Нарисуем сокола. Русские народные сказки в иллюстрациях и

Сокол гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото

Мастер класс по рисованию гуашью от 5 лет " Пейзаж с соколом"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок, рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа с соколом в технике гуашь.
Задачи:
-учить детей рисовать сокола в технике гуашь;
-совершенствовать навыки построения предварительного наброска, умение правильно располагать рисунок на формате листа;
-упражнять в работе кистью (всем ворсом, кончиком), умение использовать в работе мазки различной направленности и амплитуды;
-развивать глазомер, внимательность, интерес к работе с цветом;
-воспитывать интерес к традициям и обычаям родной Земли.

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Сегодня главным объектом нашего творчества является сокол. Эта птица всегда имела очень важное значение в жизни людей, в славном наследие наших предков сохранилось множество легенд, мифов и сказок о соколе.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
(автор В.Высоцкий)
Сокол необыкновенная и единственная в своём роде хищная птица, которая имеет мощный клюв и когти, который нападет на своего врага только напрямую, в лоб. Сокол никогда не "бьет лежачего", он всегда ждет, пока его противник будет способен продолжать сражаться.
Именно поэтому славяне чтили сокола, как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. А, лобовое столкновение на поле боя было излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.
И сейчас спустя годы и столетия, и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.


В богатом культурном наследие наших предков сокол разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу. В соколе люди всегда видели силу самого неба, а золотой сокол на знамёнах и щитах обозначал космическую гармонию
Сокол стал символом мужественности, воинственности и благородства, для которого честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство, он-за справедливость.
В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.


Славянская мифология знает двух чудесных соколов:
Первый из них Рарог-воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Семарглом.
Согласно старинным преданиям, Семаргл является старшим сыном Сварога, имя ему-Огонь Сварожич. В начале времен, когда Сварог ударил магическим молотом по бел-горюч камню Алатырю-разлетелись божественной искры, высеченные из камня, которые разгорелись, и из пламени родился Огненный Бог Семаргл. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, и словно Солнце, озарил всю Вселенную. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер-так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла.


В сказочных преданиях птица Рагог (огненный сокол победы) является воплощением Семаргла в земном мире, он выполняет роль первозданного огня, который питает жизнью весь мир. Он представляет собой огненный дух, который несет тепло и мощь, покровительствует ему сам бог Сварог. Рарог, кстати, был связующим звеном между Высшим миром (Правь) и земным (Явь). То есть он внимательно слушал наставления богов на небе, а потом прилетал к людям и рассказывал их. Считается, что эта птица приходит к своему владельцу со сверкающим оперением и приносит ему защиту от болезней, от врагов. Также огненный сокол ограждает дом от зла, дурного глаза, помогает обрести семейное счастье.


Также воплощением бога Семаргла был и Финист (пламенный сокол битвы).
Как персонаж русских сказок, Финист Ясный Сокол, является чудесным супругом в облике сокола, тайно посещавшим возлюбленную. По одной из легенд его возлюбленная-богиня Леля . Она и стала для него верной женой, той что способна дарить всю себя лишь одному, любимому человеку.
Волшебное перо птицы Финиста Ясна Сокола обладает чудесными свойствами: оно не только помогает юноше-Финисту оборачиваться в сокола, но и убирает на его пути все преграды. Будь то непроходимая чаща, глубокая пропасть или огромное вражеское войско.


Каждая сказка-это великое наследие наших предков, через которую они пытались передать своим потомкам знания, технологии и достижения древней цивилизации. Сказа о Ясном Соколе не исключение-главная героиня отправляется за Ясным Соколом в тринадесятый (три на десяти) Чертог. Тринадцатый Чертог (созвездие) на Сварожьем круге-это Чертог Финиста. То есть проделала путь в другую солнечную систему на семи космических кораблях, с семью пересадками, износив по дороге семь пар железных сапог (обувь с искусственной гравитацией, для перемещения в космическом корабле) и изглодав семь железных хлебов (образ пищи космонавтов, которая хранится в металлической упаковке).


В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в "Слове о полку Игореве". Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга, стоящий на страже границ Руси, мог оборачиваться соколом.
Ныне Финист Ясный Сокол является образом возрождения России, которая погружаясь в литературные корни верований своих предков пытается стать на ноги, обрести вновь духовную силу, творить благо дружбой, а не враждою. Светлая Россия, стремящаяся быть первой, живой, правящей во благо державой.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги формата А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-палитра

Ход мастер-класса:

Работу начнём с предварительного наброска простым карандашом. Находим середину листа и разделяем его на две части с помощью горизонтальной линии. Примерно по середине этой линии располагаем овал головы сокола.


