Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред? Методика развития Глена Домана: подробное описание занятий Skip to main content Методика развития домана.

Рождение ребенка – большая радость для родителей! Если вы хотите, что-бы ваше чадо выросло умным, любознательным и всесторонне развитым, об этом надо позаботиться с первых дней его жизни. В этом вам поможет оригинальная методика Глена Домана, главным принципом которой является гармоничное развитие ребенка – как интеллектуальное, так и физическое. В книге пошагово описаны методы развития двигательных навыков и равновесия с самого рождения малыша, приемы обучения чтению, счету и запоминания больших объемов информации без усилий и напряжения. Учебный материал вы сможете изготовить из подручных средств и легко адаптировать для своего ребенка. А рассказы опытных родителей и последователей Глена Домана помогут вам выбрать то, что оптимально подходит именно вашему малышу.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет" Автор неизвестен бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Последнее изменение 06.01.2018

Для каждой матери родное дитя является самым ценным и дорогим человечком. Для того, чтобы увеличить влияние этого фактора, многие матери прибегают к различным развивающим методам. Одной из самых популярных на сегодняшний день методик является методика развития Глена Домана.

Не пройти мимо данной методики развития очень сложно, так как это способ завлекает родителей своим большим потенциалом для успешного и благополучного будущего ребенка.

Кто такой Глен Доман

Глен Доман – известный врач-физиотерапевт, родом из Америки. Основал некоммерческую организацию, задачей которой являлась практика восстанавливающих методик на детях, имеющих пораженную нервную систему. После того, как они показали положительный результат, некоторые из них были записаны в книгах врача для раннего развития. Одной из самых известных книг Глена Домана является Гармоничное развитие ребенка.

Самой известной техникой развития принято считать обучающую методику чтения с использованием специальных карточек.Методика Глена Домана состоит из ряда серьезных физических упражнений, а также умственных тренажеров, которых необходимо регулярно придерживаться.

Врач-физиотерапевт утверждает, что при занятии физическим видом упражнений с ребенком, родители способствуют стимуляции развития интеллектуальных способностей у малыша. Из этого следует простой вывод – уровень интеллектуальных способностей напрямую зависит от физического развития.

Упражнения Глена Домана

Вот несколько упражнений для данного метода:

Упражнения, проводимые с самого рождения:

  1. Упражнения, улучшающие двигательные навыки. Малышу с самого рождения требуется проползать через специально смоделированный трек, пользуясь отталкивающими рефлексами. Хорошим результатом будет считаться 1 остановка за дистанцию. Количество повторений – 10 раз в день;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку с рождения желательно предлагать брать твердые предметы в рот для крепкого захвата. В момент сжатия, родитель, держащий ребенка, должен немного приподнять его верхнюю часть тела;
  3. Упражнения для развития равновесия. Плавные, волнообразные покачивания, вращения и подкидывания ребенка в различных плоскостях. Серия, состоящая из 15 упражнений, направлена на развитие вестибулярного аппарата. Продолжительность процедуры составляет 10 минут;

Упражнения для детей, прошедших начальные нагрузки для новорожденных:

  1. Упражнения для повышения двигательных навыков. Ребенку требуется ползать в положении лежа, опираясь на локти за предметами, лежащими на полу;
  2. Упражнения для тренировки мануальных навыков. Захват деревянной палочки/пальцев. При выполнении этого упражнения, держащий ребенка родитель должен немного приподнять верхнюю часть тела, чтобы малыш оказался в повисшем состоянии. Частота проведения упражнения составляет приблизительно 15 раз в день с длительностью в 2-10 секунд;
  3. Упражнения, улучшающие баланс равновесия. Совершение легких подбрасываний, покачиваний и вращений ребенка в различных плоскостях. Сеанс состоит из 15 упражнений, направленных на активное развитие вестибулярного аппарата. Частота повторений составляет 1 раз в день с длительностью в 10 минут.

Упражнения, проводимые для детей, достигших возраста 7 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Малыш совершает ползания на четвереньках с частотой повторений 20 – 30 раз в день и продолжительностью не менее 4 часов;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку требуется проводить время на перекладине без помощи родителей в течение 20 секунд, 15 раз в день;
  3. Упражнения для поддержания равновесия. Совершение плавных покачиваний, вращений, подкидываний ребенка в разных плоскостях. Данный сеанс состоит из 10 упражнений, которые входят в пассивную программу равновесия. Частота повторений не должна превышать 15 раз в день. Время на выполнение каждого вида упражнений длиться 20 секунд.

Программа упражнений, рассчитанная на детей, достигших возраста 12 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Ребенку требуется регулярно ходить по дому, не более 1-2 шагов на протяжении 20-30 раз в день по 2 часа в день;
  2. Упражнения на улучшение мануальных навыков. Ребенок должен передвигаться за счет перехватов, а также периодически висеть на перекладине. Продолжительность сеанса составляет – 10 раз перехватов, 5 раз повисаний. Длительность проводимых процедур не должна превышать 5 минут;
  3. Упражнения, способствующие развития баланса равновесия. Ребенку должны проводиться разного рода покачивания, подкидывания и вращения. Серия занятий состоит преимущественно из пассивных программ равновесия. Частота проводимых процедур длиться на протяжении 20 минут, по 1 упражнению 2 раза на день.

Комбинированная серия, состоящая из интеллектуальных тренажеров:

Что необходимо сделать, чтобы ребенок научился хорошо читать?

  1. Ребенку показываются карточки, на которых написаны определенные слова. На первых стадиях сеанса ребенку будет достаточно 15 показов слов, предпочтительно существительных. Далее объем изучаемых слов должен наращиваться приблизительно до 9. На более поздних стадиях, ребенку показываются карточки с изображением словосочетаний и простых предложений. На карточке обязательно должны быть написаны слова исключительно красным цветом для заострения внимания малыша;
  2. Интеллектуальный бит. Ребенку проводится демонстрация карточек, формата 28×28см, с различными картинками определенных объектов, расположенных на белом фоне. На старте процедур количество карточек не должно превышать 10 штук. С каждым последующим разом это показатель плавно увеличивается, вплоть до 120 карточек. В результате проводимого упражнения, ребенок способен запомнить около 1000 изображений объектов и их особенности;

Как развить в ребенке навыки счетоводства?

Для того чтобы научить ребенка считать до 20, родители должны показывать малышу карточки с изображением определенного количества точек. На начальной стадии изучения, количество сеансов не должно превышать 3 раз с количеством используемых карточек в размере 5 штук. Каждый последующий прибавляется 2 новыми карточками.

Доктор Доман предполагал, что при достаточно регулярном и интенсивном демонстрировании карточек с определенным количеством точек, ребенок, спустя некоторое время, сможет легко выполнять арифметические расчеты с более крупными цифрами без пересчитывания.

Стоит ли использовать методику Домана

На сегодняшний день в интернете можно встретить множество отзывов, владельцы которых делятся своими успехами в прямом или обратном направлении. Ходят слухи о том, что по данной методике развивались некоторые настоящие лауреаты нобелевских премий. Однако никакое испытание, проводимое под наблюдением, не смогло подтвердить свой положительный эффект на стадии раннего развития. К тому же, при всем при этом, многие компании, продвигающие методику развития Глена Домана, возлагают большие надежды на данные курсы, что как итог, сильно сказывается на конечной стоимости предлагаемых курсов.

(Visited 705 times, 1 visits today)

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Н. Жукова

Все родители желают своим детям добра и все хотят видеть их счастливыми. Но у каждого из нас свое представление о том, как помочь детям обрести счастье. Любовь вообще и любовь родительская особенно выражается в желании развития объекта своей любви. Мы хотим видеть своих малышей умными, развитыми и в будущем, конечно, успешными. Но как этого добиться? Существует множество методик раннего развития детей . Давайте рассмотрим одну, очень хорошо зарекомендовавшую себя методику развития ребенка Глена Домана .

Немного истории: кто он?

Глен Доман – ученый, который прожил замечательных 94 года, наполненных войной, исследованиями и важными для нас открытиями. родился в Филадельфии в США в 1919 году и накануне Второй мировой войны получил профессию физиотерапевта. Он пошел добровольцем на фронт, храбро воевал в Европе и был награжден крестом «За выдающиеся заслуги». После войны стал изучать возможности и резервы человека, создал организацию «Институт достижения потенциала человека» и начал работать с детьми с поражениями центральной нервной системы.

В результате его исследований и практик была создана , благодаря которой больные дети восстанавливаются, а здоровые быстро развиваются и обучаются. Автор множества популярных книг, Глен Доман рассказывает в них как научить ребенка читать по созданной им методике развития; как восстановить ребенка, если он имеет нарушения мозга и как развивать ребенка , научившегося рано читать .

Методика Глена Домана. Описание

А теперь о самом методе, о том, как ученый пришел к своей методике и какие получил результаты. Глен считал, что человеческий мозг безграничен в своих возможностях. Особенно велики резервы мозга в первые три года жизни, поэтому надо начинать кроху как можно раньше. Желательно начать с шести месяцев. При этом автор уникальной методики развития считает, что ребенка не надо мотивировать открывать мир и обучаться, он сам настроен на открытия и учится с удовольствием.

Чем больше информации малыш получает, тем быстрее ее усваивает и готов к новой порции. Чем позже начинается процесс обучения, тем меньше у ребенка интереса к познанию и тем сложнее ему учиться.

К шести годам, считает Глен Доман , возможности детского мозга сильно снижаются, ребенок все труднее учится и ему уже не так интересно открывать мир и узнавать новое.

Предполагает сочетание двигательной активности с интеллектуальным обучением. Это дает хорошие результаты, о них в 60-е годы в своих книгах рассказывал сам автор методики. Он настоятельно рекомендует с первых дней жизни помогать ребенку двигаться, учиться ползать, хватать предметы, переворачиваться.

А чтобы малыш быстрее стал развиваться физически, по методике развития Глена Домана, надо сделать небольшой желоб, по которому пускать ребенка, помогая ему ползать. Делать это надо ежедневно по несколько минут. В целом в день такие физические упражнения могут занимать до 4 часов. Физическая активность, утверждает автор методики развития ребенка , помогает активизировать мозг малыша с первых дней. Он видит игрушки, он пытается их взять, он следит за ними глазами, в это время работает мозг, впитывая информацию об окружающем мире.

Очень важно заниматься с малышом ежедневно, не пропуская ни дня и лучше в одно и то же время. Ведь график на самом деле придает жизни стабильность и уверенность. Постепенно кроме ползания к физическим упражнениям добавляются упражнения на захват пальцев взрослого руками ребенка, и постепенное привыкание висеть на этих пальцах.

Методика развития Глена Домана расписывает все физические упражнения с малышом на каждый месяц. «Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка » – с этой книги можете начать детальное изучение особенностей методики и возможности их применения в домашних условиях.

Методика обучения Глена Домана

Дальше происходит самое интересное. Начинаются занятия по развитию интеллекта . По методике развития Глена Домана начинать их можно с трехмесячного возраста. Впрочем, можно начать и позже, но все-таки лучше не затягивать.

Занятия по развитию интеллекта по методике развития Глена Домана надо проводить регулярно. Ребенка учат говорить и читать . Возможно, это вызовет удивление у читателей, но именно благодаря этой методике дети начинают быстро понимать слова и запоминать их написание.

ВАЖНО! Как и любая методика, в данном случае важно применять ее систематически и желательно ежедневно. У малыша может даже не будет выходных, но с другой стороны – они и не нужны его, жаждущему новой информации, мозгу.

Методика чтения Глена Домана

Ребенку показывают карточку с нарисованным на ней животным, фруктом, овощем или другим понятным простым предметом и карточку с написанным словом, обозначающим предмет на первой карточке . При показе надо четко произносить слово несколько раз.

Методика развития Глена Домана предлагает начинать с самых простых слов: каша, кот, яблоко, мяч. Слова надо написать или напечатать на карточке крупно ярким цветом, например красным, оранжевым, алым. Произносить их надо громко и четко, внимательно наблюдая за реакцией малыша.

Карточки постепенно собираться в группы: отдельно животные, отдельно фрукты, овощи, части тела, имена близких людей. Кроме того, что их можно скачать и распечатать, карточки можно приобрести готовыми наборами уже распределенными по группам:

  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Продукты питания;
  • Предметы обихода;
  • Амфибии;
  • Рептилии;
  • Медведи;
  • Породы собак;
  • Кошки;
  • Объекты природы;
  • Домашние животные;
  • Хищники;
  • Жители водной стихии;
  • Дикие животные;
  • Змеи.

Нюансы применения методики раннего развития в домашних условиях

  • Ребенок во время занятий по методике развития Глена Домана должен быть сытым, спокойным и выспавшимся. То есть его ничего не должно беспокоить и отвлекать.
  • Начинать надо с пяти карточек, показывать и проговаривать названия изображений всего 2 секунды. Таким образом, вы понимаете, что временные затраты минимальны, при максимальном результате для крохи.
  • Держать карточку перед глазами малыша на расстоянии 50 сантиметров.
  • Такие упражнения надо проводить три раза в день пять дней подряд. Можно устраивать выходные, можно не устраивать. Рекомендуют обычно с ними, потому что вернувшаяся семья в выходные дни, как правило, сложно держит регулярность занятий. А здесь главное их систематическое постоянство.
  • При этом последовательность показа карточек надо постоянно менять. То есть вы не даете одну и туже последовательность, а постоянно перемешиваете карточки.
  • Через пять дней одну карточку меняют на другую и последующие пять дней показывают малышу четыре уже знакомых карточки и одну новую.
  • В следующие пять дней вторая карточка заменяется новой и так, согласно методике развития Глена Домана, каждые пять дней появляется новая для ребенка карточка и новое слово.

Методика Глена Домана. Карточки

Карточки можно сделать самим. Можно написать слова на большом листе, можно наклеить картинку. А можно поставить точки и таким образом учить ребенка по методике развития Глена Домана математике , произнося словами количество точек. Самое главное определится, с чего именно вы начнете.

Кроме того, рынок товаров и дидактических материалов по развитию ребенка наполнен готовыми наборами для обучения с пеленок чтению и математике . Поэтому вы можете приобрести тот, которые посчитаете нужным:

Полезное видео

Если вы хорошо владеете языком, то можете посмотреть видео Глена Домана :

Описание методики раннего развития Глена Домана на русском языке:

Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка - методику Глена Домана

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

Пространство неограниченных возможностей

Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

Правое полушарие и минусы обучения

Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Заповеди Глена Домана

♦ Начинайте как можно раньше.

♦ Учите с удовольствием.

♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

♦ Почаще вводите новый материал.

♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

 
Статьи по теме:
С чем носить рыжие сапоги без каблука
Скучные черные сапоги лучше отложить в сторону до лучших времен, ведь классика может быть не только черной, но еще и коричневой или рыжей. Что касается обуви, тут действительно классическими считаются не только черные сапоги, и если есть возможность не вы
Подруги: почему мы их теряем?
Анастасия, в Вашем описании ситуации, мне видится несколько "слоев", несколько возможных причин того, что происходит: 1. Люди меняются. И особенно интенсивно эти изменения происходят в молодом возрасте. В том числе меняется и понятие дружбы : если в детст
Темповая задержка развития речи у ребенка Темповая задержка речевого развития что делать
Речь – один из показателей уровня развития ребенка и одно из важнейших условий его благополучной адаптации в детском коллективе и в социуме вообще. Формирование речи находится под контролем врача-педиатра так же, как изменение роста, веса, двигательной
Пилинг от Виктории Бони: рецепт и отзывы на эффективное омолаживающее средство
Пилинг от Виктории Бони – это рецепт очищения кожного покрова с помощью хлористого кальция. Виктория – медийная личность, которая выглядит привлекательно и имеет обворожительную кожу. Многие поклонницы завидуют ее красоте, желая достичь такого же ре