Конспект занятия в средней группе "Мальчики и девочки" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Конспект занятия по полоролевому воспитанию в разновозрастной группе «Я и ты

Описание : урок психологии «Мальчишки и девчонки» разработан для учащихся 1-2 класса. Конспект урока будет полезен для педагогов-психологов, а также классных руководителей средней общеобразовательной школы. Данный материал прошел апробацию на базе НОУ «Школа «Альфа и Омега» г. Омска, результатом которой стало формирование адекватной гендерной позиции учащихся, а также положительные отзывы педагогов и родителей, что послужило разработке ряда подобных занятий с учащимися.

Цель : Формирование гендерных установок учащихся 1 класса.

Задачи:

1. Оказать помощь в осознании содержания своей гендерной роли.

2. Оказать помощь при формировании эмоционально-положительного отношения к своей гендерной роли.

3. Оказать помощь в регуляции поведения в рамках гендерной роли.

Раздаточный материал : картонные фигурки (разрезанные) силуэтов мальчика и девочки, рисунок на листе А3 чемоданчика (мужского), рисунок на листе А3 сумочки (женской), вырезки из журналов женских и мужских предметов.

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Ход занятия.

Введение : здравствуйте, мальчики и девчонки! Сегодня мы с Вами будем обсуждать очень интересную тему, а какую, - не скажу, потому, что вы сами должны будете догадаться! Я дам вам лишь несколько подсказок, а пока предлагаю поиграть.

Игра «Молекулы».

Психолог: Итак, внимательно слушайте правила игры: все вы, наверное, знаете, что мы с вами, а также все, что нас окружает, состоит из частичек, которые называются «молекулами», представьте себе, что вы и есть те самые молекулы, которые по моей команде начнут передвигаться в разных направлениях. Но как только вы услышите мой хлопок и цифру, вам нужно будет встать за руки в круг с количеством человек, соответствующим названной мной цифре. Кому не хватит места в кругу, объединяется со мной. Начали…

(психолог играет до тех пор, пока при помощи названной им цифры не будет образовано 2 команды с равным числом участников).

Упражнение «Кто это?».

(Группа делится на 2 команды с помощью игры «Молекулы».

Психолог : А теперь каждая команда получает набор фигур, из которых нужно составить картинки.

(силуэт девочки (1 группа) и силуэт мальчика (2 группа); после предъявления задания называется тема занятия).

Психолог: кто может сказать, как называется тема нашего урока?

(Выслушивает ответы детей).

Психолог: Правильно, тема нашего с вами занятия «Мальчики и девочки».

Игра — разминка «Я знаю много имен».

(Психолог кидает мяч детям, которые сначала называют имена девочек, затем — мальчиков).

Загадки про маму и папу.

Кто взял в руки молоток,

Вырыл яму он лопатой?

Кто смотрел со мной хоккей?

Это мой любимый...(дети хором - папа).

Кто красивей всех вокруг,

Кто готовит, моет раму?

Кто мой нежный, добрый друг?

Это всё родная...(дети хором - мама).

Упражнения «Качества мальчиков и девочек».

Психолог: мамы когда-то были девочками, папы когда-то были мальчиками! Нам с самого детства понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга, а чем?

а) небольшая беседа с детьми (психолог кидает мяч, тот у кого он оказался отвечает на вопрос: чем отличаются мальчики и девочки.

б) упражнение «Чьи качества?»

Психолог : Сейчас я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Мужчина: сильный, ответственный, женственный, мужественный, настойчивый, мягкий, трудолюбивый, домашний, умный, застенчивый, решительный.

Психолог: А теперь я буду называть качества мужчины, если качество подходит, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ножками.

* Женщина: добрая, скромная, мужественная, грубая, мягкая, женственная, обаятельная, понимающая, ласковая, жесткая, хозяйственная.

Упражнение «Чемодан и сумочка».

(На доске вывешиваются 2 плаката с рисунками мужского чемодана и женской сумочки, перед детьми выкладываются вырезки из журналов женских и мужских предметов).

Психолог: сейчас каждый по очереди выберет себе предмет, если это мальчик, то он выбирает мужской предмет, если девочка, то женский предмет и отнесет его либо в мужской чемодан, либо в дамскую сумочку.

(Каждый участник по очереди выбирает предмет и кладет в чемодан или в сумочку, в зависимости от своего пола.

Упражнение «Угадай кто я?»

(Психолог изображает жестами мужские и женские роли, дети отгадывают (Пример: Силач, забивание гвоздей, выполнение макияжа, женская походка и т. д.)

Музыкальная пауза

(Очень хорошо, если психолог с детьми споет песенки, где бы показывались отношения девочек и мальчиков).

Например: «А ты меня любишь?», «Алые паруса».

Игра - активизация «Хлопушки».

Психолог: покажите мне левую ладошку. А теперь положите на нее указательный палец и постучите им, а теперь - средний, а теперь - безымянный, мизинец, и большой палец, а теперь девочки хлопают мальчикам, а мальчики для девочкам.

Игра «Ладошки».

Психолог: а теперь девочки встают во внутренний круг спиной к центру, а мальчики во внешний лицом к девочкам.

Играем в ладошки, девочки протягиваю мальчикам ладошки, а мальчики кладут свои руки на ладошки девочек. Девочки должны быстро хлопнуть по внешней стороне ладошек мальчиков, а мальчики - быстро убрать ладошки. Потом можно поменяться.

По моему хлопку, внешний круг вращается и переходит к другому участнику, игра продолжается до тех пор, пока все мальчики поиграют в ладошки со всеми девочками.

Игра «Остановитесь девочки, остановитесь мальчики».

Психолог: сейчас все мальчики и девочки будут передвигаться по классу в любых направлениях, но как только я говорю «остановитесь девочки» - девочки стоят, мальчики передвигаются, если же я говорю - «остановитесь мальчики» - мальчики стоят, девочки передвигаются, и т. д.

Разделы: Работа с дошкольниками

Технология : полоролевое воспитание.

Тип : занятие – игра.

Цель: формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности; умение различать индивидуальные особенности других детей и стереотипы их поведения в зависимости от пола.

Задачи :

  • Обучающая: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками; отмечать особенности их настроения, поведения, любимых игрушках и различных видах деятельности в зависимости от пола; закреплять представление о зависимости имени человека от его половой принадлежности; закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
  • Развивающая: продолжать развивать познавательные возможности девочек и мальчиков; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения; развивать умение рассказывать о себе, как о представителе определенного пола.
  • Воспитательная: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом; учить быть приятным в общении, воспитанным человеком.

Словарная работа:

  • активизировать словарь детей: одежда (мужская и женская), имена людей (мужские и женские);

Материал и оборудование:

  • плоскостные силуэты мальчика и девочки; мяч; детская одежда для мальчика и девочки; игрушки: коляска, кукла, скакалки, машинки, хоккей, футбольный мяч, инструменты; магнитная доска; картинки с изображением последовательности возрастного развития человека, магнитофон.

План занятия:

  1. Приветствие “Здравствуй правая рука...”
  2. Игра “Мы разные”.
  3. Задание “Доскажи словечко”
  4. Физминутка “Мое тело”
  5. Игра “Собери силуэт девочки и мальчика”
  6. Игра “Назови имя”
  7. Игра “Кто как одевается?”
  8. Конкурс “Разбери игрушки”
  9. Дидактическая игра “Возрастная последовательность”
  10. Подвижная игра “Не скучай и попляши”

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись песни “Из чего же сделаны наши мальчишки...”

Воспитатель: Дорогие ребята, я очень рада видеть вас! Вижу, у вас хорошее настроение! Давайте поприветствуем друг друга!

Приветствие

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука (дети берутся за руки)
Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад, в нем полным полно ребят!
Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе!
Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись! (дети дарят друг другу улыбки)

II. Основная часть.

Воспитатель: Какие чудесные улыбки у наших мальчиков и девочек! Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и ответьте мне на вопрос: “Чем мы похожи и чем отличаемся?”

Игра “Мы - разные”

(Воспитатель задает детям наводящие вопросы) :

Кто из мальчиков самый высокий?

Кто из девочек самая высокая?

У кого короткая стрижка?

Кто заплетает волосы в косички?

Какие украшения носят девочки/мальчики?

Кто одевается в платья?

Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (красивые, добрые, нежные..)

Девочки, а вы что скажите про мальчиков? (сильные, смелые, ловкие..)

Воспитатель: Мы с вами убедились, что люди чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. А теперь попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - “мальчишки” или “девчонки”.

Задание “Доскажи словечко”

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только... (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только...(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах...(девчонки).
При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь... (мальчишки).
Бояться темноты, трусишки, все как один они... (девчонки)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили!

