Святки (Святочная неделя). Рождественские святки: традиции, обычаи и приметы Святочные праздники

Русские Святки - это период времени, обычно приуроченный к так называемому зимнему солнцевороту. Обычно ими открывается народный солнечный год. В настоящее время Святки отмечаются по всей России и, как правило, считаются молодежным праздником. Любимое развлечение молодежи в этот период - колядки и различные гадания. Но как проводили свои святочные дни молодые люди на Руси? Поговорим обо всем этом подробнее.

Что за праздник такой - Святки?

Что такое святочные дни? Это целый праздничный комплекс, имеющий славянское происхождение. Святочный период состоит из 12 (по числу месяцев) и продолжается от появления первой звезды (накануне Рождества Христова, в Коляду) до Такую христианскую традицию имеет знаменитый праздник Святки.

Что такое христианская традиция в данном случае? Все просто! Под влиянием христианской церкви на Руси исконно славянский праздник - Святки - слился со многими январскими рождественскими обрядами. Все это привело к тому, что отмечаться он стал по церковному календарю - от Христова Рождества (на первую звезду) до Крещения Господня.

Святки на Руси всегда делились на 2 периода: и страшные вечера. Первый период начинался с Рождества и продолжался неделю. Второй начинался сразу после первого и продолжался до Крещения. Если со святыми вечерами все ясно, то почему вслед за ними начинались страшные вечера?

Дело в том, что в старину русские крестьяне слепо верили в нечисть. Они считали, что перед Крещением Господним темная сила начинает гулять по земле так, что дым идет коромыслом. Правда, не все понимали, что в роли нечистой силы выступали юные парни и девушки, активно озорничавшие в эти праздники. Например, на Святки было принято затыкать чем-либо трубы дымоходов, а также раскатывать по дворам мирных жителей дрова.

Как проходили Святки на Руси?

К череде январских праздников деревенская молодежь в старину начинала готовиться заранее. Девушки и парни хотели провести время в эти дни как можно веселее. Излюбленным их занятием было, конечно же, легендарное колядование. К слову сказать, этому обычаю мы обязаны древнему языческому богу - Коляде. Итак, как проходили песнопения в зимние Святки?

Чтобы колядки прошли успешно, молодые люди должны были ходить по деревням, держа в руках склеенную из серебряной бумаги звезду. Девушки и юноши стучались в разные дома, а когда им открывали двери, то они радостно пели (колядовали) и поздравляли хозяев с текущими праздниками. Взамен ребята получали какие-либо съестные (и не очень) подарки.

В старину было принято не только одаривать колядовавшую молодежь, но и гостеприимно приглашать юношей и девушек в свой дом, усаживая за свой стол и угощая святочными кушаньями. Что уж тут говорить: приятный это был труд - колядование на Святки!

Что такое святочные маскарады? Узнаем об этом дальше.

Маскарады на Святки

На второй день после Рождества Христова начинались так называемые святочные маскарады. Каждый из ребят старался изготовить себе какую-либо оригинальную маску-личину. Например, юноши наряжались в волков и медведей, а девушки - в куриц и коз. Суть такого маскарада заключалась в том, чтобы вырядиться как можно искуснее: никто из всей деревни не должен был тебя узнать!

Для этого нужно было не только сшить костюм животного, но и изрядно загримироваться. Ребята натирали свои щеки черной сажей, к подбородку привязывали длиннющую мочалку, приделывали под нос усы, нацепляли на голову рога, вырезали из репы зубы-клыки и т.д. Затем целая орава ряженой молодежи бродила по деревням, пела и плясала, пугая детишек. Прохожие пытались разглядеть в них своих знакомых, детей, внуков. Кого узнавали, тот обязан был снять с себя личину-маску.

Самое главное занятие в святочные дни

Чем еще знамениты зимние Святки? Конечно же, гаданием! Лучшего времени, чем для этого и не придумаешь. Как известно, молодежь на Руси слыла завидным рвением к познанию своего ближайшего будущего: юноши и особенно любопытные девицы любили в святочные дни приоткрывать завесу тайны своей судьбы.

