Толерантность применительно межнациональным отношениям означает. Межнациональная толерантность как ценность гражданского общества в социокультурном контексте

2.2. Методика определения коэффициента межнациональной толерантности личности (ГО) в межнациональных отношениях

Студенчество является традиционным объектом исследования для педагогики высшей школы. Первые опросы студентов проводил более ста лет назад (1902) Курт Левин. Изучение вопросов межнациональных отношений молодежи в России, а именно студенчества, активизировалось в 1992-1995 гг. Социологические исследования Центра социологии межнациональных отношений Института социально-политологических исследований РАН были посвящены социальному самочувствию и политическим ориентациям студенчества, изучалось влияние коллизий в межнациональных отношениях в стране на состояние межнациональных отношений молодежи . Современные коллизии межнациональных отношений в России в целом оказывают ощутимое влияние на состояние межнациональных отношений в Москве и на их восприятие москвичами. Так, с 1993 по 1995 г. заметно снизилась доля студентов, считающих межнациональные отношения в Москве стабильными (с 57 % до 9 %). Напротив, доля тех, кто считает их напряженными, возросла с 41 % до 57%. И если в 1993 г. среди московских студентов ни один не считал возможным возникновение конфликтов на межнациональном уровне, то в 1995 г. уже 24 % опрошенных заявили, что такие конфликты возможны.

В оценке студентами г. Уфы состояния межнациональных отношений наблюдается та же тенденция, а именно: все меньше студентов считают эти отношения стабильными (67 % в 1993 г. и 50 % в 1995 г.). Одновременно с этим растет доля студентов, характеризующих их как напряженные (19 % в 1993 г. и 21 % в 1995 г.), доля студентов, считающих конфликты возможными, возросла с 1993 по 1995 г. с 10 до 13 %. Если в Москве возрастает доля студентов, испытывающих неприязнь к представителям других этнических групп, то среди студентов г. Уфы с 1993 по 1995 г. наблюдается другая тенденция: стало больше студентов, затруднившихся определить свое отношение к ним (с 0 до 17 %). Необходимо отметить, что московские студенты в 1995 г. были настроены значительно более нетерпимо в этом отношении (в Москве неприязнь к иным национальностям испытывают 43 %, в Уфе - 21 %, не испытывают - 30 % и 63 % соответственно). Мы видим, что студенческая молодежь отнюдь не находится в стороне, наблюдая за происходящими событиями, скорее она является одним из индикаторов уровня напряженности в межнациональных отношениях, конфликтогенности в обществе.

Мы уже упоминали о том, что в межнациональных отношениях выделили такие составные компоненты, как национальное самосознание, межнациональное общение и межнациональное взаимодействие. Эти понятия были в различных вариантах представлены в ответах студентов в ходе опроса. Для определения состояния межнациональных отношений в студенческой среде нам необходимо было выяснить, какие образы возникают у студентов при определении национально-специфических черт своей и другой национальной группы.

По мнению Т.А. Ратановой и Т.И. Дымковой, национальное самосознание состоит из трех элементов: национальных чувств, этнических стереотипов и этнической идентичности - и выражается в осознании людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмыслении положения своей нации в системе общественных отношений, понимании национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями . Функция национального самосознания состоит в фиксации специфических национально-психологических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальности общности другой. И национальные чувства, и этнический стереотип, и этническая идентичность влияют определенным образом на восприятие субъектом своей или иной этнической группы. По мнению исследователей, этническая идентификация начинается уже с 3-х лет и завершается к 11 годам, а утрата этнической идентичности грозит потерей целостного я-образа.

Результаты нашего исследования также подтвердили, что процесс осознания индивидом своей этнической принадлежности протекает в течение многих лет, начиная с дошкольного возраста. 36,1 % городских и сельских студентов Башкирского государственного педагогического университета отметили, что свою национальную принадлежность они осознали именно в дошкольном возрасте. Учитывая это обстоятельство, мы решили узнать, на каком уровне находится оценка студентами своей национальной идентичности, состояние авто- и гетеростереотипов при восприятии своей и другой национальной группы, а также степень распределения их по положительным и отрицательным полюсам. Мы попытались также выявить состояние межнациональной толерантности в студенческой группе с использованием разработанной нами методики определения коэффициента межнациональной толерантности субъектов мультикультурного образовательного пространства, или ТО, где Т - толерантность, а 0 - коэффициент. Выборка состояла из студентов дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов г. Москвы и г. Уфы.

При анализе полученных результатов опроса студентов БГПУ и студентов МГПУ мы выявили некоторую закономерность в содержательных характеристиках, которые респонденты дали различным национальным группам. Эта закономерность проявлялась между соотношением количества отрицательных и положительных гетеростереотипов, названных и московскими, и уфимскими студентами - представителями различных национальных групп. Автостереотипы также служили дополнительным индикатором при измерении ТО. Не претендуя на универсальность нашей методики, мы тем не менее хотим подчеркнуть, что полученные нами результаты положительно коррелируют с результатами, полученными московскими коллегами при изучении толерантности малых групп. Измеряемый нами ТО отражал реальную ситуацию на момент опроса, вполне вероятно, что он может измениться через определенное время, и тогда потребуется провести повторное исследование. Социально-этнический состав экспериментальной группы уфимских студентов был представлен башкирами, русскими, татарами и студентами из смешанных русско-татарских семей; московские студенты были в основном русскими, другие национальные группы были представлены единицами (армяне, греки, евреи, немцы).

