История женской блузки. Блузки

Блузы-«толстовки», шапочки, халат на гагачьем пуху, кавказские ичиги, медвежья шуба и французское пальто! Одежда в гардеробе великого русского писателя уникальна, а многие вещи отлично сохранились до наших дней. Рассказывает Надежда Переверзева, хранитель мемориального дома Льва Толстого.

Надежда Переверзева, хранитель мемориального дома Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой, особенно во времена своей молодости, любил хорошо одеваться и всегда следовал понятию комильфо (франц. comme il faut, буквально - как надо, как следует).

Однажды, будучи в Казани, Лев Николаевич увидел господина без перчаток и брезгливо на него посмотрел. Старший брат писателя, Николай Николаевич, даже сделал ему замечание. Но для Льва Николаевича отсутствие на мужчине перчаток было неприемлемо. В то время для Толстого даже такая мелочь характеризовала человека.

Он старался всегда быть исключительно подтянутым, максимально уделял внимание внешности и одежде. Конечно, к середине 70-х годов XIX века писатель стал одеваться проще, но все равно Толстой всегда помнил о том, что он аристократ.

В музее-усадьбе «Ясная Поляна» сохранилось множество вещей из гардероба писателя, начиная с 70-х годов XIX века. Есть вещи «на выход», парадные, в которых Толстой ходил в Дворянское собрание, театр, на заседания, а есть и абсолютно домашние…

Надо отметить, что рост писателя был 182 см, в старости - 176 см. Ну а обувь писатель носил 42-го размера. Большинство вещей для мужа сшила своими руками Софья Андреевна Толстая. Рукодельничала графиня на английской швейной машинке WHEELER & WILSON, которая досталась ей по наследству от матери, Любови Александровны Берс. Софья Андреевна шила вещи и мужу, и себе, и детям… Известен случай, когда Софья Андреевна находилась со своей старшей дочерью Татьяной на балу. Платье, в котором была девушка, привлекло внимание гостей. Дамы начали спрашивать у Толстой, где же она заказала такую красоту? На что графиня скромно ответила, что сшила его сама!

Лев Толстой и Алексей Горький, Ясная Поляна, 1909 год. Автор фото - Софья Толстая. Граф одет в абсолютную новинку тех лет - прорезиненный плащ и мокроступы!

Большую часть гардероба Льва Толстого составляли блузы светлых тонов из разных материалов. На рубашках Льва Николаевича, которые впоследствии получили название «толстовки», есть «говорящие» детали. Например, специальный кармашек для карандаша и маленькой записной книжечки. В последние годы жизни Лев Толстой писал дневник, который называл «Дневник для одного себя». Он любил писать карандашиком, который подвешивал через петельку на холщовой нитке.

По утрам дома писатель носил халаты. В 70-е годы кабинет Толстого располагался на первом этаже, а спальня - на втором. Каждое утро у графа был ритуал - он просыпался, надевал халат, умывался и, как вспоминал его сын Илья, «со спутанной бородой шел в кабинет». Там за шкафами висела его одежда. В кабинете он переодевался и выходил к завтраку. Ну а вечером за шкафом он снова переодевался в халат и поднимался к себе в спальню.

В доме Толстых было всегда прохладно, не больше 18 градусов - граф не любил жары и духоты. Дом даже топили через день, и то частями, а не целиком. Специально для зимы Софья Андреевна Толстая сшила мужу синий халат на гагачьем пуху, который взяла из ставших ненужными старых детских одеялец.

Один художник рассказывал, как уже глубокой осенью Лев Николаевич попросил его прогуляться до соседнего имения. Писатель тогда оделся очень легко: брюки, рубаха и сверху - вязаная кофта. А сам художник укутался в шубу. Толстой сказал: «Вы погорячились, вам придется раздеться»... И действительно - граф ходил быстро и совсем не замерз. А вот уже на обратном пути Лев Николаевич сел в сани и закутался в свою любимую шубу, которую купил сам себе в подарок на гонорар от «Анны Карениной». Шубу граф носил редко, предпочитая ей тулуп из романовской овцы.

У Льва Толстого была богатая коллекция обуви, причем вся - эксклюзивной ручной работы. Клетчатые домашние ботинки, мягчайшие башмаки из шкуры лося, парусиновые туфли, в которых он, возможно, играл в теннис... Дома Лев Николаевич ходил в сапогах - ичигах. Толстой просто обожал свои ичиги - из очень тонкой кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником. У них нет такого различия, как правый или левый, а по дому в них можно передвигаться абсолютно бесшумно. Снимал писатель ичиги с помощью специального предмета - холуя. Руками снимать их было неудобно - вспомните, в фильмах обычно жены снимали мужьям сапоги!

Еще одним уникальным экспонатом музея являются толстовские валенки-бурки. Вероятно, они были привезены из Америки самим Толстым либо его сыном Сергеем, либо кем-то из толстовцев, которые сопровождали пароход с духоборами на поселение в Канаду.

Бурки сделаны из тонкого фетра, подбиты войлоком, кожа на носках отстрочена очень ювелирно. Для производства подобных валенок использовали особенную колодку. В музее хотели сделать дубликат валенок, приглашали для этого разных мастеров. Но ничего не получилось.

Кстати, в СССР бурки получили распространение в 1940-1960-х годах. Бурки можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в которых щеголяет Бывалый в исполнении Евгения Моргунова.

Когда говорят о простоте Льва Толстого, всегда забывают о том, что у писателя были все самые новые и необыкновенные вещи. Фонограф, мимиограф (аппарат для изготовления копий), карандаш с электрической подсветкой, самопишушее перо, американская точилка для карандашей - «гаджетами» XIX-начала ХХ века дом буквально переполнен. Толстой был по-хорошему очень любопытен! Что касается одежды, то абсолютной новинкой тех лет в графском гардеробе можно считать очень дорогой прорезиненный плащ, да еще и с капюшоном! Такие плащи в России изготавливали только в Санкт-Петербурге и только на одной-единственной фабрике в малом количестве. В дополнение к плащу у писателя имелись мокроступы - тяжелые прорезиненные ботинки на шерстяной подкладке.

Факт

В 50-е годы XIX века Лев Николаевич Толстой жил в Санкт-Петербурге. В этот период он близко сошелся с членами кружка журнала «Современник» Николаем Некрасовым, Иваном Панаевым, Александром Островским, Дмитрием Григоровичем… Тогда Толстой одевался у известного и популярного в те годы французского портного Шармера. В его гардеробе было очень элегантное шармеровское пальто. Интересно, что у этого же портного одевался и другой великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. И хотя Толстой и Достоевский не были знакомы, но носили они одежду одного мастера.

Кстати

В музее «Ясная Поляна» есть три толстовские шелковые шапочки белого, серого и черного цвета.

Все они сшиты вручную Софьей Андреевной Толстой. После смерти писателя в 1910 году Софья Андреевна поняла, что люди идут в дом Толстого, что им интересен его быт, и необходимо создать музей Толстого. Софья Андреевна стала описывать все предметы, находящиеся в доме, в том числе и одежду. Так что первые хранительские записки в яснополянском музее писала именно графиня. Сохранилась такая хранительская записка, приложенная к этим шелковым шапочкам: «Шапочки Льва Николаевича, сшитые ему его женой».

Эксклюзив: Графский гардероб

Лев Толстой любил носить простые блузы, сшитые на основе косовороток. Материал - фланель, хлопок, дорогой шелк-сырец (на таких блузах были перламутровые пуговицы). Кроили блузы сама Софья Толстая и яснополянская крестьянка Липунова.

Уникальная вещь из гардероба писателя - валенки-бурки, выполненные в единственном экземпляре.

Соломенная шляпа, с которой Лев Толстой, не любивший жару, не расставался летом. В ней он ходил купаться на Воронку.

Бесшумные, мягкие и очень удобные кожаные кавказские ичиги. Их писатель использовал вместо тапочек и ходил в них по дому.

Полотенце писателя. Именно этим полотенцем Лев Толстой пользовался по утрам после умывания. На нем - монограмма «Л. Т.», вышитая Софьей Андреевной.

Абсолютной новинкой тех лет в графском гардеробе можно считать прорезиненный плащ с капюшоном, производство - Петербург. До наших дней плащ дошел в плачевном состоянии, потому что резина - самый капризный при хранении материал. Но благодаря стараниям реставраторов его восстановили.

Дома Лев Николаевич Толстой любил ходить в халатах. В его гардеробе были халаты разных цветов. Большую их часть шила его жена Софья Андреевна. Интересен синий халат - графиня сшила его и подбила гагачьим пухом, который взяла из ставших ненужными старых детских одеялец!

Тулуп из романовской овцы конца XIX-начала ХХ века. Овчина из романовской овцы считается лучшей в мире.

В последние годы жизни Толстой носил этот тулуп очень часто. Именно в нем он покинул Ясную Поляну в ночь на 28 октября 1910 года...

Медвежья шуба от французского портного Айе, купленная Львом Толстым на гонорар от романа «Анна Каренина». Одна из самых дорогих вещей в гардеробе графа. Сверху - сукно. Шуба не имеет пуговиц. Писатель просто так не гулял в ней - он закутывался в нее, когда зимой путешествовал в санях.

Фото предоставлены
музеем-усадьбой «Ясная Поляна».

Лето приближается все быстрее, вещи становятся все легче. Сегодня узнаем о том, что такое блузон, блузка и топ.

Каждая из нас точно носила или хотя бы видела в магазинах блузки . История появления этого предмета гардероба очень давняя, первые блузки появились уже в Древнем Египте. Но в женские гардеробы в качестве элемента одежды они вошли лишь в 19 веке. Блузкой принято называть верхнюю одежду в виде короткой приталенной рубашки из тонкой ткани. Часто блузку путают с рубашкой, но их главное отличие – ткань. Блузки выполняются из легких невесомых тканей, а вот рубашки – из более плотных. У блузки всегда есть рукава, манжеты и воротник.

Топ изначально появился как разновидность блузки, но на тонких бретелях. Часто он украшался гипюром и кружевом, поскольку был верхней частью комбинации. Появившиеся в 80-е годы 20 века топы пользуются популярностью не одно десятилетие. Сейчас топы – это кофточки без рукавов небольшие по размеру. При этом в отличие от блузки, они могут быть сшиты из самых разных материалов. Топы – прекрасная альтернатива блузкам в классическом костюме.

Термин «блузон » многих может поставить в тупик. На самом деле – это удлиненная блузка, которую носят навыпуск. Блузон очень похож на тунику, но обязательно стянут широкой резинкой или имеет кулиску по низу изделия. Также блузоны сужаются книзу, туники же имеет прямой крой. Блузон может иметь рукава и горловины разных фасонов. В моду блузоны вошли в 1950-х и из моды не выходят. Ткань блузона может быть разной.

Энциклопедическое определение называет блузкой женскую верхнюю одежду из тонкой ткани в виде приталенной рубашки. могут быть туникообразными или застегиваться на пуговицы как обычные рубашки. Вообще история блузки тесно переплетается с историей рубашки.

А вот у народов Северной Германии в IV-III веке до нашей эры блузка служила нательным бельем и носилась под верхней одеждой.

Древние римляне переняли этот элемент одежды (кстати, вместе со штанами).

Римская туника долгое время служила домашней одеждой. Она была удобна и практична. Это уже не был просто кусок ткани, в который драпировалось тело. Туника сшивалась из двух полотнищ, и, одеваясь через голову, закрывала оба плеча. Изначально римская туника имела лишь проймы для рук. Однако позже у нее появились короткие по локоть рукава.

Однако возникновение женской блузки как отдельной одежды, которая не относилась к нательному белью, относят только к XIX веку. Именно тогда произошло разделение женского платья на блузку и юбку. Вначале такая одежда не пользовалась у женщин популярностью. Лишь к концу XIX века женщины стали массово носить юбки и блузки.

В зависимости от тенденций моды, блузки претерпевали значительные изменения - менялись фасоны, ткани, отделка, но блузка уже навсегда закрепилась в женском гардеробе.

Женская блузка сегодня

Сегодня в гардеробе современной женщины обязательно должно быть несколько блузок. Блузка не утрачивает свою актуальность - блузки есть в коллекциях практически каждого Дома Моды. Обычно блузки изготавливают из любой неплотной ткани, а вот среди цветов и фасонов вам предоставляется огромный выбор. Классическим вариантом является черная или белая блузка. Еще в 50-е годах Коко Шанель разработала очень простую модель белой шелковой блузки, которая стала составляющей женского делового костюма.

Блузка - самая универсальная веешь в женском гардеробе. Можно выбрать простую, однотонную блузку для делового костюма, а можно подобрать яркую оригинальную блузку для праздника. Но даже самую простую повседневную блузку можно превратить в праздничную, подобрав к ней красивый аксессуар (брошь, бусы).

Однако в ношении блузок присутствуют определенные правила. Если блузка является частью деловой одежды, то лучше остановить свой выбор на классической максимально простой и однотонной блузке. Прозрачные, обтягивающие, а также блузки с глубоким вырезом лучше оставить для романтического свидания.

Блузки отлично гармонируют с любым низом. Вы можете носить блузки не только с юбками, но также с брюками и даже с шортами.

Касательно объемов подобных ограничений нет. Обтягивающие блузки хорошо смотрятся как с пышными юбками, так и с узкими юбками и наоборот.

Удлиненные блузки с V-образным вырезом подойдут невысоким женщинам.

Дамам с щедрыми формами в области бедер стоит присматриваться к блузкам с рукавами-фонариками, а также к блузкам с богатой отделкой в области груди.

Рюши на груди визуально добавляют объем - это отличный вариант для женщин с маленькой грудью.

Блузка-одна из распространённых разновидностей верхней одежды из легкой ткани, покрывающая верхнюю часть тела и употребляемая как принадлежность белья или как верхняя одежда.в настоящее время блузки считаются неотъемлемым компонентом гардероба любой современной женщины. На женских блузках допускаются кнопки с различными украшениями в отличие от мужских рубашек.

Блузки. История происхождения
Блузка появилась после разделения платья на верхнюю – собственно, рубаха или блуза – и нижнюю (юбка) части. Так из одной вещи стало две.

Женская блузка появилась в гардеробе красоток в 19 веке и практически сразу приобрела бешеную популярность среди первых модниц столиц. Блузка представляет из себя приталенную рубашку с рукавами и манжетами. Большинство классических блузок застегиваются на пуговицы, но в последнее время большую популярность приобрели туникообразные рубашки.

Удобство блузки состоит в том, что этот предмет гардероба можно удачно сочетать как с юбками, так и с брюками или модными сегодня комбинезонами и сарафанами. Белая блузка – идеальное решение для офиса.

Современный мир диктует моде свои условия, но и возможностей у нынешних модельеров гораздо больше. Сегодня блузка обретает совершенно новый облик, благодаря украшениям и аксессуарам, на которые так щедры современные дизайнеры – рюши, жабо, оборки, вышивки и принты.

Материал для пошива блузки может быть самым разнообразным. Блузки из хлопка, шифона, шелка, атласа – даже самая капризная и избирательная прелестница сможет отыскать себе вещицу по вкусу.

Наряд для вечеринки или повседневная дань офисному дресс-коду.
Абсолютной доминантой становятся розовые, белые, бежевые цвета теплых оттенков, однако и черные, красные элементы, пестрые расцветки, и веселые принты приветствуются.

Белая мушкетерская рубашка-блузка с кружевными рукавами и откидным воротником, как вариант – украшенная тонкой однотонной вышивкой – вполне удачное дополнение как для стильных обтягивающих джинсов, так и для серой или черной юбки из твида или тонкой шерсти. Но для законченного стильного образа не забудьте жакет в стиле милитари с золотыми пуговицами или эполетами.

Еще одна актуальная тенденция. Блузка может быть открытой и надеваться на одно плечо или же это может быть скошенный вправо или влево ворот, застежка лишь с одной стороны, что-нибудь еще – экспериментируйте смелее!

Сочетание пышных буфов с обтягивающими элементами и складками: одна блузка может представлять собой комбинацию из нескольких фасонов. Такие блузки будут замечательным дополнением и к обтягивающим джинсам, и к узкой длинной юбке, и к офисному дресс-коду.

Блузка представляет собой весьма удобный предмет одежды, так как некоторые модели имеют свободную форму, что очень подходит дамам с пышными формами.

Плавные линии, струящаяся ткань, легкие складки – еще одна тенденция модной блузки свободного покроя, создающие летящий силуэт. Такой образ подойдет женщинам, желающим скрыть недостатки своей фигуры, а обладательницам стройной фигуры он подарит элемент мягкости и загадочности. Самая яркая из подобных моделей – полупрозрачная бежевая блузка-пончо, но можно подобрать и более теплый трикотажный вариант.

Еще одна вариация – блузка с широкими складками, собирающимися на поясе наподобие древнеримской туники. Особый шарм этим моделям придают рукава три четверти, собранные в аккуратные маленькие манжеты.

Черная женская блузка – классика, которая должна быть в гардеробе любой дамы, особенно если она предпочитает белые брюки и юбки. В этом сезоне в моду входят полупрозрачные ткани: черное кружево с жабо, его можно носить как с обтягивающим топом или водолазкой так и без, в зависимости от ситуации.

Черный шифон, который модельеры дополняют оригинальным кожаным корсетом – страстная и утонченная вещь одновременно.

Ткани в горошек и мелкие принты в стиле 50х: если агрессия – не ваш конек, и вы скорее хотите выглядеть милой и очаровательной, для вас актуальна модная тенденция, сочетающая более мелкие и крупные рисунки в простом фасоне. Такая блузка может украсить слишком заурядную юбку или брюки, или, наоборот, окажется к месту среди вещей с похожим принтом, или в той же цветовой гамме. Однако в такой ситуации лучше подобрать более простые однотонные аксессуары: туфли на каблуке без украшений, прямоугольную сумку.

Украшения к блузке.
К блузке принято подбирать соответствующее колье или кулон: в этом сезоне в моде простые крупные кристаллы, сборные паутинки со множеством серебряных и золотых деталей, жемчужные ожерелья и браслеты из бусин разного калибра.

Блузка – это очень удобная и интересная часть образа, позволяющая своей обладательнице раскрыться и привлечь к себе внимание в любой ситуации и обстановке. И пусть вас не мучают сомнения, покупать или нет ту или иную блузку. В гардеробе настоящей дамы их много не бывает. Не бойтесь экспериментировать, играть на контрастах или, наоборот, подбирать подчеркнуть однотонную композицию.

Вряд ли найдется хоть один женский гардероб, в котором бы не было бы одной или пары женских блузок. Этот предмет одежды настолько универсален, что обязательным является в деловом брючном или юбочном женском костюме, украсит любой романтический образ.

Прообразом блузы является хитон, весьма популярный древнегреческий наряд, представляющий собой два свободных полотнища, скрепленные на плечах декоративными пряжками.

Позже такие полотнища трансформируются в широкие рубахи с рукавами. Такую одежду носили северные народы как домашнюю одежду или нижнее белье. Рукава появились не сразу, сначала такие рубахи имели лишь проймы для рук, затем появились короткие рукава, которые затем удлиняются.

Льняные рубашки как предмет роскоши становятся популярными к 16 веку. Блузы, являясь предметом дамского нижнего белья, украшены кружевами, шнуровками, имеют плиссированные детали. И только в 17 веке блуза становится самостоятельным предметом одежды.

В начале 20 столетия, когда юбка становится заметно короче, блузка значительно удлиняется. Блузки заправляют в юбки, брюки. Меняются фасоны блузок, к ним добавляются банты, галстуки, ленты.

Подчеркивая хрупкость и нежность своей хозяйки, блузки в то время становятся очень востребованными. В то время блузки заметно отличаются от современных. Особенностью является то, что застежки у большинства блузок расположены на спине, так что, расстегнуть ее можно только с посторонней помощью.

Знаменитая Коко Шанель в 50-е годы вводит простой фасон белой блузы с бантом вместо воротника. Эта модель моментально становится популярной и долгое время не выходит из моды.

Условно все блузки можно разделить на виды:

— батник – блуза, напоминающая по внешнему виду мужскую сорочку, шьется из тонких, плотных материалов. Очень популярна классическая шелковая блуза.

— топ – блуза на тонких бретельках. Появился топ в 80-е годы и весьма популярен и сейчас.

— туника – удлиненная блуза, напоминающая платье. Такие блузки носят и с брюками и с леггинсами.

Сегодня блуза – неотъемлемая часть женского гардероба, так как играет очень важную роль в создании делового образа женщины, делая акцент на том, что и в деловом костюме женщина остается женщиной. Каждая женщина должна иметь в своем шкафу белую однотонную блузу, которая подходит под любой деловой костюм. А вот с полупрозрачными и обтягивающими фасонами стоит быть очень осторожной, так как такие модели не всегда выдерживают дресс-код, принятый на деловых встречах.

Ну а для повседневного наряда найдется немало фасонов с пуговицами и без, с вышивкой и отделкой, с различной плотностью ткани, покроем, цветом.

 
Статьи по теме:
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в