Компетентностный родитель. Программа повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей

Семья – первый и основной институт, который всегда напрямую связан с процессом формирования личности ребенка.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский

Закон Российской Федерации «Об образовании»:

участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Участие родителей в образовательном процессе неотъемлемая часть развития нашего общества.

Понятие «педагогическая культура семьи» сегодня трансформировалось в понятие «педагогическая компетентность родителей» .

От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Впервые о важности формирования педагогической культуры родителей в конце XIX века заговорили педагогические деятели России: К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев.

Семья закладывает основы всего дальнейшего образования ребенка. Отсутствие педагогических знаний у родителей приводит к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное становление ребенка. П.Ф.Каптерев

В.П.Вахтеров основной целью воспитания в семье и школе считал развитие наследственных способностей и возможностей ребенка. По его мнению, окружающая среда часто негативно влияет на саморазвитие личности.
Родители не понимают значения детских интересов и желаний, жертвуя ими ради воспитательных предрассудков.

Отсюда В.П.Вахтеров делает вывод о необходимости просвещения родителей в сфере развития человека.

В.П.Кащенко подчеркивал роль родителей, как воспитателей в семье, сомневался в возможности построения сбалансированной, продуманной системы воспитания ребенка без научно-теоретической базы
знаний о семейном воспитании.

Индивидуальное консультирование является самой продуктивной формой работы с семьями:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это:
а) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.
б) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность — 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.

Компетентность — это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Педагогическая компетентность в отношении ребенка с особенностями развития – это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей — педагогически развитые семьи.
Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок.
Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители знают, чего они хотят и как этого добиться, прекрасно понимают, что результаты
напрямую зависят от собственных затрат и усилий. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации что бы помочь ребёнку добиться успехов.

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей.

Уклад семьи часто противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний.
Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, но отношения между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты по разным поводам. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны. Они не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и вытеснение ими духовных, индивидуалистическая направленность членов семьи, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, порой равнодушие. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Наблюдается насильное погружение ребёнка в деятельность без учёта его желаний. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы.

В понятие «воспитание родителей» входит:

  • усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;
  • приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыках;
  • деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;
  • ориентация на поставленные задачи.
  • Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб.: БукИздат. 1995. - 186 с.
  • Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. М.: «ПЕР СЭ». 2010. - 336 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 2005. - 944 с.
  • Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 9-13.
  • Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: Феникс. 2011. - 314 с.

Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей

Работа с детьми не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

Приведу пример. Воспитатели и родители часто приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, выясняется, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, воспитателей и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога;
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении родительских собраний психолог знакомит родителей с основными направлениями своей работы, с расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к нему. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию.

На первых встречах с родителями проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома, какие игрушки нужны детям. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и в индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка. Интересный прием был использован на родительском собрании в подготовительной группе. Перед родителями была поставлена задача отметить, какие качества больше всего необходимы ребенку, чтобы считать его готовым к школе. Свои ответы родители записали на листочках и прикрепили их к нарисованному дереву. Среди важных качеств, по мнению родителей, были и физическая выносливость и ответственность и умение читать и считать, самостоятельность. Проведенный опрос и послужил началом очень интересного обмена мнениями.

В конце учебного года необходим, на мой взгляд, опрос родителей, позволяющий спланировать работу на новый учебный год, выделить «трудные» вопросы, оценить результат практического применения полученных знаний. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок врет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Типы семейного воспитания»

«Какие игрушки нужны дошкольникам»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

В своей практике стараюсь чаще использовать индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

Проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

Проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство, гиперактивность)

Детские страхи;

Проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

Внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

Воспитание ребенка в неполной семье;

Нарушения речи у ребенка;

Консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях применяются все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.