Далее рисуем клюв и глаз птицы, и линии груди и спины сокола. Внешне предварительный рисунок нам напоминает предыдущею работу по рисованию кролика .


Затем работаем с цветом, нам понадобится розовый цвет. Его можно создать на палитре, всё зависит от имеющихся в наборе цветов, можно использовать и алый и рубиновый цвета-смешиваем с белым.
Розовым цветом используя мазки в горизонтальном направление покрываем практически всю поверхность работы, Неокрашенными оставляем-линию горизонта, облако (его силуэт рисуем сразу красками) и сокола, а так же самую нижнюю часть работы-там позже разместим линию земли с травами.


В самой верхней части рисунка с помощью синего цвета рисуем линию облаков.


Соединяем синий цвет с розовым фоном неба с помощью полусухой кисти, как бы растираем краску. Затем нижнее облако заполняем белым цветом, также мазки белого цвета добавляем и над самой линией горизонта, аккуратно соединяя их с розовым цветом. В облако вводим немного оттенков синего цвета, создавая тем самым голубые оттенки.


Теперь нам понадобится чистый алый или рубиновый цвет, который мы использовали для создания розового. Им мы нарисуем лес-он находится по ту сторону озера и отражается в нём.


В нижней части этим же цветом будем рисовать травы-используя приём "примакивания".


Травы рисуем из трёх ярусов-сначала красный, затем синий и чёрный цвет, нанося один слой цвета на другой.


Чёрным рисуем силуэты стволов деревьев.


Также чёрным рисуем веточки деревьев, и наносим красные тени на стволы. Далее используем в работе жёлтый цвет для клюва и глаза птицы, а белый для грудки сокола.


Снова работаем чёрным.


Ну и самая ответственная работа-это оперение птицы. Нам необходимо аккуратно соединить чёрный цвет с белым, работаем чистой кистью с водой (кисть моем часто) маленькими мазками-создаём различные оттенки серого цвета-имитируя пёрышки сокола. Клюв прорабатываем по такому же принципу, соединяем чёрный с жёлтым+немного мазочков белого цвета.

Жил-был старик, и было у него три дочери. Старшая и средняя - щеголихи, а младшая - скромница. Вот раз собрался отец на ярмарку и говорит: „Дочери мои хорошие, сказывайте, какие подарки вам привезти?"


Старшая просит: „Купи мне, батюшка, атласное платье". - Средняя просит: „Купи мне, батюшка, сафьяновые сапожки". - А меньшая говорит: „Ничего мне не надо, батюшка, только надо мне пёрышко Финиста - ясна сокола".


Приехал старик на ярмарку. Старшей дочери обнову купил и средней - купил, а пёрышка Финиста - ясна сокола - нигде нет. Опечалился старик. Да что поделаешь? Пришлось так возвращаться.


И вдруг попадается ему на дороге странник. Спрашивает его старик: „Не скажешь ли, добрый человек, где мне пёрышко Финиста - ясна сокола найти?“ - „А я тебе дам его", - говорит странник и подаёт старику коробочку.


Не знает старик, как и благодарить странника. Да пока слова искал, того как не бывало. Спрятал старик коробочку за пазуху и весело домой поехал. Лошадей настёгивает, с радости песни поёт.


Дома встречают его все три дочери. Старшие стали обновы примерять. А меньшая взяла коробочку, только открывать не открывает и, что в ней лежит, никому не показывает.


К ночи разошлись сёстры по своим светёлкам. Затворилась и меньшая в своей горенке. Открыла коробочку - а там лежит, всеми цветами переливается заветное пёрышко.


Погладила его девушка, приголубила и бросила об пол. И в тот же миг обернулось пёрышко прекрасным царевичем. Смотрят они друг на друга -не налюбуются. А разговор начали - наговориться не могут.



Тут царевич ударился об пол и опять обернулся пёрышком. Спрятала меньшая пёрышко в коробочку, а потом и впустила сестёр.


Сёстры и туда смотрят, и сюда заглядывают - никого нет. Так и ушли они ни с чем.


