Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба. Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе Социально коммуникативное конспекты в старшей группе фгос

Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Уроки вежливости и доброты»

Цель: Формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что называется культурой общения.Задачи:
    Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; Закрепить у воспитанников полученные знания о культуре поведения, общения друг с другом; воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание; Развивать связную речь, фантазию, творческие способности, внимание и координацию движений. Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения, умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Предварительная работа: Беседы о правилах поведения в детском саду, за столом, на участке; чтение стихов, рассказов о культуре поведения и общения детей Константина Дмитриевича Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»; рассматривание иллюстраций, слушание песен о дружбе; организация и проведение с детьми подвижных игр, игр имитаций. Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости».Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, диск, мольберт, фишки четырех цветов, загадки, бумага белая, картинки правил поведения, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисть, цветная бумага, салфетки.

Примерный ход:

Воспитатель с детьми входят в музыкальный зал, звучит музыка песенка о дружбе, на столике лежит диск. Дети останавливаются, здороваются с гостями. Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках?Ответы детей Воспитатель: Верно, это диск для детей подготовительной группы «Аленький цветочек» Давайте посмотрим, что там на диске.Просмотр видео, обращение ребят младшей группы к ребятам постарше с просьбой научить их быть дружными, вежливыми, культурными и внимательными. Воспитатель: Что ребята поможем? Дети: Ответы.Составляем на мольберте план-схему Воспитатель: Чтобы стать дружным нужно, что соблюдать?Дети: Ответы (правила поведения в детском саду).Воспитатель: Какие это правила?Дети: ОтветыВоспитатель: А вы - дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга) А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.) С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) А знаете пословицы о дружбеДети: Ответы.Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. Подвижная игра «Друг к дружке».В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать музыку.Как только музыка закончиться я скажу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться разными частями тела, например ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу. (проиграть 3-4 раза, сесть на ковровые дорожки). После игры подойти к мольберту и схематично отразить следующий момент Воспитатель: Быть культурным, что необходимо соблюдать?Дети: Ответы (правила поведения за столом)Воспитатель: Какие правила?Просмотр эпизода из мультфильма Лунтик и его друзья «Хорошие манеры»Давайте поиграем в игру «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»Цель игры: формировать умения выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие через пантомиму.Дети имитируют правила поведения за столом. Воспитатель: А чтобы быть внимательным необходимо соблюдать правила безопасности на участке. Какие правила?Дети: Ответы.Воспитатель: Ребята подумайте, в какую вы бы хотели игру сейчас поиграть?Дети: Ответы. П/и «Затейники». Цель: Развивать фантазию, ловкость, умение держать равновесие. Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и влево, произнося: Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так……….. Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какие-нибудь движения, и все игроки должны его повторить. Воспитатель: Что нужно знать, чтоб быть вежливым?Дети: Ответы.Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру «Отгадай загадку». Послушайте правила игры. Каждый сейчас придумает загадку о вежливых словах, выходит и загадывает другим ребятам.1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).5.Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)6.Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)7.Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).8.До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).9.Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…(извините).10.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).11.Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)Воспитатель: Ребята мы сейчас с вами вспомнили правила поведения, которые помогут ребятам младшей группы стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми. Получите фишки. А как нам им об этом рассказать, сообщить?Дети: Ответы.Воспитатель: Давайте оформим памятки правил поведения для ребят младшей группы. Как стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми,Объединитесь в компании по цвету ваших фишек, обсудите, друг с другом над какими вы бы хотели поработать правилами и садитесь за столы.Дети самостоятельно оформляют памятки для ребят младшей группы. Звучит музыка о дружбе. Как только закончат работу по оформлению памяток предложить пальчиковую игру о дружбе «Мы во двор пошли гулять». Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательными и средними пальчиками)Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями).Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)А ещё в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной).Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики.(Пальцы рук соединяются ритмично в замок).Мы с тобой подружим маленькие пальчики.(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук).Раз, два, три, четыре, пять.(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать.(Руки вниз, встряхнуть кистями).Воспитатель: Каждая компания представляет свою памятку правил поведения.Вместе читают стихотворение о дружбеПРО ДРУЖБУЮрий ЭнтинДружит с солнцем ветерок,А роса – с травою.Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою.Всё с друзьями пополамПоделить мы рады!Только ссориться друзьямНикогда не надо!
Эти правила не сложны.Их легко запомнить можно.И для вас сейчас, ребята,Мы раскроем их секрет.Пусть девчонкам и мальчишкамПомогает эта книжкаНаучиться быть приятным,Соблюдая ЭТИКЕТ!
Что ж такое этикет?Кто-то знает, кто-то - нет.Это ПРАВИЛА такиеПОВЕДЕНИЯ.
Четыре волшебные слова –ЭТИКЕТА основа.Вы часто их говорите,Звучат они очень красиво:ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Известно с детства это всем:«Когда я ем, я глух и нем».А хоть словечко ЭТИКЕТРазрешит сказать иль нет?Жуёшь – закрытым рот держи.Проглоти – потом скажи.
Добрый день! - тебе сказали,- Добрый день! - ответил ты.Как две ниточки связалиТеплоты и доброты.
Воспитатель: Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Почему? Что было интересным для вас? Испытывали ли вы трудности? В чем именно? Конспект по социально-коммуникативному развитию «Солнце дружбы»

(старшая группа)

Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи:

1. Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); конкретизировать знания детей пословиц о дружбе; продолжить учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.

2. Р азвивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость).

3. З акладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, оформление воспитателем солнышко с лучами, чтение сказок о дружбе.

Ход

I. Вводная часть

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними, здравствуйте! А теперь поздороваемся друг с другом.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем одном краю,

Я вас всех приветствую.

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилось солнышко. Но, почему то она грустная, и мне кажется ей что – то не хватает. Посмотрите внимательно, что ей не хватает? (Лучики). Значит ей грустно, ей одиноко. Как вы думаете хорошо или плохо жить одному, без друзей? Ребята, поможем солнышке? А вы хотите, чтобы солнце светило? Тогда сегодня вы станете друзьями для солнце, а для этого нам с вами нужно будет выполнить разные задания!

И каждое выполненное задание, подарит солнышке лучики.

Готовы? Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща, потому что если мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия.

Упражнение «Гора дружбы»

Воспитатель: Я предлагаю вам построить «Гору Дружбы». Давайте встанем в круг (дети подходят).

Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. (Дети выполняют).

Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая у нас дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. За дело!

Проходите на стульчики (дети садятся).

Воспитатель:

Ребята, а что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами).

С каким человеком вы хотели бы дружить? (хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным) .

Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)

Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить.)

Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)

Молодцы ребята, знаете, что такое дружба.

1 задание:

Воспитатель:

Правильно. Мы постараемся стать друзьями для солнце, но для этого нам предстоит выполнять заданий, и с каждым выполненном заданием мы подарим солнышке лучи.

Готовы? Давайте начнем выполнять заданий.

Тогда слушайте 1 заданию.

1. Задание. (Слайд)

(Звучит песня «От улыбки»)

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)

Правильно. А вот и первый лучик, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашей солнышке.

2 задание:

Воспитатель: Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию).

У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный!

Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе?

А вот и второе задание: Нужно назвать пословицы о дружбе.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Один за всех и все за одного

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

Старый друг лучше новых двух.

Так о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

И с этим заданием справились. И на нашей солнышке появилось ещё один лучик.

3 задание:

Следующее задание называется “Друг к дружке”.

Воспитатель: В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Под музыку, вы танцуете, выполняете различные движения. Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны будете найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

И с этим заданием вы справились.

Значит, на нашей солнышке появляется еще один лучик.

4 задание:

Воспитатель: Следующее задание называется “Фонарик дружбы”. (Звучит песня из мультфильма “Крошка Енот”)

У меня есть вот такой волшебный фонарик (показывает). Он светит только тогда, когда мы говорим ласковые слова друг другу.

Воспитатель: Добрым фонариком свечу, ласковые слова ищу. (Дети светят друг на друга фонариком и говорят ласковые слова.)

В ответ дети могут сказать: “Спасибо, мне очень приятно!”

И еще очередной лучик появилось на нашей солнышке.

5 задание:

Воспитатель:

А теперь хочу узнать,

Как вы можете трудиться.

На команды вас я разделю,

И пазлы вам я предложу!

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.

Картинки «Кошка» и «Собака».

Воспитатель: Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?

Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются.

Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову – дружба?

А как по-вашему должны жить друзья?

Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

И еще один лучик появится на нашей солнышке..

6 задание: - А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

(На стульчике сидит Тимур. Грустит, подперев голову руками. Появляется Анвар.)

Анвар: Привет! Как у тебя дела?

Тимур: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Анвар уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Тимура, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.

Тимур : Прости, Анвар, меня за грубость!

Анвар: Я не сержусь на тебя!

- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?

Воспитатель : Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …(доброта).

Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. . Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». У солнышке появилось следующий лучик.

8 задание:

Присядьте тихонько на ваши стульчики

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…(Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

Зачем ты обманула меня Маша?

Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы сделали и это задание.. А вот и еще один луч..

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо-плохо».

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».

Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да)

Другу будем помогать? (да)

Друга будем обижать? (нет)

Будем вместе мы играть? (да)

Громко будем мы кричать? (нет)

Друга нужно разозлить? (нет)

А улыбку подарить? (да)

Чай с друзьями будем пить? (да)

Будем крепко мы дружить? (да)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. И еще один лучик появился на нашей солнышке.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подходит к концу наша встреча.

Но мне хочется с вами поиграть в нашу любимую игру «Дружные ребята».

Игра «Дружные ребята»

Раз, два, три четыре, пять

Начинаем мы играть

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай,

Того, кто справа, обними,

Того, кого слева, обними.

Ну, вот и закончилась игра.

Мы в группе дружим все. Ура!

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли.

III. Заключительная часть

Воспитатель: (дети подошли к солнышке)

Посмотрите, дети, на наше солнце. Смотрите, как ярко светит оно.. Мы справились со всеми заданиями. Вы много знаете о дружбе, и уверена, готовы дружить друг с другом, и с солнцем. Это солнышко всегда будет нас греть, светит.

Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на всю жизнь.

Вместе читают стихотворение о дружбе

ПРО ДРУЖБУ

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

А роса - с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

А теперь я вам покажу мультфильм про дружбу.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по в подготовительной группе «Цветик-семицветик», который я представляла на конкурс «Воспитатель года на СК ЖД».

Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Цели: развитие социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, формирование основ безопасного поведения и умения сопереживать другим.

Планируемые результаты: ребёнок владеет активной речью, обладает установкой положительного отношения к миру, способен следовать социальным нормам поведения, умеет сопереживать другим, активно участвует в экспериментальной деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик», просмотр репортажей с паралимпиады.

Материал: видео из мультфильма «Цветик-семицветик», ролик о призерах паралимпийских игр, материал для изготовления цветов, корзина или ваза для цветов, презентация.

Ход образовательной деятельности

Дети играют на ковре, в группу вбегает воспитатель с большим чемоданом (или сумкой, тележкой)
— Ой, ребята! Как замечательно, что я вас встретила! Я — сказочница, и у меня так много сказочных вещей, что я сама уже запуталась, что из какой сказки. Поможете мне разобраться?
Воспитатель и дети на ковре разбирают сумку (колобок, красная шапочка) последним достает цветик-семицветик.
— А это что ж за цветочек? Из какой сказки? (беседа по сказке)

Отрывок из мультика с волшебными словами.
Женя пожелала, чтобы мальчик Витя выздоровел. А как он себя чувствовал? (ему было больно, грустно, что не мог бегать, одиноко)

Действительно, так грустно. Таких людей, и детей, называют люди с ограниченными возможностями здоровья. Из-за болезни ног он ограничен в беге, прыжках. Ему сложно играть с детьми. Но добрая Женя помогла Вите и теперь они вместе играют. Какая у Вити любимая игра? (салки). Очень хорошо, что он поправился, теперь он играет и каждый день делает зарядку.

Физминутка

Давайте и мы станем в круг и сделаем сказочную зарядку.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будешь наклоняться
Влево, вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Повторяйте-ка опять.
Красной шапочки совет:
— Если будешь бегать, прыгать
проживешь ты много лет.
Словно тянемся к цветочкам.
1,2,3,4,5
Дала нам сказка отдохнуть,
Отдохнули, снова в путь.

Ребята, очень хорошо что Витя выздоровел, Я за него так рада, а вы?
Но к сожалению бывают и другие ограничения по здоровью. Люди, например, плохо слышат. Аня, подойди ко мне. (Ребенку надевают наушники, а другому предлагают подойти сзади и сказать любое слово). Что ты слышала, почему? как ты себя чувствовала? А теперь разбейтесь по парам и проделайте такой же эксперимент.


Какая опасность возникает, если человек плохо слышит? (может не услышать сигнал машины, если его кто-то зовет, не слушает новости и фильмы) А как игра помогает развивать слух? (Испорченный телефон) Как здорово, что мы друг друга слышим, ведь слух — это наш большой помощник.

А я еще знаю таких людей, которые по состоянию здоровья не могут говорить. А как же сообщить людям что-то, если не можешь сказать? (Нарисовать, написать, показать жестами) А помните, мы играли в игру «Испорченный телевизор» Давайте поиграем. Как Миша себя чувствовал, когда пытался всем объяснить без слов.

Нелегко передать свои мысли и желания жестами, гораздо легче описать свое состояние, настроение или отношение друг к другу словами. Давайте возьмемся за руки и будем говорить друг другу комплименты. (Игра «Комплименты»)

Я вчера на улице видела дедушку в темных очках и с палочкой. Он шел и стучал палочкой по тротуару, по бордюрам и я никак не пойму, палочка то ему зачем? (Он ничего не видит). Да, есть люди с ограниченными возможностями здоровья, которые ничего не видят. Им помогает слух, обоняние и руки. Они даже читать могут руками. Есть такие специальные книги, на которых объемные буквы и рисунки. (работа с книгой для слепых)

Работа с интерактивной доской

Ребята, а как вы думаете, чем можно помочь таким людям, кто им может помочь.
Врачи (слайд 1). Конечно врачи могут лечить таких людей. Уже есть очки, слуховые аппараты, врачи проводят разные операции, чтобы вылечить таких людей.
Строители (слайд 2) строят дома, в которых людям на колясках легко передвигаться, звонки в дверь внизу.
Люди конструируют специальные говорящие светофоры. (слайд 3)
Программисты разрабатывают специальные аудиокниги, которые можно слушать слепым людям. (слайд 4)
Даже животные помогают людям с ограниченными возможностями здоровья (собака-поводырь, лошадь-поводырь). (слайд 5)
Спортсмены тренируют таких людей. (слайд 6)

Неравнодушные люди помогают переходить через дорогу, уступают место в трамвае, покупать и приносить продукты, помочь убраться в комнате.
Ребята, хоть у этих людей ограниченные возможности здоровья, они очень сильные, целеустремленные, волевые люди. Свои умения они показывают на паралимпийских играх. (слайд 7)

Я же вспомнила, мой цветик-семицветик. Он исполняет желания. Что мы можем таким людям пожелать? (отрывают по лепестку и загадывают желания) На седьмом лепестке ребенок предлагает сделать в подарок волшебные цветы.

Работа по изготовлению цветов

Какой прекрасный букет у нас получился. Ведь вы делали подарок от всей души, вы добрые и отзывчивые дети.
Я отнесу ваш подарок людям с ограниченными возможностями здоровья, они увидят, улыбнуться и случится настоящее чудо.

 
Статьи по теме:
Как завить ресницы в домашних условиях?
Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на
Лимон для осветления волос – альтернатива салонным процедурам Обесцвечивание волос лимоном
Представительницы прекрасного пола, стремясь к красоте и совершенству, прибегают к экспериментам в своей внешности, в том числе, и с цветом волос. Блондинки всегда имели репутацию очень нежных и милых созданий, особо нравящихся мужчинам. Именно поэтому мн
Что нужно взять с собой в роддом
К концу 8 месяца беременности роды могут начаться в любой момент. Чтобы не испытывать дискомфорт, не собирать вещи в роддом в последний момент, рискуя забыть нужные предметы, ответственные будущие мамочки собирают сумки заранее.Что включает в себя список
Педагогическое эссе
Зоя Сергеева Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка» Цель : 1. Выяснение понятия «родительская любовь » . 2. Анализ поведенческих норм в семье. 3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку. План : 1. Ана