Сюда же можно отнести беседу с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы использую следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в раздевалках групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

- «Детские страхи»;

- «Причины детской агрессии»;

- «Поиграем вместе с детьми»;

- «Игры и упражнения для развития памяти»;

- «Ребенок и ТВ»;

-«Агрессивный ребенок»;

-«Гиперактивный ребенок»;

И другие.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как психологические или родительские гостиные. Особенностью проведения гостиных является то, то они проводятся по определенным темам. В организации и проведении психологических гостиных принимают участие администрация ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, педагог-психолог. Могут приглашаться специалисты: учителя начальных классов, врачи.

Вот некоторые темы гостиных:

  • «У школьного порога»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Адаптация без слёз»
  • «Какие игры нужны детям»
  • «Секреты психологического здоровья»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются пригласительные. Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик;
  • выступление по теме;
  • диалоги с родителями (вопросы);
  • обратная связь.

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Проведение тематических родительских гостиных дает свои результаты. Работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй. Анализируя обратную связь, а на каждом из проведенных собраний, обязательно она проводилась, можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

Литература:

  1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  7. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М., 1978.
  8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  9. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.
  10. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
  11. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

Тренинг эффективного общения в коммуникации "Родитель-ребенок"

Назначение статьи : учебно-методический материал предназначен для педагогов-психологов и воспитателей ДОО с целью формирования родительских компетенций в вопросах эффективного общения с детьми в ходе тренинга.
****
Развитие родительской компетентности – одно из приоритетных направлений развития современного образования, а значит и одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость формирования у родителей компетенций в вопросах общения с детьми обусловлена следующими причинами. В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В быстро меняющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении, а те родители, которые находят время для разговоров с ребенком, чаще делают это не эффективно, или их общение сводится к нравоучениям, упрекам, наказаниям.
Помочь родителям приобрести новые знания и навыки эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, научить открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком - задача педагога-психолога ДОО. Решить эту задачу поможет когнитивно-поведенческий тренинг, организованный для родителей ДОО.

Цель тренинга: развитие компетенций родителей в вопросах эффективной коммуникации с детьми. Задачи тренинга:
Познакомить родителей с принципами эффективного общения;
Обучить приемам рефлексивного слушания;
Стимулировать полноценное общение родителей и детей;
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщений».

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов.

Материалы:
Бланки для тренировки построения «Я - сообщений»
Бланки с заданием «Восприятие чувств ребенка»
Памятки для каждого родителя «Общие правила эффективного общения»

Участники тренинга: родители ДОО.

Место проведения: группа детского сада или музыкальный зал.

Ведущий: педагог-психолог ДОО.

Ход тренинга.

III. Обучение рефлексивному слушанию.
Психолог: Что такое рефлексивное слушание? Это важный навык общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именно это я имел в виду».
Родителям демонстрируется слайд:
Слайд 1:

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

Большое значение при рефлексивном слушании имеет открытый ответ . Он показывает, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит.
Категории открытых ответов:
«Стартеры» («О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»);
Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.
Например: «Скажи, что произошло сегодня в детском саду?» - открытый вопрос, «У тебя был хороший день?»- закрытый вопрос.
- Приведите примеры открытых и закрытых вопросов (родители приводят примеры).
Для осуществления рефлексивного слушания необходимы установки и чувства.Они включают: желание выслушать ребенка, желание помочь ребенку,принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка, понимание того, что чувства не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Для того чтобы помочь идентифицировать чувства, посмотрите на список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.
(Родителям демонстрируется слайд 2, после чего заслушиваются их высказывания)
Слайд 2

Список слов, выражающих чувства,необходимых для рефлексивного слушания:
1. Счастливый
2. Гордый.
3. Довольный.
4. Радостный.
5. Сердитый.
6. Тревожный
7. Расстроенный
8. Смущенный
9.Обиженный
10. Несчастный
11. Отверженный
12. Печальный
13. Побежденный
14. Неспособный
15. Честный

Упражнение для родителей «Восприятие чувств ребенка».
Родителям раздаются бланки с некоторыми типичными высказываниями ребенка.
Психолог: Внимательно прочтите каждое высказывание и в правой колонке запишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Бланк для родителей.
Высказывания ребенка:
1. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал!»
2. «Ты будешь держать меня за ручку,когда поведешь в детский сад?»
3. «Я никогда не смогу быть таким, как Ваня, я старался, а он все равно сделал лучше!»
4. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать!»
5. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и жадная».