А меньшая открыла окошко, достала пёрышко и говорит: „Ты лети, моё пёрышко, во чисто поле! Полетай, моё пёрышко, на вольном просторе!"


И только сказала - обернулось пёрышко ясным соколом. Взвился сокол к поднебесью и улетел за высокие горы, за синее море. - „Завтра снова жди меня!" - на лету крикнул.


Подсмотрели сёстры, как вылетел сокол из окошка, и задумали злое дело. На другой день к вечеру опоили они сестру сонным зельем, а потом заперли изнутри её окошко, а снаружи утыкали окошко острыми ножами.


В полночь прилетел Финист - ясный сокол, бился в окошко, бился, весь в кровь искололся. - „Прощай, красна девица, - печально сказал он. - Если любишь, ищи меня теперь в тридевятом царстве, в тридесятом государстве".


Слышит его девица, а глаз разомкнуть - сил нет. Утром проснулась, смотрит - на окне ножи острые, что частокол, натыканы и алая кровь с них капает. Горько заплакала девица: „Это сестрицы сгубили друга моего милого!"


В тот же час побежала она в кузницу, приказала сковать себе башмаки железные, посох железный, просвиру железную и отправилась в путь-дорогу искать своего друга милого, Финиста - ясна сокола.


Долго шла она, на самый край света зашла. Вот уже башмаки железные истоптала, и посох железный изломала, и просвиру железную изглодала.


Вдруг видит: стоит в дремучем лесу избушка на курьих ножках. - „Избушка, избушка, - просит девица, - повернись к лесу задом, ко мне передом".


Избушка повернулась, девица и вошла. А в избе Баба-Яга - нос крючком, подбородок торчком, ушами пол заметает, зубами дрова в печь кидает. Поклонилась ей в пояс девица,


Замотала Баба-Яга головой и говорит: „Фу-фу-фу! Давно я русского духа не слыхала! Ты куда же, красна девица, путь держишь?"


Отвечает ей девушка: "Я, бабуся, друга своего милого ищу, Финиста - ясна сокола. Злые мои сёстры погубить его хотели, он и улетел".


Знаю, знаю, - говорит Баба-Яга. - Живёт твой сокол ясный в хрустальном дворце на берегу моря и уже к заморской царевне просватан. Да ты не горюй! Ложись-ка спать. Утро вечера мудренее!


Спасибо тебе, бабуся, на добром слове, - говорит девица. - Забралась на полати да и заснула.


Наутро, чуть забрезжил свет, разбудила её Баба-Яга. - „Ты, - говорит, - вчера меня уважила, в пояс мне поклонилась, за это и я тебя уважу. Вот возьми золотое веретёнце, оно тебе пригодится. Станешь кудель прясть, и потянется нитка, да не простая, а золотая".


Взяла девушка веретёнце, а Баба-Яга опять говорит: „За

то, что ты меня бабусей назвала, я тебя ещё награжу".

И подаёт ей серебряное блюдечко, золотое яблочко.


Катается яблочко по блюдечку, золотое по серебряному, а на блюдечке всё видать - и корабли на морях, и полки на полях, и гор высоту, и небес красоту.


Спрятала девушка это диво, а Баба-Яга опять говорит: „Ты мне вчера спасибо сказала, за это и я тебя отблагодарю. Вот возьми золотое пялечко с серебряной иголочкой, а иголочка не простая - сама шьёт - вышивает".


Припрятала девушка и эту диковину, поклонилась Бабе-Яге низёхонько и собралась в путь.


А Баба-Яга её наставляет: „Запомни мои слова - будет царевна у тебя твои диковины торговать, а ты не продавай, проси только, чтобы позволила на её жениха взглянуть. Ну, ступай, ступай!".



„Знать, это и есть Финиста - ясна сокола царство", - подумала девушка. Села она на бережку, вынула своё золотое веретёнце и стала прясть. Тут вышла из дворца царевна со своими няньками - служанками.


Увидела царевна чудесное веретёнце и ну просить: „Продай мне эту диковинку!" - „Продать не продам, а позволишь на жениха твоего поглядеть - так отдам", - отвечает девушка.


- „Что ж, гляди", -говорит царевна. Взяла она веретёнце и поскорее во дворец пошла. Опоила она Финиста - ясна сокола сонным зельем, а когда заснул он, позвала девушку.