Девицы, например, жаждали узнать, когда наступит день их свадьбы и кто же они - их женихи. Парни, в свою очередь, интересовались характером будущей невесты, ее внешними данными. В это время молодежь в основном скапливалась в церквях, в банях и на так называемых вечерках, словом, в местах, предназначенных для гаданий.

Ворожба и подблюдные песни

Святки в январе известны множеством гаданий, все их перечислить просто невозможно, поэтому расскажем только об одном. Одним из самых ярких святочных гаданий была так называемая ворожба с подблюдными песнями. Девушкам необходимо было наряжаться и усаживаться на лавочки, стоящие вдоль чьей-либо избы. Напротив них усаживались юноши. Между ними стоял стол с накрытой на нем скатертью. На него ставилось огромное блюдо с водой.

В это блюдо нужно было бросать свои украшения: серьги, кольца, перстни. Когда девушка бросала в воду, например, кольцо, то она должна была загадать желание и спеть песню. Такие песни и назывались подблюдными. Когда песня заканчивалась, юноши трясли блюдо, после чего вытаскивали оттуда какое-либо одно украшение. По содержанию спетой подблюдной песни и судили о будущей судьбе владелицы этого украшения.

Итак, в этой статье мы узнали, какими были Святки: что такое этот праздник, как и когда он проводился. Но кое-чего мы с вами еще не знаем! Например, в одно время в Российской империи действовал закон, согласно которому в святочные дни строго запрещались «игрища по старинным идолопоклонническим преданиям», а также «производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни, наряжаясь в кумирские и бесовские одежи». К счастью, сейчас все это - пережитки прошлого.

В русской традиции Святками называют период от 19 декабря (Николин день, праздник Николы Зимнего) до 19 января (праздник Крещения). В церковной традиции этот период короче. Значение слова связано с культом Солнца и умерших предков. Борьба сил тьмы и света заканчивается победой последних, и этому посвящены многие святочные обычаи и обряды. Считали, что в эти дни, когда солнышко поворачивает на весну, наши предки, вознесенные в свет, могли посетить этот мир.

Одарить достойных

Обычай «греть предков» - жечь темными декабрьскими вечерами соломенные костры во дворах - существовал в разных местностях. Где-то это делал исключительно хозяин, а где-то у костра собирались в молчании все домочадцы.

Считалось, что в течение месяца души умерших могли на короткое время прийти в наш мир. В это время они должны были помочь своим потомкам: наказать виновных, одарить достойных, предсказать судьбу, подготовить приход нового года и победу сил Света.

С принятием христианства появилось много обычаев, старые были частично забыты или видоизменились. Но отголоски древних верований встречаются до сих пор.

Солома занимала довольно значительное место в святочной обрядности: на ней гадали, ею застилали полы и лавки, соломенными снопами украшали избу. Солому принято было насыпать под парадную скатерть перед рождественским Сочельником.

Святые и страшные

В православной традиции Святками называют 12-дневный период, который начинается вечером 6 января (в Рождественский сочельник) и заканчивается утром 19 января (в Крещение). Церковью запрещены гадания, хождение ряженых, пение и пляски на улицах (это считается греховным), но ни одни Святки не обходятся без гаданий и колядок.

За неделей от Рождества до Васильева дня (старый Новый год) закрепилось название «святые вечера». Весь мир ликует, радуется рождению младенца Христа, он наполнен святостью, благодатью. Другая неделя - от Васильева дня до Крещения - называется «страшные вечера». Связано это с разгулом нечистой силы.

Существует интересная легенда, объясняющая это название. Господь на радостях, что у него родился сын, открыл двери ада и выпустил нечистых «погулять». До самого Крещения будут они носиться по земле, смущая народ и устраивая всякие пакости (бесы, кстати, и гадать помогают).

Ритуальные песни


Святки: традиции, обычаи, обряды После Николина дня девушки начинают вспоминать святочные песни и игры (большинство святочных игр сопровождается особым речитативом или распевом). Их исполняли только в этот период, поэтому играли и пели с удовольствием. К этим песням можно отнести все колядки и щедровки (небольшие ритуальные песни с пожеланиями добра и благополучия обитателям дома). Колядки исполняли с Рождественского сочельника. Щедровки, очень на них похожие, пели накануне Старого Нового года. Ряженые и колядовщики ходили по улицам, заходили во дворы и пели песни, за что хозяева должны были щедро угостить славильщиков. Если этого не делали, то колядующие могли пожелать и что-то не слишком приятное.

