Дидактическое пособие «Звуковая дорожка. Методическое логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» для работы с дошкольниками - Методическое пособие Дидактическое пособие «Ежи ищут маму»

вера переведенцева

Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки » - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией (4-5 лет, для стимуляции речи у безречевых детей (с алалией) . Звуковые дорожки ориентированы на активное подключение просодических компонентов речи : изменение ритма, темпа и силы голоса. В отдельных случаях можно подключить работу над интонацией при закреплении изолированных гласных звуков или согласных звуков в слогах . Все задания должны включать игровые моменты. Выделяются две задачи :

Отработка заданного звука ;

Формирование фразовой речи без учета нормативного произношения, отрабатываемого в звуковых дорожках , звука .

«Звуковые дорожки » - это линии разных вариаций (от прямых до волнистых или ломаных, от непрерывных до прерывистых, отображающие продолжительность произнесения звуков . Основополагающими линиями являются : ___(длительное произнесение без остановок и пауз, ___ ___(с вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , _ _ _ (с более частыми вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки , О О – с кратким произнесением звуков . Использование разной толщины и длины линий траекторий позволит разнообразить игровой процесс. Проводя по дорожкам пальцев , ребёнок или взрослый произносит отрабатываемый звук по всей траектории дорожки следующим образом :

При закреплении гласных – немодулированно, монотонно (прямые непрерывные и прерывистые траектории) или модулированно и интонированно – с чередованием силы голоса, тихо или громко (волнистые, зигзаговые, спиралевидные и др.: траектория вверх – интонация, траектория вниз – интонации);

При закреплении согласных – изменяя силу голоса и длительность произнесения звука .

После ребенок или взрослый пальцем одной или двух рук проводит по траектории с одновременным произнесением закрепляемого звука , причем, не бессмысленно проговаривая отрабатываемый звук , а включаясь в игровой процесс, заданный первоначально специалистом, который ориентируется на картинки дорожки . Проходя, проплывая, пропрыгивая с соответствующим отрабатываемым звуком по «дорожкам » разной траектории, дети не только тренируются правильную артикуляционную позу изолированно, но и

Развивают логическое и ассоциативное мышление (нахождение логической связи, ассоциаций между картинками, выкладывая их в пары);

Способствуют концентрации внимания;

Развивают или совершенствуют глазо-двигательную функцию (прослеживание) ;

Развивают мелкую моторику (моторику пальцев рук) ;

Совершенствуют координацию, точность и дифференцированность движений пальцев рук (в процессе проведения пальцем по дорожкам разной сложности );

Развивают или совершенствуют графо-моторные навыки;

Развивают способность к переключению ;

Способствуют стимуляции межполушарных взаимодействий;

Позволяют заниматься ребёнку самостоятельно, т. е. развивают самостоятельность;

А также :

Закрепляют поставленный изолированный звук ;

Совершенствуют дикцию ребёнка;

Совершенствуют грамматический строй речи;

Развивают фразовую и связную речь;

Обогащают активный и пассивный лексикон;

Позволяют с увлечением разучивать буквы и обучать чтению по слогам;

Совершенствуют произвольность дыхательного акта, формируют продолжительный речевой выдох;

Помогают в решении задач по дифференциации звуков ;

То есть решают и коррекционно-развивающие задачи логопедической направленности.

Публикации по теме:

ЗВУКОВЫЕ ЧАСИКИ» Цель: - Развитие умения определять первый звук в слове. - Развитие умения определять место звука в слове. - Развитие.

«Звуковые часы» В данном пособии задания педагога рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия – вслушивание в.

Фонематический слух - основной компонент восприятия речи. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы.

Дидактическое игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста "Разноцветные дорожки" Автор работы: воспитатель Тырина Ольга Николаевна.

С целью познавательного развития детей было изготовлено дидактическое пособие «Цветные дорожки». В комплект дидактического пособия входят:.