Увидела красна девица своего милого друга, склонилась над ним, зовёт его, ласковые слова ему говорит. А он не слышит - крепко спит. Заплакала девушка и пошла из дворца.


На другой день тем же манером выманила царевна серебряное блюдечко - золотое яблочко, а потом пустила девушку на своего жениха поглядеть. А он опять спит - не просыпается, на её речи не отзывается.


На третий день опять уселась девушка на бережку. Печальная сидит, в рунах у неё золотое пялечко, серебряная иголочка сама шьёт - вышивает. Да такие узоры чудные!


Царевна, как увидела, опять просит: „Продай да продай! Что хочешь проси! Ничего не пожалею!"


А девушка опять говорит: „Дозволь ещё раз на твоего жениха взглянуть". - „Гляди, мне не жалко", - отвечает царевна. Девушка во дворец заспешила.


А Финист - ясный сокол всё утро по поднебесью летал, только-только домой вернулся.


Накормила его царевна, напоила и в питьё сонного зелья подсыпала.


Выпил его Финист - ясный сокол и заснул крепким сном. Пришла девушка, зовёт друга сердечного. Только не просыпается он, крепко спит. Склонилась девушка над ним в последний раз, и упала её горячая слеза ему на щёку.


В тот же миг проснулся Финист - ясный сокол. - Ах, - говорит, - что это меня обожгло?" - „Это слеза моя тебя обожгла", - говорит девушка. Тут узнал её Финист - ясный сокол и так обрадовался, что и сказать нельзя.


Поведала ему красна девица, как искала его по свету, и ещё больше прежнего полюбил её Финист - ясный сокол, ещё милее стала она его сердцу.


В тот же час прогнал он жадную царевну со всеми её няньками - служанками, а потом свадьбу сыграл. И стали молодые жить - поживать, добра наживать.


Был-жил старик со старухою. У них было три дочери; меньшая была такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Раз собрался старик в город на ярмарку и говорит: «Дочери мои любезные! Что вам надобно, приказывайте, - все искуплю на ярмарке». Старшая просит: «Купи мне, батюшка, новое платье». Середняя: «Купи мне, батюшка, шалевой платочек». А меньшая говорит: «Купи мне аленький цветочек». Засмеялся старик над меньшою дочкою: «Ну что тебе, глупенькая, в аленьком цветочке? Много ли в нем корысти! Я тебе лучше нарядов накуплю». Только что ни говорил, никак не мог уговорить ее: купи аленький цветочек - да и только.


Поехал старик на ярмарку, купил старшей дочери платье, середней - шалевой платок, а цветочка аленького во всем городе не нашел. Уж на самом выезде попадается ему незнакомый старичок - несет в руках аленький цветочек. «Продай мне, старинушка, твой цветок!» - «Он у меня не продажный, а заветный; буде младшая дочь твоя пойдет за моего сына - Финиста ясна сокола, так отдам тебе цветок даром». Призадумался отец: не взять цветочка - дочку огорчить, а взять - надо будет замуж ее выдать, и бог знает за кого. Подумал-подумал, да таки взял аленький цветочек. «Что за беда! - думает. - После присватается, да коли нехорош, так и отказать можно!»

Приехал домой, отдал старшей дочери платье, середней шаль, а меньшухе отдает цветочек и говорит: «Не люб мне твой цветочек, дочь моя любезная, больно не люб!» А сам шепчет ей потихоньку на ухо: «Ведь цветочек-то заветный был, а не продажный; взял я его у незнакомого старика с условием отдать тебя замуж за его сына Финиста ясна сокола». - «Не печалься, батюшка, - отвечает дочка, - ведь он такой добрый да ласковый; ясным соколом летает по поднебесью, а как ударится о сырую землю - так и станет молодец молодцом!» - «Да ты разве его знаешь?» - «Знаю, знаю, батюшка! В прошлое воскресенье он у обедни был, все на меня смотрел; я и говорила с ним... ведь он любит меня, батюшка!» Старик покачал головой, посмотрел на дочь таково пристально, перекрестил ее и говорит: «Поди в светелку, дочка моя милая! Уж спать пора; утро вечера мудренее - после рассудим!» А дочка заперлась в светелке, опустила аленький цветочек в воду, отворила окошко, да и смотрит в синюю даль.

