Мероприятия по работе с детьми и молодежью. Приоритетные направления организации мероприятий по работе с детьми и молодежью

Подготовка массовых мероприятий для детей, с чего начать.

Опыт проведения массовых мероприятий показывает, что наиболее удачными и интересными получаются те программы, где весь игровой материал подается через образное решение конкретной темы. Например, программа по сказкам, где дети совершают воображаемое путешествие в мир сказок, встречаются со сказочными героями и т.п. Таким образом, формы проведения массовых мероприятий могут быть самыми разнообразными: путешествия, игры с эстрады и с залом, игровые КВН, соревнования команд, групп, викторины и др. При выборе формы следует учитывать возраст играющих детей и место проведения игры (зал, класс, поляна и т.д.)

Работа над сценарием.

Праздник – это результат большого труда и проводиться он может не чаще одного - двух раз в четверть. В основе любого мероприятия лежит сценарий, в который включаются игры, песни, танцы и пр. Такая подборка игр, сочетающаяся с театральным действием, оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:
- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;
- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;
- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
- следует соблюдать строгую регламентацию времени;
- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих. К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.
Сценарий каждого праздника и обряда предусматривает точно выстроенную систему развернутых во времени и пространстве действий, раскрывающих его идейно-тематический замысел, как основу потребностей общности детей в деятельности по поводу конкретного события.
Сценарист и режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организация не спектакля, а именно массового действия в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Задача его состоит не только в организации материала, но что особенно важно, в организации аудитории. Особо необходимо остановиться на использовании в праздниках возможностей света и звука, которые придают большую эмоциональную насыщенность, дополняют систему реальных образов художественными.
Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов, исключение соблазна, «работы на публику», что особенно просто сделать в условиях коллективного восприятия.

Работа над сценарием имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Начинается она с определения темы и идеи.
Тема - это общих характер события, без конкретизации составляющих его частей. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. В центре темы находится человек или герой, или группа людей, которые являются значимыми героями для детей определенного возраста. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.

Идея - основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.
Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.

Аудитория.

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.
Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.
Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.

Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех ребят включаются в действие. Найти сюжетный ход – это значит выяснить, чем и как можно объединить вычлененную в эпизоды информацию. В ряде случаев организаторы прибегают к художественной персонификации, когда основное действие развивается при помощи сказочных героев, или от лица ведущего.
Наиболее распространенная форма сюжетного хода – конфликты. Он является отображением противоборства двух противоположных героев, чья борьба, в конце концов приходит к тому или иному финалу. Восприятие напряженного противоборства всегда связано с яркими переживаниями и сопереживаниями, которые нельзя никак игнорировать. Простая житейская истина: чем труднее борьба, тем дороже победа – и здесь остается в силе.
Многие организаторы объединяют сценарий, превращают его в план проведения отдельных игр с детьми, ничем не объединенных. В сюжете мероприятия должны быть отражены интересные конкретной аудитории события и действия, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Но конфликт остается важным требованием. Очень часто конфликт используется в Новогодних представлениях. Детям интересно самим бороться с Бабой Ягой или другими злыми силами, сотворившими скверный поступок, освобождать сказочных героев или искать посох Деда Мороза.
После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Существует несколько источников. Немаловажным является и наша действительность. Помимо всего прочего это могут быть книги, фильмы, мультфильмы, интернет и пр.

Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.

Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Например, выставка детских рисунков на определенную тему. Распространенным является вариант, когда в экспозиционной части ставится вопрос, а весь дальнейший ход представления служит ответом на него. Задача экспозиции – дать эмоциональный настрой. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр. Прекрасным организующим началом является музыка.
Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Например, в новогоднем представлении победа сказочного героя над злыми силами, освобождение Снегурочки или сказочного героя.

Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.

Монтаж эпизодов.

Важный этап. Мероприятию необходимо придать «восходящий» характер. Умелый монтаж делает раскрытие сюжета живым, динамичным. Монтажная работа – это длительный и трудоемкий процесс с многочисленными прикидками и поправками. В ходе ее организатор должен определить, что в мероприятии лишнее, и чего не хватает, насколько удачно стыкуются друг с другом отдельные куски, какие из них следует исправить. Обязательным условием является выстраивание эпизодов по восходящей линии, по нарастанию действия. В ряде случаев установление смысловой связи между эпизодами вызывает необходимость в тексте ведущего, дающего возможность сцепить смежные эпизоды.
Говоря о методике организации массового праздника необходимо остановиться в них на построении музыкально-ритмического действия, особенно характерного для детских и юношеских праздников. Ребятам, как никому другому присуща потребность выражения своего эмоционального отношения к происходящему событию.
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей после праздника убедительно свидетельствуют, как дети любят эти праздники. Потому что они создают радостное настроение, обогащают детей впечатлениями, вызывают у низ разнообразные эмоции, способствуют их общему развитию и эстетическому воспитанию. У детей должно быть больше праздников интересных, ярких и содержательных.

