Что такое жизненное пространство. Жизненное пространство человека

Антон Васильев - человек войны. Для него ситуация вечного боя, что для рыбы - вода. Он владеет всеми видами оружия. Он умело обходит хитроумные ловушки и сам расставляет их ничуть не хуже. Все тонкости диверсионно-разведывательной работы отлично известны ему по прошлым войнам. Он постоянно просчитывает ситуацию, взвешивает каждый шаг, внимателен к любой мелочи, какой бы безобидной она ни казалась. Только так и можно выжить между молотом и наковальней.

Жизнь в Зоне - вечная война. Здесь идет нескончаемая бойня и торг за удивительные артефакты. Здесь все пронизано убийственной радиацией, здесь каждый второй мутант, а каждый первый хоть и человек, зато до зубов вооружен и смертельно опасен. Но только здесь, в Зоне, такой как Антон Васильев может ощутить биение жизни во всей ее полноте.

Или ты будешь с хабаром, или тебя не будет. Или ты скажешь врагу, перед тем как его убить: "Tы хороший воин, мне было трудно и интересно биться с тобой". Или это будет произнесено над твоим бездыханным телом.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Жизненное пространство. Трилогия" Колентьев Алексей Сергеевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

А вот еще размышления на тему жизненного пространства сокращено ЖП. Какое ЖП допустим раковой опухоли, это все тело человека. Не похожа ли политика ЖП на многие окружающие явления. Допустим производитель Магдональдс захватывает все больше и больше рынков в мире. Можно считать что это хорошо. Но посмотрим это с такой стороны. Вот компания виндоус захватывает все рынки и что потом уже виндоус получив гегемонию по всем рынкам сама устанавливает цену и правила игры на рынке. А политика США. Которая включает в ЖП все и вся и как раковые опухоли обложив весь мир своими базами. А добыча полезных ископаемых, это ли не раковая болезнь, все выработаем, все сожжем, потом еще что нибуть придумаем. Всеобщее образование хорошо, но и в нем то же прослеживается психология раковой опухоли. Захват, уничтожение всех других структур отличных от других. А желание объединить все религии. Это ли не политика раковой опухоли. В то же время человеческое тело, в здоровом состояние, идеальный пример нормального жизненного пространства всех органов и систем.
И еще мысль не похоже ли России на печень алкоголика. Поэтому она такая Россиюшка и большая, раздуло ее от той словесной сивухи что веками в себя поглощала и перерабатывала. Может быть в этом богоизбранность русского народа и особый путь России, быть фильтром для идей всей Земли.
Теперь вот еще соображения.
ЗАХВАТ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДЕТ К ЗАХВАТУ ЖИЗНЕННОГО
Мои мысли по падению СССР связано с тем, что КПСС мало уделяли развитию теории коммунизма и отсюда не знание куда идти. Еще то же Ленин указывал что социалистическая идея это "цветущее дерево философии" но и по Маяковскому " коммунизм может быть канарейками задушен" . То есть после Маркса и Ленина ни кто не развивал теорию. Все теорию Ленина и Маркса можно уместить на одном листе бумаги, после них вообще тишина. А враг не дремал. Я скажу что с какого то времени, то же Капитал Маркса стал настольной книгой капиталиста. А у нас Капитал стал темой для насмешек. Потеряв гегемонию в виртуальном мире, СССР потерял реальную гегемонию в реальном мире а потом и распался сам.
А в это время. Мы знаем о таком здание как Пентагон, это колоссальное здание с атомным реактором для автономного питания и площадью где можно потеряться как лабиринте Минотавра. И там куча кабинетов, где военные обдумывают свои планы
А я скажу больше мы даже представить не можем, какие огромные структуры задействованы для исследование нашей русской культуры. Все лежит в сейфах, все обследовано и исследование в виде папочек лежит на столе у кого надо.
Мне даже страшно представить насколько далеко ушла западная мысль по путям развития. А видим мы лишь то что нам дает телевидение и цензируемый интернет. Насчет ценза в инете, некоторые наивные говорят вы что никакого ценза в инете нет. Наивные. Я тут хотел найти отклики в инете об одной фирме, не нашел. Так вот там есть админы, которые подчищают все это. Так вот если есть возможности подчищать информацию какой то вшивой фирме, то какие колоссальные возможности чистить есть у гос. структур. Так что то что мы имеем можно сравнить со сознательным ВБРОСОМ ИНФЫ и захватом нашего жизненного пространства наших голов.

