Логопедический массаж постановка звуков. Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях

Логопедический массаж - это часть реабилитационной программы по восстановлению и нормализации речевой функции. Его назначают и детям, и взрослым. Это комплексный метод, в котором используются ранее разобщённые формы логопедической коррекции: дыхательная, голосовая и гимнастики, а также непосредственное массирование мышц лица, шеи, частей речевого аппарата - языка, губ и щёк с внутренней стороны.

Мнения специалистов по поводу целесообразности назначения детского логопедического массажа разделились. Одни считают его не более, чем модным явлением, другие - эффективным способом решения проблем с речью.

Логопедический массаж стимулирует мышцы, участвующие в постановке звуков, что улучшает кровоснабжение и способствует ускорению проведения нервных импульсов или же снятию спазма. Пациент быстрее осознаёт неконтролируемые зоны, а массажные действия помогают научиться управлять ими, устанавливать нервные связи между действием и результатом, которые быстро автоматизируются.

Показания к назначению

Логопедический массаж для детей эффективен при следующих речевых нарушениях:

  • , для которой характерно нарушение иннервации, из-за чего губы, язык и мягкое нёбо не двигаются должным образом. Целью логопедического массажа при дизартрии является нормализация мышечного тонуса и развитие артикуляционных движений;
  • - нарушении алгоритма направления звукового потока, что обуславливает «гнусавость» - говорение «через нос».
  • Механической , а именно - укорочении подъязыковой уздечки. В одних случаях её подрезают, в других - растягивают с помощью массажа и гимнастики.
  • Заикании – невротическом нарушении речи.

Важный нюанс: назначать логопедический массаж имеет смысл тогда, когда специалист понимает, что нарушение речи обусловлено именно недостаточной проводимостью импульсов от определённых частей речевого аппарата. Сомнительно прибегать к манипуляции при аутизме, задержке умственного развития. Этот метод направлен на стимуляцию, а не на запуск отсутствующей речевой функции.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса - в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса - укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции - ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения - гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса - сократительной способности мышц гортани, глотки.

Поглаживания и постукивания расслабляют, пощипывания разминания - тонизируют.

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других - применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы - поглаживание , растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста - воздействовать на конкретные рефлекторные зоны - точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно - напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект. Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый - имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже - вращать;
  • восьмёрка - приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки - маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик - им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе - интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе - давят сильнее;
  • крестовина - зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик - для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах - так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Рекомендации про проведению логопедического массажа дома

Можно проводить логопедический массаж в домашних условиях. Для этого родителям важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:

  1. Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались - полулёжа или лёжа.
  2. Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
  3. Важнорасслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
  4. Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;

    – от бровей к зоне роста волос на голове;

    – от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;

    – от лба к щекам, подбородку и по шее;

    – от мочки уха к крыльям носика;

    – пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.

    Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:

    – постукивать подушечками пальцев по всей площади.

    Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.

  5. Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений - энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу.Логопедический массаж лица (поглаживания):
    – от лба к вискам;- от бровей к зоне роста волос на голове;-от лба и вокруг глаз;

    – от переносицы по бровям к зоне роста волос;- от лба к щекам, подбородку;- сжимание подбородка;

    – движения по спирали на скулах и щеках;

    – один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;

    – пощипать щёчки.

    Тонизирование губ (поглаживания):

    – поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;

    – нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю - от верхнего края тоже вниз к слизистой;

    – от крыльев носа к уголкам рта;

    – пощипать губы, поколотить их слегка.

  6. Логопедический массаж языка:

– гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;

– мягко массировать нёбо по линии середины;

– совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;

– держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево-вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.

При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.

Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.

Противопоказания

  • Воспалительные процессы во рту, герпетические высыпания на губах, сыпь по лицу.
  • Высокое внутричерепное давление. Увеличение лимфатических узлов.
  • Инфекционные болезни, включая простуду.
  • Эписиндром.
  • Бурная реакция ребёнка: плач, крики, истерика.

Речевое развитие – сложный и длительный процесс, в котором возможны сбои. Некоторые из них возникают из-за генетической предрасположенности или неудачных родов, другие же становятся следствием психологических травм или патологий речевого аппарата.

При возникновении проблем не нужно впадать в панику, гораздо продуктивнее обратиться за помощью к логопеду. После обследования врачу будет понятна природа отклонений и приняты меры по их исправлению.

Для чего нужна гимнастика для языка?

Артикуляционную гимнастику полезно делать всем детям. Целью своеобразной физкультуры является улучшение подвижности речевого аппарата, развитие правильной позы губ и языка для чистого произношения звуков. Одних детей она научит правильно разговаривать, других - подготовит к встрече с логопедом и более сложным упражнениям. Комплексы зарядки включают три типа занятий: для языка, губ и щек.

