Мусульманское воспитание. Мусульманская семья в современном мире: Воспитание детей

Страница 2 из 3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является методологической основой реализации в общеобразовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта. В ней прописаны характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, система базовых национальных ценностей. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Усвоение и принятие детьми базовых национальных ценностей мы рассматриваем в рамках модуля «Основы исламской культуры».

Главной ценностью для мусульманина является его семья, так как ислам – это не просто вероисповедание, а образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Исламские традиции воспитания основаны на любви, постепенном усилении самодисциплины и ответственности, родительском руководстве, которые учитывают интересы ребенка, уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи, разумные рамки поведения и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний в воспитательных целях .

Эта система существует более девяти веков, и определяет особенности воспитания. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

  1. 1. «Отношение родителей к детям». Дети для мусульман чрезвычайно желанны и любимы, они считаются драгоценным даром и доверием бога. Рождение детей считается желательным и поощряемым, является результатом универсального человеческого стремления, берущего начало в инстинктивной любви маленького ребенка к младенцам и куклам. Для мусульманина или мусульманки их ребенок - это бесценное сокровище, божий дар. Материнская роль мусульманской женщины признается самой важной и ответственной ее обязанностью. Материнство обеспечивает ей высокий статус и положение в обществе .
  2. 2. «Отношение детей к родителям». Воспитание любви и уважения к родителям, как главное и важнейшее человеческое качество - формируется с первых дней жизни ребенка. Важно осознать, как понимается любовь в исламской семье.
  3. 3. «Отношение детей к родственникам». Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, он точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. В Коране проявления доброты, уважения к родственникам на шкале семейных отношений ставятся на второе место после родителей. Это соответствует природе человека, который склонен проявлять доброту, заботу, уважение по отношению к близким. Основа социальной солидарности закладывается в семье, а потом уже распространяется на все общество. Разрыв связей с родственниками является большим грехом. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, которая порождается завистью, высокомерием, элементарным невежеством. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: «Я сотворил родственные связи, и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю». Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными. Хадис: «Не отдаляйтесь друг от друга, ибо отбившуюся от стада овцу уносит волк».
  4. 4. «Отношение к старшим». Разговаривая со старшими, никогда нельзя повышать голоса. Не начинают говорить первыми в их присутствии, не спорят с ними, никогда не отказываются выполнить какую-либо просьбу. Не принято сидеть, если взрослые стоят. Хадис: «Пока человек помогает своему ближнему, Аллах помогает ему». Основная тема всех религий – дети, воспитание. Воспитательный потенциал ислама огромен. Священный Коран – это настольная книга воспитания, хадисы - это изречения пророка Мухаммада. Нравственный долг мусульман исполнять заповеди милосердия, законы справедливости, прописанные Кораном. Мухаммад проповедовал честность и искренность в поступках. Об этом говорят следующие хадисы: «О, купцы! – ложь и обман сродни торговле. Очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дело милосердия, не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок. Лучше избавить его от нищеты» . «Сильный человек не тот, кто победил соперника, а тот, кто, разгневавшись, смог обуздать свой гнев».

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Иногда в переполненном автобусе (трамвае, троллейбусе) приходится наблюдать такую сцену - молодой человек скажем так, нерусской наружности, уступает место старшим. Да, действительно, отличительной чертой мусульманского воспитания является проявление уважения к старшему поколению. Но это лишь один из немногих постулатов мусульманского воспитания, которые находят свое применение в жизни. Что же такое исламское воспитание и как воспитать мусульманина в России?

Откровение Всевышнего Аллаха устанавливает основные правила социального поведения мусульман, предписывающие, в том числе и почитание своих родителей, уважение к учителям, воспитателям и просто к людям старшего возраста. Особенность ислама заключается еще и в том, что он не разделяет "духовное" и "мирское", и следование канонам веры проявляется в реальной жизни. Основы религиозного мироощущения мусульманин получает, прежде всего, в семье.

Мусульманская семья, помимо всего прочего, основана на принципах ответственности всех членов семьи друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже и отце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, кто находится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшие родственники). За благосостоянием семьи следит мать, и именно на нее возложена ответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителя несут ответственность перед Всевышним за воспитание своих детей. Ведь согласно исламской доктрине в Судный день об этоv они будут спрошены своим Творцом. Именно поэтому воспитанию детей в исламе уделяется такое большое значение.

Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Причем, для более успешного воспитания, это время рекомендовано поделить на три равных периода по семь лет. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями - что пустая тарелка - что в нее положишь, то в ней и будет.

Исламское воспитание детей в немусульманской стране задача не из легких. Работающие родители не могут отдать ребенка в исламский детский сад - социальная мусульманская инфраструктура недостаточно развита. Если же в такой ситуации у родителей нет возможности воспитывать ребенка дома, то это может стать реальной проблемой. Ведь в обычном детском саду много моментов, на первый взгляд незаметных, противоречащих духу ислама. Во-первых, это питание. Конечно, в детских садах уверяют, что не кормят детей свининой, но при этом забывают, что ведь в сосисках и йогуртах содержатся запрещенные для мусульман продукты. Во-вторых, личная гигиена мусульманина отлична от той, что присутствует в детских садиках. Мусульмане после каждого посещения туалета совершают омовение. В-третьих, поскольку Россия - это все-таки христианская страна, очень часто уроки детского творчества переплетаются с религиозной христианской традицией - детишки раскрашивают яйца на пасху или рисуют сцены рождества Иисуса. При всем уважении к другим религиям, мусульманину не дозволяется следовать другим религиозным обрядам. И, конечно, лучше оградить подрастающего мусульманина от такого несовпадения духовных традиций. Что же может стать компромиссом в такой ситуации? Одна моя знакомая сама устроилась нянечкой в детский сад и работала там до тех пор, пока оба ее ребенка не доросли до школьного возраста. У нее была возможность и контролировать спорные моменты, и способствовать полноценному развитию детишек. Но тут уже каждой маме самой решать, подходит ли ей этот вариант. Еще одной альтернативой, на мой взгляд, могут стать мини- садики. Как правило, с воспитателем и с няней в таких группах можно договориться о том, что допустимо для вашего ребенка, а что - нет.

Но, как уже отмечалось, идеальным вариантом для воспитания ребенка-мусульманина является домашнее. Если вы в состоянии объяснить ребенку вопросы веры в доступной для него форме - отлично. А если ваши знания недостаточны, некоторые моменты являются для вас непонятными - можно обратиться в мечеть или в воскресную школу при мечети. Обычно, на таких курсах занимаются всей семьей, но есть специальные группы и для самых маленьких.

Воспитание в семье предполагает, что малышу (до семи лет) последовательно и в доступной форме объясняют основы веры. И, конечно, в таком возрасте необходим пример для подражания. Если для родителей важно, чтобы их ребенок вырос мусульманином, они должны сами придерживаться норм ислама. Соблюдение традиций и обрядов, следование этическим исламским нормам - это лучшее, что могут дать ребенку родители-мусульмане. В возрасте от 10 лет, согласно заветам пророка Мухаммада, нужно приобщать детей к молитве. В этом возрасте нужно не только информировать ребенка о канонах веры, но и разъяснять их сакральный смысл. Как и в любой семье, очень важно не потерять доверие ребенка, авторитет. Праведный путь - непростой выбор даже для взрослого человека. А формирующаяся личность находится в еще больших сомнениях. Родители должны быть компетентны в тех вопросах, которые ставит перед ними ребенок, а если готового ответа нет, не должны бояться признаться в этом, предлагая вместе выяснить истину, обращаясь к первоисточникам.

Также очень важно вырастить полноценную личность, интегрированную в общество. Но тут точки зрения родителей мусульман разделяются. Одни, опасаясь неблагоприятного влияния и воздействия вольных нравов, стремятся, чтобы дети росли в исключительно исламском окружении, обучались в мусульманской школе, общались с единоверцами. Другие отмечают, что такие <тепличные условия> могут в будущем навредить маленькому мусульманину, когда выяснится, что ребенок не знает, как вести себя вне исламской среды, не готов к диалогу с немусульманами и к пропаганде исламских ценностей. Мусульманские дети - это часть общества, необходимо прививать им гордость своей верой и уважение к последователям других религий. Ведь сказал пророк Мухаммад: "Нет принуждения в религии".

Подростковый возраст - это пора проблем. Если же говорить о внутрисемейных отношениях, то необходимо заметить, что 14-летний мусульманин уже обладает правом голоса в своей семье. Конечно, его мнение не всегда будет последним - окончательное решение принимают все-таки родители, и в идеале ребенок с уважением к этому относится. В этом возрасте подрастающему человечку с муками идентификации необходим круг друзей-единоверцев. Задача родителей помочь в создании такого круга. Как? Очень просто - достаточно брать своих детей на пятничную коллективную молитву. Но не стоит что-то навязывать ребенку, диктовать ему свои условия. Уважение к старшим - это правило ислама, которым нельзя злоупотреблять. Только указывать и требовать безоговорочного послушания - это не исламский метод воспитания, это чисто восточные традиции, которые, к сожалению, приводят к самым нежелательным результатам.

Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином. Пророк Мухаммад сказал: "Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание". А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети.

Нурзида Бенсгиер

Каждый родитель задаётся вопросом о том, как правильно воспитать ребёнка. Некоторые штудируют разные методики, другие пускают всё на самотёк, третьи доверяются интуиции и словам старшего поколения в семье. Не нужно говорить о важности этого трудоёмкого процесса и всей ответственности, которую берут на себя родители. Однако необходимо знать, что же включает в себя воспитание, и какое место в жизни родителей-мусульман должен занимать этот труд.

Посланник Аллаха (мир ему и Его благословение) говорил, что «самое ценное, что даёт отец своему ребёнку, - хорошее воспитание» (хадис передал ат-Тирмизи). И это является самой трудной задачей для каждого родителя, ведь дети, как и богатство, являются испытанием для человека. Отец и мать должны воспитать не просто новое поколение с хорошими манерами, а в первую очередь установить в их сердцах веру во Всевышнего и через свой пример прививать ребёнку качества праведного мусульманина.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) также напутствовал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребёнка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Абу Дауд).

Поэтому воспитание детей - это не только обязанность родителей, но и их возможность достичь высших ступеней благодаря праведным детям.

Правильно растить детей и заботиться о них (что включает обучение, питание, создание лучших условий для жизни и развития) важно также и потому, что это является для верующих поклонением. Даже поглаживание по голове, похвала, когда ребёнок этого заслуживает, беседы с ним об исламе обернутся для родителей наградой от Аллаха (Субханака уа Тагаля).

Как воспитать идеального мусульманина?

В этом вопросе нет универсальных советов и рекомендаций. Каждая семья, в силу своих возможностей и уровня образованности, широты кругозора и гибкости мышления, выбирает свой путь. Тем не менее, есть некоторые нюансы, учитывая которые можно воспитать, прежде всего, хорошего человека, защитить от неблаготворного влияния, сохранить искренность веры:

1) Мальчики и девочки очень разные не только по физиологической природе, но и в плане психологии. Не стоит применять одни и те же требования к ним, давать одинаковые обязанности и распределять одни и те же задания по хозяйству. Сына в семье должна хвалить мама, а не отец. Ведь именно через мать формируется осознание своей значимости и ценности. Так и с девочками - их должен хвалить отец. Это залог укрепления отношений в семье, а также в будущем повлияет на отношения со спутником в семейной жизни. Известный факт, что именно родитель противоположного пола влияет на наше восприятие и формирование комплексов в отношениях с будущим партнёром или партнёршей. Например, если отец похвалит дочь, какой красивый у неё платок, как ей идёт длинное платье, девочка с двойным удовольствием будет носить хиджаб, что бы там ей ни говорили на улице или в школе.

2) В погоне за привитием исламских знаний не нужно забывать о светском образовании. Строгое изучение только аятов Корана, хадисов, чтение лишь исламских рассказов, обучение в мусульманской школе и запрет на всё, что не связано с исламом, не только не поможет, а даже погубит психику ребёнка в более старшем возрасте. Не стоит изолировать детей от реалий этого мира. Невозможно защитить и огородить от всего греховного, ведь рано или поздно он с этим столкнётся. Избегая говорить о пьяницах, не увидев алкоголиков на улице, ребёнок никогда не поймёт, почему спиртное является харамом. Если встретился такой человек по пути, нужно не уходить, сломя голову, а объяснить ребёнку, кто это и почему он стал таким жалким и противным для всего общества. Всевышний велел людям получать знания от колыбели до могилы, познавать другие народы и их достижения, языки. Это значит, что можно и нужно изучать не только исламские предметы, такие как фикх, сира, тиляват, но и механику, литературу, историю христианских и языческих государств, другие иностранные языки помимо арабского, по возможности путешествовать в самые разные страны. Всё познаётся в сравнении, поэтому только через сравнение ребёнок научится ценить и любить ислам ещё больше.

3) Заставить человека что-либо сделать, особенно ребёнка, пока он мал, конечно, можно. Но будет ли в этом толк? Главное ведь не формальное соблюдение, а искренность. Призывая ребёнка к , а дочку ещё и надеть хиджаб, нет смысла давить на них. Не сейчас, так потом они оставят молитву, откроют аурат, когда родители не будут видеть, когда посчитают, что выросли и стали самостоятельными в принятии решений. Нет ничего хуже, чем вызвать отвращение от ислама. Что бы ни случилось, главный инструмент - это молитва с просьбой к Аллаху наставить на прямой путь, дать правильное понимание религии, укрепить иман и защитить ребёнка от наущения шайтана.

Таким образом, воспитание праведного потомства - трудное испытание для мусульман. Ребёнок - это подарок и счастье для семьи. Но чтобы принять такой дар, нужно быть готовым самому. Поэтому это воспитание ещё и себя, ведь дети всё повторяют за родителями. Воспитание начинается не с рождения маленького человека, а с момента, когда мужчина и женщина уже создали свой мир, когда стали планировать увеличить эту семью.

Необходимо предоставить практический стимул к заучиванию, вызвать интерес. Для начала это могут быть материальные поощрения за занятия. Однако стоит учитывать, что «покупать» ребёнка нельзя, не стоит приучать к этому.

Учиться вместе с ребёнком. Это не только будет служить хорошим примером, но и пойдёт на пользу родителю. К тому же у вашего чада появится чувство соперничества, желание вас превзойти, что является дополнительным стимулом для обучения.

Учить ребёнка в паре с кем-нибудь (друзья, братья или сёстры, соседские дети). Одновременно это укрепит родственные и дружественные отношения, сверстники станут примером и дополнительным стимулом.

Не наказывать, поощрять за каждый выученный урок.

Начинать с изучения лёгких аятов и сур. Не важно количество - важно качество и осознание дела.

Не завышать планку, не сравнивать с другими детьми.

Дать возможность ребёнку играть и заниматься своими делами. Это не отобьёт желание к занятиям, а смена деятельности будет способствовать лучшему запоминанию.

Как научить детей намазу

Всегда брать с собой на молитву или стелить коврик для ребёнка рядом.

Подарить отдельный детский молитвенный коврик и красивую одежду для намаза.

Не требовать, чтобы ребёнок сразу же знал все дуа и суры. Главное - научился повторять движения за имамом или родителем.

Поощрять ребёнка, когда он сам встаёт на намаз. Словесное одобрение должно быть в первую очередь.

Не заставлять и не давить - только призывать.

В 9-10 лет можно вести разговоры о пользе намаза и почему его необходимо выполнять. В более раннем возрасте ребёнок не до конца способен понять глубину вопроса.

Обычаи, уклад жизни, веками складывавшиеся у мусульман, в свою очередь служили средством закрепления исламского взгляда на жизнь. В течение многих веков вследствие уникального свойства ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям и религиозной регламентированности всех сторон жизни мусульман произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии.

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания :

  • погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
  • словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
  • пример родителей, близких людей, всего окружения;
  • многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

С самого раннего возраста, буквально с рождения, ребенок, который считается даром Аллаха, постоянно слышит установки Корана; новорожденному нашептывают на ухо изречения из него; таким образом, одно из первых слов, которое слышит младенец, – это Бог. В дальнейшей жизни, становясь на молитвенный коврик, приступая к еде и завершая ее, принимаясь за дело, мусульманин всегда читает отрывки из Корана, повторяя их на протяжении всей жизни. Дети постоянно получают от родителей наставления о правилах поведения по канонам Священной книги.

Идеи ислама с древности широко распространялись среди населения благодаря включенности их в литературу, изобразительное и музыкальное искусство, архитектуру. На тканях, одежде, знаменах, стенах дворцов, изразцах, панно, могильных плитах воспроизводились фрагменты Священной книги, начинавшиеся словами: "Во имя Бога милостивого, милосердного". Имя Аллаха выбивалось на монетах, чеканилось на оружии. Так как изображение человека было запрещено, издания Корана, степы мечетей, мавзолеи, здания школ, ковры и т.д. украшались сложными геометрическими, растительными орнаментами, называемыми музыкой для глаз. Широко использовалась инкрустация из золота и серебра. Самой распространенной в изобразительном искусстве была тема райского сада или его фрагментов, украшавших подставки для книг, серебряные чаши и другие предметы.

Искусство ислама, включенное в каждодневную жизнь и быт, воздействовало на чувства людей, укрепляя веру и развивая с детства их эстетические и нравственные представления.

Особое внимание в исламе уделяется знанию, учению, науке, ибо сказано – у кого нет разума, у того нет и веры, а чернила ученого, утверждается в хадисах, ценнее крови мучеников, отдавших жизнь за веру. Ислам никогда не преследовал ученых, не боролся с наукой, а, напротив, поощрял занятия ею. Поэтому у российских мусульман издавна существовали школы, где большинство детей осваивали грамоту и основы ислама, и школы повышенного типа при мечетях, которые становились центрами культуры и науки.

Важными воспитательными средствами являлись обычаи и обряды, соблюдавшиеся в семье и общине. Так, воздержание во время мусульманского поста от восхода до заката солнца не только от еды и питья, но и от дурных поступков и дел, дурных слов, вражды учит мусульманина управлять своими потребностями, желаниями, порывами. В вечернее время поста, когда разрешается прием пищи и питья, часто и в наши дни проводятся гостевания, на которые хозяева зовут родственников, близких людей с детьми, в частности, и для того, чтобы послушать чтение отрывков из Священной книги мусульман в исполнении специально приглашенного к столу знатока; произносится молитва, даются наставления: чтить память предков, желать добра близким, которых называют поименно. За столом царит атмосфера умиротворенности и доброжелательства, никаких пересудов, злословия, употребления спиртного – это запрещено Кораном. Люди обмениваются небольшими подарками. Такие встречи способствуют сближению и единению родственников, вносят теплоту в их отношения. Дети, погружаясь в эту атмосферу, легко и без принуждения воспринимают и усваивают вместе с церемониалом подобного общения пример морального поведения взрослых.

По окончании поста мусульмане приносят свои пожертвования – либо в мечеть, либо конкретным лицам, поддерживая тех, кто нуждается, кто учится. На протяжении всего месяца Рамадан во дворе мечети стоят общие столы, за которыми в положенное время могут поесть все желающие. Для детей это еще один из уроков милосердия, так как за столом собираются, прежде всего, бедные люди.

Заканчивается пост праздником (Ураза-байрам). После праздничной молитвы в мечети мужчины посещают кладбища, а затем родственники и близкие встречаются за столом, обмениваются подарками.

Для мусульман Поволжья, Приуралья и Кавказа характерно, как уже говорилось, гостеприимство, предписанное Кораном.

О гостеприимстве башкир рассказывал в начале XX в. русский этнограф С. Свободин: но приезде гостя башкир режет и жарит целого барана, а летом приносит еще несколько ведер кумыса в кожаных мешках и созывает соседей для участия в пиршестве. Таким же гостеприимством отличались и татары, о чем свидетельствует К. Фукс, ректор Казанского университета, в XIX в. изучавший быт и жизнь татар. Если позовет татарин к себе в гости, вспоминал он, то все в деревне наряжаются в праздничные платья, прибирают в избах, и начинается чайная попойка. Надо побывать обязательно в 15 домах, невозможно отговориться или отказаться, и везде угощение и чай. После угощения все идут на улицу, где девушки показывают свои игры и песни. Позовут к столу не только званого гостя, но и просто остановившегося по необходимости, как было с ним самим (у Фукса сломалась коляска). Хозяин соседней избы, не спрашивая, кто перед ним, тотчас же пригласил его в избу на чашку чая. Наблюдая такое гостеприимство, любой ребенок будет готов и сам к подобному поведению. И сегодня любому пришедшему в татарский, чеченский, башкирский дом тут же предложат чай и угощение, не дадут уйти, не присев за стол.

Дети и подростки рано усваивают определенные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными; учатся сами делать добрые дела, уважать старших, выслушивать их с почтением; осмысливают традиции раздельного размещения мужчин и женщин (либо в отдельных комнатах, либо на разных концах стола) на праздничном обеде, правила общения представителей разных полов.

По предписаниям Корана, как отмечалось ранее, вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина же призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей. Ей положено не только хранить семейный очаг, но и блюсти свою честь. Мусульманину разрешено многоженство (до четырех жен), но в условиях Поволжья, Приуралья оно было нечастым явлением, не были также распространены в этих местах чадра и паранджа.

Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя было одной посещать общественные места. По улице женщина должна была идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которого жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне со своими мужьями, были более свободны и самостоятельны.

Целая серия запретов, отмечавшаяся у мусульман еще в начале XX в., связана с обычаями "избегания", характерными также для марийцев, чувашей и некоторых других народов: нельзя было показываться перед родственниками мужа с непокрытой головой, с голыми руками и ногами, называть их по имени и т.д.

Женщинам-мусульманкам, таким образом, следовало знать и соблюдать специфические женские, но сравнению с мужскими, правила поведения – это внушалось мальчикам и девочкам с раннего детства. Скромность, готовность беспрекословно подчиняться мужу и другим мужчинам, умение выказать уважение к мужчинам-родственникам, терпимость, нежность к детям, верность семье и мужу и другие моральные нормы внушались девочке, демонстрировались перед ней, готовили ее к взрослой жизни. У мальчиков всегда поощрялись активность, самостоятельность, умение защитить женщин и детей, отвечать за них, осознание некоторого своего превосходства перед женщиной, своей независимости. Все это, и сегодня актуальное для народов, исповедующих ислам, часто вызывает непонимание и неодобрение у представителей других культур, но таков выбор самих людей, и выступать против старинных устоев, изменять что-то в своей жизни могут только сами мусульмане.

В течение многих столетий воспитанием девочки занималась мать, мальчики больше находились при отце. Личный пример поведения родителей перенимался детьми. Мать постоянно внушала дочери, как ей себя вести, следила за ее поведением, а отец строго и скупо одобрял, поощрял или осуждав поступки детей. Авторитет отца в семье был непререкаемым и поддерживался всегда как женой, так и детьми.

Система воспитания детей в семье издавна дополнялась школьным обучением. Мектеб, открываемый муллой при каждой мечети, еще в конце XIX в. был единственным учебным заведением, доступным всем мальчикам – богатым и бедным. Такая школа обучала арабской грамоте, поэтому многие мужчины могли читать Священную книгу; она же проводила через учеников идеи ислама, укрепляя их в семье. Читать (но не писать) учили и девочек, обычно это делала жена муллы. Поэтому читать Коран могли и многие женщины.

Таким образом, веками ислам в России формировал мировоззрение, нравственность, эстетические представления своих приверженцев, определял вкусы и пристрастия людей, регламентировал поведение человека в различных ситуациях. Все это вошло в ментальность народов и закрепи лось в воспитании лучших личностных качеств. Например, поскольку любой труд для мусульманина – богоугодное дело, ни одно полезное занятие не кажется ему зазорным. Многие представители мусульманских народов и сегодня с высоким чувством достоинства занимаются "непрестижными" работами, так как понятия "непрестижный труд" для них просто не существует.

Подводя итоги сказанному, сформулируем свойства личности, вырабатываемые у мусульман с детства под воздействием ислама: гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность, чему, в частности, способствует пятикратная молитва; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; чистота внутренняя и внешняя; уважение старших; доброжелательство; культ здорового образа жизни.

Такова краткая характеристика ислама, мусульманских обычаев и воспитания детей. Знания об исламском вероучении полезны каждому. Особенно нужны они педагогу, чтобы понять особенность менталитета мусульманских детей, которые есть в каждой школе, научиться уважать обычаи народов, представителями которых они являются, наладить в детском сообществе доброжелательные и толерантные отношения.

 
Статьи по теме:
Цвет кожи человека от чего зависит?
Различается немалое количество оттенков кожи человека, тонов и подтонов. О том, какого цвета бывает дерма, и как правильно ее определить, далее в статье. От чего зависит окраска кожных покровов? За цвет человеческой кожи отвечает специальный пигмент –
Идеальный пучок с бантиком
Не знаете как сделать бант из волос? Бант из волос может быть выполнен даже на скорую руку – собираясь на свидание или важное мероприятие, женщина легко сделает свой облик неотразимым. Дополнят образ аксессуары в виде цветов, лент или тонкого ободка. Подр
Химическая завивка волос (крупные локоны)
Быстрая навигация Уже многие сотни лет женщины меняют свой образ как им угодно. И если раньше для создания локонов прекрасным дамам приходилось спать на папильотках, то сейчас достаточно обратиться к хорошему парикмахеру или даже самостоятельно провести п
Делаем объемные и пышные губы всего за две минуты Как сделать губы пухлыми в домашних условиях рецепт
Красивые пухлые губы испокон веков привлекали мужчин своим аппетитным видом. К сожалению, многим девушкам о таких губах приходится только мечтать, поэтому они прибегают к помощи различных народных, аптечных и косметических средств, а самые отчаянные бегут