Да, это содержательные связи и аналогии, полезный взгляд. Действительно, захват реального пространства начинается с прокручивания захвата в мыслях.
Мысли прекрасны тем, что мы свободны в них. (Хотя и это не абсолютная истина. Мысли возникают не на пустом месте, а, например, из других мыслей и, значит, подчиняются некоторым ограничениям.)
Поэтому мы вольны перебрать множество вариантов. (А некоторые граждане этим и удовлетворяются, живя в своей субъективной реальности и
не признавая никакую иную.)

Окружающий мир не дает такой же свободы. Как же на него повлиять? Как не остаться на обочине и занять приличное место?
Предполагаю, что надо в свое виртуальное пространство привносить некие ограничения, чтобы оно не сильно разошлось с реальным и мыслителя не упрятали в психушку.
Поэтому мне кажется, что для дальнейшего развития темы не обойтись без понятия цели, активно эксплуатируемого философами и психологами, а также без других вопросов познания и адекватного отражения мира в своей голове.

  • Может быть "поточим" эту мысль о" жизненном пространстве". Для затравки попробуй развить такую мысль. Некий человек N высказал мысль "идальное" что он Наполеон. И его заключили в психиатрическую больницу. И тут есть соображение. Не является ли захват виртуального пространства а объявление себя Наполеоном, происходит в первую очередь захват жизненного пространства. Таким образом общество спасается от захвата жизненного пространства тех людей, которые как варвары вторгаются в него и разрушают. Вопрос глубокий. Подумай. Не схожи ли ментальные (в виртуальном пространстве) атаки- проповеди ЗАХВАТОМ ВИРТУАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
    , а уж захват реального идет автоматически.

  • Мое мнение что тема не исчерпана. В основном теми соображениями философского вечного вопроса, соотношение "реального" и "идеального". Который в мире решается сравнительно просто методом грубой силы, кто сильный тот и прав, у того жизненного пространства больше. Но тут есть один нюанс, завоевывая виртуальное мыслительное пространство допустим религии а может и наука, потом и в реале как говорит молодежь возможно проникновение, оккупация всего жизненного пространства во всех его формах.
    Так незримое является в зримом.

  • Юлия, большое Вам спасибо за меткие замечания и деловые предложения. Я не собирался наводить порядок в пространствах, но благодаря Вашей помощи все же решил написать статью, хотя бы как материал для критики и дальнейшего развития темы. Так что буду признателен Вам и всем коллегам, которые захотят выразить свое мнение. Николай.

  • Юлия, спасибо за уточнения. Правда, я уже несколько заблудился. Поэтому позволю себе изложить некоторые гипотезы, а Вы меня поправьте, пожалуйста.
    Наверное, рационально будет выделить личное духовное пространство как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Это пространство почти недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.
    Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Своим опытом можно делиться не только без ущерба для себя, а, наоборот, с выгодой для всех.
    Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.
    В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.
    В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.
    Таким образом, границы личного пространства вроде бы есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.
    Если это не вызывает больших возражений, то потом попробую высказаться насчет жизненного пространства. А может быть, Вы захотите сделать это вперед. С уважением Николай.

  • > в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого скорее всего потому, что некоторые люди очень гибки, щедры и легки в общении. Однако порой, отсутствие четких границ в каких-то ситуациях создает проблемы.
    И я по-прежнему считаю, что
    > "у каждого есть личное пространство учитывая ВСЕ его аспекты.
    > Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Думаю, размывать границы не надо, и я говорила не об этом.
    Если тесны какие-то личные рамки, то их можно расширять, больше общаясь, больше участвуя, ну и вообще...больше перемещаясь, путешествуя...наверно, так.
    А бороться здесь ни с чем не нужно.

  • И Вам добрый день, Юлия! Поскольку я тоже скорее любитель, то Ваша "пища для размышления" весьма кстати и говорит, что Вы копнули глубоко. От однозначного вывода два дня назад "у каждого есть личное пространство" Вы перешли к "личное пространство есть не для каждого". Так что теперь, наверное, моя очередь настаивать на его существовании.
    По-моему, очень важно Ваше философское заключение: "Пределы эти вариабельны." Поэтому я бы все-таки не отказывал никому в наличии у него личного пространства. Другое дело, что объективно и субъективно оно может сильно варьироваться от человека к человеку, и даже в каждом человеке его границы размыты, подвижны и могут резко меняться в зависимости от ситуации.
    Скажем, копил гражданин всю жизнь деньги, картины, предметы искусства, а потом отдал все людям, церкви, картинной галерее, государству. Но обеднело ли от этого его личное пространство? Думаю, что нет! Ведь он впустил в свое пространство других людей, а те в свою очередь открыли перед ним свои души.
    По-моему, это очень правильно и откровенно, когда Вы теперь говорите, что для Вас "жизненное пространство... так и остается довольно размытым". Поскольку я точно в том же положении, то ни чем не могу помочь в борьбе с этим размыванием. Да и надо ли с ним бороться? Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Николай.