Правильное произношение играет большую роль в психическом и эмоциональном развитии. Общение со сверстниками крайне важно и может усложниться из-за проблем в речевом развитии. Начинать заниматься с ребенком лучше в возрасте до 4 лет. Конечно, можно делать упражнения и позже, но добиться результата будет уже сложнее.

Если малышам 2-3 лет с помощью гимнастики тренируют и развивают речевой аппарат, то детям постарше исправляют имеющиеся дефекты. Физкультура языка способствует быстрому обнаружению и исправлению проблем с произношением.

Речевые зарядки проходят в игровой форме и нравятся малышам. Простые упражнения легко запомнить и выполнять в домашних условиях. Они не требуют большого количества свободного времени и особых усилий от родителей.


Показания к выполнению упражнений для детей 3-4 лет

Логопедические упражнения тренируют артикуляционные мышцы ребенка и заставляют их активно и правильно работать. Артикуляционная физкультура и массаж для языка показаны детям при выявлении у них врожденных или приобретенных дефектов речи, которые возникают по следующим причинам:

Во всех перечисленных ситуациях речевая гимнастика сочетается с занятиями у логопеда. Постоянное наблюдение и регулярное выполнение зарядки и логомассажа помогает добиться положительных результатов в короткие сроки. Перечисленные отклонения являются основными, но тренировать артикуляционные мышцы полезно абсолютно всем детям.

Симптомы гипертонуса артикуляционных мышц

Гипертонусом называется избыточное мышечное напряжение. Малыши с этим диагнозом часто раздражительны и зажаты. Они не способны расслабиться, даже когда засыпают.

Внешне детей с повышенным тонусом выдают поджатые губы, иногда из-за этого могут образовываться складки. Язык оттягивается назад и напрягается. При этом его спинка изгибается и прижимается к небу, поэтому иногда кажется, что ребенок говорит в нос. Гиперонус мышц не дает полностью поворачивать голову, широко открывать рот или удерживать его в таком положении. Верхняя губа растягивается и прижимается к деснам либо просто приподнимается.

Подобная патология является показанием к назначению расслабляющего массажа. Сеанс начинают мягкими скользящими движениями в области шеи и плеч. Это помогает снизить возбудимость тканей и снять гипертонус корня языка.

Лицевые мышцы массируются продольными и поперечными поглаживаниями лба, области вокруг глаз, щек, линии от мочек ушей к носу. Губы прорабатываются по отдельности сначала мягкими движениями от уголков к центру, затем круговыми с легким надавливанием.

Признаки пониженного тонуса

Иногда мышечный тонус не повышен, а наоборот, ниже нормы. Мышечная гипотония возникает вследствие недоразвития нервной системы и часто встречается у недоношенных детей. Пациенты со сниженным тонусом чересчур спокойны, они хорошо спят и практически не доставляют своим родителям проблем, вот только развиваются такие малыши медленнее своих сверстников.

Гипотонусу свойственны следующие симптомы: обвисшие щеки и контуры лица, нижняя губа выворачивается и практически ложится на подбородок, язык становится вялым и вываливается изо рта. Ребенок просто не в состоянии держать рот закрытым.

Целью массажа в данном случае становится активизация артикуляционных мышц. Начинают его проводить так же с шеи и плеч мягкими обхватывающими движениями. Процедура должна задеть и стимулировать мускулатуру, связанную с мышцами языка.

  • Поглаживающие движения лба, области над глазами, подбородка дополняются разминаниями скуловых и щечных мышц.
  • Щеки массируются с обеих сторон: изнутри и снаружи одновременно.
  • Губы поглаживаются и пощипываются от середины к уголкам. Надавливающие движения должны усиливаться постепенно, не причиняя ребенку дискомфорта и болевых ощущений.

Нередко встречаются пациенты со смешанным тонусом, когда щечки расслаблены, а язык напрягается и прижимается к небу или наоборот - вялый язык, когда нельзя различить его кончика, при хорошем тонусе губ и щек. Таким детям проводится дифференцированный массаж, совмещающий обе тактики.

Что понадобится для выполнения комплекса?

Перед тем, как назначить ребенку логопедический массаж и артикуляционную гимнастику, врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. При обследовании проверяется структура шейных и мимических мышц, верхней части туловища. Опытный специалист способен выявить даже незначительные отклонения речевой функции.

Нет необходимости проводить массаж языка в поликлинике, мама может сделать его ребенку самостоятельно в домашних условиях. Предварительно потребуется хорошенько проверить комнату, в которой планируется проводить процедуру, вымыть и согреть руки.

Длительность первых сеансов обычно не превышает 5 минут и постепенно, за 4 занятия, увеличивается до 20. Нужно помнить, что время процедуры зависит и от возраста и эмоционального настроя ребенка.

