Психология дошкольного возраста. Младший и старший дошкольный возраст

1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра . Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.
Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера . Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

  1. наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;
  2. запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;
  3. при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;
  4. дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;
  5. хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

  1. образы воображения легко возникают.
  2. «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер;
  3. образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);
  4. часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.
В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

  1. ситуативную;
  2. контекстную;
  3. объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

3. Личностное развитие дошкольника включает:

  1. понимание окружающего мира и своего места в этом мире;
  2. развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

  1. подражая близким людям;
  2. наблюдая за трудом взрослых;
  3. слушая чтение рассказов, сказок, стихов;
  4. подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;
  5. через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.
Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.
Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе , под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла:

  • уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения;
  • достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка закладывается восприятие себя и своих возможностей, отношение к миру и стереотипы общения. Психология дошкольного возраста помогает родителям разобраться в особенностях развития и причинах поведения малыша.

Дошкольным в современной психологии принято считать возраст от 4 до 7 лет. Началу этого периода предшествует кризис трёх лет. Это достаточно сложный период в жизни родителей, поскольку ребёнок проявляет крайний негативизм и сильное упрямство.

Именно этот кризис означает, что ребёнок дифференцируется, отделяется от матери и проявляет себя как отдельная личность со своим мнением и желаниями. Чтобы он успешно прошёл этот этап, родителям ни в коем случае не следует унижать или ломать дошкольника. Нужно показать ему, что его слышат, и он имеет право на свои переживания, но решать – это право взрослых.

Пройдя этот кризис, ребёнок выходит на новый уровень отношений со взрослыми. Если раньше он был «пупом земли», маминым продолжением, то теперь он становится отдельной личностью и полноправным членом семьи. Он должен следовать семейным правилам, и у него появляются первые обязанности (убирать игрушки).

Границы семьи раскрываются, и ребёнок открывает для себя окружающий мир. В это время обычно он начинает посещать детский сад, где учится взаимодействовать со сверстниками, а также другими взрослыми. Вот и первая социальная роль.

Стремление к самостоятельности является важной характеристикой дошкольного возраста. Ребёнок стремится быть взрослым, но ещё не может им быть. Именно это порождает сюжетно-ролевую игру как возможность «поиграть в самостоятельного взрослого».

Дошкольник во всём старается подражать старшим, начиная от интонации, заканчивая жестами и поведением. В этом возрасте ребёнок, как зеркало, отражает своих родителей. Для них это отличная возможность посмотреть на себя со стороны и задуматься, чему они учат своих детей.

Игра как способ развития

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но не стоит думать, что игра для малыша всего лишь фантазия, притворство. Нет. Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом, учителем, рыцарем или принцессой.

Совместная игра помогает детям развить коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных мотивов (достижение успеха, лидерства).

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются следующие новообразования:

  • соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания подчинять правилам игры;
  • обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный опыт общения (дружба, общие игрушки), так и негативный (обиды, ссоры);
  • усвоение слова «НАДО», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «ХОЧУ».

Познавательные процессы дошкольника

У дошкольников быстро развиваются все психические процессы. Отличительной особенностью всех познавательных процессов в дошкольном возрасте становится приобретение ими произвольности.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие тесно связано с эмоциями ребёнка, и чем больше позитивных чувств и ярких впечатлений испытает ребёнок при воздействии какого-то стимула, тем точнее будет восприятие. Но уже в старшем возрасте (5-7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие.

Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. К 5 годам увеличиваются устойчивость внимания и его объём. Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Самой важной психической функцией, влияющей на развитие дошкольника, является память. Ребёнок способен запоминать много разнообразной информации, но только тогда, когда ему интересно, и это происходит в процессе игры. Никакие специальные техники запоминания не будут работать.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько стадий. В начале у ребёнка развито наглядно-действенное мышление, потом — к середине дошкольного возраста — оно переходит в наглядно-образное, и в конце начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Эти психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а в частности — особенности мышления нужно учитывать при общении с ребёнком. Например, ребёнок 4-5 лет спрашивает, когда мама вернётся домой. Вы отвечаете, что она придёт домой после работы. И через пару минут ребёнок задаёт этот же вопрос. Нет, он не шутит над вами и услышал ваш ответ хорошо. Просто в силу специфики детского мышления он его не понял.

Слова «после», «потом» относятся к категории времени (прошлое, настоящее, будущее), а это относится к словесно-логическому мышлению. А ребёнок оперирует наглядно-действенным. Поэтому, чтобы ребёнок вас понял, перечислите, после каких действий и событий мама появится дома. Например: «мы с тобой сейчас погуляем, потом покушаем, посмотрим мультик, за окном станет темно, и тогда придёт мама».