  • Добрый день! Я, конечно, в психологии не профи:) Могу просто дать "пищу для размышления" .
    Соглашусь, что в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого. Многие люди просто не испытывают в этом потребности, действительно, легко давая пользоваться своими вещами, постоянно находясь с кем-то в одном помещении, не имея отдельной комнаты...и т.д...
    В отношении своего тела, однако, эти же люди уже не так "легки". При разговоре, допустим, в социуме редко кто находится ближе полуметра, а уж какие-то медицинские манипуляции и вовсе мало кто любит даже при необходимости.
    Идём дальше...Нематериальное...
    Личное - разумеется, имеет отношение к личности. Значит, пределы ее проявлений и возможностей также могут быть личным пространством. Пределы эти вариабельны. И в отличие от материальных пределов имеют отношение уже не только к безопасности.
    Душа...тоже имеет непосредственное отношение к личности. Я даже думаю, что возможно, личность - проявление души человека в социуме. И вот у души тоже есть пределы, личное пространство)

    А Вы, Николай, может быть подскажете что-то про жизненное пространство? Для меня это так и остается довольно размытым.

  • Николай, с некоторых пор я отошла от чисто логического постижения мира) внутреннего и внешнего. Что такое моё личное пространство - я чувствую очень хорошо, как, наверно, и любой человек чувствует своё. Оно бывает довольно вариабельно с разными людьми и в разное время. Не совсем понимаю, для чего здесь нужны научные определения))

    Прочитав Вашу статью, я заинтересовалась "жизненным пространством" в сравнении с личным)
    Наверное, это важно в каких-то беседах и дискуссиях приходить к общему знаменателю, но не менее важным считаю просто обмен мнениями и мыслями) для дальнейшего личного мышления каждого из участников)
    А Вам нужны непременно глубокие общие выводы?

  • Юлия, спасибо за уточнения. Все именно так. Действительно, каждый сам строит свое личное пространство, пускает или не пускает в него. Кто-то не признает пространство соседа и лезет без спросу, потому что интересы пересеклись. По-всякому бывает...
    Разумеется, каждому гражданину нелишне ориентироваться, где он имеет больше прав, а куда лучше не вторгаться. Если такого понимания нет, то это, наверное, уже объект для психиатрии, а не для психологии.
    Все это здорово, но боюсь, что мы так и не продвинулись в определении личного пространства, а потому не можем сделать глубоких выводов. Но может быть, Вы попробуете дать определение? Николай.

  • > в обществе ничего чисто личного практически нет
    Я не поняла) это как? По-моему, у каждого есть личные вещи. И есть личное пространство...Для кого-то это высокий забор, а для кого-то, допустим, карман пиджака или брюк...сумочка.....документы...записи...и т.д... Для кого-то приятные часы одиночества и многое другое, куда можно пустить кого-то, а можно и не пускать.
    Это очень индивидуально, в частности и поэтому я говорю о таком личном отграничении с пользой для развития. Если границы у человека между "я" и окружающим миром стираются, то он попросту сходит с ума, или как минимум появляется нормальная агрессия, когда в его пространство вторгаются без спроса.

    Ваш пример с носками, конечно, смешной))) но как-то настораживает. Возникают мысли о...частичном захвате личного пространства мужа его женой)) с его же подачи. От лени ли, или от нежелания ответственности за свои же вещи он готов подарить свои носки жене, лишь бы она их стирала и давала ему носить)))

    > Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. А я думаю. не всякое)
    > Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность. Согласна, только смотря как шагать и проникать))

    В общем, я ЗА личное пространство, как и за личную ответственность. Считаю, это параллельные миры) взаимосвязанные с жизненным пространством.

  • Юлия, большое спасибо, что Вы проявили интерес к теме и все-таки решили копнуть поглубже. Охотно принимаю Ваше понимание пространств. Думаю, что оно не слишком расходится с тем, что говорилось раньше. Жизненное пространство, конечно, не фикция. Ни я, ни Козлов не зачисляли его в артефакты, и в этом его заметное отличие от личного или персонального пространства.
    Козлов не ограничивается выводом, а дает аргументацию. В моем представлении главная трудность в понятии "личное" такова, что в обществе ничего чисто личного практически нет. Что-то можно закрепить законодательно, но уже на уровне семьи совсем мало предметов, о которых можно заявить: это только мое и не смейте трогать. На заявление мужа: мои носки! - ответ жены: тогда сам и стирай!
    Индивидуальное развитие личности - это тоже отнюдь не личный процесс за высоким забором. Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность.
    Буду рад увидеть от Вас развитие этой темы. Николай.


