Обучение ребенка в 3 года считать. Простые способы обучения ребенка счету

Игры для изучения счёта с младшими дошкольниками

Игра «Угости кукол».

Цели : развивать навык сопоставления; обучать счету.

3 куклы (мягкие игрушки), конфеты (муляжи, вырезанные из бумаги).

Описание : поиграть с ребенком в куклы. Построить игру таким образом, чтобы одна из кукол пригласила в гости двух других. Выложить две конфеты и предложить ребенку угостить ими всех кукол. Одна из кукол остается без конфеты. «Как же так получилось? Давай-ка посчитаем, сколько у нас кукол: одна, две, три. Три куклы, а конфет сколько? Всего две? Ну конечно, два меньше трех». Выложить еще две конфеты, удивиться, что теперь остается одна лишняя. Еще раз пересчитать кукол и конфеты, объяснить, что четыре больше трех. Отобрать нужное количество конфет и попросить ребенка пересчитать все еще раз.

Игра «Строим дом».

Цели : закреплять знание цвета; обучать счету.

: кубики (конструктор «Лего»),

Описание : предложить ребенку построить многоэтажный дом. Заранее обговорить, сколько в нем будет этажей. Во время игры дать ребенку задания: «Привези 2 красных кубика для первого этажа. Теперь три синих - для третьего этажа». После окончания работы предложить посчитать, сколько этажей построено. Разрушив строение, можно посчитать, сколько кубиков понадобилось для его постройки.

Игра «Вагончики».

Цель: закреплять знание цифр.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с цифрами от 1 до 10.

Описание: нарисовать паровоз и предложить ребенку прицепить к нему вагончики, но с одним условием: все вагончики должны идти по порядку, начиная с первого. Помочь ребенку, задавая ему наводящие вопросы: «А после цифры 3 какая идет цифра? Где у нас вагончик № 4?» После того как поезд будет готов, отправить его в путешествие: пусть ребенок изобразит гудок паровоза, стук колес. Незаметно убрать одну из карточек. Обратить внимание ребенка, что один вагончик где-то потерялся. Определить, вагона с какой цифрой не хватает.

Игра «Геометрическое лото».

Цели: помочь закрепить ранее полученные знания по темам «Цвет», «Форма»; развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игра «Лото» (самодельные карточки).

Описание : если нет игры «Лото», карточки для нее можно изготовить самим, для этого небольшие прямоугольники, вырезанные из картона, расчертить пополам, на каждой из половинок нарисовать какую-либо геометрическую фигуру. Объяснить ребенку правила игры: каждому из игроков раздается равное количество карточек. Педагог делает ход, ребенок среди своих карточек ищет ту, на одной из половинок которой изображена фигура, повторяющая одну из фигур выложенной педагогом карточки, и т. д. Выкладывая карточки, обязательно называть получившуюся фигуру. Усложняя задание, можно попросить выкладывать фигуры только одного цвета или повторять только цвет, выкладывая разные фигуры.

Игра «Вспомни и посчитай».

Цели: развивать память, наблюдательность, внимание; обучать счету.

Описание : задавать ребенку вопросы, для ответа на которые необходимо вспомнить количество тех или иных предметов, например: сколько комнат в нашей квартире; сколько раз в день ты чистишь зубы; сколько деревьев растет в нашем дворе и т. д. Поменяться ролями: ребенок задает вопросы, педагог отвечает.

Игра «Чего больше?».

Цель : развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушечная посуда (4 тарелки, 3 ложки).

Описание : кукла Света пригласила гостей. К ней пришли пять игрушек. Надо их угостить. Предложить ребенку поставить перед каждым гостем тарелку. Но тарелок всего четыре. Спросить ребенка, почему одному из гостей не хватило тарелки? Подвести к форме ответа: «Гостей больше, чем тарелок». Что надо сделать, чтобы тарелок и гостей стало поровну? Поставить недостающую тарелку. «Ну вот, сейчас гостей и тарелок поровну». Теперь в каждую тарелку надо положить ложку. Две тарелки остались без ложек. Почему? Задавать ребенку вопросы, в ответах на которые должны звучать слова «больше», «меньше». «Сколько у нас ложек? А тарелок? Значит, ложек... чем тарелок, а тарелок... чем ложек».

