«Первый день — он трудный самый». Адаптация детей к условиям детского сада

Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про особенности первых дней периода адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"

Поступление в детский сад – это значительное событие, новый период в жизни ребенка. И не всегда можно предугадать, как ребенок войдет в эту новую жизнь. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда укрепляется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Первые дни, недели, а порой, и месяцы проходят в волнении и большом напряжении для всех участников педагогического процесса. С приходом ребенка в детский сад открывается новая страница его жизни. Малыш попадает в новый мир, где учится играть, дружить и строить взаимоотношения со своими сверстниками. Ребенок приобретает первый опыт коллективного общения. Не все дети принимают сразу и без проблем новую обстановку и незнакомых людей. Некоторые из них плачут, другие молча переживают. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Педагогическая практика показала, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые влияют на поведение детей в период адаптации:

1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребенок из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, попадает в незнакомое помещение, где встречает доброжелательных, но чужих людей. Ему бывает сложно приспособиться к нормам и правилам жизни дошкольной группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не всегда была важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, что может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.

2. Первое отрицательное впечатление от посещения детского сада.

Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении (кто-то отнял у него игрушку, нечаянно толкнул, не принял в игру, не поделился игрушкой и т.д.).

3.Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.

Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

4. Отсутствие навыков самообслуживания, что сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

5. Избыток впечатлений.

В детском саду ребенок испытывает много новых позитивных и негативных переживаний. Он может переутомляться, нервничать, плакать, капризничать.

6. Личное неприятие воспитателя или другого сотрудника.

Такое явление не обязательно, но оно возможно. Мы можем дать некоторые советы родителям, чьи дети в недалеком будущем будут посещать дошкольные учреждения, как помочь своим малышам в период адаптации.

Чтобы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям, необходимо приучать его к детскому саду постепенно. Заранее создавать и соблюдать режим дня, то есть сон, игры и прием пищи, соответствующие режиму ДОУ.

Чтобы ребенок с радостью и интересом стал посещать детский сад, педагоги ДОУ предлагают родителям прийти в группу и ознакомиться с ее распорядком, обстановкой, дидактическим материалом, который используется на занятиях и вне их.

Коллектив педагогов детского сада стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Среди прочего задачей тифлопедагогов и психологов является повышение психологической и педагогической информированности родителей. Для смягчения эмоционального напряжения при посещении малышом группы детского сада педагоги ДОУ предлагают маме побыть некоторое время вместе с ребенком (время устанавливается индивидуально). В детском саду ребенок попадает в среду, которая отличается от домашних условий. У малыша существенно расширяются контакты со сверстниками, с незнакомыми взрослыми, но при этом рядом с ним его мама. А именно МАМА является главной фигурой для ребенка.

При знакомстве с родителями будущих воспитанников тифлопедагог старается установить доверительные отношения, лучше узнать семью, их психолого-педагогическую культуру. Цель работы в данный период времени – создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.


В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!

Согласно законодательству России, возраст детей, в котором уже возможно перестать полностью зависеть от матери и стать воспитанниками детского сада, - 1,5 года. Именно до этого момента родители получают пособие по уходу за своим малышом. Многие психологи старой закалки тоже утверждают, что это самое оптимальное время для привыкания детей к детскому саду, мотивируя отсутствием у ребенка такого возраста осознания, где ему лучше, благодаря чему первые дни в детском саду проходят менее болезненно. Но часто малыш с трудом может адаптироваться в новой обстановке.

Почему возникают трудности в период привыкания к садику

Однако часто происходит так, что впервые ребенок приходит в детский сад в 4 года, а то и в 5 лет. Длинная очередь на получение места в муниципальном детском учреждении, возможность мамы находиться в отпуске по уходу до исполнения малышу 3 лет, бабушки-помощницы - все это играет свою роль. А к этому времени у малыша уже формируются основы он задается вопросами: «Почему меня туда ведут? Почему я должен расставаться с мамой? Почему я должен слушаться чужую тётю?» Это усложняет его адаптацию в Однако всегда можно найти способ максимально бережно подготовить почву для того, чтобы дети безболезненно привыкли к новой жизни. Когда решение отдать малыша в детский сад уже принято, поначалу переживает не он сам, а родители. Ведь они прекрасно понимают: если раньше ребенок проводил все свое время вместе с мамой, в режиме, удобном им обоим, то теперь он должен будет привыкнуть к совершенно новому окружению, новой еде, новым требованиям, что вносит огромные перемены в его жизнь. Как бы ни готовились родители к этому моменту, приучая малыша к режиму, приближенному к садиковскому, изменяя меню и проводя обучающие занятия, воссоздать условия дошкольного учреждения в своем доме невозможно. Как же поступить, чтобы эти перемены не стали сильнейшим стрессом для крошки? Ведь ненависть, возникшая в первые дни в детском саду, определит отношение малыша к пребыванию в учреждениях для детей на месяцы, если не на годы вперед.

Психологические установки для ребёнка

Как свидетельствуют отзывы о детских садах от родителей, очень многое зависит от воспитателя, который станет их заменой на целый день пять дней в неделю. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее познакомиться с педагогами той группы, в которую записали малыша. Не следует оставлять ребенка в садике, как вещь, спеша поскорее уйти - это вызовет у него шок и дальнейший протест, преодолеть который будет уже сложно. Малышу важно чувствовать себя в безопасности и быть уверенным, что его там не бросили. Его необходимо морально подготовить рассказами о том, куда он пойдет, что его там ждет. Обычно дети стремятся к общению со сверстниками, поэтому такой разговор может стать стимулом для желания попасть туда.

В первые дни в детском саду лучше оставлять ребенка только до обеда: он сможет пообщаться с другими детьми, поиграть новыми для него игрушками, но не успеет соскучиться по маме и папе. В некоторых садиках разрешено, чтобы родители несколько дней посидели в поле зрения малыша. Так он воспримет такой поход в садик как обычную прогулку с мамой - это тоже альтернативный вариант для более успешной адаптации крохи.

В детском саду ребенок еще захвачен новыми возможностями, новыми друзьями, и если родители правильно и спокойно помогут ему освоиться, то каждое утро не будет начинаться с испорченного настроения и для него, и для взрослых.

Остались считаные дни до первого появления вашего ребенка в детском саду. Освоили ли вы с ним процедуру расставания, чтобы утро не омрачалось слезами? Перешли на режим дня , чтобы малышу было проще адаптироваться к новым условиям? Вот еще несколько советов о том, как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.

Самое трудное — расставание по утрам?

Первый день в садике — настоящее испытание и для ребенка, и для родителей. Что делать? Вселять уверенность в себе! Чем лучше ребенок окажется подготовленным к саду, чем меньше он будет переживать и беспокоиться по этому поводу, тем меньше он будет чувствовать себя потерянным и брошенным в новой для него обстановке.

Даже если вы хорошо подготовили малыша, может случиться, что он вцепится в вас, когда вы попытаетесь оставить его в группе. Вам станет его жалко, и, подобно многим родителям, вы испытаете неуверенность. Правы ли вы, решив, что ребенок должен ходить в детский сад?

Однако такое поведение ребенка не обязательно говорит, что ему будет плохо в детском саду, — для слез может быть множество причин.

«Каждый день одна и та же история, — рассказывает одна мама. — Тибо встает и начинает постепенно собираться. У него довольный вид, и он ничего не имеет против садика. Дорога тоже проходит вполне нормально.

Однако чем ближе к саду мы подходим, тем больше он напрягается. Стоит переступить порог, Тибо хватается за меня и начинает рыдать».

Это не значит, что Тибо плохо в садике, просто расставание с мамой дается ему непросто. Как справиться с подобной ситуацией?

Комментировать статью "Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка"

Первые дни в саду как раз не так страшно, ребенок еще много чего не знает и не понимает. А вот через несколько дней он начинает понимать что дома лучше чем в саду. Тогда и нужно везти активно разговоры с ребенком. Мы говорим сыну что идем на работу, и ты должен работать как и все. Твоя работа ходить в детский сад. Кстати срабатывает, ребенок с большей охотой ходит в сад, зная что он заработает деньги и мама с папой его поведут кататься на машинках, на выходные.

01.11.2015 15:03:14,

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?":

Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.

Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Первый день в садике - настоящее испытание и для ребенка, и Раздел: Няни, детсады (первый день в саду на 2 часа). Про первые дни в саду " приводить на 2 часа ". Хочу спросить- это сейчас повсеместно...

Что делать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

Мы ходим в сад вторую неделю. Первая прошла на "ура", а теперь поднадоело Тимоше, по утрам ноет, плачет, хотя потом говорит, что завтра снова пойдет. Пока забираю после обеда. Воспитательница сказала, в среду оставить на сон... Не очень быстро? С учетом того, что слезы еще только начались?

подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Всем известно, что первые дни в детском саду - тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Хотелось бы узнать: 1.У кого как дети адаптировались (как скоро и сам процесс) ? Первые дни в детском саду: как наладить жизнь...

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Раздел: Психолого-педагогические аспекты (как правельно прощаться с ребенком в детском саду). На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ...

Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.

Слабительное для детей. Ребенку ходить по-большому: как наладить стул. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Еще хорошо бы, если есть такая возможность, пообщаться с кем-то из деток вне детского сада, тогда, возможно, и в саду они будут играть вместе. В такой ситуации необходимо обучить маму и ребенка правильному...

Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.

Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???

Попечительский совет в детском саду. Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.

1.У кого как дети адаптировались (как скоро и сам процесс) ? 2. Чем можно помочь ребенку в этот период? 3. Чем помочь себе, что бы не рвалась душа?

Не волнуйтесь, дети адабтируютсяпросто замечательно, и другой язык - это им совсем не барьер. Мы когда приехали в Австралию, дочке было 5 лет и через 5 месяцев надо Адаптация ребенка к детскому саду. Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде?

Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. Первый день в садике - настоящее испытание и для ребенка, и Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых...

Первый день в яслях.. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка. « Каждый день одна и та же история, - рассказывает одна мама.

Девушки, кто может посоветовать, как без серьезных последствий (в смысле психики ребенка) перевести в другой садик. Мы уже сходили в новый, посмотрели группу, познакомились с воспитательницей, на детей посмотрели. С понедельника уже туда пойдем. В прежний садик ходил без проблем.

Поступление ребенка в детский сад — событие волнительное для всей семьи. Часто подготовка к этому важному этапу в жизни малыша сопровождается ухудшением самочувствия ребенка, обострением болезней, психологическими проблемами. В статье мы рассмотрим тонкости и детали адаптации к детскому саду.

Адаптация к условиям детского сада

Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Оказавшись в новом окружении, малыш испытывает огромное психическое напряжение, что выражается посредством плача, негативными эмоциями, чувством страха. Кроха боится незнакомой обстановки, ему кажется, что родители не придут за ним в конце дня. Поэтому зачастую не отходят от родителей, нередко бьют их и устраивают истерику.

Виды адаптации

Продолжительность адаптационного процесса во многом зависит от личных индивидуальных качеств детей. Но, в основном, период приспособления длится от 2 до 4 недель в зависимости от возраста ребенка. Полную адаптацию можно констатировать уже через два месяца. В тяжелых случаях этот период может продлиться до шести месяцев.

Специалисты подразделяют несколько видов привыкания к незнакомым условиям в детсаду:

  • Активная адаптация . Малыш испытывает нервное напряжение с первого посещения, ему сложно расстаться с родителями. Это продолжается в течение двух недель, привыкание происходит постепенно;
  • Пассивное привыкание. Ребенок ведет себя нормально, негативных проявлений нет. Но по возвращению домой у него начинаются капризы и беспокойство. Может нарушиться сон, появляются запоры;
  • Отложенная адаптация. В первые дни кроха спокойно посещает садик, но примерно через 2-3 недели у него начинаются истерики и отказ от посещения детсада. После чего малыш проходит обычный адаптационный этап;
  • Проваленная адаптация. Нервная система и психика малыша не могут справиться с адаптационной нагрузкой. Он не может привыкнуть к сверстникам, к непривычной обстановке. Если процесс продолжается до двух месяцев, можно считать, что ребенок не готов к посещению сада, либо не подходят условия данного детсада или группы.

Возраст имеет значение

Нередко родители отдают кроху в сад слишком рано для того, чтобы вернуться на работу. Но не всегда дети готовы к посещению садика и взаимодействию со сверстниками.

Важно! Каждый малыш является яркой индивидуальностью, но оптимальным возрастом для посещения детского сада является возраст трех лет.

Это объясняется тем, что до трехлетнего периода ребенок психологически тесно связан с матерью, а к трем годам он проходит кризисный этап взросления, становится более самостоятельным и привыкание к новым условиям проходит легче.

От одного до трех лет происходит сложный процесс по формированию отношений между ребенком и родителями, особенно с матерью. Поэтому на данном этапе отрывать малыша от нее будет ошибкой. Это может спровоцировать у крохи нервное напряжение и подорвет базовое доверительное отношение к миру.

Трехлетний малыш уже умеет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, пытается одеться без посторонней помощи. Эти навыки значительно облегчают адаптационный процесс.

Три этапа привыкания к детскому саду

Адаптация к новым условиям в саду у разных малышей происходит по-разному. Но следует выделить три основных этапа привыкания:

  • Легкая степень адаптации. Большинство детишек легко адаптируются к незнакомым условиям: сразу начинают общаться с ровесниками, откликаются на замечания воспитателя. Ежедневное посещение садика не сопровождается капризами и плачем. Наоборот, малыш сам просит, чтобы его отвели в детсад. Легкая адаптация сопровождается благоприятным самочувствием ребенка и может продлиться до месяца;
  • Средняя степень. В таких случаях малыш испытывает некоторое беспокойство, но вскоре вступает в общение с окружающими и напряжение исчезает. Такие дети иногда могут нарушать дисциплину, чтобы привлечь к себе внимание. У малышей наблюдаются респираторные заболевания, что связано с общим стрессовым состоянием. Средняя адаптация может продлиться до полутора месяцев;
  • Тяжелая степень. В сложных ситуациях приспособления у малышей могут наблюдаться тяжелые простудные заболевания и нервные срывы. Поведение таких детей характеризуется пугливостью и беспокойством. Дети не реагируют на предложения об общении, не смотрят на игрушки, не хотят разговаривать с воспитателем. Расставание с мамой сопровождается продолжительными истериками. При длительном течении такой ситуации родители должны обратиться к специалистам для определения психологической готовности ребенка.

Первый день в детском коллективе

От того, как сложится первое посещение, во многом зависит, как будет ребенок адаптироваться в новых условиях. Поэтому очень важно правильно организовать этот день.

Характер малыша, конечно, играет важную роль в процессе привыкания к садику. Коммуникабельным детям легче освоиться в новом коллективе. А замкнутый ребенок при расставании с мамой может испытать стресс. Важно помнить, что у ребенка натура исследователя, и попав в новые условия, ему интересно будет делать для себя новые открытия. Задача родителей — помочь ему в этом.

В первый день можно прийти с малышом. Пока кроха будет завтракать, мама может ознакомиться с меню. Побыв в группе примерно час-два, можно с малышом вернуться домой. По дороге лучше поспрашивать кроху о его впечатлениях, присоединиться к его положительным отзывам.

Первые пять дней в садике

  • Первый день прошел удачно;
  • На второй день пребывание можно продлить до четверти полного дня. Пусть ребенок спокойно играет с детьми, а вы будьте рядом, на виду. Так малыш станет заниматься самостоятельно, но одновременно в нем будет присутствовать уверенность в том, что он не один. Теперь можно договориться с ним, что вы уходите на часок и скоро вернетесь. По возвращении можете забрать малыша домой. Не следует удаляться из садика, не предупредив ребенка, так вы можете подорвать его доверие к вам;
  • На третий день побудьте с малышом примерно два часа. Затем, объясните ему, что вы должны уйти на работу, но в конце дня обязательно за ним вернетесь;
  • На четвертый день можно также побыть два часа, и когда Вы поймете, что ребенок уверен в себе и спокоен, нужно объяснить ему причину своего ухода и дать обещание вернуться к концу дня;
  • На пятый день вы можете привести кроху в группу и, удостоверившись, что ему комфортно среди сверстников, обнять и пообещать, что заберете его в конце дня. Так малыш останется в группе на весь день.

Подобная постепенная схема привыкания часто дает положительные результаты.

Каких ошибок следует избегать

При первых посещениях детсада специалисты рекомендуют придерживаться некоторых правил:

  • Утренние сборы в садик не должны происходить второпях. Для этого лучше встать пораньше, чтобы успеть собраться, не давя на малыша, у которого из-за спешки может испортиться настроение;
  • Пусть ребенок возьмет с собой в садик любимую игрушку. Договоритесь с воспитателем, если это не разрешается в данном садике. Игрушка может помочь малышу в напряженной ситуации;
  • Если кроха нашел увлекательное занятие, не следует оставлять его и убегать, пока он вас не заметил. В последующие дни малыш не отпустит вас и устроит истерики при расставании;
  • Нередко бывает, что в первые дни малышу интересно в группе, а через несколько дней он начинает плакать, не желая оставаться в садике. Объяснение заключается в том, что исследовательская деятельность крохи завершилась. Родителям следует в такие дни забирать дитя пораньше;
  • При расставании на утреннем приеме, поцеловав ребенка, уходите сразу. Не нужно растягивать прощание. Детям свойственно отвлекаться на интересные предметы или события. В этом родителям и деткам помогут воспитатели, увлекая малыша познавательной игрой;
  • Родители должны сдерживать обещания. Если вы не можете прийти за малышом вовремя, предупредите его об этом заранее. Позвоните в садик, попросите передать трубку ребенку, объясните, что задерживаетесь на работе;
  • Нередко мамы сами не могут сдержать своих чувств при утреннем расставании. В таких случаях, ребенок, глядя на заплаканное лицо матери, думает, что детсад — не очень хорошее место для пребывания. Умейте сдерживать чувства;
  • Внешний вид крохи в конце дня подскажет о том, как прошел день. Если глаза заплаканные, придется поговорить с воспитателем, выяснить, как можно исправить ситуацию. Если руки в краске или пластилине, значит, все хорошо, малыш был занят полезной познавательной деятельностью, нет поводов для беспокойства.
 
Статьи по теме:
Как оценить состояние зрения у младенца?
Елена с сыном | Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти
Глицерин медицинский и его лечебные свойства
ГЛИЦЕРИН. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН. Глицерин относится к спиртам и представляет собой вязкую, бесцветную, сладковатую жидкость с отсутствием какого-либо запаха. Обывателю привычней всего наблюдать его в медикаментах или среди ингредиентов в косметических средств
Открытки на новый год своими руками, фото идеи
1. Новогодние открытки своими руками ("Елочка") Новогодняя елка непременный атрибут праздника. Поэтому открытки с ее изображением будут особенно уместными. Кроме того, такие открытки могут быть очень простыми в изготовлении.Новогоднюю аппликацию елочка мо
Новые изменения в пенсионном законодательстве
Навигация по статье Изменения с 1 января 2017 годаМожно отметить ряд важных изменений, которые произошли с начала 2017 года:Повышение минимального количества и , необходимых для назначения .1 февраля - на величину инфляции прошлого года;1 апреля - в