Проект "русская народная кукла". Проект в подготовительной группе детского сада

Без прошлого нет будущего.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

Шаврина Елена Владимировна

старший воспитатель,

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

2014-2015 учебный год

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Актуальность:

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – изготовление тряпичной куклы

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

ноябрь – декабрь 2014г .

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:

Старшая группа №1 - «Колокольчик»;

Подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;

Средняя группа №3 – «Пасхальная голубка»;

II младшая группа №4 - «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;

Средняя группа №5 – «Желанница»

Подготовительная группа №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»

Социальная значимость проекта:

направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей дошкольного возраста.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект построен на основе главных методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей;

Доступность материала;

Постепенность его усложнения.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать индивидуальные творческие способности детей;

Учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: организация выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

Для воспитанников:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

2.План реализации проекта.


ГБОУ города Москвы «Школа № 2026» СПш 2035

Творческий проект

« Народная кукла »

ученицы 5 «М» класса

Горшениной Анастасии

Руководитель проекта

учитель технологии

Хусаинова Наиля Кимовна

Москва, 2016

Цель проекта :

Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта :

Изучить историю возникновения народной куклы;

Изучить виды кукол;

Изучить технологию изготовления народных кукол;

Изготовить народную куклу;

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Изготовление русской народной куклы «Колокольчик»

1. История возникновения народной куклы

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… А значит, они такие, какие их придумали далекие предки, наши бабушки, прабабушки. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

2. ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1 Куклы - обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

2.2 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла-бабочка

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких района Тульской губернии. Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. При этом важно учитывать символику цвета: красный – это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый – божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый- здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и дар общения.

Веснянка

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

2.3 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка .

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка .

Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Кубышка-травница

Кубышка-травница – кукла, дарящая хорошее настроение и здоровье, благодаря аромату сухих трав, спрятанных в мешочках. Один большой мешочек – это нижняя часть куклы, два небольших мешочка находятся в ее руках. Эти мешочки наполняются сухой смесью растений и лепестков цветов. При разминании мешочков чувствуется аромат эфирных масел. По преданиям, эта кукла поддерживает здоровье, несет защиту.

Изготовление куклы колокольчик

Нам понадобиться 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большего около 20 см, второго 18 см, третьего 16 см.

В центр большого лоскутка кладем ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки.

Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький.

Прямоугольный лоскут ткани (18см х 6 см) по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны, - это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.

Чтобы повязать колокольчику треугольный платок (17см х 13 см х 13 см), подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получаете куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен охватывать лоб, в основном так и завязывали. Девушки могли завязывать с уголком над лбом. Колокольчик готов!

3. Экономическое обоснование

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

20см х 20см

18см х 18см

1 6 см х 16 см

18см х 6см

17см х 13 смх13 см

180 руб. за 1м 2

170

Вата

3см х 3см

Нитки

50 см

50 руб. за 200м
(1 катушка)

0,13

ИТОГО:

170,13

Заключение

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения;

· изготовлены образцы.

Список литературы

    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология/ Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

    Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. И.А. Лыкова – Москва, «Цветной дом», 2012

    Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Е. Берстенева, Н. Догаева, составитель Н. Астахова. – Москва, Белый город, 2010

    3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru

    Страна мастеров: [Электронный ресурс] http://stranamasterov.ru/

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Проект по изобразительному искусству и технологии

2017 г.





Цель проекта: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства. Придумать применение известной технологии выполнения куклы – оберега для выполнения новой куклы.

Задачи проекта:

1. Изучение истории и видов народной тряпичной куклы;

2. Изучение технологии выполнения куклы-оберега;

3. Выполнение тряпичной куклы – оберега по своему проекту;

4. Подготовка выставки и защита проекта.


Актуальность темы:

Как-то раз я спросила у бабушки, во что она играла в детстве. Бабушка мне рассказала, что среди игрушек не встречалось никчёмных безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так в народе называли игрушку) имела определённое значение.

И я решила узнать, как можно больше о создании народной игрушки.

В рамках проекта мной были проведены следующие исследования:

  • Роль игрушки в жизни ребенка
  • Музей игрушки

Цель исследования : выяснить, какую роль играла русская народная игрушка в жизни ребёнка? Есть ли музей народной игрушки.

Цель исследования : выяснить


В результате исследовательской работы у меня невольно родилась мысль:

А разве я так же не могла бы?

Появилось желание смастерить свою игрушку.

Я подумала, нам необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают её сами из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но главное - самодельная кукла, не воспитывает в нас вещизма. Ведь каждая такая кукла - как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой, неповторимый образ.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.