Откуда ни возьмись - взвился перед ней Финист ясен сокол, цветные перышки, впорхнул в окошечко, ударился об пол и стал молодцем. Девушка было испугалась; а потом, как заговорил он с нею, и невесть как стало весело и хорошо на сердце. До зари они разговаривали - уж не ведаю о чем; знаю только, что, как начало светать, Финист ясен сокол, цветные перышки, поцеловал ее, да и говорит: «Каждую ночь, как только поставишь ты аленький цветочек на окно, стану прилетать к тебе, моя милая! Да вот тебе перышко из моего крыла; если понадобятся тебе какие наряды, выйди на крылечко да только махни им в правую сторону - и вмиг перед тобой явится все, что душе угодно!» Поцеловал ее еще раз, обернулся ясным соколом и улетел за темный лес. Девушка посмотрела вслед своему суженому, затворила окно и легла почивать. С той поры каждую ночь, лишь поставит она аленький цветочек на растворенное окошечко, прилетает к ней добрый молодец Финист ясен сокол.

Вот наступило воскресенье. Старшие сестры стали к обедне наряжаться. «А ты что наденешь? У тебя и обновок-то нету!» - говорят младшей. Она отвечает: «Ничего, я и дома помолюсь!» Старшие сестры ушли к обедне, а меньшуха сидит у окна вся запачканная да смотрит на православный народ, что идет к церкви божией. Выждала время, вышла на крылечко, махнула цветным перышком в правую сторону, и откуда ни возьмись - явились перед ней и карета хрустальная, и кони заводские, и прислуга в золоте, и платья, и всякие уборы из дорогих самоцветных каменьев.

В минуту оделась красная девица, села в карету и понеслась в церковь. Народ смотрит да красоте ее дивуется. «Видно, какая-нибудь царевна приехала!» - говорят промеж себя люди.


Как запели «Достойно», она тотчас вышла из церкви, села в карету и укатила назад. Люд православный вышел было поглазеть, куда она поедет; да не тут-то было! Давно и след простыл. А наша красавица лишь подъехала к своему крылечку, тотчас махнула цветным перышком в левую сторону: вмиг прислуга ее раздела, и карета из глаз пропала. Сидит она по-прежнему как ни в чем не бывало да смотрит в окошечко, как православные из церкви по домам расходятся. Пришли и сестры домой. «Ну, сестрица, - говорят, - какая красавица была нонче у обедни! Просто загляденье, ни в сказке сказать, ни пером написать! Должно быть, царевна из иных земель приезжала - такая пышная, разодетая!»

Наступает другое и третье воскресенье; красная девица знай морочит народ православный, и сестер своих, и отца с матерью. Да в последний раз стала раздеваться и позабыла вынуть из косы бриллиантовую булавку. Приходят из церкви старшие сестры, рассказывают ей про царевну-красавицу да как взглянут на сестру-меньшуху, а бриллиант так и горит у нее в косе. «Ах, сестрица! Что это у тебя? - закричали девушки. - Ведь точь-в-точь этакая булавка была сегодня на голове у царевны. Откуда ты достала ее?» Красная девица ахнула и убежала в свою светелку. Расспросам, догадкам, перешептываньям конца не было; а меньшая сестра молчит себе да потихоньку смеется.

Вот большие сестры стали замечать за нею, стали по ночам у светелки подслушивать, и подслушали один раз разговор ее с Финистом ясным соколом, а на заре своими глазами увидели, как выпорхнул он из окна и полетел за темный лес. Злые, видно, были девушки - большие сестрицы: уговорились они поставить на вечер потаенные ножи на окне сестриной светелки, чтобы Финист ясен сокол подрезал свои цветные крылышки. Вздумали - сделали, а меньшая сестра и не догадалась, поставила свой аленький цветочек на окно, прилегла на постель и крепко заснула. Прилетел Финист ясен сокол да как порхнет в окошко и обрезал свою левую ножку, а красная девица ничего не ведает, спит себе так сладко, так спокойно. Сердито взвился ясен сокол в поднебесье и улетел за темный лес.

Поутру проснулась красавица, глядит во все стороны - уж светло, а добра молодца нет как нет! Как взглянет на окно, а на окне крест-накрест торчат ножи острые, и каплет с них алая кровь на цветок. Долго девица заливалась горькими слезами, много бессонных ночей провела у окна своей светелки, пробовала махать цветным перышком - все напрасно! Не летит ни Финист ясен сокол, ни слуг не шлет! Наконец со слезами на глазах пошла она к отцу, выпросила благословение. «Пойду, - говорит, - куда глаза глядят!» Приказала себе сковать три пары железных башмаков, три костыля железные, три колпака железные и три просвиры железные: пару башмаков на ноги, колпак на голову, костыль в руки, и пошла в ту сторону, откуда прилетал к ней Финист ясен сокол.


Идет лесом дремучим, идет через пни-колоды, уж железные башмаки истаптываются, железный колпак изнашивается, костыль ломается, просвира изглодана, а красная девица все идет да идет, а лес все чернее, все чаще. Вдруг видит: стоит перед ней чугунная избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается. Девица говорит: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом». Избушка повернулась к ней передом. Вошла в избушку, а в ней лежит баба-яга - из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету ходит, воочью является, в нос бросается! Куда путь, красная девица, держишь? От дела лытаешь али дела пытаешь?» - «Был у меня, бабуся, Финист ясен сокол, цветные перышки; сестры мои ему зло сделали. Ищу теперь Финиста ясна сокола». - «Далеко ж тебе идти, малютка! Надо пройти еще тридевять земель. Финист ясен сокол, цветные перышки, живет в пятидесятом царстве, в осьмидесятом государстве и уж сосватался на царевне».

Баба-яга накормила-напоила девицу чем бог послал и спать уложила, а наутро, только свет начал брезжиться, разбудила ее, дала дорогой подарок - золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков - и наказывает: «Как придешь к синему морю, невеста Финиста ясна сокола выйдет на берег погулять, а ты возьми золотой молоточек в ручки и поколачивай бриллиантовые гвоздики; станет она их покупать у тебя, ты, красная девица, ничего не бери, только проси посмотреть Финиста ясна сокола. Ну, теперь ступай с богом к моей середней сестре!»

Опять идет красная девица темным лесом - все дальше и дальше, а лес все чернее и гуще, верхушками в небо вьется. Уж другие башмаки истаптываются, другой колпак изнашивается, железный костыль ломается и железная просвира изгрызена - и вот стоит перед девицей чугунная избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается. «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом; мне в тебя лезти - хлеба ести». Избушка повернулась к лесу задом, к девице передом. Входит туда, а в избушке лежит баба-яга - из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету стал ходить! Куда, красная девица, путь держишь?» - «Ищу, бабуся, Финиста ясна сокола». - «Уж он жениться хочет. Нонче у них девишник», - сказала баба-яга, накормила-напоила и спать уложила девицу, а наутро чуть свет будит ее, дает золотое блюдечко с бриллиантовым шариком и крепко-накрепко наказывает: «Как придешь на берег синя моря да станешь катать бриллиантовый шарик по золотому блюдечку, выйдет к тебе невеста Финиста ясна сокола, станет покупать блюдечко с шариком; а ты ничего не бери, только проси посмотреть Финиста ясна сокола, цветные перышки. Теперь ступай с богом к моей старшей сестре

Опять идет красна девица темным лесом - все дальше и дальше, а лес все чернее и гуще. Уж третьи башмаки истаптываются, третий колпак изнашивается, последний костыль ломается, и последняя просвира изглодана. Стоит чугунная избушка на курьих ножках - то и дело поворачивается. «Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом; мне в тебя лезти - хлеба ести». Избушка повернулась. В избушке опять баба-яга, лежит из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок. «Фу-фу-фу! Прежде русского духу видом было не видать, слыхом было не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету ходит! Куда, красная девица, путь держишь?» - «Ищу, бабуся, Финиста ясна сокола». - «Ах, красная девица, уж он на царевне женился! Вот тебе мой быстрый конь, садись и поезжай с богом!» Девица села на коня и помчалась дальше, а лес все реже да реже.


Вот и сине море - широкое и раздольное - разлилось перед нею, а там вдали как жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных. «Знать, это царство Финиста ясна сокола!» - подумала девица, села на сыпучий песок и поколачивает золотым молоточком бриллиантовые гвоздики. Вдруг идет по берегу царевна с мамками, с няньками, с верными служанками, остановилась и ну торговать бриллиантовые гвоздики с золотым молоточком. «Дай мне, царевна, только посмотреть на Финиста ясна сокола, я тебе их даром уступлю», - отвечает девушка. «Да Финист ясен сокол теперь спит, никого не велел пускать к себе; ну, да отдай мне свои прекрасные гвоздики с молоточком - уж я, так и быть, покажу его тебе».