Мария Василика

Формирование правильного звукопроизношения (автоматизация звуков изолированно и слогах).

Формирование навыка составления простых предложений по вопросам;

Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

Развитие тактильно - кинестетической чувствительности, памяти;

Развитие ручной моторики;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение;

Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по.

Укрепление здоровья детей.

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОСОБИЕМ.

Игра «Чайник закипел».

Ребёнку предлагается посвистеть как чайник и одновременно провести пальчиком по дорожке.

Игра «Дорога в гараж».

Ребёнку предлагается завести мотор у трактора и заехать в гараж, одновременно провести пальчиком по дорожке.

Игра «Полёт Карлсона».

Ребёнку предлагается полетать вместе с Карлсоном и пожужжать как его моторчик, одновременно провести пальчиком по дорожке. После полёта ребёнок называет вокруг чего летал Карлсон.


Игра «Кораблик».

Ребёнку предлагается заплыть на катере в порт, произнося звук Л, одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Пошипи».

Ребёнку предлагается пошипеть и одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Порычи».

Ребёнку предлагается порычать и одновременно провести пальчиком по дорожке.


Игра «Кто, где сидит?».

Ребёнку предлагается провести пальчиком по дорожке и сказать на чём сидит насекомое.


Публикации по теме:

Дидактическая игра – пособие "Разноцветные дорожки" Пособие рекомендовано воспитателям, педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми.

Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

1. Фото развивающего пособия сделанного своими руками. Игровое пособие включает в себя: Набор фишек разного цвета: зеленого, красного,.

IMG]/upload/blogs/detsad-386189-1446512855.jpg Оздоровительные дорожки для детей. Из пуговиц разных размеров, и разных цветов. На.

Методическое логопедическое пособие

«Команда звуков и звуковые дорожки»

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад «Рябинка»

п.Куминский ХМАО-Югра

Логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

Разработка пособия «Команда звуков и звуковые дорожки» опирается на научные факты и имеет большую практическую значимость в логопедической работе с дошкольниками.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи :

    Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

    Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

    Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

    Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

    Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

    Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

    Объемные фигуры, соответствующие звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».


    Три комплекта дидактических карт с изображением картинок, соответствующих звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», самолет – звук «Л», машина – звук «Р». На каждой карте первого комплекта от картинки на синем фоне проходят дорожки синего цвета.

    На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

    На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.






    Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.


    Комплект фишек с изображением гласных звуков.

    Демонстрационная карта «Гласные звуки и буквы»

    Картотека предметных картинок на «трудные» звуки, подобранные по лексическим темам: Одежда, Животные, Игрушки, Посуда, Мебель, Транспорт. Карточки распределены по группам с учетом позиции звука в слогах: в открытом слоге, закрытом слоге, со стечением согласных.

    Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

    «Звуковые дома» (синий, зеленый и красный)

Для проведения фонематического анализа

    «Звуковой паровозик с вагончиком» для определения места звука в слове

Порядок работы с пособием

    При постановке звука, ребенка знакомим с объемными фигурами, обозначающими символы звуков. Ребенок имитирует звук и от правильного звукоподражания переходит к правильному звукопроизношению: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

    При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

Например: «Л-л-л»

    При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Например: «Ль-ль-ль»

    Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Например: «ЛА» или

    Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

    Для автоматизации согласных звуков в изолировано используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальцами по лесенкам. Происходит автоматизация звука в изолированной позиции.

Звук: Л

    Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

    Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.


Л ампа,л андыш,пил а,мол оток

    Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

    Для дифференциации звуков в словах



Звук Л: Л ыжи, сл он, дятел


Звук Ль: Л ебедь,самол ет,качел и

Методическое пособие очень универсально и многообразно в использовании как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий. Объемные фигуры с символами звуков выполнены таким образом, что внутрь их можно положить предметные картинки, а на логопедических картах картинки изображены на подвижных «дверцах», за которые можно положить предметные картинки.

