Цветовые гармонии родственных цветов. Гармония цветов

Теории о цвете. Теория гармонических сочетаний по системе В.Н. Козлова

Лекция 5. Теории гармонических цветовых сочетаний

Цветовой круг как замкнутый спектр. Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра. (рис. 1)

Рис. 1. 24-х частный цветовой круг, предложенный В.Н. Козловым.

К родственным в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. (рис. 2)

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

Чистый желтый;

Оранжевый;

Оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

1. разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

2. оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

3. оранжево-красный оставить неизменным.

Рис. 2. Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них – желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых – чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).



Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это не желательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного.

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

1. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

2. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

3. один цвет – чистый, остальные – из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

4. все родственно-контрастные цвета или затемненные или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур. Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники и прямоугольники. Например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника. (рис. 4)

Рис. 4. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, - а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов. (рис. 5)

Рис. 5. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольного треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагаются взаимодополнительные цвета. рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжевого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре пары родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный. (рис. 6)

Рис. 6. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов. Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например, желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.


Недавно я возобновила свои уроки по рисунку и живописи, и хочу рассказать вам про сочетание цветов. В любой ситуации, когда дело касается цвета, есть удачные и неудачные сочетания оттенков. Будь то маникюр или одежда, нарисованная открытка или даже ремонт дома - всегда важно выбрать красивое и интересное сочетание цветов.

В отношении одежды это даже важнее, если дом и любимую спальню вы можете красить в какие угодно оттенки, и приглашать туда только близких, то одежда - важнейший социальный инструмент, который позволяет нам составлять первое мнение друг о друге, и поэтому нельзя допустить того, чтоб ваша одежда говорила о вас неправильно. Как выбрать хорошие оттенки и подобрать интересные пары? Какие есть правила на этот счет? Как с блеском подобрать любые тона?

Немного теории

Самый простой способ выбрать подходящий оттенок - пользоваться цветовым кругом. Он разделен на 12 секторов, и в нем представлены основные цвета. Также каждый сектор градуирован от светлого (в центре) к темному (по краю). Что мы можем вывести из данного круга?
  1. Белый гармонирует абсолютно с любым тоном и делает его ярче.
  2. Черный поможет разбавить любой ансамбль и при этом придаст ему глубины.
  3. Видны комплементарные и аналогичные цветовые соседства.
  4. Можно вывести триады, тетрады и квадраты.
Что такое комплементарная пара? Это цвета, которые расположены друг напротив друга на цветовом круге. Красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Чтоб не промахнуться, лучше всего выбирать одинаковые по светлоте и насыщенности оттенки - равноудаленные секторы от центра.


Это хорошее сочетание, и чаще всего им пользуются многие линии одежды - они выпускают одни и те же модели в комплементарных оттенках, и тогда купив фиолетовую блузку вы всегда сможете выбрать к ней фисташковую юбку (и наоборот).

Аналогичные пары - те, что стоят рядом на цветовом круге. Такие пары часто встречаются в архитектурных композициях. Наверняка вы видели, когда дом покрашен в светлый лимонный, а архитектурные элементы - откосы и карнизы, балюстрады и архитравы – зеленые. Также встречается это решение очень часто и в аксессуарах - например, гораздо проще найти желтые туфли с оранжевой отделкой, чем желтые с синей или фиолетовой.

Триады, тетрады и квадраты - схемы, которые выведены по особой форме на цветовом круге. Для триады это треугольник, для тетрады - прямоугольник, а квадрат говорит сам за себя.


Посмотрите на разные цветовые круги, чтоб понять принцип, и вы никогда не ошибетесь в выборе удачного оттенка.

Нейтральные

Нейтральными цветами называют черный, белый и серый - они подходят практически ко всему, и хорошо смотрятся между собой. Однако, следует учитывать и то, что человек, с головы до ног одетый в черное или серое - моветон, монохромные наряды давно стали признаком дурного вкуса. В летний период уместно быть одетым в белое с головы до ног, но здесь сохранить яркость могут помочь аксессуары - сумка, обувь, яркие украшения и детали.

Любое сочетание серого цвета должно быть хорошо сбалансировано. Как правило, в продаже редко встречаются ткани или аксессуары чистого серого оттенка, чаще всего колор имеет холодный или теплый подтон. Соответственно, подбирая сочетания цветов с серым, нужно смотреть:

  • на теплоту серого;
  • на теплоту выбранного колора;
  • на светлоту двух оттенков и их совместимость.

Теплота серого

Серый может быть теплым и холодным.


Теплые оттенки лучше сочетать с теплыми тонами - желтый, оранжевый, красный, розовый, малиновый.

Холодный серый идеально смотрится, если к нему добавить голубой, сиреневый, зеленый или синий.

Теплота выбранного цвета

Даже желтый может быть холодным. Лучше всего выбирать те краски, температура которых соответствует основной температуре колора. Теплый желтый и холодный голубой хорошо выглядят с холодным серым.

Светлота

Это место, которое выбранный цвет мог бы занять на растяжке от самого темного к самому светлому. Лучше всего, если серый не соперничает со своим партнером. Не можете выбрать? Выбирайте самые яркие оттенки или пастельные тона, а от темных лучше воздержаться.







Теплые

Теплые цвета на цветовом круге представлены от желтого и до фиолетового. Это приятная гамма, которая поднимает настроение и дарит ощущения тепла и света. Однако, выбрать цветовые пары здесь не так-то и просто. Естественно, когда я говорю о соседствах красного или желтого - это те сочетания, где указанный мною цвет является основным (то есть преобладает визуально).






















Лучшее сочетание красного цвета - с белым, синим и черным. Это чистые оттенки, которые носили короли и королевы, эта гамма (без черного) представлена на российском триколоре и флагах других государств. Используйте чистые оттенки, и тогда вы точно сможете быть уверены в своем выборе.