При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;

организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);

проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;

организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.

2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:

реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой и способной молодежи;

поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;

развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;

развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);

стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;

организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;

поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся («малых академий наук», студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);

развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;

разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:

создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;

содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;

повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства;

проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту жительства.

4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:

проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;

организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах местного самоуправления;

предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;

проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;

развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.

5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:

создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;

организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);

организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;

организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.

6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:

развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный мяч», организация соревнований «Веселые старты»; фестиваля-соревнования «Президентские состязания», спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);

сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;

реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);

организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;

организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.

7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:

развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;

организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;

разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;

участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупреждению наркомании и токсикомании;

содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;

создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;

создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;

развитие форм пропаганды толерантного поведения;

создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной направленности.

8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:

мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;

создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;

оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;

создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).

9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:

сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;

предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;

издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;

организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;

проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;

поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона «доверия», сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).

При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:

обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;

организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;

организовывать методическую работу по основным направлениям, ;

создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.

По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.

Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.

Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.


ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦРТДиЮ "ПОЛЯРИС"

БУДАНОВОЙ ПОЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Мончегорск - 2011 г.

Пояснительная записка:


Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.

ЦРТДиЮ «Полярис» - центр досуговой деятельности детей и подростков города Мончегорска, где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».

Для реализации программы необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом

4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников ЦРТДиЮ "Полярис" .

Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

Досуговые мероприятия внутри объединений ЦРТДиЮ "Полярис" (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис" и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;

Мероприятия, проводимые в каникулярное время для обучающихся и детей посещающих профильные оздоровительные лагеря дневного пребывания, организованных ЦРТДиЮ "Полярис» и др.

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся отдела художественно- эстетического воспитания ЦРТДиЮ "Полярис".

При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества г. Москвы, Калининграда, Самары, Санкт-Петербурга и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».


Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».

Задачи:


  • Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;

  • Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;

  • Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;

  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

  • Популяризация семейного досуга;

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:

  • Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;

  • Повышение культуры досугового общения обучающихся;

  • Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;

  • Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦРТДиЮ «Полярис»;

  • Повышение качества проведения досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:


  • Анализ подготовки и проведения мероприятия.

  • Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.

  • Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).

  • Самоанализ организационной деятельности.

  • Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).

  • Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).

  • Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:


  • конкурсно – познавательные программы;

  • конкурсно-развлекательные программы;

  • конкурсно-игровые программы;

  • театрализованные представления;

  • концерты;

  • беседы, викторины, диспуты.

Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:

При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.

В проведении программ использует следующие методы:

Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);

Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);

Метод импровизации (используется на всех программах);

Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);

Метод формирования познавательного интереса;

Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).
Традиционные мероприятия в рамках программы:

1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в Полярисники», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для школьных учреждений города и обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис";

2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис"; «День матери» (в т.ч. для многодетных семей).

3 модуль – «Каникулы»: Мероприятия для детей, посещающих оздоровительные лагеря; «23+8»; «Хорошее настроение»; Тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис".

4 модуль - «Думай о будущем»: тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис", мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.

Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений отдела ХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис», образовательных учреждений города.

Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из четырех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Каникулы», «Думай о будущем».
Модуль 1.«Досуг, общение, творчество».
Цель: - воспитание культуры праздника и общения обучающихся ОХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис» и воспитанников образовательных учреждений города.
Задачи: - развитие системы досуговых мероприятий;

- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.


Ожидаемые результаты:

Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;

Раскрытие творческой индивидуальности детей.




Мероприятия

Форма проведения

Цель

1.

«Чудеса под Новый год»

Театрализованное представление



2.

«В кругу друзей» (посвящение в «Полярисники»)

Игра- путешествие



3.

«День именинника»



Создание традиционной атмосферы праздника

4.

«23+8»

Конкурсно-развлекательная программа

Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах

5.

«Мисс Золушка»





6.

«Мисс Полярис»

Конкурсная программа (I, II отборочные туры)

Развитие креативного и коммуникативного потенциала личности

7.

«Вместе целая страна».

Отчетные концерты объединений ХЭВ,награждение обучающихся.

Развитие творческой индивидуальности детей. Отслеживание творческого роста.

Модуль 2. «Каникулы».
Цель: Создание условий для организации досуговой деятельности подростков в каникулярное время.
Задачи:

Пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

Профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.


Ожидаемые результаты:

Реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

Положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;

Приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.


Модуль 3. «Семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:

Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

Организация семейных праздников;

Воспитание бережного отношения к семейным традициям.


Ожидаемые результаты:

Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 4. «Думай о будущем».
Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

Развитие интереса к истории своего Отечества;

Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;

Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;

Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:

Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.




