Особенности программы цветные ладошки. Парциальная программа "цветные ладошки"

Елена Перегудова
Формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития детей по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение , что это направление развития ему недоступно . А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры. Дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, лепят из пластилина глины, соленого теста, мастерят из разных подручных материалов.

Такая деятельность является для ребенка :

Естественным способом освоения окружающего мира;

Понимания своего места в нем, открытие себя;

Способом развития мышления , восприятия, моторики;

- развивает ребенка эмоционально и творчески.

Вот уже второй год в своей работе с детьми я использую инновационную программу И . А. Лыковой «Цветные ладошки » .

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно -творческих способностей в изобразительной деятельности.

В основе программы лежит триединая составляющая :

1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей , полихудожественный подход .

2. Преемственность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации и художественному труду .

3. Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями – учебными, наглядно- методическими и практическими.

Основные задачи программы :

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов .

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно -образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно- эстетического опыта : распредмечивание и опредмечивание объектов с помощью воображения и эмпатии.

5. Развитие художественно -творческих способностей в продуктивных видах деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца» .

Программа «Цветные ладошки » опирается на общепедагогические и специфические дидактические принципы.

Среди общепедагогических принципов выделим :

- принцип культуросообразности : построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности : построение и корректировка познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип систематичности и последовательности эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному» , «от близкого к далекому» , «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому» ;

- принцип цикличности : построение и корректировка программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

Принцип развивающего характера художественного образования ;

- принцип природосообразности : постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса : построение программы с опорой интересы отдельных детей и детского сообщества.

Специфические принципы, обусловлены особенностями художественно- эстетической деятельности :

Принцип эстетизации предметно- развивающей среды и быта в целом;

Принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов ;

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

Принцип интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности ;

Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, созидающего) ;

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

Принцип организации тематического пространства- основы для развития образных представлений;

Принцип естественной радости.

На занятиях по программе «Цветные ладошки » дети узнают много об окружающем мире, так как они проходят в определенной теме. Например «подводный мир» , «космос» , «времена года» и т. д.

Знакомятся с народно-прикладным искусством. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы и средства. Например, рисовать красками, использовать пластилин и тесто, элементы аппликации. Учатся рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошкой , печатками.

Очень интересно И. А. Лыкова предлагает использовать в работе разные дополнительные материалы : скорлупки орехов, стружку, листья, ракушки, разные крупы, зубочистки, трубочки для коктейля, бисер, паетки и т. д.

Мне и детям очень нравятся занятия, проводимые по программе «Цветные ладошки » . Отличительной особенностью этой программы от других , является интеграция видов деятельности. Считаю, что именно она эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка

свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дают более многоплановое и динамичное художественное содержание и , с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов , что обеспечивает высокий

творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей «Волшебный завиток» Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми руками. Новые жизненные.

«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их.

Конспект проведения НОД по аппликации с элементами эстетического развития «Цветные зонтики». Задачи: Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику: закрепить.

Консультация «Приобщение и формирование эстетического отношения к окружающему миру» (детей раннего возраста 3–4 лет) Развитие ребенка не ограничивается освоением предметных действий, овладением речью, игровой деятельностью. Все это служит основой для вхождение.

Педсовет «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ» Педагогический совет «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ»1. Доклад «Взаимодействие.



Программа...

Читать полностью

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительном искусстве. Формирование эстетического отношения к миру.
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" представляет авторский вариант проектирования образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы.
Программа апробирована, прошла общественную и научную экспертизу. В полном объеме обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями. Адресована руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, специалистам системы повышения квалификации, студентам педагогических вузов и колледжей. Будет полезна для работы в малокомплектных, частных и семейных детских садах.
15-е издание, переработанное и дополненное.

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ И.А.ЛЫКОВОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Подготовила воспитатель Первой категории Григорян Татьяна Гукасовна

2 слайд

Описание слайда:

Зачем вообще нужно рисовать? Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

3 слайд

Описание слайда:

Цель Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа Целью программы «Цветные ладошки» является развитие художественных способностей посредством рисования различными красочными материалами - гуашь, акварель, пальчиковые краски, восковые мелки, пастель.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

5 слайд

Описание слайда:

В ходе обучения используются нетрадиционные техники рисования. Дело в том, что не все дети могут хорошо рисовать. И чтобы они смогли лучше раскрыть художественный образ, предлагается использовать вместо кисточки различные трафареты, штампики. Одновременно с красками дети могут применять аппликацию, разбрызгивать капли краски по бумаге и просто обводить свои ладошки –получится елочка или голубь.

6 слайд

Описание слайда:

Практическая часть На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках. Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - самостоятельная деятельность детей; - предметно-развивающая среда. Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа), наглядные (образец, рассматривание иллюстраций), практические (рисование), игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», «Поможем художнику»).

7 слайд

Описание слайда:

На занятиях детям предлагается использовать необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

ИГРЫ С КЛЯКСОЙ На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза. Кляксография – это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.

10 слайд

Описание слайда:

МОНОТИПИЯ Монотипия такая, Рисовать нам помогает, Нарисую полстранички, А сложу, как две сестрички. Лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток.

11 слайд

Описание слайда:

ТАМПОНИРОВАНИЕ Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет» ТРАФАРЕТ Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге!

12 слайд

Описание слайда:

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!

13 слайд

Описание слайда:

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок.

14 слайд

Описание слайда:

Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане. Дождливый день). Рисунок клеем На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.

15 слайд

Описание слайда:

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка. Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

16 слайд

Описание слайда:

СУХАЯ КИСТЬ Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается - разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т.к. кисть от краски не промывается.

Аннотация к программе «Цветные ладошки»

Образовательная область «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) осуществляется по программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. В основе программы лежат разработки Лыковой Ириной Александровной, которая является кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Института художественного образования Российской Академии Образования. Программа предназначена для работы с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста.

Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей деятельности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведения искусства) и предметов окружающего вида как эстетических объектов.

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.

Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Интеграция образовательной области «Художественное творчество» строится на основе принципа взаимосвязи с другими образовательными областями, обеспечивая оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Планируемые результаты освоения программы:

Субъективная новизна, оригинальность и вариантность, как способов решений творческой задачи, так и результата детского творчества.

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественной выразительности.

Способность к интерпретации художественных образов.

Общая ручная умелость.

Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Дидактические принципы построения и реализации программы:

принцип культуросооброзности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

 
Статьи по теме:
Масло грейпфрута — свойства и применение Косметическое масло грейпфрута для лица
Несмотря на то что масло грейпфрута относительно недавно открыли как косметическое средство, оно широко используется и рекомендуется специалистами в области ухода за кожей. Его признают действительно эффективным благодаря своему богатому биохимическому со
Забыть и двигаться дальше
В жизни многих людей присутствует безответная любовь. Что делать, если понимаешь, что чувства не взаимны? Существует немало способов пережить подобное стечение обстоятельств.Неразделенная любовь: что делать, а чего - нет Этот совет может показаться баналь
Как поддержать мужчину в проблемах и кризисе Как поддержать парня в трудной ситуации
Все мы знаем, что мужчины – это сильный пол и им по плечу любые трудности. Однако не стоит забывать: они живые люди, у которых бывают перепады настроения, страхи и переживания, которого преследуют не только взлеты, но и падения. Очень важно уметь понимат
Игнорирование - один из старейших видов эмоционального насилия
Научиться не обращать внимания на людей, вызывающих только отрицательные эмоции, достаточно легко. Спешить, однако, не стоит. Подумай, не пожалеешь ли ты о своём решении, ведь шанса взять слова обратно может и не быть. Поразмысли над целью игнорирования,