Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

О разводе по вине прелюбодеяния

О разводе по вине прелюбодеяния

До закона Моисеева прелюбодеяние наказывалось смертью или телесными наказаниями.

Дмитрий Ростовский (Летопись, гл. События в 6-ом столетии 4-го тысячелетия): «Прелюбодеяние и в Ветхом Завете не удостаивалось помилования и прощения и никакими жертвами не могло быть очищено: не упомянуто о сем в Книге Левит, в которой описывается, какие жертвы нужно приносить за какие грехи. За прелюбодеяние не было назначено жертвы или очищения, но что же? - казнь смертная, и не каким-либо иным способом этот грех истреблялся и очищался в людях Божиих, как только смертною казнью. В Книгах пишется следующее: "Человек, иже прелюбы деет с мужатою женою, смертию да умрета и прелюбодей, и прелюбодейца" (Лев. 20,10); и еще: "Аще муж лежати дерзнет с женою мужатою, да убиют оба с мужатою и лежащаго с нею, да отъимут злое от Израиля" (Втор. 22, 22). Столь велик грех - прелюбодеяние, что ни от кого не удостаивается помилования! …В законе Моисеевом повелевалось камнями побивать мужа и жену, уличенных в прелюбодеянии (Ин. 8, 5). Если же какая-либо жена мужем своим заподозривалась в прелюбодеянии, то давалась ей священником для питья вода, наводящая проклятие, как об этом пишется в Книге Числ, в пятой главе; и если и она оказывалась повинна во грехе, то терзалась ее утроба (Чис. 5, 27). - Среди древних язычников также был закон - предавать огню прелюбодея и прелюбодейцу. Сим древним языческим законом, бывшим прежде закона Моисеева, и Иуда, сын Иакова, осудил свою невестку Фамарь на сожжение. Опилий (он же и Макрин), римский царь, повелел прелюбодея и прелюбодейцу связывать вместе и бросать в огонь. Август Тиверий, Домитиан, Север и Аврелий установили за прелюбодеяние следующее наказание: сгибать вершины двух деревьев, привязывать к ним за ноги виновного во грехе человека и затем отпустить деревья! Так же поступали и с повинной женой, привязывая ее за ноги к двум наклоненным деревам. Таким образом тело грешника или грешницы разрывалось на части. Другие римские цари допускали безнаказанно мужу, когда он застанет свою жену прелюбодействующею с иным, убивать обоих, прелюбодея и прелюбодейцу. Древнегреческий царь Сенедий издал закон - секирою отсекать голову мужу и жене, взятых на месте прелюбодеяния. Пример такого суда он показал на своем сыне, впавшем в сей грех, и не пощадил своей крови. В Аравии и Парфии прелюбодействующие бывали наказываемы смертною казнью. Саксоняне, бывшие еще в идолопоклонстве, убеждали прелюбодейцу, чтобы она сама, обвязав свою шею веревкою, повесилась и удавилась, а затем ее труп сжигали и вешали прелюбодея над ее костром. Прочие же народы, хотя они и не предавали смерти таковых грешников, однако не оставляли их без жестокого наказания. Египтяне прелюбодея били железом, нанося ему тысячу ран, а прелюбодеице отрезали нос. Куманы, посадив жену нагою на осла, возили ее по всему городу и били. Бразилийцы тех жен, которых заставали на месте прелюбодеяния, или убивали, или продавали как рабынь. В иных местах отрезывали женам нос и уши, а мужам - уды прелюбодеяния. Многие и другие лютые наказания прелюбодействующих были в различных странах».

А теперь скажем о разводе. В Ветхом Завете развод был разрешен следующей заповедью: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, - то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим)…» (Втор. 24, 1–4).

В Новом Завете названа одна причина развода - прелюбодеяние. Почему же такая разница в отношении одного и того же развода?

Исидор Пелусиот (Письма, п.166): «Почему законодатель дозволил давать книгу отпущения женам, ненавидимым мужьями? (Втор.24:1)»…Не потому, что должно изгонять жен, которые не нарушали брачного закона, но в намерении уменьшить зло большее и тягчайшее, он не узаконил, а лишь дозволил зло меньшее, не только отдавая предпочтение явному второму браку пред тайным прелюбодеянием, на которое бы отважились мужья (потому что не замедлили бы пользоваться женами друг друга), но и признав лучшим, чтобы жены были изгоняемы из дома, а не умервщляемы в доме. Поэтому и разлучил он тех, которые не могли жить вместе».

Евфимий Зигабен (Толкование по Ев. от Матфея): «Древний закон приказывал, чтобы ненавидящий почему бы то ни было свою жену не удерживал ее, но отпускал, дав ей разводное письмо, чтобы не случилось убийство. Иудеи были почти непримиримы не только по отношению к женам, но и к детям. Посему Христос и сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф.19,8), но дать разводное письмо, чтобы впоследствии, когда отпущенная выйдет замуж за другого, отпустивший не мог взять опять ее, как свою жену, и чтобы отсюда не происходили беспорядки и раздоры. Научая вышеупомянутыми словами быть более кроткими, Христос теперь повелевает не только не отпускать жены, «только по вине прелюбодеяния», … но и отпущенной не позволяет выходить за другого мужа. Кто отпускает свою жену не за вину любодеяния, тот делает ее прелюбодейною, если она соединится с другим мужем; а кто женится на отпущенной другим, тот прелюбодействует с чужою. Узаконив это, Он сделал и жену благоразумнее. Слыша, что никто не возьмет в жены отпущенную, она будет любить своего мужа и угождать ему. Таким образом, напоминая о вине прелюбодеяния и тому, кто без причины отпускает свою жену, и тому, кто женится на отпущенной другим, Он укрепил мир супругов и позаботился, чтобы не допускалось прелюбодеяние. Кто не отпускает и любит свою, тот не пожелает чужой. И тот, которому запрещается жениться на отпущенной другим, не отпустит своей».

Итак, развод по вине прелюбодеяния прямо разрешен Господом, но для большей ясности мы рассмотрим это разрешение подробно.