Взяла молоточек и гвоздики, побежала во дворец, воткнула в платье Финиста ясна сокола волшебную булавку, чтобы он покрепче спал да побольше от сна не вставал; после приказала мамкам проводить красну девицу во дворец к своему мужу, ясну соколу, а сама гулять пошла. Долго девица убивалась, долго плакала над милым; никак не могла разбудить его... Нагулявшись вдоволь, царевна воротилась домой, прогнала ее и вынула булавку. Финист ясен сокол проснулся. «Ух, как я долго спал! Здесь, - говорит, - кто-то был, все надо мной плакал да причитывал; только я никак не мог глаз открыть - так тяжело мне было!» - «Это тебе во сне привиделось, - отвечает царевна, - здесь никто не бывал».

Русская народная сказка "Финист - ясный сокол" в обработке А. Платонова

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки "Финист - ясный сокол" и их характеристика

  1. Марьюшка, девушка красавица, младшая дочь крестьянина. Бесстрашная, верная, любящая. Добрая и работящая.
  2. Финист - ясный сокол. Превращался в доброго молодца. Большую часть сказки спал одурманенный царицей.
  3. Царица - злая и коварная, хотела силой удержать Финиста, но продавала его Марьюшке за золотые и серебряные вещи.
  4. Крестьянин, отец Марьюшки
  5. Старшие дочери, завистливые и некрасивые
  6. Баба Яга - три сестры, добрые, но очень страшные
План пересказа сказки "Финист - ясный сокол"
  1. Марьюшка ведет хозяйство
  2. Подарки дочерям
  3. Перо Финиста - ясного сокола
  4. Зависть сестер
  5. Марьюшка идет на поиски
  6. Баба-яга, блюдце и яичко
  7. Баба-яга, пальцы и иголка
  8. Баба-яга, веретено и донце
  9. Помощь серого волка
  10. Первая ночь с Финистом
  11. Вторая ночь с Финистом
  12. Пробуждение Финиста
  13. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Финист - ясный сокол" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Было у крестьянина три дочери, старшие жадные и завистливые, младшая, Марьюшка - добрая и работящая
  2. Подарил крестьянин Марьюшке перо Финиста, а сестры ножи в окно воткнули и улетел Финист в дальние края.
  3. Пошла Марьюшка Финиста искать, три пары сапог железных сносила, у трех баб-яг была, три подарка получила.
  4. Нанялась Марьюшка к царице работать, а та подарки волшебные продать просит.
  5. Отдавала Марьюшка подарки за право взглянуть на Финиста, но тот спал и не просыпался, пока не заплакала Марьюшка.
  6. Не хотела царица Финиста отпускать, но князья и купцы решили, что жена Финиста Марьюшка.

Главная мысль сказки "Финист - ясный сокол"
Любовь не купишь и не продашь.

Чему учит сказка "Финист - ясный сокол"
Эта сказка учит нас быть добрыми, трудолюбивыми, настойчивыми. Учит хранить верность в любви и не останавливаться перед преградами на пути к своей цели. Учит тому, что нельзя торговать любимым человеком, учит тому, что добро и любовь всегда будут вознаграждены по заслугам.

Отзыв на сказку "Финист - ясный сокол"
Очень красивая и интересная история о любви, полная волшебства. Мне очень нравится главная героиня этой сказки - Марьюшка. Веселая и добрая девушка, она полюбила доброго молодца Финиста и смогла пройти очень сложный путь, но вернуть себе Финиста. В сказке много волшебных превращений, в ней действуют добрые и злые герои, но заканчивается она очень хорошо. И именно поэтому мне так нравится эта сказка.

Пословицы к сказке "Финист - ясный сокол"
Дорогу осилит идущий.
Любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
В лихости и в зависти нет ни прока, ни радости.