С чего я начинала свою работу?

1 этап начался с поиска и сбора информации.

На данном этапе проводилась работа по изучению истории возникновения игрушки.

Я перед собой поставила следующие проблемные вопросы:

  • Во что играли наши бабушки и дедушки?
  • Почему кукла была безликой?

3. Какие роли выполняли игрушки?

  • Как игрушка способствовала духовному общению?

Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet .









Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Навряд ли в самой лучшей заводской кукле, изготовленной на фабрике, найдете Вы ту наивную задушевность, простоту и своеобразную сдержанную красоту, которые характерны для многих народных кукол.

Я подробно познакомилась с историей народной игрушки, получила навыки и умения в создании игрушек своими руками.

В ходе реализации проекта у меня появились новые вопросы, идеи, которые позволяют расширить границы реализованного проекта.


Мою проектную работу я оцениваю, как работу повышенной сложности, так как это первая работа, выполненная в стиле лоскутной техники.

Для работы над проектом мне пригодились знания и умения, полученные на уроках технологии, ИЗО. Я считаю, что достигла той цели, которую ставила перед собой в начале работы.

Во-первых, я научилась новым техникам при работе с тканью, изучила дополнительную литературу, получила много новых знаний.

Во-вторых, изготовила оригинальные, единственные в своем роде изделия.

В- третьих, мне удалось попробовать себя в профессии дизайнера – оформителя.


направление: технология

воспитанница МБДОУ детский сад «Теремок» г. Лянтор,

старшая группа.

Руководители:

Дмитриева Татьяна Александровна,Мартыненко Елена Александровна,

воспитатели первой категории

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Теремок» г. Лянтор.

Аннотация

Какую игрушку вы любите больше всего?

На этот вопрос отвечают по - разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то гоночную машинку или даже компьютер. А я люблю – куклу. У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестренки, мамы и даже бабушки.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. поэтому тема моей работы « История кукол » является актуальной.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

  1. Паспорт проекта__________________________________
  2. Цель проекта _____________________________________
  3. Актуальность проекта _____________________________
  4. Этапы реализации проекта _________________________
  5. История кукол ___________________________________
  6. Разнообразие кукол ______________________________
  7. Создание куклы __________________________________
  8. Заключение ______________________________________
  9. Список литературы _______________________________

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовление кукол, используя изученные приемы и способы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Поиск информации по теме.
  2. Изучение истории возникновения кукол.
  3. Изучение разных видов кукол.
  4. Изучение технологии изготовления кукол.
  5. Изготовление кукол.
  6. Разработка презентации к проекту.
  7. Защита проекта.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ.

Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разно­образных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из дра­гоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку - и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика . Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые .

Игровые куклы

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье »

Куколка «Счастье » - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

(обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). Говорили: «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь».

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

О ни же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т.к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба»( зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Этапы изготовления куклы утешницы :

Оборудование и материалы: ножницы, нитки, кусочки белого и пестрого ситца, лента.

1.Делаем голову куклы из небольшого количества ветоши.

2. Делаем юбочку и приматываем нитко к шее куклы.

3. Повязываем на голову ленточку и одеваем платок, закрепим его ленточкой.

Кукла готова!

2 .Для куколки на счастье берем светлую, вырезаем квадрат для головы, прямоугольник для и два маленьких квадратика для обуви. Для волос берутся толстые нитки. Также нужен кусочек ваты, прямоугольнк цветной ткани на сарафан, нить красная и лента для косы.

В середину квадрата кладется вата, перевязывается красной нитью.

Потом делаются ручки: загибается уголок, перевязывается ниткой.

Для ног прямоугольник сворачивается в трубочку, сгибается пополам и перевязывается ниткой. Ножки вставляют внутрь куклы, края “рубахи” подгибаются, и все закрепляется красной нитью.

Теперь из цветного прямоугольника складываем сарафанчик, надеваем на куколку, подтягиваем нить, завязываем.

Нарезаем нитки для волос. Несколько ниток кладем спереди назад и пришиваем надо лбом куклы. Остальные раскладываем на голове и привязываем к шее. Заплетаем косичку, завязываем ленточку. Куколка готова.

3 . Кукла Вишенка кубанская свадебная кукла-оберег.

Берем картонную трубочку, которую оборачиваем белой тканью, белый прямоугольник для головы, три прямоугольника из разных красных материй для юбок, два квадратика красной ткани для грудок, прямоугольник для платка, прямоугольник для ободка, красные нитки, бусины.

На картонную трубочку сверху одеваем наполненную ватой голову и плотно приматываем.

