Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры. Семейные формы устройства Основные формы устройства детей

Реферат

«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

Введение

Благополучие общества складывается из благополучия и защищенности его отдельных граждан. Особенно в защите нуждаются такие уязвимые члены общества как дети, особенно, дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим необходимым является развитие законодательства в области охраны прав ребенка, особенно детей оставшихся без попечения родителей, совершенствование механизма усыновления, как наиболее приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила положение о том, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту со стороны государства гарантируется Конституцией РФ (ст. 38).

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. На наш взгляд, усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство - одна из самых тяжелых проблем России последнего времени, особенно социальное, не связанное с такими катаклизмами как война, уносящая миллионы жизней. Возрастающее количество сирот в стране свидетельствует не только об экономическом положении, но и о деградации общества. Сам факт наличия сирот в детский домах, домах ребенка является следствием как отказа родителями от воспитания детей, либо ведения ими такого образа жизни, при котором воспитание не осуществляется. С другой стороны проявляется пассивность общества в участии устройства детей в семью.

В современном мире разработана система международной охраны ребенка и защиты его прав, которая функционирует в качестве составной части международной защиты прав человека. Она сформировалась в рамках Организации Объединенных наций. ООН были разработаны и приняты законы и Конвенции по правам человека, которые были открыты для присоединения всех государств. Права ребенка закреплены в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека, в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев и т.п.), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования); также действуют деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

В результате мировым сообществом были разработаны единые международные стандарты - тот минимум прав и гарантий их реализации, который государство-участник Конвенции о правах ребенка не только должно обеспечивать, но и расширять, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции.

Среди наиболее значимых Конвенций, ратифицированных нашим государством, является Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденная резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года и другие.

Определения понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей», Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Формами семейного устройства осиротевших детей, которые предусмотрены в СК РФ являются усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. При отсутствии возможности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, они подлежат передаче в учреждения всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Другие формы устройства, кроме указанных в Семейном кодексе, могут быть допущены по решению самих регионов. Таким образом, в законодательстве определены только основные формы. На практике их существует значительно больше.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы: индивидуального и неиндивидуального устройства. При индивидуальном устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. В случаях неиндивидуального устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются временное и постоянное устройство. Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств.

Однако наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на семейные, государственные и государственно-общественные:

.К семейным относятся усыновление и опека и попечительство

.К государственным - устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом.

.К государственно-общественным формам относится приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья и др.

2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (адопция) - это форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Усыновление/удочерение в России - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником - дочерью / сыном - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Основными признаками усыновления являются:

усыновление - это правоотношение. Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые.

добровольность волеизъявления усыновителя и согласие усыновляемого (достигшего десяти лет);

отношения между усыновителями и усыновленным приравниваются к отношениям кровных родителей и детей;

возникновение правоотношения на основании решения суда.

На основании указанных признаков можно сформулировать следующее определение усыновления: « Усыновление - правоотношение, основанное на добровольном волеизъявлении усыновителя и согласии усыновляемого (с 10 лет), приравниваемое к отношениям кровных родителей и детей, возникшее на основании решения суда».

Основными особенностями усыновления являются:

·усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи, с правами и обязанностями, присущими кровному ребенку;

·при усыновлении сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по достижении совершеннолетия;

·при усыновлении существует возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и в некоторых случаях дату рождения;

·усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов;

·не смотря на то, что усыновление оформляется дольше, чем опека, так как усыновление устанавливается не органом опеки и попечительства, а гражданском судом, оно является приоритетной формой устройства сирот;

·государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец, и, при усыновлении ребёнка из учреждения, - единовременную компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, г. Москва, Белгородская обл., Московская обл., Тульская обл.

·при усыновлении существуют более жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению и жилью по сравнению с опекой;

·не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён;

·проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Как пишет Г.С. Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».

В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее, суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка.

В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст. 127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

·лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

·лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

·лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

·бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.

Ввиду важности данного института и того факта, что передавая ребенка в семью, государство снимает с себя обязанности за его воспитание и содержание, но не снимает с себя обязанности защиты его как гражданина, законодательно определены требования к личности кандидата в усыновители:

.лицо должно обладать достаточным объемом правоспособности;

.лицо должно обладать достаточным объемом дееспособности;

.лицо не должно страдать заболеваниями, перечисленными в законодательстве, которые являются препятствиями к усыновлению;

.кандидат в усыновители должен обладать определенными моральными качествами;

.В качестве общего правила выступает запрет на усыновление:

·лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

·лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Вместе с тем Семейный кодекс допускает и исключения из этого правила: условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально-бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

.особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Другой формой семейного устройства является опека (попечительство).

Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - предоставляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Перечислим задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

·обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

·защита прав и законных интересов подопечных;

·обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

·обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

·обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В соответствии с законом дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют тот же комплекс прав, что и дети, воспитываемые родителями (право выражать свое мнение, право на защиту и др.). Кроме того, на детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются установленные законодательством льготы и гарантии в социальной, медицинской, образовательной и других сферах.

Опека и попечительство отличаются друг от друга тем, что опека устанавливается над ребенком до 14 лет, а попечительство - после 14 лет до достижения им совершеннолетия.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

·Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

·Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

·Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

·Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

3. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

сиротство усыновление попечение ребенок

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Государственное устройство детей в нашей стране имеет долгую историю и как следствие и положительный и отрицательный опыт. Наибольшее распространение эта форма получила в годы гражданской войны после революции. На сегодняшний момент, не смотря на все минусы данной формы, отказаться от нее нет возможности. Среди государственных форм устройства выделяются дома ребенка, детские дома, дома-интернаты и другие. Устройство в то или иное учреждение зависит как от возраста ребенка, так и от состояния его здоровья.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. По данным Министерства Образования РФ, всего в России насчитывается более 820 детских домов, в которых на государственном обеспечении находится около 60 тыс. детей. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Проблему детей-сирот усугубляет не только казенное воспитание, которого не возможно избежать в детском доме, но и плачевное положение и материальное обеспечение в самих детских домах. Большой проблемой является также социальная адаптация детей после окончания пребывания в детском доме. Статистика ужасающая. По данным объединения волонтеров «Помощь детям-сиротам», к нормальной жизни адоптируются только 10% воспитанников детских домов.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:

·интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

·вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития;

·интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты. В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

К государственным формам устройства детей также относятся и те, которые рассчитаны на кратковременное пребывание ребенка.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Приюты создаются также общественными организациями.

В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот - это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботу об их воспитании.

Одной из таких форм является приемная семья, которая основывается на договоре, между лицами принимающими ребенка и органами опеки и попечительства. Труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка. Воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств, кровные родители обязаны платить алименты.

Согласно п. 2 Положения о приемной семье общее количество детей, включая родных, усыновленных и принимаемых в приемную семью, не должно превышать, как правило, 8 человек, т.к. в противном случае решение родителями-воспитателями педагогических задач станет затруднительным, а то и просто невозможным.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, предусмотренных к опекунам (попечителям) п. 2 ст. 146 СК РФ (ч. 2 ст. 153).

Договор о передаче ребенка заключается либо на определенный срок, обозначенный в нем, либо без такового.

Наряду с приемной семьей как перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Такие дома создаются при условии, что в них находится от 5 до 10 детей. Семейный детский дом финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. Родители-воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.

Интересным является опыт воспитания детей оставшихся без попечения родителей с семейным воспитанием в детских деревнях SOS. Инициатором этой формы воспитания детей стал в 1949 году австрийский педагог Герман Гмайнер. Опыт был столь успешным, что получил распространение во многих странах мира. В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала работать детская деревня SOS.

Выше уже указывалось, что формы устройства детей, в зависимости от сроков можно подразделить на временные и постоянные. Среди временных форм устройства детей относящихся к государственно-общественному типу можно выделить патронатную и временную приемную семью.

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Временная приемная семья является распространенным явлением в зарубежных развитиях государствах.

Патронатная семья - это устройство ребенка в семью на воспитание, когда он нуждается в защите, причём патронатные родители частично сохраняют обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка. Патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. В такой семье для ребенка должны быть созданы условия для реабилитации, а органы опеки и попечительства должны решить его дальнейшее устройство.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

.институт устройства детей оставшихся без попечения родителей прошел длительное историческое развитие. На протяжении прошедшего времени отношение к нему было неоднозначным от полного отрицания некоторых форм устройства детей до полного разнообразия представленного в современном законодательстве.

.формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяются на: семейные (усыновление и опека и попечительство), государственные (устройство ребенка в приют, школу-интернат, дом ребёнка, детский дом) и государственно-общественные (приёмная семья, и детские дома семейного типа, которые существуют в различных формах, патронатная семья). Усыновление, опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства детей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

.выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, вынося решение об ограничении или лишении родительских прав и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение. До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Список использованной литературы

1. Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

Правила передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 №217, от 10.03.2005 №123, от 11.04.2006 №210)

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» / Гарант правовая система

Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних. // Законность, 2009, №9.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. // Законодательство и экономика, 2010, №2.