Методика определения коэффициента толерантности (ТО) заключается в следующем. Для перевода качественной информации в количественную выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные единицы анализа, и единицы счета, или количественные. Мы использовали смысловые (качественные) единицы анализа, выделив положительный и отрицательный полюса понятий на основании того, что предмет исследования - толерантность - отражает суть отношения людей друг к другу. Сначала определимся с обозначениями. Представим количество положительных характеристик, или гетеростереотипов, высказанных студентами, знаком «X», количество отрицательных - «У», количество характеризуемых национальных (этнических) групп - «14», автостереотипы обозначим «а». Исключим из общего количества «X» и «У» положительные и отрицательные автостереотипы, которыми студенты охарактеризовали свою национальную группу «Ха» и «Уа», а также уберем из общего количества национальных групп «И», представляющих социально-этническую среду, а их в задании десять, одну группу, с которой идентифицируют себя студенты (X - 1). В случае исследования коэффициента толерантности людей из смешанных семей необходимо исключить из «1Ь две национальные группы (X - 2) и, соответственно, автостереотипы двух национальных групп, к которым относятся респонденты из смешанных семей. Полученное количество положительных качеств «X - Ха» поделим на (1М - 1), так как мы выясняем отношение респондентов не к своей группе, а к другим группам, представленным в задании. Умножим полученную цифру на количество отрицательных качеств - «У - У а», а затем поделим на количество студентов наблюдаемой группы - «Б». Таким образом, мы получаем средний показатель коэффициента толерантности одного студента - представителя какой-либо национальной группы - ТО:

На первом месте по интолерантности находятся татары, затем башкиры, потом идут русские, а на последнем месте (самый высокий уровень толерантности) - студенты из смешанных семей (см. табл. 12). Очевидно, это связано с тем, что студенты из смешанных семей с детства воспитывались на примере двух культур и научились балансировать между ними, именно поэтому оказались более толерантными, чем студенты из монокультурных семей. Что касается лидеров по толерантности из монокультурных семей, то мы неоднократно перепроверяли расчеты в различных вариантах, они не противоречили друг другу.

Оценка студентами наиболее характерных авто- и гетеростереотипов национальных групп (г. Уфа)

Разработанная нами формула определения ТО была неоднократно апробирована в ходе социологических опросов. Результаты, полученные при расчетах по формуле, подтверждаются также прямым количественным вычислением коэффициента толерантности на примере отрицательных гетеростереотипов по следующей формуле:

Например, в среднем на одного студента из русской группы приходится 0,25 отрицательных гетеростереотипов; на студента из башкирской группы - 0,26; на студента из татарской группы - 0,37; на студента из смешанной семьи - 0,07 (см. рис. 2). На первом месте оказались татары, на втором - башкиры, на третьем - русские, на четвертом - студенты из смешанных семей. Другими словами, коэффициент отрицательных гетеростереотипов больше всего приходится на одного студента из татарской национальной группы, затем идут башкиры, за ними - русские, на последнем месте, то есть меньше всего приходится отрицательных гетеростереотипов, студенты из смешанных семей.

Рис. 2.

Проанализируем средний коэффициент положительных гетеростереотипов на одного студента по следующей формуле:

В среднем на одного студента из русской группы приходится 0,31 коэффициента положительных гетеростереотипов, на студента из башкирской группы - 0,56; на студента из татарской группы - 0,37; на студента из смешанной семьи - 0,27 (см. рис. 3). В этой категории на первом месте находятся башкиры, на втором месте - татары, на третьем - русские, на четвертом - студенты из смешанных семей.

Рис. 3.

Очевидно, что студенты, оказавшиеся на I и II уровне по показателям коэффициента положительных и отрицательных гетеростереотипов, поменялись местами, что отражает, на наш взгляд, реальную практику. Кроме того, полученные нами результаты подтверждаются выводами других исследований, проведенных в Москве: уровень толерантности у национальных меньшинств в целом ниже уровня толерантности доминирующих национальных групп. Как показали результаты нашего опроса, коэффициент толерантности студентов из смешанных семей (0,27) намного выше коэффициента толерантности доминирующей национальной группы (0,31). Отсюда можно сделать вывод: чем многонациональ- нее среда, в которой воспитывается студент, тем он толерантнее.

Мы опираемся на показатели, полученные нами в ходе исследования выборки уфимских студентов, состоящих из следующих национальных групп - башкир, русских, татар и студентов из смешанных русско-татарских семей. Как показала практика, высокий уровень толерантности студентов из смешанных семей определенным образом влияет на атмосферу в группе, делает ее более комфортной, благоприятной, творческой. Это подтверждается наблюдениями за показателями успеваемости уфимских студентов. Оказалось, что в многонациональных группах успеваемость студентов в целом выше, чем в мононациональных группах студентов.

Таблица 13

Оценка студентами наиболее характерных гетеростереотипов национальных групп (г. Москва)

Национальные группы N

интолерантности

Украинцы

Англичане

Вьетнамцы

Мы решили сравнить общий уровень толерантности уфимских и московских студентов, чтобы можно было своевременно предпринять определенные меры для решения этой проблемы. Московским студентам было предложено охарактеризовать представителей одиннадцати национальных групп, присутствующих в социально-этнической среде г. Москвы. На выбор были предложены народы, проживающие в России: русские, евреи, чеченцы, татары, чуваши, якуты; в ближнем зарубежье: украинцы, армяне, грузины; в дальнем зарубежье: англичане, вьетнамцы. Выборка составлялась исходя из социально-этнической среды студенческой группы, бытовой среды и особенностей представителей социально-этнической среды г. Москвы (см. табл. 13). Методика определения общего коэффициента межнациональной толерантности московских студентов была несколько иная, так как студенческая группа была представлена в основном одной доминирующей национальной группой и мы не могли поставить перед ними задачу определения автостереотипов, это относилось больше всего к автостереотипу русских студентов.

Итак, от общего количества положительных гетеростереотипов X отнимается общее количество отрицательных гетеростереотипов У, затем делится на количество национальных групп И, полученное число делится на общее количество студентов Б, принимавших участие в опросе. Расчеты проводились по следующей формуле:

Полученный общий коэффициент толерантности (ТО) московских студентов равен 0,45. По этой же формуле мы определяли общий коэффициент толерантности уфимских студентов - ТО = 0,05. На основе сравнения этих показателей мы выявили, что общий уровень толерантности московских студентов ниже уровня общей толерантности уфимских студентов.

Формула определения коэффициента толерантности по отношению к каждой национальной группе была следующая:

Средний коэффициент толерантности по отношению к русским у московских студентов составлял TQ 1 = 3,2, по отношению к евреям TQ 2 = 4,3, по отношению к чеченцам TQ = 6,4 и т. д. Полученные данные свидетельствуют о том, что общий уровень толерантности московских студентов невысокий. Самый высокий уровень интолерантности у москов- ских студентов проявился по отношению к чеченцам - TQ = 6,4. Это отражение общего состояния межнациональной напряженности в стране и в г. Москве. По рангу интолерантности, проявившейся со стороны московских студентов к национальным группам, проживающим в г. Москве, чеченцы находятся на I месте, на II месте - чуваши, на III - украинцы и вьетнамцы, на IV - русские и якуты, на V - евреи и армяне, на VI - грузины, на VII - англичане, на VIII - татары.

