Нужен ли России Пенсионный фонд? О структуре территориальных органов пфр Можно ли усовершенствовать расчеты.

Штат Пенсионного фонда России составляет 121 670 человек. За ним по численности сотрудников следует Social Security Administration в США, где работает в два раза меньше человек - 60 тыс. При этом население штатов более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Японская пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек, штатными сотрудниками из них являются только 15 тыс. Между тем Япония по численности населения сходна с Россией.

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше (см. таблицу 2). Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности (см. таблицу 1).

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия (см. диаграмму 1). Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Из диаграммы 1 видно, что страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место (диаграмма 2). При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,—отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d’Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее (диаграмма 3) мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат (диаграмма 4). Она схожа с диаграммой 2: Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

Таблицы

Диаграмма
1
Диаграмма
2
Диаграмма
3
Диаграмма
4
Сумма Место в
рейтинге
Польша 3 1 4 2 10 1
Украина 4 3 2 3 12 2
Россия 1 5 3 5 14 3
Ирландия 13 2 10 1 26 4
Турция 5 9 9 4 27 5
Аргентина 8 8 6 6 28 6
Чехия 12 4 11 10 37 7
Болгария 14 6 5 14 39 8
Грузия 19 7 1 13 40 9
Италия 7 10 16 8 41 10
Канада 11 11 12 7 41 11
Франция 10 12 15 9 46 12
Япония 6 13 14 15 48 13
США 2 17 20 12 51 14
Бельгия 17 14 17 11 59 15
Казахстан 16 18 8 19 61 16
Германия 9 16 19 18 62 17
Нидерланд
ы
15 15 18 16 64 18
Тайвань 18 20 7 20 65 19
Швеция 20 19 13 17 69 20

Повышение пенсионного возраста стало чем-то вроде волшебной лампы, подсветившей потаенные уголки устройства государства. И сразу появились вопросы. Например, такой: а нужен ли нам вообще ПФР?

Естественно, первой реакцией на повышение пенсионного возраста у людей, умеющих считать деньги, стало желание найти, где можно (и можно ли в принципе?) сэкономить, чтобы не удлинять трудовую жизнь россиян. Разумеется, припомнили размеры воровства и нецелевого использования средств госбюджета - не менее 1 трлн рублей в год, по официальным данным Счетной палаты. Не обошли вниманием дивиденды госкомпаний и госкорпораций - они ежегодно недоплачивают в бюджет десятки, если не сотни миллиардов рублей, если судить по показателям заявленной ими в отчетности прибыли. Не забыли о почти пяти с половиной миллионах гражданских и военных пенсионеров-льготников, которые выходят на заслуженный (или не всегда заслуженный) отдых досрочно, например в 45 лет, и получают повышенные пенсии, - и сразу предложили сделать этих досрочников «срочниками», чтобы они уходили на пенсию, как и все остальные. Посчитали несоответствие совокупного объема средств в бюджете Пенсионного фонда России и тех денег, которые идут непосредственно на выплату текущих пенсий.

Так постепенно дело дошло и до самого Пенсионного фонда России - организации, до сих пор не слишком волновавшей умы рядовых россиян. Мало кто даже из пенсионеров в крупных городах знает ответ на вопрос, где в его городе находится здание ПФР. Зато в соцсетях в последние дни и недели после объявления о повышении пенсионного возраста появились посты с фотками зданий ПФР по всей России - пользователи легко обнаружили три десятка сооружений, не сильно уступающих роскошью офисам крупнейших компаний мира или дворцам шейхов. Фотографии этих архитектурных произведений сопровождались логичным вопросом: «А не слишком ли жирно иметь такие хоромы Пенсионному фонду при таких пенсиях в стране?»

Этот вопрос можно поставить еще более остро: не слишком ли велики расходы на существование Пенсионного фонда России и можно ли администрировать пенсии без него?