Помимо колядок пели и христославы - небольшие песенки религиозного содержания. Как правило, пели ребятишки и молодые девушки. Ритуальная поэзия имеет такую особенность: ее можно исполнять строго в определенное время года. В любое другое время это считается греховным.

Русский карнавал


Елена Ревуцкая "Волшебный вечер"

У большинства европейских народов празднование Нового года и Рождества совпадает с проведением карнавалов. В русских деревнях этот обычай существовал в виде ряженых и колядования. Наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, чужие платья, надевали маски (хари), костюмы традиционных святочных персонажей.


Главные персонажи Святок - старцы, нищие, высокие старухи, бык (корова), конь, гусак, коза (козел), медведь, волки (собаки). Нищие и старцы - это выходцы с того света. Чужие, старуха могла означать как смерть, так и зиму. Медведь - символ зимы, злых сил, волки - проводники в иной мир, гусь - познавшая истину душа, корова - связана с культом луны, конь - проводник между миром живых и умерших, символ солнца, коза - символ плодородия.

Ряжение считалось делом опасным и греховным, поэтому в последний святочный день (Крещение) ряженые омывались в проруби. По православным традициям так человек очищался от греха, а по языческим погружение в воду - кратчайший путь души на небо (ведь ряженый на время Святок как бы одалживал свое тело душам предков).Пришла коляда

Колядовать (ходить с песнопениями и поздравлениями по дворам) начинают вечером 6 января. В слове «коляда» корень «коло», круг. Традиции празднования Коляды связаны с культом Солнца - возрожденного, набирающего силы. На все время Святок деревенская молодежь откупала избу, в которой собирались парни и девушки, приходили ребятишки и взрослые - послушать песен, посмотреть на игры молодых. Сюда же несли и все, что удалось наколядовать. Согласно традициям, все собранное съедалось вместе, а деньги, полученные за колядки, нельзя было потратить на что-то полезное, только прогулять (проесть, потратить на подарки).

Некоторые исследователи указывают на родство слов «коляда» и «календарь».


Песенки подблюдны

Подблюдные песни - особый вид святочного гадания, которое сопровождается исполнением ритуальных куплетов, имеющих определенное значение для каждого гадающего. В зависимости от возраста, пола и социального статуса (холост или женат, к примеру) толкование куплета менялось (для ребенка, молодого или старого, мужчины или женщины, девицы или замужней).

На блюдо ставили глубокую миску с холодной водой, которую принести должен был либо первый в семье парень, либо последняя девка. В воду складывали какие-либо мелкие предметы, принадлежащие гадающим, обычно колечко или сережку. Миска накрывалась платком, над ней пропевали какой-то куплет (обязательной последовательности не существовало) и вынимали кольцо. Куплет расшифровывался для того человека, кому оно принадлежало.

Бабьи каши

Так называется день после Рождества. В этот день принято было устраивать угощение повитухам в благодарность за их помощь роженицам. К ним приходили с подарками, обязательно с кашей. Кашу готовили отличную, скоромную. Добавляли молоко, сливки, яйца, запекали петуха или курицу. Кашу украшали ягодами, орехами, маком.

Святки: традиции, обычаи, обряды

Вечером вся семья собиралась за общей трапезой. Главным блюдом на столе была, конечно же, каша. По ней принято было гадать: если зарумянилась в печи - к достатку, прибыли. Вылезла из горшка внутрь печи - к хорошему, доброму году, в противоположную сторону - к неприятностям. Впрочем, от них можно было «откупиться». Для этого «несчастливую» кашу нужно было утопить в проруби вместе с горшком.

Особые явства


Среди святочных кушаний обязательными были кисель, овсяные блины и кутья. Эти блюда, обязательно присутствующие на поминальном столе и сейчас (только кисель заменили компотом, а блины могут быть любые), связаны с культом предков. Их можно было есть во все дни Святок.