Полученные данные свидетельствуют о том, что отношение московских и уфимских студентов к представителям национальных групп неоднозначное. Большое количество отрицательных гетеростереотипов по сравнению с положительными заставляет задуматься о том, что в студенческой среде имеется негативное отношение к другим национальным группам. Ни одна национальная группа не избежала отрицательных гетеростереотипов. Наши результаты еще раз подтверждают выводы, полученные социологическим центром ИСПИ РАН, о том, что на межнациональные отношения студентов влияет растущая неудовлетворенность жизненной ситуацией в г. Москве.

Проведенный опрос на выборке московских и уфимских студентов показывает, что общий уровень толерантности москвичей отличается от уровня толерантности уфимцев. Вроде бы традиционно благополучный город Москва оказался в эпицентре «многонационального котла», студенты недовольны чеченцами, вьетнамцами-торгашами и др. Молодежь становится катализатором межнациональных отношений в обществе. Когда она станет профессионально активной, это недовольство может перейти в активные защитные действия.

Чтобы не создавать далекую от реальности экспериментальную ситуацию, мы использовали также метод автобиографического интервью, позволяющий получить «дотеоретическую» информацию о межнациональных отношениях, о национальном самосознании студентов в постсоветский период. Особый интерес вызвали у нас новые, неизвестные до сих пор аспекты развития постсоветской идентичности молодежи. Изучение направленности развития постсоветской идентичности молодежи мы проводили при помощи метода проблемно-ориентированного биографического интервью. Биографический метод, или «термин отдельного случая» (Individual case history), - разновидность этнографического метода . В 1920-1940-е годы биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Проблемно-ориентированное автобиографическое интервью в наибольшей степени соответствует процессу рефлексии студента. Мы опирались на схему, предложенную Н. Дензиным, которая выглядит следующим образом:

  • 1) отберите исследуемую проблему и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни;
  • 2) отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные;

3) опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив.

В целях сохранения анонимности информантов имена представлены инициалами. Тематическая «история жизни» раскрывала отношение респондентов к своей национальной идентичности. Мы наблюдали это в процессе консультаций. «История жизни» - форма историографии в смысле того, что биография сама по себе исторична.

В связи с этим мы попытались проанализировать отношение молодежи к этим вопросам в ходе проблемно-ориентированного биографического интервью. Проблемно-ориентированное интервью в наибольшей степени соответствует процессу рефлексии и позволяет обсуждать с информантами разные вопросы, в том числе и биографические. То, что формирование национальной идентичности - это процесс, может быть продемонстрировано только в том случае, если информанту предоставляется возможность самому рефлексировать на эту тему. Информанты - студенты, представители различных национальностей. Приведем анализ одного из интервью, которое проводилось со студенткой - татаркой по национальности. В ходе интервью информант в свободной манере отвечал на следующие вопросы: национальность; национальное имя; национальная внешность; национальный язык; татарское культурное общество; татарский клан (семья); конфессия; язык; брак, семья; татарская интеллигенция; история происхождения народа; современность. Можно выделить главную мысль информанта: формальные действия государства (отсутствие в паспорте графы «Национальность») не смогут сделать всех равноправными в обществе, необходимо формировать «другое - равноправное - отношение к национальностям ». В то же время прослеживается страх информанта перед потерей своей идентичности вместе с потерей графы «Национальность» в паспорте, хотя национальное самосознание, по ее мнению, будет сохраняться и в третьем и четвертом тысячелетии. Национальное имя, несущее в себе определенную закодированную информацию, представляется еще одним способом защиты своей национальной идентичности, своего этнического кода. Ни сократить его, ни тем более изменить информант решительно не намерена. Одновременно информант считает, что становлению и развитию национального самосознания способствует этнически толерантная среда. В представлениях о национальной внешности у информанта четко прослеживаются критерий «красота - отсутствие красоты». Отсутствие красоты, по мнению информанта, - это темная кожа, маленькие глаза, большой нос и т. д. «Красивость» и «некрасивость» отражают бинарный подход субъекта к оценке внешности окружающих. Насколько устойчивы стереотипы в восприятии людьми друг друга, мы уже упоминали, важно, чтобы эти стереотипы не служили препятствием к полноценному общению людей. Не все татары говорят по-татарски, но почти все отождествляют свою национальность со знанием языка. У нашего информанта незнание родного языка тоже вызывает сожаление, хотя в условиях мегаполиса он уже потерял функцию общения. Несмотря на это, информант отмечает степень эмоционального воздействия родного языка на процесс общения, подчеркивает роль национально-культурных обществ в мотивации социальной активности личности, реализации социальной роли в обществе; считает, что наличие клановости не может разрушить государство; понимает сильные и слабые стороны клановости, особо значимой у татар, и с уважением относится к семье, ее традициям. Информант сомневается в целесообразности религиозных обрядов, подчеркивает некоторое принуждение со стороны старшего поколения к исполнению религиозных обрядов, считает себя уверенно двуязычной, русский язык знает лучше, чем татарский. Думает на русском языке, межэтнический брак рассматривает как дополнительный источник проблем, но допускает его возможность. В то же время присутствует некоторый страх перед запретами старшего поколения на возможный межэтнический брак. Информант отмечает активизацию национального самосознания современных татар как в России, так и за рубежом.

Как видно из проведенного проблемно-ориентированного биографического (личностного) интервью, этническая специфика студентки не столь ярко выражена и частично уходит в прошлое, несмотря на то, что государство пытается регулировать процесс этнической идентификации людей различными методами (перепись населения, отмена графы «Национальность» в паспорте, активизация системы национального образования, национально-культурных центров и т. д.). В результате анализа ряда интервью со студентами мы выявили, что национальные проблемы находятся в сфере их внимания, у них имеется достаточно ясное представление о проблемах, связанных с национальными вопросами. Как и свойственно студентам, они смело и открыто заявляют об этом, но только если эта тема возникает в дискуссиях.