Интересным получается сочетание бордового цвета с оттенками синего и серого. Вообще к бордовому подойдут любые ягодные тона. А вот зеленые тона лучше выбрать с холодным подтоном.


Прекрасное сочетание коричневого цвета с бежевым - получается приятное шоколадное сочетание. Оттенки какао и кофе, чая и молока, выпечки и слоновой кости - многие сочетания цветов с коричневым навевают мысли о десертах.


Естественно, теплые тона отлично сочетаются между собой - коричневый и светло-оранжевый отлично выглядят вместе, а сочетание красного, оранжевого и желтого когда-то было ультра-модным.

Хотите добавить в сочетание изюминку? Попробуйте сложные тона. Сочетайте коричневый со сливовым, бежевый и ежевичный, теплый чернильный и холодный бирюзовый. Да, не забывайте о сочетании коричневого и мятного цвета. Сочетание мятного и шоколадного навевает мысли о развлечениях, удовольствиях и отдыхе.


Нравится экстравагантность? Добавьте немного аксессуаров глубокого оттенка - например, кобальт синий хорошо оттенит оранжевый или розовый, а бирюзовый цвет хорошо выглядит на оттенках желтого и зеленого.

Холодные

Холодные колоры - те, что от зеленого к фиолетовому. Это оттенки травы и воды, прохладные и освежающие, они приносят покой и умиротворение. Если вы хотите использовать холодные оттенки в интерьере, то лучше всего отдать предпочтение ярким чистым краскам, сочетаемость которых очень высока с другими цветами.




























Наилучшее сочетание для дома - темно-синий с белым и красным. Причем красный должен быть изюминкой, его не должно быть много, а вот синий лучше не экономить.

Мой любимый оттенок - turquoise, его также называют бирюзовый цвет и любимый оттенок Тиффани. Бирюзовый цвет хорошо сочетается с самыми разными оттенками. Можно подобрать теплый розовый и насыщенный оранжевый, который смогут красиво оттенить бирюзовый цвет. Интересное сочетание бирюзового оттенка получается с коралловым - рыже-красная палитра хорошо подчеркивает бирюзовый цвет.








Также стоит попробовать сочетание синего цвета с холодной желтой и светло-зеленой гаммой, а оттенить зеленые тона поможет голубой. Вообще сочетание зеленого цвета с желтым и голубым - классическое для весны и весенних праздников, поэтому попробуйте найти свои решения в данной цветовой гамме (и не забывайте поглядывать на цветовой круг).


Попробуйте уделить больше внимания сочетанию зеленого цвета с другими цветами - в этом году компания Пантон объявила Greenery оттенком 2017 года, поэтому грех не обзавестись парочкой зеленых предметов гардероба и не прикупить домой несколько изумрудных украшений. Кстати, красивые сочетания цветов с зеленым можно подобрать онлайн - цветовая палитра составится автоматически.


Хотите составить интересные сочетания фиолетового цвета? Попробуйте светлые холодные тона - сиреневый, розовый, зеленый. Не нравится глубокий фиолетовый? Попробуйте лиловый и лавандовый, а также не забывайте о сиреневом.

Разные идеи
























Не можете разобраться, в сочетаниях желтого цвета с другими цветами? Посмотрите оригинальные и классические схемы сочетающихся оттенков.




Классное сочетание желтого и сиреневого с фиолетовым, сочетание розового цвета с желтым - такое сочетание сиреневого и желтого с фиолетовым запомнится абсолютно всем.












В поисках красивых схем на основе коричневого цвета с другими? Сохраните себе эти схемы - если таблица всегда будет всегда под рукой, то вы сможете подобрать все тона к коричневому.

Запомните, что сочетание оранжевого цвета с черным - знойное и жаркое!

А вот схемы по сочетанию розового цвета с другими оттенками и красного цвета с другими колорами.






Хотите составить палитру в холодной гамме? Тогда сочетания сиреневого цвета с холодными тонами - голубой, изумрудный, синий и серый к вашим услугам.

Теперь вы знаете о цветовых сочетаниях почти также много, как и профессиональные художники, а это значит, что у вас точно получится подобрать любые сочетания цветов – хоть для идеального гардероба, хоть для прекрасного ремонта!

Продумывая дизайн любого интерьера, следует внимательно подойти к подбору цветовой гаммы. Именно она оказывает мощное психоэмоциональное и энергетическое влияние на человека. Поэтому важно выбрать именно те цвета, которые привнесут гармонию в атмосферу дома. В этом процессе необходимо грамотно использовать сочетание цветов в интерьере: таблица гармоничных комбинаций поможет даже обычное помещение превратить в абсолютно безупречное место.

Создавая дизайн нужно отталкиваться не только от своих предпочтений, но и следовать определенным правилам. Их соблюдение обеспечит результат более высокого уровня. Многие специалисты развивают на этом базисе целую науку колористического оформления помещений.

Основные опорные моменты следующие:

  • правильно выбранная основа – фундамент дальнейшего декорирования;
  • все цвета делятся на две группы – холодная и теплая гамма, что обязательно учитывается при их комбинировании;
  • большому помещению придадут уют теплые тона;
  • маленькая площадь зрительно увеличится за счет холодной палитры;
  • при выборе оттенков для дизайна кухни следует помнить об утверждении, что одни цвета способны повысить аппетит, а другие наоборот будут его угнетать;
  • цветовая палитра спальни должна способствовать отдыху – как моральному, так и физическому;
  • выбор тонов для гостиной подбирается таким, чтобы удовлетворить большинство предпочтений;
  • выбор стиля – это определяющая основа, какие цвета нужно использовать;
  • желательно все продумать как можно основательнее: цвет способен видоизменить общую картину, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Стилевые сочетания цветов и их влияние на настроение человека

Каждому стилю присущи определяющие тона, поэтому применяя в дизайне определенное стилевое направление, следует учесть соответствия, приведенные в таблице:

Стиль Цвет
Прованс Светло-розовый, молочный, голубой
Эко – стиль Болотный и коричневый
Барокко Пастельные тона
Классический Обязательное присутствие белого
Хай-тек Серый металлик, черный, белый
Модерн Коричнево-бежевый, синий, зеленый
Минимализм Черно-белый
Футуризм Белый, лимонно-желтый, ультрамариновый, салатовый
Пин - ап Светло-розовый и теплый желтый
Кантри Песочный, светло желтый, коричневый
Лофт Оранжевый, красный, синий, зеленый

Следование этим зависимостям не даст допустить грубую ошибку в процессе работы.

Не стоит также забывать о влияниях, оказываемых определенными цветами:

Оттенок Влияние на настроение человека
Оттенки желтого и зеленого Оптимизм, спокойствие, умиротворение, уменьшение усталости, расслабление
Пастельные тона желтого, бежевый Создание уюта, душевного спокойствия, принятие компромиссных решений
Бирюзовый Ощущение легкости, свежести
Голубой Спокойствие, умиротворение, хороший сон
Желтый и оранжевый Теплота, уют, тонус всего организма, стимуляция активных участков мозга
Белый Отличный фон для любого дизайнерского решения, чистота, порядок, вдохновение, но его обилие приносит холодность в помещение
Черный Подходит для графических видов интерьера, может придать мрачность, угрюмость
Серый Всегда выглядит по-деловому, независимо от применения ярких акцентов

Цветовой круг сочетания цветов: основной принцип использования

Для удачного подбора дизайна любого помещения используют круг сочетания цветов. Его структура состоит из 12 секторов. Каждый сектор содержит один цвет, а точнее все его оттенки. Градуирование происходит от светлого тона в центре и до темного на краю круга.

Спектр начинается с трех основных цветов: синего, желтого и красного. Далее, при их смешивании появляются вторичные оттенки: фиолетовый, зеленый и оранжевый. Соответственно, далее происходит смешивание вторичного и первичного колера, и в итоге получаются третичные сочетания.

Используя этот круг можно подобрать цветовую палитру нескольких различных направлений:

  1. Однотонный тип.
  2. Комплементарное сочетание.
  3. Гармоничный тип.

Однотонный тип основывается на использовании одного лишь цветового сегмента. Сочетание цветов между собой здесь происходит от светлого до темного оттенка одного цвета. Такой монохромный подход встречается довольно редко. Не всегда получается обойтись без каких-либо контрастных вкраплений.

Комплементарное сочетание дает очень качественное, яркое оформление. Используя цвета, диаметрально противоположные, создаются небольшие композиции, но очень эффектно ставятся нужные акценты. Например, по этому принципу используются такие пары:

  • сочетание бирюзового цвета в интерьере с красным;
  • сочетание фиолетового цвета с желто-зеленым;
  • сочетание в интерьере зеленого цвета с красно-фиолетовым.

Классические варианты сочетаний: основа из трех и четырех цветов

Гармоничный тип основан на использовании одного основного, двух поддерживающих и одного дополнительного – черного или белого цвета.

Основной вариацией такого подхода считается триада. Сочетание цветов цветового круга основывается на использовании 3 равноудаленных колеров. На фото сочетаний цветов в интерьере можно отметить выбор одного главного и 2 поддерживающих оттенков. Такое соединение встречается часто не только в работах, сделанных человеком, но и в дикой природе. Это доказывает абсолютную правильность его использования.

Как вариант многие рассматривают аналоговую триаду. Берут 3 цвета, расположенные рядом на круге. Один – главный, второй – поддерживающий, третий – акцентирующий. В дальнейшем на основе этого принципа выстраивается очень правильная дизайнерская линия.

Отдельно нужно упомянуть о контрастной триаде. Здесь требуется взять основной цвет и найти его диаметрально противоположный. Но в сочетание к главному добавить не его, а два соседние к нему цвета. В итоге получится более мягкое, не сильно кричащие использование тонов.

Существуют правильные сочетание на основе не только трех цветов, которые называют триадами, но и на основе четырех. Известна прямоугольная схема, в которой цвета являются попарно комплементарными. В этом варианте 1 – главный, а остальные вспомогательные. Например, удачными для сочетания бежевого цвета в интерьере с другими цветами являются голубой, коричневый, изумрудный.

Еще один вариант направит на хорошее решение: использование цветов по принципу квадрата. Такое действие схоже с предыдущим, но отличие лишь в том, что цвета равноудалены между собой.

Сочетание цветов в интерьере: таблица, основные правила и направления

Для создания модного образа своего жилища нужно иметь элементарное понятие о сочетании цветов. Применение цветового круга не всегда легко в использовании. Поэтому часто прибегают к помощи определенных таблиц, в которых не нужно что-то высчитывать самим, а все уже подобрано специалистами. Поэтому можно без труда определить наиболее оригинальное сочетание цветов в интерьере гостиной или в другой комнате.

Такие таблицы могут быть представлены в виде большого набора цветов, между которыми отмечено степень сочетаемости. Самостоятельно соединив два оттенка, уже видно стоит ли использовать именно их или же нужно задуматься о более правильном выборе.

Существуют и такие таблицы, которые содержат уже готовые решения. Это собрание четырех тонов, которые наиболее удачно комбинируют между собой. Использовав такие простые примеры можно без труда подобрать наиболее гармоничный вариант для любого помещения. Их построение все также основывается на цветах круга сочетания цветов.

Некоторые таблицы слева содержат основной базовый оттенок, расположенный вертикально. Далее, есть несколько цветовых рядов: возможные оттенки того же цвета, возможные оттенки других цветов и несколько контрастных оттенков.

Примеры табличных сочетаний

Сочетание бирюзового цвета в интерьере с другими оттенками в виде готовых таблиц могут быть представлены с определенными названиями, как например, «мечты о лете», «встреча в кофейне», «лаймовый поцелуй» и др. Этот цвет способен выделить мягко и ненавязчиво нужные детали помещения. Разнообразие его оттенков от темной лазури до нежного аквамарина дает широкое поле для действий дизайнерам.

Сочетание зеленого цвета в интерьере также можно найти в виде готовых решений. Если, например, взять светло-зеленый оттенок, то отличный результат получится при использовании его с баклажанным, фиолетовым, бордовым, теплым желтым и оранжевым оттенком. Последнее время весьма популярен нежный мятный тон, который отлично гармонирует с белым, серебристым и светло-коричневым тонами.

Если за основу взять глубокий и насыщенный темно-зеленый, то он уже будет сочетаться с холодными оттенками красного, лимонно-желтого. Темно-оливковый оттенок стен хорош в сочетании в интерьере цветов штор и обоев темно-коричневого или белого оттенка с контрастными акцентами розового.

Используя такие нехитрые готовые таблицы сочетаний, результат интерьирования любого помещения будет очень хорошим, даже без дополнительной помощи специально обученных дизайнеров.

Сочетание цветов в интерьере кухни: фото удачных идей

Качественно продуманные составляющие дизайна кухни дадут наиболее позитивный результат. Тут во внимание нужно брать отделку стен, потолка, пола, выбранную мебель. Основным критерием отбора вышеперечисленных параметров будет цветовая гамма. В этом вопросе специалисты чаще всего приходят к такому решению: если стены выполнены в ярких, вызывающих тонах, то кухонная мебель должна быть исполнена в спокойно-постельных красках. И наоборот.

Часто используют оформление кухонных гарнитуров «под дерево». В этом случае хорошее сочетание цветов в интерьере с коричневым цветом дадут кремовый, розовый, ярко-голубой, зеленый и бежевый. Опираясь на выбор такой палитры можно распределить понравившиеся цвета между отделкой разных частей помещения.

Последнее время особой популярностью пользуются кухни в стиле хай-тек. Базовый цвет такого дизайна – серый. Несмотря на то, что он считается скучным и сугубо деловым, прекрасное сочетание цветов с серым в интерьере у темно-розового, красного, фиолетового и ярко-синего.

Важные правила при планировании кухонного интерьера

Создание дизайна определенной линии основано на нескольких правилах:

  • выбрав основной цвет и его дополняющие, следует помнить, что на разных поверхностных фактурах он может смотреться по-разному;
  • контрастные цвета очень часто используются для зонирования помещения;
  • для того, чтобы разнообразить однотонный интерьер, прибегают к помощи рисунков, линий, геометрических фигур.

Статья по теме:

Профессиональные советы для тех, кто делает ремонт своими руками. Подготовка стен под покраску. Выбор трендовых цветов и фактур.

Желая иметь броский и немного вызывающий дизайн, используют контрастные цвета. Но при оформлении всегда нужно чувствовать тонкую грань, иначе можно не избежать безвкусицы. Использование контрастных акцентов всегда делает обстановку яркой и впечатляющей. Например, сочетание цветов голубого и металлика ярко оттенит черный. Даже учитывая то, что он глубокий, строгий и печальный, в эту триаду он впишется замечательно.

Полезный совет! Основной базой для выбора палитры должен стать следующий тезис: мебель всегда темнее стен, но светлее пола.

Плюс к этому нужно помнить следующие соответствия:

  • оранжевый сочетается с синим и серым;
  • красный – с белым, серым и черным;
  • желтый – с фиолетовым;
  • голубой – с персиковым;
  • сиреневый – с зеленым.

После этого выстраивается полная гамма . Фото сочетаний цветов также показывают, что глянцевые поверхности расширяют насыщенность, глубину тонов, а матовые – наоборот. Используя этот факт можно эффектно сыграть на разнообразии предлагаемых материалов и достичь наиболее желаемого результата.

Сочетание цвета с другими цветами в интерьере гостиной

Прямо пропорциональная зависимость интерьер-предназначения располагает к правильному подбору цветов гостиной комнаты. Если она используется только для приема гостей и семейных посиделок, то лучше всего будет использовать оттенки, способствующие длительному общению, неторопливому и естественно текущему отдыху, проведению веселого мероприятия. Эта комната задает общий баланс красоты и уюта в доме, поэтому требует повышенного внимания при оформлении.

Полезный совет! Красные тона с золотом дадут ощущение праздника, зеленый и оливковый – тягу к интеллектуальным играм и чтению. Сочетание цветов фиолетового цвета и, например, серого расставит определенные акценты и оживит дружеские посиделки.

Но не всегда центральная комната дома или квартиры может использоваться только по прямому своему предназначению. Очень часто она выгодно совмещает в себе еще и функции спальни.

В этом случае хозяевам приходится находить идеальный компромисс в дизайнерском решении. В зависимости от темперамента можно подобрать хорошие варианты. Не стоит, однако, забывать о влиянии цвета на сон и отдых. Более сдержанные тона, сочетания бежевого цвета в интерьере, бирюзового, лавандового, изумрудного и лазурного дадут ощущение полного релакса в спальне и в то же время будут гармонично смотреться в гостиной.

Если стены бежевого цвета – сочетание цветов в интерьере гостиной будет нетрудным выбором для хозяев. Ведь базовый бежевый оттенок – идеальная основа для практически любого цветового решения. Можно подобрать массу вариантов любого направления. Таким подходом очень часто пользуются в силу его универсальности. В ситуации использования одного помещения для различной функциональной нагрузки приводит к необходимости его четкого зонирования.

Чтобы избежать излишней перегрузки пространства различными стеллажами, нишами или ширмами правильно будет применить цветовую палитру для распределения территории. Такая тактика очень часто применима и славится хорошими откликами о себе. Ведь как приятно находиться в помещении, в котором и свободно и в то же время все четко структурировано.

Фото сочетаний обоев двух цветов в гостиной четко демонстрируют возможность зонирования помещения для увеличения его функциональности. И в то же время придает ему особенную черту. Красиво подобранные тона при этом приеме сделают интерьер оригинальным.

Сочетание цветов в интерьере спальни: цвета и удачные комбинации

Ни для кого не секрет, что хороший правильный отдых – залог здоровья. Для обеспечения этой важной части жизни каждого человека требуется помещение максимально удовлетворяющее его индивидуальные потребности.

Необходимо разработать так, чтобы он был комфортным, приятным и располагал к отдыху. Таблица сочетания цветов в интерьере даст возможность подобрать нужные варианты. В зависимости от личных предпочтений используются холодные или же теплые тона, часто прибегают к помощи так называемого выбеления цвета. Такая практика делает любимый ярко-кричащий оттенок более подходящим для комнаты отдыха.

При выборе нужно помнить, что количество цветов не может превышать 7, при этом берется во внимание все: цвет потолка, мебели, аксессуаров и т. д. Процент ярких тонов – 10. Чем больше присутствует цветов для оформления, тем менее яркими они должны быть.

Яркий стиль в спальне: правильное тоновое решение

Фото сочетаний цветов в интерьере спальни показывает, что использование даже глубокого красного цвета хорошо подходит для создания современного дизайна. Такой вариант понравится людям с активной жизненной позицией. Если же немного разнообразить этот цвет, то можно получить другой очень модный вид, который основывается на терракотовом оттенке.

Основываясь на таких тонах, многие часто прибегают к использованию золотистых вкраплений. Очень хороший результат даст тандем красного и темно-зеленого. Глубины и важности спальне придаст сочетание золота с коричневым оттенком.

Если нравится красный цвет, но хочется более спокойной атмосферы, то можно смело использовать алый или цвет охры. Комбинированием с базовыми цветами пастельного характера можно добиться и яркого акцента, и благочестивой глубины.

Использовать цвет бодрости и веселья – оранжевый в спальной комнате нужно с осторожностью. Он подходит многим активным и подвижным людям. Такие его родственные тона, как тыквенный или мандариновый идеально подойдут для доминирующей окраски. Хорошо смотрятся в сочетании с цветом слоновой кости или бежевым.

Если выбор однозначно пал на желтый цвет, то здесь нужно подойти к вопросу очень осторожно. Специалисты дизайнерских компаний не советуют применять его как локальный. Правильнее всего будет применить грушевый или кукурузный оттенок.

Покой в спальне: как этого добиться с помощью цвета

Большинство людей склонно воспринимать спальную комнату как центр спокойствия и умиротворения, поэтому не используют при ее оформлении ярких насыщенных цветов. Выбор чаще всего приходится на пастельные тона. Именно они способствуют практичному отдыху и полноценному восстановлению физических и эмоциональных сил.

Голубой цвет идеально подходит для оформления комнат отдыха. Его смело ассоциируют с водой, ее природной чистотой. По таблице сочетания цветов он хорошо смотрится с естественно природными оттенками дерева и бежевым.

Прилив бодрости и чистоту мыслей в полном объеме обеспечит зеленый цвет. Используя его как базовый при оформлении комнаты, легко добиваются такого эффекта. Чтобы комната не казалась немного скучной или угрюмой можно комбинировать этот цвет с такими нейтральными оттенками, как белый или светло-бежевый.

Сочетание коричневого цвета в интерьере с бежевым, зеленым или фиолетовым придаст некоторую таинственность. В комнате будет уютно и спокойно. Именно коричневый оттенок выбирают приоритетным, а остальные будут выполнять вспомогательную роль.

Многие пастельные оттенки очень хорошо сочетаются между собой, поскольку они взаимно дополняют друг друга. Бежевый, кремовый и абрикосовый несут положительную энергетику. Часто выступают основой дизайнерской линии и хорошо оттеняются другими цветами, выступающими в роли ярких контрастных акцентов.

Стилевым решением хай-тек будет сочетание цветов с серым цветом в интерьере. Идеально он будет смотреться с вышеупомянутым красным. Очень распространено в последнее время соединение в одну смысловую картину серого и сиреневого цветов. Превосходно такое соединение будет оттеняться мебельным гарнитуром белого или же темно-коричневого цвета.

Сам по себе серый оттенок способен сыграть двоякую роль при любом оформлении. Где нужно он подчеркнет яркость другого, а где нужно может приглушить. Создать комфортную атмосферу в спальне ему помогут также такие цвета, как синий, зеленый, розовый или бежевый.

Обратите внимание! Сочетание серого цвета в интерьере хорошо вписывается в различные стилевые решения. Именно поэтому он пользуется большим спросом у владельцев современных квартир.

Сочетание цветов в интерьере спальни могут быть различными, но существуют и такие моменты, которых следует избегать. Например, контрастные решения немного неуместны. Такие варианты, как оранжевый с фиолетовым, желтый с синим, зеленый и лиловый не подойдут для интерьера комнаты отдыха. Их сочетания очень пестрые и вызывающие, не дадут возможности расслабиться и отдохнуть. Поэтому продумывая каждый шаг нужно правильно анализировать ситуацию и выбирать гармоничные сочетания.

Созерцание человеческим взором цветов окружающего мира начинается с момента его рождения и несет значительную смысловую нагрузку. Свыше 80 % информации мозг получает посредством визуального восприятия, и именно из них складывается представление о пространстве и реальности в целом.

Начало начал: для чего необходима гармония

Природа планеты Земля полна необычайных мест, многообразие красок и ярких оттенков которых поражают воображение. Насыщенность и глубина потаенных уголков земного шара всегда волновали души дизайнеров, художников и просто ценителей прекрасного. Именно поэтому в природе стала основой в подборе палитры и источником эмоционального вдохновения для творческих людей.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы, взяв за основу созвучность и непринужденную красоту натуры, создать что-то не менее прекрасное, но уже обладающее ноткой индивидуальности. Чтобы с блеском выполнить эту задачу, необходимо осознать принцип взаимодействия цветов и оттенков, особенности визуального восприятия, воздействие на подсознание человека определенных сочетаний. Для этого и была создана палитра гармонии цветов.

Общая классификация цветов в мире

Первую систематику произвел Исаак Ньютон, разделивший посредством призмы световой луч на семь цветов. Сейчас эти оттенки причисляют к радуге - красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый. Ньютон объединил цвета в схематичную окружность, пытаясь составить первую палитру.

Существующая в современности гармония цветов классифицирует оттенки по двум признакам:

1. Ахроматические - белый и черный, а также все разновидности серого, постепенно набирающие насыщенность на пути от белого к черному.

2. Хроматические - все прочие спектра) и их оттенки, сочные и насыщенные.

Разделение цветов в гамме

Хроматическую группу спектра принято подразделять более подробно:

  • Первичные (красный, желтый, синий). Они являются базовыми в создании дальнейших цветов и их вариаций.
  • Вторичные, или составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Извлекаются путем смешивания первичных цветов.
  • Смешанные. К ним относят все остальные цвета, созданные в процессе объединения разнообразных оттенков.

В последней разновидности выделяют отдельным пунктом нейтральные цвета - черный, белый и серый.

Группы гармонических сочетаний

Гармония цветов выражена четырьмя разновидностями сочетаний, выделенных на основании соединения палитры первичных и вторичных оттенков:


Воздействие цветов на человека

На человеческий организм оттенки оказывают не только эстетическое, но и ярко выраженное психологическое и физиологическое действие. Рассмотрим основные влияющие на человеческий организм цвета:

  • Красный. Является возбуждающим оттенком, поднимает жизненный тонус, усиливает сердцебиение, оказывает стимуляцию на мозг и печень. При всем этом негативно воздействует на нервную систему и ограничен при аллергии и агрессии.
  • Оранжевый. Дарит заряд активности и оптимизма, положительно влияет на нервную систему и желудочно-кишечный тракт, повышает аппетит.
  • Желтый. Укрепляет нервы, благоприятен при депрессии, прекрасно влияет на интеллектуальные способности и память, способствует очищению кишечника и печени.
  • Зеленый. Благоприятен для глаз и сердца, оказывает общее успокаивающее влияние на организм и психику, снижает кровяное давление.
  • Голубой и синий. Это цвета успокаивающие и умиротворяющие, положительно влияющие на нервную систему, устраняющие чувство бессилия и боли в организме.
  • Фиолетовый. Оказывает положительное действие на внутренние органы, выручает при бессоннице и мигрени.

Весенние и летние цвета в «концепции времен года»

Классификация по «концепции времен года» была навеяна гармоничными оттенками самой природы. Ведь где, как не здесь, встречаются самые неожиданные сочетания, напрямую связанные с сезонными изменениями. Разделяют весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю группы. В каждой палитре встречается один преобладающий цвет, активно доминирующий над другими в яркости или объеме.

Осенние и зимние оттенки в сезонной теории

  • Осень в палитре. Пожалуй, это время года можно назвать самым богатым на разнообразие оттенков. Гармония цветов отображена в богатом урожае грибов, ягод и фруктов, а также меняющей цвет листве. Первичный цвет - красный, сопутствующие - красновато-коричневый, кукурузный, оранжевый, персиковый, синий, хвойный, оливковый, кофейный, сливовый.
  • Зима. Воспоминания об этой поре рисуют нам монохромные пейзажи, притихшую и затаившуюся под снежным покрывалом природу. И на этом практически белом полотне активно выделяются кровавые рябиновые ягоды, хвоя елей и морозное небо. Цвета сезона хоть и холодные, но отчетливые и чистые, без каких-либо добавлений. Доминирующим цветом в палитре является синий, также присутствуют белоснежный, бирюзовый, кроваво-красный, черный, темно-синий, интенсивный коричневый, бежевый, голубой.

Подводя итоги

Несмотря на то что красота природных оттенков кажется полной и не нуждающейся в доработке, не нужно досконально переносить ее на искусственно спроектированный человеком объект - будь то дизайн интерьера или создание авторской вещицы. Наглое копирование и перенесение чистых природных тонов в искусственно созданный человеческими руками мир выглядит нелепо, и гармоничное соотношение естественных оттенков нарушается.

Чтобы подобного не случилось, необходимо научиться гармонично смешивать между собой естественные и искусственно образованные оттенки в палитру. Важно обладать прирожденным вкусом и умением правильно подбирать цвета друг к другу для создания идеального интерьера, картины или внешнего образа. В этом и помогут творческому человеку все приведенные выше схемы и примечания.

Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. В цветной композиции тоже можно применять способы гармонизации, есть множество теорий с помощью которых пытались добиваться гармоничных сочетаний цветов, многие ученые работали над данной проблемой причем работали не только и не столько ученые изучающие физику цвета и света, а как правило те умы, которые пробовали осмыслить как цвет воздействует на психику человека, пытаясь добиться по средствам сочетания цветов определенного восприятия. Рудольфа Адамса и Альберта Манселла можно назвать в числе первых кто сделал значимые шаги в данном направлении. После них были многие назову некоторых кто на мой взгляд в настоящее время наиболее актуален Б. М. Теплов в его теория основывалась на круге с тремя основными цветами жёлтый, синий, красный. Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. Соответственно и мы рассмотрим гармонии на основе указанных цветовых кругов, и не забудем упомянуть о цветовых сочетаниях где используется один оттенок цвета, то есть цветовой круг не нужен.

Гармоничные сочетания ахроматических цветов.

Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.

Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.

Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.

Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной .

Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой .

Черный и темные оттенки серого, темно-серой .

Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.

Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.

Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.

Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на серой шкале через равные промежутки то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.

Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.

Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.

Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.

Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.

Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.

В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.

Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.

Гармоничные сочетания хроматических цветов.

Суть в том, что разных схем сочетания хроматических цветов великое множество они строятся на разных теориях и с использованием все возможных цветовых кругов.

Мы здесь, прежде всего, рассмотрим несколько наиболее используемы схем, основанных на двенадцати частном цветовом круге, где основными являются желтый, красный, синий цвета, хотя данные схемы можно более или менее успешно, использовать на любом другом цветовом круге.

Прежде всего надо сказать что любые гармоничные сочетания делятся на две категории, контрастные и нюансные сочетания . Соответственно любые сочетания, где используется явный контраст цветов или оттенков и есть контрастные. А сближенные, сочетания, как правило, расположенные рядом на круге не образующие явного контраста, являются нюансными.

И так схемы гармонических сочетаний.

Одноцветная (монохроматическая); монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов. Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Только в место оттенков серого здесь используются оттенки, какого ни будь из спектральных цветов. И цветовой круг для построения данной гармонии не нужен, а нужна монохромная шкала, проходящая от белого к черному через требуемый спектральный цвет. Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.

Гармония аналогичных цветов или Родственная триада; в этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение. Данная гармония чаше всего используется как нюансная, но контраст тут тоже возможен. В качестве дополнительного цвета может быть использован белый или черный.

Гармония дополнительных цветов (комплементарная); в комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив. В данном случае контраст на лицо, и композиции, выстроенные на основе данной гармонии, могут быт очень контрастными, восприниматься как динамичные, экспрессивные, даже кричащие. Здесь очень легко ставить акценты.

Разбитые дополнительные; Это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему. Сочетание еще более сложное, чем предыдущее и тоже контрастное.

Цвета лежат в вершинах равнобедренного треугольника на равном расстоянии друг от друга. Сочетание достаточно эффектное, даже если использовать пастельные цвета. Причем данная схема может строиться как на основных цветах, так и на вторичных, и даже третичных.

Предложенные сочетания цветов используются весьма часто во всех направлениях изобразительного искусства не только в живописи и графике, но также в фотографии дизайне, архитектуре, и даже визажисты, и парикмахеры работают с гармоничными сочетаниями.

Но существует мнение что основных цветов не три, а четыре обосновывается такая точка зрение рядом доводов, например, утверждается и не безосновательно, что смесь синего и желтого не дает чистый зеленый. Такой исследователь цвета как Майкл Уилкокс даже книгу так назвал «Синий и желтый не дают зеленый».

Так вот цветовые круги, основанные на четырех первичных цветах, тоже используют для гармонизации цветовой композиции.

Рассмотрим способы гармонизации с использованием данного круга.

Для начала опишем цветовой круг, на примере круга, предложенного Шугаевым.

Цветовой круг, в котором основными считаются четыре цвета синий, желтый, красный, зеленый.

Между основных цветов, расположены четыре группы промежуточных:

  • желто-красные;
  • сине-красные;
  • сине-зеленые;
  • желто-зеленые.

На основе данного круга сложилась система гармонизации цветов.

Выявлено четыре группы гармонических сочетаний:

  • однотоновые гармонии;
  • гармонии родственных цветов;
  • гармонии родственно-контрастных цветов;
  • гармонии контрастных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания цветов; все что было сказано о Одноцветных (монохроматических) сочетаниях, описанных в предыдущих моделях, о сочетаниях ахроматических цветов, в полной мере относится и к данной группе, собственно это одна и та же группа только названия в разных моделях и у разных авторов разнятся.

Гармонические сочетания родственных цветов; Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами, У Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.

Таким образом получаются нюансные колористические сочетания, спокойные и сдержанные, хотя определенный контраст и эмоциональность в них внести можно если добавить светлотную шкалу.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга, и не все сочетания данных цветов гармоничны. Существуют несколько схем, пользуясь которыми можно подобрать нужную гармонию:

  • Через круг проводят горизонтальные или вертикальные хорды, концы хорд располагаются на цветах, равно удаленных от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов.
  • На круге располагают тупоугольный треугольник длинная сторона которого является описанной выше хордой, а вершина противоположного тупого угла является главным цветом в данном сочетании два остальных расположенных на двух других вершинах соответственно подчинены главному цвету.
  • Цвета, расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, гипотенуза которого является диаметром цветового круга, а катеты, вертикальные и горизонтальные хорды.
  • Цвета в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин - это главный цвет, а противоположная ей сторона является вертикальной или горизонтальной хордой.
  • Четыре цвета, расположенные по углам квадрата или прямоугольника, все стороны которых являются горизонтальными или вертикальными хордами.

Как правило при необходимости к данным сочетаниям добавляют светлотную шкалу.

Гармонические сочетания контрастных цветов; Контрастные цвета это те, которые расположены в противоположных четвертях цветового круга.

Два цвета наиболее удаленные друг от друга и соответственно расположенные на концах диаметра, являются контрастно-дополнительными. Данный вид гармонии наиболее контрастный потенциально очень эмоциональный и экспрессивный в общем обладает теми же свойствами что и «Гармония дополнительных цветов (комплементарная)», описанная выше. Как и в других схемах ее можно дополнять светлотной шкалой.

И тут надо заметить, что круги разные, а схемы, которые к ним применяются во многом похожи, не в деталях, но в основных моментах сходство несомненно есть, к чему это я. На самом деле схем гармонизации значительно больше, причем многие вполне могут работать на любом цветовом круге. Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом, и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем.

Подходите к прочесу творчески.

Кстати схемы, предложенные в данной статье просто наиболее популярные.

Например, упомянутый здесь В. М. Шугаев на 16 частном круге выявил 120 гармоничных сочетаний цветов.

Но в некоторых областях ИЗО, например, в дизайне мастерам приходится работать с цветом буквально по числам в каталоге, то есть в очень узких рамках в которых свободный поиск цветовых сочетаний, как например в живописи, просто не допустим. Например, при создании фирменного стиля, нужно очень четко привязать фирменные цвета к имеющимся в каталоге цветов. И тут иногда просто нет вариантов, кроме как строго следовать гармоническим схемам.

При использовании данных схем нужно понимать, что сами по себе в отрыве от остальных принципов и законов, которые используются в композиции, данные схемы не будут работать должным образом, то есть, основные законы композиции целостность, соподчинённость, целесообразность, должны соблюдутся. Сколько бы цветов не было в композиции, один всегда так или иначе главный, ему подчинены все остальные, от него строится весь цветовой строй. Да бывают композиции в которых могут в роли главного выступать несколько разных цветов, например, в орнаменте, но тогда данная композиция делится на несколько других где в каждой отдельной все равно главным всегда один цвет.

И так мы рассмотрели несколько способов гармонизации с разными цветовыми кругами, и разными схемами гармонизации. Суть в том, что природа не формулирует так формально законы, как это делает человек, но они несомненно есть, и природа существует сообразно с этими законами, и чтобы их соблюдать иногда не обязательно пользоваться такими жесткими схемами.

Дело в том, что на практике и очень часто цветовой круг художники или фотографы не используют, и не по тому что это плохой инструмент, а по тому что с опытом приходит привычка держать круг в голове и выстраивать цветовые комбинации почти бессознательно. Более того многие поколения художников представления не имели о цветовом круге их этому просто не учили, а они все равно умудрялись делать свои произведения гармоничными, как же им это удавалось.

Еще до изобретения цветового круга были способы гармонизации, которые не требовали использования цветового круга, и они используются до сих пор. Сама натура с которой писали или рисовали подсказывала нужные сочетания цветов, например, в солнечный день все предметы вся окружающая среда пропитана солнечным светом, с присущим ему колоритом, который создает определенную среду, в которую погружена все вокруг даже глубокие тени все равно находятся в данной среде. И хотя тени как правило более холодные чем освещенные солнцем места, но среда, в которую они погружены все равно делает их более теплыми. Или в помещении, когда все освещено лампой накаливания и среда еще более теплая, но окно как часть композиции в котором мы видим ночную сцену, все равно не будет на столько холодным чтобы выпасть из общей композиции, оно все равно будет погружено в среду, которую создает лампа.

Значит среда, то есть какой ни будь определенный оттенок может работать как гармонизатор.

Так вот в Живописи и графике, а также в фотографии есть ряд приемов, которые позволяют имитировать данный эффект. Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Будет ли эта композиция холодной или теплой и соответственно если, например, композиция будет теплой то даже самые холодные оттенки будут до определенной степени теплыми, это называется увести в теплую гамму или в холодную.

Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски.

Или, например, делается цветной грунт, а по нему пишут раздельным мазком какую-то композицию, таким образом грунт просвечивает из-под краски между мазками и выполняет роль среды, подчиняя себе весь цветовой строй картины.

И кстати подобных способов много, например, акварелисты пишут на тонированной бумаге она просвечивает сквозь краску и тоже играет роль гармонизатора.

А какие способы предлагает графика, тут можно в качестве гармонизатора использовать контур. Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении.

В фотографии тоже имеют место подобные приемы, например, цветные фильтры, которые еще на этапе съемки уже выстраивают цветовой ряд и работают как гармонизатор,

При обработке цифрового фото или при рисовании в цифре тоже имеются возможности для аналогичных приемов.

И еще один способ гармонизации - это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины, имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Если же обводка более светлая, то композиция чувствует себя более свободно, в плоть до того что композиция может вообще развалится.

Так вот рамка может работать как гармонизатор если умело подобрать сочетание цвета и светлоты рамки. Более того рамка может вписать композицию в интерьер, сработать как объединяющий, гармонизирующий элемент между изображением и интерьером, помещения в котором расположено изображение.

И еще про цветовой круг, мы не коснулись в данной статье темы практической работы с кругом, дело в том, что существуют цветовые круги не только как схемы, но есть, например, механические кураги, или программы на основе цветового круга которые специально созданы для того чтобы с их помощью можно было подбирать гармонические комбинации цветов. Я планирую написать отдельную статью на эту тему, и в ней обещаю рассказать о подобных приспособлениях и программах.

На этом тема цветовой гармонии конечно не кончается, можно еще многое на данную тему сказать, но в задачи данной статьи и не входит рассказать все, скорее обозначить некоторые аспекты и разбудить интерес к данной теме.

Еще раз скажу, подходите к процессу творчески, и будет интересно!

 
Статьи по теме:
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в
Чем вызваны изменения пупка при беременности и опасны ли они?
Беременность сильно меняет женщину. Уже с первых недель гестации ее тело становится другим. Изменения происходят с будущей мамой на протяжении всей беременности, вплоть до родов. Эти изменения многих женщин в положении больше пугают, чем радуют. Особенно
Как оценить состояние зрения у младенца?
Елена с сыном | Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти