Краткосрочный проект для детей подготовительной группы "дымковская игрушка". Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа) Проект по дымковской игрушке

Защита проекта

г. Михайловка МКОУ СОШ № 3 « Дымковская игрушка »

Руководитель проекта : Слепышева Г.В., учитель начальных классов

Цели проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Создать коллекцию дымковских игрушек.

Задачи проекта:

Самостоятельно выполнять исследовательскую и творческую работу.

Обсуждать работу в группе, выбрать удачный вариант для презентации.

Составить и разработать этапы работы над каждой проблемой.

Проблемные вопросы:

Родина дымковской игрушки.

Из чего делают дымковскую игрушку?

Характерные особенности дымковской игрушки.

Сидоров Кирилл

У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомим вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Глазунова Кристина

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Владислав Лизун

Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали и Белый фон

А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Иголкин Артём

Вот и мы, ученики 3 класса решили исследовать, что же это за глиняная игрушка? Сможем ли мы изготовить её?

Для этого мы попросили своих родителей привезти из нашего карьера глины. Нас, учеников, конечно, в карьер не пустили, но на фотографиях мы видели, как добывают глину.

И так работа началась!

Сначала мы принесли большие куски глины в класс, затем сложили их в ёмкость и залили водой. Долго она у нас « созревала»!

Затем мы её замесили. Это была, пожалуй, самая трудная работа. Мы опять поставили её дозревать на несколько дней.

Пока готовилась глина, мы без дела не сидели. Нам пришлось много поработать и книг перечитать. Сходили в школьную библиотеку к нашей любимой Валентине Михайловне Крюковой. Она нам много интересного рассказала о дымковских игрушках, а затем пришла к нам и на классный час. Она рассказала какие еще бывают игрушки…

Наконец глина созрела и стала мягкой, как пластилин – работа закипела………

Марина Зубкова

Скатали из готовой глины шары и начали пробовать.

Лучше получались барыни, а вот с животными и птицами – сложновато.

Готовые работы мы поставили сушить поближе к теплому месту. Как только игрушки высохли. мы их начали « белить» акриловой краской, затем опять сушить. И только после того, как они высохли, началась самая интересная работа - роспись игрушек.

Галина Валентиновна, наш классный руководитель, рассказала нам об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Показала нам много фотографий, таблиц, слайдов дымковских игрушек.

Ц
ыкункова Алёна

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что все это сделано из глины.

Не зря в народе говорят:

« Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит»

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Вот такую интересную и увлекательную исследовательскую работу мы провели в нашем классе, ну а какой получился результат – посмотрите.


Ирина Разводова
Проект для детей старшей группы «Дымка».

Проект для детей старшей группы.

Тема: «Дымковская игрушка»

Вид проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный.

Актуальность.

Дымковская игрушка с одной стороны простая и незамысловатая, а с другой- нарядная и веселая. Ее хочется рассматривать и взрослым и детям. Знакомство дошкольников с этим видом народного искусства дает возможность развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику, развивает интерес к народному творчеству.

Цель проекта:

Развитие детского творчества посредством ознакомления с дымковской игрушкой.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения промысла.

2. Познакомить с элементами дымковской росписи.

3. Развивать цветовое восприятие, творческое воображение.

4. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предполагаемый результат.

Расширение представления детей о дымковской игрушке.

Умение выделять характерные особенности дымковской игрушки.

Интерес к народным промыслам.

Применение полученных знаний в самостоятельной художественной деятельности.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Обсуждение темы с детьми.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме

2 этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о дымковской игрушке.

Социально-коммуникативное развитие: экскурсия в библиотеку; сюжетно-ролевая игра: «Семья», «К нам гости пришли», «Магазин сувениров». Д/и «Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки».

Речевое развитие: Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация». Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь»,«Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Познавательное развитие: беседы "Что нужно мастеру для работы", "Если бы ты был художником, как бы ты расположил узор? Какие цвета ты бы выбрал?", «Из чего делают игрушки? Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».Рассматривание дымковских игрушек. Опыт: какой материал крепче: бумага, глина, дерево?». Сравнение современных и старинных игрушек.