IV. Обучение построению высказываний в форме «Я – сообщений».
Возможно, что Вы, уважаемые родители, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе: «Это очень благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно.Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:
«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать. Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они
реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.
Как строить «Я – сообщение»?
Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
VI. Практическая работа с родителями «Построение «Я – сообщений» .
Родителям раздаются бланки с ситуациями.
Психолог: Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с предложенным «Ты – сообщением» и напишите высказывание в виде «Я сообщения».
Бланк для родителей:

Ситуации и "ты-сообщения"
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. - "Ты не должен мне мешать, когда я читаю!"
2. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом. - "Ты до сих пор не повзрослел! Так ведут себя
только малыши".
3. Ребенок никак не идет ложиться спать, мешает разговору родителей.-"Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам
мешаешь!"
4. Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко. - "Ты не даешь нам разговаривать!Убавь телевизор!"

Обсуждение выполненного задания.

IV. Заключение.
Психолог: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы и терпения.В завершение нашего занятия я предлагаю вам несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.

Родителям раздаются памятки « Общие правила эффективного общения» и предлагается выставка литературы по данной проблеме.

Памятка для родителей.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ .
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
4. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
5. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
6. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
8. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
9. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
Успехов Вам!

Керницкая Елена Сергеевна, студентка, направление «Педагогическое образование»,профиль подготовки «Начальное образование», Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Формирование педагогической компетентности родителей в работе учителя начальных классов

Аннотация. Поступая в школу, ребенок становится центром «педагогического треугольника» (учительученикродитель). Успехи и неудачи в воспитании и развитии ребёнка во многом зависят от того, какими будут отношения в этом«педагогическом треугольнике.Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации организационных и содержательных психологопедагогических условийпо повышению педагогической компетентности родителей.Особое внимание обращено на формирование педагогической культуры, педагогической грамотности и осознанного родительства. Объединение психологопедагогических методов и форм работы с родителями в систему сопровождения (программа «Обучение родителей младшихшкольников адаптивным моделям семейного воспитания»), а также использование технологии повышения педагогической компетентности родителей –все это способствует достижению поставленной цели исследования –сформированности педагогической компетентности родителей.Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая культура, грамотность,компетентность.

Введение.Среди проблем, с которыми сталкиваются учителя в работе с родителями детейподросткового возраста, нежелание родителей сотрудничать со школой, игнорирование ими родительских собраний, проводимых мероприятийв классе и т.п. Причину такого отношения следует искать в начальной школе, когда родители хотят сотрудничать с педагогом, готовы оказывать ему необходимую помощь и поддержку, а учитель поройигнорирует или недооценивает эту готовность родителей и уделяет им минимум своего внимания .

Формулирование цели и задач статьи.Педагогическое руководство семейным воспитанием предполагает помощь семье для разностороннего развития личности; консультирование по выбору методов, приемов воспитания ребёнка.И в первую очередь помощьдолжна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей на основе развития профессиональной компетентности. Изложение основного материала статьи.Решению данной проблемы были посвящены труды многих ученых, но до сих пор не разработаны организационные и содержательные аспекты формирования педагогической компетентности родителей младших школьников в работе учителя.В своем исследовании мы опирались натеоретические подходы к пониманию и развитию педагогической культуры,компетентности родителей, идею эффективного родительства (Р.В.Овчарова); исследовательские методики по выявлению уровня сформированности педагогической компетентности родителей (И.А.Меркуль),(Э.Г.Эйдемиллери). Анализ исследований нам дал возможность «высветить» ряд проблем в практике взаимодействия «педагогребенокродитель». Необходимо отметить низкий уровень психологопедагогической культуры участников взаимодействия; непонимание родителями самоценности периода младшего школьного возраста и его значения для формирования личности в целом; отсутствие у родителей и учителей «педагогической рефлексии». Учителя затрудняются в определении содержания, форм и методов работы школы с семьей. Нишкола, а родители, семья –вот кто являются социальными заказчиками. Недостаточная информированность родителей о специфике деятельности детей в школе, а учителей -о воспитании детей в семье; консервативность родительской позиции, опека ребенка младшего школьного возраста; распространённое отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам; шаблонные, стандартные представления учителей о том, что родителям нужны не «жизненные», а строго научные психологопедагогические знания о своих детях –все это осложняет процесс организации работы учителя с семьей. Говоря о педагогической культуре родителей,имеется в виду достаточная подготовленность, личные качества, отражающие уровень совершенства воспитателя.