Делаем крест-оберег на лице куклы. Приматываем нитками по линии шеи и талии.

Крутим две грудки, приматываем грудки под руками к туловищу куклы.

Накручиваем первую юбку, затем вторую, потом третью, перематываем ниткой.

Сверху надеваем платок, перевязываем нитками по линии шеи, завязываем на поясе.

Формируем головной убор-вишенку: красную ткань складываем пополам и вкладываем посередине ткани бусины и перевязываем красной ниткой.

Кукла готова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии научились самостоятельно изготавливать куклу. Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали как самим легко и просто можно изготовить куклу «Стригушку» .

МАСТЕР-КЛАСС «КУКЛА СТРИГУШКА»

Стригушки делались в честь богатого урожая. Она изготавливалась из соломы, сена, травы, льна. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первой стригушке, оставалось в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. В нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Материал и оборудования: солома, сено, травы, нитки, ножницы.

Сейчас каждый из вас сделает вот такую куклу. Сначала берем солому и перегибаем ее пополам. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниткой.

Разделяем туловища на две части, вкладываем туда ручки куклы и снова перевязываем.

Это у нас получается талия, распушаем юбочку и постригаем её. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их стригушками

Можно заставить стригушку сплясать, поставив её на стол или табурет и постучать по столу рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует. Для детей куклу - «Стригушку» можно изготавливать из степной травы с ромашкой или веточками череды.

Ну и в конце своего повествования добавлю - если хотите, чтобы кукла из травы принесла в Ваш дом радость и помогла в исцелении, то при сборе травы просто поговорите с травой. Расскажите матушке-травушке, для чего, для каких благих целей она собирается, чтобы вся позитивная энергия травы осталась надолго, и принесла желаемый результат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Лыкова И.А. Веселый городец. Филимоновская игрушка.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2007.

Электронный ресурс//http://www.trozo.ru/archives/18826 //

https://www.yandex.ru/search/?text

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Людмила Багранюк

ПРОЕКТ

«Народная кукла»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №2335

СОУО ДО г. Москвы

Заведующий: Гаранина Наталья Викторовна

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин

Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта. Народная кукла НК всегда давала детям большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время красивую и многофункциональную игрушку. Но в наши дни НК почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена. Хотя игрушка и игра по-прежнему занимают важное место в социализации детей и подростков, как богатая и выразительная сфера народной культуры.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные НК служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые из этих кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение.

Богатая традиция создания НК вдохновила нас на создание проекта, посвященного ей. Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую НК не купить в магазине.

Исходя из этого целью нашего проекта стало:

Познакомить детей с русской НК, её происхождением и способами изготовления.

Для реализации этой цели нам необходимо было решить ряд сопутствующих задач :

познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки;

изучить технологию изготовления куклы;

способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского костюма;

учить детей проявлять фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма;

воспитывать у детей интерес к народным промыслам;

научить детей делать куклу своими руками для себя и обучать этому своих друзей и знакомых;

показать связь между всеми видами народного творчества, народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками, русскими легендами и сказками;

развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказов об игрушке, закреплять навыки связной речи;

создавать у детей представления о добре и зле, основанные на богатых традициях русского фольклора;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Для достижения максимальной эффективности проекта мы стремились сформировать у детей знания о истории своей страны, её традициях и народных промыслах. Дети должны научиться свободно ориентироваться в названиях русского народного декоративно-прикладного искусства, различать русский фольклор, песни, потешки, прибаутки, сказки – объяснять свой выбор. При изготовлении куклы самостоятельно подбирать необходимый материал, уметь не только самому сделать куклу, но показать и объяснить этапы изготовления другим детям, не знакомым с НК.

Ресурсное обеспечение проекта начинается со знакомства детей с НК, при этом используется техническое оборудование: диапроекторы, мультфильмы, слайды, компьютер. Также используются копии репродукции картин, различные иллюстрации с русскими народными костюмами, изображения изготовленных кукол.

Для работы с детьми педагог использует методическую литературу по данной теме, периодику (журналы, изучает культуру народа, пользуется информацией из интернета.

Следующий этап представляет собой собственно изготовление НК. Для этого у воспитателя имеется необходимый материал, каждый ребенок так же должен быть обеспечен соответствующим набором меньшего размера.

Презентация проекта:

Этапы проекта.

Работу над проектом «НК» мы начали с хорошо зарекомендовавшей себя в процессе воспитания и обучения детей практикой создания «Реки времени». Суть практики заключается в том, что дети совместно с родителями подбирают картинки, на которых изображены куклы времен бабушек до наших дней. Эти картинки наклеиваются на «Реку времени» в определенном порядке:

Когда- то, давным давно

То, что помнят наши бабушки

То, что знают наши родители

Также на начальном этапе мы проверили знания детей о НК при помощи вопросника. Вопросник представляет собой небольшую анкету (10-15 вопросов, которая заполняется родителями совместно с детьми. Результаты показали незаслуженное забвение НК в современном мире.

В рамках проекта нами было запланировано:

1. Изготовление пяти тряпичных кукол: «Кувадка», «День – ночь», «Пеленашка», «Закрутка», куколка из ниток.

2. Изготовление дымковской барышни из глины и ее роспись.

3. Роспись матрешки (деревянная заготовка).

Важной частью проекта стали проведенные, совместно с родителями мероприятия. В течение года планировалось посещение музея «Народного декоративно-прикладного искусства», библиотеки, выставок, связанных с русскими народными промыслами, костюмами. Также проводились круглые столы, на которых рассказывалось о происхождении НК, мастер – классы по изготовлению и применению их в быту.

Удачно зарекомендовавшей себя традицией стало делать НК к праздникам и дарить их родителям, детям, сотрудникам детского сада. Так, к ежегодно проводимому в детском саду празднику Осени и конкурсу «Осенние мотивы», мы сделали кукол из природного материала, которыми украсили группу и музыкальный зал. А в подарок гостям были подарены куклы «Кувадки». Новогоднюю елку дети украшали куклами «День – ночь».


К Рождеству, мамы вместе с детьми, слепили из глины дымковскую барышню и расписали ее. А ещё дети слепили из снега куклу на участке детского сада и вместе с родителями раскрасили её.

К празднику «Масленица» были изготовлены куклы - украшения из ниток. Эти украшения были подарены детям, которые посещают другие группы детского сада.

К майским праздникам мы решили сделать куклу «Закрутка». Несколько кукол были подарены ветеранам Великой Отечественной войны, которые пришли на праздник к детям. Завершающим этапом были деревянные матрешки, которые дети расписали.


Практическая значимость: в своей работе с детьми мы постоянно замечали, насколько важно ребёнку не просто изготовить какую-либо игрушку, а обязательно «обыграть» её, включить в игровую деятельность. Сделав куколку, ребёнок всегда начинает действовать с ней, придумывать ей историю. Поэтому, подбирая задания для продуктивной детской деятельности, мы всегда стремимся к тому, что бы детские работы стали основой для их сюжетно-ролевых игр, помогли обогатить содержание.


Выводы

По результатам работы проекта «НК» стало понятно, что знакомство с историей НК и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. НК наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.

Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус.

Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром НК, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного НК, изготовленным не только из ткани, а так же из других различных бросовых материалов.

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».

Н. Д. Бартрам


Список используемой литературы:

1. «Мини-музей в детском саду» / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

2. Журнал «Цветной мир», № 1, 2009 - Народная игрушка издательство Карапуз.

3. Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», издательский дом Цветной мир,: М., 2011.

4. Журнал. «Народная кукла и детская игра №1», 2009.

5. Берстенева Е. В, Догаева Н. В., «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

6. Дайн Г. Л., Дайн М. Б, «Русская тряпичная кукла», «Культура и традиции», 2007 г.

7. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. ,2006;

8. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., - 2011 г.

 
Статьи по теме:
Российская газета о пенсиях в году
На днях министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин официально сообщил: «В 2017 году страховые пенсии неработающим пенсионерам будут проиндексированы в соответствии с фактической инфляцией за 2016 г. Величину Росстат определит в январе следующего года. С
Короткие поздравления сыну
Я сына поздравляю,И в праздник всей душойДобра ему желаю!Пускай же сторонойВсе беды и тревогиСкорее обойдут,На жизненной дорогеОдни удачи ждут!Живи и смейся смехом звонким,Не знай ни горя, ни забот,Будь в меру ласковым и добрым,А взрослость время приведет
Заговор на встречу с парнем или девушкой
Расстояние, время и отсутствие внимания приводят к разногласиям и ссорам между влюбленными. Сделать первый шаг и признать свою вину может не каждый человек, и тогда на помощь приходит белая магия. Заговор на встречу с любимым способствует быстрому воссоед
Военная униформа США: ECWCS GEN III
В 1985 года в вооруженных силах США впервые задумались о единой концепции всепогодной униформы военнослужащих. Министерство обороны решило выдать госзаказ на разработку и создание такого комплекта униформы, который бы работал в диапазоне температур от +30