Физминутка “Мое тело”

Вот головушка-солнышко
Лобик-бугорок............
Носик-курносик,......
Губки-хохотушки...
Зубки-грызушки....
Язычок-болтушка....
На щеках веснушки
Брови-прутики... ...
Глазки - цветные краски...
Ушки-непослушки...
Борода-молодушка...
Шейка-лебедушка...
Ручки-хватушки...
Животик-бегемотик..
Спинка-травинка...
Ножки-сапожки......
(Дети гладят себя по голове)
(Наморщивают лоб)

(Дотрагиваются до кончика носа)
(Улыбаются)
(Тихонько стучат зубами)
(Высовывают языки)
(Трут пальцами щеки)
(Поднимают брови)
(Моргают)
(Тихонько трут пальцами уши)
(Гладят подбородок)
(Вытягивают шею)
(Имитируют хватательные движения)
(Гладят живот)
(Выпрямляют спину)
(Топают)

Воспитатель: Вот из каких частей состоит наше тело. Я предлагаю вам собрать тело мальчика и девочки. (собирают дети старшей подгруппы)

Игра “Собери силуэт девочки и мальчика” - отличаемся внешностью

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Но, посмотрите, наши новые друзья почему-то грустят. Наверно, потому, что у них нет имени. Давайте мы с вами поиграем и вспомним, какими именами называют девочек, а какими мальчиков. Вставайте в круг, ребята! Сейчас мы будем передавать друг другу мяч. Когда мяч оказывается в руках у мальчика, то ему необходимо назвать имя девочки, а если мяч держит девочка, то она называет имя мальчика.

Игра “Назови имя” - различаемся именами

Воспитатель: Как много имен для мальчика и девочки вы назвали! Молодцы! А какими именами мы назовем наших новых друзей? (варианты детей )

Воспитатель: Ребята, а еще надо помочь им правильно одеться. Давайте мы мальчику – подберем одежду, которую носят мальчики, а девочке – для девочек. (Дети берут одежду, классифицируют её, обсуждают правильность выбора, “одевают” силуэты девочки и мальчика).

Игра “Кто как одевается?” - отличаемся по одежде

Играем 2 раза по 2 подгруппы. 1 раз-ср.гр.: одевают мальчики-мальчика, девочки-девочку. Усложняем задание. 2 раз-стар.гр.: одевают мальчики-девочку, девочки-мальчика.

Воспитатель: А в какие игрушки больше всего любят играть мальчики, а в какие девочки? (ответы детей). Посмотрите, сколько у нас много игрушек, предлагаю вам их разобрать. (Игра проводится 2 раза по подгруппам. 1) Мальчики отбирают игрушки, в которые играют мальчики, девочки, игрушки, в которые играют девочки. 2) Мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики .

Конкурс “Разбери игрушки” - различаемся интересами

Воспитатель: Молодцы, вот как славно поиграли! Лиза, сейчас ты девочка, а когда немного подрастёшь, как к тебе будут обращаться? (девушка) . А потом? (женщина).

Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

(воспитатель показывает картинки последовательности возрастного развития человека)

III. Итог.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы с вами убедились, что все люди чем-то похожи, а чем-то отличаются друг от друга. Знаем, что отличить девочку от мальчика можно по одежде, внешности, у них разные имена и игрушки. Девочка – это будущая женщина, мальчик – будущий мужчина.

Мальчики и девочки – все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать!

Воспитатель: Приглашаю вас в круг, давайте немного потанцуем!

Подвижная игра “Не скучай и попляши”

Звучит аудиозапись “В каждом маленьком ребенке...” В ходе игры девочки приглашают потанцевать мальчиков, а мальчики – девочек.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: "Мальчики и девочки".

Воспитатель:

Гудошникова О.А.

Май 2012г.

Предварительная работа:
беседа с мальчиками «Мальчики защитники слабых»
беседа с девочками: «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы»
рассматривание картин с изображением женщин и мужчин;
знакомство с мужскими и женскими профессиями.
чтение стихотворения В.В. Маяковского « Кем быть?», сказки «Гуси-лебеди».

Оборудование:

Бумажные кукла-мальчик и кукла-девочка, бумажная мужская и женская одежда, игрушка-сердечко, шапочки пчел и цветов, картинки, волшебная палочка, красивая коробка

Программное содержание:
1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.
2. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин; умение различать индивидуальные особенности других детей.

Закреплять у детей умение выполнять выразительные образные движения, соответствующие представлению о женском и мужском поле.
3. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье.
Методы и приемы:

Беседа, символическая игра, дидактическая игра, специально организованная проблемная ситуация, подвижная игра.

Ход деятельности:
Воспитатель:
1. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку – Ольга Александровна. Положите и вы свои имена в коробку. (собирает имена).
-Когда я была маленькой, меня называли ласково: Олечка. Я тоже положу это имя в пакет. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена)
-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? (Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Танечка. Это девочка или мальчик? Где у нас Танечка? Возьми свое имя, Танечка. (Отдавая, говорит: « Очень приятно с тобой познакомиться, Танечка!») и т.д. Заключая начало занятия, говорит: «Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые». Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг.


Игра «Мы - разные»

Дети вместе с педагогом встают в круг.

Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
- Кто из мальчиков самый высокий?
- Кто из девочек самая высокая?
- Кто из детей низкого роста?
- У кого самые темные (светлые), вьющиеся, кучерявые и т.д. волосы?
- Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза?
- У кого на голове есть бант (два банта), заколки, резинки, обручи?
- Кто носит платья, сарафаны, юбки?
- У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет?
- Какую обувь носят девочки (мальчики)?
- Какие украшения носят девочки (мальчики)?
В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Все люди отличаются друг от друга.

Воспитатель: Мы с вами убедились. Что все люди похожи и не похожи друг на друга. Знаем, как можно отличить девочку от мальчика. Маша и Витя – брат и сестра. Им срочно нужна помощь. Вся их одежда перепуталась, вот какая куча одежды, как тут разберешь, где чья. (Детям предлагаются силуэты мальчика и девочки, вырезанные из картона, и достаточное количество для всех детей одежды из бумаги)


Проводится игра «Одень куклу-мальчика и куклу- девочку».

Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора, «одевают» силуэты девочки и мальчика.

А сейчас с помощью волшебной палочки я превращаю нашу группу в цветочную полянку.

(Проводится подвижная игра «Цветы и пчелы»)

Педагог предлагает детям распределиться на две команды - девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки будут изображать пчелок, а мальчики - цветы. (Надевают шапочки-маски)
Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «в-з-з-з-з». Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.
По сигналу педагога дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж...», а девочки изображают красивые цветы.
Вся пчелиная семья улетела, цветочки закрыли свои головки и уснули, а мы с вами вернулись назад в свою группу.

– Дети, у каждого из вас есть своя семья (мама, папа, братик, сестричка и т.д.).
У каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама - женскую.
- Какую работу выполняет папа? (ремонтирует мебель, краны и т.п.).
- А какую работу выполняет мама? (готовит еду, стирает, убирает, гладит и т.п.).
- А как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской? (дети отвечают)

(Проводится дидактическая игра «Наша семья»)


Описание игры : на столе разложены картинки, детям дается задание - определить, что делают члены семьи.
Посмотрите, пожалуйста, на столе лежат предметы труда, которыми пользуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Вам нужно распределить эти предметы между всеми членами семьи. (Дети классифицируют предметы труда).
Молодцы, вы сделали доброе дело, я думаю, бабушка и дедушка, папа и мама останутся довольны.

В моей волшебной коробке есть еще один необычный предмет. Это вот такое доброе сердце. Тот, кто берет его в руки, может говорить другому человеку только добрые, хорошие слова и пожелания.

(Проводится игра «Пожелание»)

(звучит песенка Кота Леопольда)

Давайте сделаем большой круг, посмотрим друг – другу в глаза и скажем хорошие, добрые слова.
Игра « Пожелание». Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку-сердечко и говорят пожелания: « Я желаю тебе…»


 
Статьи по теме:
Как сделать идеальный макияж для блондинки
Белокурые локоны дарят коже лица свежесть, поэтому правильно подобранный макияж создает образ нежной невинной девушки. Именно женственный светлый образ предпочитает большее количество мужчин. Следуя законам модных тенденций, многие белокурые красавицы заб
Как сделать из бумаги животных оригами?
Создание поделок своими руками развивает в детях усидчивость, раскрывает творческие таланты и развивает мелкую моторику пальчиков. Результат старания ваших чад можно сохранить на память или задекорировать помещение детской. Если вы думаете о том, чем бы
Маска обезьяны своими руками
Карнавальная маска – это один из самых главных аксессуаров любого карнавального костюма. Наступающий Новый 2016 год, как известно уже многим, год огненной Обезьяны, а это означает, что многие захотят в новогоднюю ночь или на детском новогоднем утреннике о
Идеи оформление группы детский сад новый год
Ранние сумерки и холод нипочем детворе, которая с нетерпением ждет самого главного праздника. Ведь все знают, что волшебные превращения бывают именно ночью! Все родители могут ощутить себя чародеями, если закажут оригинальное оформление детского сада к Н