Мероприятия

Форма проведения

Цель

1

«Государственные символы России»

Беседа

Знакомство с символикой Российской РФ. Патриотическое воспитание.

2

«Выбор за мной»

Тематическая дискотека (в рамках городской декады» SOS»)

Профилактика вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.

3

«Конвенция ООН по правам ребенка»

Беседа

Знакомство с правовыми нормами ребенка

«Детство-это ты и я».

Концерт в рамках городской акции «Быть ребенком не должно быть больно»

Развитие художественно-эстетического и креативного потенциала личности. Воспитание духовности, нравственных качеств

«Мы памяти этой верны!»

Концерт для ветеранов



«Сынам отечества»

Концерт для военнослужащих

Воспитание и развитие нравственно-патриотических качеств

Методическое обеспечение программы.

Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./

Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».

Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».

Литература.

1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.

3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.


Периодическая печать.

1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.

2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

3.Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.

4.Обруч. – Научно-методический журнал.

5.Последний звонок. – Газета.

6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».

7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.

Методическая разработка «Создание гармоничных условий для развития ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждений дополнительного образования»

I.Введение (пояснительная записка)

Актуальность и новизна темы
Цель
Задачи
Обоснование

II.Основная часть

1. Формы работы, используемые в проведении совместных досуговых мероприятий для детей и родителей
2. Краткая характеристика мероприятий
3. Организационный план подготовки и проведения досугового мероприятия
4. Методика подготовки и проведения совместного досугового мероприятия для детей и родителей
5. Ожидаемый результат
6. Форма подведения итогов
7.Используемые материалы и оборудование

III.Заключение. Анализ работы и перспективы дальнейшего совершенствования.

IV. Список литературы.

I.Пояснительная записка

Данное методическое руководство разработано на базе Центра развития творчества детей и юношества «Радужный» в течение пяти лет в соответствии с рабочей концепцией психолого-педагогического обеспечения проектирования и моделирования развивающей образовательной среды в учреждениях дополнительного образования. Оно предназначено педагогам учреждений дополнительного образования, организаторам воспитательной работы в школе, классным руководителям.

Актуальность и новизна методической разработки

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осуществлять поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах обрести собственную интеллектуальную и духовную целостность.
Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой, и перед учреждениями дополнительного образования, и перед семьей. Но какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет все-таки семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.
Проблема взаимодействия УДО и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Социальные, экономические и политические кризисы, сотрясающие нашу страну, в первую очередь, отражаются на семье, делая ее существование все более проблемным. Анализируя жизнедеятельность семьи в современных условиях, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, финансовое и социальное расслоение, обилие новейших современных технологий, более широкие возможности получения образования, отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи, и соответственно, ее воспитательных возможностей.
Одним из важнейших социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, было, есть и остается образовательное учреждение.
В связи с этим считаю, что одним из важных направлений в деятельности педагога дополнительного образования является работа с семьёй, вовлечение ее в досуговую деятельность УДО.
Организация семейного досуга и отдыха является актуальной задачей в сложное время серьезных изменений, переживаемых обществом, в условиях непростой демографической ситуации в стране и, в частности, в столичном регионе. Происходит сужение сферы семейного досуга, организованного отдыха семей с детьми, наблюдается дефицит полноценного времяпрепровождения детей и подростков. (Социологи установили, что вместе проводит досуг только одна из пяти несчастливых семей, среди счастливых эта цифра в 2,5 раза выше.)
Совместная досуговая деятельность детей и их родителей, как правило, происходит стихийно, не охвачена имеющимися социальными институтами. Вместе с тем в современном обществе запрос на досуг для всей семьи велик и неудовлетворен.
К сожалению, в настоящее время организацией семейного досуга занимаются, в основном, коммерческие структуры в развлекательных центрах. Такая форма времяпровождения лишена воспитательной, нравственной и просветительской функций.
Сложившаяся в современной России демографическая и нравственная атмосфера делает актуальным педагогически организованную досуговую деятельность детей и их родителей, направленную на укрепление традиций совместного семейного отдыха и создание позитивного эмоционального фона для всей семьи. В процессе проведения досуговых мероприятий могут решаться задачи психолого-педагогического просвещения и обучения родителей и детей. Совместная досуговая деятельность детей и родителей возрождает традиции в новых жизненных условиях: новаторство в традиции (новые методы и формы), традиция в новаторство.

Актуальность

данной темы также определяется одной из поставленных перед современным образованием задач – развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей.
Совместная подготовка к празднику поможет сделать его ярким и запоминающимся событием в жизни семьи. Вовлечение детей в подготовку мероприятий учит их серьёзно относиться к событиям общественной и коллективной жизни.