Под «педагогической компетентностью» мы понимаем: интегральную характеристику, включающую в себя совокупность знаний, умений, навыков и опыта в воспитании ребенка; способность с опорой на имеющиеся знания, опыт, ценности решать проблемы и задачи, которые возникают в процессе жизнедеятельности; способность создавать условия для безопасной жизнедеятельности детей; способность родителей включить ребенка в деятельность, направленную на формирование у него социальных навыков, умений, интеллекта посредством включения в реальные жизненные ситуации.В исследованияхР.В. Овчаровой определяются следующие составляющие педагогической компетентности родителей: когнитивная, эмоциональная, поведенческая.Е.П. Арнаутова предлагаетв структуре педагогической компетентности выделить такие компоненты,как мотивационный, личностный, организационнокоммуникативный, и др.

Тем не менее,многоаспектность интерпретации педагогической компетентности родителей и ее состава, в содержании компонентов устанавливается обязательноеприсутствиемотивационного элемента,личныхкачеств,знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных.Поэтому, на основе обобщения, группировки возможно выделение таких компонентов, как: мотивационноличностный, гностический (когнитивный) и коммуникативнодеятельностный.Мотивационноличностный

компонент предполагает определенную позицию взрослых по отношению не только к ребенку,но и к самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), заинтересованность родителей в успешном воспитании детей.Гностическийкомпонент описывает сферу познаний родителей: поиск, восприятие и отборинформации,и связан сналичием у родителей психологопедагогических познаний о воспитании и развитии детей.Коммуникативнодеятельностныйкомпонент, по мнению А.В. Мининой[ܲ9],содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.Поэтому педагогическую компетентность мы рассматриваем, как интегративное качество. Анализируя работы педагоговпсихологовможно сделать вывод о том, что методики повышения педагогической компетентности родителей предполагают разнообразие психологических практик в работе с семьей ребенка. И в данный процесс должны быть вовлечены все: родители, дети, учителя.

Сочетание современных форм работы с семьей и применение методов активизации родительского опыта, способствует повышению уровня каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Использование системы различных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов, будет являться важным условием повышенияпедагогическойкомпетентностиродителей.

