Конспект НОД в старшей группе ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Первоцветы. Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Берегите первоцветы» (старшая гру

Программное содержание:

Закреплять представление детей о первоцветах;

Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)

Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;

Развивать фонематический слух;

Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

Используемая литература :

М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»

Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Основная часть:

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,

Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!

Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:

Ла-ла-ла - я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Первая остановка «Волшебная»

Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

«Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.

третья остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.

четвёртая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

пятая остановка «Игровая»

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?»

Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

шестая остановка «Сладкая»

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

восьмая остановка «Белоснежная »

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.

(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Фото ландыша помещается на ватман.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«В гости к первоцветам».

(Образовательная область: коммуникация, социализация)

Провела: воспитатель старшей группы

Сильченко Ирина Николаевна

Апрель 2013г.


Светлана Кузнецова
НОД в старшей группе по теме «Первоцветы»

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад №310»

Конспект НОД по теме :

«Первоцветы »

Выполнила воспитатель :

Кузнецова С. В.

Задачи :

1. Развитие творческих способностей детей посредствам художественного ручного труда;

2. Отработка основных элементов складывания : точное совмещение углов и сторон, проглаживание линий сгибов;

3. Развивать связную речь; способность, отвечая на вопросы, давать развёрнутые объяснения; обогащать активный словарь детей словами - проталинка, протальник, первоцвет , морозник, ветреница;

4. Уточнять и закреплять знания детей о первых весенних цветах – подснежнике, мимозе, тюльпане.

5. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Ход НОД:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Становятся в круг)

Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес. Готовы? Тогда вперед! Ой, а кто-нибудь знает волшебные слова? (ответы детей)

(птичка приносит письмо с загадкой про подснежник)

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Ответы детей)

Ребята, нам нужно помочь подснежнику пробиться сквозь снег. Поможем? (Ответы детей) .

Вперед! Первая остановка «Время года»

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал с постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

(Ответы детей)

Ребята, назовите приметы ранней весны (картинки на доске) :

Растаял снег,

Потекли ручьи,

Закапали сосульки,

Расцвели первые цветы ,

Прилетели птицы.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Утро настало, солнышко встало :

Эй, братец, Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И, крошка, Митрошка!

Привет, Ладошка!

Следующая остановка «Первый весенний месяц »

Ребята, а какой сейчас месяц? (Ответы детей)

В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют?

Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли . На проталинах из-под снега появляются первые цветы .

А какие первые весенние цветы вы знаете? (Ответы детей) .

Сейчас ребята нам и расскажут о цветах :

Озеро подснежников. (Савелий)

Чутко дремлет тишина

В хвойных чащах бора,

Расплескала там весна

Синие озера.

Встрепенулся бор угрюмый,

Ожил и помолодел

И с весенней светлой думой

На подснежник поглядел.

Тюльпан. (Вероника К)

Посмотрите, посмотрите!

Вот какой цветок у Мити!

Маме дарит он цветок

Ярко-красный огонек!

Наш тюльпан на клумбе дачной

Словно шах в чалме удачной.

Мимоза. (Лиза)

Вот кончаются морозы,

Тает снег, ручьи поют

И пушистую мимозу

На бульварах продают.

Всем, всем, всем нам

В день погожий

Шлет привет сама весна,

Звон ручьев и птичьи трели

Дарит к празднику она!

(В обручах наборы палочек Кюизенера)

Ребята, выберите 10 палочек любого размера и цвета, и сделайте свой волшебный цветок.

Веселая минутка

На лужайке поутру

Мы затеяли игру

Я- подснежник, ты – вьюнок

Становитесь в наш венок (круг)

1,2,3,4 – (расходятся)

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки (бегают)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

Мы тепло свое даем

В гости к нам цветочки ждем.

Третья наша остановка «Подснежник»

Итак, ребята, весна – сказочная пора. Будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, смеяться, сочинять стихи, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу – погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться первым нежным цветком .

В : Где появляются подснежники?

Д : Подснежники появляются на проталинках.

В : А что такое проталинка?

Д : Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля.

В : Какого цвета бывают подснежники?

Д : Подснежники бывают белые, синие, фиолетовые, голубые, сиреневые.

В : Народная примета гласит : «Первый цветок ломает ледок . Как вы понимаете эту пословицу?

Д : Дети объясняют смысл пословицы.

В : А почему этот цветок называют подснежником?

Д : Этот цветок называют подснежником, потому что он появляется из-под снега.

В : А еще эти цветы имеют названия : первоцвет , морозник, ветреница, цветок-«снегурка» . Сейчас я хочу вас попросить показать, как появляются подснежники.

Физминутка «Подснежник»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

В : Молодцы! Я вас приглашаю пройти и сесть за столы, где вас ожидают чудеса.

Сейчас мы с вами попробуем сделать подснежник своими руками.

1. Сгибаем квадрат пополам. Разгибаем и складываем левый и правый углы к центру. Нижний угол загибаем вверх. Нижние углы модуля снова загибаем к центру. После каждый край немного расправляем и снова складываем уголок к центру, но уже заправляя внутрь. Уголки загибаем вверх. Переворачиваем модуль. Загибая стороны пополам, не сгибаем образовавшийся ром, а переворачиваем его на обратную сторону модуля.

