Если ребенок плохо видит…. Как оценить состояние зрения у младенца? Если ребенок не видит

Елена с сыном |

Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти в декрет. Но из-за неожиданно подскочившего давления, которое не сбивалось и уже угрожало жизни – моей или ребенка, врачи сделали экстренное кесарево. Так что Саша родился и на два месяца раньше срока. Он оказался крепким и очень хотел жить.

Меня выписали, а Саша остался лежать в отделении по выхаживанию. Я могла его навещать 3 раза в день по 15 минут. И только перед выпиской в кабинете главврача я узнала, что у сына отслойка сетчатки (ретинопатия недоношенных, 5 степень, задняя агрессивная форма). Шансов увидеть этот мир у него практически никаких.

Первый раз я взяла сына в руки больше чем на 15 минут, когда ему было почти два месяца. Нас перевозили из одной больницы в другую. Моего мужа в палату пустили только тогда, когда я разревелась: нашему ребенку предстоит сложный наркоз, он может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

Как прошел первый Сашин год, я плохо помню

Мы по две недели лежали в больницах, возвращаясь домой всего на 2-3 дня. Практически разорились, муж попал в серьезную аварию. Он выжил, мы потеряли только , но в нашей ситуации это было критично – сына можно было перевозить строго горизонтально.

После восьми операций стало понятно, что Саша не видит. И уже не увидит. Я почти год привыкала к тому, что со мной происходит. Жалела себя и постоянно прокручивала в голове, как надо было поступить, что не надо было работать так усердно, не надо было нервничать, что надо было поменять больницу, что надо было, надо было, надо было….

Но самое страшное было в милые солнечные дни, во время прогулок по парку. Мимо пробегал чудесный малыш с криками «Мама, смотри, какой цветочек красивый я тебе сорвал» – и моя душа разлеталась на сотни осколков. Я рыдала, потому что мой ребенок никогда не увидит этих цветов и не побежит ко мне на встречу. Да и побежит ли вообще? Это было навсегда. И это было невыносимо.

Когда Саше было полтора года, меня практически парализовало

Я стала для Саши. Читала кучу книг и сразу все внедряла в нашу жизнь. Я думала, что так я его спасу, и он начнет хоть как-то социализироваться.

Первый год Саша сильно отставал от сверстников по всем параметрам – речь, движения, вес, рост, зубов не было. Он и сейчас носит одежду на возраст 4-х лет, а не на свои 6.

Семья Филимоновых | Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

А когда Саше было полтора года, меня практически парализовало, и я слегла. Оказалось, что из-за неудачной эпидуральной анестезии и нагрузки последнего года у меня вылезла 14-мм грыжа позвоночника. Нужно было вставать на ноги. И я занялась собой: каждый день делала болезненные упражнения, ходила на психотерапию, к мануальным терапевтам и остеопатам. Сашу я старалась все время брать с собой.

И именно в этот период я стала получать поддержку от сына. Как только я делала шаг и мое состояние улучшалось, он тоже делал шаг в своем развитии: начинал говорить, ходить, брать игрушки, изучать комнату, слушать сказки и общаться.

Мы стали много : самолеты, поезда, пароходы, леса, горы, реки, водопады. Сын ничего не видел, но слышал, трогал, нюхал. Я гордилась тем, с каким восторгом Саша познавал мир, как феноменально он запоминал всех, кто с ним знакомился. И навсегда в его памяти оставалась любая мелочь, любое название самого маленького местечка на карте.

Я много говорила, комментировала буквально все

Сейчас сын быстро нагнал сверстников в своем речевом развитии. В общении он специфичен: с кем-то может часами играть и разговаривать, а кого-то игнорирует. С игрушками ему не очень интересно. Зато он любит изображать звуки: «Я ветер, а ты девочка Элли, он тебя сейчас унесет». Саша изображает звуки ветра, а я звуками – как улетаю. Или наша любимая игра: ребенок рассказывает сказку, я ее озвучиваю – стучу, шуршу, пищу и говорю смешными голосами.

Фото из личного архива Елены Филимоновой

Самое сложное со слепым ребенком – это обучение. Если обычный ребенок многому учится, просто наблюдая за мамой и папой, то в данном случае этот вариант не годится. Двигаться его учить не нужно было, а всему остальному приходилось. Я много говорила, комментировала буквально все. И важно было проявлять эмоции, действительно быть заинтересованной в том, что говоришь и делаешь. Саша оказался очень чувствителен к этому.

А вот с едой у нас пока беда. Из-за меня. Я просто хотела побыстрее его , чтобы он не испачкался. И теперь он не хочет есть сам. Над этим мы работаем.

Игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами

От обычного сада, где была группа детей с ослабленным зрением, мы отказались. Мне бы пришлось быть с ребенком в саду постоянно. Так что мы пошли в детский сад при интернате №1 для слепых детей. И я вижу, как мой ребенок стал систематизировать свои знания, раскладывать их в голове по полочкам.

У Саши феноменальная память. Например, он может один раз пройти по незнакомой квартире и практически идеально запомнить, что и где находится, какие игрушки ему понравились. Если мы приезжаем в это же место через месяц, он может запросто спросить о сундучке, который стоит на подоконнике.

В нашей квартире мы стараемся класть вещи на одни и те же места, но не придерживаемся этого принципа жестко, пусть понемногу привыкает, что не все в этом мире стабильно.

Каких-то особых бытовых сложностей у нас с Сашкой не было. Мы – бесстрашные родители. И у нас самостоятельный ребенок: он с детства окружен острыми и колючими предметами, мелкими деталями (мы их не прятали). Даем ему резать ему ножом и потрогать горящую спичку. И спит Саша на втором этаже двухъярусной постели.

Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

Нам только места не хватает: если обычному ребенку можно тех же зверей показать на картинке, то у нас все они имеются в наличии – от мухи до слона. Причем игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами. И не все из них проходят тактильный отбор.

За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас - со школы

В какую Саша пойдет школу и что дальше будет, я не знаю и не загадываю. Может, мы останемся в Москве. Может, поедем в школу для слепых в Питере (мне нравится их программа развития). А может, будем учить языки и посещать школы не только в нашей стране.

Сейчас мы раз в полгода ездим к педагогу по пространственной ориентировке в Нижний Новгород, а еще консультируемся по тифлосредствам со специалистом в . Это специальные средства, помогающие слепым или плохо видящим людям адаптироваться к жизни, например, тактильные книги, настольные игры, трость для малышей или специальный тактильный будильник.

В России практически нет интересных пособий для детей младшего возраста, которые не видят. У нас есть фонд «Иллюстрирование книжки для маленьких слепых детей», который делает замечательные книги, но большая часть подходит детям с остаточным зрением, а не для слепых. Трость в Москве купить можно, но не для трехлетнего ребенка. За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас – со школы.

Саша обожает все новое. Любит разбирать коробки с игрушками и со всякой мелочью (монетки, брелоки, гвоздики), изучать, что там лежит, угадывать. Ему нравится придумывать истории и рассказывать их под музыку. Он любит играть на синтезаторе, записывая свои собственные ритмы. Обожает крутиться на месте, как будто танцует. Это завораживает и одновременно пугает неподготовленных зрителей, так как он может кружиться часами...

Фото из личного архива Елены Филимоновой

Конечно же, у нас есть знакомые дети с аналогичными проблемами и такого же возраста. Мы ездим друг к другу в гости и путешествуем вместе. Дети контактируют не очень хорошо, так как часто не понимают, что их собеседник тоже не видит. Они привыкли, что все вокруг зрячие и им помогают.

Свою особенность Саша скорее воспринимает как данность. Он ведь не знает, как бывает по-другому, ему не с чем сравнивать. Он знает, что есть люди, которые смотрят глазами, а сам он «смотрит» рукой, ощупывая предметы.

Сын любит, когда я рассказываю про его прошлое, где мы были, что делали. И безумно радуется, если есть этого периода жизни. Он как будто фотографии рассматривает, знает малейшие звуки в этом «снимке».

Я не хочу, чтобы моему ребенку говорили: «Ты можешь стать музыкантом или массажистом, ведь слепые только там могут работать». Саша сам найдет то, что ему нравится, сам выберет свою судьбу. А мы, родители, будем его поддерживать. Сейчас сын говорит, что будет экскурсоводом, гипнотерапевтом или радиоведущим. Поживем – увидим!

Когда взрослый не может разглядеть номер приближающегося автобуса или без очков не видит сообщение на телефоне, сразу все ясно: пора к врачу. А как понять, что ваш малыш плохо видит? Ведь он еще сам не может об этом сказать!

Под контролем!

Первый год жизни - пора интенсивного развития зрительной системы ребенка, формирования основных ее функций. Как понять, что у ребенка есть проблемы? Что норма, а что нет?

Есть ряд признаков, по которым родители могут определить, нормально ли развивается зрение малыша.

  • Допускается небольшое косоглазие в возрасте до месяца. Многих родителей это настораживает, но беспокоиться не стоит: позже положение глазных яблок приходит в норму. Если нет - нужно к врачу.
  • Ребенок начинает фиксировать взгляд в районе трех недель. Если фиксации к этому времени не происходит, это может быть тревожным симптомом. Если вы заметили, что глаза ребенка совершают непроизвольные колебательные движения, “плавают”, наблюдаются подергивания, возможно, это признаки нистагма - глазодвигательного нарушения, сопровождающегося расстройством зрительной функции.
  • Обратить внимание нужно и на форму и цвет зрачков. Форма одного зрачка в норме не отличается от другого. На радужке не должно быть помутнений, она не должна менять цвет.
  • Наличие птоза - опущения верхнего века - можно заметить без специальных приборов. При обнаружении птоза необходим осмотр не только окулиста, но и невролога.
  • Обратите внимание на слезотечение. Это может быть симптомом дакриоцистита - воспаления слезного мешка глаза, которое вызывается сужением или закупоркой слезно-носового канала и требует специального лечения.

На приеме

Обследование зрения у малышей - задача непростая, ведь они еще не могут долго фиксировать взгляд, крутят головой, редко сидят спокойно на месте. Однако современные специализированные клиники оснащены диагностическими приборами, позволяющими снять все необходимые параметры бесконтактно и очень быстро. Приборы сами “следят” за движением глаз. Измерение необходимых параметров занимает лишь несколько секунд, ребенок не испытывает никаких неприятных ощущений. Например, измерение рефракции (преломляющей силы оптики глаза) похоже на игру: камера издает звук, привлекая внимание ребенка к экрану, на котором появляется улыбающееся личико.

Как разглядеть проблему с почерком, когда ребёнок только учится писать, и как её устранить, рассказывает нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмели» Ирина Праведникова.

Значительная часть детей, которая приходит в школу, не подготовлена к письму. У дошкольников мал опыт в рисовании, работе с бумагой, лепке - отсюда несовершенна координация руки и дифференциация движений пальцев (не развита мелкая моторика).

Раньше в школе первые полгода только прописывали палочки и крючочки, теперь первоклашки во втором полугодии уже пишут простые диктанты. Учебная программа требует, чтобы ребёнок, который приходит в 1-й класс, уже умел хотя бы немного управляться с ручкой.

Письмо для дошкольника и младшего школьника - дело довольно энергозатратное, поэтому родители и педагоги должны подходить к обучению с умом.

На что нужно обратить внимание, обучая ребенка писать

Для становления руки необходимо, чтобы у малыша была развита мелкая моторика. В «группе риска» находятся дети, которые не любят вырезать, лепить, работать с бумагой, плохо манипулируют с мелкими деталями.

Для развития координации руки необходимо включать как можно больше упражнений, где малыш взаимодействует с предметами разной величины, плотности, делать аппликации, нанизывать бусины.

Как понять, что у ребёнка намечаются проблемы с почерком

О проблемах, которые могут возникнуть у ребёнка при формировании почерка, могут говорить несколько «знаков»:

1. Гипертонус или гипотонус в руке

Малыш слишком давит на карандаш или ручку при рисовании и письме или, наоборот, делает это слишком слабо. На рисунках таких детей есть «дрожащая» линия и отчётливо виден тремор руки; видно, где ребёнок давил изо всех сил, а где устал и нажим был слабым.

2. Макро- и микрография

Когда ребёнок утомляется, он начинает писать некоторые элементы очень большими или совсем маленькими. Макро- и микрография обычно говорит о том, что у малыша слабо развиты пространственные функции мозга.

Если ребёнок ещё не пишет, то понять, насколько у него сформированы эти функции и зрительное восприятие, можно по рисункам.

Если в дошкольном возрасте (где-то до 5 лет) ребёнок сильно не соблюдает пространственные координаты (например, рисует человека и дом одинакового размера), то у него есть проблемы.

3. Неумение держать строчку и отзеркаливание букв

Еще один сигнал к беспокойству родителей - ребёнок, который не умеет держать строку и зеркалит буквы. Для малыша каждая буква - это целый космос из нескольких элементов, которые по-разному располагаются в пространстве.

Тем не менее отзеркаливание и неумение держать строку допустимо у дошкольников и у детей до второго полугодия первого класса. Но лучше не ждать, когда это станет систематической ошибкой.

В противном случае на почерке это скажется следующим образом: ребенок будет соскальзывать со строки, писать неравномерно (то широко, то узко) с неправильным наклоном, не сможет чувствовать строку (когда до конца строки 1 см, а туда втискивают слово «каракатица»).

4. Неправильно держит ручку

Постановка руки очень важна. Если ребёнок держит ручку неправильно, на 80% почерк испортится. В 1 классе, когда нужно за весь урок написать 1-2 слова, он справится. Но в 3-м и 4-м классах, когда вырастет объем письменных работ, темп письма должен быть увеличен - при неправильной постановке рука будет быстро уставать и почерк испортится.

Исправить постановку руки, когда ребёнку 10-11 лет, очень сложно. А научить дошкольника делать «клювик» намного легче.

Что со всем этим делать

1. Если ребёнок не видит строку, нужно сделать её границы осязаемыми и обвести строку красной ручкой.

2. При коррекции пространственного фактора учите малыша ориентироваться сначала на листе бумаги, потом на строке, в клеточке. Для этого лучше подойдут тетради в крупную клетку, с широкой строкой или специальные тетради для постановки и коррекции почерка.

3. Подбирайте правильные средства для письма.

Не подходит: карандаш, фломастер, гелевая ручка.

Выбирайте шариковую ручку нормальной толщины (чтобы ребёнку было удобно обхватить её пальчиками) с резиновым наконечником.

Вакцина от туберкулеза создается из штамма ослабленных живых коровьих туберкулезных палочек, которые утратили вирулентность для человеческого организма. В организм здоровых новорожденных ее вводят на 3-5 день жизни .

Ревакцинация БЦЖ проводится в семилетнем возрасте. У большинства людей формируется специфический рубец. Но бывают случаи, когда шрам не остается.

Характеристика БЦЖ у ребенка

Вакцинация необходима для предотвращения тяжелых форм туберкулеза. БЦЖ не уменьшает распространенность заболевания, она предназначена для профилактики развития тех типов туберкулеза, которые отличаются высокой летальностью.

Решение о необходимости проведения поголовной вакцинации обусловлено неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

Новорожденным детям вакцину вводят внутрикожно в левое плечо в районе прикрепления дельтовидной мышцы. Этот участок расположен между центральной и верхней третью плеча. В зависимости от состояния новорожденного ему могут ввести БЦЖ или БЦЖ-м (ослабленный вариант, предназначенный для недоношенных, маловесных детей).

При правильном введении сразу после инъекции образуется папула. Ее диаметр не превышает 10 мм . На протяжении получаса она рассасывается. Это основной признак правильно сделанной прививки.

Справка! Неправильное введение вакцины приводит к появлению осложнений. При подкожной инъекции у некоторых начинается абсцесс, который изъявляется. Нормализовать состояние можно путем длительного приема антибиотиков.

Реакция на БЦЖ появляется не сразу. Она должна быть отсроченной. Как правило, спустя 4-6 недель на месте инъекции формируется гнойничок. Со временем он покрывается корочкой и постепенно заживает.

При отсутствии осложнений процесс заживления длится до 4,5 месяцев . Изначально место инъекции краснеет или окрашивается в фиолетовый, синий, черный цвет. Пугаться родители не должны - это вариант нормы. На месте потемнения, покраснения появляется гнойник, в центре которого расположена короста. Но у некоторых образуется красноватый пузырек, наполненный жидкостью. Иногда гнойники прорываются, их содержимое выливается.

Внимание! Обрабатывать ранку антисептиками, посыпать порошковыми антибактериальными средствами или делать йодную сетку не надо. Не советуют также выдавливать из ранки гной.

Об удачно проведенной прививке БЦЖ и формировании иммунного ответа свидетельствует образовавшийся шрам. Формируется рубчик длиной от 2 до 10 мм . При его отсутствии разберитесь с тем, почему возникла такая ситуация. Чем больше размер рубца, тем сильнее выработанный иммунитет:

  • 2-4 мм: защита действует на протяжении 3-4 лет;
  • 5-8 мм: действия вакцины хватит на 4-7 лет;
  • от 8 мм: иммунитет от туберкулеза сформировался на период более 7 лет.

Фото 1. Размер рубца от БЦЖ у ребенка около 5-8 мм, поэтому действия вакцины хватит на 4-7 лет.

Правильная реакция на прививку выглядит следующим образом.

  1. На месте инъекции появляется белая папула , которая исчезает через 10-30 минут.
  2. Через 4-6 недель место ввода вакцины краснеет , появляется гнойник или пузырек с жидким содержимым, на поверхности образуется короста. У некоторых гной может вытекать. В этом случае рекомендуется покрыть участок стерильной салфеткой и менять ее по мере необходимости.
  3. Спустя 3-4 месяца место инъекции полностью заживает, образуется шрам.

Это нормальная реакция организма на БЦЖ.

Почему нет следа от прививки

У некоторых привитых малышей рубец после инъекции не видно. Эта ситуация встречается часто: у 5-10% детей от первой прививки не остается никаких следов. К основным причинам этого относят:

  • нарушение технологии вакцинации;
  • использование испорченной либо просроченной вакцины;
  • наличие врожденного мощного противотуберкулезного иммунитета.

Врожденная устойчивость к микобактериальным поражениям наблюдается у 2% населения . У этих людей след не появится даже после многократных инъекций БЦЖ. Туберкулезом они не болеют, а реакция Манту всегда отрицательная. Инфицирование возможно только при сильном снижении иммунитета, например, на фоне ВИЧ-инфекции .

Но выяснить, вызвано ли отсутствие рубца врожденной иммунной защитой, или его нет из-за использования некачественной вакцины, сложно. Контролировать состояние позволяет регулярная проверка с помощью реакции Манту. Если она будет отрицательной, то делают ревакцинацию.

У людей с врожденным противотуберкулезным иммунитетом шрам не появится. Если иммунный ответ не сформировался из-за использования некачественного сырья либо его неправильного введения, то человек находится в группе риска . При инфицировании риск перехода заболевания в открытую форму и летального исхода повышается. У привитых людей вероятность появления менингита и прочих диссеминированных типов туберкулезного поражения, которые приводят к смерти, намного ниже.

Вам также будет интересно:

Не осталось следа после проведения ревакцинации

Повторное введение вакцины необходимо даже детям, у которых остался след от вакцинации. Оно проводится для повышения невосприимчивости организма к воздействию микобактерий.

Как правило, поголовную ревакцинацию проводят в регионах, где туберкулез широко распространен. Она обязательна для детей, в семье которых есть люди с этим заболеванием.

У некоторых малышей рубец на месте введения вакцины не формируется вовсе, у других - исчезает со временем. Это свидетельствует об отсутствии поствакцинального иммунитета. Дети с пропавшим шрамом от БЦЖ приравниваются к тем, кому не проводили вакцинацию . Ситуации, когда рубец рассасывается, встречаются нечасто. Медики говорят о том, что это свидетельствует об отсутствии иммунитета. Ревакцинацию в такой ситуации советуют проводить в кратчайшие сроки.

В случаях, когда рубца от БЦЖ не осталось, повторное введение препарата является обязательным. Это необходимо для формирования иммунитета. Иначе риски развития тяжелых форм болезни, приводящих к смерти, остаются на высоком уровне.

Но предварительно делают пробу Манту . Вакцинацию БЦЖ проводят лишь при условии, что местная реакция на предплечье от туберкулиновой пробы отсутствует: допустима визуализация следа от укола. Введение вакцины проводят сразу после подтверждения отрицательной реакции на введенный туберкулин. Максимально допустимый временной промежуток между постановкой Манту и БЦЖ составляет 2 недели .

Если нет следа и отрицательной Манту рекомендуют повторное введение живой вакцины не в стандартные сроки (в 7 либо 14 лет ), а через 2 года. Если первая туберкулиновая проба была отрицательной, а через год наблюдается вираж (появилась положительная реакция), то обязательна консультация фтизиатра.

Делать БЦЖ при положительной либо сомнительной Манту нельзя. Эта ситуация попадает в перечень противопоказаний к проведению ревакцинации.

Справка! Если Т-лимфоциты ранее контактировали с палочкой Коха, то в месте введения туберкулина возникнет специфическое воспаление. Если иммунная система не знакома с возбудителем туберкулезной инфекции, то папула будет отсутствовать.

Вводить БЦЖ детям, у которых иммунная система отреагировала на туберкулин, категорически запрещено.

Инструкция для родителей: что делать, если не видно прививку БЦЖ

Если малышу ввели БЦЖ или БЦЖ-м, то через несколько месяцев у него появляется характерный шрам на плече . При его отсутствии проконсультируйтесь с педиатром и, при необходимости, с фтизиатром.

Очень часто дети – ученики начальных классов не видят ошибок в своих письменных работах. Кажется, и правило знает, и у другого в тетрадке ошибку заметит, а в своей – ну никак! В чем тут дело?
Наиболее распространенной причиной этого недостатка учебной деятельности детей является несформированность операций внимания и самоконтроля. Можно ли помочь таким детям?
Безусловно, таким детям нужно помочь. И делать это следует как можно раньше, чтобы дефект внимания и самоконтроля не повлиял на качество учебной деятельности ребенка. К сожалению, школьные учителя практически не уделяют внимания этому вопросу, просто ставят и ставят ребенку плохие отметки.
Помочь ребенку могут его родители. Для этого существуют специально разработанные техники формирования операций оценки и самоконтроля, которые используются школьными психологами для проведения коррекционной работы с детьми, страдающими от недостаточного развития этих функций. Эти техники довольно простые, но эффективные, причем, проведенные в игровой форме, они приносят детям не только пользу, но и доставляют положительные эмоции.
Вот один из таких простейших, доступных любому взрослому, приемов формирования операций самоконтроля у невнимательных детей. Единственное условие – чтобы взрослый, занимающийся с ребенком, обладал определенными знаниями по соответствующему материалу, был в курсе того, что ребенок изучает по школьной программе, и не требовал от ребенка того, что тот еще "не проходил".
Взрослый и ребенок играют "в школу", причем, взрослый становится "учеником", а ребенок – "учителем". Если работа проводится на материале русского языка, то взрослый пишет небольшой текст и специально делает в нем множество грубых ошибок. Если используется математический материал, то взрослый допускает ошибки в примерах и задачах (примерно в трети из написанных). А ребенок, играющий роль учителя, берет в руки ручку с красной пастой и проверяет работу взрослого – "ученика". Проверив работу, исправив ошибки, он ставит отметку.
Важно избегать разочарования и критики ребенка – "учителя". Надо принимать спокойно то, что, скорее всего, первоначально невнимательный ребенок с трудом будет замечать ошибки, допущенные взрослым.
Такие занятия нужно проводить до тех пор, пока ребенок не научится находить больше половины ошибок.
А потом можно перестроить игру, изменив правила. Теперь уже ребенку предлагается роль нерадивого ученика: он должен сделать как можно больше ошибок в каком-то тексте. После того, как ребенок справился с работой, он "сдает работу на проверку инспектору из Министерства". Как правило, проверка проводится на другой день или даже через день. Ребенок теперь уже играет роль инспектора, он сам проверяет работу и исправляет в ней ошибки.
Только после того, как ребенок усвоит приемы самопроверки и самоконтроля, ему доверяется проверка его же домашних заданий.

Ведущая проекта
Нина Александрова

 
Статьи по теме:
Как оценить состояние зрения у младенца?
Елена с сыном | Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти
Глицерин медицинский и его лечебные свойства
ГЛИЦЕРИН. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН. Глицерин относится к спиртам и представляет собой вязкую, бесцветную, сладковатую жидкость с отсутствием какого-либо запаха. Обывателю привычней всего наблюдать его в медикаментах или среди ингредиентов в косметических средств
Открытки на новый год своими руками, фото идеи
1. Новогодние открытки своими руками ("Елочка") Новогодняя елка непременный атрибут праздника. Поэтому открытки с ее изображением будут особенно уместными. Кроме того, такие открытки могут быть очень простыми в изготовлении.Новогоднюю аппликацию елочка мо
Новые изменения в пенсионном законодательстве
Навигация по статье Изменения с 1 января 2017 годаМожно отметить ряд важных изменений, которые произошли с начала 2017 года:Повышение минимального количества и , необходимых для назначения .1 февраля - на величину инфляции прошлого года;1 апреля - в