Это является делом не простым, так как предполагает «рождение»у родителейсовершенно новых смыслов деятельности, самоизменениеличности, появлениеновых механизмов саморегуляции в деятельности.Следовательно, процесс формирования педагогической компетентности родителей длительный и эмоционально напряженный .Анализ психологопедагогических исследований показал, что дополнительными условиями, помогающими развитию родительской компетентности, являются: фасилитационная направленность человека; домашняя и социальная среда;признание самоценности опыта родителей в воспитании детей; субъектсубъектное взаимодействие педагога и родителейна основе психологопедагогического сопровождения.Работа учителя с семьей школьника может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс, вовлечение родителей в управление школой. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями направлены на реализацию указанных направлений. Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Исетская средняя общеобразовательная школа № 2(село Исетское, Исетского района, Тюменской области). Анализ опыта по развитию педагогической компетентности родителей начальных классов был проведен с родителями 1«А» и 1 «Б» классов в количестве 65 человек. Экспериментальная группа: родители учащихся 1 «А» класса в количестве 32 человек. Контрольная группа: родители учащихся 1 «Б» класса в количестве 33 человек.Была сформулирована характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности родителей: высокий, средний, низкий.В рамках нашего исследования были использованы следующие методики изучения педагогической компетентности родителей: Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье»(направлена на изучение уровня знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия с ним); Тест «Я и мой ребенок» (на определение социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании; определяет мотивационно–личностного компонент); Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»(предназначен для изучения влияния родителей на процесс воспитания ребенка и поискошибок в родительском воспитании, что позволяет диагностировать нарушения процесса воспитания в семье). Низкий уровень педагогической компетентности у 13 родителей (41%) в экспериментальной группе и у 13 родителей(41%)в контрольном классе. Такие родители недооценивают роль социальной культуры в личностном развитии ребенка. У них отсутствует информация об особенностях психического созревания детей. Они не ориентируются в выполнении соответствующих воспитательных функциях, не хотят признавать ни родительскую ответственность, ни праворебенка на самоутверждение или творчество. Детские сады, школы, государство –вот кто несёт ответственность за воспитание их детей. Функция семьи ими сводится к материальному обеспечению. В большинстве случаев такие родители не совсем осознают отрицательного влияния плохихсемейных отношений, они не хотят общаться с педагогом. Данные родители не считают необходимым приобщение своих детей к культурным ценностям. Перспективы дальнейшего развитиясвоего ребенка, как правило,они подчиняют меркантильным интересам: получение образования, зарабатывание денег. Средний уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе у 8 родителей(25%) и у 8 родителей (25%) в контрольной группе. Круг интересов в воспитании и социальном развитии своих детей достаточно широк, но не может бытьреализован в полной мере по причине «нехватки времени», «собственной инфантильности», а также ситуативности осуществления воспитательной функции. Эти родители знают о необходимости и значимостисоциального воспитании. Тем не менее,ограничиваются участием в тех акциях, которые предлагает образовательное учреждение. Они не доверяют преобладающему влиянию семейнобытовой культуры на результаты социального развития детей, не всегда проявляют интерес к процессу повышения уровня собственной социальной культуры.Высокий уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе был отмечен у 11 родителей (34%), в контрольной группе у 12 родителей (36%). У этих родителей хорошо развито стремление к познанию индивидуальных особенностей развития своего ребенка. Они проявляют интерес к организации педагогически оправданной среды. Принимают активное участие в жизни школы. Данные родители показали устойчивость познавательных интересов к психологопедагогическим аспектам воспитательного процесса.Общие результаты исследования показали высокий процент родителей с низким уровнем педагогической компетентности, что еще раз подтверждает актуальность исследуемой проблемы, и убеждает нас в необходимостиболееактивного включениясемьи в педагогический процесс социального развития и воспитания младших школьников.На основе результатов констатирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедренапрограмма по повышению педагогической компетентности родителей младших школьников, разработан комплекс профилактических, обучающих и развивающих мер. С целью повышения педагогической компетентности родителей быларазработанаи реализована программа «Обучение родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания».Программа состояла из вводного (диагностического)цикла занятий, цикла лекционных занятий, обучающих (тренингов) занятий.Данная программа призвана была решить следующие задачи: повышение педагогической компетентности родителей;обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;обучение родителей технологии предъявления педагогического требования;коррекция стиля родительского воспитания.Тренинги проводились одновременно с родителями и с учащимися.В течение всего эксперимента упор делался на то, чтобы формировать знания о специфике младшего школьного возраста: здоровьесбережение, планирование учебного и свободного времени, умение общаться с одноклассниками и педагогами. Педагогический словарь всех участников эксперимента пополнился такими понятиями, как «педагогическая грамотность», «здоровьесберегающие технологии», «культура здоровья» и др. По просьбе родителей была рассмотрена тема «Дисциплина и дисциплинированность», в виду многочисленных вопросов на индивидуальных консультациях. Понятие «сознательная дисциплина» как осмысленное усвоение воспитанниками правил поведения, норм нравственности, умение анализировать свои поступки и поведение других людей, режим дня, ответственное отношение к учению, развитие учебных умений, деятельность и устойчивые межличностные отношения, использование педагогических мер воздействия, направленность на развитие личности -это всё мы отнесли к сознательной дисциплине. Причем направленность на развитие личности предполагает раскрытие познавательного интереса, привитие культуры чтения, занятия спортом и искусством, творческую активность, занятия в кружках и клубах. Родителям было предложено несколько формулировок,по которым надо было определить,насколько дисциплинированны их дети: ребёнок умеет планировать работу; ребенок в состоянии хорошо выполнить ответственную работу; ребенок никогда не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня; ребёнок без промедлений выполняет порученное дело; ребёнок всегда ходит в школу без опозданий; ребенок