    Жизненное пространство и жизненные силы современного человека
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования определяется тем, что в конце XX -начале XXI века проблема человека и его социального бытия, всегда находившаяся в центре философских исследований, приобрела особое звучание. Специфика современной социо- культурной ситуации заключается в том, что вследствие взрывного расширения проектно-преобразовательной деятельности обострилась проблематичность человеческого существования. Происходящие в настоящее время динамические преобразования социальной реальности сделали проблему пространства весьма актуальной, что заставляет по-новому взглянуть на нее как на категорию, выражающую важнейшие формы социального бытия человека и как на фактор перемен в жизни общества. В формирующемся новом философском этносе осуществляется кардинальная переоценка ценностей. Общественные изменения, происходящие в пространстве социума, не могут не сказываться на личных судьбах людей, в связи, с чем главной и постоянной ценностью культуры и истории признается сам человек, его жизнь как ценность, первоочередность защиты которой составляет в настоящее время смысловую доминанту социально-философской мысли. В этой связи особое значение приобретает категория « жизненное пространство», являющаяся одной из важнейших категориальных структур, приобретающих актуальность в современных условиях.
    Применение и использование категории «жизненное пространство» в социально-философских исследованиях, ее тематизация в новых и самых разнообразных контекстах, возрастание ее ценностной и смысловой нагруженности свидетельствует о возрастающем интересе исследователей к данному феномену человеческого бытия. Однако мы имеем дело с еще недостаточно изученной, сложной и многогранной реальностью, в связи, с чем встает необходимость дальнейшего углубленного исследования жизненного пространства человека.
    Тема понимания человека в опыте конструирования пространства инициируется и обусловливается потребностью в поиске методологических оснований, построении новых теоретических перспектив изучения жизненного пространства человека.
    Анализ социального бытия человека в современном мире показывает дефицит способности понимания и вызываемое данным фактом частичное «выбывание» человека из жизненного пространства, пространства его актуального - субъективированного, осмысленного, освоенного, ответственного - бытия. Пульсация событий современной жизни (которые не всегда могут быть изучены с помощью логических и научных методов), возможные альтернативы грядущего направляют философскую рефлексию к пониманию человеческого бытия, понимающему подходу в изучении жизненного пространства человека.
    Актуальность темы определяется необходимостью новых теоретических подходов к осмыслению феномена жизненного пространства человека. Целый ряд проблем, таких как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других не прошел еще этапа своей постановки, что обусловливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
    Успешность процесса самоосуществления человека и его самоопределения (в границах, как собственного жизненного пространства, так и пространства социума) зависят от того, насколько продуктивно он преодолевает возникающие препятствия, созданные как открытым характером его бытия, так и всем ходом его же собственной деятельности. Понимание в этом случае - акт поиска и обнаружения новых возможностей, усматриваемых в социокультурном бытии человека для осуществления человеком самого себя, обретения им своей собственной сущности.
    Степень научной разработанности проблемы. Проблема «жизненного
    пространства» является сравнительно новой и слабоизученной проблемой, стоящей на перепутье геополитической теории, экологии, философии и социологии и всех их направлений и подразделений. Немалое влияние на разработку данной категории оказывает и психология, так как жизненное пространство также является непосредственным объектом ее изучения. И на основе такой
    % разносторонней принадлежности она исследовалась бессистемно, под разными
    углами зрения, с различных позиций и подходов, цель которых заключалась в выявлении отдельных фрагментов феномена жизненного пространства человека.
    Термин «жизненное пространство» был введен в науку лишь в тридцатые годы XX века К. Хаусхофером и своим появлением обязан геополитическим проблемам. В концепциях геополитики системообразующим элементом жизненного пространства, определяющей формой жизни народа становится государство.

    Несмотря на возросший интерес к проблеме жизненного пространства человека теоретическое ее решение нельзя считать завершенным.
    Кроме того, многие аспекты жизненного пространства человека не получили достаточно широкого освещения, прежде всего такие, как соотношение категорий «жизненный силы» человека и «жизненное пространство» человека, применение понимания в качестве формы конструирования жизненного пространства человека, как погружения в мир человеческой повседневности и ряд других, что обуславливает возможность получения принципиально новых результатов при исследовании феномена жизненного пространства.
    Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной разработанности, определены объект и предмет настоящего исследования.
    Объект исследования - жизненное пространство человека. Сложность объекта формируется наличием сознательной целеполагающей деятельности человека и ее ценностно-смысловой составляющей.
    Предметом исследования в данной работе является понимание как особый духовный мир и мир действительных практик индивида по осмыслению социальной реальности и как способ социального конструирования жизненного пространства человека.
    Цель реферативного исследования - анализ понимания в исследовании жизненного пространства человека и жизненных сил.
      Личность и ее жизненное пространство

      1.1. Понятие жизненного пространства



    Категория «социальное пространство» существует в науке, в том числе в социальной философии уже не один век. Особенно популярным это понятие стало в последние десятилетия. И это неслучайно: экологический кризис, демографические взрывы, выход человека за пределы земной сферы, ускорение ритма жизни под влиянием бурных социально-политических и антропных процессов сделали проблему пространства, и прежде всего социального пространства, весьма насущной и актуальной.
    В методологической рефлексии современного знания по проблемам социального пространства функционируют, дополняя друг друга, по меньшей мере, два различных образа социального знания, идейно-теоретические предпосылки которого восходят к исторически различным стилям философского мышления.

    Взаимодействие жизненного пространства и жизненного мира происходит через определенные социальные институты, процессы, отношения,
    в которые вовлекается человек, благодаря которым он действует в социуме. Жизненное пространство определяется способностью индивида освоить содержание компонентов и связей, наличествующих в жизненном мире. Находясь в жизненном мире, человек характеризует его для себя как мир возможного. Его жизненное пространство - это присутствующая здесь и сейчас актуальность. Переход возможного в действительное осуществляется благодаря специфически человеческому «миру понимания».
    Понимание выступает как такое субъектное начало, которое обеспечивает единство индивидуальных сменяющихся проявлений личности и ее деятельности. Любое образование «мира понимания» есть некий сплав социального мира и понимающей активности субъекта. «Мир понимания» - это социальная действительность, освоенная человеком, социальная действительность, как она понята личностью, какое значение и смысл она имеет для наличного бытия в качестве совокупности его жизненного пространства и «горизонта» (социального и личного опыта индивида) понимания.
    самопонимания является конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком. Через собственное изменение индивид оказывается способным повлиять на свое отношение с другими людьми. Данная социальная связь есть выход не только на понимание собственного жизненного пространства, но и возможность проникнуть в жизненный мир другого человека в современном обществе.

    Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

    Идеалы и нормы того образа представления о социальном пространстве, который принято называть классическим, восходят к идеям Просвещения со свойственными ему «универсализациями разума и прогресса в качестве средств легитимации любых форм социального познания и действия». Принцип классического фундаментализма осуществляет обособление и фундаментализацию тех социальных отношений, которые считаются онтологически первичными в социальном пространстве. Примерами фундаментализации самых различных сторон и характеристик социального пространства, а также различных типов социальных отношений выступают общественный договор географическое положение и климат, материальные производственные отношения и т. д.

    Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.
    К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.
    Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.
    К.Левин считал, что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.
    Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.
    Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов.
    Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.
    Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.
    В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

    2. Характеристики жизненного пространства личности

    К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.
    Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

    А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:
    а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;
    б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;
    в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.
    В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.
    Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.
    Их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:
    1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее – справа;
    2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

    Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

    Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.
    1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.
    2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.
    3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.
    4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.
    5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.
    6. Степень реалистичности – ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.
    7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности.
    8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.
    9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал, что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