Художественно-эстетическое развитие: Конструирование из бумаги, рисование узоров, роспись шаблонов дымковской игрушки, лепка дымковской игрушки по выбору детей.

Физическое развитие: Русские народные игры «Растеряхи», «Игровая», «Краски», «Дударь», «Медок или сахарок», «Жмурки». Пальчиковая игры «Дымковские барышни», физминутка «Дымковская игрушка».

Работа с родителями: Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Народные ремесла и промыслы». Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный.

1. Оформление результатов проекта в виде презентации.

2. Организация выставки детских работ «Красота дымки».

Публикации по теме:

«Космос». Познавательный проект для детей старшей группы Паспорт проекта. Название проекта: «Космос». Тип проекта: познавательный. Проблема:Что такое космическое пространство? Какая она – Солнечная.

Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа) «Удивительная дымка». Конспект занятия по формированию развития речи у детей дошкольного возраста (старшая группа) «Удивительная дымка» Цель занятия: знакомство.

Педагогический проект «Мир космоса» для детей старшей группы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад " Сказка" г. Ульяновск Педагогический проект "Мир космоса. ".

Проект «Чудесная Дымка» для детей среднего дошкольного возраста Проект "Чудесная Дымка" для детей среднего дошкольного возраста. Пояснительная записка. В наше сложное время, только такие понятия как «красота»,.

Проект «Морские обитатели» для детей старшей группы Вид проекта: информационно-творческий Участники: дети старшей группы Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители Срок реализации.

Проект «Космос» для детей старшей группы Актуальность проекта для дошкольного возраста: дети узнают новое; учатся выражать отношение к происходящему, погружаться в организованную.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Аленушка» с Восток.

Проектная деятельность в старшей группе.

Тема: «Дымковская игрушка».

Провела:Воспитатель:

Саутченкова.О.Н.

с. Восток.

2017 г.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Тема: Дымковская игрушка.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

    познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

    развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

    воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем селе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

    беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании

    рассматривание элементов росписи

    рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения

    занятия

    познавательные рассказы воспитателя

    просмотр слайдов

    дидактические игры

    чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках

    раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

    консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

    изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

    подбор литературы о народном промысле "Дымка"

    иллюстраций дымковских изделий

    изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек

    создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

    мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;

    литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;

мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

    информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

    материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

    кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

    Организационно-подготовительный.

    Основной (этап непосредственной реализации).

    Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что - то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что - то есть от радости,

Гремящей как басы.

(В. Фофанов)

Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт, соприкосновением с которым ребенок обогащает, усиливает пластическую, графическую и цветовую выразительность своих рисунков и результатов лепки, других видов деятельности. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка, поэтому может быть хорошим началом в воспитании навыков восприятия вообще, необходимом позднее, при встречах с искусством профессиональным. На предметах прикладного искусства легче научить детей смотреть, разглядывать, выбирать, сопереживать, эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для передачи собственного отношения к предметам. Почему при организации проекта предпочтение было отдано глиняной дымковской игрушке? В связи с тем, что секрет глиняной игрушки заключается в энергетически теплом и «сильном» материале - глине, подаренной нам самой природой. Предполагалось, что дети сами будут лепить игрушку, а процесс пластического формообразования имеет большое значение для общего и художественного развития ребенка:

  • Обогащает сенсорный опыт дошкольников;
  • Гармонизирует работу двух полушарий мозга, координирует работу обеих рук, активизирует развитие мелкой моторики;
  • Воспитывает уверенность в своих способностях и ощущение своей умелости и значимости («Я могу» как продуктивная основа «Я - концепции»);
  • Оказывает влияние на развитие речи, дает содержательную основу для развития общения ребенка со взрослыми и детьми разных возрастов.

