Языке и понимать друг друга. Что нужно, чтобы люди понимали друг друга? На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами людей и учатся определять состояние другого человека. Дети работают в группах, во время занятия участники могут совещаться внутри группы, высказывать свое мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гольнева Ольга Борисовна,

социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол,

Некрасова Наталья Анатольевна, социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол

«Как научиться понимать друг друга»

(по УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

Классный час для учащихся 6 класса

Тема: «Как научиться понимать друг друга».

Цель: научиться при общении с другими людьми для более продуктивного общения использовать внешние проявления собеседника в разговоре (поза, жесты, мимика).

Ход занятия.

  1. Вступление.

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. Сегодня мы попробуем поучиться лучше понимать друг друга. Работать будем в двух группах, во время занятия участники могут совещаться внутри группы, высказывать свое мнение, когда им предоставят слово, и внимательно выслушивают друг друга.

  1. Разминка.

Бывают в жизни ситуации, что вы обижаетесь, ссоритесь, не понимаете друг друга. В классе от этого становится неуютно, а так хочется, чтобы царила дружба, чтобы было у всех хорошее настроение. Сейчас мы с вами попробуем найти общее, что сможет ещё больше вас объединить, сплотить, улучшить отношения в классе. Постарайтесь быть активными и искренними.

Внимание! Я попрошу:

  1. Встать тех, кто любит отдыхать.
  2. Поднимите правую руку те, кто считает себя любознательным.
  3. Закройте ладонями уши те, кто не любит, когда на него кричат.
  4. Погладьте себя по голове те, кто может доброжелательно относиться к другим.
  5. Хлопните в ладоши те, кто считает себя весёлым.
  6. Топните ногой те, кто считает себя смелым.
  7. Встаньте те, кто хочет, чтобы класс всегда был дружным.
  1. Основная часть.
  1. Задание «Что мешает – что помогает».

Вы, наверное, обратили внимание, что между нами есть как сходства так и различия. Сейчас мы попытаемся выяснить, что каждый из нас ждёт от других в общении, и что вам неприятно. Первое задание: подчеркните одной чертой то, что, по вашему мнению, мешает людям понять друг друга, двумя – то, что мешает именно вам:

Подчеркни то, что, на ваш взгляд, помогает в общении:

  • вежливость;
  • четкость изложения мысли, построение фраз и предложений;
  • краткость;
  • выразительная интонация;
  • последовательность, логичность высказываний;
  • использование в речи знакомых слов и понятий;
  • отсутствие в речи иностранных слов;
  • доброжелательное выражение лица;
  • открытый взгляд;
  • заинтересованность собеседника;
  • улыбка.

2) Игра «Пойми меня»

В первом задании мы говорили, в основном, об общении при помощи слов. Что ещё помогает людям в общении друг с другом? (мимика и жесты).

Следующая игра - «Пойми меня». Давайте сейчас потренируемся при помощи наблюдения за мимикой и жестами определять состояние другого человека.

Вам предлагаются карточки с названием чувства или эмоции, вы должны изобразить его при помощи мимики и жестов, а остальные участники – угадать. Тот, кто первым из отгадывающих правильно назвал изображаемое чувство, становится ведущим.

А теперь самостоятельно в тетради подпишите под картинками изображаемые эмоции.

  1. Игра «Как мы слушаем»

Вы все являетесь учениками. Каким важным качеством должен обладать ученик, чтобы быть успешным? (Умением слушать).

В следующем задании вам будет прочитан рассказ: одной команде предлагается изобразить одного из типов слушателей, а другой – угадать.

  • Человек внимательно, заинтересованно слушает.
  • Человеку безразлична тема беседы.
  • Человек обижен, не хочет продолжать беседу.
  • Человек рассержен, злится.
  • Человек не согласен с твоим мнением, настроен продолжать спор.

В тетрадях соедините название типа слушателя с его изображением.

  1. Заключение.

Наше занятие подошло к концу. А теперь хотелось бы услышать от вас, что вам больше всего запомнилось и понравилось.


Практическое занятие «Как научится понимать друг друга»

Цель: познакомить детей с различными формами сотрудничества.

формировать умение понимать и принимать другого человека;

развивать умение общаться невербальными способами;

развивать коммуникативные навыки;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоциональных напряжения.

l. Психологический настрой.

Дети сидят в кругу.

Добрый день! Очень рада встречи с вами. Сегодня поговорим об уважении и сотрудничестве. Каждый из нас по- своему выражается в манерах, разговоре, поведении.