      3.Жизненные силы человека
    Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному К.Л. Тимирязевым, вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам. В научной литературе категория "жизненные силы человека" коррелируют с понятием "жизненные стратегии личности", категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях. Такими категориями являются "события жизни", "жизненное ориентирование личности", "жизненное благополучие", "жизненный спех", "жизненная самореализация", "жизнеобеспечение", "жизненная среда", "жизнетворчество", "жизненные траектории", "жизненные ценности", "жизненные перспективы", "жизненный потенциал", "жизненная активность" и др.
    3.1.Концепция жизненных сил человека
    Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства. Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка "оживить" человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства.
    Несомненно, важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления. Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства, имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов.
    Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как "образ", "действие", "мотивация", "индивид", "личность", "индивидуальность", "психологическое время личности".
    3.2. Категория образа
    Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является одним из оснований формирования и становления индивидуальных и социально-групповых картин мира. Образ включен в систему жизненных отношений между человеком и миром. Объект восприятия и образ связаны между собой опосредованно, через длинную цепочку событий, происходящих во внешнем и внутреннем мире. Но отношениях образа и реального мира проявляются не только в ощущениях, восприятии, представлениях, но и виде сложных когнитивных структур, где образ – координатор и регулятор жизнедеятельности человека. Образ определяет целеполагание (модели построения будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устойчивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой конкретных психологических теорий и моделей.
    Научные данные свидетельствуют о том, что в возникновении образов значительная роль принадлежит особенностям информационной системы человека (ведущая репрезентативная система) и механизм переработки информации – ограничениям.
    Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств – "пяти каналов связи". Обычно у индивида имеется доминирование, преимущество одного из них, что приводит к формированию ведущей репрезентативной системы восприятия. Для тех людей, у которых развита визуальная репрезентативная система, окружающий мир представлен преимущественно зрительными образами. Преобладание слухового канала связи приводит к более легкому возникновению аудиальных образов; сенсорной чувствительности – кинестетической репрезентации. Таким образом, уже в процессе восприятия закладываются, дифференцируются индивидуальные картины мира, опосредующие различия жизненных сил отдельных субъектов. Преимущественная выраженность одной из репрезентативных систем у разных людей приводит и к неодинаковым моделям мира, которые они выстраивают, и к неоднозначным реакциям на одни и те же действия.
    Психологические ограничения при формировании образа
    Еще большая дифференциация жизненных сил человека связана со множеством ограничений в процессе формирования перцептивного образа. В этой связи стоит указать на следующие психологические ограничения:
    * физические – недоступные человеческим органам чувств, т.к. сознание воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений;
    * опыт человеческой социальности, выраженный в языковых значениях;
    * индивидуальные – налагаемые личным опытом, личной ограниченной моделью мира, что является причиной неверного выбора и связано с ограниченными возможностями индивида.
    Ограничения восприятия определяются механизмами
    * генерализации,
    * опущения,
    * искажения.
    Влияние особенностей знания индивида о себе
    Усиление индивидуальных различий связано и со спецификой самого психологического знания индивида о себе, других людях, окружающем мире.
    Одной из таких особенностей является многомерность и опосредованность психологического знания. Различают следующие его уровни:
    * конкретный житейский психологический опыт (знания, проверенные на достоверность личными переживаниями) и основанная на нем активность индивида;
    * обобщенный психологический опыт, полученный в определенных социальных группах (семье, школе, работе и др.), который входит в систему ценностей как регулятор межличностных отношений. Этот опыт представлен в различного рода социальных и личностных стереотипах. Частично он отражен в пословицах, поговорках, обрядах, традициях, ритуалах. Это обыденный уровень знаний, формирующий обыденную психологию, позволяющую прогнозировать результаты деятельности (своей и членов группы) в аналогичных (замкнутых в социальной группе) условиях. * научное знание о людях (обобщенное, закономерное, достоверное, сформированное в научных парадигмах и категориях).
    Резюмируя, можно сказать, что сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть непрерывного спектра физических явлений. Нервная система постоянно искажает или опускает необозримые области действительного мира.
    Социальное действие
    Структура человеческой активности в обществе хорошо описывается категорией "социальное действие" как совокупной составляющей социологии и психологии. Категория действия позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющих, их взаимозависимости и взаимопереходы, осмыслить целесообразность человеческого действия как основы организации поведения. Действие является основной единицей деятельности, которая имеет свою структуру, тактику, стиль.
    Действие социальное – простейшая единица в структуре социальной деятельности. В социологию это понятие ввел М. Вебер. Он использовал его для обозначения простейшей активности индивида, ориентированного на ответное поведение людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов М. Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия. Простейшей компонентой действия являются ожидания определенных реакций друг от друга всех взаимодействующих людей. Действие с отсутствием такого ожидания является чисто психологическим. М. Вебер пытался разграничить осознаваемые и неосознаваемые ожидания ориентаций индивидов. Однако вынужден был признать, что это можно сделать только теоретически, учитывая меру и степень рациональности. Он выделил следующие действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Своеобразие понимания действия М. Вебером состоит в акцентировании ведущей роли сознания.