Краткое содержание, пересказ сказки "Финист - ясный сокол"
Умерла у крестьянина жена и остался он один с тремя дочерьми. Хотел работницу нанять, но младшая дочь Марьюшка сказала, что и сама с хозяйством справится.
Была Марьюшка добрая и работящая, настоящая красавица, а сестры были злые и завистливые.
Вот поехал крестьянин в город, сестры полушалок просят, Марьюшка - перо Финиста. Привез отце подарки старшим дочерям, младшей перышко не достал.
Во второй раз в город поехал. Старшие сапожки просят, младшая снова перо Финиста. И снова не смог найти отец подарка.
В третий раз едет, встречает старика, а тот и отдает ему перо Финиста - ясного сокола.
Сестры на Марьюшкой смеялись, а она ночью взяла перо, да приказала явится перед ней Финисту -ясному соколу. И тут же Финист явился и добрым молодцом стал. Три ночи так Марьюшка к себе Финиста зазывала. А потом сестры заподозрили неладное, на окно ножей острых воткнули.
Бился о ножи Финист, всю грудь изранил. Улетел, но сказал, что найти его будет трудно.
Проснулась Марьюшка, услышала те слова, заплакала, и к отцу пошла. Сказала, что уходит, заказала три пары башмаков железных, три колпака и три посоха и пошла в дальний путь.
Долго ли шла, коротко ли, износила одни башмаки, стерла посох. Видит избушка на курьих ножках. Зашла в нее Марьюшка, а там баба-яга сидит, на русский дух жалуется.
Сказала двушка, что Финиста - ясного сокола ищет.
Баба-яга сказала, что опоила Финиста царица, женихом сделала. Дала Марьюшке серебряное блюдце и золотое яичко и отправила в тридевятое царство.
Идет Марьюшка через лес, а тут кот выскакивает, предупреждает, что дальше еще страшнее будет.
Пришла Марьюшка к еще одной избушке на курьих ножках, с черепами на тыне. А там другая баба-яга, сестра прежней. Дала она Марьюшке серебряные пяльцы и золотую иголку и тоже не продавать их наказывала.
Пошла Марбьюшка дальше. Собака бежит, предупреждает, что страшно будет. Сносила Марьюшка уже третьи башмаки, до третьей избушки дошла. А там еще более старая и страшная баба. Дала она Марьюшке серебряное донце и золотое веретенце и опять не продавать наказала.
Теперь уже волк навстречу. Посадил Марьюшку, до царства нужного довез.
Нанялась Марьюшка к царице в работницы. Днем работает, ночью ей блюдце и яичко Финиста показывают. Узнала про то царица, продать просит блюдце с яичком. А Марьюшка просит Финиста показать. Согласилась царица, привела Марьюшку к Финисту.
Спит Финист -ясный сокол непробудным сном, не дозвалась его Марьюшка.
Опять работает Марьюшка, а серебряные пяльцы и золотая иголочка вышивают.
Снова просит царица продать пяльцы и иголочку, а Марьюшка Финиста показать требует.
Опять привела царица Марьюшку к Финисту. Но спит Финист, не просыпается.
Достала Марьюшка серебряное донце и золотое веретенце и снова история повторяется. Только на этот раз заплакала Марьюшка, упала ее слеза на плечо Финиста и проснулся тот.
Увидел Марьющшку, обрадовался, хотел домой ехать. А царица подговорила князей и купцов схватить Финиста и казнить. Да только Финист их спрашивает, кто человеку жена настоящая, та которая обманывает, или та, которая крепко любит.
Согласились все, что Марьюшка настоящая жена Финиста и уехали они с Финистом и стали жить, да добро наживать.

Признаки волшебной сказки

  1. Троекратные повторы: три раза ездил крестьянин в город, три бабы-яги встретила Марьюшка, три подарка получила, три ночи будила Финиста.
  2. Волшебные превращение - Финист превращался в птицу и в человека
  3. Волшебные существа - баба-яга, серый волк
  4. Волшебные предметы - пяльцы, иголка, веретено, яичко, донце
Рисунки и иллюстрации к сказке "Финист - ясный сокол"

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 32,5х25,5 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, - ее управляющий - князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862-1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835-1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам - «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937). «Не так давно, в 1898 году, - писал Стасов, - Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”... На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина - 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике - альграфии - плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.



Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

 
Статьи по теме:
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в
Чем вызваны изменения пупка при беременности и опасны ли они?
Беременность сильно меняет женщину. Уже с первых недель гестации ее тело становится другим. Изменения происходят с будущей мамой на протяжении всей беременности, вплоть до родов. Эти изменения многих женщин в положении больше пугают, чем радуют. Особенно
Как оценить состояние зрения у младенца?
Елена с сыном | Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти