Холерик. Особенности педагогической работы с холериками

Каждый ученик – это уникальная, неповторимая личность со своими индивидуально-психологическими качествами. Однако опытный учитель, перед внимательным взором которого проходит не один десяток учеников, всегда замечает и некоторые общие проявления, которые характеризуют некоторых детей. Постепенно он создает свою типологию учеников. Нередко такая типология совпадает с принятым в психологии разделением людей на типы, в зависимости от их темперамента.

Ученик-сангвиник приятен в общении, радостно-инициативен, хорошо контактирует с педагогом. Речь легкая, богатая, остроумная; живая, артистичная мимика. Ребенок-сангвиник может допускать шалости, капризничать, но легко переносит порицания, наказания. Как правило, сангвиник не обидчив, не гневлив, оптимист, легко приспосабливается к обстоятельствам. Указания педагога схватывает на лету, склонен к эмоциональному подходу к делу. Сангвиник легко увлекается, с удовольствием начинает работу над новым произведением, быстро выучивает. Но дальше проявляется другая сторона сангвиника: его интерес быстро остывает, если дело (работа) требует длительной кропотливой работы. Самая трудная задача для педагога – поддержать этот интерес. Для сангвиников характерна быстрая реакция, легкая переключаемость (переход от одного вида работы к другому). Отличаются хорошей работоспособностью (в особенности девочки), однако нередко склонны к лени, и тогда с трудом поддаются нажиму и контролю, в сложных ситуациях могут прибегать ко лжи. Самооценка сангвиника неустойчиво завышенная, любит рассказывать о своих успехах, быть у всех на виду. Легко утешаются. При доброжелательных и одновременно требовательных отношениях с преподавателем ученики-сангвиники могут достигать высоких результатов в учебной деятельности.

Холерик – обладатель легко возбудимого сильного типа нервной системы. Яркий, самоуверенный, быстрый, самостоятельный, но, как правило, непростой ученик. Он обидчив, самолюбив, стремится общаться со старшими на равных, может вызывающе сопротивляться воле старших, не подчиняться. Болезненно-гневно реагирует на критику (появление четверки после привычных пятерок – трагедия), на невнимание к себе. Речь холерика громкая, быстрая, авторитетная, мимика резкая, выразительная. Ученик-холерик крайне субъективно относится к заданию: если оно нравится – работает увлеченно, если не нравится – с трудом способен довести до конца. Холерики энергичны, выносливы, способны работать интенсивно и в короткий срок достигать хороших результатов. Их энергия усиливается при столкновении с препятствиями, любят борьбу, вплоть до открытого конфликта с противником, конкурентом. Однако в ежедневной работе требуют от педагога безграничного терпения и тонкого руководства.



Флегматики - спокойны, самостоятельны, не унывают, у них нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно. Речь флегматика замедленная, немногословная, они предпочитают роль слушателя. Мимика невыразительна, движения плавные, замедленные. Многим флегматики могут показаться безэмоциональными, равнодушными людьми, однако это не так. Они способны на сильные высокие чувства, но не склонны к их внешнему выражению. Флегматики инерционны, им необходимо время, чтобы перейти из одного состояния в другое. Скорость реагирования несколько замедленна. В работе с ними необходимо терпение, их нельзя навязчиво подгонять. Усваивают, запоминают новый материал медленно, но помнят и удерживают достигнутый уровень долго. Флегматики усидчивы и очень выносливы. Практически не волнуются, внимательны. Им тяжело переключаться на другое задание. Флегматик может быть хорошим педагогом, способен грамотно и спокойно разрешать конфликты, быть терпеливым для него не составляет труда.

Меланхолик – «человек без кожи», чуткий, легко ранимый, тревожный. Речь тихая, взволнованная, с просительными интонациями; как правило, робкое, грустное выражение лица. Меланхолик не уверен в себе, стеснителен, склонен преувеличивать свои недостатки, мнителен, но такие качества как обостренная чуткость, впечатлительность, яркая фантазия становятся основой для воспитания вдумчивого тонкого художника (скорее миниатюриста нежели монументалиста). Ученики-меланхолики тянутся к спокойным, доброжелательным учителям, исполнительны и внимательны к требованиям педагога, нуждаются в особом внимании, чуткости, в доброй, нежной поддержке с его стороны. Меланхолики быстро утомляются, чувствительны к внешним помехам. Участие в конкурсах, экзаменах для них – настоящая драма, волнуются задолго до начала.



Развитие личности, поступательное формирование волевых сторон характера, способно компенсировать некоторые «невыгодные» стороны любого темперамента.

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА

Дети значительно различаются по показателям произвольного внимания, что необходимо учитывать в педагогической работе. Уже с первого урока они сталкиваются с требованиями быть внимательными, организованными, и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями, плохо себе представляют, как это сделать. В свою очередь, развитие внимания учеников как специальная задача педагогами, как правило, не ставится, и все воздействия сводятся к приказаниям: «Будь внимательным, не отвлекайся!»

Однако значительная часть проблем, связанных с невнимательностью учеников, решается с помощью включения в занятия заданий, направленных на формирование различных видов и качеств Вн. Особенно необходимы такие задания гиперактивным ученикам.

У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное Вн (внешнее проявление: ребенок вглядывается, вслушивается, приоткрывает рот, подходит ближе, тянется потрогать). В работе с начинающими необходимо широко использовать непроизвольное Вн. Оно вызывается живой, эмоциональной речью, артистизмом учителя, занимательностью заданий, использованием красочного наглядного материала, созданием игровых, проблемных ситуаций.

Произвольное внимание хорошо развивается в игровой деятельности, в соревновательных заданиях (игры в разведчиков, «кто самый внимательный?»), в заданиях «на проверку внимания» («А сейчас давай проверим, насколько ты внимателен»). Сначала целесообразно использование заданий, которые дети могут выполнить во внешнем плане (Покажи), затем внешняя деятельность свертывается и переходит во внутренний план («Послушай и скажи…», «Посмотри и объясни»), превращаясь в активное внимание, умение контролировать свои действия. Устойчивость Вн ученика сохраняется в деятельности, которая дает результаты и вызывает положительные эмоции, удовлетворение, а это, в свою очередь, - желание заниматься и установку на внимание.

Распределение Вн – непосильная задача для младших школьников. Не следует заставлять их выполнять сложную задачу сразу, необходимо разделить ее на ряд простых, затем, по мере приобретения устойчивых навыков, постепенно приучать к распределению внимания.

Темперамент – это совокупность личностных характеристик, связанных с особенностями нервной системы: силой, уравновешенностью и подвижностью. У вас может быть ребенок-холерик, меланхолик, сангвиник или флегматик. Определить, к какому типу относится ваш малыш можно с помощью теста или простого наблюдения.

Особенности ребенка-холерика

Холерик – это один из самых ярких видов темперамента. Ребенок, которому присущи его черты, доставляет родителям немало хлопот. Но есть у него и положительные стороны, поэтому при воспитании нужно концентрироваться на них. Если коротко, то характеристика ребенка холерика может быть такой:

Положительные особенности:

  • общительность;
  • активность;
  • любознательность;
  • энергичность;
  • быстро схватывает информацию;
  • хорошо ориентируется в незнакомой обстановке;
  • решительность.

Отрицательные стороны:

  1. агрессивность;
  2. конфликтность;
  3. вспыльчивость;
  4. невнимательность;
  5. перепады настроения;
  6. неумение доводить начатое до конца

Рассмотрим теперь подробнее:

  • Ребенок-холерик не сидит на месте, ему интересно познавать все новое. Он всегда полон энергии, поэтому успевает делать несколько дел одновременно. К сожалению, надолго его не хватает, он быстро утрачивает интерес и ищет новое занятие;
  • Малыш холерик очень эмоциональный, поэтому часто вступает в конфликты со взрослыми и другими детьми. Если ребенку что-то не нравится, он может накричать и даже «поколотить» собеседника (читайте актуальную статью по этой теме: Ребенок всех обижает в песочнице >>>);
  • Холерики отличаются быстрой, энергичной речью. Они часто «проглатывают» слова, поэтому понять их бывает трудно. Зато звучит такая речь ярко и убедительно. Из таких детей получаются отличные ораторы, руководители и актеры;
  • Дети-холерики невнимательны, рассеяны. Новую информацию они усваивают быстро, но с такой же скоростью она и забывается;
  • Большое значение для холериков имеет общение. Они любят внимание со стороны, поэтому никогда не будут плакать в одиночестве;
  • При этом, воспитание таких детей не должно быть директивным – это вызовет протест (читайте также интересную статью Почему ребенок не слушается ?>>>);
  • Очень трудно дается холерикам ожидание. Если они захотели новую игрушку, то будут всячески требовать от родителей, чтобы они купили ее прямо сейчас (много полезной информации можно найти в статье на сайте: Как объяснить ребенку что нельзя ?>>>);
  • Ребенок-холерик любит играть в шумные игры, он охотно осваивает новые виды развлечений;
  • Засыпает малыш с трудом – пережитые за день впечатления не дают ему сделать это быстро. Проснуться холерик может в любом настроении. Во многом это зависит от того, какие дела его ждут впереди.

В чем трудности воспитания такого ребенка?