данной темы заключается в том, что мероприятия включают в себя разнообразные виды деятельности, различные формы и темы проведения семейного досуга. Таким образом, совместная досуговая деятельность детей и родителей предполагает комплексный подход к организации досуговых мероприятий.
совместного досуга детей и родителей: создание гармоничных условий для развития ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждения дополнительного образования.
Данная деятельность направлена на:
1) Сплочение семьи
2) Приобретение родителями и детьми опыта совместного культурного досуга и позитивного общения
3) Формирование модели здорового образа жизни семьи
4) Развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей детей
5) Создание условий для проявления творческого потенциала детьми и родителями
6) Формирование позитивного образа мира у детей, профилактика зависимостей и экстремальных форм поведения.

o Обучающие: способствовать раскрытию творческого потенциала каждого участника досугового объединения; сформировать потребность в активном, содержательном досуге;
o Воспитательные : способствовать формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, привить уважение к старшим, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ними.
o Развивающие: развить коммуникативные способности в процессе совместного межличностного взаимодействия членов семьи друг с другом; развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей; развивать и поддерживать семейные традиции.

Кроме того, вся работа по привлечении семьи в досуговую деятельность ребенка построена с учетом трех идей:
1. «Развлекая, объединяем» (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).
2. «Развлекая, воспитываем» (укрепление нравственных ценностей, гуманного отношения к детям, пропаганда здорового образа жизни).
3. «Развлекая, обучаем» (познавательная направленность мероприятий, психолого-педагогическое просвещение родителей).

Отличительной особенностью данной деятельности от уже существующих является создание на базе ЦРТиЮ «Радужный» семейного клуба «ДОМ», где совместные действия детей, родителей и педагогов создают новую социально-педагогическую среду с большим воспитательным потенциалом.

II. Основная часть

II.1. Формы работы, используемые в проведении совместных досуговых мероприятиях для детей и взрослых
Взаимодействие семьи в учреждении дополнительного образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через многообразные формы досуговой деятельности.
Наиболее интересными формой работы семейного клуба "ДОМ" являются семейные праздники и вечера. Такие как: "Семейные веснушки", «Рождественская яр¬марка", "Масленица", "В весенний дом гостей зовем", "Вот такие пироги", "Мы с папой друзья" и др. Хотя все большие праздники совершенно не похожи друг на друга ни содержанием, ни сюжетом, ни оформлением, принципы их организации во многом совпадают. Вечера проходят в непринужденной семейной обстановке, за чашкой чая. Радость от взаимного общения, элементы соревнования, юмор - обязательные участники любой встречи. О широте интересов, о выдумке членов клуба говорят сами названия. В такой уютной домашней обстановке легко завязываются дружеские взаимоотношения, которые перерастают в прочные товарищеские связи. Эти теплые человеческие отношения и есть высшая ценность, создаваемая объединением родителей, его сила и основа развития. Крепнут и сами семьи - ведь у всех членов этих семей появились общие интересы.
Много выдумки, творчества в каждом сценарии, документе, приглашении, анкете. В них вкладывают душу активисты клуба. Благодаря этому, всего за год существования клуба накопился документальный архив: приглашения, фотографии, сценарии, программы вечеров, афиши.
Большую популярность завоевали "пресс-конференции", встречи родителей "копилки семейного опыта". Откровенные разговоры на таких встречах дают интереснейший материал для размышлений, служат прекрасным способом знакомства членов клуба друг с другом, создают атмосферу доверительности, так необходимую для нормальной работы родительского клуба.
Еще одна важнейшая форма деятельности клуба "ДОМ" - консультации специалистов: психологов, опытных педагогов, врачей, юристов, стилистов, кулинаров и т.д.. Часть специалистов - работники центра творчества, часть - приглашенные из различных учреждений. студии. Во время проведения таких консультаций для родителей, к работе с детьми привлекаются педагоги из декоративно-прикладных студий.
Наряду с традиционными формами образовательной и воспитательной работы, используются активные формы (методы), такие как вечера-встречи, праздники, юморины, разнообразные игры, тренинги, психологические мастер-классы, творческие мастерские, выставки, конкурсные программы вечера¬-путешествия, вечера полезных советов, семейные посиделки и т.д.
Во всех предлагаемых формах работы акцент делается на методы, требующие участия всех членов семьи. К ним относятся в первую очередь ролевые игры, тренинги, выполнение творческих и практических заданий. Много интересного узнаешь о семьях, о их традициях, увлечениях, а главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались.
Следует подчеркнуть, что совместная деятельность детей и взрослых проходит в непринужденной обстановке, способствующей проявлению юмора, находчивости, умения найти общий язык с другим человеком и сотрудничать с ним. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера мероприятия создается общим настроем и активностью всех участников праздника: детей, родителей, организаторов.
Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей и детей, и остаются надолго в памяти. Поэтому их нужно как можно чаще проводить в образовательных учреждениях разного уровня. А еще лучше посвятить этой проблеме целый год и провести цикл мероприятий, посвященных семье.