Кирилловых А.А. Проблемы развития законодательства о праве детей на семейные формы воспитания. // Семейное и жилищное право, 2009, №4

12. Красницкая С.Г. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство «Дрофа», 2001. - 199 с

13. Королева А.В. К вопросу об усыновлении российских детей гражданами других государств. // Цивилист, 2007, №3.


Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : усыновление, опека и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.

Усыновление . Является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется законом.

Опека и попечительство . Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.

Приемная семья . Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Патронатное воспитание . Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.

Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.


Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения. Некоторые из этих причин перечислены ст. 121 Семейного кодекса: смерть родителей, отказ взять ребенка из родильного дома, признание родителей недееспособными, уклонения родителей от воспитания детей и т. д. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
  1. усыновление (удочерение),
  2. опека (попечительство),
  3. передача в приемную семью,
  4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 123 Семейного кодекса субъекты Российской Федерации могут предусмотреть и иные формы устройства детей.
В настоящее время усыновление (удочерение) - это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, при которой между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.
Для установления усыновления необходимо соблюдение определенных условий и порядка усыновления. Ранее усыновление осуществлялось органами опеки и попечительства, в настоящее время усыновление производится только судом в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. Если ребенок достиг десяти лет, то необходимо его согласие. Усыновление может быть произведено без согласия, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей. Например, брат и сестра воспитывались в разных семьях и даже не знают друг друга.
Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком. Если родитель не достиг 16 лет, то для усыновления его ребенка необходимо согласие его родителей (дедушки и бабушки усыновляемого ребенка) или опекунов (попечителей), а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 130 Семейного кодекса согласие родителей не требуется, если они:
  • неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими,
  • признаны судом недееспособными,
  • лишены судом родительских прав,
  • по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Усыновление влечет такие же юридические последствия, какие наступают при рождении ребенка.
Между усыновителями и их родственниками и усыновленным возникают те же личные неимущественные и имущественные отношения, что и между родителями и детьми.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено в соответствии со ст. 140-141 Семейного кодекса в судебном порядке в следующих случаях:
  • уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,
  • злоупотребления этими правами,
  • жестокого обращения с усыновленными,
  • если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Кроме того, суд может отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка, например, отсутствие взаимопонимания, выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка, что существенно затрудняет процесс воспитания, восстановление дееспособности родителя ребенка, к которому он сильно привязан и др. В отличие от лишения родительских прав, где перечень оснований является исчерпывающим, перечень оснований для отмены усыновления не ограничен. В этих случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг десяти лет.
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет - попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Ст. 146
Семейного кодекса предусматривает требования к опекунам (попечителям), которые во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) могут выступать родственники, знакомые, которые взяли на воспитание ребенка, администрация учреждения, в которой находится ребенок.
В обязанности опекунов (попечителей) входит проживание с ребенком одной семьей. При достижении ребенком 16 лет ему может быть разрешено проживание отдельно, если это необходимо для получения образования или связано с работой.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны вправе требовать возращения ребенка от любого лица, включая его родителей, которые удерживают ребенка без законного основания. Опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Например, при выборе форм и способов воспитания ребенка опекуны обязаны учитывать мнение органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), а также право на общение со своими родственниками.
Если ребенок находится на государственном попечении в детском учреждении, то ему опекун (попечитель) не назначается, а соответствующие функции выполняет администрация учреждения. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.
Прекращение опеки и попечительства происходит по достижении ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено ст. 39 Гражданского кодекса.
Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей являются:
  1. возвращение несовершеннолетнего родителям,
  2. усыновление,
  3. помещение подопечного в соответствующее детское учреждение. В этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного,
  4. уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.)
Отстранение опекунов (попечителей) производится в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Приемная семья является достаточно новым институтом в семейном праве, который представляет собой одну из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей - своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя определенные признаки института усыновления и опеки (попечительства). В настоящее время такая форма воспитания детей распространена за рубежом, например, в Швеции, Германии и других странах. В России к началу ХХІ века насчитывалось около 1000 приемных семей.
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же самые ограничения (п. 1 ст. 153 Семейного кодекса), что и в отношении усыновителей. В некоторых странах для того, чтобы стать приемными родителями необходимо пройти специальные курсы воспитателей, например, в Австрии и Германии. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья - на территории другого, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому также применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности, воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Так, например, в Московской области ежемесячный размер оплаты труда за воспитание ребенка каждому приемному родителю устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Кроме того, каждому приемному родителю ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного родителя для организации отдыха семьи. В соответствии с Законом Ростовской области «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» 1998 года приемным родителям предоставляется удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.
Детский дом семейного типа - форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»41). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа. Также должно быть учтено мнение другие членов семьи (дедушки, бабушки и т.д.), если они проживают совместно с супругами.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Таблица № 2
Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей
Усыновление Опека/по
печитель
ство
Приемная
семья
Детский дом семейного типа
1. Федеральные нормативные акты, регулирующие
особенности
данной
формы
Семейный кодекс РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и правил
постановки на учет
консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся
Семейный кодекс РФ, Гражданск ий кодекс РФ Семейный кодекс РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»
гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
2. Основание возникновения Решение суда Решение органа опеки и попечительства Договор между приемными родителями и органами опеки и
попечительства
Договор между детским домом семейного типа и органами опеки и попечительства
3. Орган, принимающий
решение об устройстве ребенка
Суд Орган опеки и попечительства Органы опеки и
попечительства
Создание детского дома семейного типа производится на основании решения органов исполнительной власти, передача ребенка в детский дом семейного типа
осуществляется по решению органа опеки и попечительства
4. Согласие ребенка Не
требуется
Требуется, если ребенок достиг 10 лет Требуется, если ребенок достиг 10 лет
5. Характер возникающих отношений с детьми Родительские
правоотношения
Родительские право- отношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями. Родительские правоотношения не
возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с
фактическими
родителями
Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями
6. Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети Нет Да Да Да
7. Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети на воспитание Да Нет Нет Нет
8. Количество детей не ограничено не
ограничено
в приемной семье не должно быть более 8 детей от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.
9. Прекращение правоотношений Отмена усыновления производится в судебном порядке Принятие решения органом опеки и попечительства Расторжение
договора
Принятие решения органом опеки и
попечительства

Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право - это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

  • по организации труда и управлению трудом,
  • по трудоустройству у данного работодателя,
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
  • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
  • по разрешению трудовых споров.
Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например. трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.
Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.
Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.
Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.
Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет. Проблема детской безнадзорности имеет глобальный характер. Не случайно в Конвенцию о правах ребенка включены положения, посвященные обеспечению ухода за детьми, лишенными своего семейного окружения. Согласно ч. 2 ст. 20 Конвенции государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Наиболее распространенными способами устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, являются установление опеки (попечительства) и усыновление.
Нередки случаи, когда отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осложняются иностранным элементом. Например, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является гражданином одного государства, и его родственник — иностранный гражданин изъявляет желание принять над ним опеку (попечительство). Или же супруги — граждане одного государства выразили желание усыновить ребенка — гражданина другого государства. Возможны и другие случаи осложнения отношений по устройству детей иностранным элементом.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время такие отношения регулируются посредством коллизионных норм и норм международных договоров, регламентирующих порядок оказания правовой помощи. При этом отдельно решаются вопросы опеки (попечительства) и вопросы усыновления.
В договорах о правовой помощи, участницей которых является Россия, вопросы опеки (попечительства) решаются следующим образом. В таких договорах предусмотрены условия, при которых допускается назначение опекуном или попечителем лица, имеющего местожительство на территории одной из договаривающихся сторон, гражданина другой договаривающейся стороны. Общим для всех договоров является условие о месте жительства лица, назначаемого опекуном или попечителем. Его местожительство должно находиться на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство. В некоторых договорах (например, с Кубой) также указывается на то, что такое назначение должно отвечать интересам несовершеннолетнего.
В договорах о правовой помощи закрепляется также компетенция учреждений договаривающихся сторон в вопросах установления и отмены опеки и попечительства. По общему правилу компетентным является учреждение той договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В некоторых случаях о необходимости установления опеки (попечительства) первоначально может стать известно учреждению того государства-участника, где находится местожительство, местопребывание или имущество гражданина другого государства-участника, над которым она должна быть установлена. При этом учреждение данного государства безотлагательно уведомляет учреждение того государства, гражданином которого является лицо, нуждающееся в опеке (попечительстве). В случаях, не терпящих отлагательств, учреждение государства местожительства (местопребывания или местонахождения имущества) может само принять необходимые временные меры в соответствии со своим законодательством. При этом оно обязано безотлагательно уведомить об этом учреждение государства гражданства. Эти меры сохраняют силу до принятия последним иного решения.
Договоры о правовой помощи допускают возможность передачи опеки (попечительства) учреждением государства гражданства учреждению государства местожительства, местопребывания лица, находящегося под опекой (попечительством), или местонахождения его имущества.
Наряду с указанными положениями договоры о правовой помощи содержат коллизионные нормы, устанавливающие подлежащее применению право. Отдельной коллизионной нормой определяется право, применимое при установлении или отмене опеки и попечительства (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство). Также отдельной нормой устанавливается право, по которому определяется обязанность принять опекунство или попечительство (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем). Наконец, отдельной нормой определяется право, применимое к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством). Такие отношения регулируются законодательством договаривающейся стороны, учреждение которой назначило опекуна или попечителя.
В законодательстве РФ коллизионные нормы об опеке (попечительстве) содержатся в ГК РФ (ст. 1199). Как и в договорах о правовой помощи, ГК РФ различает три группы коллизионных вопросов:
1) вопросы установления и отмены опеки (попечительства);
2) вопросы, связанные с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство);
3) вопросы правоотношений между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством).
К первой группе вопросов применяется личный закон лица, над которым устанавливается или в отношении которого отменяется опека (попечительство). При этом под личным законом понимается право, определяемое по правилам ст. 1195 ГК РФ.
Ко второй группе вопросов применяется личный закон лица, назначаемого опекуном (попечителем).
