Проект в подготовительной группе детского сада. Народная тряпичная кукла

Без прошлого нет будущего.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русская народная тряпичная кукла»

Шаврина Елена Владимировна

старший воспитатель,

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

2014-2015 учебный год

Введение:

Без прошлого нет будущего.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочка выходила замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Актуальность:

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники, выставки народных умельцев и традиции.

В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, выставки, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов – изготовление тряпичной куклы

Основные ориентиры проекта

Срок реализации:

ноябрь – декабрь 2014г .

Участники проекта:

педагоги, родители, воспитанники всех возрастных групп:

Старшая группа №1 - «Колокольчик»;

Подготовительная группа №2 - «Кубышка - Травница»;

Средняя группа №3 – «Пасхальная голубка»;

II младшая группа №4 - «Постригушка», «Пеленашка», «Подарок», «Ангелочек»;

Средняя группа №5 – «Желанница»

Подготовительная группа №6 – «Каркуша», «Зайчик на пальчик», «Стригунушка»

Социальная значимость проекта:

направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей дошкольного возраста.

Вид, тип проекта :

творческо – исследовательский, краткосрочный.

Проект построен на основе главных методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей;

Доступность материала;

Постепенность его усложнения.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

Дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать индивидуальные творческие способности детей;

Учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русской народной тряпичной куклы.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности – художественный труд (создание народной тряпичной куклы).

Изготовление кукол детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: организация выставки «Народная тряпичная кукла», в роли экскурсоводов дети старшего дошкольного возраста

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

Для воспитанников:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

2.План реализации проекта.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени »

ПРОЕКТ

«КУКЛА – НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Выполнила:

Сорокина Антонина,

Руководитель:

г. Бежецк 2015

П А С П О Р Т П Р О Е К Т А

Название проекта: «Кукла – народная игрушка».

Руководитель проекта : .

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, изобразительное искусство.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет.

Тип проекта: индивидуальный.

Цели проекта: выяснить значение кукол в жизни человека. Проследить с какими этапами жизни человека они были связаны.

Задачи проекта:

1. Найти информацию по выбранной теме.

2. Узнать историю возникновения кукол.

3. Как и из чего изготавливали кукол.

4. Чем и для чего они служили.

5. Научиться самостоятельно изготавливать традиционные народные куклы.

6. Провести мастер-класс по изготовлению куклы со своими одноклассниками.

Вопросы проекта:

1. Что такое кукла?

2. Как появилась кукла в России? Её назначение.

3. На какие группы делятся тряпичные куклы?

4. Можно ли сделать тряпичную куклу в домашних условиях?

Необходимое оборудование: фотографии кукол, книги, компьютер, подключенный к сети Интернет.

Актуальность проекта:

В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых

кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.

Этапы работы над проектом:

1. Подбор материала по теме.

2. Его исследование и отбор.

3. Изготовление тряпичных кукол своими руками.

4. Написание проектной работы и её оформление.

5. Создание презентации.

Список использованных информационных ресурсов:

1. Библиотеки.

2. Интернет.

К Р А Т К А Я А Н Н О Т А Ц И Я

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т. д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта. ………………………………………5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… ..5

1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………5

1.1. Что такое кукла и её особенности ……………………………………..5

1.2. Типы и назначение куклы ……………………………………………...6

1.2.1. Куклы-обереги………………………………………………………...6-7

1.2.2. Игровые куклы ………………………………………………………..7-8

1.2.3. Обрядовые куклы ………………………………………………..…….9-10

2. Практическая часть работы …………………………………………………10-11

2.1.Изготовление традиционных народных кукол…………………………11-12

2.2. Мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички»

с одноклассниками ………………………………………………………11-12

III. ВЫВОДЫ …………………………………………........................................13

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…14

V. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………15-17

КУКЛЫ НЕ УМИРАЮТ –


В НИХ ПРОСТО ПЕРЕСТАЮТ ИГРАТЬ

В. Пелевин

I. Введение. Актуальность проекта.

Тема моей работы «Кукла – народная игрушка». Почему я выбрала эту тему?

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Меня очень заинтересовало то, каких кукол мастерили в старину?

С какими событиями в жизни людей были связаны куклы?

Я предположила, что в старину мастерицы не просто мастерили кукол, а вкладывали в них особый тайный смысл. Мне захотелось узнать об этом больше и я начала исследовательскую работу.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретический обзор темы

1.1 Что такое кукла и её особенности.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к словарю.

В «Словаре русского языка » Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, даже если она не является детской игрушкой. С японского «кукла» означает «образ человека». Опросив девочек моего класса, я выяснила, что «кукла» это - игрушка, развлечение, украшение комнаты, подруга детства, первая дочь, лучшая подруга, игрушка, которая по виду напоминает человека.


Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани и других материалов. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил. Но больше всего меня заинтересовали куклы, выполненные из лоскутков материи, ленточек и ниток, т. е тряпичные куклы.

1.2.Типы и назначения кукол

Тряпичные куклы - одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол люди делали сами для своих детишек. Их так приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду - ведь они совсем легкие и не занимают много места. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

1.2.1. Куклы – обереги

Лоскутные куклы-обереги – это отражение той картины мира, в которой жили люди. Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

К этому типу кукол относятся:

«Вепсская кукла». Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть.

«Домашняя масленица». Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Подорожница – обережная кукла маленького размера, которая помещалась в ладони, т. к её брали с собой в дорогу. Она защищала в пути-дороге от бед..jpg" width="157" height="207">.jpg" width="158" height="208">DIV_ADBLOCK210">


К этому типу кукол относятся:

Кукла «Отдарок на подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы дети могли подарить её кому-то в ответ на подарок.

Кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста.

Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку.

Кукла «Веснянка» - это небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Она была куклой одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image009_7.gif" width="204" height="216">.jpg" width="182" height="298">Венчание" href="/text/category/venchanie/" rel="bookmark">венчания , под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. После того, как рождались дети, кукол раздвигали и между ними помещали маленьких кукол по количеству детей. Такие куклы для молодых делали подруги.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Весной содержимое «Зерновушки» высыпалось в первую борозду. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image015_7.gif" width="220" height="295">Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботная , веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.


«Нянька» - женщина с младенцем на руках. Кукла носит воспитательный характер. Показывает, что женщина должна любить, растить и воспитывать детей.

«Пеленашка», «Вепсская» - об этих куклах я уже говорила.

«Мировое дерево». Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из берёзы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених. «Мировое дерево» - так называли эту композицию. Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почётное место в своём доме.

Сейчас я работаю над тряпичной свадебной куклой.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image020_3.jpg" width="223" height="260">.jpg" width="268" height="258">Классный час" href="/text/category/klassnij_chas/" rel="bookmark">классном часе я провела мастер-класс и познакомила ребят с изготовлением самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».

1. Рассказ о роли и значении кукол в жизни русского народа

и о кукле «мартиничке» (приложение 1).

2. Практическая часть (приложение 2).

Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.

Техника выполнения куклы «мартинички» включает в себя выполнение следующих последовательных этапов, а именно:

Изготовление туловища, головы и ног:

Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки красного цвета на шаблон (по длине) 40-45 витков пряжи. Обрезаем нить. Отрежем красную нить длиной примерно 10см. Пропустим под пряжу по сгибу и сделаем два узла. Снимем пучок ниток с шаблона и разрежем с противоположной стороны от узла. Это будут голова, туловище и ноги. Сделаем голову. Для этого отступим от узла примерно 2см и белым цветом ниток завяжем.

Изготовление детали рук:

Намотаем нитки белого цвета на шаблон (по ширине) 20-25 витков пряжи. Обрежем нить. Аккуратно снимем нитки с шаблона. Завяжем узлы нитками красного цвета по краям.

Соединение деталей:

Пучок ниток красного цвета разложим на две части. Между прядями пучка вложим деталь рук, под которой потом белой ниткой соединим две детали.

Окончательная отделка куклы:

Подровнять ножницами край юбки куклы. Пряжу можно слегка распушить. И вот что у нас получилось. DIV_ADBLOCK212">

См. Приложение

IV . ЛИТЕРАТУРА

1. Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981

2. Прекрасное своими руками. - Москва, Детская литература, 1987

3. Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва, « Издательство ACT», 1999

5. и Шведова словарь русского языка. –

М.: Технологии», 2008г.

6. http://letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.

7. Ресурсы интернет:

www. krupenichka. ru

http://www. oxanafa. ru/narkykla/

http://slovarozhegova. ru

http://www. rukukla. ru

V . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кукла «мартиничка»

Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Традиционно закликали весну 21 марта , в этот день пели заклички весны. Время для праздника выбрано не случайно - это время весеннего равноденствия. И так как март - это время встречи двух времен года, праздник всегда украшали куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Еще «Мартинички» прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.

Кроме этого они имели и ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече родителей. Было принято сажать куколки в избе, в красном углу. С момента появления в семье ребенка куклы немного раздвигались в стороны, уступая место куколке между родителями. Количество куклят на плечах у пары равнялось количеству детей в семье.

В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. «Мартинички» дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для украшения елки.

Приложение 2

Куклы из ниток «Мартинички»

Для работы потребуется:

25 г тонких прочных шерстяных ниток (лучше красного и белого цвета),

ножницы, кусок картона 16х16.

На картонку наматываем шерстяные нитки толстым слоем. По краям разрезаем ножницами.

Берем ниточку и перевязываем ей по середине нашего пучка ниток.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Два пучка по краям перевяжем ниткой - получатся руки.

Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье.

Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Каждой кукле привязываем веревочку.

Кукла-оберег готова!


Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАРОДНАЯ КУКЛА"

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История возникновения куклы

2. Виды кукол

2.1 Куклы- обереги

2.2 Игровые куклы

2.3 Обрядовые куклы

3. Экономическое обоснование

Заключение

Список литературы


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Народная кукла"

Основные разработчики проекта студенты групп ТШ-61, КМ-71

Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин "Технология швейных изделий", "История костюма"

Цель проекта:

Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения народной куклы;

Изучение видов кукол;

Изучение технологии изготовления народных кукол;

Создание методического пособия по изготовлению народной куклы;

Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы;

5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

6. Презентация проекта

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.Сейчас известно 90 видов кукол.Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

 
Статьи по теме:
Осиновый кол в могилу колдуна Свадебные традиции мира
«Тишанская средняя общеобразовательная школа Свадебные обычаи и традиции села Тишанка (исследовательская работа) Руководитель Винограденко Татьяна Васильевна, учитель истории ТИШАНКА, 2011. Введение…………………………………………………..2 I. Подготовка к свадьбе……………
Как придать шикарный объем волосам у корней: советы профессионалов
О, волосы! Что же вы такие вредные? Кудрявые не распрямляются, прямые не завиваются, пушистые не приглаживаются, прилизанные не взъерошиваются. Чешешь их начесываешь, лаком поливаешь, а они меньше чем через час обиженно возвращаются в прежнее состояние.А
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в