Исходя из результатов исследования уровня толерантности студентов, а также результатов неоднократно проведенного автобиографического интервью, мы пришли к выводу, что задача преподавателей высшей школы заключается в том, чтобы научить студентов уходить или освобождаться от негативных национальных стереотипов. Необходимо научить студентов отделять стереотипы от индивидуальности человека независимо от его принадлежности к какой-либо нации, не следовать отрицательным стереотипам и не попадать в зависимость от них, а ориентироваться на общечеловеческие ценности, признавая и уважая индивидуальные особенности личности и ее национально-культурные традиции (предпочтения, запреты, стиль общения и др.). Как известно, наличие стереотипов, проявление нетерпимости к другим нациям характеризует в целом дезорганизацию общества и может привести к социальным патологиям.

Формирование межнациональной толерантности студентов - процесс непростой, он длится на протяжении всех лет обучения студента в вузе и продолжается на практике. В вузах субъектов Российской Федерации, особенно в национально-территориальных образованиях, организуются для обучения национальные и религиозные университеты, национальные группы студентов и т. д. Кто выигрывает при этом - студент, руководство вуза или образовательное учреждение? Куда пойдет работать современный педагог? Так ли необходимо дифференцировать студентов по национальному признаку? Какие последствия нас ожидают в этом случае? Будет ли выпускник соответствовать требованиям рынка труда, работодателя? Способствуют ли эти процессы построению правового гражданского общества в эпоху информационных технологий? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо периодически проводить мониторинг межнациональных отношений в студенческой среде. Мы предлагаем проводить более масштабные лонгитюдные исследования в различных регионах Российской Федерации, тем более что такие исследования не проводились уже более пятнадцати лет.

Мы рекомендуем организовать содержание образовательного процесса вуза так, чтобы студенты могли в достаточной степени удовлетворить и профессиональные, и духовно-культурные потребности, не дистанцируясь от других национальных групп, а плодотворно сотрудничая со всеми студентами - представителями различных культур, народов, цивилизаций. Этому будет способствовать формирование общекультурной компетенции будущего педагога - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Многонациональный состав студентов является, на наш взгляд, богатейшей социокультурной средой, способствующей формированию и общекультурных, и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: Patriot20-10@yan dex.ru

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected] Badmaeva Maria Valentinovna, doctor of philosophical sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]

УДК 39(571.54) © Д.А. Мункожаргалов

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В статье рассматриваются понятия и роль этнической толерантности в межнациональных отношениях в условиях развития демократического общества. Анализируется термин «толерантность» как уважение различных культур и традиций. Автором доказывается, что цель формирования этнической толерантности -объединение общества, достижение межнационального согласия политическими средствами.

Ключевые слова: этническая толерантность, межнациональные отношения, этнос.

D.A. Munkozhargalov ROLE OF ETHNIC TOLERANCE IN INTERETHNIC RELATIONS

Some notions and the role of ethnic tolerance in interethnic relations under conditions of the development of democratic society are considered in the article. The term «tolerance» as a respect for different cultures and traditions is analyzed. The author proves that the purpose offormation the ethnic tolerance is consolidation of society, achievement of interethnic concord through political means.

Keywords: ethnic tolerance, interethnic relations, ethnos.

Проявление межэтнических отношений этносов, ориентация на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия связаны с соответствующими стратегиями межэтнического взаимодействия. Согласно теории Дж. Берри и М. Плизента выделяются четыре возможных стратегии межэтнического взаимодействия в зависимости от степени важности сохранения культурной идентичности и участия в межкультурных контактах - это ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Оптимальной стратегией адаптации этноса в полиэтническом обществе считается интеграция. Она связана с позитивным отношением к культуре как к собственной, как и этноконтактных групп, что находит свое выражение в формировании позитивных авто- и гетеростереотипов. В качестве интегральных социально-перцептивных показателей, характеризующих разные типы этнокультурной адаптации этнических групп, выступают явления этнической толерантности-интолерант-ности.

Понятие «этническая толерантность» является относительно новым для отечественной обществоведческой мысли. Выступая важной характеристикой и одновременно, будучи явлением межэтнических отношений в условиях демо-

кратического общества, этническая толерантность не могла стать укорененным феноменом межкультурных взаимодействий в российском обществе. Однако как теоретическое понятие оно появилось в России в начале ХХ в. Теоретическое определение толерантности сопряжено с возникновением трудностей, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, культурологии и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1901 г.) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (1907 г.) дается лишь небольшая статья о толерантности, как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. В советский период это понятие имело предельно узкое применение, связанное с использованием в биологии и медицине.

В поздний советский и постсоветский период это понятие возвращается в социальные и гуманитарные науки. Понятие «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова, толерантность - про-

изводное от фр. «tolerant» (терпимый). В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению».

Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова характеризует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» . Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в «Краткой философской энциклопедии»: «Толерантность (от лат. «tolerantio» - терпение) понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» .

Таким «неблагоприятным факторам» в нашем случае является разность взаимодействующих этнических культур, а «снижение чувствительности к воздействию этого фактора» достигается путем овладения навыками иной культуры.

Более полным нам представляется определение терпимости, данное в «Словаре по этике» под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» . Данное определение не ограничивает, в отличие от предыдущего, применения толерантности только к представителям иных наций, народностей и религий и отмечает моральную основу данного качества личности.

Для определения более адекватного понятия толерантности рассмотрим данное качество в историческом и философском аспектах. Идея толерантности возникла еще в глубокой античности, как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам; постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими и инакомыслящими, включающими в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку правового оформления и за-

конодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Дж. Локк «Письма о веротерпимости», Вольтер «Трактат о веротерпимости»). Заслуга превращения проблемы толерантности в предмет специальных размышлений принадлежит Вольтеру. В своем «Трактате о веротерпимости» он подверг критике не конкретно существующие религии, а предрассудки и нетерпимость, которые являются их порождениями. Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности как всеобщей ценности и основополагающего компонента мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Разработанные ими идеи легли в основу Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявлять обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие и войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества и состоит в уважении прав другого. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому особенно важным представляется формирование именно такого понимания толерантности, стремление к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон подрастающего поколения, благодаря усилиям работающих с ним специалистов.