Обучиться технике массажа можно на приеме логопеда или внимательно изучив следующее видео. Логомассаж задевает все мышцы речевого аппарата, и особое внимание уделяется языку. Разрабатывать его не обязательно при помощи специализированных приспособлений. Для укрепления кончика языка подойдут подручные предметы, такие как ложка или зубная щетка с мягким ворсом (рекомендуем прочитать: как можно сделать зубную щетку мягче?).

Сделать массаж кончика языка не составит большого труда. Помимо щетки потребуются марлевые тампоны, которые размещают под языком. Это необходимо для сбора излишков слюны, при массаже она вырабатывается сильнее. Производя продольные, круговые или поперечные движения по языку, не нужно сильно нажимать на щетку. Действия не должны причинять боль или доставлять неудобства. В большинстве случаев данный процесс нравится детям, даже тем, которые поначалу относились к нему с опаской.

Техника зарядки для языка

Артикуляционные упражнения укрепляют и развивают речевой аппарат. Трехлетним малышами поддаются не все звуки, но при регулярном выполнении зарядки их речь становится чистой.

Эффект от логопедических упражнений будет заметен, только если:

  • занятия проводятся ежедневно;
  • упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы у ребенка была возможность проверить правильность действий;
  • уделяется больше внимания не количеству выученных упражнений, а качеству их выполнения;
  • зарядка начинается с простых комплексов и постепенно усложняется;
  • упражнения преподносятся в игровой шуточной форме, иногда ребенку вообще не обязательно сообщать о том, что он делает упражнение, лучше представить все в форме новой игры.

Малыша необходимо заранее подготовить к гимнастике, рассказав о процедуре, для наглядности можно воспользоваться картинками. После этого проходит демонстрация упражнений, первые попытки их выполнения совместно с ребенком и корректировка.

На начальной стадии разница в тонусе мышц артикуляционного аппарата видна невооруженным взглядом. Постепенно различия сглаживаются, и тонус приходит в норму.

Дети могут начать излишне стараться или нервничать. Необходимо снять эмоциональную нагрузку: размять плечики, потрясти вместе с ними кистями рук. Для улучшения восприятия многие комплексы упражнений дополняются забавными стихотворениями. Это тоже способствует снятию напряжения и лучшему запоминанию зарядки.

Различают два типа упражнений. Разница заключается в том, что при статических действиях губы и язык фиксируются на несколько секунд в определенном положении, а динамические заставляют их двигаться.

Цель массажа

Логомассаж хорошо зарекомендовал себя в восстановлении речевых функций, а при некоторых заболеваниях, например ДЦП, проведение подобных процедур обязательно. У маленьких пациентов с этим диагнозом нарушен мышечный тонус, что неизбежно приводит к речевым дефектам. Массаж помогает добиться:

Необходимо учитывать, что массаж категорически запрещен при:

  • стоматите;
  • конъюнктивите и гингивите;
  • герпесных поражениях слизистой рта;
  • увеличившихся лимфоузлах.

Детям с сильными отклонениями в звукопроизношении дополнение речевой зарядки логопедическим массажем просто необходимо. Массаж улучшает общее состояние организма, стимулирует кровообращение и улучшает обмен веществ. После прохождения полного курса восстанавливается лимфообмен, сократительная функция мышц приходит в норму.

Мнения специалистов

Специалисты единогласно заявляют о пользе развития речи, даже при отсутствии явных отклонений, важно начинать заниматься с ребенком как можно раньше. Логопедический массаж улучшает кровообращение, повышает эластичность мышц и является отличной профилактикой речевых отклонений.

Для того, чтобы малыш заговорил - необходимо его стимулировать, больше с ним разговаривать, а лучше расспрашивать о чем-либо, вынуждая говорить самостоятельно. Речь лучше развивается у детей с широким кругозором и тех, кто привык лепить, рисовать, конструировать, т.е. развивать мелкую моторику рук. Не стоит переживать если в 1,5-2,5 года ребенок не хочет разговаривать, в детском саду это проходит, но с трехлетним молчуном необходимо проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причину проблемы.

Что такое логопедический массаж

Логопедический массаж является активным методом воздействия, который используется для коррекции речевых нарушений. Он изменяет состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов периферического речевого аппарата. Массаж используется для логопедической работы с лицами, имеющими нарушение голоса, дизартрию, заикание. В целом, процедура оказывает благоприятное воздействие, улучшает микроциркуляцию крови, происходит дополнительное питание кожи и ускоряются обменные процессы. Благодаря ритмичным движениям, массаж вызывает положительные изменения в мышечной и нервной системах, которые занимают важное место в речедвигательном процессе.

Для чего нужен массаж

Основными задачами, которые решает процедура, являются:
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • нормализация тонуса мышц;
  • увеличение чувствительности в речевых зонах;
  • стимуляция тех мышц периферического речевого аппарата, где была обнаружена малая сократительная способность.

Кто проводит логопедический массаж

При необходимости проведения логопедического массажа в Москве можно обратиться в различные медицинские центры, где должен принимать опытный врач-логопед. При занятиях с детьми используются различные игровые формы, которые максимально позволяют ребенку расслабиться и приносят положительные результаты уже после первого курса. Цена на логопедический массаж в зависимости от опыта врача и места проведения варьируется.

Как проходит процедура

Процедуру начинают обычно с общего массажа лица, основными движениями при этом являются растирания, поглаживания, вибрации, похлопывания. Одним из важных пунктов является логопедический массаж языка при помощи специальных зондов, которые полностью безопасны. В некоторых случаях могут быть использованы элементы расслабляющих или дыхательных упражнений. Время массажа составляет около 20 минут, при этом между курсами делаются перерывы в два – три месяца для закрепления результатов. При выраженных нарушениях может быть рекомендовано проведение процедуры даже в течение не одного года. Специалист всегда ориентируется на поведение ребенка, если он напуган, массаж доставляет сильный дискомфорт, то время сеансов увеличивается постепенно, пока не произойдет привыкание. Целесообразно проводить процедуру не менее чем через два часа после еды.
Противопоказания:
  • Герпес;
  • Различные инфекционные заболевания;
  • Стоматит;
  • Заболевания кожи;
  • Конъюнктивит;
  • С осторожностью массаж проводится людям с эписиндромом.

Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.

Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.

Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:

  1. Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
  2. Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
  3. Нормализация дыхания во время разговора;
  4. Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
  5. Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
  6. Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
  7. Укрепление глоточных рефлексов;
  8. Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.

Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.

Показания и противопоказания

У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:

  • Нарушение голоса или его частая потеря;
  • Дефект речи;
  • Дизартрия;
  • Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
  • Непроизвольное слюновыделение;
  • Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  • Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.

Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.

Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:

  • Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
  • Гингивит и конъюнктивит
  • Стоматит
  • Увеличение лимфоузлов и лимфотока
  • Поражение ротовой полости в результате развития герпеса

Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке , поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.

Условия для проведения процедуры в домашних условиях

Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.

Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.

Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.

Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.

Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.

Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.

Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.

В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.

Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.

Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.

Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом . Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.

Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.

Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.

Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.

Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.

Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны .

Ожидаемый результат

Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.

Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.

Заключение

Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.

Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.

С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.

Логопедический массаж относится к одной из логопедических методик и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата.

При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.

Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Логопедический массаж для детей

Положение ребенка при проведении сеанса

Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:

  1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
  2. Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
  3. Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
  4. Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.

Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

Методика массажа

  1. Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
  2. Поглаживание верхней границы глазниц.
  3. Поглаживания от крыльев носа к ушам.
  4. Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
  5. Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
  6. Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
  7. Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
  8. Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
  9. Обработка носогубной складки.
  10. Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).

У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • Продольное и поперечное поглаживание лба
  • Поглаживание области глазниц.
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
  • Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
  • Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
  • Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
  • Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление мышц губ:

  • Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
  • Каждая губа обрабатывается отдельно.
  • Поглаживания верхней губы сверху вниз.
  • Поглаживание снизу вверх нижней губы.
  • Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
  • Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
  • Поколачивание кончиками пальцев губ.
  • Дифференциальный массаж

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.


Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.

Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Логопедический массаж видео

 
Статьи по теме:
Масло грейпфрута — свойства и применение Косметическое масло грейпфрута для лица
Несмотря на то что масло грейпфрута относительно недавно открыли как косметическое средство, оно широко используется и рекомендуется специалистами в области ухода за кожей. Его признают действительно эффективным благодаря своему богатому биохимическому со
Забыть и двигаться дальше
В жизни многих людей присутствует безответная любовь. Что делать, если понимаешь, что чувства не взаимны? Существует немало способов пережить подобное стечение обстоятельств.Неразделенная любовь: что делать, а чего - нет Этот совет может показаться баналь
Как поддержать мужчину в проблемах и кризисе Как поддержать парня в трудной ситуации
Все мы знаем, что мужчины – это сильный пол и им по плечу любые трудности. Однако не стоит забывать: они живые люди, у которых бывают перепады настроения, страхи и переживания, которого преследуют не только взлеты, но и падения. Очень важно уметь понимат
Игнорирование - один из старейших видов эмоционального насилия
Научиться не обращать внимания на людей, вызывающих только отрицательные эмоции, достаточно легко. Спешить, однако, не стоит. Подумай, не пожалеешь ли ты о своём решении, ведь шанса взять слова обратно может и не быть. Поразмысли над целью игнорирования,