Почему я выбрала именно дымковскую игрушку? В связи с ее огромнейшим потенциалом и для детей, и для взрослых. Это выражено в пластической завершенности образа (несколько умелых движений - и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка), красотой ручного труда, живой яркой звучностью расписной народной скульптуры. Эти игрушки особенно разнообразны по тематике, композиционным вариантам, многоцветны, наиболее совершенны и отработаны в техническом отношении. Обобщенность и завершенность образа, ее пластичность, отсутствие мелких деталей обеспечивают доступность этого вида искусства для дошкольников. Для меня было важно и то, что дымковская игрушка олицетворяет черты народного (вятского) характера: стойкость, жизнелюбие, открытость, основательность. Эти игрушки создают атмосферу радости, теплоты и добра. Почти любая фигурка легко размещается на детской ладони, и у ребенка сразу возникает желание поиграть с ней.

Таким образом, основными целями проекта стали:

  1. Заинтересовать детей историей дымковского промысла.
  2. Формировать у детей представление о народной игрушке, прививать любовь к ней.
  3. Расширять кругозор детей посредством познавательной, художественной деятельности.

Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о дымковской игрушке.
  2. Познакомить детей с историей появления дымковского промысла.
  3. Формировать познавательные интересы детей (знакомство с глиной, ее свойствами).
  4. Развивать художественные способности детей, воспитывать эстетическое восприятие посредством ознакомления с дымковской росписью.
  5. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта : февраль - май.

Продукт проекта: выставки детских работ «Дымковская игрушка».

Р еализация проекта включала в себя четыре этапа.

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о народной игрушке, уровня ознакомленности детей с устным народным творчеством.

Второй этап - разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны разнообразные дымковские игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий.

Третий этап - выполнение проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Сюжетные игры: «Магазин».
  2. Дидактические игры: «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию); Разрезные картинки на тему «Дымковские узоры» (обучение детей собиранию картинки из 4-6 частей, развитие эстетического восприятия).
  3. Игры - драматизации с использованием дымковских игрушек.

Продуктивная деятельность:

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Лепка из глины, соленого теста, пластилина становится доступна уже в раннем дошкольном возрасте, так же как и рисование красками, карандашом. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. Дымковская игрушка может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в глине, рисунке. Наряду с глиной дети попробовали лепить дымковские игрушки из соленого теста, расписали их гуашевыми красками и подарили детям, посещающим младшие группы детского сада.

Рисование:

  1. Декоративное рисование «Украшение платочка»;
  2. Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»;
  3. «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»;
  4. «Укрась юбку дымковской барышни»;
  5. «Дымковская лошадка»;
  6. Декоративное рисование «Путешествие в Дымково»;
  7. «Дымковские узоры».
  1. «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть»;
  2. «Петушок»;
  3. «Утка с утятами»;
  4. «Козленок»;
  5. «Баран - золотые рога»;
  6. Пластилинография «Дымковская собачка»;
  7. Лепка из соленого теста: «Птичка», «Рыбка».

Коммуникативная деятельность:

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но повторяет и усваивает их. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка -буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка - муравушка и многие другие слова и выражения связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

  1. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, стихи, небылицы, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки).
  2. Использование художественной литературы (чтение русских народных сказок).
  3. Составление рассказов из личного опыта детей «Моя любимая игрушка».
  4. Знакомство с историей возникновения дымковкого промысла.

Экспериментально - поисковая деятельность:

  1. Рассматривание дымковских игрушек, сравнение их с другими народными игрушками (филимоновскими);
  2. Экспериментальное исследование свойств художественного материала (глины).

Формирование здорового образа жизни:

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и др. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Народные игры:

  1. «У медведя во бору»;
  2. «Гуси - лебеди»;
  3. «Коршун и цыплята».

Хороводные игры:

  1. «Каравай».

Песенное творчество:

Велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы - характерные черты русского народного песенного творчества. Наряду с музыкальными достоинствами русской народной песни и музыки в них существуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.

Русские народные песни:

  1. «Петушок»;
  2. «Кукушечка».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседа о назначении дымковских игрушек.
  2. Мастер - классы для родителей (особенности лепки дымковских игрушек из соленого теста).
  3. Заполнение совместно с детьми альбома «Мои любимые дымковские игрушки».

Четвертый этап - презентация проекта. На этом этапе организовываются выставки детских работ:

  1. Выставка детских рисунков.
  2. Выставка поделок из соленого теста.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям и родителям детские рисунки и поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении хочется сказать, что народное и декоративно - прикладное искусство является неотъемлимой частью воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.


Формат: .docx

Лариса Дугина
Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа)

Паспорт проекта

Название проекта : «Дымковская игрушка »

Вид проекта : Информационно-творческий

База проекта : МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок»

Срок реализации проекта : Краткосрочный 3 недели (4.04.2016-25.04-

25.04.2016гг.)

Участники проекта : Дети средней группы , родители, воспитатель

Актуальность проекта

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

Проблема

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить

без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного

народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,

раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

рассказывает об истории народа и его традициях.

Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей

с различными видами искусства.

В первую очередь с произведениями народного творчества.

Цель проекта

Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .

Задачи проекта

Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному

искусству народных мастеров Дымково ;

Развивать творческую личность в художественно продуктивной

деятельности;

Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее

изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;

Обучить умению выделять элементы дымковской росписи

(кружочки, клеточки, полоски) ;

Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и

красиво выполненной работы и одобрения сверстников и

взрослого.

Привлечь родителей к созданию

мини-музея.

Этапы работы

Подготовительный этап

Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом

возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

Изучение литературы по данной проблеме;

создание развивающей среды , оснащение уголка группы

материалами по теме проекта ;

привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение

к сотрудничеству).

Практический этап

Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов

по теме проекта ;

Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;

Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек » , «Ярмарка

игрушек »;

Оформить выставку детских работ;

Создать мини-музей «Народная игрушка »

Заключительный этап

Оформление альбома «Дымковская игрушка » ;

Оформление консультаций для родителей («Роль народной

игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка

и ее роль в развитии дошкольника»);

Оформление выставки детских работ;

Создание мини-музея «Народная игрушка »

Взаимодействие с детьми

Беседа «Народные игрушки » ;

Беседа с рассматриванием дымковских игрушек ;

Рисование наряд для барышни, лошадки;

Д/и «Составь узор» , «Наряди Олешка» ;

Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;

Взаимодействие с родителями

Анкетирование по теме;

Консультации для родителей;

Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей

Ожидаемый результат

Дети :

расширили представления о дымковской игрушке ;

научились выделять элементы дымковской росписи ;

научились видеть и откликаться на проявление красоты

в искусстве;

приобрели изобразительно-выразительные умения (передача

формы, пропорций, композиции).

Родители :

приняли участие в подборе предметов народного промысла;

приобрели знания о народной дымковской игрушки ;

укрепили внутрисемейные связи.

Литература

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

 
Статьи по теме:
Вязаное платье для девочки до года: схема вязания спицами с описанием
Платье для девочки Платье для девочки на 5-6 месяцев. Автор: Татьяна Иванова. Узор «зубчики» (нечетное число п.): 1-й - 4-й р.: лиц. гладью; 5-й р.: 1 лиц. п., *1 н., 2 п. вместе лиц.*, повт. от * до *; 6-й р.: изн. п.; 7-й 10-й р.: лиц. гладью. Узор «А
Вязание крючком разноцветные свитер джемпер
Размеры: 36/38 (44/46) Вам потребуется: 400 (500) г пряжи типа Sol Luxe от LANG YARNS белого цвета (78% хлопок, 22% полиэстер, 100 м/50 г); прямые спицы № 5,5 и 6, а также крючок № 5,5. Изнаночная гладь: лиц. ряды — изн. петли, изн. ряды — лиц. петли.
Гемоглобин в моче, его норма, причины гемоглобинурии Следы гемоглобина в моче у беременных
Заболевания мочевыделительной системы провоцируют многие негативные симптомы, в том числе может появиться повышенный гемоглобин в моче (гемоглобинурия). Наличие данного вещества говорит о поступлении большого количества крови в урину. Подобная ситуация
Фреза против размачивания: за и против разных техник снятия гель-лака
В среднем гелевый маникюр держится на руках до трех недель. Оставлять покрытие на более длительный срок категорически не рекомендуется – для ногтей это крайне вредно. Часто девушки задаются вопросом: стоит ли тратить деньги на поход в салон или снятие гел