«В собственном смысле нравственною причиною к разводу может быть неверность супружеская: «кроме вины прелюбодеяния» (Мф.5,32). Вот самое главное, что дозволяет быть разводу и вместе с тем подтверждает строгость супружеских отношений! Но, вообще говоря, в православии супружеский развод не должен быть. Почему же? Потому, во-первых, что муж и жена составляют из себя «плоть едину», две половины целого человеческого существа, так что к первой чете супружеской (Адаму и Еве) было отнесено одно имя «человека»: «и сотворил Бог человека… мужчину и женщину» (Быт. 1, 27). Затем, христианские супруги несут на себе знамя союза Христова с Церковью, который никогда не расторгается. И, наконец, развод всегда вредит и тяжкою обидою отзывается половине слабейшей, которую без сомнения, составляет жена. Посему «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6). Развод тогда бы был терпим или полезен в виде временной меры, когда бы люди не понимали в муже и жене единства по плоти и по духовной тайне брака, когда бы не признавали по невежеству своему за женщиною общечеловеческих прав, были бы близки по грубости своей к тому, чтоб лишать жизни своих жен. Таково и было невежественное состояние (жестокосердие)евреев (и то в позднем времени) (Втор. 10, 16), для которых законом Моисеевым разрешен был развод. «А сначала (до грехопадения) было не так (Мф.19,8). …Неверность супружеская, по крайней мере, первый дознанный опыт ее, не извиняют развода и не принесут пользы». Евангельское учение: «кроме вины прелюбодеяния» еще не непременный закон для развода, а только позволение или оправдание его. Муж, без сомнения, согрешит, если не примет жены, которая раскаивается и дает обещание быть верной. Если не будет прощена первая неверность в супружеском ложе и не будут приняты разумные меры против этой неверности со стороны другого лица, которое остается невинным: тогда с разводом повторится много неверностей. О древнем пророке Осии известно, что он взял в замужество блудницу, но потом совершенно исправил свою жену. …Кратко: христианский брак так нравственно высок, что муж ли будет развратный или только неумный и ленивый, жена ли дойдет до нетрезвости или только будет непривлекательна своею наружностью, только лишь крайне досаждает мужу своим строптивым характером - всем этим супруги должны жертвовать другой высшей цели брака, о которой говорит Апостол: «тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Ефес. 5, 32). А таким образом, и развод в христианском браке не должен быть «по всякой вине» (Мф.19,3), т. е. ради каждой неприятности или по произволу. Таким образом, в полном смысле или решительно прелюбодеями считаются как тот, кто отпустив или удалив от себя жену, берет себе другое женское лицо для сожития, так и те, которые живут с изгнанными женами, так равно и жена, после развода с мужем живущая нечестно (Мк.10,11–12). А в Ветхом Завете был такой карательный закон на сей раз: когда бы жена, выгнанная мужем, снова была выгнана и другим мужем, который принял ее, или же овдовела после этого второго мужа, первый муж, даже и чувствуя жалость к ней или нуждаясь в сожительстве с нею, не имел права возвратить ее к себе (Втор. 24, 2–4). И так лучше всего не быть разводу между православными. А если есть для него законная или уважительная причина, то он не может произойти самовольно, но только с разрешения той же Христовой власти, которая сочетала его. Ни священник отнюдь не может никому дать, так называемое, «разводное письмо», ни вся местная церковная власть (исключая разводов по ссылке и безвестной отлучке) не решает сама по себе вопросов о разводе. Решение этих вопросов принадлежит высшей духовной власти (св. Синоду) (Уст. д. конс., гл.6)».

В тех случаях, если супруг решил развестись, не по «вине прелюбодеяния», а «по всякой причине» (Мф.19,3), то Господь говорит, что «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Святые отцы объясняют эту заповедь отдельно для мужчин и для женщин следующим образом:

Иоанн Златоуст (т.3, беседа: «Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен»): «Если ты увидишь, что он (апостол) предоставляет тебе власть отвергать одну жену, когда найдешь в ней один из этих недостатков (жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная, или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток), и брать другую, то благодушествуй, избавившись от всякой опасности; а если он не позволяет этого, но повелевает жену, имеющую все прочие недостатки, кроме прелюбодеяния, любитьи держать в своем доме, то охрани себя так, чтобы быть готовым переносить всю злобу жены. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух, или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует»(Мф.5:32). Обсудив это хорошо прежде брака, и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою - так, как повелел Павел. …Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, - так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй этот порок».

Иоанн Златоуст (том.3, беседа на слова: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39–40)): «Какой же это закон, который предложил нам Павел? "Жена",говорит он, "связана законом". Итак, она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак. И заметь, с какою точностью он употребляет сами выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? "Жена связана законом, доколе жив муж ее", так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае - прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: "жена связана законом".Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние. "Жена связана законом, доколе жив муж ее".И "кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф.5:32). Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда скончается муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: "умрет"(упокоится), - как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спящего? Поэтому он и говорит: "если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет" не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет нежелающую, но сказал закон такой: "свободна выйти, за кого хочет".Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а, будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это - прелюбодеяние. Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил. И мирские законы дозволяют это не просто и не без ограничения, но и они наказывают за это дело, так что и отсюда видно, что они неблагосклонно смотрят на этот грех, потому что виновницу развода они лишают имущества и отпускают без всего, и того, кто подает повод к разводу, наказывают денежным убытком; а они, конечно, не поступали бы так, если бы одобряли это дело».

Следует сказать, что Церковь определила несколько поводов к расторжению брака.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

О других причина развода более подробно будет сказано в теме «О любви в христианской семье», а сейчас скажем о разводе по причине физической неспособности одной из сторон.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-й заповеди, грех - самовольный развод): «…один из супругов может законно начать дело разводное по причинам или физическим или нравственным. Физическую сторону здесь составляет физическая неспособность к супружескому сожитию, если впрочем эта неспособность от природы и до брака оставалась затаенною (Св. зак.т.10,ч.1, ст.46–49), а не произошла в самом браке, как несчастье. Но и тут кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12), т. е. лучшею жертвою Богу со стороны обиженного лица была бы решимость не требовать дозволяемого развода, но оставаться в бракедля одного дружества и взаимной помощи: живут же вместепрестарелые муж и жена, которые не имеют более между собой плотского сообщения и может быть так же не имели никогда детей. В смыслефизической причины к разводу можно принять ссылку такого рода, когда виновное лицо лишается всех прав состояния или безвозвратно ссылается: другому (невинному) лицу, конечно, нельзя вменить в нравственную обязанность нести ту же участь. (Если без всякой вести остается муж или жена, то также возможен по снисхождению развод этого брака через 5 лет (Уст. конс.п.231–237); а в случаебезвестной отлучки на войну (далеко зашел муж и не уведомляет о себе) или захвата в плен (дорогой на окраинах где-либо неверные отняли у мужа жену и увлекли ее в свои пределы), в этих случаях, так как они подают более надежды на возвращение безвестного лица, срок для расторжения брака полагается двойной, или 10-летний (Ук. син.1855). Но и самою безвозвратною ссылкою, при видимом расторжении брака, внутренне не всегда расторгается брак. В благоприятных на сей раз обстоятельствах брак может возобновиться, например, если ссыльный будет неожиданно прощен или окажется невинным, а оставшийся дома супруг раньше не искал законным порядком развода».