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр :

    на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки», «Что для чего?» и др.);


    формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?», «Назови слог и продолжи слово» и др.);


Автоматизация «Р» в словах Определение места звука в слове

    закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ» и др.)


Очень важна психологическая направленность: ребенок за время периода коррекционной работы очень привыкает к «персонажам», обозначающим звуки, и на каждом последующем занятии встречается с ними с большим удовольствием.

Буквами. Оборудование: методическое пособие (12 а), список... . Ознакомление дошкольника со звучащим сло­ вом. - М., 1991. Филичева Т.Е., Чевелева НЛ. Логопедическая работа в специ...

  • Пособие рассчитано на логопедов дошкольных учреждений специального назначения. Введение

    Документ

    ... Пособие для логопеда. В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников ... методические ... работы в специальных группах Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы ...

  • Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Организация коррекционных занятий

    Тематический план

    ... для дошкольников , но и для ... команд ... логопедических занятиях. Рассмотрим те формы работы ... звуки , шумы, локализовывать источники звуков , определять направление звуковой ... методические пособия , наглядный материал и др.); - быть личностно готовым к работе ... дорожка ...

  • Учебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец

    Учебно-методическое пособие

    Внимание хочется уделить трем методическим пособиям : В "Сборнике речевого материала для логопедических занятий с до­школьниками...

  • “Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения”
    К.Д. Ушинский

    Аннотация : ФГОС ДО в качестве приоритетной задачи определил развитие всех компонентов устной речи детей, в том числе – практическое овладение воспитанниками нормами речи. За последние годы возросло количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что требуют от учителя-логопеда поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

    В последнее время, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила предложить выход из данной проблемы. Опираясь на принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка в ДОУ. Сделала родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, привлекла их внимание к коррекционным проблемам.

    Многофункциональное дидактическое пособие «Звуковая дорожка» является авторской разработкой, было изготовлено на мастер-классе совместно с родителями.

    Предлагаемый материал может быть использован как в логопедических, так и в обычных группах детского сада для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Родителями при выполнении домашнего задания. Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми 5-7 лет. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

    Цель:

    • Закреплять правильное произношение поставленных звуков, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Задачи:

    • – Автоматизировать звуки в слогах, словах, фразовой речи;
    • – Закреплять правильное произношение поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях;
    • – Развивать звуковой анализ слов;
    • – Формировать у ребенка навыки самоконтроля за речью;
    • – Развитие мелкой моторики;
    • – Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
    • – Поддерживать эмоционально положительный комфорт.

    Материал: Пособие изготовлено из салфеток для вытирания пыли по шаблонам в виде гусеницы и ракеты. С нашитыми на них пуговицами, украшено бросовым материалом. С картинками на разные звуки, картинками на ленточках, прищепки.

    Использование данных игр : Подходит, как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношения, и общего недоразвития речи у детей в ДОУ.

    Игровая задача:

    На «Звуковых дорожках» каждый звук мы сможем отточить,
    В слогах, в словах и в тексте закрепить.
    Речь станет правильней, красивей и богаче.
    Помогут нам «Дорожки» только так! Никак иначе!

    Методика проведения игр с использованием многофункционального дидактического пособия «Звуковая дорожка»

    Варианты игр:
    1. «Ритмическое путешествие »
    Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности.
    Описание работы: Логопед предлагает ребенку, «пошагать» пальчиками по пуговичкам. При этом произносить, или пропевать разные песенки: жа–жа–жа , са–са–са … (используя картинки-символы)

    2. “Скажи правильно
    Цель: автоматизация поставленных звуков. Ребенок четко и правильно произносит по-ставленный звук и кладет на пуговицу каштан (шарики Марблс, фишки и т.д.)
    3. “Раздели слова на слоги ” Цель: определить количества слогов в слове.

    Ребенок определяет сколько слогов в слове и прикрепляет прищепкой к ракете, гусенице рядом с каждой пуговицей.

