Пенсионное обеспечение. Подробно о структуре пфр Органы осуществляющие пенсионное обеспечение рф

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Рисунок 1. Пенсионное обеспечение РФ

В рисунке 1 показана структура пенсионного обеспечения РФ, группы и виды пенсий которые получают пенсионеры нашей страны.

  • - граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • - нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан РФ;
  • - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Рисунок 2.Пенсионная система Российской Федерации

В рисунке 2 изображена пенсионная система РФ, которая включает:

  • - государственное пенсионное обеспечение;
  • - обязательное пенсионное страхование;
  • - добровольное негосударственное пенсионное обеспечение;
  • - профессиональные пенсионные системы.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

Существует множество точек зрения на определения термина "Пенсионный фонд".

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н. Шуляк и Н.П. Белотелова.

По мнению профессора А.Г. Грязновой и профессора Е.В. Маркиной, Пенсионный фонд Российской Федерации - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, - это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Согласно экономическому словарю. Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное финансово- кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167- ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122- I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт- Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

  • - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77- ФЗ);
  • - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • - организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • - межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • - изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • - проведение научно- исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • - разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.

Ее назначение и перерасчет

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.



Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

  • 12. Система государственного финансового контроля в рф.
  • Исполнительная власть
  • Парламентский контроль
  • . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
  • 15. Доходы и расходы бюджета.
  • 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
  • Развитие межбюджетных отношений в рф.
  • 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
  • 21. Государственные внебюджетные фонды.
  • 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
  • 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
  • 20. Исполнение бюджета.
  • 22. Государственный кредит как финансовая категория.
  • 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
  • 24. Государство как заемщик и кредитор.
  • 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
  • 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
  • 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
  • 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
  • 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
  • 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
  • 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
  • Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
  • 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
  • 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
  • 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
  • Отрасли страхования.
  • 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
  • 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
  • Система социального страхования в рф.
  • 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
  • 39. Система медицинского страхования в рф.
  • 44. Формы кредитования
  • 63 Классификация банковского кредита.
  • 47. Ипотечное кредитование
  • Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
  • 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
  • 52. Структура Банка России и органы управления.
  • 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
  • 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
  • 56. Пассивные операции коммерческих банков
  • 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
  • Банковские риски и их управление.
  • 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
  • 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
  • 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
  • 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
  • Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
  • 59. Организация безналичного платёжного оборота.
  • 60. Формы безналичных расчётов
  • 61. Расчётные и текущие счета.
  • 62. Расчёты пластиковыми картами.
  • 42. Необходимость и сущность кредита.
  • 41. Классификация налогов.
  • 6. Элементы и государственные органы управления финансами
  • 7.Финансовое планирование и прогнозирование
  • 8.Принципы формы и методы финансового планирования
  • 9.Внутрифирменное планирование
  • 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля
  • 28. Особенности финансов разных организационно-правовых форм.
  • 43Функции кредита. Принципы кредитования. Обеспеченность кредита.
  • 46 Классификация форм ссудного процента. Виды процентных ставок.
  • 49.Цб рф. Его функции, цели, особенности деятельности.
  • 50.Структура бр и органы управления.
  • 11.Виды финансового контроля
  • 13.Сущность и функции бюджета государства. Консолидированный бюджет
  • 45. Ссудный процент и его функции
  • 38. Система пенсионного обеспечения в рф.

    Одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы в РФ связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Так как число пенсионеров повышается, а численность работающих в народном хозяйстве снижается, то возрастает нагрузка на покрытие расходов по социальному обеспечению.

    Пенсия по действующему законодательству – ежемесячный платёж в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, назначаемый лицу пожизненно или на длительный срок в установленных законодательством случаях.Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на: пенсии по старости;пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; социальные пенсии.

    Пенсии по старости – ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, назначаемые пожизненно в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, которые занимались установленный срок общественно-полезной деятельностью и достигли установленного законом возраста.

    Право на пенсию по старости возникает как правило, у мужчин по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, у женщин – по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

    Под пенсией за выслугу лет понимается ежемесячная выплата, устанавливаемая гражданину в связи с длительной, определённой законом работой или профессиональной деятельностью, и назначаемая, как правило, независимо от возраста получателя при оставлении этой работы или завершении этой деятельности.

    Пенсии по инвалидности являются ежемесячными денежными выплатами, назначаемыми гражданам, которые имеют стойкое нарушение функций организма, как при наличии у них необходимого трудового (страхового) стажа, так и без него.

    Пенсии по случаю потери кормильца – ежемесячные выплаты из ПФ РФ, а также федерального бюджета, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении умершего.

    Социальные пенсии – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая от их трудового стажа, уплаты страховых взносов, выплачиваемая при достижении установленного возраста. (выплачиваются некоторым категориям граждан).

    Пенсионный фонд РФ. ПФ РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Он выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.