Выше уже было сказано, что после развода (по любой причине) христианин или христианка должны оставаться одинокими до смерти бывшего супруга.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.48)): «Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребывать безбрачною. Ибо когда Господь сказал: «"кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Матф.5,32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым воспретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодеяния, а жена неповинна, быв от Господа названной прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?».

В «Пастыре» ап. Ермы говорится, что и муж должен оставаться один. Но опять таки у Василия Великого есть поучение, в котором мужчине дается снисхождение в том случае, если его оставит жена.

«Женам же обычай повелевает удерживать мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодейкой наречься живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо если потому, что была бита, и не стерпела ударов: то следовало претерпеть, нежели разлучатся с сожителем; или потому, что не стерпела утраты имения, и этот предлог не достоин уважения. Если же и потому, яко муж ее живет в блуде, наблюдения этого не имеем в церковном обычае, но и от неверного мужа не повелено разлучатся жене, а пребывать с ним, по неизвестности, что последует. «Почему ты знаешь, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7, 16) Поэтому жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейка, если перешла к другому мужу; а муж оставленный, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается».

Но если муж сам оставит жену, то не имеет снисхождения.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах, (первое послание)): «Если же муж, отступив от жены, поимеет иную: то и сам он есть прелюбодей, потому что творит с нею прелюбодеяние, и живущая с ним есть прелюбодейка; поскольку отвлекла к себе чужого мужа».

Что касается развода по причине бесплодия, то:

Блаженный Августин (Супружество и похоть): «…высший закон не позволяет оставить бездетную супругу и взять в жены другую женщину - плодовитую».

Также хотелось бы отметить, что на эти заповеди и поучения у христиан существуют различные реакции, начиная от покаяния, заканчивая самооправданием и нежеланием их исполнять. Вот что говорит Иоанн Златоуст о тех, кто сокрушался о своем грехе:

Иоанн Златоуст (т.3, Беседа: похвала Максиму и о том, каких должно брать жен): «В самом деле, когда мы много говорили вам о браках, доказывая, что отвергать жен или брать отвергнутых, при жизни прежних мужей их, значит, несомненно, прелюбодействовать, и читали закон Христов, который говорит: "кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует"(Мф.5: 32), - тогда я видел, как многие, поникнув головою, ударяли себя по лицу и не могли подняться, - тогда и я, воззрев на небо, сказал: благословен Бог, что мы проповедуем не мертвым ушам, но слова наши достигают души слушателей с великою силою. Гораздо лучше - вовсе не грешить; но немаловажно для спасения и то, чтобы согрешивший сокрушался, осуждал душу свою и с великим тщанием наказывал совесть свою; такое осуждение есть часть оправдания и конечно ведет к тому, чтобы больше не грешить. Поэтому и Павел, произведши печаль в грешниках, радовался, не тому, что опечалил их, но что посредством печали исправил их. «Теперь я радуюсь», говорил он, «не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:9,10). Поэтому, о своих ли, или о чужих грехах вы скорбели тогда, вы достойны бесчисленных похвал. Кто скорбит о чужих, тот показывает апостольское сострадание и подражает тому святому, который говорит: «кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»(2Кор.11:29). А кто терзается за свои грехи, тот избавляется от наказания за дела, уже совершенные, и в будущем становится безопаснее посредством этой скорби. Вот почему и я, видя поникших головою, воздыхающих и ударяющих себя по лицу, радовался, представляя плоды этой печали».

А вот увещевание к тем, кто не желает исполнить эти заповеди.

Платон, Митр. Московский (т.2, Слово при посещении церквей Божиих Тверской пасты): «Сохраните верность в святом супружестве вашем, и друг друга взаимно любите, как возлюбил Христос церковь свою. Блудодеяния же и всякого беззаконного плотоугодия отвращайтесь. Ибо это тягостно для совести, и опасно для спасения нарушить клятву данную пред лицем алтаря, засвидетельствованную Богом и Ангелами Его».

Нравственное Богословие (грехи против 7-ой заповеди, грех - самовольный развод): «Супруги, живущие в самовольном с которой либо стороны разводе! Зачем же это вы остаетесь противниками христианского закона? Если хотите быть в числе истинных христиан, то поспешите исполнить заповедь Божию, которая относится к вам: «если же разведется (жена), то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» (1Кор. 7, 11), т. е. да «помирится». А если вы не хотите и возвратиться к прежнему браку, который самовольно одним из вас расторгнут, т. е. если вы знаете посторонних: где же в таком случай ваша вера, где уважение ваше к имени христианина? Не насилуйте же после этого священника, как духовного отца, придя к нему для исповеди и требуя себе разрешения во грехах и дозволения приступить к святым тайнам. Оставьте напрасное самооправдание, что «вы поневоле делаетесь грешниками-прелюбодеями, так как сердце ваше кипит при одной мысли об обидах со стороны того лица, с которым решились развестись, и так как в то же время не можете воздержаться от беззаконного совокупления». Господь Бог никогда не поставляет человека в такое состояние, чтоб человек непременно грешил тяжкими грехами. Коли не хотите смириться друг пред другом, как огорченная так и огорчившая сторона, и в то же время не храните себя в целомудрии: то еще повторяем вам закон о правильном разводе. Просите-просите развода, раскрыв искренно свои причины. Но если Церковь не признает ваших причин уважительными, то вам больше и выхода нет в своем положении, как возвратиться к прежнему браку, а во всяком случае оставить постороннюю связь или только по времени грех прелюбодеяния. О, ради Бога, ради души своей исправьте же свою жизнь!».