    4. «Чья песенка
    Цель: Учимся дифференцировать поставленные звуки по схеме. Два слова со звуком – З -, два слова со звуком – Ж -. Или чередуя – зуб, жук, забор, жаба и т.д. Дети прошагивают пальцами, или проговаривают слова – согласно схемы.

    5. А) «Гусеница ползет звук «Ч» на себе везет »
    Б) «Ракета в космос улетает картинки со звуком «С» забирает»
    Цель: Найти картинки на заданный звук.
    Ребенку предлагаются картинки на ленточках. Дети выбирают и надевают на пуговицу. Проверяют, четко проговаривая слова.

    6. «Шагаю – слово называю »
    Цель: Четко произносить звук «Р» в предложениях. Предложите ребенку повторить пред-ложение, шагая по пуговицам на каждое слово: Юра уронил ручку, Рая сорвала розу (ос-талась пуговица, задайте вопрос – какую? – красную слово со звуком – Р –) и т.д.

    7. «Ловко пальцами шагаю, чистоговорку повторяю » Цель: Автоматизация и дифференциация закрепляемых звуков.
    Ребенок, прошагивая пальцами по пуговицам или накладывая на них фишки механически не задумываясь произносит скороговорку, чистоговорку и др.
    Доказано: Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому игры с данным дидактическим пособием «Звуковая дорожка», с по-мощью развития мелкой моторики, позволяют автоматизировать звук и повышают уровень развития речи.











    Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

    Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

    При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

    При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

    Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

    Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

    При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
    Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

    Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

    Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
    Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


    Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

    Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
    Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
    Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

    Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

    Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
    ("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

    У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

    Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

    Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

    При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

    Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

    Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

    Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

    Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

    Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

    Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

    Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

    Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Задания и упражнения :

    2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

    3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

    4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

    5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
    6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

    7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

    8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
    9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
    Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
    При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

    Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

    При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


    Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

    Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

    Задания и упражнения:

    Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

    Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

    Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

    Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

    Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
    Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

    Задания и упражнения:

    Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

    При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



    Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

    (с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

    Автоматизация звуков [с ], [с"]

    Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

    Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

    Задания и упражнения:

    1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

    2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

    3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

    4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

    6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

    первый ряд- соска, так как не животное;

    второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

    третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

    четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

    пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

    7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

    8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

    9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

    10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

    11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

    12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

    13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

    Автоматизация звука [Ч]


    Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

    Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

    Задания и упражнения:

    1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

    2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

    3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

    4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

    5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

    6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

    "Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

    "Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

    7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

    9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

    10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

    11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

    12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

    13. Узнать предмет на ощупь.

    Автоматизация звука [Р]

    Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

    Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

    Задания и упражнения:

    1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

    2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

    а) ар-ар-ар- красивый красный шар

    ор-ор-ор- в огороде помидор

    ор-ор-ор-в лесу мухомор

    б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

    Все бобры добры до своих бобрят.

    У бобра- не нора,

    Не берлога, не дыра!

    Он-работник, он-творец!

    У бобра в реке- дворец!

    Жили-были раки, раки-забияки.
    Жили раки шумно, затевали драки.

    Хвастал храбрый краб два дня:

    "Краба нет храбрей меня!"

    На горе Арарат

    Рвёт Варвара виноград.

    С утра до вечера играл,

    Потом в кровать ракетку взял!

    После росы розы выросли!

    Во мраке раки шумят в драке.

    На рынке Кирилл грабли купил.

    3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
    Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

    4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

    Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

    Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

    5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

    6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

    П од плотными листками,
    Жёлтые камни,
    Упругие, гладкие,
    На вкус сладкие! (кукуруза)

    7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

    Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
    Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
    Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

    8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
    9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
    10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
    11. Составление предложений с полным анализом.
    12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

    Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

    Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

    Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

    Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
    Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

    Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

    Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

    Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

    Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

    При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

    При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

    ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

    ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

    ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

    ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

    Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

    На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

    Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

    Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
    На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
    АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
    Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
    Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
    Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
    Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).

     
    Статьи по теме:
    Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
    «Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
    Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
    О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
    Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
    Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
    Шьем шапочку для красной шапочки
    В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в