К третьей группе вопросов применяется право страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).
В тех случаях, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), применяется российское право, если оно более благоприятно для него.
В последние годы большое распространение получило международное усыновление. В связи с его осуществлением возникает ряд проблем, требующих нормативно-правового регулирования.
Во-первых, необходимы гарантии того, что межгосударственное усыновление осуществляется в интересах ребенка.
Во-вторых, необходима система сотрудничества между государствами с целью обеспечения того, чтобы эти гарантии соблюдались и тем самым предотвращались бы похищение, продажа или незаконный вывоз детей.
В-третьих, необходимо обеспечить признание усыновления, произведенного в одном государстве, в других государствах.
В-четвертых, необходимо решить коллизионные вопросы, возникающие при осуществлении усыновления.
Решению данных задач во многом способствует заключение международных договоров. Наиболее значимым в данной области является Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления. Она была разработана с учетом принципов, изложенных в таких международных документах, как Конвенция о правах ребенка и Декларация ООН о социальных и правовых принципах, относящихся к защите и благосостоянию детей, особенно в том, что касается передачи на воспитание, а также усыновления внутри страны и межгосударственного (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/85 от 3 декабря 1986 г.).
В Конвенции о защите детей установлены требования к международному усыновлению и его процедуре, предусмотрены последствия такого усыновления, круг организационных мероприятий, которые необходимо осуществить государствам-участникам, а также решены вопросы признания усыновления, осуществленного в одном государстве, другими государствами. Данная Конвенция насчитывает более 70 участников. Россия ее не ратифицировала.
Ряд проблем международного усыновления решается посредством договоров о правовой помощи. Такие договоры, как правило, определяют, учреждение какого государства компетентно рассматривать дела об усыновлении и право какого государства подлежит применению. Так, компетентными, по общему правилу, признаются учреждения той договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель. Если же усыновление производится супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, то компетентным признается учреждение той договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют или имели совместное местожительство или местопребывание.
Договорами о правовой помощи также установлено, что условием международного усыновления является согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является.
Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих договаривающихся сторон.
Коллизионные вопросы усыновления , включая и его отмену, решены также в ст. 165 СК РФ.
1. Усыновление на территории РФ ребенка — российского гражданина. Согласно п. 1 указанной статьи усыновление, в том числе отмена усыновления на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.
2. Усыновление (отмена усыновления) на территории РФ ребенка, являющегося российским гражданином, лицом без гражданства. В этом случае должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления).
3. Усыновление на территории РФ осуществляется иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ. В данном случае наличие иностранного элемента не учитывается. Согласно абз. 3 п. 1 указанной статьи на территории РФ такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Законодатель, допуская применение к вопросам усыновления на территории РФ иностранного права, придал отдельным нормам СК РФ строго императивный характер, тем самым ограничив объем такого применения. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165 строго императивный характер носят нормы ст. 124—126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131 — 133. Требования данных норм должны соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. В частности, согласно п. 4 ст. 124 усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
На особенности рассмотрения российскими судами дел об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства обращено внимание в п. 14 упоминавшегося выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8.
Наряду с коллизионными нормами, применяемыми при осуществлении усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей — граждан РФ, законодатель закрепил ряд положений, направленных на защиту прав и законных интересов усыновляемых.
Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 165 С К РФ в случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.
Во-вторых, за консульскими учреждениями РФ закреплена обязанность по осуществлению учета детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и по защите их прав и законных интересов (п. 3 ст. 165).
В случае усыновления на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином такое усыновление осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом в абз. 4 п. 1 ст. 165 указано на необходимость получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, необходимо также получить согласие самого ребенка.
Возможны случаи, когда ребенок — российский гражданин, находящийся за рубежом, будет усыновлен гражданами государства местопребывания. Семейным законодательством РФ установлены условия признания в России таких актов усыновления. В соответствии с п. 4 ст. 165 С К РФ усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