    Денежные средства ПФ РФ складываются из:

    Страховых взносов работодателей и работающих. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

      Средства федерального бюджета;

      Средства ФСС РФ;

      Пени и финансовые санкции;

      добровольных взносов юридических и физ.лиц.

    Средства ПФ направляются на:

      выплату государственных пенсий;

      компенсации пенсионерам;

      материальная помощь престарелым и инвалидам;

      одиноким матерям;

      выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше 1,5 лет до 6

      пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

      финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;

      другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФ РФ;

      различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

    Программа пенсионной реформы РФ, утверждённая в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от распределительной к накопительной системе, основанной на выплате пенсии из накопленного в этих целях денежного фонда. Суть её состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взнос в пенсионные фонды, средства которых длительное время используются для инвестирования в экономику, а после выхода на пенсию работника они идут на его пенсионное обеспечение. На первом этапе осуществляются вложения (взносы в фонд) и последовательное наращивание накоплений (резервов), на втором – получение отдачи от

    накоплений в виде регулярных выплат (пенсий). Накопительная система предполагает наличие накопительных негосударственных пенсионных фондов. Однако до сих пор основная тяжесть всех выплат лежит на государственном ПФ, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян. Негосударственные ПФ и страховые компании, которые должны стать реальными союзниками и партнёрами государственного ПФ, пока ещё серьёзного вклада в решение пенсионной проблемы не внесли.

    Негосударственная пенсионная система в РФ. Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию стал Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Затем был принят Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

    Закон установил, что НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительный вид деятельности которой - негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с его вкладчиками в пользу участников фонда. При создании таких фондов происходит соединение банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

    Среди негосударственных пенсионных фондов можно выделить группы:

      Корпоративные: ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз;

      Отраслевые: негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль. Стараются использовать административные ресурсы курирующего отрасль министерства или ведомства.;

      Региональные: Ермак, Таганрогский. Функционируют в промышленно развитых регионах, ориентируясь на местные предприятия.;

      Пенсионные фонды банков и страховых организаций: Внешэкономбанк, негос.пенсионный фонд Сберегательного банка. Создаются в основном для расширения клиентского пакета уже существующих финансовых услуг.

    Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определённому признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд, работников какой-либо отрасли, профессии).

    Действующие схемы негосударственного пенсионного страхования можно разделить на две основные группы:

      предусматривает ведение именного пенсионного счета по каждому застрахованному физическому лицу.

    Деньги на этот счет могут перечисляться с периодичностью от месяца до года. На этапе накоплений на именном пенсионном счете отражаются сведения о поступлениях пенсионных взносов, начислениях инвестиционного дохода, переводах и выкупных суммах.

    На этапе выплат именной пенсионный счет отражает только сведения о пенсионных выплатах.

      пенсионные взносы зачисляются в НПФ на солидарный пенсионный счет организации и не подлежат распределению по именным пенсионным счетам физических лиц до наступления определенного времени и условий. При этом деньги на именные счета попадают только по распорядительному письму организации и зачастую лишь после приобретения работником права на негосударственную пенсию. Только после этого фонд заключает с пенсионером договор и начинает выплачивать пенсию.

    В настоящее время действуют почти 300 НПФ, число застрахованных лиц составляет более 5 млн человек, а полмиллиона граждан уже получают дополнительную негосударственную пенсию.

    Дополнительную негосударственную пенсию однако получают около 1% пенсионеров. Российская система негосударственного пенсионного обеспечения только лишь начинает развиваться. Средний размер выплачиваемой

    Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

    1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое );
    2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право , т. е. совокупность , регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
    3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

    В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм - пенсионное право - занимает центральное место.

    Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной - пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

    В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

    К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

    Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным » в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав - наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

    Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии... устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

    Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

    • трудовые, т.е. заработанные трудом;
    • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

    Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления - по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

    Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы,

     
    Статьи по теме:
    Подарки для детей на новый год
    Наверняка нет ни одного ребенка на планете, который бы не ждал новогодних праздников. Именно в этот праздник они находят под елкой наиболее желанные подарки, о которых мечтали целый год. Все дети верят в чудеса, поэтому родителям особенно важно сохранить
    Подарок на 17 летие подруге
    Пару лет назад куклы и мягкие игрушки были самыми желаемыми презентами. Но время не останавливается, поэтому девочка быстро взрослеет. Теперь ее интересуют другие подарки. У юной леди имеются и личные предпочтения. Поэтому нужно постараться и угадать тайн
    Самопроизвольный выкидыш Самопроизвольный выкидыш на ранних сроках
    Самопроизвольный аборт (выкидыш) – это самопроизвольное прерывание беременности, обусловленное внутренними патологическими факторами со стороны плода или материнского организма. Эта патология квалифицируется как выкидыш до 20 недели (код O03 по МКБ-10). В
    Как завить ресницы в домашних условиях?
    Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на