В дошкольном возрасте в психике ребёнка дозревают центры, отвечающие за речевые функции, и процесс освоения родной речи завершается. Словарный запас маленького человечка значительно увеличивается. В шесть лет активный словарь ребёнка насчитывает 2500-3000 слов. Это в три раза больше, чем у трёхлетнего малыша.

Однако эти показатели полностью зависят от среды, в которой дети растут. Дошкольники имеют большой словарный запас, если родители много разговаривают с ними и читают с ними сказки и рассказы (так происходит знакомство с литературной речью).

Для этого периода характерно так называемое словотворчество детей, — способность образовывать причудливые формы слов или использовать слова в необычном значении.

Ведущие потребности дошкольника

Психология детей дошкольного возраста часто содержит в себе противоречия. Например, в этом возрасте у них возникают две новые потребности:

  • общение с другими детьми;
  • потребность быть занятым какой-то важной деятельностью для общества.

Но ребёнок не может реализовать вторую потребность в обществе. Как же ему разрешить это противоречие? Именно это и приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, которая даёт возможность дошкольнику играть роли взрослых, которые занимаются общественно важной деятельностью.

Важной потребностью малыша в этом возрасте является потребность в принятии и безусловной любви. Ему важно чувствовать, что для родителей он особенный, и его любят просто за то, что он есть. Принятие и любовь родителей создаёт прочную основу для здоровой самооценки. Повзрослев, ребёнок не будет «выслуживаться», чтобы заработать любовь.

Безусловная любовь не означает отсутствие наказаний за проступки. Но родителям нужно разделять личность и поступки и наказывать ребёнка именно за проступки, а не за то, что он «плохой». Нужно объяснить ему, что он хороший, и его любят, но наказать за проступок родители должны.

Развитие личности

Как утверждает дошкольная психология, в период от 4 до 7 лет происходит закладывание фундамента личности: самооценка, соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и правил, а также способность оценивать и контролировать своё поведение.

Дошкольник учится называть эмоции и распознавать их проявления в себе и других. Очень важно в этот период научить его здоровому отношению к негативным эмоциям и как их правильно выражать. Для этого у самих взрослых должен быть хорошо развит эмоциональный интеллект.

В этом возрасте ребёнок проявляет такие эмоции как сопереживание и забота. Развиваются «социальные» эмоции: чувство гордости и радость за хороший поступок, чувство стыда за плохой.

Самооценка и самосознание

На этом этапе развития у ребёнка формируется способность оценивать свои действия и действия других. И именно тогда формируются самооценка и образ себя.

В основе самооценки лежит «Я-концепция». Хотя правильнее было бы сказать: «Ты-концепция», поскольку сначала представление о себе у дошкольника складывается из того, как его оценивают родители. Поэтому родители должны быть осторожны в оценке своего чада, чаще обращать внимание на его достоинства и способности, чтобы он вырос уверенным в себе человеком.

Нравственное развитие и иерархия мотивов

Дошкольник активно усваивает нормы поведения и морали и начинает мыслить нравственными категориями: плохой — хороший, добрый – злой, честный – нечестный. Значимую роль в нравственном развитии маленького человека играют родители, и именно они передают свои ценности детям.

Важным новообразованием этого возраста является подчинение личных мотивов общественным. В младшем дошкольном возрасте у детей проявлены личные мотивы, один из которых – вызвать одобрение значимого взрослого. В старшем школьном возрасте происходит соподчинение мотивов: мотивы личные уступают мотивам социальным (сделать хороший поступок, или подчиниться желанию группы).

Знание норм и правил поведения, а также умение оценивать свои поступки в старшем дошкольном возрасте приводят к тому, что ребёнок учится контролировать свои действия и управлять своим поведением.

Половая принадлежность

Осознание себя как существа определённого пола присутствует уже у трёхлетних малышей. Причём сначала дети могут копировать поведение родителя своего пола – девочки надевают украшения, как мамы, а мальчики ведут деловые разговоры по игрушечному телефону. Подрастая, они уже будут стараться вести себя соответственно: дочка будет проситься помогать на кухне, мальчик – чинить с дедом машину.

Интересно то, что дошкольники стремятся дружить только со сверстниками своего пола: девочки с девочками, а мальчики — с мальчиками. При этом возможны пренебрежительные высказывания в сторону противоположного пола.

Творческому полёту ребёнка нет конца и края. Воображение уносит малыша далеко-далеко. Ему интересно и рисовать, и лепить, и клеить, и много чего другого. Поощряйте эти занятия. Так развивается его воображение, раскрываются его таланты и уверенность в своих силах.

Почемучки, жадинки и драчуны

Дошкольный возраст – это возраст тысячи и одного вопроса. Малыш активно познаёт мир, и ему интересно знать всё: из чего сделано солнце, и почему пакет шелестит. Хоть иногда эти вопросы бывают некстати, всегда находите время ответить на них. Так вы расширяете кругозор малыша и укрепляете ваши отношения.