Разберите юридические ситуации, ответы аргументируйте ссылкой на законодательство.

1. 16-летний Дима И. остался сиротой, из родственников у него была только бабушка, проживавшая в деревне в 120 км от города. Ехать к бабушке Дима категорически отказался, объяснив это тем, что не хочет менять школу и друзей. Допустима ли такая ситуация?

2. Семья С. взяла под опеку осиротевшего 12-летнего племянника. Он очень привязался к своим опекунам и попросил его усыновить, чтобы, когда придет время получать паспорт, он смог изменить свою фамилию на фамилию опекунов. Возможно ли в данном случае усыновление?

3. 15-летняя девочка родила вне брака, ее мать отказалась забирать ребенка из роддома. Сама же девочка по достижении 18 лет готова забрать и воспитывать своего ребенка. Что в данном случае можно ей посоветовать?

4. Супруги К., не имеющие своих детей, решили усыновить девочку. Начав процедуру усыновления, прошли все необходимые проверки и обследования. Однако внезапно К. погиб в автокатастрофе. Продолжится ли процедура усыновления?

5. Супруги Г. работали вахтовым методом, а на время своего отсутствия просили за плату присмотреть за своими детьми 11 и 14 лет соседку. Об этом узнали органы опеки и попечительства. Какими должны быть их действия?

6. Супруги И. испытывали материальные трудности, лишившись постоянной работы. У них на иждивении было трое малолетних детей. Не найдя выхода из сложившихся обстоятельств, они решились передать на усыновление состоятельной, но бездетной супружеской паре самого младшего, 3-летнего ребенка. Расскажите о процедуре усыновления в данной ситуации. Какой орган выносит решение об усыновлении? Как оформляется согласие родителей на усыновление? 7. Гражданка С. была назначена опекуном 13-летней девочки. Когда девочке исполнилось 16 лет, у нее нашлась родственница, которая захотела ее взять в свою семью на воспитание. Возможна ли отмена попечительства при данной ситуации? Изменится ли положение в случае, если 16-летняя девочка вступит в брак? Как будет решаться вопрос в случае тяжелой болезни, смерти или переезда в другую местность опекуна или попечителя? Допускает ли закон отмену опеки или попечительства по просьбе самого ребенка и в каких случаях?



8. Супруги С. решили взять в свою семью на воспитание 6 детей из детского дома.

Возможна ли такая инициатива по закону? Каковы условия создания семейного детского дома? Какие требования предъявляет закон к приемным родителям? Могут ли организаторами семейного детского дома быть лица, не состоящие в юридическом браке между собой, либо одинокие? Предусматривается ли в законе предельная численность воспитанников? Возможна ли оплата обязанностей приемных родителей? Какими правами и обязанностями наделены по закону приемные родители и воспитанники по отношению друг к другу? Осуществляется ли контроль над исполнением обязанностей приемными родителями, и если да, то кем?

1. Дети-сироты - это дети, родители которых лишены родительских прав:

б) неверно.

2. В каких случаях допускается усыновление детей иностранными гражданами:

а) если усыновление гражданами РФ невозможно;

б) если условия жизни за границей больше соответствуют интересам ребенка;

в) если такое решение вынес суд.

3. Требуется ли согласие родителей ребенка на его усыновление:

а) требуется;

б) не требуется.

4. Сохраняются ли права родственников умершего родителя в отношении усыновленного ребенка:

в) если это в интересах ребенка.

5. Допускается ли отмена усыновления в отношении совершеннолетних детей:

а) допускается;

б) не допускается;

в) только по взаимному согласию.

