Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он? Конспект занятия по познавательному развитию

Войтковская Ирина Владимировна
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»

Волгоградская область, Нехаевский район, Станица Нехаевская

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Интеграция областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений), коммуникация, социализация.

Интегрируемые цели и задачи:

Образовательные цели:

1. Закрепить умение различать понятия: выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше и т.д.

2. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур.

4. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

5. Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, части суток.

6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие цели: Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные цели:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Демонстрационный материал: «телеграмма», цветок,

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки.

Ход занятия.

Воспитатель:

- «Ребята, посмотрите, к нам пришла гостья. Это Фея из страны знаний. Она пришла познакомиться и пригласить нас в увлекательное путешествие по морю, к острову Чудес. В пути нас ждут интересные занятия. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.

А я вам желаю удачи.

Воспитатель: Давайте немного поиграем.

Если стол выше стула, то стул…?

Дети : Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш….?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье? Для того, что построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры. У вас на столах разложены геометрические фигуры. Необходимо из них построить корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступаем к строительству

Воспитатель: Какие фигуры нам понадобились для строительства корабля.

Дети: Треугольник, трапеция, круг.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся, приготовились. Начнём отсчёт (от 1 до 10). Вот мы и в море.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети : Весна.

Воспитатель: - Назовите весенние месяцы.

Воспитатель: Какие времена года вы знаете? Назовите их.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Молодцы, сколько дней в неделе?

А какой сегодня день недели? Какой по счету? Какой по счету был день вчера? Какой день будет завтра?

Сейчас мы немного поиграем. Слушайте внимательно.

Назовите день недели, который я пропустила:

Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье(четверг) .

Назовите шестой день недели, третий, второй, пятый.

Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, на которых - задания Феи. Что бы нам достигнуть цели необходимо выполнить все задания.

Задание 1.

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело катаются.

(Сколько всего зверей?) (3)

Задание 2

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок...

Помогите вы Танюшке

Задание 3.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. (5)

Задание 4.

Вышла курочка гулять.

Забрала своих цыплят.

7 бежали впереди,

3 остались позади.

Беспокоится их мать

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят ? (10)

Задание 5.

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой забрали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет. (4)

Воспитатель: - А сейчас проходите на свои места, я вам раздам задания, выполнив, которые мы сможем путешествовать дальше.

Карточки с заданиями.

Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова.

А сейчас мы с вами поиграем. А игра называется «Ручеек». Для того чтобы у нас получился ручеек, вы должны вспомнить состав числа 10.Найдите себе пару, чтобы в сумме получилось число 10.

Воспитатель: К нимв гости пришли два друга. Их надо угостить тортом. Как вы разделите этот торт?

Дети: - На четыре части.

Воспитатель : - Возьмите круг и попробуйте выполнить задание. Как называется каждая четвертая часть?

Дети: - Четвертинка.

Воспитатель: - На какие части мы делим апельсин?

Дети: - На дольки.

Воспитатель: Молодцы, научили гномиков правильно делить на равные части. За это они нам сказали спасибо, а мы отправляемся дальше.

Воспитатель: - Вот мы и подплыли к острову. И что же здесь мы видим. Посмотрите, на картинки. Что изображено на первой?

Дети: - Ложки.

Воспитатель: - Сколько их? Из чего изготовлены ложки?

Дети: - Шесть. Из дерева.

Воспитатель: - Значит, это какие ложки? (Деревянные).

Воспитатель: - Посмотрите, на следующую картинку. - Что это?

Воспитатель: - Молодцы, а мы отправляемся дальше в путешествие. И чтобы нам не было скучно, поиграем со счетными палочками.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру (ромб).

8. Постройте фигуру (трапеция).

Воспитатель: - Для того чтобы нам правильно следовать курсу к Фее, нам нужно правильно ориентироваться в пространстве. Для этого мы выполним следующее задание.

Воспитатель: - Расположите геометрические фигуры на листе бумаги.