До Рождества кутья была постная, а после - щедрая. С окончанием Рождественского поста на стол ставили жареного поросенка. Чаще всего обычай предписывал подавать его в целом виде. По мнению некоторых исследователей, свинина на святочном столе тоже была связана с культом Солнца.

В дни строгого поста (Рождественский и Крещенский сочельники), когда старались воздержаться от любой пищи «до первой звезды», предписывалось употреблять особое кушанье - сочиво.

Кутья

Кутьей называют ритуальное блюдо из разваренных зерен (пшеницы, ржи, ячменя, овса, гороха, позже риса) с медом, сушеными ягодами, орехами, маком. Кутью готовили на помин и на рождение, а также по особым праздникам.

Обычно делали постную кутью, сдабривая зерна медом, изюмом и другими сухофруктами. Щедрую кутью заправляли толчеными орехами, маком, в скоромную добавляли масло и сливки.

Эта пища символизирует изобилие, плодородие, вечность и возрождение. С ложки кутьи принято начинать ритуальную трапезу, поминая усопших. Ее должны отведать все члены семьи, в том числе и те, кто живет отдельно. Поэтому кутьей принято было угощать всех своих родственников, особенно старших.

Статья по материалам сайта

Праздник зимние Святки имеет на русской земле многовековые традиции, которые связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Стоит сказать, что Святки обладают длинной историей зарождения и развития, обрастания традициями и обрядами. Святки с давних пор были главным и самым веселым зимним праздником Руси, причем, народные гуляния длились полмесяца.

«Святки» или «святые дни» стартуют с Рождественского Сочельника, приходящегося на шестое января, и завершаются , наступающим девятнадцатого января. В дни Святок, по традиции, было грешно работать, чтобы не вызвать бед на себя и близких. Но это было уже во времена развитого христианства, а до этого, во времена язычества на Руси существовал похожий зимний праздник, посвященный верховному небесному богу Белбогу, который еще имел имя – «Святовит», от корня старославянского слова «свиатки», то есть «души предков». В эти дни, согласно народных поверий, с другого света на землю возвращались души усопших, но помимо них приходила всякая нечисть, а ведьмы в эти дни устраивали свои шабаши, чтобы повеселить адских покровителей.

В дни Святок было принято гадать о будущем, производить магические обряды, начитывать заклинания на год вперед, по святочным приметам узнавать судьбу урожая, семьи, дома. Конечно, возможность подглядеть свое будущее не могла не вызывать живого интереса у девушек, поэтому они, традиционно, гадали на суженого. До сих пор многие молодые особы не прочь погадать в ночь перед Крещением.

В святочный зимний период считалось, что на Русь проходил Коляда – воплощение нарождения солнца. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, причем, из священного огня, добытого древним секретным способом, и они должны были гореть ровно двенадцать дней. Костры окружали нарядные молодые люди, они водили вокруг них хороводы, рассказывали сказки, задавали друг другу загадки, пели и веселились, прыгали через пламя, скатывали с горы подожженное колесо. Но самое главное молодежь «рядилась» - наряжалась в вывернутые шерстю наверх тулупы, прятала лицо за масками, что было символично и воспринималось как обновление матери-природы. Вечерами, ряженные, с пением колядок ходили по домам, они цитировали шутки-прибаутки, веселя хозяев, желали им достатка, здоровья и богатства, а те должны были угостить их обрядовой пищей.

Считалось, что насколько хозяева дома, куда пришли ряженные с колядками, будут щедры к своим гостям, то такой они и будут иметь достаток в наступившем году. Это было ярчайшее обрядовое действо Руси. С него начинались святочные дни. Колядование – захватывающее театрализованное зрелище, происходившее под аккомпанемент специальных тематических песен и пожеланий хозяевам дома. Колядовать на Святках было принято в ночь перед Рождеством, на Новый год или как он в те времена звался «Васильев день», а также в Сочельник перед Крещением. Христа славили, в основном дети и молодежь, а порой уже взрослые мужчины, ходя по деревне из дома в дом, и неся в руке рождественскую звезду.

Главные праздники во время Святок были – Рождество, Новый год, Крещение, как было отмечено выше. Понятно, что эти дни, на фоне длящихся народных гуляний, отмечались более торжественно. В вечернее время в каждом доме проходили обрядовые трапезы, при которых люди ели ритуальную пищу, а то, что оставалось на столе с ужина, ставили на порог или на окно, чтобы этим угостились души умерших родителей. Этот обряд назывался – «кормление предков». Дни Святок делились на вечера «святые» и «страшные». В первую неделю после Рождества на Святках веселились, потому как это были «святые» вечера, когда можно было развлекаться ночами – плясать, кататься на санях, играть в снежки, а в «страшные» вечера на второй неделе после Рождества гадали.

Святки изобиловали обрядами, ритуалами, благодаря которым наши предки хотели задобрить души умерших, чтобы те принесли всем благополучие. Конечно, многие ритуалы имели чисто бытовой подтекст. Для увеличения плодовитости домашнего скота, накануне Рождества пекли «козульки» - небольшие печенки в виде фигурок животных, птиц. Чтобы жизнь в будущем году была счастливой, сноп устанавливали в красный угол – под иконы, для этого же насыпали на пол избы солому, остатки кутьи с Сочельника отдавали курам, повязывали разноцветными лентами деревья в садах. Утром на Рождество и на Новый год мальчики должны были совершить в каждом доме поселения обряд засевания. Ребенок заходил в дом и разбрасывал зерна, под песню-поздравление для хозяев с праздником Нового года. Исполнение подобного ритуала, по мнению наших славянских предков, гарантировало богатый урожай в будущем году.

Как и с любыми другими народными праздниками на Руси, со святочными днями было связано множество примет. Говорили, что если день на Рождество будет теплый без мороза, то весну стоит ждать холодную. Считали, что тех, кто грешит работой в Святки накажет бог: плетущего лапти – больным скотом, шьющего одежду - слепым скотом, изготавливающего коромысла и полозья для саней – бесплодным скотом. Конечно, основную работу по дому люди выполняли, но в рамках дозволенного святочными традициями.

Зато молодые люди полностью освобождались от работы на Святки и были заняты лишь весельем и подыскиванием себе пары. Каждый вечер в течении святочных дней, за исключением сочельников, молодежь устраивали игрища, так парни и девушки могли заприметить друг друга, и даже подготовиться к браку. На посиделках они рядились в наряды и маски, заводили игры.

Святочные гадания стали отличительной особенностью зимних праздников на Руси. Гадания совершались в каждой семье: взрослые гадали на урожай, молодежь на брак. Девушки собирались по вечерам в каком-нибудь одном доме и устраивали подблюдные гадания, пытаясь узнать: выйдут ли они в этом году замуж, кто будет женихом, как сложится их судьба? Парни тоже гадали на суженую.

Когда на Руси установилось христианство, праздник Святок изменил свой сакральный смысл. Русская церковь осуждала народные гуляния, особенно резко она высказывалась о гаданиях, колядовании, о ряжении. Но русский народ так любил зимние святочные праздники, что был не в состоянии отказаться от этого веселья, поэтому решил языческие корни праздника завуалировать под мораль христианства. Почитаемый народом праздник Коляды трансформировался в Рождество Христово. Церковь смогла убедить людей в том, что проводить многие традиционные обряды Святок и гадания – грех для православного христианина, но все же уловка нашлась и тут: время от дня Рождества до Крещения считалось возможным для гаданий, потому как грехи можно было смыть в проруби, которую в праздник Крещения на реках вырубали в крестообразной форме, туда окунались, чтобы смыть с себя грехи увеселений и гаданий во время святок. Да и, вообще, гадания перестали называть нечистым действом, это стало обычным баловством.

Прошло время, и смысл древних языческих традиций праздника Святок окончательно стерся из памяти людей, так как теперь русский народ славит Рождество Христово, милость Господа, оказавшего миру чудо Богоявления. Из традиций и обрядов святочных дней дохристианской Руси в наше время остались лишь песни-колядки, веселье и гадания, но и они воспринимаются лишь как зимнее народное развлечение, сопутствующее старинному фольклорному празднику Святок.