II.2. Краткая характеристика мероприятий
Работа семейного клуба представляет собой организацию совместного проведения свободного времени детьми и родителями с частотой раз в месяц.
Программа представляет собой цикл из 9 мероприятий:
1. Интерактивная программа для детей и родителей «Москва – мой дом, моя семья»
2. Конкурсная программа «Щедрая ярмарка – золотая осень»
3. Вечер семейного отдыха «Будьте здоровы»
4. Праздничный концерт «Нет ничего превыше слова МАМА»
5. Вечер семейного отдыха «Новогоднее турне по странам и континентам»
6. Народное гулянье «Широкая масленица»
7. День семейного отдыха «Милые, дорогие, любимые»
8. Вечер семейного отдыха «Музыкальный экспромт»
9. «Праздник дружной семьи»
Каждое из мероприятий имеет определенную тематическую направленность и, соответственно, для него можно определить наилучшее время проведения. Ниже приводится примерный график мероприятий, который является оптимальным, однако может корректироваться в зависимости от обстоятельств.
Первым в цикле запланирован вечер ознакомительного характера, программа которого дает детям и их родителям представление о деятельности учреждения дополнительного образования и помогает разным семьям познакомиться друг с другом. Завершает цикл итоговое мероприятие, которое позволяет родителям оценить творческие и интеллектуальные результаты, достигнутые их детьми за год обучения в Центре благодаря педагогам учреждения.
Часть предлагаемых данной программой мероприятий приурочена либо к конкретным праздникам (Новый год и Рождество, Масленица, 8 марта), либо к временам года как таковым. Такие мероприятия знакомят детей с сезонными изменениями природы, воспитывают у них интерес и бережное отношение к народным традициям и достижениям мировой культуры.
Думается, что тематическое разнообразие мероприятий семейного отдыха поможет сделать досуг детей и родителей максимально интересным и позволит решить поставленные перед программой социально-педагогические задачи.

Каждое мероприятие – это комплекс различных видов деятельности:
1. Игровая деятельность
2. Театрализованные представления
3. Конкурсы
4. Соревнования
5. Викторины
6. Изобразительная деятельность
7. Концерты
8. Чаепития и беседы
9. Диспуты и минилектории
Тематика конкурсов, игр, викторин может быть самой разнообразной - начиная от литературы и экологии и заканчивая кулинарией или спортом.
Предложенные досуговые мероприятия включают ролевые игры, отражающие многообразие действительности: сцены семейного быта, трудовой деятельности, эпохальные события (космические полёты, арктические экспедиции). Широко представлены экологические игры, ознакомление с профессиями, экономические и кулинарные игры.
В играх, проводимых на семейных вечерах, развивается воображение детей, внимание, речь, чувство ритма, общая и мелкая моторика, координация движений.
Предлагаемые программой мероприятия позволяют детям компенсировать недостаток общения и найти друзей по интересам, проявить свои способности, увлечения, таланты, почувствовать свою значимость и нужность, оказаться в центре внимания, узнать что-то новое, ознакомиться с различными видами деятельности и выбрать ту, которая соответствует их интересам.
В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогами, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском учреждении дополнительного образования ребёнок приобрёл при поддержке близких людей.
Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения семейного отдыха и использовать их не только в рамках своей семьи.

II.3. Организационный план подготовки и проведения досугового мероприятия для детей и родителей

Досуговые мероприятия для детей и родителей готовятся не один день. Это плодотворная работа всего педагогического и родительского коллективов. Сложная структура таких мероприятий не позволяет строить их в чисто импровизационном плане. Здесь необходимы сценарий и организационный план, где представлен весь текстовой материал, подробно описаны действия ведущего и его помощников, в продуманной последовательности расположены игры, конкурсы, танцы и другие развлечения.
Организационный план включает в себя музыкально-шумовую и световую партитуры. В нем подробно перечисляются все элементы оформления, необходимый реквизит, отмечены необходимые репетиционные моменты.

1. Разработка концепции мероприятия - Актив клуба,пед.
2. Подбор литературного, игрового, музыкального материала - пед-орг.
3. Написание сценария - пед-орг.
4. Разработка и изготовление афиши, пригласительных билетов - пед-орг., художник
5. Организация рекламы мероприятия, распространение пригласительных билетов - пед-орг.
6. Просмотр и отбор коллективов-участников - пед-орг.
7. Составление порядка блоков программы и выхода коллективов - пед-орг.
8. Подбор и запись музыкальных и голосовых фонограмм - пед-орг., хвукотехник
9. Подбор муз.мат. для танцевальных блоков - диджей
10.Разработка эскизов оформления сцены - Художник
11.Подбор и изготовление реквизита, костюмов - пед-орг.
12.Организация репетиций с ведущими, участниками – коллективами, свето, звуко техниками. Режиссер
13.Организация семейной выставки - Актив. Пед.
14.Организация программы на детской площадки - пед.-орг.
15.Покупка сувениров - пед-орг.
15.Оформление сцены, зала - пед-орг., художник
16.Организация чаепития - актив
17.Дежурство - педагоги
18.Фото. Видео съемка - Видео оператор
19.Анализ мероприятия и подведение итогов - актив клуба. педагоги