В верхнем левом углу расположите прямоугольник, в нижнем правом -квадрат. В нижнем левом углу - треугольник, в верхнем правом круг. В середине листа - овал.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. И мы добрались до острова знаний, где живет Фея! Она очень довольна, что вы справились со всеми заданиями, показали знания и умения. И за это дарит вам вот такие занимательные тетради по математике, чтобы вы узнали еще много нового и интересного.

Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Закройте глаза. Давайте дадим обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети: Отсчитывают.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, мы и вернулись в детский сад. Спасибо!

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе

Воспитатель Хорольская О.Н Тема: «Пять помощников человека»

Описание НОД: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.

Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация» , «Здоровье».

Задачи:

Образовательные: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому

Речевые : Развивать связанную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обаняние)

Развивающие: Развивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.

Материал для занятия :

раздаточный : карточки для тактильного обследования с наклеенным различным материалом (мягкая ткань,фольга, рис, наждачная бумага,мех), карандаши, белая бумага для зарисовки.

демонстрационный: картинка для показа , ватман с нарисованным квадратом 2штуки, фламастер, альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».

Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.

Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года, какой месяц, какой по счёту в этом времени года,какое число, какой день недели, какой день по счёту (ответы детей).

Предложить детям сесть на стульчики.

Давайте сегодня вспомним, какие органы чувств есть у человека
(глаза, уши, нос, язык, кожа).

А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)

глаза - зрение; уши -слух; язык - вкус; нос - обоняние;

кожа - осязание. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, про наших помощников.

«Есть пять помощников на службе у тебя». Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

Воспитатель: Да, ребята, чувства позволяют понять запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.

Воспитатель: Когда то был великий полководец Александр Македонский, который обладал хорошей зрительной памятью. Он был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцатипятитысячного войска. А немецкий археолог Генрих Шлиман, чтобы развить свою память, в течение многих лет ежедневно заучивал наизусть по несколько страниц из различных книг.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем сейчас потренировать свою память:

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей)

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Разложи на ощупь» (все дети).

Воспитатель: На ваших столах лежат карточки, возьмите их в руки пощупайте, рассмотрите их. Разложите их вот в таком порядке. Запомните, как они лежат на ощупь. А теперь мы все завяжем глаза, а я перемешаю ваши карточки. Вы на ощупь должны разложить карточки в том порядке, в каком они лежат.(действия детей)

Воспитатель: Молодцы, многие справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг, а я вам дам задание на слух. «Цепочка слов» с мячом.

Я назову вам пары слов, а вы должны их запомнить. А потом я из каждой пары буду называть лишь первое слово, а второе слово назовёт тот из вас, кому я брошу мяч. Словосочетания (булка- мука, свитер- шерсть, лес - грибы, сестра - брат, поезд -рельсы, машина - водитель), Аналогично подбор слов с заданным звуком.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

(забавные задания)

1.Сделайте так левую руку положите на голову, и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.

2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, и сейчас продолжим наше занятие.

Я предлагаю вам посмотреть на большие листы. На них нарисованы квадраты.

Первый квадрат нужно разделить на 4 треугольника, второй - на 3

четырёхугольника.

Какие геометрические фигуры вы знаете ещё? (действия и ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?

1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;

1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;

3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;

4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.

(ответы детей) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: И последнее задание (д/игра «Найди слово») На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов. 1 . Карандаш - Облако - Тапочки. (КОТ)

2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)

    Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)

    Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) (поисковая работа детей)

Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)

Тема: Что такое время?

Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».

Ход занятия

Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.

А что, разве нельзя было прийти позже?

Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе - расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир. - Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

- Отгадайте загадки:

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает. (время)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.

А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

- Отгадайте загадку:

Гляжу в окошко -

Ходит черная кошка. (ночь)

Поутру оживает,

К вечеру умирает. (день)

Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)

Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)

Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день - ночь, утро - вечер, утро - день, вечер - ночь)

- Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (дни недели)

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы)

Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12.) Какие вы знаете месяцы?

Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.

Времена года

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса

А Лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)

Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)

А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.

Ирина Тулебаева

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе

Тема : «Воздух – какой он

Цель : Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность. Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие » . 1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.

2. Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами, (прозрачный,невидимый, чистый воздух не имеет запаха , переносит запахи, безвкусный, способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Образовательная область «Речевое развитие » .

1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе.

2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков - символов.

Образовательная область «Физическое здоровье» .

1. Укреплять мышцы дыхательной системы носоглотки и верхних дыхательных путей путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 2. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие » .

Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.

Предполагаемый результат.

Ребёнок :

Сформирует первичные представления о воздухе , его свойствах и роли в жизни человека;

Будет уметь решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы;

Сформирует умение делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования;

Научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки – символы;

Получит практический опыт проведения экспериментов.

Оборудование :

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей .

Прозрачный стакан, вата, миска с водой.

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей ) .

2 апельсина. - Апельсины, порезанные на дольки. - Вееры по количеству детей .

- Воздушные шары по количеству детей . - Карточки, знаки - символы.

Методы, приёмы, формы :

Словесные : загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные : показ способа действий, знаки – символы.

Практические : опыты и эксперименты.

Игровые : игровая ситуация, загадка.

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская , коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия:

Мотивация и включение детей в деятельность .

Ребята, прислушайтесь, нам звонят на скайп.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Это белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас».

Ребята, вы догадались, что это?

В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)

Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух . - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха . Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе .

Предлагаю детям назвать правила поведения при проведении опытов. - Ребята, а везде ли есть воздух ?

Выслушиваю версии детей .

Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.

А теперь выпустите воздух . Где теперь воздух ?

Да, он снова вокруг нас.

Что мы сейчас узнали о воздухе ?

Вывод : воздух есть повсюду , он нас окружает. - Ребята, скажите, а вы видите воздух ?

И я тоже его не вижу. Значит воздух какой ? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно) .

Вывод : воздух невидимый , через него всё видно.

Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз. - Ребята, а как вы считаете, воздух есть в любом предмете? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыты. 1. Для этого опыта нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая)

Как вы думаете, в стакане кроме ваты ещё что-нибудь есть?

Выслушать предположения детей . Предлагаю детям проверить их ответы.

Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то , что держать его нужно очень ровно.

Ребята, как вы думаете, какой стала вата ? (в-ль предлагает детям потрогать) .

(Вата осталась сухой) .

Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

Выслушиваю предположения детей .

Правильно, ей помешал воздух , который находится в стакане.

Вывод : Воздух , который находится в стакане, не пускает туда воду.

А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт?

Дети высказывают своё мнение.

А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду) .

Что появляется в воде? (Пузырьки) . Откуда они появились?

Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?

- Воздух вышел , а его место заняла вода.

2. Как можно увидеть – есть ли воздух в камешках ? Опустим камешки в воду. - Что вы видите? Это мелкие пузырьки воздуха . 3. Возьмём 2 апельсина. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее - в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно - утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха , которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. - В морозную погоду, выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим пар – это воздух тёплый в окружении холодного.

Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус ?

Ответы детей .

Ребята, а у воздуха есть вкус ?

Как мы можем это проверить? Ответы детей .

Наберите ртом воздух , у него есть вкус?

Ответы детей .

Вывод : воздух не имеет вкуса , он безвкусный.

Обозначение на листе – перечёркнутые губы.

Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас . - Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух , который мы выдыхали) Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх) . Потому что воздух легкий , он легче воды. Когда весь воздух выйдет , пузырьков не будет. Вывод : Воздух легче воды .

Ребята, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Мы воздух выдыхаем , но как он к нам попадает? Как, ребята, вы знаете? (Через нос) Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Показывают) . Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух , мы видим его? (Нет) . Но мы можем почувствовать воздух носиком . - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах ?

Как мы можем это проверить?

Вдохните воздух носом .

Что вы чувствуете?

Вывод : Чистый воздух не имеет запаха .