позитивно внушаемый; ребенок уважает мнение других.Ответы послужили данными для размышления и изменения ситуации с помощью воспитательных воздействий, которые раньше предлагались. Работа с родителями была организована на основе актуализации мотивационноличностного, гностического, коммуникативнодеятельностного компонентов педагогической компетентности посредством включения родителей в организацию и проведение:

родительских собраний в традиционной и интерактивной формах, лекций, конференций, презентаций, днейоткрытых дверей (мотивационноличностный компонент);

дискуссионных вечеров, родительскихчтений, тренингов(гностический компонент);

ролевого проигрыванияпедагогических ситуаций, практикумов(коммуникативнодеятельностный компонент). Родители были включены в решение самообразовательных (восполнение пробелов в педагогических знаниях, развитие креативного мышления в образовательной области), коммуникативно

консультативных (совместныйпсихологопедагогический поиск индивидуальных методов воздействия на ребенка) и просветительских (видеть и понимать происходящие с детьми возрастные изменения) задач. Завершилась программа контрольным диагностическим исследованием. Выводы.Обобщая результаты исследования, мы можем со всей ответственностьюутверждать(данные количественных и качественных методов исследования), что уровень педагогической компетентности родителей существенно повысился по всем компонентам, что говорит об эффективности предложенной программы работы с родителями. Результативность формирования педагогической компетентности родителей была достигнута. Работа по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников дала основание нам сделать вывод о том, что уровень сформированности педагогической компетентности родителей зависит от того, как организовано взаимодействие учителя, образовательного учреждения с семьей.Просвещение родителей в вопросах воспитания, возрастных особенностей, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка; «научение» родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, тренинги по преодолению кризисных ситуаций в процессе воспитания детей, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков –все это способствует гармонизации сложившихся напряженных отношений в семье.

Ссылки на источники1.Кочетова A.A.От ребенка и семьи к совместному сотрудничеству: аспекты взаимодействия семьи и школы//Народное образование, 2005, №8, С. 196 202.2.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. –257с.3.Меркуль И.А. Проблема формирования психологопедагогической компетентности родителей//Актуальные проблемы психологического знания, 2010. №4. –С.41.4.ЭйдемиллерЭ.,Юстицкис В. Психологияи психотерапия семьи. Питер, 2008. –672 с. 5.Фугелова Т.А. Человек в трудных жизненных ситуациях: Учеб. пособие. Тюмень, Издво ТюмГНГУ, 2010. 167 с.6.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.7.АрнаутоваЕ.П. Практика взаимодействиясемьии современного детскогосада.М. 2002. 120 с.8.Fugelova T.A.DIALOGUE METHOD IN THE PROCESS TEACHING //The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016.№31. С. 5356.9.Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности // Педагогика и психология, 2014. №1. –С.42.10.Fugelova T.A.THE REALIZATION OF DIALOGUE INVOLVEMENT METHOD IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUBJECTS TEACHING//In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2.№2. С. 1621.11.Боднева H.A.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Пятигорск: ПГЛУ,2009.198 с.

На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения .

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают следующее:

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.);

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.).

Способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский)

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. .

Особое значение в рамках данного исследования имеют такие понятия как педагогическая культура, педагогическая грамотность и осознанное родительство.