II.4. Методика подготовки и проведения совместного досугового мероприятия для детей и родителей
Методика досуговых мероприятий – это творческий процесс, включающий определение целей, отбор содержания, форм, средств идейно-эмоционального воздействия, методов, приемов, способов, регулирующих поведение членов семейного клуба с учетом их потребностей и интересов, развивающих их самостоятельность, инициативу и создающих оптимальные условия для восприятия происходящего, гармонического воспитания личности.
При подготовке совместного мероприятия необходимо органически соединить художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в практической деятельности. Рассматривая более детальную методику подготовки и проведения таких мероприятий. Важно выделить следующие моменты:
1. Изучение, потребностей, интересов, установок детской и взрослой аудиторий
- проведение социологического опроса, анкетирование
- обработка данных

2. Разработка концепции мероприятия
- определение темы мероприятия и его задач
- разработка генеральной идеи мероприятия
- создание сюжетной линии
- разработка игровой программы в рамках генеральной идеи
- определение концепции оформления мероприятия

3. Разработка сценария мероприятия, сбор материала и его обработка
- написание текста ведущих мероприятия
- написание текста ведущих игровой программы
- подбор номеров для концертной программы (совместно с руководителями творческих студий детского учреждения)
- подбор вопросов для викторин
- литературное редактирование сценария (совместно с редактором)
- корректирование сценария с учетом возможностей технического и музыкального обеспечения, количества участвующих в концертной и игровой программе.

4.Организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов
- распределение функций между педагогами и иными сотрудниками учреждения, участвующими в подготовке мероприятия (педагог-организатор, художник-оформитель, звукорежиссер, костюмер, ассистенты, аниматоры, ведущие мероприятия и др.)
- составление списка необходимого реквизита (что имеется в наличии и что нужно приобрести) и призов за участие в конкурсах
- составление перечня технических и иных средств, необходимых для реализации мероприятия (музыкальная, световая, видео-, фото- и иная аппаратура, элементы декораций, мебель и др.)
- определение сроков выполнения различных видов работ (закупка реквизита и продуктов, техническая подготовка, оформление зала, репетиции, распространение приглашений и др.)

5.Работа над музыкальным и техническим сценарием
- подбор фонограммы к тексту ведущих
- подбор музыки к игровой программе
- установка музыкальной аппаратуры
- установка освещения, подготовка к видео- и фотосъемке

6. Организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов
- подбор, приобретение, пошив костюмов (костюмер, педагог-организатор)
- подбор, приобретение, изготовление реквизита (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- покупка призов за участие в конкурсах (педагог-организатор, ассистенты)
- подбор, приобретение элементов для декораций (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- изготовление декораций (художник-оформитель, плотник и др.)
- установка декораций, оформление зала, расстановка мебели (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- информационное обеспечение: объявления, программки, приглашения (педагог-организатор, редактор, художник-оформитель и др.)

7. Организация репетиционного процесса и его проведение
- репетиция конферанса (текст ведущих)
- репетиция игровой программы (без реквизита)
- репетиция игровой программы (с реквизитом)
- репетиция всего мероприятия с музыкальным оформлением
- технический прогон (репетиция с учетом постановки освещения, аппаратуры и др. организационных моментов)
- генеральная репетиция (в костюмах, с реквизитом, фонограммой и полным техническим оснащением)

8.Проведение мероприятия
9.Анализ мероприятия и подведение итогов
- просмотр отснятого фото- и видеоматериала (совместно со всеми педагогами и сотрудниками, участвовавшими в подготовке и проведении мероприятия)
- обсуждение положительных и отрицательных моментов, анализ ошибок
- монтаж видеофильма для архива (педагог-организатор, специалист по монтажу)
- оформление стенда с фотографиями (педагог-организатор, художник-оформитель, ассистенты)
Организация и методика подготовки и проведения таких мероприятий – это единый технологический процесс, где сначала определяются темы, уясняются цели, выбор форм и средств идейно-эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию с учетом реальных условий.
Ясная цель, продуманные методы и способы ее достижения, выбор разнообразных и эффективных средств идейно-эмоционального воздействия обеспечивает результативность совместных досуговых мероприятий.

II.5. Ожидаемые результаты
В результате вовлечения семьи в досуговую деятельность создается образовательно-досуговая среда развивающего типа, что влечет за собой:
- оздоровление и коррекцию детско-родительских отношений
- рост социальной активности участников;
- позитивное изменение детско-родительских отношений;
- развитие инициативы, общительности; творческого стиля деятельности,
- повышение общего настроения.

