Блудный сын библейское. Современное толкование притчи о блудном сыне

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2019 году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля .

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

« 11 у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
(Лк. 15:11-32).

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» - это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т.е. доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину - место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это - Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть - этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»


В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его» , - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его» . Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе» . Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим» . Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, ...любовь не гордится, ...не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (25 февраля - 2 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Увидев однажды собравшийся вокруг Него народ, взошел Иисус на гору и сел на вершине. И тогда обступили Его ученики. И вот чему учил их Иисус и что говорил им: Блаженны те, кто довольствуется малым, потому что им принадлежит Царствие Небесное. Блаженны те, кто плачет, потому что они получат утешение. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю. Блаженны голодные и жаждущие, потому что они насытятся. Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога. Блаженны миротворцы, потому что Господь назовет их своими сыновьями. Блаженны изгнанные, потому что им принадлежит Царствие Небесное. Блаженны те, кого будут преследовать за любовь ко Мне, потому что получите вы награду на небесах. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою? Она уже будет ни к чему непригодна. Останется лишь выбросить ее. А кто нарушит одну из этих малейших заповедей, тот сам малейшим будет в Царствии Небесном.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или заветы пророков. Не нарушать Я пришел, но исполнить, потому что до конца дней должно исполняться все записанное в законе. И если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете вы в Царствие Небесное. И если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь свой дар перед жертвенником, пойди примирись с братом своим и тогда возвращайся, чтобы принести дар.

И еще говорю Я вам: не клянитесь вовсе: ни небом, ни землею, ни головою своею. Но пусть будет достаточно слова вашего «да, да» или» «нет, нет», а все остальное, то от лукавого.

И еще говорю Я вам: не противьтесь злу, а если кто ударит вас в правую щеку, подставьте ему и левую, а кто захочет взять у вас рубашку, отдайте ему и верхнюю одежду.

И вот еще чему учил их Иисус:

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Молитесь же так: Отче наш сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

И если вы не будете прощать людям их прегрешения, то и Отец ваш Небесный не простит вас.

И не собирайте себе сокровищ на земле, где все подвержено порче и где воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ничто не подвержено порче и где воры не крадут. Ибо только то сокровище, что лежит в вашем сердце.

И еще говорю Я вам: никто не может служить двум господам, потому что или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть. Нельзя служить Богу и богатству. А потому не заботьтесь, что вам есть и что пить и во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы. Отец ваш небесный питает их. Но разве вы не лучше их?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся и не прядут, но и самый богатый человек не одевался так, как любая из них. Но если же траву полевую Господь так одевает, то подумайте, как Он может одеть вас, маловерные.

Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что день завтрашний сам позаботится о своем. Довольно для каждого дня и своей заботы.

И когда Иисус кончил говорить, все дивились учению Его и тому, что учил Он их как власть имеющий.

Брак в Кане Галилейской

Иисус превращает воду в вино

А вскоре в городе Кана в Галилее был брачный пир, на который пригласили Иисуса и мать Его Марию. Приглашены были и ученики Иисуса. И когда кончилось вино, Мария сказала об этом Иисусу. Иисус же ответил, что не пришло еще Его время. Но Мария сказала служителям: «Делайте то, что скажет вам Иисус».

Здесь стояли шесть каменных кувшинов, в которые вмещалось по две или по три меры жидкости. И Иисус сказал тогда служителям: «Наполните эти сосуды водой». И служители наполнили их до верха. Тогда Иисус сказал им: «Теперь зачерпните оттуда в малые сосуды и несите распорядителю пира». Те так и сделали.

Распорядитель, отведав принесенное ему, обнаружил, что это вино. Но он не знал, откуда это вино, – это знали только служители. И тогда подошел распорядитель пира к жениху и сказал ему: «Всякий хозяин сперва подает хорошее вино, а когда уже гости становятся пьяны, тогда он подает вино похуже. Твой пир идет уже давно, а ты все равно сумел до сих пор сберечь хорошее вино».

Так положил Иисус начало чудесам Своим в Кане Галилейской, так Он явил силу Свою. И уверовали в него ученики.

Слава об Иисусе и Его чудесах стала распространяться по земле. Когда спустя какое-то время после этой свадьбы Иисус с учениками снова пришел в Кану, к Нему явился некий царедворец из Капернаума. Этот человек просил идти с ним в его город и исцелить его больного сына, который был при смерти. И тогда сказал ему Иисус: «Возвращайся домой, сын твой здоров». Поверил этот царедворец Иисусу и пошел домой. А на дороге встретили его слуги и сказали: «Сын твой выздоровел». Спросил царедворец у слуг, в какое время полегчало его сыну, а когда те ответили, оказалось, что это случилось сразу после его разговора с Иисусом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Ч.Г.Сперджен

Блудный сын

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

ИЗБЫТОК ХЛЕБА

ПРИШЕЛ В СЕБЯ

"Пришед в себя..." Эти слова можно применить к тому, кто очнулся после обморока, кто не сознавал своего положения и не мог выйти из него, но теперь пришел в себя, вернулся к сознанию и действию.

Эти слова могут быть применены еще к тому, кто излечился от безумия. Блудный сын был подобен безумцу, потому что грех есть величайшее безумие.

Он был помрачен в своем разуме, принимал горькое за сладкое и сладкое за горькое, свет за тьму и тьму за свет; он повредил своей душе так, как вредят своему телу одержимые злым духом, когда бьются о камни и ранят себя ножами. Сумасшедший человек не сознает себя таковым, но если он выздоровеет, то сокрушается, что был в таком состоянии. Итак, вернувшись к разуму истинному и светлому, блудный сын пришел в себя.

Существует легенда о волшебнице Цирце, которая превращала людей в свиней.

Несомненно, и этот молодой человек, о котором сказано в притче, опустился на ту же ступень. Он низвел свое человеческое достоинство до уровня животного, он ел со свиньями. Человеку свойственно любить своих родных, уважать право, заботиться о своих интересах. Этот же молодой человек уподобился животным.

Быть может, и сегодня среди читающих эту брошюру есть люди, находящиеся в подобном обморочном состоянии, - Господи, подними их!

Может, есть люди нравственно разложившиеся, - Господь да восстановит их, да положит небесный Врач Свою освежающую руку на их горячий лоб и скажет им: "Хочу, очистись".

Есть, может быть, такие, которые отдали ветхой человеческой природе первое место, - пусть Тот, Кто разрушает дела дьявола, освободит их от власти сатаны и даст им силу стать сынами Божьими. Ему да будет вся слава!

МИЛОСЕРДИЕ - ТОЛЬКО У БОГА

Когда блудный сын пришел в себя, он понял два факта: что у отца его избыток хлеба и что он, сын его умирает от голода. Пусть эти две мысли полностью овладеют и вашим сердцем, если вы все еще не спасены, ибо это весьма важные, непреложные истины. Это не фантазия, не сновидение или бред душевно больного человека, не плод расстроенного воображения, но несомненно верно то, что в доме нашего Отца Небесного - избыток благ, в которых нуждается грешник. Нигде больше не может он найти благословение и получить прощение. У Господа же - обильное милосердие, и никто не может оспаривать эту чудную истину.

Одинаково верно и то, что без Бога грешник погибнет. Он уже теперь погибает, и погибнет навеки. Все, что есть ценного в его существовании, будет разрушено, и он сам останется как мерзость запустения: хищные птицы будут гнездиться в развалинах его погибшего существа во веки веков.

Если бы эти истины стали вполне понятны сердцам многих необращенных людей! Увы, грешники забывают, что милосердие - только у Бога, и надеются найти его где-то в другом месте. Они стараются отвергнуть унизительный факт своего безнадежного состояния и ищут какой-нибудь потайной двери для выхода. Им кажется, что они не так уж плохи, как говорится о них в Библии. Во всяком случае, если они плохи теперь, то могут исправиться потом. Увы, друзья мои, что делать с теми, которые добровольно закрывают глаза, чтобы не видеть истину, которая слишком очевидна и подавляюща? Я убедительно прошу тех из вас, которые верой приближаются к престолу Божьему, вознести молитву о том, чтобы Он посетил теперь же необращенные сердца и открыл им значение этих двух истин: у Бога обилие милосердия, вне Бога - погибель. Если грешник с таким сознанием придет к Иисусу Христу, он скоро получит свободу детей Божьих.

БОГ ЛЮБИТ МИЛОВАТЬ

Сегодня мне хочется остановиться, главным образом, на первой и основной, по моему мнению, мысли блудного сына, которая заставила его сказать: "Встану, пойду к отцу моему". Не голод побудил его прийти к этому решению, а трезвая мысль: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом!". Полнота, обилие и даже излишек в доме отца побудили его стремиться домой.

Многие-многие души стали искать Бога, увидев и поверив, что у Него - обилие милосердия. Мне хочется каждому грешнику ясно представить обилие милосердия и благодати Божьей во Христе Иисусе, надеясь, что Господь найдет Своих сынов, что они доверятся этим словам и, услышав об изобилии хлеба в доме Отца, скажут: "Встану, пойду к Отцу".

Итак, прежде всего остановимся на том изобилии благ, которое находится в доме Отца. Что тебе теперь нужно, пробудившийся грешник? Для всякой твоей нужды есть у Бога полное и обильное удовлетворение - "хлеб в избытке". Испытай это. Сначала воззри на Отца Самого. Кто станет Его изучать, сразу увидит, что нет границ Его милосердию, нет предела Его благодати.

"Каковы природа и характер Всевышнего? Суров Он или любящ?" - спрашивал некто.

Писание отвечает на этот вопрос и говорит о Нем больше, чем только как о любящем Отце, но что Он Сам есть любовь, что Его сущность - любовь. Не то чтобы любовь пребывала в Боге, но Сам Бог - любовь. Можно ли с большей очевидностью показать, что любовь Божья бесконечна? Вы не можете измерить Бога; ваше воображение не в силах охватить все Его свойства, определить размеры Его любви, постичь ее полноту.

Помните только, что, как небо выше земли, так пути Его выше наших путей и мысли Его выше наших мыслей. Милость Его пребывает вовеки. Он прощает беззаконие и не вменяет преступления остатку наследия Своего. Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. "Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя". "До небес велика милость Твоя". "Господь весьма милосерд и сострадателен".

БОГ СИЛЕН СПАСАТЬ

Если вам кажется, что одной Божественной любви мало для вашего спасения, то вспомните, что у Отца, к Которому обращается грешник, столько же мудрости, сколько и милости.

Может быть, твое положение особенно серьезно. Но Сотворивший тебя может и исцелить тебя. Сотворивший ухо разве не может избавить его от глухоты? Образовавший глаз, неужели не сумеет вернуть ему зрение, если он ослеп? Нет такого несчастья, от которого не мог бы избавить тебя Господь. Несравненная мудрость не может оказаться бессильной перед запутанностью твоей жизни.

Не может быть также недостатка могущества у Отца. Разве ты не знаешь, что сотворивший землю и простерший над ней небеса, как шатер, для обитания в нем, не имеет границ могущества Своего и предела Своей силе?

Блудный сын

Леонид Банчик Пожалуй, самой проникновенной притчей из всех, рассказанных Христом, является притча о блудном сыне (или о расточительном сыне, как ее называют на других языках). По этой притче великий Рембрандт написал в 1669 году свою последнюю картину, в центре которой старый слеповатый отец и коленопреклоненный сын, вернувшийся в родительский дом после долгой разлуки. Сын повернут спиной к зрителям, но мы многое можем узнать о нем по лохмотьям, стоптанной обуви, струпьям на голове, голой пятке. Руки старца ощупывают сына. Вероятно, он уже не в силах прижать сына к себе. Рядом находятся другие люди, свидетели трогательной встречи, однако Рембрандт показал их фигуры явно второстепенными. Все наше внимание сосредоточено только на двоих - отце и сыне. Художник к тому времени потерял своего любимого сына, и эта Библейская история была ему особенно близка. Иисус отвечал на обвинение фарисеев в том, что "... Он принимает грешников и ест с ними" (Лука 15:2) . Учитель рассказал им сразу три притчи, показывающи е отношение Бога к своим чадам, даже , казалось бы, к самым недостойным чадам. В этих историях заблудшая овца, потерянная драхма и блудный сын символизируют покаявшихся грешников, а старший сын - образ фарисеев и всяких самоправедных людей. Кто же тогда отец? Конечно же, это добрый и любящий Господь. Пожалуй , Рембрандт допустил в картине единственную ошибку, изобразив отца слепым. В притче Христа он вполне здоровый и необычайно деятельный хозяин имения. Итак, обратимся к притче и трем ее главным героям - отцу с двумя сыновьями, причем разделим наш рассказ на две части.

Часть первая. Младший сын

"Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему " (Лука 15:21-16) . Когда в семье несколько детей, то родители обычно считают старшего своей опорой, главным наследником , зато младшим достается больше родительской любви. Младший сын потребовал свою часть имения , и отец исполнил его просьбу, хоть мы не видим в ней сыновне го уважения . Согласно Моисеев у закону, это была третья часть, потому что две трети полагались первенцу (Втор. 21:17). Но обязан ли был отец удовлетворить его просьбу? Конечно, нет. Наследство полагалось после смерти отца, а не при его жизни. Вспомните шекспировского короля Лира! Он все раздал дочерям, рассчитывая на царский прием в их домах, а его попросту вышвырнули вон за ненадобностью. В нашей притче отец соглашается отдать часть наследства младшему сыну, оставаясь хозяином двойной части, которая после его смерти отойдет к старшему. П о истечении немногих дней младший, обратив имущество в деньги, подался в дальние края. Нам неизвестно, сколько времени ушло у него на растранжиривание состояния. Скорее всего, произошло это достаточно быстро , так как распутная жизнь требует немалых затрат. И вот уже бывший барчук вынужден устроиться на самую низкооплачиваемую работу. Для еврея быть свинопасом наиболее позорно. Вероятно, Иисус намеренно дал Своему герою такую профессию, чтобы показать слушателям: Господь прощает кающихся грешников, даже если они упали ниже допустимого в глазах общества порога, ниже предела падения. Рожковое дерево растет в Израиле, Сирии, Малой Азии. Его стручки, терпкие на вкус, служили пищей для скота и бедных людей. Сегодня их добавляют в напитки и сладости. По христианскому преданию рожками питался Иоанн Креститель. У раввинов есть интересная поговорка: "Когда евреям приходится есть рожки, тогда они каются". Может быть, предтечей поговорки стала притча о блудном сыне? Ведь ему не доставалось даже этой невкусной пищи. И он задумался... " Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих " (Лука 15:17-19) . Любому неверующему человеку стоит задуматься: кем я был, кто я есть сейчас, что мне делать дальше и Кому доверить свою жизнь. Однако Александр Мень справедливо писал: "Эта притча также о нас, когда мы забываем о своем Небесном Отце, когда мы уходим от Него далеко, увлеченные своими страстями, мелочами, повседневностью жизни... Это о нас, когда мы оторвались, отпали, отошли, заблудились, потерялись". Блудного сына заставила задуматься нужда. Он сам виновен во всем происшедшем. Он хочет изменить свою жизнь. Он готов идти в наемники к собственному отцу. Он знает, что слуги отца живут значительно лучше, но его возвращение нельзя свести просто к желанию хорошо питаться. Почему? Потому что он признает свой грех перед Богом и отцом. Потому что он понимает, что был недостойным сыном и не имеет права носить имя отца. Потому что он переступает через свою гордыню и готов стать слугой в доме, где когда-то был хозяйским сыном. Происшедшее с ним и есть истинное покаяние, когда все мирское отбрасывается в сторону, и ты стоишь один перед Богом в слезах и мольбе о прощении. " Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим " (Лука 15:20-21) . Господь знает наши мысли. Блудный сын отправился в обратный путь, а отец уже ждал его. Он был еще далеко, а отец уже его увидел. Он шел пешком, а отец побежал ему навстречу. Он еще не успел вымолвить ни слова, а отец обнял его и расцеловал. Вот так Бог спешит навстречу каждому кающемуся грешнику, и на небесах в этот момент ликование, великий праздник! Как сказал Иисус: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся " (Лука 15:10). Старая р усская поговорка гласит: "Кто кого обидит, тот того и ненавидит". Ненависть издавна означала нежелание видеть. Человек, незаслуженно обидевший другого, часто считает себя правым и не желает видеть свой грех. Но если он осознает свою вину, попросит прощения у Бога и у того, кому нанес обиду, то обретет Божью любовь. Младший сын оскорбил отца уходом из дома и растратой имущества, но он вернулся и возвращает отцовскую любовь. Он вслух повторяет слова покаяния, которые были в его мыслях, но кое-что не успел договорить. Что именно? "Прими меня в число наемников твоих". Отец не дал договорить сыну, зная его мысли. Покаявшемуся грешнику полагается иная участь. Он вновь становится сыном, любимым сыном. " А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лука 15:22-24). Отец велел одеть сына в лучшую одежду - самую дорогую, которую носили только знатные люди. В такую одежду был облачен Ангел, возвестивший пришедшим к гробнице женщинам о воскресении Христа. Тем же греческим словом "столе" названа о дежда всех пострадавших за веру (Откровение 6:11). Младший сын получил в подарок перстень как символ власти и восстановления в правах , а также обувь, отличавшую хозяев от слуг. Отец устроил пир, символизирующий грядущий брачный пир Христа со всеми верующими в Него. Сын был мертв и ожил. Пока мы живем без Бога в своих грехах - мы мертвы. Только верой можно обрести жизнь . Отец ни словом не упрекает сына, потому что он вернулся с раскаянным сердцем. Так и Господь прощает грешника, призвавшего Его имя, облачает его в лучшие одежды и ведет Своим путем в вечность.

Часть вторая. Старший сын

"Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым " (Лука 15:25-27). По людским меркам у старшего сына был повод для обиды. Отец отдал часть имения младшему, оставшись хозяином той части, которая по наследству должна достаться младшему. Один сын стал самостоятельным владельцем, а другой, главный наследник, по-прежнему подчинялся отцу. Младший вернулся без средств к существованию, а отец по-царски одарил его, устроил великий пир, и все это за счет наследства старшего сына. Так что был повод рассердиться, но чисто мирской повод. Ведь вернулся его родной брат! Отец празднует возвращение сына, почему же брат не рад возвращению брата? В его поведении проглядываются многие отрицательные черты фарисеев: самоправедность, презрение к падшим людям, гордыня. Старший сын возвращался с поля, вероятно, после тяжелой работы. Ему хотелось покоя и тишины, в то время как из дома раздавались ликующие крики и пение. Он понял, что сегодня отдыха не будет, оттого усилилось раздражение. Спрос ил у слуги, что там происходит. У слыша л ответ: вернулся его брат в добром здравии. Теперь-то, узнав такую новость, ему бы забыть об усталости, броситься навстречу нашедшемуся брату, присоединиться к пиру! Увы... " Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка " (Лука 15:28-30). Иисус показывает нам в притче, насколько бывает зол человек, и насколько добр Бог. Брат не желает видеть брата, за что заслуживает сурового наказания. Однако Господь, предстающий перед нами в образе отца семейства, идет навстречу сыну, чтобы растопить ледяную глыбу обиды, уговорить его войти в дом и присоединиться к торжеству. Отец вышел к сыну, а тот воспринял поступь Божьей любви лишь как повод высказать свои претензии. Ответного шага он не совершил. Когда мы на кого-либо сердимся, то часто напоминаем малых детей. Примерно так выглядит жалоба старшего сына насчет козленка и теленка. Отцу лучше знать, стоит ли разрешать ему устр ои ть собственный пир. Может быть, поедая вкусное мясо в кругу друзей, запивая его вином, послушный прежде сын забудет о работе и обо всем на свете. К тому же, он говорит отцу "этот сын твой". Не "мой брат", а "твой сын". Так обычно кричат родители в пылу спора из-за детей: "Это твой сын, ты им и занимайся". Вот и получилось, что отец обрел сына, а брат не желает обрести брата. У старшего сына есть заслуги перед отцом, которые он нескромно называет. Да, он честно исполнял свою работу, но в его словах мы не видим любви к отцу. Скорее всего, сын воспринимал отца, как своего начальника, которому следует подчиняться, и только. Если бы была в нем сыновняя любовь, он бы понял и разделил радость отца. К младшему брату он ничего, кроме презрения, не испытывает. Отец не упоминает грехов блудного сына, потому что тот покаялся. Зато старший помнит обо всем: "... этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами ". Нет в его словах милости, нет сострадания. Отец же отвечает сыну словами великой любви. " Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лука 15:31-32) . В греческом тексте стоит не "сын", а значительно более ласковое "текнон" - дитя, ребенок. И следует отметить, что м нения богословов по поводу старшего сына разделились. Одни считают, что Иисус не мог в этом образе показать фарисеев и книжников, так как они не достойны слов Отца "ты всегда со мной" и "все мое твое". Я придерживаюсь другой точки зрения, основанной на том, что Израилю "... принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь " (Римлянам 9:4-5). Как много дано Богом избранному народу , который Он хранит на протяжении тысячелетий ! Именно это имеет в виду Отец, говоря сыну "ты всегда со мной" и "все мое твое". Но все перечисленные благословения не дают спасения, которое обретается верой во Христа. Поэтому фарисеи и книжники в лице старшего сына поставлены перед выбором: войти в дом и присоединиться к пиру или остаться снаружи перед закрытой дверью. Отец пытается вразумить сына, делая ударение на "брат твой". Старший сын обязан признать в младшем своего брата , как фарисеи должны прекратить с надменностью смотреть на мытарей и блудниц. Иисус показывает, что нашими братьями и сестрами являются все принявшие Его в свое сердце и исповедующие Библейские истины, независимо от социального статуса, независимо от национальной принадлежности. Думаю, Иисус намеренно не закончил притчу положительным или трагическим финалом. Он дает возможность поразмыслить Своим слушателям, поразмыслить и нам с вами. При внимательном рассмотрении себя в зеркале мы найдем черты как младшего сына, так и старшего. Все мы грешны и не раз отдалялись от Отца своими неправедными делами. Все мы испытывали зависть, гордыню, напрасные обиды. Но у нас есть любящий Отец, называющий нас Своими детьми и приглашающий в Свой дом на великий пир ... К притче о блудном сыне обращался не только Рембрандт, но и многие художники и поэты. Прочтите прекрасное стихотворение Льва Болеславского. Если вы еще не доверили свою жизнь Христу, то, возможно, эти стихи помогут и вам просить прощения у Небесного Отца. Прости, Отец, прости, Господь,
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Ты даровал благую часть,
Затем чтоб ближе стал к Тебе я,
Но я схватил ее скорее,
Чтоб отделиться и отпасть.

Лишь в наслаждении одном
Блазнился смысл, дразнилось счастье,
Лишь женской плотью и вином
Я жаждал вечно насыщаться.

Зрел всюду, душу ослепя,
Земные блага, изобилье,
А пустоту внутри себя,
Увы, увидеть был не в силе.

Ушло имение из рук,
Уже ни золота, ни меди.
И -- где друзья? Взглянул вокруг

,
И вдруг увидел, как я беден.

Прости, Отец, прости, Господь.
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына - это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою - оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец - старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом - стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, - то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его - Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они - по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, - это они - книжники, и фарисеи, и законники, - это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование - символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного - отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А - этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением - сын мой - отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, - твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно – нравственном настроении. - Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба – Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.

 
Статьи по теме:
Мастер класс съемной одежды шампанского
Добрый день! В этом мастер-классе, я расскажу, как можно украсить шампанское на Новый год. Это будет съемная одежда на шампанское, стилизованное под деда Мороза и Снегурочку. Раньше, что бы украсить шампанское лентами, я делала одежду для шампанского не
Коричневый цвет в одежде: надежность и благородство
Трудно не согласиться с тем, что с помощью цвета, в который мы одеваемся, можно управлять настроением – причем не только своим, но и окружающих. Выбирая те или иные цвета для своего гардероба, ты посылаешь в пространство информацию, которая может действов
Позитивный настрой на день
Всем, наверное, известна фраза о том, что мысли человека - материальны. Чем человека, тем легче его жизнь, тем лучше удается разбираться с делами и справляться проблемами. Сегодня существуют техники, как настроить себя на позитив и впоследствии улучшить с
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………