажных обтираний такой: вначале обтирают руки, затем ноги, грудь, живот и в последнюю очередь - заднюю поверхность тела. После влажного обтирания каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения и ребенка укладывают в постель на 10-15 минут.

Детям старше 2 лет на ночь полезно облить ноги прохладной водой, начиная с температуры воды 28? и доводя ее до 18? и даже до 15? (снижать температуру на 1? каждые 3-4 дня). Можно оставлять ребенка пошлепать ногами в тазу с прохладной водой.

Первые месяцы жизни ребенку после обычной ванны делают обливание водой, температура которой на 1-2? ниже температуры воды в ванне. С возрастом температура воды для обливания может быть снижена еще на 2-3?.

Хорошо закаливают организм детей специальные обливания, душ, которые следует проводить детям старше 1 года. Нужно следить, чтобы струя воды не попадала на голову ребенка.

Души для детей следует начинать летом. Температура воды вначале должна быть 35?, постепенно, на протяжении нескольких недель, температуру воды следует снижать до 28?, а для детей в возрасте 2-3 лет - до 26?.

Зимой душ можно проводить в теплой комнате при температуре не ниже 20?, после чего ребенка надо досуха вытереть. Душ или обливание лучше делать утром перед едой или днем после сна ребенка, продолжительность процедуры 1-2 минуты .

Надежда Жукова
Закаливание детей раннего возраста (первая младшая группа)

Закаливание детей раннего возраста

1младшая группа «Карамельки»

(консультация для родителей)

Сильный, но не закаленный человек

подобен крепости с толстыми высокими

стенами, в которой забыли поставить ворота»- гласит народная мудрость.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если не будем закалять свой организм. Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Оно является важным звеном в системе физического воспитания детей, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Противопоказания к закаливанию

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

В своей группе мы планируем использовать такие нетрадиционные виды закаливания как:

1. Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.

2. Закаливание рук (игры с водой по плану воспитательной работы).

У водных процедур есть одна особенность. Они, как правило, оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие по сравнению с воздухом вода оказывает за счет растворенных в ней минеральных солей, газов и жидкостей. Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Предлагаем Вам перечень игр с водой, которые мы используем для закаливания рук.

Водопад

Для этой игры Вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Подставляйте под струю ладошку ребенка" изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Обратите внимание ребенка, что чем выше водопад, тем громче он шумит».

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослым стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра с мылом

Маленький кусок мыла отпускается на дно тазика. Малыш должен поймать его при помощи резиновых ложек или собственных ладошек.

Тонет - не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» - половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок двумя ложками.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Сквозь сито

Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.

Закаливающие мероприятия в младшей группе

1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день

2 Кварцевание 3 раза в день

3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8:10-8:20

4 Физкультурные занятия 3 раза в неделю

5 Умывание прохладной водой В режимных моментах

6 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день

7 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день

8 Дыхательная гимнастика 2 раза в день

9 Гимнастика в постели 15:00

10 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с шипами, ребристая доска, пуговичный коврик, по полу босиком для профилактики плоскостопия) Перед дневным

сном и после

11 Ходьба босиком по песку, обливание ног, воздушные ванны. В летний период

12 Фитонциды (лук, чесночные киндеры) Во время эпидемии гриппа

Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1. Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2. Желание детей выполнять закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3. Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей- повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течении дня).

4. Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

Уменьшение числа часто болеющих детей

Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка

Сокращение длительности одного заболевания (в днях)

Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Подготовил воспитатель 1 младшей группы

Жукова Н. А.

Публикации по теме:

«Маму поздравляют малыши». Сценарий праздника к 8 Марта (группа детей раннего возраста) Сценарий праздника 8 марта "Маму поздравляют малыши. " (группа детей раннего возраста). Под звуки веселой музыки дети входят в зал и садятся.

"В гостях у Карамельки"- фотоотчёт новогоднего праздника. Цель: вызвать у детей положительные эмоции, создать весёлое, праздничное настроение.

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Магазин Карамельки» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»;.

Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста» Как вырастить своего ребенка здоровым и крепким? Как защитить его от болезней?Такие вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Почему.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

Закаливающие процедуры можно проводить только у здоровых детей с достаточной резистентностью организма к средовым факторам. В этой связи закаливающие процедуры у недоношенных детей, у детей часто болеющих, с хронической патологией следует проводить не в полном объеме и осторожно.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-месячного возраста. Через 1-2 нед после воздушных ванн начинают закаливание водой. Влажные обтирания начинают не раньше чем в 2-3 мес, обливания - с 3-4 мес.

Гимнастику и массаж целесообразно начинать с 1,5-месячного возраста.

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Обычно проводят либо в комнате (в холодное время года), либо на свежем воздухе летом (свето-воздушные ванны). Начинают при температуре помещения 20-22 «С, в дальнейшем для детей 1-2 лет - при температype 19 °С. Длительность первых процедур составляет 1 мин.Через каждые 5 дней длительность увеличивают на 2 мин.Дети в 6 мес могут получать процедуру до 15 мин, после 6 мес - по 30 мин 2 раза в день Детям, плохо переносящим низкую температуру, рекомендуют постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело.
Противопоказаны воздушные ванны детям с острыми инфекционными заболеваниями, с неясным субфебрилитетом, .Возобновление процедур после болезни начинают постепенно, как с первых занятий.

ЗАКАЛИВАНИЕ УФО

УФО активно влияет на иммунологическую резистентность организма, предупреждает развитие , увеличивает титр специфических , агглютининов, преципитинов, стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов, уменьшает аллергические проявления у детей. Образование эритемы служит своеобразной характерной особенностью действия УФО
В профилактических целях используется общее УФО ртутно-кварцевыми лампами. Средняя биодоза на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин Начальная доза облучения равна У4 биодозы и доводится до 2,5-3 биодоз. В осенне-зимний период необходимо назначать 1-2 курса облучения (20 процедур) с перерывом 2-2,5 мес, особенно в районах с коротким световым днем.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

Световоздушные ванны показаны детям первого года жизни в сухую, безветренную погоду при температуре воздуха 22 °С и выше. Детям более старшего возраста (1-3 года) допускается проведение процедуры при температуре 20 °С Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении - при игре в кроватке, коляске и т д. Необходимо постепенно обнажать тело. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 г до 3 лет - 5 мин, 4-7 лет - 10 мин Ежедневно можно увеличивать время световоздушных ванн, доводя его до 30-40 мин и более Важно следить, чтобы ребенку было комфортно. Противопоказанием для проведения процедуры также является , , глубокая недоношенность.
Солнечные ванны - важно правильно дозировать время процедуры. На голову ребенка надевают панаму, можно использовать темные очки Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами может принести вред. Необходимо наблюдать за поведением ребенка - появление слабости, утомляемости, гипотонии свидетельствует о перегревании. Продолжительность ванн 15-20 мин, количество 20-30 за лето.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом - воздушные ванны и обтирание ребенка сухим полотенцем, рукавицей. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до легкой красноты кожи

Влажные обтирания (с 1-месячного возраста) проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее - грудь, живот, в последнюю очередь - спину. Каждую часть тела необходимо вытереть насухо до легкого покраснения. При этом сочетают действия водной процедуры с массажем. Длительность одной процедуры - 1-2 мин
Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет - 32 °С, 5-6 лет - 30 «С, 6-7 лет - 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 «С и 24 °С соответственно - для детей 5-6 лет, до 18 °С и 22 °С для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.
После перерыва водных процедур их возобновляют, так как и начинали: вначале сухие обтирания, затем влажные. Температура воды при ‘влажных обтираниях после возобновления процедуры соответствует начальной, затем снижают ее более быстро.
Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно начать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время проведения - лето. Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее со скоростью 1 °С в неделю. Нижние пределы температуры воды 20 «С. Для детей 3 лет - 18 «С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста - 15-20 с. Обливание ног лучше проводить в ванне, ребенка усаживают на подставку. По окончании процедуры ноги ребенка насухо вытирают.
Контрастные ножные ванны еще более увеличивают сопротивляемость организма к сниженной температуре среды. Методика проведения заключается в следующем: наливают воду с температурой 37-38 «С, в другую - на 3-4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. В течение 7 дней воду не меняют. Далее понижают температуру воды во второй емкости на 1 °С в неделю и доводят ее до 10 °С. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в емкость с горячей водой, а затем на 10-15 с - с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в емкость с холодной водой.
Количество попеременных погружений в первые процедуры составляет 3-4. Продолжительность погружения конечностей в холодную воду возрастает постепенно, до 15-20 с. Увеличивают и число попеременных погружений до 6. По окончании процедуры ноги вытирают до появления легкой гиперемии. После того как ребенок адаптируется к процедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20-30 см).

Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, затем - правое и левое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года - 36 «С. Каждую неделю снижают температуру на 1 °С и доводят до 28 °С. Детям от 1 до 3 лет температуру воды с 34 °С до 28 °С зимой и 25-24 °С летом. Для дошкольников начинают с 33 °С и доводят до 24-22 «С. В холодное время температура воды должна быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний от 30 с до 1,5 мин Температура помещения должна быть не ниже 20 °С, а в теплое время вне помещения - 18 °С.

Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил. Все специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства, чтобы уберечь ребенка от , простуды, других заболеваний. Однако отношение к закаливанию детей раннего возраста неоднозначное, и далеко не все родители готовы работать над этим. А даже те, кто готовы, не всегда делают все правильно.

Что собой представляет закаливание?

Как действует закаливание? Это достаточно просто. Все виды закаливания направлены на улучшение обменных процессов организма, стимуляцию кровообращения, более активную работу организма по адаптации к окружающей среде.

Простой пример, как действует закаливание водой на развитие сопротивляемости ребенка к внешним факторам. Холодная вода стимулирует кровеносную систему ребенка, заставляя ускорить процессы расширения и суживания сосудов. Под действием холода они естественно сужаются, но потом резко расширяются. Именно правильная терморегуляция является ключевым фактором здоровья и устойчивости к заболеваниям. Закаленный организм будет очень быстро реагировать на изменение температуры внешней среды, поддерживая температуру внутренних органов в более-менее приемлемых границах.

При похолодании на улице детский организм, который не привык к переменам температур, будет работать медленнее. Сосуды под действием холода резко сузятся, но расширяться начнут медленнее. В этот момент организм будет переохлажден, и его сопротивляемость к внешним факторам очень сильно снизится. Аналогично здоровый, закаленный ребенок будет чувствовать себя прекрасно и в жару, его организм будет активно работать для поддержания правильного баланса температуры.

Плюсы и минусы закаливания детей раннего возраста

Процедуры закаливания влияют очень позитивно на здоровье и развитие малыша в любом возрасте.

Основные плюсы таких процедур:

  • повышение сопротивляемости организма к инфекционным и сезонным заболеваниям;
  • ускоренная адаптация ребенка к изменениям факторов внешней среды;
  • правильно работающий механизм обмена веществ;
  • процесс терморегуляции проходит активнее и лучше;
  • позитивное действие на сердечно-сосудистую систему ребенка;
  • улучшение самочувствия, сна, прилив энергии и сил.

Именно возраст до трех лет очень важен в развитии ребенка. В этот период дети остаются под опекой близких и родных, но уже после 3 лет они сталкиваются с новыми вызовами большого мира. Ребенок идет в детский сад, нагрузка на иммунитет возрастает в разы. Поэтому закаливание просто необходимо проводить в этот период.

Что касается недостатков закаливания, то их практически нет. Любые проблемы и сложности возникают только в одном случае – при нарушении правил проведения этих процедур. Поэтому, если вы решили закалять малыша с детства, обязательно соблюдайте все эти правила неукоснительно.

Как закалять ребенка до трех лет? Основные виды и правила проведения процедур

Главные факторы внешней среды, с которыми сталкивается ваш ребенок на протяжении всей жизни – это измерение температуры воздуха, действие ультрафиолета. Дополнительным фактором является вода. Это чуждая человеку среда, к тому же, к изменениям температуры воды (например, во время купания) малыш более чувствителен. Поэтому и выделяют три основных вида закаливания – аэротерапию (воздушные ванны), солнечные ванны и закаливание водой. Также к форме закаливания детского организма относят хождение босиком, по земле, песку или траве.

Начинать процедуры закаливания детей можно с раннего возраста. Лучшее для этого время —

Самый эффективный и безопасный метод – это воздушные процедуры. К водным процедурам нужно быть намного внимательнее, а пребывание на солнце ограничивать очень строго.

Базовые принципы закаливания одинаковы и для взрослых, и для младенцев:

  • регулярность. Это основа укрепления организма, без которой любые действия будут не только не эффективными, но могут и подействовать во вред ребенку. Работать нужно постоянно, изо дня в день, на протяжении всего года;
  • умеренность. Ведро холодной воды на голову – это не закаливание, а глупость, которую может себе позволить взрослый здоровый человек, но не ребенок. Каждая процедура не должна быть длительной или неприятной;
  • постепенный рост. Каждый последующий раз длительность процедуры возрастает, а температуру воды (или воздуха, если это воздушные ванны) понижают. Но происходит это очень и очень постепенно, по чуть-чуть.

Важно также понимать, что нет универсальных правил или рецептов. Всегда нужно учитывать состояние здоровья вашего малыша, если он вялый и не активный, или заболел, не стоит увеличивать нагрузку, можно вообще отложить процедуры. Следите, чтобы малыш был в момент закаливания бодрым, сытым, не чувствовал никакого дискомфорта.

Не нужно заставлять ребенка увеличивать нагрузки настоятельно. Если он замерз или устал, прекращайте процедуры, оденьте малыша и согрейте. Закаливание ни в коем случае не должно ассоциироваться с чем-то неприятным. Соблюдение правила постепенного роста поможет не только привыкнуть к перепадам температур, но и получать от этого удовольствие. Это так же важно, как и все другие условия.

Закаливание детей раннего возраста воздухом – аэротерапия

Закаливание младенцев нужно начинать с самого приятного и безопасного способа – принятия воздушных ванн. Аэротерапия действует очень благодатно и мягко, это идеальное решение для людей любого возраста. Есть несколько способов закалять малыша с помощью аэротерапии. Это простые прогулки на улице, воздушные ванны, проветривание помещений.

Прогулки на свежем воздухе

Советы врачей и терапевтов о том, чтобы чаще проветривать дом, гулять на свежем воздухе минимум час в день основаны именно на таком благоприятном влиянии воздушных ванн на организм человека. Малышам важно не только гулять, но и спать на свежем воздухе. Ежедневная прогулка должна занимать от 60 до 90 минут зимой и 100-150 минут летом. Гуляют с детьми в любое время года, когда температура на улице не ниже -10˚С.

Воздушные ванны

Эти процедуры очень нравятся малышу, их можно и нужно проводить с самого раннего детства. Меняя малышу подгузник или переодевая его на пеленальном столике, оставьте его голеньким на 1-2 минуты, а затем укутайте и согрейте. Температура для начала должна быть в границах 20-23˚С. Увеличивайте время воздушных ванн постепенно: до 15-30 минут зимой при такой температуре, и до 45 минут – летом, при температуре до 26˚С.

Ребенок старше года может бегать по квартире в одних трусиках до одного часа. При этом можно снижать температуру в комнате, так же постепенно и медленно. Начинаем с 5 минут и 23˚С, доводим до 60 минут и 16˚С (можно даже до 14˚С, если ребенок здоровый и активный, и ему нравятся такие процедуры).

Помните, что во время воздушных ванн нужно, чтобы малыш был активным. Грудничку делайте массаж или гимнастику, а ребенок, который уже самостоятельно двигается, должен заниматься активными, подвижными занятиями или играми.

Проветривание

Следите, чтобы комната малыша, да и вся квартира проветривалась регулярно. В теплое время года и в хорошую спокойную погоду форточка должна быть открытой всегда. Зимой проветривайте помещение в течение 10-15 минут несколько раз в день.

Закаливание детей солнцем — гелиотерапия

Солнце так же необходимо ребенку, как и воздух. Благодаря теплым нежным солнечным лучам малыш получает необходимый ему витамин D. Также они улучшают работу нервной и эндокринной системы, повышают защитные силы, дарят энергию и бодрость. Но действие ультрафиолета может быть и губительным, поэтому солнечные ванны нужно принимать крайне осторожно. Младенцам до одного года нужно принимать такие ванны каждый день, но не дольше, чем 1-2 минуты на рассеянном солнце. Увеличивать время можно, но максимум до 30 минут.

Дети от года до трех лет также нуждаются в теплых лучиках солнца. Они обязательно должны быть в трусиках и панамке, старайтесь не допускать длительного пребывания малышей под открытым солнцем. Температура воздуха не должна превышать 30˚С. После таких процедур облейте ребенка теплой водой и хорошо вытрите полотенцем.

Хождение босиком

Еще один способ закаливания детей раннего возраста, очень интересный, полезный и эффективный – это хождение босиком. Он еще и очень приятный для малыша, поскольку дарит новые, непривычные ощущения и позволяет таким способом по-новому открывать мир. В древней Греции юноши ходили без обуви до 18 лет!

Ходить босиком полезно и по квартире, а в теплые летние дни – по земле у дома, по травке в саду, на пляже по пескам или камушкам. Отличная терапия – хождение по дну каменистого ручейка. Но следите, чтобы температура воды была умеренной, сразу вытирайте ножки ребенку после процедуры.

Закаливание детей водой

Водные процедуры – это самый распространенный и популярный вариант закаливания. Именно на нем часто концентрируются родители, забывая о других видах. Нужно все делать вместе, постепенно и регулярно.

Как закаляются водой? Существует несколько способов:

  • обтирание. Эту процедуру проводят с самыми маленькими детьми, очень осторожно и постепенно. Смоченной губкой обтирают ручки, ножки, тело малыша, по 3-4 раза на каждом участке тела, затем вытирают насухо и одевают. Сначала используют теплую воду, постепенно снижая температуру до 25˚С;
  • полные или частичные обливания. Начинать их можно с 9-10 месяцев, но только после консультации педиатра. Оптимальный вариант проведения процедуры – после купания ребенка. Начинать нужно со стоп ног, потом обливать всего ребенка от шеи по спинке. Поначалу температура должна составлять 28-29˚С, постепенно ее можно снижать. Можно остановиться только на частичном обливании (ножек малыша), это так же полезно и эффективно.
  • контрастные обливания или контрастный душ. Такие процедуры можно использовать в старшем возрасте, от 18 месяцев, по схеме: теплая вода (33-36˚С) – холодная (23-26˚С) – снова теплая (33-36˚С).

О чем важно помнить, закаляя малыша с детства? Закаливание детей раннего возраста должно быть обязательно регулярным. Если у вас был перерыв, то нужно начинать все с начала, постепенно и медленно. Продолжая закалять малыша после перерыва по такой же схеме, вы можете нанести вред его здоровью. Оптимальный вариант – не прекращать процесс совсем, не лениться и стараться дать ребенку все, чтобы он был здоровым и сильным.

 
Статьи по теме:
Прическа с хвостиком на макушке женская
Полный образ невозможен без продуманной укладки. Прически с хвостом сейчас популярны за счет простоты и практичности. Оформить так волосы сможет любая женщина. Кому пойдет?Плюс такого оформления – оно идет как девочкам, так и женщинам среднего возраста. У
Самые красивые накидки на платья
Купить меховые накидки на платье для вечера или свадьбы стоит в той компании, которая уже много лет создает их, получив большое количество отзывов в книге "Отзывов и предложений", в интернете, на разных порталах. Все накидки из меха промаркированы, имеютс
Татуированная кожа (Корецкий Данил) Татуированная кожа читать полностью
РАСПИСНОЙДанил КОРЕЦКИЙГерой романа "Татуированная кожа" Волков-Вольф-Расписной снова в бою. Бывший боец разведки специального назначения, участник боевых операций выполняет особо важное задание, имеющее политическое значение. Ему приходится пройти по все
Держать камень за пазухой Что значит держать камень за пазухой фразеологизм
Держать камень за пазухой Разг. Экспрес. Таить злобу против кого-либо; быть готовым причинить зло кому-либо. Не всегда ясно, но с всегдашним постоянством поддерживал группу Беннигсена наружно почитавший фельдмаршала, но державший камень за пазухой умный