6. Кто занимается выявлением детей, оставшихся без попечения родителей:

а) полиция;

7. В каком порядке решаются вопросы об усыновлении:

а) в судебном;

б) в административном.

8. Вправе ли родители отозвать свое согласие на усыновление ребенка:

а) вправе;

б) не вправе;

в) вправе до вступления в силу решения суда об усыновлении.

9. Приемные родители получают денежное вознаграждение за осуществление деятельности по воспитанию детей:

б) неверно.

10. Возможно ли изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно.

11. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет:

а) не допускается;

б) возможно только с его согласия;

в) возможно при согласии органа опеки и попечительства.

12. Учитывается ли судом мнение ребенка при отмене усыновления:

а) учитывается;

б) не учитывается.

13. Кто определяет форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

б) орган опеки и попечительства.

14. По истечении какого срока с момента поступления сведений в банк данных дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление:

а) 1 месяц;

б) 3 месяца;

в) 6 месяцев.

15. Требуется ли согласие родителей на усыновление, если они лишены родительских прав:

16. Могут ли быть опекунами лица, лишенные родительских прав:

б) не могут.

17. Приемная семья образуется на основе договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями:

б) неверно.

18. В течение какого срока орган опеки и попечительства должен отреагировать на заявление об отсутствии над ребенком попечения родителей:

а) 10 дней;

б) 1 месяц;

19. Какой орган уполномочен принять решение о передаче ребенка на усыновление:

б) орган опеки и попечительства;

в) правительство РФ.

20. Могут ли быть усыновителями лица, имеющие судимости:

б) не могут, если судимость за преступление против жизни и здоровья.

21. На какой срок возможно изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) не более 1 месяца;

б) не более 3 месяцев;

в) не более 6 месяцев.

22. Утрачивает ли ребенок, переданный на воспитание в приемную семью, права и обязанности по отношению к родителям:

23. Патронат - форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору между лицом, желающим взять ребенка на воспитание, и уполномоченным государственным органом:

б) неверно.

24. В течение какого срока орган опеки и попечительства обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей:

а) 1 месяц;

в) 10 дней.

25. Возможно ли установление иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, кроме указанных в СК РФ:

а) возможно;

б) невозможно.

26. Является ли перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, содержащийся в СК РФ, исчерпывающим:

а) является;

б) не является.

27. Допускается ли деятельность других органов, кроме органов опеки и попечительства, по выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей:

а) допускается;

б) не допускается.

28. На кого возлагаются обязанности опекуна (попечителя) ребенка, оставшегося без попечения родителей, до определения формы его устройства:

а) на родственников;

б) на орган опеки и попечительства.

29. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается:

б) неверно;

в) допускается, если это в интересах детей.

30. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

б) неверно.

31. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей:

б) неверно.

32. Требуется ли согласие органа опеки и попечительства на усыновление ребенка:

а) требуется;

б) не требуется;

в) требуется в случаях, прямо указанных в законе.

33. Для установления усыновления требуется заключение органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка:

б) неверно.

34. С какого момента возникают права и обязанности усыновителя и усыновленного:

а) с момента вынесения решения суда;

б) с момента вступления решения суда в законную силу;

в) с момента внесения соответствующей записи в книге органа ЗАГС.

35. Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению:

а) допускается;

б) не допускается.

36. Является ли личное участие усыновителя в процессе усыновления обязательным:

в) только в случаях, прямо указанных в законе.

37. Могут ли лица, не состоящие в браке, быть усыновителями:

б) не могут.

38. Не могут быть усыновителями лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права:

б) неверно.

39. Могут ли быть усыновителями лица, отстраненные от обязанностей опекунов за неисполнение этих обязанностей:

б) не могут.

40. Требуется ли установленная законом разница в возрасте между усыновителем и усыновленным при усыновлении ребенка отчимом (мачехой):

а) требуется;

б) не требуется.

41. Согласие родителей на усыновление может быть дано до рождения ребенка:

б) неверно.

42. Если родители не проживают с ребенком более 6 месяцев без уважительных причин и уклоняются от его воспитания, их согласия на усыновление не требуется:

б) неверно.

43. Может ли суд, обеспечивая интересы ребенка, вынести решение об усыновлении без согласия опекуна (попечителя):

б) не может;

в) может, если опекун исполняет свои обязанности ненадлежащим образом.

44. Требуется ли согласие на усыновление супруга усыновителем:

а) требуется;

б) не требуется.

45. Требуется ли согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка, если супруги не проживают совместно:

а) требуется;

б) не требуется;

в) не требуется, если они не проживают совместно более 1 года.

46. Возможно ли изменение даты рождения усыновленного ребенка:

а) возможно;

б) невозможно;

в) возможно только в возрасте до 1 года.

47. Сохраняют ли усыновленные дети имущественные права по отношению к своим кровным родителям:

а) сохраняют;

б) не сохраняют.

48. Если на момент усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие в связи со смертью родителей, это право за ним не сохраняется после усыновления:

б) неверно.

49. Допускается ли законом отмена усыновления:

50. Кому передается ребенок в случае отмены усыновления:

а) родителям;

б) органам опеки и попечительства;

в) возможна передача любому из перечисленных субъектов, если это в интересах ребенка.

51. Кем определяются способы воспитания ребенка, находящегося под опекой:

а) органом опеки и попечительства;

в) самим опекуном;

г) опекуном с учетом мнения ребенка.

Библиографический список

Основная литература

1. Антокольская, М. В . Семейное право: учеб. / М. В. Антокольская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2003. - 333 с.

2. Гонгало, Б. М . Семейное право: учеб. / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников. - Москва: Статут, 2008. - 302 с.

3. Муратова, С. А. Семейное право: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» / С. А. Муратова. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. - 367 с.

4. Пчелинцева, Л. М . Семейное право России: учеб. для ву-зов / Л. М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, 2009. - 720 с.

5. Семейное право: учеб. / под ред. П. В. Алексия, И. В. Петрова, А. Н. Кузбагарова. - Москва: ЮНИТИ, 2009. - 335 с.

Дополнительная литература

1. Величкова, О. И . Семейное право Росии: практикум и методические материалы / О. И. Величкова, Е. А. Позднякова, О. А. Поротикова. - Москва: ВолтерсКлувер, 2009. - 288 с.

2. Кружалова, Л. В . Справочник юриста по семейному праву / Л. В. Кружалова, И. Г. Морозова. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 240 с.

3. Нечаева, А. М . Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А. М. Нечаева. - Москва: Юрайт, 2007. - 279 с.

4. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: Основные институты / под ред. В. В. Залесского. - Москва: Изд. Тихомирова М. Ю., 2004. - 310 с.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2. Семейный кодекс РФ: федер. закон от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Там же. - 1996. - 27 янв.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 256-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 2007. - № 1. - Ст. 19.

5. Об актах гражданского состояния: федер. закон от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

6. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24 апр. 2008 г. № 48-ФЗ // Рос. газ. - 2008. - 30 апр.

7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде-рации: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм. и доп.) // Там же. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

8. О порядке выдачи государственного сертификата на ма-теринский (семейный) капитал: постан. Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2006 г. № 873 // Рос. газ. - 2007. - 11 янв.

9. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: постан. Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 14. - Ст. 1688.

10. Всеобщая декларация прав человека: принята Генераль-ной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1995. - 5 апр.

11. Об экономических , социальных и культурных правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

12. О гражданских и политических правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // БВС РФ. - 1994. - № 12.

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: закл. в г. Минске 22 янв. 1993 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодатель-ства Рос. Федерации. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.

 
Статьи по теме:
Как поставить девушке засос на шее
Засос на теле – это гематома , появляющаяся из-за разрыва капилляров под кожным покровом человека. Сегодня данные отметки не воспринимаются обществом, но это не останавливает влюблённых парней и девушек оставлять метки на своих любимых в знак любви и нежн
Легкий рецепт, как сделать ароматные гелевые свечи в домашних условиях Как сделать гелевые ногти в домашних условиях
Чтобы придать ноготкам эстетическую красоту, вовсе не обязательно посещать мастера. Так как сделать гель-лак сегодня стало гораздо проще, вы освоите технику даже в домашних условиях. Мы поэтапно распишем основные моменты и выделим, какие материалы и инстр
Книга рыжий и полосатый читать онлайн Андрей белянин аудиокниги рыжий и полосатый
Андрей Белянин Рыжий и Полосатый Глава первая В старинном родовом замке, на правом берегу Розового озера, царило бурное оживление. Дело в том, что два часа назад у супруги владельца замка, пани Коржиковой, родилось трое котят. Две девочки-кошечки и один
Пора гулять: сколько нужно бывать с новорожденным на улице в разное время года
С рождением ребенка, в жизнь родителей входит множество обязанностей и хлопот, а также миллионы вопросов по уходу и воспитанию детей. Одним из самых распространенных, является вопрос о прогулках с ребенком, их целесообразности и продолжительности. Конечно