Уже давно прошло то время, когда родители начинали обучение счету, чтению и письму незадолго до поступления в первый класс. Сегодня мамочки, растящие юных гениев, стараются научить маленького ребенка считать уже лет эдак с двух, а то и раньше. Мамы, а вы как считаете - торопиться или нет, насколько важным является привитие навыков счета малышу 2-3 лет? И как научить ребенка считать, какие методики обучения наиболее оправданны и эффективны? Дорогие родители, будем разбираться!

С какого же возраста стоит начать обучать чадо точным наукам?

Почему для малыша важны навыки счета

На самом деле причин начать обучение счету очень много, но стоит выделить две основные:

Когда начинать обучение счету

На самом деле числа нас окружают повсюду, поэтому играючи знакомить малыша с миром цифр можно, когда его возраст составляет всего годик. Для этого придуманы считалочки, подойдет все абсолютно, что есть под рукой.

Кстати, чрезмерно усердным и зацикленным на образовании своего чада мамочкам хочется сказать: «Дорогая, не переживайте, если ваш малыш сегодня предпочтет обучение цифрам игре на площадке». Главное в обучении - удовольствие, радость от занятий , поэтому чутко прислушиваемся к желаниям своего чада, и если сегодня юный гений не желает заниматься - так тому и быть.

Занятие должно быть в радость!

Уже с года маленькие дети вполне готовы к волнующему знакомству с миром чисел. Поэтому, элементарно поднимаясь по ступенькам, так и проговариваем: «раз ступенька, два ступенька ….». То же самое проделываем с едой, машинками, встречающимися на прогулке и т.д. Почаще хвалите своего умничку, искренне радуйтесь его успехам и помните, лучший друг - спонтанность , а не методические занятия строго по полчаса и исключительно в 11.00 по Московскому времени. Жизнь - игра, и именно дети постоянно напоминают нам об этом.

Познаем мир цифр, играя!

Давайте раскроем ключевые моменты, связанные с обучением счету и изучением цифр:


К сожалению, маленькие детки часто болеют. Их организм еще слишком слаб, чтобы сопротивляться вредным вирусам и коварным простудам. Перед мамами встает вопрос: Подходить к выбору лекарственных средств стоит со всей ответственностью, препарат должен быть полностью безопасен для юного организма.

Что делать, если у вашего новорожденного ребенка гипотонус мышц? Своим мама Марина, которая столкнулась с такой же проблемой у своих деток.

Какие методики наиболее эффективны

Существует множество известных и эффективных методик раннего развития, и о каждой из них написаны книги: это и метод Монтессори, и знаменитые карточки Домана, и методика Зайцева.

Давайте рассмотрим, какие оригинальные методы и игры применимы к малышу 1,5-3 лет, жаждущему знаний:

  • Считаем все вокруг. Здесь мама включает свою фантазию и начинает считать вместе с чадом…все! Это могут быть печеньки на полдник, яблоки в вазе, машины во дворе, любимые кубики и т.д. можно одновременно записывать итоговое число на листе, чтобы малыш запоминал его визуально.

    Вычислительные операции, касающиеся предметов, которые находятся в поле зрения - лучшая практика.

  • Считаем пальчики. К таким играм относятся фокусы с пальцами, исчезновение одного из них и т.д. Обычно маленькие дети с неподдельным восторгом реагируют на исчезновение и очень любят посчитать пальчики.
  • Играем с карточками, книжками и картинками. Дети обожают яркие красочные картинки - почему же этим не воспользоваться в процессе обучения? Старайтесь, чтобы рядом с изображением, например, трех яблок, стояла цифра «3», а около 4 конфет - цифра «4» и т.п. После того, как удалось научить цифрам 1, 2 и 3, обычно родители и дети переходят к счету до 5, и, наконец, до 10. А картинки помогут не просто перечислять числа, а сопоставлять количество предметов с соответствующей им цифрой.

    Яркая атрибутика заинтересует деток!

  • Развивающие мультфильмы. Конечно, просмотр мультфильмов стоит жестко регламентировать, но 15-20 минут в день интересного обучающего мультика помогут малышу быстрее и веселее освоить счет.

    Просмотр любимых мультфильмов - сочетаем приятное с полезным.

  • Игра в «магазин». Практически каждый малыш после двух лет просто обожает играть в магазин с папой или мамой, становясь то покупателем, то продавцом. И это - лучшая игра, чтобы освоить счет, причем не только до 10, но и до 20, если ребенку легко даются числа.
  • Помощник на кухне. Ещё один замечательный вариант игры - помощь ребенка на кухне. От мамы требуется проговаривать каждое действие и просить малыша помочь. Пример: «Пришло время обеда. Кто будет кушать? Саша, мама, папа и бабушка. Саша - один, мама - два, папа - три, бабушка - четыре. Значит, нам понадобятся 4 ложки. Саша, достань из ящика 4 ложки. А кто любит чай с вареньем? Бабушка - один, и Саша - два. Саша, достань, пожалуйста, две чайных ложечки». Дети с большой радостью помогают по дому, заодно изучая счет.

    И посчитаем, и приготовим!

  • Знакомство с нулем. Обычно папы и мамы забывают про этот момент, а потом понимают, что с нулем-то дитятко не знакомо. Поэтому уже в 2 годика можно поиграть, например, с кубиками таким образом: положить 2 кубика, посчитать их, потом один спрятать, посчитать, что остался один, и, наконец, спрятав и его, сказать: «нет кубиков, ноль».
  • Играем на счет. Пример: в коробку складываем 20-30 конфет, кубиков или других одинаковых предметов. Кидаем игральный кубик по очереди, и каждый из игроков достает столько предметов, сколько точек на кубике выпало. В итоге выигрывает тот, у кого больше конфет или кубиков.

Прекрасная подборка арифметических тестов и головоломок от портала Quicksave – это эффективный познавательный материал, который поможет подготовить детвору к поступлению в школу. Дошкольники будут с интересом учиться считать, шаг за шагом продвигаясь в обучении, успешно справляясь с заданиями развивающих онлайн игрушек.

Веселая тренировка математических навыков

Все задачки решаются в игровом формате – это способствует скорейшему запоминанию важной информации. Популярные обучалки для самых маленьких геймеров позволяют в полном объеме раскрыть детский потенциал: сформировать логическое мышление, улучшить память и концентрацию внимания, прокачать креатив и усидчивость.

Пользователям не нужно будет покупать продукт, активировать его или устанавливать на персональный компьютер – браузерные флеш-игры без регистрации позволяют бесплатно насладиться процессом, не отвлекаясь на ненужные действия. Самые искушенные эстеты оценят бесподобную графику свежих новинок от Quicksave.

Особенности геймплея:

  • Незаурядная сюжетная линия с поиском правильного ответа из нескольких предложенных вариантов для перехода на следующий уровень позволяет игроку максимально раскрепоститься и молниеносно схватывать суть задания;
  • Сложность миссий растет в зависимости от прогресса ученика;
  • Ограничение по времени и желание узнать верный ответ становится главным мотивационным фактором, который способствует дальнейшему прогрессу.

Умение грамотно считать поможет сорванцам правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации. Цифры, числа, геометрические фигуры – это неизведанный мир, который только открывается юным пытливым умам. Главная задача родителей – показать своему чаду нужное направление, в котором следует развиваться. А коллекция логических компьютерных развлечений – это максимально доступный и понятный способ реализовать задуманное.

Играем и считаем с удовольствием

Поделитесь своими эмоциями от прохождения очередного интеллектуального квеста с друзьями. Вы получите дополнительный заряд положительной энергии, экспериментируя с образным и логическим мышлением – уже очень скоро вы ощутите потрясающий эффект от освоения пройденного материала. Если регулярно играть в увлекательные забавы из категории: , результат не заставит себя долго ждать.

Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в период 1,5-2,5 лет в процессе игры. Нередко это бессознательный процесс, и малыш может сносно считать до 5, просто запомнив порядок произношения цифр. После 3-х лет настает пора развития навыка количественного счета, и здесь задача родителей – не упустить момент и заинтересовать ребенка основами математики.

Учимся считать – первые шаги в обучении

Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у “ученика” желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.

  • Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ – поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки. Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10.
  • Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой – медведи. И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры “2”, “5” и т.д.
  • Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.

Прежде чем браться всерьёз за изучение первых приемов счёта, необходимо знать, в каком возрасте ребенок будет готов к занятиям и сможет оптимально воспринимать новую для него информацию в такой непростой дисциплине.

– До 3 лет. Психологи и педагоги раннего развития утверждают, что мозг двухлетнего ребенка уже способен запоминать счёт. В 2-3 года малыш осознает элементарный порядковый счёт, который подразумевает показывание пальчиком на предметы и считание их по порядку – одно яблоко, два яблоки и т.п.

– 3-4 года. По достижению трех лет ребенок уже осознанно подходит к процессу счёта. Он может посчитать, сколько конфет необходимо для всех членов семьи, отнимать лишнее, складывать малые группы предметов.

– 4-5 лет. В 4 года малыш уже на наглядных материалах может выполнять несложные приемы счёта. Ближе к 5 годам можно учить ребенка считать в уме. Пятилеткам уже, как правило, не интересно считать в пределах 10. Настало самое время научить ребенка считать до 20. Мозг подросшего чада уже способен осмысливать абстрактные понятия. Счёт в уме под силу освоить дошкольнику, и проще познакомиться с ним сейчас, чем в начальной школе.

– 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже в силах начать учить понятия десяток. Как только ваш будущий ученик поймет, где нужно прибавлять “цать”, то очень быстро он освоит дальнейший счёт. Не за горами 1 класс. До школы желательно научить ребенка считать до 100, чтобы ему было легче усваивать математический материал. Более того, в возрасте 7 лет ребенок уже будет совершать мелкие покупки и вместе со счетом нужно научить считать деньги, чтобы первоклассник знал, сколько ему после покупки мороженого положено сдачи.

Упражнения для быстрого запоминания счёта

Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

Упражнение 1.

Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

“Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем –

Это - раз!

Загибаем –

Это - два!

Продолжаем –

Три, четыре!

Где же пятый?!

Вот - смотри же!

Продолжаем на другой –

Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

Предпоследний – ой-ой-ой!

Да, девятый - он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять? О-го-го!”

Упражнение 2.

Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

Упражнение 3.

Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”! Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

Вместо мяча подойдет конструктор – стоим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

Важно! Если ребенок пока не знает названий чисел, родитель должен произносить их сам. Не торопите ребенка с произношением чисел, гораздо важнее, чтобы он запомнил их.

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

 
Статьи по теме:
Методы ускоренного духовного развития о токаревой
Существует много различных даосских школ, но, по большому счету, можно выделить Три Пути Совершенствования: Низший, Средний и Высший. Данная классификация является очень древней и применялась Великим Бессмертным Патриархом Люй Дунбинем, его учеником Ван Ч
Каминные носки к новому году, которые произведут неизгладимое впечатление
Продолжаем рассказывать, как можно обновить декор и украсить квартиру, используя старые свитера. Из сегодняшнего мастер-класса вы узнаете, как сшить рождественские «сапожки» для подарков своими руками из старых свитеров. Необычно и празднично! Новогодние
Кот из бумаги: простые поделки из конусов
Каждый новоиспечённый владелец котёнка стремится воспитать подопечного ласковым и игривым. Питомец вырастет таковым, если хозяин будет уделять ему должное внимание. Дружелюбные кошки отличаются уверенностью, преданностью и любовью к человеку, а также те
Прическа с хвостиком на макушке женская
Полный образ невозможен без продуманной укладки. Прически с хвостом сейчас популярны за счет простоты и практичности. Оформить так волосы сможет любая женщина. Кому пойдет?Плюс такого оформления – оно идет как девочкам, так и женщинам среднего возраста. У