Если же христиане не захотят оставаться одинокими и жить с прежними супругами, то им обоим необходимо понести епитимию.

Василий Великий (Письмо к Амфилохию о правилах (второе послание, ст.26)): «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше разлучать, если возможно. Если же все равно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».

Из книги Десять Заповедей под ударом автора Финли Марк

Проблема прелюбодеяния Происхождение слова «прелюбодеяние» связано с глаголом, выражающим смысл разбавления вина водой, что означает подделывать или фальсифицировать, «заменить на что–то менее ценное или засоренное посредством добавления несоответствующего

Из книги Развод и повторный брак в церкви автора Инстон–Брюер Давид

Возврат после прелюбодеяния Но если ты уже оступился? Есть ли выход из пропасти прелюбодеяния? Не ново то, что человек, пытаясь жить на высоте Божьих стандартов, терпит неудачу. В Римлянам 3:23 сказано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей», но 24 стих продолжает,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

«Кроме вины прелюбодеяния» Не все приняли этот новый вид развода. Ученики раввина Шаммая (соперник Гиллеля, который часто не соглашался с ним), говорили, что Гиллель неправильно истолковал Писания, и что эта фраза «по любой причине половой распущенности» не значит ничего

Из книги Добротолюбие. Том I автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Слово двенадцатое О вине 1. Таинство вина. (Оно есть образ) человеческого естества (или человека), желающего сретить Бога (угодить Богу) и для того в чистоте соблюдающего дело свое целым, чтоб Бог принял его (дело) с радостию.2. Сосуд (для вина) бывает осмолен надлежащим

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

О новом вине и старых мехах 18 В другой раз, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили Его: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои - не постятся?»19 Иисус им ответил: «Разве могут поститься гости на брачном пире в

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Отвращение от прелюбодеяния 15. Узнав об этих беззакониях, муж, уподоблявшийся Иисусу Христу и, сколько возможно, всегда явно исполнявший всякую правду и заботившийся об единоплеменном народе с отеческим сочувствием, скорбел, негодовал в себе и оплакивал всеобщую

Из книги Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов автора Палладий епископ Еленопольский

Облатки на вине ИнгредиентыМука – 1/2 стакана, масло сливочное – 50 г, вино белое – 300 мл, миндаль измельченный – 1 стакан, пюре яблочное или грушевое – 1 стакан, сахар – 100 г.Способ приготовленияБелое вино смешивают с мукой и 50 г сахара. Формы для выпечки облаток смазывают

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

О боге, вине и о трезвых христианах 1994, январь. Полный текст публикуется впервые. Частично опубликовано: Церковно-общественный вестник, № 24, 2 октября 1997 (приложение к Русской мысли № 4191)Немцы винопитие, а с недавних пор и виноторговлю, считают излюбленным занятием

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Телячий язык в вине 3 телячьих языка (1 кг), 1 стакан красного сухого вина, ? стакана кукурузного (или соевого) масла, 1 луковица, 1 лавровый лист, 1 очищенная морковь, 2 зубчика чеснока, рубленая зелень петрушки, черный перец молотый, соль.1. Языки залить в кастрюле 2 л воды и

Из книги автора

Свиной окорок в вине? свиного окорока (до 2 кг), 2 стакана сидра, ? стакана сухого хереса, ? стакана сахарного песка, 1 ст. ложка готовой горчицы, 1 ст. ложка тертого хрена, в-8 бутонов гвоздики, 2 лавровых листа, 6 горошков черного перца, соль.1. Окорок положить в большую кастрюлю

Из книги автора

Об одинаковой вине мужчин и женщин в прелюбодеянии Для прелюбодеяния нет оправдания как мужчинам, так и женщинам, а значит не верно мирское мнение, что мужчине измена свойственна по его природе.Феофан Затворник (Толкование на посл. 1Коринфянам, 7,4):«В некоторых местах

Из книги автора

Прелюбодеяния при разлуке с супругом Некоторые христиане оправдывают свою измену разлукой со второй половиной.Нравственное Богословие (Грехи против седьмой заповеди, грех - прелюбодеяние):«Грех прелюбодеяния (как и всякий другой) стараются извинить. На первом

Из книги автора

Прелюбодеяния при болезнях супруга Следующее оправдание связано со здоровьем одного из супругов. При этом оправдывающийся, обычно произносит фразу типа: «мне ничего не оставалось делать, т. к. природа требует своего» (ответ на это оправдание уже дан выше). Прискорбно еще

Из книги автора

Виды нетелесного прелюбодеяния Итак, понятно, что если семейный христианин не нарушает заповедь: «не прелюбодействуй», то половые отношения с женой являются благословенными Богом. В 1–5 главах мы не говорили о телесных отношениях человека с противоположным полом, и на

50-летний юбилей совместной жизни отмечает сегодня супружеская пара Третьяк из деревни Черчичи Кремяницкого сельсовета. Ирина Иосифовна и Чеслав Болеславович (на снимке) всю жизнь идут рука об руку, деля пополам радости и невзгоды.