    Основные идеи М. Вебера получили свое развитие в работах Т. Парсонса, который практически не делал различия между понятиями "действие" и "поведение", относя их к составной части общей теории социального поведения. Т. Парсонс признавал зависимость сознательности действия от бессознательного, а ориентаций индивида на ответные реакции других людей – от "институализации" ценностей и "образцов культуры". Последние он рассматривал как принудительные нормы поведения и считал, что социальные, социокультурные, социально-психологические факторы обусловливают человеческое поведение. Т. Парсонс создал "общую систему человеческого действия", включив в нее "социальную систему", "систему личности" и "систему культуры". Для Т. Парсонса характерно системное (структурно-функциональное) понимание действия. Концепция действия получила свое дальнейшее развитие в конце 70-х – начале 80-х годов в исследованиях И. Хабермаса. Наиболее известной является его работа "Теория коммуникативного действия". В ней он проследил теоретическую эволюцию теории социального действия и сформулировал концепцию, основанную на принятой им идее разрыва труда и "интеракции", неотчужденного "жизненного мира" и отчуждающей "системы" постиндустриального общества. По мнению Хабермаса, современное капиталистическое общество тормозит ("колонизирует") жизненную основу интерчеловеческих коммуникаций, в основе которых должен лежать принцип "технической рациональности".
    Категория "действий" является основной структурной единицей социальной и психической деятельности как совокупности внешней и внутренней активности индивида, направленной на достижение сознательно поставленной цели. В этой связи она позволяет описать структуру человеческой активности, ее составляющие компоненты, их взаимозависимость и взаимопереходы, осмыслить целесообразность и мотивы поступков, действий как основы организации целостного поведения. В отечественной психологии психическая деятельность проанализирована в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др.
    Индивид как объект и субъект социального действия
    Рассматривая социальную практику с позиций жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и применяя категорию "действия", следует отметить, что индивид является и объектом и субъектом социального действия в зависимости от роли, которую он в нем играет, занимаемой позиции, способов проявления индивидуальности и т.д. Как объект социального действия индивид испытывает влияние окружающего, занимая чаще всего пассивную позицию. Это проявляется в более жесткой внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность), склонности к стереотипным реакциям, ограниченности в социальном выборе; неумении найти разные пути существования, даже зная пути решения личных проблем; делать адекватный выбор и др.
    Нестабильность социальных процессов в обществе с большой вероятностью приводит к возникновению опасности закрепления людей в статусе объекта социального действия, так как они не могут изменить общество, или место своего жительства, или свой статус. Следствием этого является рост социально-психической напряженности, приводящей к стойкой дезадаптации как отдельных людей, так и целых социальных групп. Личность в обществе, социальной группе часто является объектом социальных действий, так как не в силах изменить тяжесть социальной ситуации. Социальная и психическая дезадаптация, напряженность возникают тогда, когда человек продолжает быть объектом действия помимо своего желания.
    Выступая как субъект социального действия, личность занимает активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъектности, опираясь на совокупные возможности жизненных сил и интенциональность.
    Категория мотивации
    Категория мотивация описывает совокупность различных побуждений к действию, ее психодинамические и психоэнергетические данные. В работах А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В. Вилюнаса, П.В. Симонова, А.В. Петровского и др. показана сложность, порой противоречивость этой категории, включающей в себя эмоциональные, когнитивные образования и др.
    С помощью относительно устойчивых и относительно изменчивых параметров мотивации поддаются описанию цели, перспективы, иерархии ценностей, механизмы принятия решений, выбора поведения и другие существенные характеристики личности, группы.
    Категория "мотивация" является одной из важных в понимании источников активности, но ее описания, содержащиеся в литературе, чрезвычайно разнообразны, порой противоречивы.
    Несмотря на то, что теории мотивации, разработанные в психологических и социально- психологических системах координат, расходятся между собой и даже противоречат друг другу, они обладают общим пониманием человеческого поведения как, прежде всего, причинно-обусловленного. Причины же могут быть идентифицированы в качестве условий, создаваемых физиологическим состоянием человека и лежать внутри организма, либо брать начало вне его. Однако, как полагает И. Израэль, возможен и другой подход объяснения психического поведения – не каузальный. В таком случае более правильно, по мнению автора, вести речь о теории ограничения действия. Одно дело, утверждает он, поиск факторов мотивации и совсем иная стратегия – предполагать, что понятие мотивации составляет лишь особый словарь, и нужны исследования использования этого словаря в каком-то социальном контексте.
    В целом под мотивацией понимают совокупность всех мотивов, побуждающих к действию. Отмечается, что содержательное описание мотивации безгранично, т.к. требует упоминания бытия человека, задач и ролей, которые он выполняет, являясь субъектом или объектом отношений и др. Психологическая характеристика мотивации описывается и со стороны динамического аспекта – процессуальные и энергетические стороны регуляции деятельности. Наряду с содержательными, динамическими аспектами психической мотивации выделяются и реализующие функции. В. Вилюнас описал источники всеобщего обнаружения и разнообразия мотивационных отношений человека: механизмы инстинкта, акта эмоционального переключения, эмоциональной фиксации, эмоционального заражения, ведущего к эмоциональному подражанию и др.
    Таким образом, человек в каждый момент находится под влиянием множества актуализированных отношений и побуждений, составляющих мотивационное поле. Последнее определяет цели, и способы их достижения, связанные с субъективно переживаемым образом действительности.
    Мотивационные системы
    Внутри мотивационной сферы выделяются мотивационные системы, т.е. более простые "единицы", различающиеся мерой универсальности. Примером таких систем являются потребности. Мотивационные системы могут быть как природными, так и сформированными прижизненно. Часть таких систем, описанных с позиций когнитивной психологии, приводит Х. Хекхаузен. К ним он относит сложные психические образования, связанные с проявлением потребностей человека, например, в одобрении, общении, закрепляемые совокупностью оценок. В мотивации поведения это проявляется в формах когнитивного диссонанса и каузальной атрибуции.
    и т.д.................

    Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

    Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


    ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


    В пожилом возрасте происходит значительное

    сужение жизненного пространства и снижение

    психофизических возможностей.

    зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

    Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

    Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

    Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



    У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

    Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


    604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

    безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

    В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

    Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

    Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

    В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

    ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

    Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

    Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

    Факторы развития

    В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


    ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

    рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

    РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

    Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

    Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

    СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


    Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

    Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

    Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

    «Счвстливвя старость».


    606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

    ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

    Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

    РЕЗЮМЕ

    Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

    Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

    У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

    Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

    В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

    Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


    ГЛАВА 6

    СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

    1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

    Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

    Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

    Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
    ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
    тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
    следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
    ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
    объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
    воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
    стным параметром на отношение к ______________________________

    смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


    608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

    стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

    СТРАХ СМЕРТИ

    В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

    Предыстория

    Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.

    Ключевые документы

    Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.

    • Сразу после захвата власти Гитлер представил при встрече с генералами в доме генерала Гаммерштейна-Экворда 3 февраля свою программу жизненного пространства (из записки генерала Курта Либманна):
    Как мы должны использовать политическую власть? Ещё рано говорить. Может быть для получения новых возможностей для экспорта, а может быть - что ещё лучше - для завоевания нового жизненного пространства на Востоке и его бесцеремонной германизации.
    • В тайном посвящённом четырёхлетнему плану по вооружению тескте, в котором Гитлер требовал, чтобы германская армия и германская экономика через четыре года была готова к войне, им сказано:
    „Окончательное решение состоит в расширении жизненного пространства и продовольственно-сырьевой базы нашего народа. Задача политического руководства в том, чтобы скоро разрешить этот вопрос.
    • 5 ноября Гитлер произнёс речь перед главными представителями вермахта о том, что германский пространственный вопрос может быть решён только с помощью войны (меморандум Хоссбаха).
    • 23 мая Гитлер сказал перед главнокомандующими:
    Жизненное пространство, соответствующее величию государства, является основой любой державы. Какое-то время можно от этого воздерживаться, но рано или поздно решение проблем придёт само собой. Остаётся выбор между восходом или падением. Через 15 или 20 лет решение этого вопроса станет неизбежным. Дольше ни один немецкий политик не сможет его избегать.
    • 23 ноября 1939 Гитлер сказал перед главнокомандующими:
    „Растущее население требует большего жизненного пространства. Моя цель - создать разумное соотношение между численностью населения и народным пространством. Борьба должна вестись за это. Ни один народ не может избежать этой задачи, иначе он обречён на постепенную гибель.

    Близкие темы

    • Кровь и земля
    • Обер Ост
    • Рейхскомиссариат Московия , Рейхскомиссариат Остланд , Рейхскомиссариат Украина

    См. также

    Источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Жизненное дерево
    • Жизненное Древо

    Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях:

      ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь

      ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии

      жизненное пространство - сущ., кол во синонимов: 1 место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Жизненное пространство - минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Жизненное пространство - (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история

      жизненное пространство - — EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

      жизненное пространство - Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии

      ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии

      ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии

      жизненное пространство - (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха

    Книги

    • Жизненное пространство семьи. Объединение и разделение , С. К. Нартова-Бочавер , В книге обсуждаются остроактуальные вопросы организации жизненного пространства семьи: территории, временного режима, владения семейными и личными вещами. Аргументируется право каждого… Категория: Секс и семейная психология Серия: Расширение горизонтов Издатель:
     
  • Статьи по теме:
    Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
    «Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
    Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
    О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
    Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
    Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
    Шьем шапочку для красной шапочки
    В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в