Сегодня Новый год – это ставший уже анекдотом салат «Оливье» (кстати, с настоящим «Оливье» имеющий мало общего), разгуляй до утра с неизменной головной болью на следующий день – вернее, вечер, канонады из пиротехники… Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и тогда же повсеместно в изобилии появляется очередной «символ года» – уродливое животное, обрастающее тут же своей сомнительной мифологией. К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались…

А как традиционно в России праздновали – главный зимний праздник – и ? Об этом нам напоминает статья из журнала «Живая история» (2015. № 7), выпускаемого Музеем современной истории России.

Рождество

В полях сугробы снеговые,
Но брось же, колокол, свой крик –
Родился Иисус; – Мария
Над Ним склоняет милый лик.
Узорный полог не устроен
Дитя от холода хранить,
И только свесилась с устоев
Дрожащей паутины нить.
Дрожит под легким одеяньем
Ребенок крохотный – Христос,
Осел и бык, чтоб греть дыханьем,
К Нему склонили теплый нос.
На крыше снеговые горы,
Сквозь них не видно ничего…
И в белом ангельские хоры
Поют крестьянам: «Рождество!»

Теофиль Готье, 1861. Пер. Николая Гумилева

Святки

Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда ), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).

В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».

После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.

Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом

В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.

Новогодняя елка

Главный реформатор новогодних гуляний в России – Петр I – ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее – в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.

К концу XIX века предписания Петра I об украшении домов хвойными ветками не соблюдались. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение XVIII и XIX веков. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному – флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.

Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично – после всенощной, либо до всенощной

В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично – после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви – цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи».

Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье (часто по-прежнему в форме животных) сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.

Рождественские гуляния

До революции выходными – не рабочими – днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».

«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.

– Что у вас болит? – спрашивает его полицейский врач.

– С Новым годом, с новым счастьем… – бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.

– И вас также… Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?

– Не… нет…

– Но отчего же вам дурно сделалось?

– Ошалел-с… Я… я визиты делал…

– Много, стало быть, визитов сделали?

– Не… нет, не много-с… От обедни пришедши… выпил я чаю и пошел к Николаю Михайлычу… Тут, конечно, расписался… Оттеда пошел на Офицерскую… к Качалкину… Тут тоже расписался… Еще помню, тут в передней меня сквозняком продуло… От Качалкина на Выборгскую сходил, к Ивану Иванычу… Расписался…

– Еще одного чиновника привезли! – докладывает городовой.

– От Ивана Иваныча, – продолжает Синклетеев, – к купцу Хрымову рукой подать… Зашел

Поздравить… с семейством… Предлагают выпить для праздника… А как не выпить? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек…

– И все пешком?

– Пешком-с… Расписался у Лиходеева… От него пошел к Пелагее Емельяновне… Тут завтракать посадили и кофеем попотчевали. От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога – обидишь…»

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником – отправить почтовую открытку

К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником – отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе.

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве – под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.

Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Со временем Новый год стал «обрастать» своими традициями. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико. Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным и его часто стали выписывать в Россию. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних празднеств.

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.

 
Статьи по теме:
Рождественские святки: традиции, обычаи и приметы Святочные праздники
Русские Святки - это период времени, обычно приуроченный к так называемому зимнему солнцевороту. Обычно ими открывается народный солнечный год. В настоящее время Святки отмечаются по всей России и, как правило, считаются молодежным праздником. Любимое раз
Как определить симптомы выкидыша Предвестники выкидыша во втором триместре
Выкидыш, или так называемый самопроизвольный аборт – это патологическое прерывание беременности в сроке до 20 недель. К сожалению, это не редкое явление, и по статистике 15-20% диагностированных беременностей оканчивается самостоятельным прерыванием. Прич
В чем заключается семейное счастье
Счастливая семья – это семья, в которой царят любовь и взаимопонимание. Каждый ее член ощущает тепло домашнего очага. Супруги в такой семье сразу после работы спешат домой, а счастливые дети, как и полагается, беззаботны и игривы. Человек, выбравший путь
Оригами из бумаги на новый год своими руками Новогодние модули из бумаги
Многие считают, что использование оригами из бумаги несерьёзно для Нового года и что это детская забава на уроках труда, но на самом деле это не так. Вырезая из обычной бумаги различные бумажные фигурки или просто используя оригами в качестве украшения, в