В философской литературе в понятии «толерантность» выделяют множество типов. Л.В. Скворцов проводит зависимость между доминирующим в государстве в определенный исторический момент общественным сознанием и сложившимся типом толерантности . В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности, которым соответствуют некоторые реально существовавшие общественные системы: толерантность как снисхождение; толерантность как безразличие; толе-

рантность как невозможность взаимопонимания; толерантность как расширение собственного опыта и диалога .

По мнению Р.Р. Валитовой, толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно - иное, чем-то похожее на собственное восприятие действительности . И с ней соглашается О. Хеффе, который отмечает, что толерантность также предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур.

Профессор В.В. Савельев этническую толерантность рассматривает как высокую степень самосознания, которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно автоматически, а порождается в результате контакта национальных языков и культур, преодоления конфликтов, через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм. Каждый народ способен создавать и должен иметь возможность сохранять свой мир культуры.

Исходя из вышесказанного, определим нашу позицию в трактовке этого понятия. Этническая толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к людям, представляющим другие национальные, культурные группы и сообщества. Она проявляется, прежде всего, через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни -трудовая активность, быт, свободное время и т.п. Этническую толерантность как тип социально-экономического поведения и формы общения этносов можно представить в развернутом структурном виде, выделяя ее основные параметры:

Во-первых, этническая толерантность подразумевает наличие общих мировоззренческих и мотивационных оснований для взаимодействующих этносов;

Во-вторых, необходимо достижение подлинного взаимопонимания, которое заключается не только в понимании другого этнического субъекта, но и в построении равных партнерских отношений. Взаимопонимание носит обоюдный характер, а степень межэтнической толерантности в таком случае находится в прямой зависимости от степени взаимопонимания общающихся субъектов;

В-третьих, предполагается создание условий и возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов;

В-четвертых, осуществляется поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих субъектов.

Отмеченные признаки - своего рода параметры измерения межнационального согласия. Наличие различных форм толерантности - это та проблема, адекватное решение которой создает предпосылки установления позитивных межэтнических отношений, которые обеспечивают возможность полноценной социализации в условиях благоприятного микроклимата поликультурной среды.

В связи с объективными обстоятельствами, о которых говорилось выше, в обществе формируется глубокий научно-практический интерес к феномену толерантности как одной из самых актуальных идей современности, к процессу ее объективизации и материализации как важной разновидности социальной практики и, наконец, как к определенной разновидности духовных ценностей, приобретающей общечеловеческое и общекультурное значение.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры. Этот тип толерантности может включать в себя многое из других типов. Цель формирования этнической толерантности - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений. Толерантность в конечном итоге способствует сохранению и развитию этнического многообразия и, вместе с тем, политике компромисса, согласия, единства.

Тем не менее, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие как внутристрано-вые межэтнические взаимодействия, так и международное сотрудничество. Исследователи разных стран стремятся определить, в чем состоит причина усиления нетерпимости, и есть ли путь преодоления или смягчения межэтнических, межнациональных и межцивилизационных противоречий. Пока окончательных ответов на эти вопросы не сформулировано. Однако без понимания того, как формируются конструктивное взаимодействие разных народов внутри страны и в практике международных отношений, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной

государственной политики в этих сферах деятельности.

В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перспективных образов как регуляторов внутригрупповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов, идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.

Исходя из приведенных определений этнической толерантности, можно сделать вывод о необходимости формирования этнокультурной толерантности народов Республики Бурятия как морального качества личности в интересах эффективного осуществления межэтнического диалога. Формирование толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонационального региона. Толерантные отношения являются неотъемлемой стороной процесса обогащения духовности, становятся существенным элементом политического и культурного пространства

общества. Очевидно, что политика, основанная на этой идее, перспективна для создания стабильности в республиках, идущих по пути поступательного развития, т.к. только в атмосфере терпимости, взаимопонимания и взаимопомощи рыночные отношения получат положительный импульс и смогут эффективно функционировать.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Знание, 1989. - Т.2. - С.175.

2. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. Философия. - 1996. - №1. - С.33-34.

3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. - №11. - С.46.

4. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзии или средство спасения // Октябрь. - М., 1997. - С.140-143.

5. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - М: Политиздат, 1989. - С.351.

6. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - С.565.

Мункожаргалов Даши Андреевич, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры экономики, права и государственного управления Бурятского республиканского института образовательной политики, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected] Munkozhargalov Dashi Andreevich, candidate of political sciences, senior lecturer, department of economics, law and public administration, Buryat Republican Institute of Educational Policy, Ulan-Ude, e-mail: dashi [email protected]

УДК 320:316.334.3+070 © Ж.П. Гунзынов

ТЕОРИЯ ПОЛЕЙ П. БУРДЬЕ И МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье приводится анализ взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с учрежденными ими печатными средствами массовой информации. Автор выявляет модель такого взаимодействия на основе концепции социальных полей французского ученого П. Бурдье, а также исследований американских ученых X Гиебера и Т. Джонсона. Приводится методика взаимодействия государственных печатных СМИ с учредителями, полученная на основании наблюдений и анализа нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальные поля, политический институт.

P. BOURDIEU FIELD THEORY AND A MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND STATE-OWNED PRINT MEDIA IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

This article analyzes the interaction between the government of the Republic of Buryatia and print media established by them. The author reveals a model of such interaction based on the concept of social fields of the French scientist P. Bourdieu, as well as on the research by American scientists H. Gieber and T. Johnson. The technique of interaction between state print media and their founders is submitted, it is obtained on the basis of observation and analysis of regulatory-legal acts.

Keywords: media, social field, political institution.

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,которые объединены к два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей,умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Формирование умения определять границы толерантности .

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.А именно :

Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие :

Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

Толерантность в межнациональных отношениях.

Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, экологических и политических проблем, требующих разработки и осуществления эффективных международных средств и форм межнационального взаимодействия.

Проблема воспитания толерантности и взаимопонимания между народами остается нерешенной, о чем свидетельствуют события, происходящие почти ежедневно в разных уголках нашей планеты, где участниками становятся представители разных национальностей. Конфликты, чреватые разрушительными войнами, угрожают самому существова­нию человечества. Их глубинные причины – нетерпимость, ксенофобия, национализм, имеющие тысячелетние традиции. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном мультикультурном мире.

в своей статье «Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений» пишет о природе, социальных истоках и психологических механизмах антисемитизма и вообще этнических предубеждений. По его мнению, этноцентризм – естественное явление в человеческой среде, которое содержит в себе изначально чувство превосходства над другими народами. Тем не менее, в основе интолерантности лежит не просто природный национализм, а именно расовые стереотипы и предрассудки.

Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Это работы таких авторов, как , , , , и др. Идеи психологических концепций, раскрывающие природу предубежденности (интолерантности), отражены в работах Т. Адорно , Э. Аронсон , Г. Олпорт .

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» – терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению . Этот термин был введен философами в XVI – XVII вв.

В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования . Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенном смысле формируется в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп.

в своей статье «Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений» пишет о природе, социальных истоках и психологических механизмах антисемитизма и вообще этнических предубеждений. По его мнению, этноцентризм – естественное явление в человеческой среде, которое содержит в себе изначально чувство превосходства над другими народами. Тем не менее, в основе интолерантности лежит не просто природный национализм, а именно расовые стереотипы и предрассудки .

Нами было проведено исследование, задачами которого было выявить уровень общей и этнической толерантности и основные сложности во взаимодействии подростков разной национальности. В исследовании принимали участие ученики 5-го и 10-го классов Лицея №11. Всего было протестировано 25 учеников пятого класса и 26 – десятого.

Методическим обеспечением исследования послужили:

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (,);

Анкетирование.

В результате проведенного исследования нами был выявлен уровень общей толерантности, а также показатели уровня этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черты личности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди школьников обеих возрастных групп преобладает средний уровень общей толерантности (76% и 81% соответственно).

Что касается этнической толерантности, дело обстоит несколько иначе. У школьников младшей возрастной группы преобладает средний уровень этнической толерантности (64% респондентов), а у старшей – низкий уровень (43%). Высокие показатели преобладают у 24% респондентов 5 класса и у 12% – низкие. Средий уровень этнической толерантности наблюдается у 38% десятиклассников, а низкий – у 19%. Таким образом, ученики 10 класса более склонны к интолерантному поведению с представителями других национальностей, а ученики 5 класса показывают средний уровень толерантности.

Показатели уровней социальной толерантности и толерантности как черты личности у учеников 5-го класса также оказались выше, чем у учеников 10-го класса. Среди учеников 5 класса преобладают высокие показатели по обоим направлениям (52% и 44% соответственно), в то время как у учеников 10 класса преобладают средние показатели по обоим направлениям (58% и 76% соответственно).

Из полученных результатов можно сделать вывод, что у учеников 5 класса показатели толерантности выше, чем у учеников 10 класса.

Следующим этапом нашего исследования было анкетирование школьников.

В данной анкете дети указали свой возраст, пол, национальность и ответили на ряд вопросов. Среди учеников 5 класса один указал свою национальность как еврей, одни – как азербайджанец, остальные – русские. Ученики 10 класса все указали национальность «русский».

52% опрошенных учеников 5 класса ответили, что хорошо относятся к сверстникам другой национальности, 40% высказали безразличие и 8% – негативное отношение. Среди учеников 10 класса 50% опрошенных высказали безразличие, 27% – хорошее отношение и 23% – негативное.

На вопрос, имеет ли опрошенный друзей другой национальности, 80% пятиклассников ответили «да», 12% – «нет» и 8% – «нет, но хотелось бы иметь». Среди учеников 10 класса 77% опрошенных ответили «да» и 23% – «нет».

Среди опрошенных учеников 76% как 5-го, так и 10-го классов выразили готовность оказать помощь сверстнику другой национальности, 8% пятиклассников и 16% десятиклассников ответили отказом, остальные не определились.

На вопрос о том, что вызывает сложности в общении со сверстниками иной национальности, 72% пятиклассников называет разницу в языках, 28% объяснили разницей в обычаях, культуре, 24% указали на агрессивное поведение со стороны мигрантов, 16% сказали, что им вообще не нравится, что чужие люди приехали в нашу страну, 2 человека ответили, что их сверстники-мигранты сами не хотят с ними общаться, и двое ответили, что проблем со взаимопониманием у них нет.

Среди учеников 10 класса картина несколько иная. 54% опрошенных объясняют сложности агрессивным поведением со стороны мигрантов, 42% указали на разницу в обычаях и культуре, 31% респондентов ответили, что им не нравится, как выглядят представители другой национальности, и столько же – высказали недовольство по поводу того, что чужие люди приехали в нашу страну, 23% опрошенных называют разницу в языках, 8% указали на то, что мигранты сами не хотят с ними общаться и у 15% проблем со взаимопониманием не возникает.

Полученные результаты опроса позволяют сделать вывод, что младшие школьники более дружелюбны к представителям другой национальности, чем старшеклассники. Главной причиной недопонимания ученики 5 класса указывают языковой барьер и различия в культуре, а ученики 10 класса – агрессивное поведение мигрантов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что склонность к толерантности или интолерантности закладывается ещё с детства. Основной причиной существующих предубеждений является усвоение стереотипов, существующих в современном обществе. При этом с увеличением возраста подростков уровень нетерпимости только растет.

Список использованных источников:

1 Бердяев России (Опыты по психологии войны и национальности). Сборник статей 1914–1917. М.: Эксмо, 20с.

2 Лосский, как органическое целое. М.: Директ-Медиа, 20с.

3 Шпет в этническую психологию. М.: П. Э.Т. – Алетейя, 19с.

4 , Сусоколов: учеб. М.: Аспект-Пресс, 19с.

5 Социология межэтнической толерантности / [и др.]; отв. ред. . М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222 с.

6 , Матвеева конфликты в постсоветском пространстве // Вестник РАН, 1995. том 65. №7. C. 579–594.

8 Общественное животное. Введение в социальную психологию. Изд. 7, пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 19с.