Самая большая проблема холерика – это повышенная эмоциональность. Из-за этого ему сложно сконцентрироваться, довести дело до конца, спокойно разрешить конфликт. Холерик не может управлять своими эмоциями, поскольку это природная особенность нервной системы и откорректировать ее невозможно.

Сделать из непоседы милого и послушного ребенка не удастся. Примите это во внимание, перед тем как воспитывать ребенка-холерика.

Много проблем у родителей такого малыша возникает в школе. Учителя ругают ребенка-холерика за поведение, он часто получает плохие отметки из-за невнимательности и неумения работать с неинтересной информацией. Воспитанию этих качеств нужно уделять внимание, но ждать, что ребенок кардинально изменится - не стоит.

  1. Воспитание ребенка-холерика начинайте с обучения контролированию эмоций;
  • Самый простой способ – это посчитать до 10;
  • Сначала потренируйтесь дома, вместе с ребенком. Покажите на себе, как это делать и насколько это эффективно;
  • Объясните холерику, что негативные эмоции могут ему навредить. Например, с ним откажутся общаться дети или он будет плохо себя чувствовать;
  • Хорошо помогает справиться с отрицательными эмоциями холерика дыхательная гимнастика. Если ребенок эмоционально возбужден, предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • Отлично успокаивает рисование, игры с песком и водой.
  1. Привлекайте холерика к выполнению полезных и ответственных дел. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Например, поливать цветы или выносить мусор;
  2. Давайте четкую инструкцию. Перед тем, как что-то поручить холерику, четко оговаривайте сроки выполнения, конечную цель. Проговорите вместе с холериком этапы выполнения. Учите ребенка четко следовать плану;
  3. Удовлетворяйте стремление холерика к лидерству. Оптимальный вариант – отдать его в спортивную секцию;
  4. Развивайте внимание и усидчивость. Приобретите ребенку-холерику пазлы, мозаику, конструктор. Девочке понравится вышивка, плетение бисером и другие виды рукоделия. Играйте и занимайтесь творчеством вместе с ребенком. На собственном примере покажите, что качество работы важнее, чем скорость ее выполнения. Объясните холерику смысл поговорки: «Поспешишь – людей насмешишь»;
  5. Учите холерика оценивать свои силы и обдумывать решения. Самый лучший способ воспитания – учиться на ошибках. Спокойно и тактично обсуждайте с ребенком ситуации, где плохо обдуманные решения и неумения рассчитывать силы сыграли с ним «злую шутку»;
  6. Уделите внимание воспитанию тактичности и вежливости. Холерика часто обвиняют в том, что он бесцеремонен и высказывает в лицо все, что думает. Учите малыша благодарить, просить (а не требовать), извиняться. Это не всегда будет у него получаться, поэтому запаситесь терпением;
  7. Учите холерика общаться. Именно в этой сфере у него возникает большое количество проблем. Связаны они с тем, что малыш склонен к конфликтам, стремится быть лидером в любой ситуации. Разбирайте с холериком конфликтные ситуации, обсуждайте фильмы и книги, где герои сталкивались с подобными проблемами;
  8. Придумайте несколько способов, которые помогут снять излишнее напряжение холерика, избавиться от негативных эмоций. Можно поколотить спортивную грушу, побросать подушку, поиграть в дартс;
  9. Не дразните ребенка-холерика. Он болезненно воспринимает критику и может разозлиться еще сильнее. Юмор в общении с ним приветствуется, но только в мягкой форме;
  10. Не пытайтесь «переделать» холерика, «сломать» его волю. Максимально подстраивайтесь под его темперамент. Учить с ним цифры и буквы придется на «бегу». Например, нарисуйте их на листе бумаги, разложите на полу и прыгайте по ним.

Воспитание ребенка-холерика – это чудесный и кропотливый труд. Но для любящего родителя нет непосильных задач. Используйте рекомендации для детей-холериков и вы увидите, как изменится ваш ребенок.

Читайте также .

В отношении холериковнеобходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

ü Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

ü Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Напомню, что объектом исследования являются свойства темперамента личности младшего школьника.


Предметом данного исследования является влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.


Если бы этот проект я реализовывала на своем классе то, я считаю, что при взаимодействие методик и опросов, можно добиться результатов:

1)я, как преподаватель, смогу направить учебный процесс в благоприятное русло. То есть, будут положительные результаты так, как будут учитываться особенности обучения детей с различными типами темперамента.

2) родители смогут в соответствие с рекомендациями воспитывать детей, при этом не обращаясь за помошью к психологам. Ими будут учитываться особенности типа, к которому принадлежит их ребенок., они смогут, корректировать что-то. При этом не будет «некой ломки». Так как у каждый ребенка по-своему индивидуален.

3) с помощью методик, можно изменить межличностные отношения младших школьников в классе. Чтобы в коллективе была положительная обстановка для каждого ребенка.

Глава IV. Заключение

В ходе нашего исследования были выделены следующие выводы: 1)Темперамент – это важнейшая характеристика индивида со стороны его динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 2)Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Межличностные отношения младших школьников зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Индивидуально – динамические свойства психики ребенка взаимосвязаны с социально – психологическими особенностями личности ребенка младшего школьного возраста.

Таким образом, подтверждается гипотеза. Я подтверждаю, что в зависимости от типа темперамента складывается характер межличностных отношений младших школьников в группе сверстников:

v Холерики очень общительны, в классе обычно занимают лидирующие позиции. Они легко входят в контакт со сверстниками, являются активными членами детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят. Однако, из-за своей вспыльчивости, они часто конфликтуют с другими детьми.


v Сангвиники легко понимают других людей, склонны принимать их такими, какими они есть. Они не стремятся к лидерству, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей.

v Флегматикам сложно налаживать контакты с детьми. Они не стремятся к лидерству, не любят принимать решения. Они предпочитают знакомые и нешумные развлечения. Обычно имеют немного друзей, но их отношения постоянны.

v Меланхолики с трудом включаются в отношения со сверстниками. Они предпочитают находиться в одиночестве. Они часто чувствуют себя «белыми воронами» в коллективе. Дети часто игнорируют их.

При помощи соответствующих методов исследования, можно также подтвердить данную гипотезу.

При помощи методик, входящих во вторую главу, можно определить положение каждого ребенка в группе, его социометрический статус, проанализировать структуру межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста. С помощью предложенных в работе опросников, учителя и родители могут самостоятельно определить тип темперамента ребенка и учащегося.


Рекомендации, подобранные для родителей детей с различными типами темперамента, помогут избежать конфликтов между родителями и детьми, а также с их помощью родители могут помогать ребенку налаживать отношения в коллективе.

Глава V. Список литературы.

1.Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М. : Наука, 1995.

2.Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986 – 188 c.

3.Немов Р. С. Психология. Книга первая. Общие основы психологии 3-е издание / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1999 – 397 c.

4.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/24.php

5. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 


6.Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М. : АСТ, 2007. - 304 с.

7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. 8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301102.shtml

10. http://podelise.ru/tw_files/27130/d-27129361/7z-docs/1.pdf

11. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников / Е. П. Ересь. - Минск, 1960.

12.Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006.

13.Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 108с.

14. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя / Т. Г. Якушева. – М. : Наука, 1970

15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006, 542

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования – изучить представления обучающегося о темпераменте и его свойствах. Задачи: 1. Роль темперамента ребенка; 2. Поведение диагностики; 3. Выполнить количественный и качественный анализ

3 слайд

Описание слайда:

Темперамент- это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. 1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

4 слайд

Описание слайда:

Холерик: нервная система сильная, неуравновешенная, подвижная. Сангвиник: нервная система сильная, уравновешенная, подвижная. Флегматик: нервная система сильная, уравновешенная, инертная. Меланхолик: нервная система слабая. Типы темперамента

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Влияние темперамента на учебную деятельность Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

7 слайд

Описание слайда:

Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.

8 слайд

Описание слайда:

Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. . Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий

9 слайд

Описание слайда:

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

10 слайд

Описание слайда:

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики. В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Заключение

Рассмотрим характерные особенности проявления основных типов темперамента у школьников подросткового возраста.

Школьник – сангвиник очень живой, непоседливый. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно может рассказывать о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, подросток–сангвиник легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На «неинтересных» же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив «двойку», он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний .

Ученик–холерик выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, может легко прийти в состояние возбуждения и прерывать рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет увлеченность, упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Для холерика характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией .

Меланхолик на уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Если учитель пересадит его с одной парты на другую, он обижается, долго размышляет, почему его пересадили, и в этот день будет расстроенным и подавленным. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. Например, при посещении представления в цирке он будет долго сидеть молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начнет «оттаивать» – улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», даже не изменится в лице, идет на место и садится, но дома, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку. Свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности он несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. В благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь .

Ученика–флегматика отличают неторопливость и спокойствие. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Он говорит длинно и рассудительно. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Внешне он не возбуждается и на уроке ничему не удивляется, что бы ни происходило в классе. С младших классов он любит занятия по математике и по физкультуре, и этим привязанностям остается верен. Он участвует в спортивных соревнованиях, не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие, неэнергичные .

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Вышесказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента подростков позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает педагогу возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

 
Статьи по теме:
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в