Судите сами. Главные функции Пенсионного фонда России - обслуживание распределительной пенсионной системы (то есть начисление гражданам тех самых гарантированных государством пенсий, ради которых мы и горбатимся по 40 и больше лет, отчисляя социальные взносы), а также учет страховых взносов, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования. Кроме того, ПФР назначает и выплачивает пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Среди других функций ПФР - назначение и прямые выплаты ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн граждан России; взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает более чем от 6 млн юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала; управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

Вроде бы важные дела. Не обойтись, значит, без ПФР никак. Но эти функции никак не объясняют, зачем ПФР иметь десятки офисов-«дворцов». Так ли необходимо тратить на содержание фонда 117 млрд рублей ежегодно (именно такой объем расходов на деятельность ПФР запланирован в бюджете-2018)? За счет средств ПФР получают пенсии более 36 млн россиян. При этом в ПФР, по его данным, работают 109 тыс. человек. Для сравнения: в США более 42 млн пенсионеров, но в пенсионной системе (точнее в социальной службе, не являющейся национальным Пенсионным фондом США, а скорее аналогом наших собесов) занято 65 тыс. работников. Средняя пенсия в США в пересчете на рубли составляет порядка 88 тыс. рублей месяц - почти в семь раз выше, чем в России. Но это в данном случае к делу не относится.

К делу относится то, что все функции ПФР, если государству постараться и подумать, могут взять на себя другие ведомства. Что если государство объясняет необходимость повышения пенсионного возраста стратегической (то есть неизбежно нарастающей во времени) нехваткой денег в бюджете ПФР, оно тем более должно сделать так, чтобы администратор пенсионной системы не обладал сетью дворцов. Например, продать их по выгодной цене, а вырученные деньги направить на пенсии россиянам. И еще сделать так, чтобы ПФР не имел численность персонала, как у крупнейших работодателей России (например, в нефтяной компании «Сургутнефтегаз», занимающей третье место в списке крупнейших частных работодателей страны, работают 117 тыс. человек, но зарабатывает она точно намного больше, чем Пенсионный фонд).

В общем, если государство говорит «Мы повышаем пенсионный возраст, потому что иначе у нас не будет денег на ваши пенсии», оно должно начать не только больше зарабатывать, но и экономить. Причем на себе. Социальное неравенство в России, неоправданные льготы отдельным категориям граждан (та же госслужба точно не самая вредная работа в стране), откровенное шикование госчиновников за счет граждан стали слишком вопиющими. Государство может, а иногда и должно принимать болезненные для граждан решения, но только если не катается при этом как сыр в масле. Дворцы Пенсионного фонда России точно не вписываются в концепцию объявленной пенсионной реформы.

Сокращение численности сотрудников Пенсионного фонда продолжается и в 2018 году. Разработка специальных компьютерных программ и передача части полномочий стали основными причинами принятия такого решения.


К 2022 году ПФР намерен закрыть две трети отделений по всей стране, что приведет к общему сокращению их численности на тысячу (около 500 офисов вместо 1500). Число сотрудников организации будет равно примерно 100 тысяч человек (до начала сокращений их было 109 тысяч).

Основные причины сокращений:

  1. Применение цифровых технологий. Разработка специальных компьютерных программ, которые будут осуществлять целый набор функций, выполняемых ранее работниками учреждения. Например, запускается специальная программа по расчету пенсий .
  2. Запуск электронных услуг. Наличие личного кабинета на сайте ПФР позволяет гражданам выполнять ряд операций самостоятельно без необходимости обращения непосредственно в отделение по месту проживания.
  3. Передача части полномочий ФНС. Все административные функции по сбору начислений на пенсионное страхование переданы в ведение налоговой службы. По этой причине часть специалистов переходит из Пенсионного фонда на работу в ФНС.
  4. Передача части полномочий МФЦ. Многофункциональные центры занимаются консультацией граждан и сбором документов по ряду направлений работы ПФР: материнский капитал , социальные гарантии, оформление СНИЛС, выдача справок и др.

Порядок сокращения

Сокращения сотрудников ПФР будут происходить поэтапно до 2022 года. Это позволит наиболее рационально распределить отделы и численность сотрудников в них по территории всей страны.

Сокращение работников ПФР будет происходить в соответствии с действующим трудовым законодательством с соблюдением следующего порядка:

  • издание приказа о сокращении;
  • учет преимущественных прав сотрудников на оставление на работе (высококвалифицированных специалистов, семейных граждан, работников с иждивенцами, беременных женщин и т. д.);
  • уведомление сотрудника о сокращении;
  • предложение вакантных должностей (любых подходящих человеку вакансий, появляющихся в организации до момента его увольнения);
  • уведомление профсоюза, службы занятости;
  • издание приказа об увольнении;
  • оформление необходимых справок ;
  • произведение расчетов с сотрудником;
  • выдача трудовой книжки .

Куда можно обращаться

Для получения необходимой информации работники ПФР могут зайти на форум налоговиков – http://fiscali.ru/ . В разделе “Разное” данного форума присутствует отдельная ветка обсуждений тематических вопросов сотрудниками ПФР. На форуме можно обсудить предстоящие сокращения, получить ответы на интересующие вопросы.

Если сотрудник отделения ПФР сталкивается с неправомерными действиями работодателя, нарушающего положения действующего трудового законодательства (например, принуждение к написанию заявления об увольнении), он может обратиться с жалобой в следующие инстанции:

  • в трудовую инспекцию;
  • в прокуратуру;
  • в суд .

Реорганизация в 2018 году

Основной причиной сокращений в 2018 году является запуск искусственного интеллекта в виде программы «База знаний». Система будет рассчитывать пенсии в многозадачном режиме.

Ранее весь процесс расчета и начисления пенсий полностью осуществлялся сотрудниками учреждения.

Сокращение численности работников приведет к заметному росту уровня дохода организации за счет экономии денежных средств на заработных платах. Данная экономия может быть направлена на увеличение уровня доходов оставшихся после оптимизации сотрудников.

Часть сокращенных работников ПФР автоматически переходят в ФНС.

(Пока оценок нет)

Прежде чем рассматривать структуру ПФР на примере Управления по советскому району г. Владивостока установим коротко какова же общая структура Пенсионного фонда в России.

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень -- ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации -- управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации -- территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный -- городской (районный) уровень -- управления (отделения) ПФР в городах (районах).

Рис. 1.

Приступим к описанию Управления ПФР по Советскому району г. Владивостока, как местному органу Пенсионной системы. Содержание работы Управления разнообразно. Оно включает в себя самые различные по своему характеру виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий; назначение, перерасчеты, выплата пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам; работа с общественными организациями; ведение индивидуального (персонифицированного) учета; проверка соблюдения законодательства о пенсиях организациями всех форм собственности; организация и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.

Структура Управления представлена на рис.2.


Рис.2

Если рассмотреть чуть более детально данную схему, нужно отметить, что согласно штатному расписанию структура Управления выглядит следующим образом:

Руководство: начальник Управления; заместитель начальника Управления - 2 должности; главный специалист-эксперт (юрисконсульт); ведущий специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству); специалист-эксперт (по ведению делопроизводства).

Финансово-экономическая группа: главный бухгалтер -руководитель группы; главный специалист-эксперт - 2 должности.

Отдел назначения и перерасчета пенсии (ОНПП): начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 2 должности; ведущий специалист-эксперт; специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 3 должности.

Отдел выплаты пенсий: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт; ведущий специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 2 должности.

Отдел персонифицированного учета: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 1 вакансия; ведущий специалист-эксперт - 2 должности; специалист-эксперт - 6 должностей; старший специалист - 1 должность.

Отдел администрирования страховых взносов и взыскания задолженностей: начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный специалист-эксперт - 2 должности; ведущий специалист-эксперт - 2 должности; специалист-эксперт - 5 должностей и 1 вакансия; старший специалист - 2 должности.

Группа оценки пенсионных прав застрахованных лиц: руководитель группы; ведущий специалист- эксперт; специалист-эксперт - 2 должности.

Группа автоматизации: главный специалист-эксперт (по автоматизации) - 2 должности.

Административно-хозяйственная группа: руководитель группы; заведующий хозяйством; водитель автомобиля.

Клиентская служба (на правах отдела): начальник отдела; заместитель начальника отдела; ведущий специалист-эксперт; специалист-эксперт - 3 должности; старший специалист - 5 должностей.

Структура отдела, представлена на примере клиентской службы:


Рис.3.

В виду постоянного увеличения объема работы и организационной потребности в новом персонале, штатное расписание пересматривается по мере необходимости, вносятся коррективы и объявляется, либо внутренний конкурс, либо дается объявление об открытой вакансии, в табл. 2 отражено в динамике изменение количественного состава управления, начиная с 2008 года. Все данные представлены на декабрь месяц текущего года:

Согласно данным таблицы можно сделать следующие выводы:

Полностью количественный набор персонала не был удовлетворен, за исключением 2010 года, но наполняемость почти 90-95% и это не может не вызывать положительный эмоций;

В Управлении развит внутренний источник набора персонала, что дает перспективы карьерного роста своим сотрудникам;

В основном, объявления об открытой вакансии выпускались на должность старшего специалиста, либо специалиста эксперта.

Хуже Пенсионного фонда России работают только его аналоги из Польши и Украины, следует из расчетов «Денег» . Чтобы сравняться по эффективности с большинством других стран, им стоило бы сократить численность сотрудников на порядок.

Фото «Коммерсантъ»

Во время предыдущего кризиса журнал The Economist сравнил количество работников в крупнейших центробанках мира. Россия оказалась лидером этого антирейтинга - всего в ЦБ РФ трудились 71,2 тыс. человек. Для сравнения: в ФРС США - 19,9 тыс., в Японии - 4,9 тыс., в Китае - 2,5 тыс. По числу сотрудников ЦБ разрыв оказался еще больше. Центробанки стали объектом сравнения по двум простым причинам: их функции во всех странах схожи, а деятельность открыта. Справедливости ради отметим: защитники ЦБ РФ тогда указывали на то, что в его структуре есть расчетно-кассовые центры, которых нет в системе ЦБ в других странах.

«Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

«Деньги» провели анализ служб, занимающихся пенсионным страхованием, распределением и администрированием государственных пенсий в крупнейших экономиках мира, а также в странах, экономически сопоставимых с Россией по тем или иным параметрам (ВВП на душу населения, общее историческое прошлое). ПФР в рейтинге «Денег» оказался на третьем месте по неэффективности.

100 тысяч против одного компьютера

«Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.- «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия. Штат ПФР - 121 670 человек. Следующая по численности служба - Social Security Administration в США - в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,- ответили представители ПФР.- Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня - это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов - все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники - 67,4 млн.

Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних - многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения - на 2701 человека меньше»,- отмечается в докладе СП.

В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

Раздутый штат сотрудников ПФР - благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько - мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный - трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души - бич не только ПФР, а всей госслужбы.

Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го - два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство - большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

Хранителей пенсий на душу

Страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

Россия тут заняла пятое место. При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше - 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych - реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

«В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,--отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS - яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС - это, конечно, расточительство.

Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS - женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть - предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше - высшее образование имеют 84%.

Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран - Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

Рейтинг пенсионных фондов: вопросы и ответы

Методология и источники

Почему пенсионные фонды?

Функции государственных пенсионных служб во многих странах близки. В отличие от многих других госструктур, можно корректно сравнивать их численность и производительность труда. В ряде случаев они, впрочем, значительно отличаются, поэтому из рейтинга пришлось исключить, например, Великобританию. При формальном расчете пенсионная система этой страны оказывалась - с гигантским отрывом - лидером по эффективности.

«Деньги» выбрали четыре основных параметра для сравнения, а финальный рейтинг получили простым сложением мест в четырех субрейтингах.

Можно ли усовершенствовать расчеты?

Да, мы столкнулись с массой сложностей технических и методологических. В частности, далеко не по каждой стране доступна статистика по штату пенсионных служб и объему выплат, поэтому выбор стран в рейтинге ограничивался доступностью данной информации.

Какие источники были использованы?

Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

Франция: Caisse Nationale d"Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

Пенсионная производительность

Далее мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии - $3,1 тыс., на Украине - $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше - чуть меньше $200.

Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США - свыше $10 млн.

Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат. Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,- сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

«Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,- вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.- Полагаю, что у вас (на Украине.- «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

 
Статьи по теме:
Как завить ресницы в домашних условиях?
Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на
Лимон для осветления волос – альтернатива салонным процедурам Обесцвечивание волос лимоном
Представительницы прекрасного пола, стремясь к красоте и совершенству, прибегают к экспериментам в своей внешности, в том числе, и с цветом волос. Блондинки всегда имели репутацию очень нежных и милых созданий, особо нравящихся мужчинам. Именно поэтому мн
Что нужно взять с собой в роддом
К концу 8 месяца беременности роды могут начаться в любой момент. Чтобы не испытывать дискомфорт, не собирать вещи в роддом в последний момент, рискуя забыть нужные предметы, ответственные будущие мамочки собирают сумки заранее.Что включает в себя список
Педагогическое эссе
Зоя Сергеева Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка» Цель : 1. Выяснение понятия «родительская любовь » . 2. Анализ поведенческих норм в семье. 3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку. План : 1. Ана