В итоге: результатом деятельности семейного клуба является оздоровление и коррекция детско-родительских отношений;
- получение опыта разумного построения семьи.
- стабильность числа участников досуговых программ, стабильность состава основного ядра за год работы. Изменился возрастной состав детской аудитории: в начале организации совместного отдыха детей и родителей – в основном дети 5-8 лет, то сейчас – не только младшего шк.возраста, но и подростки и старшеклассники. Качественно изменилась и взрослая аудитория: мероприятия стали посещать папы, братья, сестра, целые семья.
- благоприятная психологическая атмосфера; (Проведенный мониторинг показал, что около 90% участников семейного досуга хотят продолжать встречаться друг с другом)
- наличие традиций (традиции празднования знаменательных дат, связанных с биографией отдельных участников. Традиции в организации вечеров: отдельная программа для детей, регулярное выявление культурных запросов участников мероприятий, совместное планирование досуговой деятельности и т.д.)
- положительные отзывы о проводимых мероприятиях, размещаемые на сайте Центра и направляемые в окружное управление образования.

II.6. Форма подведения итогов
- Анкетирование участников семейного клуба
- Итоговая линейка с торжественным награждением лучших

II.7. Условия реализации совместных досуговых мероприятий
Для реализации программы необходимо, чтобы досуговые семейные мероприятия проводились раз в месяц, имели тематическую направленность и сочетали в себе различные виды деятельности, с использованием многообразия технических средств и привлечения педагогического и обслуживающего персонала.
Важно обеспечить интересную рекламу. Для этого можно сделать красочную афишу с обозначением даты и времени проведения. Она может быть необычной формы. Например, если досуг посвящён масленице, можно сделать афишу в виде блина или солнца. Еще один вариант афиши – оформить ее как ларец со створками, открыв которые, можно будет прочитать информацию о намеченном мероприятии. Здесь все зависит только от фантазии организаторов. Форма изложения должна быть простая, но с использованием приёмов привлечения (например, «а об этом вы узнаете, когда придёте на наш вечер»).

При подготовке мероприятий необходимо:
- Использовать большое количество методических пособий, разнообразие как подвижных, так и настольных традиционных, авторских игр, и игр народов мира.
- Тщательно изучать литературный и документальный материал по заданной теме.
- Использовать различные видео- и аудиоматериалы, театральный реквизит, спортивный инвентарь, материалы и инструменты для декоративно-прикладного творчества (бумага, краски, кисти, пластилин, кусочки ткани).
- Использовать большой спектр необходимых технических средств, включая мультимедиа.
А также необходимы:
- совместная работа педагога-организатора, родителей и детей, сотрудников учреждения дополнительного образования, специалистов психологов, врачей и др.
- наличие литературного, музыкального и технического сценариев,
- наличие помещения, музыкальной, световой и видеоаппаратуры,
- наличие костюмов, реквизита, музыкальных инструментов.

III.Заключение. Анализ работы и перспективы дальнейшего совершенствования

Совместное времяпровождение детей и родителей способствует:
- Снятию эмоционального напряжения,
- Снижению тревожности, агрессивности, импульсивности, излишней двигательной активности,
- Развитию навыков взаимодействия друг с другом (коммуникативной компетентности) и способности к сопереживанию
- Получению положительных эмоций
- Обогащению традиций семьи.
Совместные досуговые мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.
Анализ мероприятий, проведенных по данной программе в течение учебного года, позволил сделать следующие выводы:
- к концу анализируемого периода заметно возросло число участников мероприятий;
- изменился возрастной состав детской аудитории: если в начале года на вечера приходили в основном дети 7-10 лет, то к концу года на вечерах присутствовали дети не только младшего школьного, но и подросткового возраста;
- качественно изменилась и взрослая аудитория: вечера стали посещать не только мамы и бабушки, но и папы, братья, сестры, т.е. на вечера семейного отдыха стали приходить целыми семьями;
- поскольку вечера семейного отдыха становятся популярными, возникает необходимость проводить их чаще.

Перспективы развития досуговой программы можно рассматривать в разных направлениях:
- по содержанию – программой предусматривается гибкое изменение содержания и тематики вечеров. Тематика вечеров может меняться в зависимости от возможностей коллектива, пожеланий гостей-участников вечеров.
- по жанру – это могут быть вечера семейного отдыха, праздник Дня рождения (возможно по заказу конкретной семьи), вечера-встречи друзей, семейные клубы, вечера любителей музыки (классической, народной и др.), вечера любителей литературы (определенных писателей или целого художественного направления), вечера с национальной тематикой, знакомящие с национальной культурой, национальными традициями и др.
- по возрастному составу участников вечера – это могут быть вечера, в которых принимают участие родители и дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители и дети-подростки, бабушки и внуки и др.
А так же, перспективу деятельности клуба мы видим в двух направлениях:
1. В организации аналогичных клубов в рамках Городской экспериментальной площадки: Проектирование развивающей образовательной системы на основе сетевого взаимодействия учреждения доп. образования с общеобразовательными школами» и с организациями Южного округа.
2. В поиске и совершенствовании форм и методов работы.