Обозначение на листе – перечёркнутый нос. - А сейчас? (Открываю банку с нарезанными апельсинами) - Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг на друга. - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер) - А как появился ветер? (когда мы машем веером появляется ветер) - Ветер – это движение воздуха , которое распространяет запахи. Теперь в группе пахнет апельсинами . Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт» .

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолёта (руками изображают, как крутят штурвал) .

Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох) .

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж .

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание) .

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох) .

Мы летаем высоко (руки поднять вверх) .

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль)

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (присесть) .

Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

(дыхание)

Как вы думаете,что использует человек для дыхания?

Нет ничего на свете нужнее воздуха . Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать ?

Вы что-то слышите?

Вывод : Воздух не имеет звука .

Обозначение на листе – перечёркнутое ухо. - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха . Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа» . Ощущаете дрожание горла?

Вывод : Благодаря воздуху человек говорит . Звук рождается тогда, когда дрожит воздух . - Так чем же мы дышим? (воздухом ) - Давайте вдохнём воздух . Куда он попал? (в нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие. - Ребята, давайте проведём опыт. Возьмите шарики – надувайте и сдувайте их. Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом . - Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез ? (наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики, мы не смогли бы жить.) - Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (нам нечем дышать) - Без воздуха нет жизни . А как вы думаете, откуда берётся чистый воздух ? Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Кислород нам дают листья деревьев и растения. Поэтому их нужно беречь и заботиться о них. - Все ваши письма с символами мы отправим белочке Маше – пусть она раздаст их всем лесным зверятам, чтобы они тоже всё узнали о воздухе . Кто хочет рассказать, что написано в его письме? (Дети рассказывают о воздухе , опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха )

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология). В занятии использовала Методы и приемы ТРИЗ технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо».

Образовательные задачи:


3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.

Развивающие задачи:




5. Расширять кругозор детей.

Воспитательные задачи:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

Программное содержание:


Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с четырьмя стихиями природы.
2. Дать знания о пользе и вреде их в жизни человека.
3. Учить детей делать предположения, выводы, выдвигать гипотезы, обобщать, анализировать.


Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские способности и навыки.
2. Развивать любознательность, познавательную активность
3. Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
4. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами.
5. Расширять кругозор детей.


Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
2. Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.

Методы, приемы, технологии : Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, мозговой штурм, «хорошо - плохо»
Организация детей : Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы : Фронтально, в парах, подгруппами.
Словарная работа : Оползень, землетрясение, камнепад, полезные ископаемые, муссоны, наводнения.
Оборудование для опытов : спички, свеча, емкость с водой, парусники из грецких орехов, емкость с песком, медицинская груша, вода в стаканчиках, лейки, комнатные цветы, коллекция камней.

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я встретила почтальона Печкина, и он передал для вас письмо. (На конверте изображен Незнайка). Посмотрите, как вы думаете, от кого письмо?

Дети - От Незнайки.

Правильно. Что же он нам написал? Давайте прочитаем. «Здравствуйте, ребята, у меня возникло несколько проблем, а как их решить я не знаю. Помогите мне, пожалуйста».

Ну что, поможем? «Проблема первая – у нас вчера отключили свет, и Знайка зажег свечу. Огонек был такой яркий, такой веселый. Мне захотелось с ним поиграть. Я дотронулся до него и обжог руку. Что я сделал не так?»

Ответы детей.

Подойдите к этим иллюстрациям, встаньте полукругом. Как вы думаете, сравнив разные сюжеты, огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей.


Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.


Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.


- А теперь подойдите к первому опытному столу.


Опыт №1. (проводит воспитатель, дети стоят полукругом). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Полоска бумаги горит, а металлический поднос сильно нагреется – показать.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке с его первой проблемой? (Да). Тогда продолжим читать письмо. «А еще, ребята, помогите мне понять, почему заболел мой цветочек. Я его посадил в горшок, на подоконник поставил, а он завял, я очень беспокоюсь». Ребята, Незнайка прислал нам фотографию своего цветочка. Давайте рассмотрим фотографию и подумаем, в чем может быть причина болезни цветка.

Ответы детей. (Не поливал, цветочек хочет пить).

А кому еще нужна вода? (Ответы детей).