– Мы – счастливые супруги, потому что полвека прожили вместе не только в любви и согласии, но и в настоящей дружбе, в уважении друг к другу, – бросая в сторону жены теплый взгляд, говорит глава семьи. – То ли Богом была уготована наша встреча, то ли случайность свела нас вместе. А может это и любовь с первого взгляда. У нас она длится с первого свидания по сегодняшний день.
– Значит, ваша первая встреча была какой-то особенной?
– У нас все, как в кино, – продолжает разговор Чеслав Болеславович. –Ирина жила в деревне Багди Волковысского района, через которую ходили наши машины, груженные торфом. Я тогда водителем работал в колхозе «Дружба». Остановился возле сельского магазина, чтобы купить перекусить. Вот там и заприметил красивую девушку. Чтобы как-то привлечь к себе ее внимание, дернул за косу. До сих пор помню те испуганные, но очень добрые
глаза.
Вскоре молодежь двух соседних районов собралась в Кремянице на воскресник сажать тополиную аллею. Увидев издалека ту самую чернявую красавицу, Чеслав не упустил возможности поработать вместе с ней в паре.
– Высокого стройного парня со спокойным голосом и лучезарной улыбкой я забыть не могла, – вспоминает Ирина Иосифовна. – Очень быстро мы оба поняли, что наши чувства больше, чем дружба.
События развивались стремительно, и в первый день октября молодожены обменялись золотыми кольцами в знак любви и верности. Согласно традиции, обвенчались в костеле. А вот свадьбу сыграли на Новый год. Молодую жену Чеслав привел в дом своих родителей. С первых дней совместной жизни свекровь стала настоящим другом для молодой семьи и второй мамой для Ирины. Альбина Станиславовна хлопотала по хозяйству, следила, чтобы в доме было тепло и уютно, готовила горячие обеды, пока дети были на работе. Свою трудовую деятельность Третьяки посвятили сельскому хозяйству. Ирина Иосифовна больше 20 лет проработала на свиноферме. Рабочие будни Чеслава Болеславовича прошли за рулем молоковоза. Водитель удостоен звания «Заслуженный колхозник», не единожды награждался Почетными грамотами районного исполнительного комитета и правления колхоза «Прогресс» (ныне филиал «Князево»), выдвигался депутатом районного Совета депутатов.
– Если вы думаете, что нам в жизни было легко, то глубоко ошибаетесь. В деревне ведь всегда дел полно: и приусадебный участок обрабатывать надо, и по хозяйству управиться, – откровенно признается хозяин дома. –А ещё мне нравилось работать с деревом – плотничать, столярничать. Впрочем, до сих пор это мое любимое занятие. Жена занималась рукоделием, вкусно готовила, часто радовала ароматными пирогами.
– В семье ведь что главное? Взаимоуважение и взаимопонимание, – дополняет мужа Ирина Иосифовна. – И, конечно же, помощь друг другу. В молодости мы не делили домашние обязанности на «твои» и «мои». Кто первым пришел с работы, тот и хозяйничает. А второму только и оставалось, как поблагодарить и похвалить. Поэтому своим детям советуем: «Не скупитесь на ласковые и добрые слова. Умейте промолчать, когда говорит муж. Умейте уступить, если не права жена». Испытания и болезни, которые выпадали нам, мы тоже переносили сообща. Может, поэтому и любовь сумели сохранить.
Золотая свадьба – это праздник из праздников, считают юбиляры. Радость торжества Ирина Иосифовна и Чеслав Болеславович разделят с детьми – дочь Алла приехала из Минска, сын Анатолий – из Волковыска. У четы Третьяков 3 внука и одна внучка, которые также поспешили в гости к бабушке с дедушкой. И, пожалуй, самым трогательным моментом 50-летнего юбилея станет венчание пары во время воскресной службы в костеле святого Юрия в д.Кремянице.
Людмила ПОПКО.

«И жили они долго и счастливо»… Так заканчиваются истории далеко не всех супружеских пар. А представителям голубых кровей иногда приходится не сладко, ведь их браки зачастую строятся по финансово – выгодным соображениям. И что же получается, сильным мира сего не суждено познать счастье в браке?
Княжеский род Монако – обладатель одной из самых интригующих историй. Неудачи в любовных делах вот уже больше 700 лет преследуют обладателей фамилии Гримальди . Каждая новая королевская свадьба дает надежду суеверным монегаскам на счастливое будущее молодоженов, а пресса пристально следит за каждым их шагом.
Согласно легенде, в 1297 году Франческо Гримальди и его солдаты, переодевшись в монахов, обманом проникли в замок, убив охранников и открыв ворота своим воинам. Опять же, никто достоверно утверждать не может, но легенда говорит, что Франческо Гримальди впал в безумие, фанатично уничтожая еретиков и ведьм. Даже его фаворитка не смогла избежать подозрений в колдовстве. Умирая на костре, она кинула в лицо Франческо:»Никогда ни один Гримальди не будет счастлив в любви, а если кто его и полюбит, то не видать им семейного счастья». По другой версии, Гримальди обесчестил знатную даму. Оскорбленная и униженная горожанка оказалась ведьмой и прокляла насильника: «Никому из Гримальди не дано познать счастье в браке!».
Мы можем только догадываться, что же произошло в те далекие времена на самом деле, но проследив историю рода Гримальди , невольно становишься суеверным — она пестрит изменами, трагическими событиями, ссорами и разводами.

Принца Монако Луи I покинула его супруга Екатерина-Шарлотта. Французской аристократке, привыкшей к блеску Версаля, наскучило в провинциальном княжестве и она сбежала, став одной из фавориток короля Франции Людовика XIV.


Принцесса Катерина-Шарлотта
променяла принца Монако на короля

С тех пор список мужей-рогоносцев стал только увеличиваться: Мария Лотарингская, cупруга князя Монако Антуана I, изменяла мужу, Екатерина де Бриньоль — жена князя Оноре III — предпочла мужа принцу Кондэ. Оноре IV, старший сын Оноре III, пережил три ареста — один во время французской революции будучи наследником престола Монако, и дважды был арестован при Наполеоне, а в супружеской жизни с Луизой д’Омон-Мазарен потерпел фиаско — супруги прожили вместе 11 лет и расстались. Семейное проклятие коснулось и Карла III, супруга которого, принцесса Антуанетта умерла молодой.
Князя Альбера I, выдающегося ученого и мореплавателя, преследовали неудачи в личной жизни. В 1869 году 20-летний Альберт женился на Марии-Виктории Гамильтон, но их брак через 11 лет закончился расставанием. Через 9 лет — в 1889 году, 40-летний принц Альберт женился второй раз на вдове Алисе Ришелье, которой был очарован с первого взгляда. Принцесса Алиса покровительствовала искусству, благодаря ее стараниям театр Монте-Карло стал популярен в Европе. Но прошло 13 лет, и любящие супруги расстались со скандалом. Альберт в театре на глазах высшего общества обвинил жену в измене и дал ей пощечину.


Спустя полвека, 13 сентября 1982 года, княжескую семью Монако в очередной раз потрясло горе: автомобиль, за рулем которого сидела принцесса Грейс, рухнул в пропасть на одном из поворотов дороги, ведущей в летнюю резиденцию монархов. Как и ожидалось, ажиотажу вокруг автокатастрофы не было видно конца. Интерес прессы подогревали всплывающие время от времени новые детали и версии произошедшего. По слухам, за рулем в момент аварии находилась младшая дочь Грейс, 17-летняя Стефания. Лишь 20 лет спустя принцесса нашла в себе силы опровергнуть эту версию. Официальной причиной гибели принцессы Грейс стал разрыв сосуда головного мозга, в результате чего она не справилась с управлением «Ровера».