2. Для каждого цветка приготовим по 3 модуля. Крайние лепестки модуля вложим один в другой. Склеим все 3 модуля между собой. У нас получиться чашечка цветка.

3. Мы с вами заранее приготовили стебельки. Наденем на стебель цветок со стороны утолщения. Приклеим цветок.

Итог. Рефлексия.

Публикации по теме:

Тема недели: «Птицы» Понедельник 16.11.2015 Утро: Приём и осмотр детей. Утренняя гимнастика – способствовать укреплению здоровья детей.

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект НОД

в старшей группе

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Первоцветы»

Разработала и провела:

воспитатель старшей группы

Пономарева Л.А.

г. Бокситогорск

Цель: Вызвать интерес к пробуждающей весенней природе.

1. Познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Закрепить умения и навыки детей в работе с солью – нанести клей, посыпать солью, дать пропитаться, стряхнуть соль на поднос.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: съёмный носитель с презентацией, плотный картон, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетки для рук, иллюстрация с изображением подснежника и схема, клей, соль, подносы.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны и первоцветов, просмотр презентаций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - Солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро продлится до вечера!

Ребята, нам пришло видео письмо, давайте посмотрим, от кого же оно?

Дети: Давайте.

Слайд 1. Воспитатель: От кого пришло письмо мы узнаем, отгадав загадку

Слайд 2.

Прихожу с добром,

Вею теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут меня … (весна).

Слайд 3. Весна. Аудиозапись:

Весна: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы меня узнали, как приятно встретиться с красивыми, добрыми и умными ребятками.

Весна: Но мне хотелось бы узнать, а знаете, как называются три весенних месяца? Назовите их. (пауза)

Дети: Март, апрель, май.

Весна: И приметы весны знаете?

Весна: Назовите приметы весны. (пауза)

Дети: Чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются первые проталинки, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака.

Весна: Ребята, какие вы молодцы, наблюдательные, и уже заметили признаки моего прихода. И потому я приглашаю вас отправится в весенний лес. И посмотреть пробуждение природы.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Су-су-су – оказались мы в лесу.

Слайд 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его вдохнем.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Обратить внимание на звуки леса, на изменения в природе: Слайд 5. ярко светит солнце, небо голубое, Слайд 6 . тает снег, Слайд 7. бегут ручьи, Слайд 8. звенит веселая капель, Слайд 9. на реках и озерах тает и трескается лед. Это явление называется ледоход, Слайд 10. набухают почки, Слайд 11 . появляются первые проталинки.

Дети: проговаривают и отвечают на вопросы.

Слайд 12. Воспитатель: Что бы попасть на весеннюю поляну, нам надо отгадать загадки. Готовы?

Воспитатель:

На снежинки похожи цветки,

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны.

Слайд 13. (Ветреница)

Слайд 14. У занесенных снегом кочек,

под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Слайд 15 . (Перелеска)

Слайд 16. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились... Слайд 17. (крокусы).

Слайд 18. Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках -

Круглые комочки.

Слайд 19. (Мать - и - Мачеха)

Слайд 20. Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет капели звонкой,

Называется…..

Слайд 21. (Подснежник)

Слайд 22. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие цветы выросли на весенней поляне (1,2,3,4,5 ), как одним словом их можно назвать?

Дети: Первоцветы. (6 )

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Все приметы мы назвали и загадки разгадали, а теперь настал тот час, чтоб пуститься в перепляс. В хоровод скорей вставайте и песенку подпевайте.

Физминутка «Хоровод» (аудиозапись)

Слайд 23. Весна: Ой ребята, вы меня так порадовали, мне так понравился ваш хоровод, что я хочу вам показать одну удивительную полянку, на которой растут мои любимые цветы. Подснежники. Ребята, нам пришла пора расставаться, вам в детский сад, а мне по весенним делам.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Ду-ду-ду – оказались мы в саду.

Слайд 24. Воспитатель: Ребята, пока мы пели и плясали в детском саду мы уже оказались. ОЙ беда, беда, беда.

Вот в лесу мы побывали,

А букет и не собрали.

Это первые цветы,

Небывалой красоты.

На полянку я пойду,

И подснежники сорву,

В группу вам их принесу,

Вот такую красоту.

Дети: Цветы нельзя рвать, они занесены в красную книгу, они завянут без своей луковички, нельзя губить природу.

Воспитатель: Что же делать, как нам быть, как нам можно сохранить воспоминания о подснежниках.

Дети: Сфотографировать, нарисовать, слепить, сделать аппликацию….

Воспитатель: Посмотрите, Весна нам оставила подсказки, какие?

Дети: Фотографию и схему.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?

Дети: Потому что он растет из - под снега.

Рассмотреть подготовленный материал и схему.

Объяснение воспитателя как выполнить работу.

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая.

Теперь нанесем клей и обильно посыпаем солью, а пока подсыхают работы, пусть наши пальчики отдохнут:

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос нежный цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,

округлить пальцы.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальчики в стороны)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)

Готовые работы вывешиваются на доску.

Дети: «Подснежники» г. Ладонщиков

Солнце ёлочки пригрело,

Сосны и валежники.

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В эти дни весенние

Дети нежные земли –

Всем на удивление.

На проталине стоят,

На ветру качаются,

Словно звёздочки, горят,

Лесу улыбаются.

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подснежники у нас получились. Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. Где мы с вами сегодня побывали и что видели? Вам понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озъягский детский сад «Лесовичок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему:

«Берегите первоцветы»

(старшая группа)

Воспитатель:

Л. А. Зезегова

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цель : познакомить детей с раннецветущими растениями коми края.

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Задачи:

Познавательное развитие: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.

Речевое развитие: развивать связную и диалогическую речь, внимание, память, активизировать речь детей за счет прилагательных.

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослым в процессе непосредственной-образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, прививать любовь к музыке.

Физическое развитие - обогащать двигательный опыт детей;

сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации первоцветов, головные уборы с изображением раннецветущих для инсценирования, раздаточный материал (конверты с фото первоцветов); выставка познавательной литературы о раннецветущих, занесенных в Красную книгу. Запись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Времена года» Шопена.

Предварительная работа:

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы», прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Первоцветы коми края».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели, и Земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей).

Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей).

Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами или подснежниками, потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет». Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками).

1 картинка показ «Подснежник»

Подснежник - лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологими деревами и кустарников, в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

Давайте послушаем стихотворение

(Ребенок читает)

Подснежник.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, сильно припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом жарко стало,

И он подумал, что пора.

И вылез. А кругом все тихо…

Соседей нет. Он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок.

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки,

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоня,

Сказал: «Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!»

Ребята, подснежники появляются на проталинках.

В: А что такое проталинка?

Д: Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля (показать слайд)

Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы.

Доберется весенняя вода до земли, и эти цветы проснутся от долгого зимнего сна.

Расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем. Этот цветок появляется самым первым в лесу.

Послушайте загадку.

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

В: Что это за цветок?

Д: Подснежник.

В: Правильно, эта загадка тоже про подснежник.

Ребята, много прекрасного человеку дарит природа. Многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед… Всё заполнил весенний шум. (музыкальный фон). Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются первые цветы.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха»

«Растение это – всем нужно! » -

Сказал, очень гордо мне дед.

«Для тех, кто случайно простужен,

Лекарства безвреднее – нет!

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

Ребята, с какими первоцветами вы познакомились? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».

(Выходят дети в масках первоцветов и садятся на стульчики.)

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница:

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница:

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Анютины глазки :

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – Анютины глазки .

Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробиваются смело,

Зимою под снегом им спать надоело.

Посмотрите, какие у меня нежные бархатистые цветы. У меня пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых.

Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Восп.: - не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, Анютины глазки –цветы самые умные и крепкие . Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные, поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Чтение экологической сказки:

В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами: воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

Для этого необходимо: 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

Дети делают цветы

Ребята, хотите отправиться на полянку побыть первоцветами и понежиться на весеннем солнышке?

Тогда встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

Давайте покажем, как появляются подснежники.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

- (После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы?

Дети рассказывают стихи:

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.

Берегите цветы! Спасибо, за внимание!


Цель : уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да - нет».

Это рукотворное? (Нет.)

Это природное? (Да.)

Это животное? (Нет.)

Это растение? (Да.)

Это высокое? (Нет.)

Это низкое? (Да.)

Это комнатное растение? (Нет.)

Это лесное растение? (Да.)

Это красивое? (Да.)

Это цветы? (Да.)

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные -

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники -

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц -

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела -

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

 
Статьи по теме:
Методы ускоренного духовного развития о токаревой
Существует много различных даосских школ, но, по большому счету, можно выделить Три Пути Совершенствования: Низший, Средний и Высший. Данная классификация является очень древней и применялась Великим Бессмертным Патриархом Люй Дунбинем, его учеником Ван Ч
Каминные носки к новому году, которые произведут неизгладимое впечатление
Продолжаем рассказывать, как можно обновить декор и украсить квартиру, используя старые свитера. Из сегодняшнего мастер-класса вы узнаете, как сшить рождественские «сапожки» для подарков своими руками из старых свитеров. Необычно и празднично! Новогодние
Кот из бумаги: простые поделки из конусов
Каждый новоиспечённый владелец котёнка стремится воспитать подопечного ласковым и игривым. Питомец вырастет таковым, если хозяин будет уделять ему должное внимание. Дружелюбные кошки отличаются уверенностью, преданностью и любовью к человеку, а также те
Прическа с хвостиком на макушке женская
Полный образ невозможен без продуманной укладки. Прически с хвостом сейчас популярны за счет простоты и практичности. Оформить так волосы сможет любая женщина. Кому пойдет?Плюс такого оформления – оно идет как девочкам, так и женщинам среднего возраста. У