IV.Список используемой литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. М.,2006.
2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми. М., 2007.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 2008.
4. Беседина В.А. Психологические аспекты клубной работы. - М.: Сов. Россия, 2004.
5. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2007.
6. Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, 2006,
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2007.
8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2008.
10.Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 2008.
11.Смирнова Е.И. Клубные объединения. УЧ. пособие ин-тов культуры, М.: "Просвещение", 2002.
12.Триодин В.Е. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений. - М.: Профиздат, 2008
13.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 2004.

Список литературы для воспитанников:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Айрис-пресс, 2002
2. Зверев А.Т. Зоологические игры.- М.: ЗАО Дом педагогики, 2001
3. Кедрина Т.Н., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 2002
4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира, Просвещение, 2002.
5. КондрашоваО.Г. Интеллектуально-познавательные игры в школе.- Волгоград: Учитель, 2007
6. Мирошниченко И.В. Детские праздники.- Ростов н/Д, 2007
7. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу.- РГПУ им. Герцена А.И., изд. Союз, 2001
8. Фирсова Л.М., Игры и развлечения. – М.: Молодая гвардия,1997
9. Шварц М. Любимые страницы.- Смоленск: Русич, 1999
10. Чаплина Н. Мама, папа и все, все, все... - Л.: Лениздат, 2003.

Список литературы для родителей:

1. Афанасьева Т.М. Семья.- М.: Просвещение, 2005
2. .Бим-Бад Б.М,.Днепров Э.Д, Г.Б.Корнетов Мудрость воспитания: Книга для родителей. М.:Педагогика, 1998
3. Владченко Н.Л. Подари себе праздник.- Харьков: Фолио, 2006
4. Зайцева О.В, Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи.- Ярославль: Академия развития, 2008
5. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме.- М.: Легпромбытиздат, 2002
6. Кедрина Т.Н.., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 2002.
7. Луговская Ю. Сценарии праздников, игры, хохмы и шутки.- Ростов н/Д, 2006
8. Межов С.Б. Смекалка для малышей.- М.: Омега, 2004
9.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю, РИГ, Москва. 2007
10.Чaплинa Н. Мама, папа и все, все, все... - Л.: ООО Прогресс, 2005 .
11.Энциклопедия Нового года и Рождества.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007

Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и других конкурсах и олимпиадах. Активно участвуют в НПК. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и учителей и систематической работе с одарёнными детьми.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций МЦ по работе с одаренными детьми

В течение года

Руководители ШМО

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности

В течение года

Учителя

Создание банка данных по одаренным детям школы

В течение года

Зам.директора по УВР

Расширение библиотечного фонда школы методической литературы с одаренными детьми

В течение года

Директор, библиотекарь.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения и развития одаренных детей по сферам деятельности.

В течение года

Зам.директора по УВР

Участие в работе семинаров по вопросам работы с одаренными детьми

По графику МЦ

Зам.директора по УВР

Проведение семинара для учителей по изучению опыта работы с одаренными детьми.

апрель

Зам.директора по УВР

Организация работы с учащимися

1-9классов по программе «Развитие творческих способностей школьников»

В течение года

Зам.директора по УВР, классные руководители

Создание условий для работы с одаренными детьми и подготовки их к конкурсам

В течение года

Директор, зам.директора по УВР

Активизировать работу по участию детей в международных программах и конкурсах «Кенгуру», « Русский медвежонок», «Кит», «Золотое руно», «Британский бульдог».

В течение года

Директор, зам. директора по УВЧ, ШМО

Подготовка учащихся всех возрастных группк федеральным, областным и городским конкурсам проектов и творческих работ школьников.

Сентябрь-май

Директор, зам. директора по УВР, учителя – руководители проектов.

Организация участия учащихся в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Сентябрь-май

Директор, зам. директора по УВР, учителя - предметники.

Подготовка к проведению школьныхпредметныхолимпиадшкольников

5-9 классов

Октябрь-ноябрь

Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО

Подготовкаучащихся к муниципальным и областным турам олимпиад.

Ноябрь-март

Зам. директора по УВР, учителя - предметники.

Организация и проведение I школьного тура Всероссийских предметных олимпиад.

Ноябрь-декабрь

Учителя предметники.

Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

По плану.

Учителя русского языка и литературы и начальных классов.

Проведение открытых слушаний творческих работ учащихся.

январь

Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО.

Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Кит. Компьютеры, информация, технология»

ноябрь

Учитель информатики

Организация участия школьниковв международном конкурсе «Золотое Руно»

По плану

Учителя истории

Подготовка и организация участия школьников в международном математическом конкурсе «Кенгуру -2012»

февраль

Учителя математики и начальных классов.

Проведение бесед с родителями одаренных детей.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя – предметники, классные руководители.

 
Статьи по теме:
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в