Принцесса Грейс и князь Ренье III

Cупруг Грейс, князь Ренье III, больше не женился, так и не смирившись с потерей своей белокурой красавицы — жены. В 2005 году он был похоронен рядом с Грейс в семейном склепе Гримальди. Этот брак, продлившийся 26 лет, достоин называться счастливым. Но и в этот раз проклятье оказалось сильнее любви.
Продолжая тему несчастливых браков, стоит остановиться на представительнице нынешнего поколения Гримальди – принцессе Стефании. В 1995 году девушка вышла замуж за своего телохранителя Даниеля Дюкре, подарив ему двух детей. Спустя год новоиспеченному обладателю фамилии Гримальди наскучила королевская жизнь: своей жене он предпочел объятья молодой красотки, завоевавшей к тому времени славный титул «Мисс обнаженная грудь» Бельгии. Однако принцесса Стефания не отчаялась и в сентябре 2003 года, после рождения третьего ребенка, вышла замуж за циркового акробата из Португалии. Но и этот брак продлился чуть больше года.


Принцессе Каролине, сестре нынешнего суверена Монако, в любви везло не больше, чем ее младшей сестре Стефании. В 1978 году – на тот момент ей был 21 год – Каролина вышла замуж за 38-летнего парижского банкира Филиппа Жюно. Однако пара развелась спустя два года семейной жизни – Филипп оказался кутилой и плейбоем. Но лишь в 1992 году Римско-католическая церковь официально аннулировала этот брак.


В 1983 году, не устояв перед очарованием итальянского промышленника Стефано Казираги, Каролина вновь пошла под венец. После семи счастливых лет семейной жизни проклятье Гримальди вновь настигло княжескую семью: любитель быстрой езды Стефано погиб во время гонок на лодках в 1990 году.
Сейчас Каролина состоит в браке с принцем Эрнстом Августом V Ганноверским. Однако супруги живут вдали дуг от друга. Каролина время от времени приезжает в Монако, где проживает её 13-летняя дочь Александра.

Андреа Казираги с Татьяной Санто-Доминго

После череды неудач в жизни Каролины все — таки настали радостные дни. Ее старший сын Андреа и его супруга Татьяна Санто-Доминго после восьми лет совместной жизни подарили ей внука. А младшую дочь Каролины – Шарлотту, часто сравнивают с Грейс: девушка с уверенностью могла бы стать иконой стиля, но выбрала семейную жизнь с французским актером-комиком Гадом Эльмалехом, благотворительность и верховую езду. Глядя на счастливую пару, хочется надеяться, что проклятье рода Гримальди – выдумка.


Еще одна надежда монегасков – брак Пьера Казераги с представительницей древнего итальянского аристократического рода — Беатрис Борромео, который состоялся в августе этого года. Классический равный брак между представителями голубых кровей — не чета мезальянсу.


Нынешний правитель Монако, Его Светлость князь Альбер II, не спешил связать себя узами брака и наслаждался жизнью в буквальном смысле по-королевски. Правителю Монако приписывали романы с Шэрон Стоун, Гвинет Пэлтроу, Наоми Кэмпбелл, Клаудией Шиффер и многими другими красотками. Однако в 2011 году на радость монегаскам князь выбрал спутницу жизни – новую княгиню Монако, а по совместительству профессиональную пловчиху из ЮАР, Шарлен Уиттсток. Надежды монегасков на счастливый брак пары и избавление от злосчастного проклятья княжеской семьи Монако чуть было не рухнули еще до свадебной церемонии, когда будущая княгиня пыталась сбежать в ЮАР. Однако свадьба состоялась, и в 2014 году Шарлен стала матерью близнецов – Жака и Габриэллы. Возможно, появление детей укрепит брак королевской четы и поставит точку на череде семейных трагедий и любовных неудач правителей Монако.
Легенды легендами, но, пролистывая одну за одной страницы любовных неудач семейства Гримальди, менее склонные к суевериям личности задаются вопросом: реально ли проклятье фламандской ведьмы или это плата за своеволие в выборе спутников жизни?


Князь Альбер II и княгиня Шарлен Поженились — прослезились, разводились — веселились

Психологи советуют отмечать развод вечеринкой Странные нынче веяния: развод считается не поводом для слез, а отличным предлогом для разудалой вечеринки. Именно так поступили бывшие супруги из Днепропетровска Алексей и Анжела Надион. Прожив вместе всего год, студенты решили расстаться, но особых огорчений по этому поводу они не испытывают. А работники ЗАГСа, которые обеспечили официальную часть бракоразводной церемонии, до сих пор улыбаются, вспоминая развеселую парочку.

Как говорят сами экс-супруги, развод — по сути та же свадьба, только наоборот. Поэтому за неделю до расторжения брака они и заказали в ЗАГСе зал для торжественной регистрации. Работники ЗАГСа чуть ли не пальцем у виска крутили, но в конце концов им тоже все понравилось.

Все было, как и положено на свадьбе: свидетели, гости, родители, музыканты, куча гостей. Только букет для невесты был обернут в газету, а кортеж украсили туалетной бумагой. Вместо хлеба-соли присутствующих угостили пивом, а бывшего супруга при выходе из ЗАГСа осыпали не пшеницей, а пельменями.

На мосту влюбленных бывшие супруги при стечении гостей торжественно спилили замок, который год назад символизировал крепость их союза, разбили сервиз, который им подарили на свадьбу, и сожгли традиционный символ любви — красное плюшевое сердце. После чего ребята заявили, что такой веселый развод должен стать новой хорошей традицией.

Лиха беда — начало

Как ни странно, но последователи у них нашлись. В Благовещенске одно из праздничных агентств уже предлагает "организацию и проведение бракоразводного процесса". Стоит такое удовольствие недешево — порядка 7-8 тысяч рублей за самый скромный сценарий. Если внимательно изучить прейскурант "разводных" услуг, то убедишься: иной развод обойдется дороже свадьбы. Оно и понятно: сценариев свадебного торжества пруд пруди, а вот чтобы развод отметить по-человечески… С этим пока туго, приходится все придумывать самостоятельно. В Благовещенске процессом руководит ведущий, который и произносит прочувствованные и веселые речи. Остальное — на усмотрение заказчиков. Работники агентства упирают на то, что такой развод позволит людям расстаться по-человечески и остаться приятелями, а саму процедуру вспоминать как нечто забавное и любопытное.