2. Основная часть.

1. Игра «Снежный ком».

Стоя в кругу, ребенок называет свое имя; сосед слева называет предыдущее

имя и свое; следующий ребёнок называет имя первого ребенка, второго ребенка и свое и т.д.

Вывод: всем было приятно услышать свое имя.

2. Разговор по кругу.

Что такое уважение? Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Вывод: уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих- то достоинств.

3. Игровые ситуации.

«Как ты поступишь?» (карточки с заданиями лежат в конверте).

На карточках написаны разные ситуации, которые нужно обыграть.

Пропустите в дверях взрослого.

Обратитесь к незнакомому человеку с вопросам: « Как пройти на пл.

Горького?»

Если тебя назвали обидным прозвищем, твоим действия.

Почему некрасиво есть во время разговора.

Обратитесь к соседу с просьбой взять карандаш.

Итог: Давайте помнить, что стиль поведения очень о многом говорит

окружающим.

4. Игра «Комплект».

Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева. Дети по очереди говорят друг другу

комплементы, глядя в глаза друг другу. После принятия комплимента

необходимо сказать «СПАСИБО».

Вывод: комплимент - это лестный отзыв, похвала, приятные слова.

5. Разговор по кругу.

На карточке написано слово «сотрудничество»?

Как вы понимаете слово « сотрудничество»?

Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Вывод: сотрудничество - работать вместе, принимать участие в общем деле.

6. Работа в творческой мастерской.

(Предложить детям сесть за столы)

На столах лежит пара варежек (заготовки).

Мы с вами – дизайнеры. Нам необходимо нанести на две варежки красивый

узор, таким образом, чтобы их мог надеть один человек. Дети выполняют

работу в паре. После завершения работы ребята выходят и защищают свой дизайнерский проект, рассказывают, как они работали (договаривались, рисовали).

Итог: Все ли у них получилось? Почему? Что является важным для изготовления пары варежек разными людьми? (Договариваться, уметь сотрудничать, уважать другое мнение)

3. Итог занятия.

Понравилось ли вам занятие, что нового вы для себя узнали?

С этого все начинается. Одни встречаются случайно. Других знакомит интернет или общие знакомые. А может вы сами дружили, а потом решили встречаться.

2. Вы узнаете друг друга.

Это только начало, и вы пытаетесь понять, есть ли смысл встречаться дальше. Вы прощупываете почву. Если вы были друзьями, то теперь оцениваете друг друга как романтических партнеров.

3. Невинная любовь.

Все свежо и ново. Все страстно и захватывающе. Это во многом пик отношений. Все кажется идеальным, вы готовы обещать друг другу вечную любовь.

4. Вы узнаете странности и недостатки друг друга.

Когда проходит стадия невинной любви, начинают проявляться недостатки партнеров и отношений. Вы снимаете розовые очки и начинаете видеть все так, как оно есть.

5. Вы игнорируете странности.

Когда вы замечаете недостатки друг друга, первый инстинкт - игнорировать их. Вы не хотите, чтобы что-либо портило вашу идеальную картинку. По сути, вы отрицаете реальность.

6. Здравствуй, реальность.

Но невозможно слишком долго игнорировать недостатки. Их нужно принять. Вот где наступает реальность.

7. Вы приспосабливаетесь.

Когда вы принимаете реальность недостатков друг друга, вы понимаете, что нужно к этому приспособиться. Вы понимаете, что нужно пойти друг другу навстречу.

8. Небольшое безразличие и раздражение.

Вы ссоритесь. Вы миритесь. Вы не соглашаетесь. Вы находите компромисс. Это американские горки.

9. Возрождение страсти.

Но когда вы вспоминаете, почему вообще полюбили друг друга, почему вложили в отношения так много усилий, вы возрождаете вашу страсть и понимаете, что не все так плохо.

10. Совместная жизнь.

После всего этого вы начинаете жить с осознанием себя как пары. Теперь вы вместе и надолго.

Естественно, каждый из родителей заинтересован в примерном поведении своего чада и гневается, если ребенок непослушен. В современном обществе обремененные своими заботами взрослые даже не пытаются вникнуть в причины плохого поведения детей, решая вопросы воспитания необдуманно, "экономя время". Это приводит к тому, что взрослая сторона абсолютно не понимает другую, детскую, не желает видеть и предпочитает не слышать мнение детей. В результате дети перестают воспринимать родителей как близких, к которым можно обратиться в тяжелую минуту, получить поддержку и совет.

Для родителей важно получить результат, и немедленный, – главное, чтобы ребенок не мешал, не путался под ногами и не слишком мешал "взрослой жизни". Таким отношением родители прокладывают пропасть между собственным миром и миром своих детей. Такая ситуация должна обязательно привести к неминуемым конфликтам либо в раннем детстве, либо на стадии взросления.

Примером правильных взаимоотношений может служить ситуация, когда, скажем, отец доверяет ребенку свои инструменты, вместе с сыном выполняет какую-то работу по дому, относится к нему, как равному. Такое взаимодействие всегда дает прекрасный результат, даже если на первых порах ребенок может что-то сломать или испортить.

Взрослые часто не придают значения замечаниям и резким словам, которые в глубине детского сознания вырастают в фантомы неумения или даже комплексы. Доброе слово и желание взрослого обращать внимание только на достоинства ребенка формируют в нем веру в свои силы, способны переориентировать комплекс страха "у меня не получится" на житейскую мудрость "если не получится сейчас, получится потом, ведь на ошибках учатся".

Я встречал много людей, которых в детстве родители строго и назойливо учили все делать правильно, наказывали, если не получалось, и в дальнейшем все эти родительские потуги приводили прямо к противоположенному результату.

Вспоминается случай из моей жизни, который стал мне уроком на будущее. Как-то раз после очередного бурного выяснения отношений с моим младшим сыном, мы решили пересмотреть всю ситуацию, перекрутив ролик случившегося, как фильм, к началу. При совместном выяснении обнаружили, что мы вообще не слышим один другого.

Я понял, что мои слова "немедленно выключить компьютер и собираться" воспринимались сыном, как демонстрация силы взрослого. Ему нужно было немного времени, чтобы завершить что-то важное. Однако его ответ: "Я пока не готов выключить компьютер" - мной был воспринят, как отказ, основанный на капризе. Причина конфликта была в том, что мы очень спешили в гости и я совершенно не посчитался с интересами сына.

В спокойной ситуации я не побоялся признаться сыну, в чем был не прав. Это послужило примером для него быть таким же гибким по отношению к нам. Так мы проработали и другие конфликтные ситуации, меняя позицию обиженного человека на умение прислушиваться к аргументам другой стороны.

Оказалось, что таким образом можно научиться понимать друг друга. Я получил огромное удовольствие, когда из бесед с сыном начал понимать, как он воспринимает жизнь . Я понял, как часто мы незаслуженно обижаем детей, как не хватает нам в жизни присмотреться к их миру, спрятавшемуся от нас за нашими "взрослыми желаниями".

Дети развиваются в игре, они как бы примеряют слова и поступки родителей на себя, им важно включиться в настоящую жизнь и они требуют от нас допустить их к участию в ней. Мы можем в форме игры передать детям свой жизненный опыт, но часто не понимаем, что общение с детьми идет на пользу и нам самим. Наши дети воспитывают нас, делают более мудрыми, взрослыми, ответственными.

Часто родители сетуют, что потеряли уважение в глазах детей, что любовь к детям остается безответной. Любовь и уважение нужно заслужить, - и не обилием игрушек, или вседозволенностью, а показать ребенку, что его жизнь, его судьба волнует нас больше, чем собственная. Тогда время, затраченное на воспитание , обернется радостью любви и взаимопонимания.

 
Статьи по теме:
Камни в почках: лечение таблетками, разбивающими камни, обзор и правила применения эффективных уросептиков Народные методы растворения камней в почках
Почечные конкременты появляются из мочевых солей, которые состоят из калия и натрия. В процессе подготовки пациента к дроблению больших образований ультразвуком или выведению не больших камней из мочеполовой системы и почек, применяют литолитическую те
Почему разбивается стекло
Поводом для написания этого материала послужил случай, свидетелем которого стал один из горожан. Забегая вперед, скажем, что в настоящее время и следа от случившегося не осталось – все исправили. Однако вопросы остались, даже после ответов на них специали
Символы рождества Печенье для Санты – cookies for Santa
С религиозной точки зрения Рождество у католиков ничем, кроме даты не отличается от православного праздника. Но вот традиции у него совсем другие. Из религиозного торжества католическое Рождество уже давно трансформировалось в главный семейный праздник, с
Конспект по логопедии
Логопедический праздник «Путешествие в город Красивой Речи» (1-4 классы) Цели: Оборудование: мультимедийная презентация города Красивой речи, кубики с буквами, картинки, пары слов с различными ударениями, костюмы для инсценировок (носы клоунов, маски).