Опыт№2. (проводят дети, сидя за столами).
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр). Предложить детям подойти к природному уголку и из лейки полить комнатные растения. Напомнить, что хорошо политое растение здоровое, цвет сочный и т. д. (Дети работают подгруппами).

Давайте подойдем к следующему стенду, где изображена вода. Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).


Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах.


Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов.

Ребята, а в чем еще может быть причина заболевания цветка? Что еще имеет большое значение для жизни растений? (Земля. Она может быть истощенная, ее надо удобрять, рыхлить).


Рассмотрите иллюстрации, на которых изображена земля. (Иллюстрации с изображением садов, грядок с овощами, с лесными грибами и ягодами). Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей) .


Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель и т. д. В Земле находятся полезные ископаемые.
(Воспитатель подводит детей к иллюстрациям, изображающим экологические катастрофы).


Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека и даже приводят к гибели.


- Я предлагаю познакомиться с экспозицией мини-музея: камни: кварц,

шпатель; каменный уголь, нефть. Дети рассматривают, берут в руки, сравнивают по прочности, твердости.


- А сейчас, ребята, подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок. Ветер – это движение воздуха.

Ветер – это хорошо или плохо? (Ответы детей).


Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.


Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).


- Рассмотрите иллюстрации про ветер (морские пейзажи; песочные барханы;
снежные торосы)

Опыт №3. (проводят дети).

Дети садятся в пары, напротив друг друга, за столы с контейнерами с водой и при помощи выдоха (своего маленького ветерка) передвигают парусники друг другу.

Опыт №4. (проводят дети, сидя за столами).

При помощи медицинских спринцовок можно увидеть, как в природе образуются песочные барханы и снежные торосы. Дети выполняют задание возле своего контейнера с песком.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру на внимание «Четыре стихии».
Напоминаю: Воздух- руки поднимаются вверх.
Земля- руки опускаются вниз.
Огонь- руки движутся верх- вниз, верх- вниз.
Вода- руки движутся в лево- в право, влево- в право.

Ребята, мы сегодня читали письмо Незнайки и пытались ему помочь разобраться с его проблемами, как вы думаете, получилось у нас?
-А вам понравилось? (Да, было очень интересно).
-С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля) .
-Что для вас показалось трудным? (У меня не получалось передвигать песок при помощи спринцовки, ветерок получался не сильный) .
-Что понравилось больше всего? (Мне понравилось исследовать воду. А мне поливать комнатные растения и лук, потому что я делал доброе дело. Я с удовольствием смотрел на огонь, когда вы проводили опыт) .

Мы познакомились с четырьмя стихиями природы. Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред. Всем спасибо.


 
Статьи по теме:
Сшить школьный пенал Кот, Сова и Заяц — мастер-классы
В такой пенал поместятся не только ручки с карандашами, но и ножницы с угольником. Вам потребуется: 2 вида ткани (для внешней стороны и для подкладки); Застёжка-молния длиной 25 см или чуть больше; Пара канцелярских зажимов; Булавки; Ножницы; Швейная ма
Вязание детских носочков спицами Мастера hand-made
Мягкие и тёплые носочки для ребёнка нужны всегда, даже летом бывают холодные дни. Детские носочки должны быть ещё красивые и яркие. Цвет, конечно же, каждый выберет по своему вкусу, мы же возьмём высокообъёмный акрил, детскую пряжу (пехорку) трёх цветов
Выкройки игрушек из ткани своими руками: простые образцы для начинающих
На сегодняшний день многие люди увлекаются рукоделием – делают поделки из бисера, лепят игрушки из соленого теста, шьют из фетра, занимаются квиллингом, декупажем и другими видами искусства. В этом разделе хотелось бы подробнее поговорить о том, как сдела
Методы избавления от червей под кожей у человека Вылез червь
Существует два основных пути эвакуации гельминтов: Через анальное отверстие. Через рот. Анальное отверстие Горло Другие пути Почему глисты выходят наружу сами? Особенности жизненного цикла ленточных червей объясняют самостоятельный вы