Кстати, одна семейная пара уже воспользовалась услугами этого агентства и отпраздновала свое расставание с блеском и шиком. Говорят, остались довольны и бывший муж, и бывшая жена.

Мнение психологов

Между прочим, психологи новые веяния очень даже одобряют. Женщины и мужчины по-разному реагируют на такое событие в своей жизни. Мужчины воспринимают развод как конец одного жизненного этапа и переход к новой жизни. Обычно они довольно скоро заводят или новую любовницу, или новую жену, у них появляются дети. Другой вариант — мужчина воспринимает развод как свое поражение, в особенности, если его инициатором становится супруга.

Для женщины развод становится обычно трагедией. Начинать новую жизнь с детьми ей значительно тяжелее. Поэтому психологи и советуют отметить это событие хотя бы с близкими подругами. Разводная вечеринка для женщины, утверждают они, имеет прежде всего терапевтическое значение. После подобной терапии легче поверить, что развод — не конец, а лишь начало нового этапа жизни, который будет лучше и счастливее.

Естественно, никто не собирается воспевать крушение семьи. Но драматизм ситуации можно сгладить, организовав хотя бы подобие торжества. Тем более, что между разводом как фактом и его юридическим оформлением проходит некоторое время, в течение которого разведенные супруги уже начинают или готовятся начать новые взаимоотношения. Завершив свою неудачную семейную жизнь вечеринкой, человек как бы говорит сам себе: "Жизнь начинается заново!"

А как у них?

Возможно, мода на "разводные" вечеринки пришла к нам из Западной Сахары, где женщина устраивает по такому случаю праздник, приглашая на него подруг и потенциальных претендентов на ее руку и сердце. Гости одаривают "разведенку" благовониями и деньгами.

Но первыми среди "цивилизованных" народов праздновать свои разводы стали американки . Они таким образом отмечают свой новый статус — свободной и независимой женщины. Непременные атрибуты такого праздника — посуда с "разводными" картинками, чай, помогающий забыть экс-супруга, сборник подобающей моменту музыки и набор любовной магии Вуду — милой матерчатой куколки и длинной булавки. Булавкой можно тыкать во все удобные и неудобные кукольные места и хотя бы таким образом отомстить ненавистной бывшей половинке. Практикуется также торжественное спускание обручальных колец в туалете и стрельба в цель с фотографией "этого гада".

У французов развод отмечается в дорогом ресторане или модной дискотеке, где тон задает ди-джей. Суши, шампанское и гигантский торт прилагаются. Культурную программу обеспечивают стриптизерши, факиры и гадалки.

В Аргентине пары после развода танцуют обычно страстное танго.

В Великобритании народ кроме вечеринок заказывает еще и интенсивный курс реабилитации, чтобы вернуть веру в свои силы и начать новую жизнь. А изюминкой вечеринок становятся особые торты. Первой стала готовить их для разводящихся кондитер Фэй Миллер — таким образом она решила подбодрить себя после расставания с мужем. Как говорит сама Миллер, главное в этих тортах — фантазия и чувство юмора у заказчиков. Но в любом случае на торте обязательно помещаются из сахара фигурки уже бывших мужа и жены. А сам торт представляет собой какую-либо сценку из семейной жизни, которая стала предлогом или причиной развода, но, конечно, с юмористическим уклоном. Здесь найдется место и собранным чемоданам, и даже ружьям и ножам, которые бросаются вслед уходящей половине. Популярностью пользуется изображение женщины, цепляющейся из последних сил за мужчину, который в этот момент отталкивает ее ногой. Торт называется "Наконец свободен". Если же заказчик бывшая жена, то женщина стоит наверху трехъярусного торта и сталкивает с него бывшего супруга. Чаще всего клиенты заказывают такие надписи: "Я свободен", "Вернула свою жизнь" и "Избавилась от старикашки". Выпечку также нередко украшают сломанными свадебными колокольчиками и упавшими обручальными кольцами. Стоимость "разводных" тортов — от 100 до 1300 долларов.

Разводящиеся немцы тоже обожают выпечку, только заказывают они не торты, а пироги со специальными портретами экс-супруга (супруги). Такие съедобные портреты запустил в производство берлинский пекарь Георгиус Васселиу. Стоят они 30-100 евро. По словам Васселиу, мысль о таких пирогах пришла ему после того, как одна из покупательниц попросила дать ей что-нибудь, чтобы отпраздновать развод. "Люди постоянно разводятся, поэтому есть смысл подсластить им эту "горькую пилюлю", — считает этот пекарь.

В Варшаве разводные вечеринки проходят с музыкой, танцами, стриптизом и тостами за новую жизнь. Заказов у фирм, устраивающих подобные торжества, — на квартал вперед. Как правило, устраивают подобное действо молодые люди, прожившие вместе год-два и не венчавшиеся в костеле. Причем большинство заказчиков — женщины после 30 лет, имеющие детей.

Ритуал таков. Обязателен тортик, только нарезают его порознь. Сверху на торте прикреплена шоколадная фигурка мужа либо жены, которую надо отсечь специальным "мачете". Потом надо разбить "наручники", засвидетельствовав, что свобода пришла. После чего хозяйка вечера сжигает фотки "экс-супруга", свидетельство о браке и другие сувениры, которые остались после "счастливой жизни". У мужчин вечеринки напоминают мальчишник: девочки, стриптиз, море выпивки — гуляй, народ, я наконец-то сам себе хозяин!

Кстати, в Польше есть и "разводные" рестораны, куда могут наведаться экс-супруги. Там любезно предлагают "суп для тещи (свекрови) из грибов неизвестного происхождения" (суп из белых грибов), "грудь любовницы" (грудинка), "разведенную" водку с этикеткой с изображением бывшей супруги.

Китай тоже шагает в ногу со временем. В день всех влюбленных, 14 февраля 2006 года, в Шанхае торжественно открылся "Клуб для разведенных". Цель — помочь разведенным отпраздновать окончание брака. Клуб уже насчитывает более 100 членов. Для них предоставляются консультации, в том числе и адвокатов, организуются общественные мероприятия, именуемые тусовками. Кроме того, разведенные отмечают в клубе окончательный разрыв брачных уз.

"Собственно говоря, развязаться с практически мертвым браком — счастливый повод, именно поэтому мы выбрали День Святого Валентина, чтобы официально открыть свой клуб", — отмечает его глава, госпожа Шу Синь.

Развод у нас принято считать чем-то вроде конца света, который нужно несколько месяцев оплакивать, мысленно настраиваясь на печальную старость в одиночестве. Пожалуй, нынешнее поколение 30-летних индивидуалистов будет первым, которое докажет на своем примере, что развод – это такое же нормальное событие, как переезд или смена работы, поэтому углубляться в продолжительную депрессию с его наступлением не стоит. А стоит лучше закрепить обоюдно принятое решение совместной смешной фотографией и закатить по поводу нового витка личной свободы небольшой праздник.

1 Сен 2015 в 6:02 PDT

Идея с селфи после развода, или #divorceselfie, на прошлой неделе стала обсуждаемым трендом в Интернете благодаря веселой канадской парочке Крису и Шэннон Нейман, которые вместо того, чтобы «по-нормальному» развестись с грустными минами и дележом свадебных сервизов, сделали это с достоинством, с юмором и с фронтальной камерой своего смартфона, увековечив момент позитивным селфи. В подписи к фотографии, где уже бывшие супруги улыбаются, как будто они только что обручились, Крис и Шэннон поделились своими мыслями на тему развода как «чего-то замечательного» и пообещали воспитывать общих детей так, чтобы тем не пришлось разрываться между живущими по отдельности и враждующими родителями. Судя по комментариям в соцсетях, наша русскоязычная аудитория такой инновационный способ расторжения брака (о боже, они что, даже в волосы друг другу не вцепились?) не оценила и тут же назвала моду на #divorceselfie клоунадой и скрытой пропагандой распада семьи, а самих радостных экс-супругов на фото – лицемерами и селфи-маньяками. Кто же здесь все-таки прав и неужели развестись «элегантно», то есть без мордобоя, оскорблений и злобных взглядов Медузы Горгоны, – это какое-то недоступное пока в нашей стране (которая, к слову, лидирует по мировому количеству разводов) искусство?

1 Сен 2015 в 10:32 PDT

Впрочем, разбирая по полочкам патриархальную логику, все можно расставить на свои места: если в нашем обществе замужество для женщины – это единственная форма жизни (а иначе «старая дева», «никому ты такая не нужна», «не состоялась как женщина»), то логично, что развод – это такая «маленькая смерть», крах самого важного для многих наших девушек социального статуса, на котором (скрыто или открыто) базируется и финансовое положение, и жилищный вопрос, и даже такая черта характера, как самолюбие («если меня ВЫБРАЛИ, значит, я хорошая/красивая/умная/добрая; если не выбрали, значит, я НИЧТО»). То есть, апеллируя к дурацкому сравнению с железной дорогой, нам не нужна свадьба, чтобы отметить, что мы нашли себе прекрасного попутчика по жизни, нам она нужна, чтобы «зацепиться», «прикрепиться» и потом проехать на ком-то как можно больше времени, желательно без особых встрясок и аварий. Отсюда и развод выходит не как вполне себе житейское событие с поездами, которые спокойно разошлись в разные стороны, а как настоящая железнодорожная катастрофа, коллапс всей системы движения на недели (а то и месяцы и годы), который никому уж точно не придет в голову увековечить картинкой в «Инстаграм».

Таким образом, если вы с самого начала подходили к будущему мужу как к спасительному канату, то такое происшествие, как развод, приобретает высшую степень драматичности: все летит в тартарары, и ваш мир никогда не будет прежним. А что если вы с самого начала воспринимали его как равного партнера, с которым хотели бы идти вместе по жизни (в течение какого срока, тут и гадалка не предскажет) и не собирались умирать за любовь, ежевечерне ставить драмы на кухне и превращаться в тень собственного мужа? Тогда и конец этой истории можно воспринять не как апокалипсис, а как переход в другое состояние, а селфи у дверей ЗАГСа – как проверку на цивилизованность отношений. Подумайте, ведь если вы прожили какое-то количество счастливых дней вместе, то, значит, вам есть что вспомнить, и эти воспоминания будут даже ценнее, чем импульсивные приступы обиды и ненависти. Да, вы не вместе, но продолжаете жить дальше и, может быть, даже встретитесь однажды на кассе супермаркета или на террасе ресторана, или даже онлайн на Facebook. Может быть, кто-то и скажет, что счастливый развод – это такой же оксюморон, как и счастливые похороны, но сравнивать их глупо. Потому что развод уж точно не имеет ничего общего со смертью – это скорей новая жизнь, которую уже давно пора отмечать не менее пышно, чем свадьбу.

 
Статьи по теме:
Как полюбить мужа. А прошла ли Любовь? Как понять что прошла любовь к мужу
Однако с течением времени чувства неизбежно становятся спокойнее, при этом вы открываете в человеке все новые стороны, познаете его. Как же понять, что любовь действительно прошла? 7 симптомов того, что ушли чувства 1. Первый признак – раздражение. Вас н
Сколько молока должны съедать новорожденные
Екатерина Морозова Время на чтение: 9 минутА А Заботливую маму волнует все, что касается ее ребенка. Особенно, его самочувствие. То есть, сон малыша, настроение, тепловой режим, комфорт, уют и, конечно, питание, которое во всем этом занимает лидирующие п
Прикорневой объем гофре как делать
Все девушки непостоянны и склонны к переменам. Вчера они хотели идеально ровные волосы, а сегодня хотят иметь роскошные локоны. Но мода тоже не стоит на месте и постоянно меняется. Чтобы сделать свой образ разнообразнее, можно использовать гофре-утюжок, к
Что такое временная краска для волос?
Временные краски для волос, в отличие от обычных стойких, держатся на волосах до 2–3 недель и постепенно смываются за несколько процедур мытья головы. Хотите попробовать новый цвет волос, но не уверены, что он вам подойдет? Или желаете радикально изменить