9 Становление личности: aвт. сборник. M.: Смысл 20с.

10 , Колесов (введение в проблему). Воронеж: МОДЭК, 20с.

11 Тихомандрицкая социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 2007. № 4. С.31-41.

12 Кон предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир, 1966. № 9. C. 187–205.

Керимова Фидан

В работе представлен анализ межнациональных отношений в МОУСОШ№8 г.Тулы, проведенный на основании анкетирования и составления графических характеристик

Скачать:

Предварительный просмотр:

IV Научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку», посвященная Российской космонавтики.

МОУСОШ №8

Научно-исследовательская работа в области социально-экономических наук.

«Толерантность межнациональных отношений в школьной среде»

Керимова Фидан, 10 класс

Афончева Ирина Львовна, учитель истории

2011

I. Введение.

II. Толерантность межнациональных отношений в школьной среде

1. характеристика культурного уровня в молодежной среде

2. характеристика межнациональных отношений среди школьников

3. решение национального вопроса

IV. Литература.

1.Введение

Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого из нас.

Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе – это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, социальные и политические проблемы Поэтому межэтнические отношения – одна из самых значимых сфер человеческих отношений. Формирование межэтнической толерантности – это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу. Формирование позитивного отношения к своему народу в сочетании с позитивным отношением к другим народам – главное условие развития межкультурной компетентности.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность? В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроении? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Российская Федерация является многонациональным государством. Распад Советского Союза привел к деградации сложившейся системы нравственного и интернационального воспитания. К сожалению, Россия не избежала межнациональных конфликтов. Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе, как на бытовом, так и социальном уровне.

Большинство учащихся МОУСОШ №8 являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Поэтому мы ставили перед собой задачу выявить отношение детей к представителям другой национальности и решению национального вопроса, который становиться одним самых острых противоречий нашего общества.

Изучение этого вопроса поможет увидеть основные проблемы и причины межнациональных конфликтов, выявить недостатки воспитательной деятельности школы, родителей и социальной среды и в то же время охарактеризовать положительные тенденции, на которые можно опираться для формирования толерантной среды в школе.

Целями данной работы являются:

Выявление уровня толерантности сознания молодежи в межнациональных отношениях в школе.

Выявление уровня сохранности культуры и внутренней сплоченности в молодежной среде.

На основании проведенных исследований и сделанных выводов скорректировать план воспитательной работы, направленный на формирование

безболезненных взаимоотношений в подростковой среде посредством развития взаимоуважения и взаимопонимания.

II. Выявление уровня толерантности межнациональных отношений в школьной среде.

Для осуществления поставленных целей были разработаны тесты, содержащие вопросы, касающиеся межнациональных отношений. (Приложение). Тестирование было проведено анонимно среди учащихся 9-11 классов. Результаты тестировании нашли свое отражение в схемах, диаграммах, комментариях и выводах к ним.(Презинтация).На основании выводов были разработаны практические рекомендации воспитательной работы в МОУ СОШ №8.

Результаты исследования:

При характеристике важных черт своего народа, большинство учащихся отметили доброжелательность (21 %) и гостеприимство (23 %).(Слайд 6)

Не секрет, что в нашем обществе серьезно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей. Результаты опроса подтвердили факт снижения интереса к культуре вообще и к национальной культуре и родному языку в частности. Настораживает тот факт, что хорошие знания обычаев и традиций, а также их соблюдение отметили лишь 10% респондентов, тогда как остальные 61% не очень хорошо знают обычаи и традиции своего народа, а 10% не соблюдают или не знают обычаев и традиций своего народа. (Слайд 7)

Интересны вопросы непосредственно связанные с межнациональными отношениями.

По результатам проведенного мною теста, я сделала вывод, что учащиеся не против многонационального класса (22%), видеть человека другой национальности как своего соседа по дому (22%), а 20 % учащихся отметили, что они хотели бы видеть человека другой национальности как своего партнера в совместном деле или как своего друга. (Слайд 8)

При ответе на вопрос, что больше всего не нравится в учащихся другой национальности 12 % респондентов выбрали такой вариант ответа как сам факт принадлежности к другой национальности. Остальные 40% отметили его культуру, а 48% выделили его поведение и отношение - это показывает, что характеристики учащихся в большинстве не связаны с национальностью, а зависят от воспитания и уровня развития.(Слайд 9)

Интересны для анализа ответы на вопросы, которые говорят о столкновении с проявлениями национализма среди представителей своего и другого этноса. Хотя большинство респондентов отметили такой вариант ответа, как редко (среди своего этноса 60% и другого этноса 36%), но стоит задуматься над другими цифрами (13% и 25% постоянно сталкиваются с этим явлением, а 38% и 26% учащихся часто сталкиваются). Получается, что учащиеся, которые никогда не сталкивались с этим явлением остались в меньшинстве.(Слайд 10)

Целая группа вопросов была посвящена решению национального вопроса.

Радует, что вопрос об ограничении прав учащихся других национальностей или других регионов вызвал у отвечающих отрицательную реакцию. Но стоит обратить внимание, что четверть отвечающих согласились с этой мерой, игнорируя такие понятия как права человека и гражданина.(Слайд11)

Для снижения межнациональной напряженности, достижения согласия среди учащихся- были выбраны такие варианты как защита прав и свобод человека (29%) и повышение уровня культуры учащихся (26%), но 21 % выбрали такой вариант, как наведение жесткого порядка, т.е ученики хотят показать, что законы регулирующие межнациональные отношения отсутствуют или не работают в государстве. Следует обратить внимание, что 4% выбрали такой националистический вариант, как оставить только русских, но к счастью выбравших такой вариант мало.(Слайд 12)

Несмотря на то, что 63% отрицательно относятся к движению бритоголовых; эта цифра не может радовать нас, так как позитивное отношение составляют 15% и согласны со взглядами и методами 22%, что в целом дает 37% от количества учащихся. (Слайд 13)

На вопрос что бы сделали если бы стали участником конфликта на национальной почве: - большинство опираются на свои силы, только 13 % обратились бы в милицию или прокуратору – это говорит, о том, что люди потеряли доверие к этим органам. То, что 29% затрудняются ответить – это говорит о сложности и неоднозначности его решения. (Слайд 13)

На вопрос смогли бы учащиеся покинуть Родину более 65% отвечающих дали отрицательный ответ, но стоит учитывать, что 40% согласились покинуть Россию. (Слайд 15)

Вопрос касающийся будущего страны решается следующим образом. Большинство количество учащихся (32%) отметили, что желали бы восстановления СССР, но в противоречивость этому равное количество респондентов хотели бы, что бы все осталось так как есть. 19% отметили, что в России необходимо установить административные границы между субъектами федерации не по национальному, а по хозяйтсвенно-територриональному признаку. (Слайд 15)

Эти ответы радуют нас - они не выявляют негативного отношения к другим нациям, так как малое количество учащихся выбрали такой вариант, как депортирование нерусских.

Таким образом в результате исследования выявлены позитивные тенденции

51% опрошенных высказались за ужесточение наказания за разжигание межнациональной, расовой и религиозной розни;

63% респондентов отметили свое отрицательное отношение к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных ощущают какую-либо напряженность в отношениях между людьми

Так же в ходе исследования выявился ряд проблем, которые не могут не настораживать:

Более 38% опрошенных постоянно (или иногда) сталкивались с проявлениями межнациональной розни;

37% респондентов положительно или с сочувствием относятся к движению “бритоголовых”;

Лишь 13% опрошенных обратились бы за помощью в правоохранительные органы в случае, если бы им пришлось участвовать в социальном конфликте на национальной почве;

На основании данных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Показатели исследования подтвердили приоритет общечеловеческих ценностей у большинства учащихся школы.

2. Однако, ответы учащихся на вопросы выявили тенденцию обострения межнациональных противоречий в обществе.

3.В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев. Необходимо ежегодно планировать и проводить мероприятия, направленные на подъем культуры молодого поколения как внутри классных коллективов, так и на общешкольном уровне.

4. Молодежь сегодня – это, в определенной степени, лидирующая группа общества, поэтому необходимо максимально эффективно использовать все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования. А обучение, образование и воспитание были, есть и будут главными направлениями в преодолении духовного кризиса.

5. Школа должна скорректировать воспитательную работу вместе с другими общественными организациями, направленную на формирование толерантной среды.

6.Для развития идеи толерантности необходима продуманная государственная политика, имеющая поддержку граждан многонационального государства.

Опираясь на выводы, мною были разработаны следующие рекомендации.

Для воспитания толерантного отношения в школьной среде провести в рамках реализации проекта “Комфортная школа” Программы развития следующие мероприятия:

1.Создать в школе выставку «Толерантность в межнациональных отношениях»

2. Провести общешкольные конкурсы творческих работ:

- “Культура народов мира”

- “Кухня народов мира”

- “Музыка народов мира”

- “Национальная одежда народов мира”

3.Устаноить дистанционное общение со школой №2 г. Уджар Азербайджанской республики.

4.На сайте школы создать рубрику “Школа толерантности”

5. Установить рабочий контакта с МОО «Достлуг - Дружба»

6.Провести фестиваль «Мозаика национальностей» с привлечением родительской общественности.

Результатом этих мероприятий должно стать формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей (патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали); подъем культуры молодого поколения; формирование толерантности (толерантное отношение к другим национальностям, религиям и обычаям); дружба между молодежью различных национальностей.

Литература:

  1. Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества.//Социально-гуманитарные знания. М., 2000, №1
  2. Семенов В.М., Матюнина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России.//Социально-гуманитарные знания. М., 2001, №2.
  3. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
  4. mailto:[email protected]
  5. http://www.rusedu.ru
  6. http://www.interethnic.org
  7. http://www.dsmp.mos.ru

Отзыв на исследовательскую работу “Толерантность межнациональных отношений в школьной среде”, выполненную ученицей 10 класса МОУСОШ№8 Керимовой Фидан.

Актуальность данной темы предопределена межнациональными конфликтами и противоречиями, которые все чаще возникают в нашем обществе как на бытовом, так и социальном уровне.

Работа состоит из введения, основной практической части, выводов и рекомендаций.

Во введении определена актуальность работы, её цель и значение.

Основным содержанием данной работы является анализ тестов, характеризующих межнациональные отношения в школьной среде.

На основании данных тестов автор работы сделала выводы и сформулировала рекомендации по формированию атмосферы толерантности в школе, которые будут использованы для планирования воспитательной работы. Таким образом, данная работа имела практическое значение.

Работа проиллюстрирована схемами и диаграммами

Данная работа имела большое значение для Керимовой Ф., которая познакомилась с основами социологических исследований, углубила свои знания по вопросам межнациональных отношений. Для учащихся – респондентов участие в тестировании ещё раз позволило задуматься не только над причинами национальных конфликтов, но и над способами их разрешения.

Данная работа заслуживает высокой оценки.

Учитель истории МОУСОШ №8 Афончева И.Л.

 
Статьи по теме:
Как завить ресницы в домашних условиях?
Многие дамы предпочитают щипцы другим технологиям завивки ресниц. До недавних пор приспособление было чуть ли не единственным способом подкручивания ресниц, поэтому девушки не спешат от него отказываться. Существует миф о том, что прибор плохо влияет на
Лимон для осветления волос – альтернатива салонным процедурам Обесцвечивание волос лимоном
Представительницы прекрасного пола, стремясь к красоте и совершенству, прибегают к экспериментам в своей внешности, в том числе, и с цветом волос. Блондинки всегда имели репутацию очень нежных и милых созданий, особо нравящихся мужчинам. Именно поэтому мн
Что нужно взять с собой в роддом
К концу 8 месяца беременности роды могут начаться в любой момент. Чтобы не испытывать дискомфорт, не собирать вещи в роддом в последний момент, рискуя забыть нужные предметы, ответственные будущие мамочки собирают сумки заранее.Что включает в себя список
Педагогическое эссе
Зоя Сергеева Родительское собрание «Что значит любить своего ребенка» Цель : 1. Выяснение понятия «родительская любовь » . 2. Анализ поведенческих норм в семье. 3. Побуждение родителей к размышлению , что значит истинная любовь к ребёнку. План : 1. Ана