На детской площадке часто можно увидеть маленьких «жадинок», которые не хотят делиться игрушками с другими детьми. Мамы, не желающие конфликтов, призывают своих чад отдать игрушку поиграть. Но правильно ли это? Для детей дошкольного возраста всё ещё характерен эгоизм, и им важно «обладать» своими игрушками. К тому же в чувстве собственности по отношению к своим игрушкам нет ничего плохого. Представьте, если бы к вам подошёл человек и попросил поиграть в ваш телефон. Вы бы отказали, а окружающие назвали бы вас жадным.

Вот так чувствует себя и ребёнок, которого просят отдать свою игрушку другому. Лучше объясните своему чаду, что игрушка принадлежит ему, и если он хочет (подчёркиваю: если хочет), он может дать ее поиграть кому-то, но тот ребенок обязательно её вернёт. Если малыш не хочет давать, это его право распоряжаться своей игрушкой.

Есть и такие дети, которые так и норовят ударить, толкнуть или обозвать. Твёрдо, но без злости, останавливайте ребёнка. Обычно в возрасте 4 лет малыш начинает проверять границы других людей. Иными словами: «Как я могу взаимодействовать с другими?» И если нежелательное поведение не пресечь, то оно будет проявляться и дальше.

Как помочь ребёнку развиваться?

Существует понятие «зона ближайшего развития». В психологию его ввёл известный советский психолог Л.С. Выготский. Зоной актуального развития называют умения ребёнка, которые он выполняет самостоятельно, без помощи взрослых.

Также в дошкольном возрасте у ребёнка активно развиваются многие психические функции, и при содействии взрослого он может многому научиться. Только делать нужно не ЗА него, а ВМЕСТЕ с ним. То, что дошкольник может сделать при помощи взрослого, чуть позже он сможет сделать сам. Это и называется зоной ближайшего развития. Если вы хотите научить вашего ребёнка чему-то, сделайте это сначала вместе с ним. К тому же так мы развиваем у него уверенность в своих силах.

Мы всегда куда-то торопимся, и нам кажется легче и быстрее сделать что-то за ребёнка. Но потом ожидаем, что он сам будет уметь убирать игрушки, вырезать из бумаги и складывать одежду в шкаф.

Дети — это капитал, в который нужно вкладывать время и внимание, и они вас приятно удивят.

Конец дошкольного возраста также знаменуется кризисом. Этот период непростой как для родителей, так и для самого ребёнка. Он может проявлять упрямство, спорить, отказываться выполнять ваши поручения, предъявлять претензии и даже хитрить.

Причину такого поведения психология дошкольника видит в новой социальной роли, которую осваивает ребёнок. Он включается в новую систему отношений, где у него есть свои обязанности, которые могут показаться малышу тяжелыми.

Самая важная характеристика этого кризиса – ребёнок теперь становится не таким понятным, как раньше. Его переживания теперь сохраняются внутри и не всегда видны на поверхности. Причиной этого становится утрата детской непосредственности и желание подражать взрослому. Но только эти подражания в виде гримасничанья и кривляния не милы и смешны, а вызывают раздражение.

  • Проявляйте терпение. Новоиспечённый школьник может быть обидчив и вспыльчив. Это связано с его самооценкой. В школе обучение подразумевает некоторое соперничество за то, кто лучше и успешней. Это создаёт внутреннее напряжение.
  • По той же самой причине ребёнок нуждается в вашей поддержке и вере в его силы. Выражайте их ему почаще.
  • И конечно, проводите время всей семьёй. Чувство семейного единства вселит в него уверенность, что его любят всегда, что бы ни произошло.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Никогда не стоит забывать о том, что психология детей, их восприятие окружающих значительно отличается от взрослого восприятия. Понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, помочь ему, в случае необходимости, скорректировать своё поведение в лучшую сторону, достучаться до его сознания и получать желаемые результаты от воспитания помогут материалы, собранные в данном тематическом разделе. Все публикации систематизированы по актуальным темам. Таким, как психологическая подготовка и адаптация к школе, гиперактивность, типичные детские психологические кризисы и конфликты, страхи и агрессии. Большое внимание уделено различным методам психогимнастики и снятия нервного напряжения: изотерапии, сказкотерапии, релаксации, песочной терапии, вопросам грамотного поощрения и (куда же без него!) наказания.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов
  • Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания
  • Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 4904 .
Все разделы | Психология дошкольников

Конспект мероприятия в рамках недели психологии «Дружба народов» Конспект мероприятия в рамках недели психологии по теме : «Дружа народ ов» Подготовила и провела воспитатель : Осипкина К.А. Актуальност ь : Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования и именно в детском возрасте человек, как губка впитывает в себя...

Презентация по психологии «Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд Тема : Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 2 слайд Актуальность проекта обусловлена тем, что внимание – это психическое состояние человека , от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника . По мнению Л.С.Выготского,...

Психология дошкольников - Психологическая диагностика «Исследование уровня временнóй компетентности и лояльности у педагогов»

Публикация «Психологическая диагностика «Исследование уровня временнóй...» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Исследование уровня временнóй компетентности и лояльности у педагогов Для исследования лояльности и временнóй компетентности педагогов используют диагностический инструментарий. Самый эффективный -...

Цель: развивать ассоциативное мышление, репродуктивное воображение, логическое мышление, память и саморегуляцию; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудование: картинки с определенным сюжетом, карточки с предметными изображениями, геометрические фигуры. Ход занятия...

Занятие психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического климата среди дошкольников; - обучение пониманию собственного настроения; - развитие чувства коллективизма. - устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми. - формировать умение свободно...

«Организация зоны психологической разгрузки и зоны для снятия агрессии» Уголок уединения в детском саду Адаптация к детскому саду может проходить не так болезненно, как ее описывают психологи и некоторые родители. Благо, есть множество средств, призванных облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Одним из этих...

Психология дошкольников - Эссе «Почему я работаю психологом?»

ЭССЕ «Почему я работаю психологом» «Все мы родом из детства», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери в своём «Маленьком принце». И я соглашусь с ним, ведь все мои детские устремления воплотились в том взрослом человеке, которого я ежедневно вижу в зеркале. Я хотела лечить людей,...

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности - соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Краткое содержание: Психология ребенка. Возраст от четырех до шести. Самостоятельность ребенка. Показатели развития ребенка. Ночной сон, как укладывать ребенка. Развитие психики ребенка, формирование индивидуальности. Психологические основы воспитания дошкольника.

Возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.

Приобретает малыш и известную самостоятельность.

В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна.

Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.

Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора.

Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина.

Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка. Особенно это касается детей со слабым типом высшей нервной деятельности.

Навыки опрятности обычно уже хорошо усвоены ребенком, но еще некоторое время он продолжает; иногда просыпаться "мокрым". И в этом случае нет места излишней спешке и нервозности. Бессмысленно будить ребенка по ночам для того, чтобы он сходил на горшок. Пусть все идет естественным путем.

Для привития гигиенических навыков используйте тягу ребенка к самоутверждению и склонность к подражанию. Если взрослые сами постоянно выполняют требования гигиены, то и малыш в конце концов почувствует необходимость вымыть руки перед едой: и как же, он ведь совсем "большой".

Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд.

Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.

Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.

В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.

Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа.

Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.

Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: "Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение.

Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо..." Пожалуй, лучше и не скажешь.

Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.

Нет смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для иного ребенка подобная информация может стать сверхсильным раздражителем, своеобразным трамплином для нервного срыва. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый взрослый мир.

Дошкольный возраст - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: "... какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами.

Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем... В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути".

Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые этот возрастной период так и назвали - "стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.

Когда-то Л. Н. Толстой писал, что для детей надо писать так же, как для взрослых, что наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта.

Таковы, например, "Винни-пух", "Аленький цветочек", детские рассказы Толстого, сказки Андерсена и народные сказки. В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы.

Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.

Для нормального развития личности ребенка и всех ее составляющих - интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной сферы - необходимо, чтобы он с самого раннего детства испытывал чувство защищенности, воспринимал заботу взрослых о себе.

В возрасте 5-6 лет у детей наступает известный в психологии "пик страхов", когда возрастает число детских страхов, боязней и их интенсивность. К 6 годам отмечается осознание конечности отдельной жизни и формирование "страха смерти".

Таковы, в общем, основные особенности психологии детей дошкольного возраста.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

 
Статьи по теме:
Как завить ресницы в домашних условиях?
Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на
Лимон для осветления волос – альтернатива салонным процедурам Обесцвечивание волос лимоном
Представительницы прекрасного пола, стремясь к красоте и совершенству, прибегают к экспериментам в своей внешности, в том числе, и с цветом волос. Блондинки всегда имели репутацию очень нежных и милых созданий, особо нравящихся мужчинам. Именно поэтому мн
Что нужно взять с собой в роддом
К концу 8 месяца беременности роды могут начаться в любой момент. Чтобы не испытывать дискомфорт, не собирать вещи в роддом в последний момент, рискуя забыть нужные предметы, ответственные будущие мамочки собирают сумки заранее.Что включает в себя список
Педагогическое эссе
Зоя Сергеева Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка» Цель : 1. Выяснение понятия «родительская любовь » . 2. Анализ поведенческих норм в семье. 3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку. План : 1. Ана