Говоря о педагогической культуре родителей, имеется в виду их достаточная подготовленность, их личные качества, отражающие уровень их совершенства как воспитателя и проявляющиеся в связи с семейным и общественным воспитанием детей. В качестве ведущего компонента педагогической культуры родителей выступает определенная совокупность психологических, педагогических и правовых знаний, а также навыки и умения родителей, обнаруженные во время воспитания детей на практике. Педагогическая культура является важной составной частью общей культуры населения, обладающей кроме специфических качеств, также общими характерными показателями.

Педагогическая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков и способность передавать другим освоенные знания и социальный опыт. Предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам .

«Осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве . По Е.Г. Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания .

"Сознательно еродительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей. Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный".

Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил, сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г.А. Голицин, Т.С. Леви, М.А. Розов, Т.О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т.О. Смолева) . При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований. Рассмотрим подробно наиболее близкие понятия к «педагогической компетентности родителей».

Таблица 1 «Соотношение» понятий, описывающих компетентность родителей в воспитании детей

Определение

Основные аспекты проявления

Источник

1. Педагогическая культура родителей

компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;

Осуществление воспитательной деятельности;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей.

Социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции;

2. Педагогическая грамотность родителей

комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.

Знание мотивации субъекта;

Понимание особенностей психической деятельности;

Социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей

3. Эффективное родительство

«Технология» воспитательной деятельности родителей, то есть система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка

Система взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания

социальный и профессиональный опыт;

дополнительное практикоориентированное образование родителей (тренинги, практикумы);

самообразование

4. Педагогическая компетентность родителей

Интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка.

Взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, естественнонаучных, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Вводятся новые понятия: «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «формирование, развитие

Все вышеперечисленные

Итак, сравнительный анализ таких явлений позволяет нам определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной определяются следующие составляющие (структурные компоненты) педагогической компетентности родителей: когнитивную, эмоциональную, поведенческую .

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М.А. Орлова С.С. Пиюкова, В.В. Селина и др.).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности родителей и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.

Коммуникативно-деятельностный компонент, по мнению Мининой А.В., содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Таблица 2 Показатели педагогической компетентности родителей

Компоненты

Показатели

Мотивационно-личностный

Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания детей; - потребность в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;

Позитивное самоотношение;

Адекватная самооценка как родителя (будущего родителя);

Личностная готовность к переменам;

стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы: наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Желание заниматься развитием своего ребенка в соответствии с врожденными способностями,

Потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в воспитательном процессе

Гностический

О развитии и личностных новообразованиях в младшем школьном возрасте;

О ведущих видах деятельности ребенка на разных этапах развития

Знать о кризисных проявлениях того или иного возраста и основных новообразованиях периода, помогать ребенку преодолевать трудности в общении, обучении.

Знать о закономерностях психического развития и основных психологических потребностях ребенка.

Знать стили семейного воспитания и особенности каждого из них

Знать о методах воспитания и владеть ими

Коммуникативно-деятельностный

Умения и навыки:

Развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

Стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

Применять эффективные методы воспитания;

Способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;

Строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.

Уметь общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности

Создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения для воспитания и обучения ребенка

Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.

 
Статьи по теме:
Удлиненная челка — романтично и невероятно стильно
Челка – это универсальное решение многих проблем, не только смены образа, но и скрытия некоторых дефектов внешности или структуры волос. Для чего нужна челка прическе, какая челка подходит к какому типу лица и модные тренды в 2020 — детально рассмотрим да
Шьем шапочку для красной шапочки
В преддверии новогодних праздников у многих мам стоит непростая задача подготовки карнавальных костюмов для своих деток. К сожалению, в магазинах встречаются в основном однотипные меховые костюмы или же нарядные платья «а-ля пышная принцесса». И в тех и в
Чем вызваны изменения пупка при беременности и опасны ли они?
Беременность сильно меняет женщину. Уже с первых недель гестации ее тело становится другим. Изменения происходят с будущей мамой на протяжении всей беременности, вплоть до родов. Эти изменения многих женщин в положении больше пугают, чем радуют. Особенно
Как оценить состояние зрения у младенца?
Елена с сыном | Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти